Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации'

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочковская Виктория Леонидовна, Назарова Мария Сергеевна

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации, респонденты разработку методики улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию, а также оптимизацию основных технических параметров прикладного плавания. Респонденты обратили внимание также на такие условия как обоснование технологии повышения эффективности обучения прикладному плаванию с использованием методики улучшения экономичности движений, а также на формирование экономичных типологических комбинаций элементов техники передвижения в воде. Большое значение имеют выявление наиболее эффективных упражнений для совершенствования экономичности движений, а также Учет предшествующего двигательного опыта студентов при выполнении элементов прикладного плавания. Менее важными условиями являются интегрированное формирование навыков экономичности движений прикладного плавания и активный контроль студентов над экономичностью выполнения собственных движений во время плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочковская Виктория Леонидовна, Назарова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for efficiency increase while training to the applied swimming of the students of higher education institutions of civil aviation

The article presents the results of researches of authors on identification of the psychology and pedagogical conditions necessary for efficiency increase in training to the applied swimming of the students of higher education institutions of civil aviation. As the main psychology and pedagogical conditions necessary for efficiency increase in training to the applied swimming of the students of higher education institutions of civil aviation, respondents noted the development of the methods for improvement of the profitability of movements when training to the applied swimming, and also optimization of the key technical parameters of the applied swimming. The respondents also paid attention to such conditions as justification of the technology for increase of the learning efficiency to the applied swimming with application of the methods for improvement of the profitability of movements, and also formation of the economic typological combinations of the elements of technique of movements in water. Great importance has been given to the identification of the most effective exercises for improvement of the profitability of movements, and also to the accounting of the previous motor experience of the students when performing the elements in the applied swimming. Among less important conditions there are integrated formation of the skills relating to the profitability of movements in the applied swimming and active control of students over profitability of performance of own movements during swimming.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации»

УДК 796.011

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Мария Сергеевна Назарова, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

(СПбГУ ГА)

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации. В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации, респонденты разработку методики улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию, а также оптимизацию основных технических параметров прикладного плавания. Респонденты обратили внимание также на такие условия как обоснование технологии повышения эффективности обучения прикладному плаванию с использованием методики улучшения экономичности движений, а также на формирование экономичных типологических комбинаций элементов техники передвижения в воде. Большое значение имеют выявление наиболее эффективных упражнений для совершенствования экономичности движений, а также Учет предшествующего двигательного опыта студентов при выполнении элементов прикладного плавания. Менее важными условиями являются интегрированное формирование навыков экономичности движений прикладного плавания и активный контроль студентов над экономичностью выполнения собственных движений во время плавания.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; прикладное плавание; студенты вузов гражданской авиации; эффективность обучения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p68-72

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFICIENCY INCREASE WHILE TRAINING TO THE APPLIED SWIMMING OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CIVIL AVIATION

Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Maria Sergeyevna Nazarova, the competitor, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Annotation

The article presents the results of researches of authors on identification of the psychology and pedagogical conditions necessary for efficiency increase in training to the applied swimming of the students of higher education institutions of civil aviation. As the main psychology and pedagogical conditions necessary for efficiency increase in training to the applied swimming of the students of higher education institutions of civil aviation, respondents noted the development of the methods for improvement of the profitability of movements when training to the applied swimming, and also optimization of the key technical parameters of the applied swimming. The respondents also paid attention to such conditions as justification of the technology for increase of the learning efficiency to the applied swimming with application of the methods for improvement of the profitability of movements, and also formation of the economic typological combinations of the elements of technique of movements in water. Great importance has been given to the identification of the most effective exercises for improvement of the profitability of movements, and also to the accounting of the previous motor experience of the students when performing the

elements in the applied swimming. Among less important conditions there are integrated formation of the skills relating to the profitability of movements in the applied swimming and active control of students over profitability of performance of own movements during swimming.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, applied swimming, students of higher education institutions of civil aviation, learning efficiency.

Современная концепция проведения физической подготовки со студентами вузов гражданской авиации предполагает формирование у них готовности к эффективной деятельности по спасению людей на воде. Формирование готовности у студентов вузов гражданской авиации к эффективной деятельности по спасению людей на воде предполагает совместное развитие физических качеств и навыков прикладного плавания. [4, 8, 9].

В прикладном плавании основными признаками, влияющими на эффективность обучения, являются симметричность-асимметричность движений, одновременность-переменность движений, пространственно-ориентированное положение тела и др. Эти признаки - критерии техники - вводятся как универсальные регламенты с целью стандартизации действий пловцов. [1, 8, 9, 10]. Поскольку прикладное плавание относится к профессиональной деятельности, оно является объективно необходимым видом деятельности. Объективная необходимость проявляется в его функциях - удержания тела на поверхности воды, передвижения человека в воде, создание основы для выполнения профессиональных приемов и действий в водной среде. Поэтому структуру комбинаций техники прикладного плавания должны составлять элементы, способствующие реализации всех трех функций. В этой связи уместно рассмотреть соотношение индивидуального двигательного опыта и двигательных навыков, сформированных в соответствии с положениями теории обучения движениям.

Индивидуальный двигательный опыт - это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений. [2, 3, 5, 6]. Принципиальным отличием индивидуального двигательного опыта от навыков плавания следует считать отсутствие квалифицированного педагога, научно обоснованной методики обучения. Иными словами, индивидуальный двигательный опыт взаимодействия с водной средой может быть получен в экстремально-стрессовых ситуациях и не всегда оканчивается положительными результатами.

В свою очередь формирование двигательного навыка - это активный целенаправленный процесс обучения с обязательным осмысливанием образа действия, состоящий из логически различающихся фаз, следующих одна за другой. Навык формируется в процессе осознанного стремления студента освоить некую новую для него систему движений. Приобретение индивидуального двигательного опыта при нахождении в воде может происходить неосознанно по схеме условно-рефлекторных реакций путем активного двигательного противодействия водной среде. [1, 8, 9, 10]. В подобных стрессовых, лимитированных по времени условиях мозг человека оказывается не в состоянии получать и перерабатывать обратную информацию от периферийных органов чувств о результатах совершаемых действий и на основе их анализа производить соответствующее корректирование выполняемых движений. Двигательный компонент, оказавшись без поддержки осознанного управления, начинает работать самостоятельно по программе ранее выработанных координаций, ощущений и восприятий в направлении создания условий для дыхания и осуществления опоры о воду с целью удержания на плаву. [1, 8, 9, 10]. Тем не менее, если в результате хаотических, несистематизированных движений человеку удается решить двигательную задачу - как минимум удержаться на воде - у него вырабатываются гидрогенные локомоции, отличающиеся от навыков плавания широким спектром излишних движений, работой ненужных групп мышц, неоправданными мышечными усилиями, нерациональным дыханием, неправильным положением тела в воде. [1, 8, 9, 10].

Между тем неэффективное решение двигательной задачи, позволившее сохранить жизнь и получить определенный двигательный опыт, есть эффективное решение задачи.

Поэтому элементы техники плавания, составляющие типологические комбинации, позволяющие реализовать хотя бы одну из функций прикладного плавания, будем считать возможными для повышения эффективности обучения прикладному плаванию.

При переходе от гидрогенных локомоций, сложившихся при отсутствии образа действий, к формированию на их основе навыков плавания целесообразно руководствоваться принципом использования совокупности основных опорных точек. [1, 8, 9, 10].

Данный принцип предполагает создание правильного представления об изучаемом движении в следующей последовательности. Во-первых, на основе образцового показа формируется зрительный образ разучиваемых движений. Во-вторых, путем объяснения и доступного комментирования до студентов доносятся знания, составляющие логический образ осваиваемого действия. И, наконец, в-третьих, посредством использования подготовительных и подводящих упражнений формируется вновь вводимый двигательный образ действия.

Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации. Для определения ранговой структуры этих условий был проведен опрос 78 тренеров и преподавателей вузов гражданской авиации, имеющих опыт работы на кафедрах физической подготовки более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской

авиации (п=78)

Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Разработка методики улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию 18,2

2 Оптимизация основных технических параметров прикладного плавания 17,3

3 Обоснование технологии повышения эффективности обучения прикладному плаванию с использованием методики улучшения экономичности движений 15,1

4 Формирование экономичных типологических комбинаций элементов техники передвижения в воде 14,3

5 Выявление наиболее эффективных упражнений для совершенствования экономичности движений 10,7

6 Учет предшествующего двигательного опыта студентов при выполнении элементов прикладного плавания 9,9

7 Интегрированное формирование навыков экономичности движений прикладного плавания 7,7

8 Активный контроль студентов над экономичностью выполнения собственных движений во время плавания 6,8

В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации, респонденты разработку методики улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию, а также оптимизацию основных технических параметров прикладного плавания. Респонденты обратили внимание также на такие условия как обоснование технологии повышения эффективности обучения прикладному плаванию с использованием методики улучшения экономичности движений, а также на формирование экономичных типологических комбинаций элементов техники передвижения в воде. Большое значение имеют выявление наиболее эффективных упражнений для совершенствования экономичности движений, а также Учет предшествующего двигательного опыта студентов при выполнении элементов прикладного плавания. Менее важными условиями являются интегрированное формирование навыков экономичности движений прикладного плавания и активный контроль студентов над экономичностью выполнения собственных движений во время плавания.

Таким образом, создание этих условий позволит в значительной степени повысить эффективность обучения студентов прикладному плаванию, а также оптимизировать деятельность преподавательского состава кафедр по физической подготовке вузов гражданской авиации при формировании навыков спасения людей на воде.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий для повышения эффективности формирования навыков прикладного плавания у студентов вузов гражданской авиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / А.Э. Болотин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 112-115.

2. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.

3. Болотин, А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.

4. Болотин, А. Э. Педагогические условия необходимые для повышения работоспособности у летчиков-инструкторов вузов гражданской авиации / А.Э. Болотин // Материалы Международной научно-практической конференции «Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы». - Минск, 2013. - С. 47-49.

5. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 164-169.

6. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

7. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. -СПб., 2001. - 287 с.

8. Бочковская, В. Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

9. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 21-26.

10. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-172.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Novoseltsev, O.V. (2013), "The factors defining high learning efficiency of students to swimming of breast stroke", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 112-115.

2. Bolotin, A.E. and Tokareva A.V., Pauls A.A. (2013), "Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.

3. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2014), "Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions", Scientific-theoretical magazine "Bulletin of Sports Science", No. 1, pp. 3-5.

4. Bolotin, A.E. (2013), "Pedagogical conditions necessary for increase of working capacity at pilots-instructors of higher education institutions of civil aviation", Materials of the International scientific and practical conference "Improving physical culture of youth: actual problems and prospects", BGMU, Млшкб pp. 23-28.

5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. Zh.-A. (2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.

6. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. Zh.-A. (2011), "The pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.

7. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application game methods training of specialists in physical preparation and sport, dissertation, St. Petersburg.

8. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improvement of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

9. . Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "The factors defining need of use of a technique for improvement of profitability of movements when training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 21-26.

10. Taymazov, V.A., Bolotin, A.E. , Tsvetkov, S.A. and Mikheyev, V.E. (2015), " The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military and professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-173.

Контактная информация: nazarovaMS@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2015.

УДК 796.011:612

ЗАВИСИМОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ ОТ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Константинович Романовский, старший преподаватель, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), г. Москва

Аннотация

В работе проведено сравнение распределения и устойчивости внимания у студентов основной и специальной медицинских групп, имеющих отличительный уровень физической подготовленности и функциональных возможностей. Выявлено, что особенности функционирования нервной системы студентов основной и специальной медицинских групп позволяют заключить о тесной зависимости распределения и устойчивости внимания от уровня их физической и функциональной подготовленности.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, расстановка чисел, время.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p72-75

DEPENDENCE OF DISTRIBUTION AND STABILITY OF ATTENTION ON LEVEL

OF PHYSICAL PREPAREDNESS

Gennady Andreevich Gilev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Konstantinovich Romanovsky, the senior teacher, Moscow State Industrial University

Annotation

The article presents the comparison of distribution and stability of attention at students of the main and special medical groups having the distinctive level of physical training and functionality. It is revealed that features of functioning of the nervous system of the students of the main and special medical groups

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.