Научная статья на тему 'Особенности физической подготовки студентов, обучающихся по программам для солдат, сержантов запаса автомобильных и дорожных войск'

Особенности физической подготовки студентов, обучающихся по программам для солдат, сержантов запаса автомобильных и дорожных войск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / СОЛДАТЫ И СЕРЖАНТЫ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ ВОЙСК / ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраменко Валентин Иванович, Афанасьев Владимир Петрович, Пылаев Сергей Михайлович, Сурмило Степан Валентинович

Установлено, что для военнослужащих автомобильных и дорожных войск физическая готовность к действиям, как в условиях повседневной деятельности, так и в экстремальных боевых условиях является наиболее главным фактором успешности их военно-профессиональной деятельности. Проведенные исследования показали необходимость преимущественного использования упражнений аэробного характера для развития общей выносливости, а также специальных средств, для развития силы и силовой выносливости. Эти физические качества способствуют эффективному выполнению учебно-боевых задач. Показано, что раздел профессионально-прикладной физической подготовки студентов в гражданских вузах должен быть адаптирован в соответствии с предметом обучения «Физическая подготовка» программы боевой подготовки автомобильных и дорожных войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авраменко Валентин Иванович, Афанасьев Владимир Петрович, Пылаев Сергей Михайлович, Сурмило Степан Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of physical training of students under the programs for soldiers, sergeants of reserve for automobile and road troops

It has been established that for the military personnel of the automobile and road troops the physical readiness for actions, both in the conditions of daily activities, and in extreme combat conditions is the main factor of success in their military professional activity. The conducted researches showed the need in preferential use of the exercises of aerobic character for development of the general endurance and the special means too, for development of the force and power endurance. These physical qualities promote effective implementation of the educational and fighting tasks. It has shown that the section of professional and applied physical training of the students in civil higher education institutions has to be adapted according to the training subject "Physical training" of the program of combat training of the automobile and road troops.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовки студентов, обучающихся по программам для солдат, сержантов запаса автомобильных и дорожных войск»

Педагогические науки

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДЛЯ СОЛДАТ, СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ ВОЙСК

Валентин Иванович Авраменко, соискатель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург; Владимир Петрович Афанасьев, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Михайлович Пы-лаев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург; Степан Валентинович Сурмило, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский университет ГПС

МЧС России

Аннотация

Установлено, что для военнослужащих автомобильных и дорожных войск физическая готовность к действиям, как в условиях повседневной деятельности, так и в экстремальных боевых условиях является наиболее главным фактором успешности их военно-профессиональной деятельности. Проведенные исследования показали необходимость преимущественного использования упражнений аэробного характера для развития общей выносливости, а также специальных средств, для развития силы и силовой выносливости. Эти физические качества способствуют эффективному выполнению учебно-боевых задач. Показано, что раздел профессионально-прикладной физической подготовки студентов в гражданских вузах должен быть адаптирован в соответствии с предметом обучения «Физическая подготовка» программы боевой подготовки автомобильных и дорожных войск.

Ключевые слова: обучение двигательным действиям, солдаты и сержанты запаса автомобильных и дорожных войск, программа по физической подготовке.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS UNDER THE PROGRAMS FOR SOLDIERS, SERGEANTS OF RESERVE FOR AUTOMOBILE AND ROAD

TROOPS

Valentin Ivanovich Avramenko, the competitor, Military Academy of Material Support, St. Petersburg; Vladimir Petrovich Afanasyev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Mikhailovich Pylayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg; Stepan Val-entinovich Surmilo, the candidate of pedagogical sciences, GPS Emercom of Russia St. Petersburg University

Annotation

It has been established that for the military personnel of the automobile and road troops the physical readiness for actions, both in the conditions of daily activities, and in extreme combat conditions is the main factor of success in their military professional activity. The conducted researches showed the need in preferential use of the exercises of aerobic character for development of the general endurance and the special means too, for development of the force and power endurance. These physical qualities promote effective implementation of the educational and fighting tasks. It has shown that the section of professional and applied physical training of the students in civil higher education institutions has to be adapted according to the training subject "Physical training" of the program of combat training of the automobile and road troops.

Keywords: training to physical actions, soldiers and sergeants of the automobile and road troops reserve, program for physical training.

Результаты многочисленных исследований, проведенных в последнее время, свидетельствуют о том, что в настоящий момент в установках современного поколения российских граждан наблюдается пересмотр жизненных ценностей, а также отношения молодых людей к воинской службе. Это в полной мере относится и к отношению студентов к

программе военной подготовки для солдат и сержантов запаса [1-6].

Основной причиной, по которой студенты выбирают обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования является перспектива получения престижной специальности. Это способствует овладению более широким уровнем знаний, навыков и компетенций, возможности их применения к выполнению определённого вида профессиональной деятельности, в том числе и для дальнейшей самореализации в Вооруженных силах России.

В настоящее время Министр обороны Российской Федерации проводит корректировку военной реформы, касающуюся системы военного образования. Военно-учебные заведения и учебно-научные центры были переподчинены командующим соответствующих для них видам и родам войск. Непопулярная в Вооруженных силах «Болонская система» обучения, предполагающая три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратуру была отменена С. Шойгу в конце 2012 года. На современном этапе особое внимание уделяется военной подготовке молодежи при обучении их в образовательных организациях гражданского профиля. [1, 3-6].

До последнего времени подготовку по военно-учетным специальностям осуществляли военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Обучающиеся на военных кафедрах студенты на протяжении 2,5 лет проходили курс теоретической военной подготовки в образовательной организации и учебные сборы в учебных военных центрах. После этого им присваивалось офицерское звание, и они зачислялись в запас.

В настоящий момент в процесс организации военной подготовки в образовательных организациях вносятся существенные изменения. Основной целью подготовки является накопление в запасе хорошо подготовленного резерва, а также предоставление возможности молодым людям, права на проведение самостоятельного определения вида исполнения своего долга по защите Отечества. Предлагается новый вариант процесса организации военной подготовки студентов. Он должен стать одной из форм подготовки граждан к военной службе на добровольной основе. Предлагаемый процесс организации военной подготовки проводится по родственным для гражданских специальностей военно-учетным специальностям. Вся подготовка состоит их двух этапов. Первый этап (теоретической подготовки) представляет собой получение необходимых военных знаний при обучении в образовательной организации. Продолжительность подготовки студентов по программам офицеров запаса - 2,5 года, сержантов запаса - 2 года, солдат запаса - 1,5 года. Второй этап (практической подготовки) представляет собой учебные сборы (три месяца) в учебных военных центрах. Целью второго этапа является овладение практическими умениями, навыками и компетенциями, а также приобретение опыта применения знаний для работы с вооружением и военной техникой в боевой обстановке.

Новый процесс обучения студентов по военно-учетным специальностям с целью организации военной подготовки был проведен поэтапно. Первый этап (с 1 сентября 2014 года) - подготовка студентов осуществлялась по программам для офицеров, сержантов и солдат запаса на базе вузов, где имеются военные кафедры (факультеты).

Второй этап (с 1 сентября 2015 года) создание на базах военных кафедр (факультетов) для обучения студентов Межвузовских центров военной подготовки.

Третий этап (с 1 сентября 2016 года) - обучение студентов вузов, оказавшихся вне системы межвузовских центров военной подготовки.

В соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации № 205/2/629 от 29 октября 2014 года ФГКВОУ ВО Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева было предписано организовать подготовку специалистов из числа студентов ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского государственного экономического университета по военно-учетным

специальностям солдат и сержантов запаса. На основании данной директивы было предписано организовать подготовку необходимой классно-лабораторной базы и учебно-полевой базы, разработку учебных планов и программ обучения студентов.

Известно, что подготовка студентов в гражданских вузах и курсантов в высших военных учебных заведениях России в корне отличается. В частности, серьезные различия имеются в требованиях по физической подготовке. Данные требования для студентов гражданских вузов ниже по сравнению с требованиями в военных вузах.

Физическая подготовка как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в формировании профессионального мастерства будущих военных специалистов. Главной её целью является обеспечение физической готовности военнослужащих к выполнению боевых задач. Физическая культура студентов в гражданских вузах носит в основном, оздоровительную направленность.

Таким образом, актуальность работы обусловлена:

во-первых, нововведениями в действующее законодательство Российской Федерации, определяющими базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям;

во-вторых, новыми целями деятельности военной и гражданской высших школ, главной частью которых выступает исследуемая система военной подготовки, а также основными направлениями и задачами их научной деятельности.

Характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых военнослужащими в процессе боевой деятельности, в существенной степени сказывается на требованиях к развитию у них определенных качеств.

Анализ требований к физическому состоянию личного состава различных видов Вооруженных сил и родов войск позволяет объединить их в две группы:

- общие - для всего личного состава армии и флота;

- специфические - для военнослужащих различных видов Вооруженных сил, родов войск и категорий.

Наше исследование в большей степени ориентировано на первую группу, так как посвящено вопросам обоснования модели физической подготовки для студентов, обучающихся по военно-учетным специальностям солдат и сержантов запаса.

Действующая программа обучения студентов в гражданских вузах не предполагает военно-прикладной направленности процесса обучения т.к. в ее содержании нет прикладных разделов физической подготовки; занятия проводятся преподавателями, не имеющими профильного военно-физкультурного образования и не умеющими проводить различные прикладные разделы физической подготовки (рукопашный бой, преодоление препятствий, военно-прикладное плавание, ускоренное передвижение и др.).

В связи с этим, нами была разработана программа по физической подготовке для студентов, обучающимся по военно-учетным специальностям автомобильных и дорожных войск (таблица 1).

В соответствии с этой программой физической подготовки солдат и сержантов по военно-учетным специальностям автомобильных и дорожных войск обучение студентов осуществлялось в Межвузовском центре военной подготовки и на военных сборах.

Результаты эксперимента доказали значительную эффективность предложенной нами экспериментальной программы физической подготовки студентов. Так, среднее значение результатов выполнения норматива Н-Т-1 (занятие окопа, траншеи, позиции, огневой позиции, опорного пункта, района обороны или указанного места военнослужащим) составило в ЭГ - 108,9+1,12 (улучшение относительно исходного уровня 27,5 сек., при Р <0,05, в КГ - 6,6 сек при Р>0,05). Среднее значение результатов выполнения норматива Н-Т-10

(передвижение на поле боя, скрытое выдвижение к объекту противника перебежками составило в ЭГ - 182,6+1,73 (улучшение относительно исходного уровня 40,3 сек) при Р <0,05. Таблица 1 - Перечень тем и расчет часов по предмету обучения «Физическая подготовка» Программы боевой подготовки военнослужащих автомобильных и дорожных подразделений

№ темы Наименование темы Количество часов

зимний период летний период

1 Гимнастика и атлетическая подготовка 4 4

2 Рукопашный бой 6 6

3 Преодоление препятствий 4 4

4 Ускоренное передвижение и легкая атлетика 8 8

5 Лыжная подготовка 4 -

6 Военно-прикладное плавание - 4

7 Спортивные и подвижные игры 4 4

8 Комплексные занятия 22 22

ИТОГО: 52 52

Примечание: 1. При отсутствии условий учебные занятия по теме № 6 (военно-прикладное плавание) заменяются темами 4 или 8. 2. Для бесснежных районов или при отсутствии условий учебные занятия по теме № 5 (лыжная подготовка) заменяются темами 4 или 8.

Н-Т-10 переползанием для военнослужащего составило 156,4+1,55 (улучшение 41,4 сек). Н-Т-10 перебежками и переползанием для военнослужащего составило 59,7+0,73 (улучшение 8,4 сек).

В выполнении норматива Н-Т-11 - доставка боеприпасов под огнем противника с использованием переползания на боку значение составило 54,7+0,66 (улучшение 8,6 сек.), перебежками значение составило 41,2+0,48 (улучшение 8,0 сек.).

В показателях, характеризующих уровень физической подготовленности студентов контрольной группы в конце эксперимента, достоверных различий не выявлено. В экспериментальной группе произошли достоверные изменения по всем рассматриваемым показателям (прирост от исходного уровня в подтягивании на перекладине составил 3,5 раза, в беге на 100 м - 0,6 с, в беге на 1 км - 12,1 с.).

ВЫВОДЫ

1. Проведенные исследования показали необходимость преимущественного использования упражнений аэробного характера для развития общей выносливости, а также специальных средств, для развития силы и силовой выносливости. Эти физические качества способствуют эффективному выполнению учебно-боевых задач.

2. Раздел профессионально-прикладной физической подготовки студентов в гражданских вузах должен быть адаптирован в соответствии с предметом обучения «Физическая подготовка» программы боевой подготовки автомобильных и дорожных войск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.

2. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.

3. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

4. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 5-7.

5. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.

6. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков, В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-172.

REFERENCES

1. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.

2. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.

3. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

4. Caravan, A.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 5-7.

5. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.

6. Taymazov, V. A., Bolotin, A. E., Tsvetkov, S.A., and Mikheyev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-172.

Контактная информация: avr1592@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2017

УДК 796.011.3

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Евгения Александровна Назаренко, старший преподаватель, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Михаил Борисович Перельман, старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В статье проводится анализ возможных направлений обучения и подготовки отдельных категорий государственных служащих в процессе реализации программ по обеспечению личной безопасности в системе высшего образования. Содержание программ основывается на исследовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.