Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая модель / условия / способность к стилизации / формирование / студент / хореография / pedagogical model / conditions / ability to stylize / formation / student / choreography

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Коваленко Оксана Владимировна

Статья посвящена созданию педагогической модели и условий формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата через системную разработку основополагающих теоретико-методологических и содержательных особенностей стилизованного народно-сценического танца в рамках хореографической подготовки. Моделирование образовательно-воспитательного процесса осуществлялось на основе дифференциации основных структурных составляющих: теоретико-методологического, организационно-технологического и критериально-результативного блоков. Организационно-технологический блок помимо основных этапов исследовательской деятельности, форм экспериментальной работы, методов и средств, включал авторские педагогические условия, направленные на достижение положительной динамики роста уровня сформированности способности к стилизации студентов хореографических направлений от низкого и среднего к высокому уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Коваленко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL AND CONDITIONS FOR FORMING THE ABILITY TO STYLIZE IN BACHELORATE CHOREOGRAPHY STUDENTS

The article is devoted to the creation of a pedagogical model and conditions for the formation of the ability to stylize undergraduate choreographic students through the systematic development of the fundamental theoretical, methodological and content features of stylized folk stage dance within the framework of choreographic training. Modeling of the educational process was carried out on the basis of differentiation of the main structural components: theoretical-methodological, organizational-technological and criterion-resultative blocks. The organizational and technological block, in addition to the main stages of research activity, forms of experimental work, methods and means, included original pedagogical conditions aimed at achieving positive dynamics of growth in the level of formation of the ability to stylize students of choreographic directions from low and medium to high levels.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА»

УДК 378.4 EDN LOWGXT

Р. С. Наговицын, О. В. Коваленко

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

БАКАЛАВРИАТА

Статья посвящена созданию педагогической модели и условий формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата через системную разработку основополагающих теоретико-методологических и содержательных особенностей стилизованного народно-сценического танца в рамках хореографической подготовки. Моделирование образовательно-воспитательного процесса осуществлялось на основе дифференциации основных структурных составляющих: теоретико-методологического, организационно-технологического и критериально-результативного блоков. Организационно-технологический блок помимо основных этапов исследовательской деятельности, форм экспериментальной работы, методов и средств, включал авторские педагогические условия, направленные на достижение положительной динамики роста уровня сформированности способности к стилизации студентов хореографических направлений от низкого и среднего к высокому уровню.

Ключевые слова: педагогическая модель, условия, способность к стилизации, формирование, студент, хореография

Для цитирования: Наговицын Р.С., Коваленко О.В. Педагогическая модель и условия формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.148-152, EDN LOWGXT.

Roman S. Nagovitsyn, Oksana V. Kovalenko PEDAGOGICAL MODEL AND CONDITIONS FOR FORMING THE ABILITY TO STYLIZE IN BACHELORATE CHOREOGRAPHY STUDENTS

The article is devoted to the creation of a pedagogical model and conditions for the formation of the ability to stylize undergraduate choreographic students through the systematic development of the fundamental theoretical, methodological and content features of stylized folk stage dance within the framework of choreographic training. Modeling of the educational process was carried out on the basis of differentiation of the main structural components: theoretical-methodological, organizational-technological and criterion-resultative blocks. The organizational and technological block, in addition to the main stages of research activity, forms of experimental work, methods and means, included original pedagogical conditions aimed at achieving positive dynamics of growth in the level of formation of the ability to stylize students of choreographic directions from low and medium to high levels.

Keywords: pedagogical model, conditions, ability to stylize, formation, student, choreography

For citation: Nagovitsyn R. S., Kovalenko O. V. Pedagogical model and conditions for forming the ability to stylize in bachelorate choreography students // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.148-152, EDN LOWGXT.

Введение

На сегодняшний день, как показывает ряд научных исследований, новые социально-культурные тенденции в российском обществе начинают определяться рядом национальных направлений, среди которых ключевое место занимает развитие этнической культуры, народного фольклора, искусства и в целом становления художественного творчества современной молодежи на основе национально-региональных приоритетов [1, 5, 7]. Несмотря на системное развитие отечественной художественной культуры и искусства, на настоящем этапе интеграционных процессов в социуме и государстве в значительной степени начинают проявляться комплексы ключевых психолого-педагогических противоречий [6, 8]:

- национально-культурного характера между государственной потребностью в молодых специалистах, умеющих стилизовать исходный художественный материал, сочетая народные и национально-региональные тра-

диции и недостаточностью целостной системной профессиональной подготовки студентов-хореографов, способных к этому социально-культурному процессу с учётом трендов современной культуры и зрительских запросов [3];

- профессионально-педагогического характера между необходимостью в совершенствовании системы хореографической подготовки в высших образовательных учреждениях культуры и искусства в новейших моделях формирования способности студентов к стилизации народного танца и недостаточным применением инновационных средств, форм и методов взаимодействия с хореографическим стилем в практике профессиональных и самодеятельных ансамблей танца [5, 7];

- научно-практического характера: между наличием эмпирического материала в области народного танца, опыта постановочной деятельности хореографов и недостаточностью теоретико-методических разработок по теме стилизации народно-сценического тан-

ца, научно-обоснованных технологий и методик, нацеленных на достижение необходимых творческих и постановочных навыков будущих молодых специалистов [3].

Выявленные противоречия доказывают особую практическую значимость разработки новых педагогических подходов и механизмов для эффективной модернизации профессиональной подготовки будущих хореографов. В этом контексте существует необходимость системного создания педагогической модели и условий для эффективного формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата, обучающихся в вузе культуры, включающих комплекс принципов, целей, организации работы всех компонентов, условий социокультурной среды, характерной для профессионального сообщества и образовательного учреждения [2, 6]. В связи с этим в исследовании была поставлена цель: выявить теоретико-методологические и содержательные особенности профессиональной подготовки хореографов и на их основе разработать педагогическую модель и условия для эффективного формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата.

Материалы и методы

Материалами для реализации научного исследования послужили теоретико-методические работы в сфере моделирования профессионально-педагогической деятельности, технологических аспектов для формирования компетенции к стилизации средствами народно-сценического танца в контексте культурной динамики у студентов вузов культуры и искусства [1, 5, 7]. Для проведения исследования по непрерывным этапам социально-культурного становления был применен метод структурно-функционального моделирования в профессионально-педагогической деятельности, который позволил систематизировать структурный процесс поэтапной целостной образовательно-воспитательной деятельности [2, 3, 8]. В ходе создания педагогических условий для эффективного формирования способности к стилизации студентов был применен комплекс сравнительных методов, таких как обобщение национально-регионального опыта в области модернизации высшего образования в сфере культуры и искусства и системное технологическое проектирование учебного и внеучебного процессов [4].

Литературный обзор

При всей значимости и актуальности на сегодняшний день решения проблемы стилизации народного танца данный аспект исследований не получил достаточного внимания в педагогической науке [8]. Несмотря на то, что профессиональное направление в стилизации достаточно разработано в эстетике, филологии, теории литературы и архитектуры, педагогике декоративно-прикладного, музыкального, филологического образования, очевидна крайняя недостаточность исследований, связанных с педагогическими моделями и приёмами обучения стилизации как высшего уровня работы со стилем при постановке народно-сценического танца в вузах культуры [1, 3, 6].

Для реализации целостного моделирования формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата, по мнению ряда ученых, в первую очередь необходимо выявление основных теоретико-методологических тенденций развития народно-сценического танца в контексте культурной динамики [7, 8]. В этом направлении анализ качественных характеристик работы со стилем при постановке народно-сценического танца в деятельности хореографа позволяет системно сформулировать основные педагогические условия для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса [3].

В исследованиях, нацеленных на формирование профессионально-стилизаторской компетенции студентов, основной акцент в первую очередь делается на создание конструктивно-открытой учебной и внеучебной среды. Авторами подчеркивается идея обусловленности художественного стиля телесным обликом человека, впечатлением от способов его достижения на основе концепции стиля как диалектического единства всеобщего и индивидуального начал в культуре [5, 8]. Ряд авторов поддерживает теорию осознанной стилизации фольклора как символа этнической, региональной, национальной идентичности через идею отображения существенных черт самосознания этноса в работе со стилем у студентов-хореографов [3,

7].

В специальных научных трудах при изучении теоретических и практических направлений профессиональной стилизации образовательно-воспитательного процесса ключевой акцент делается именно на методические особенности профессиональной подготовки

студентов-хореографов [3, 8]. В свою очередь, данное исследование ориентировано на создание целостной поэтапной системы профессиональной подготовки студентов-хореографов через выявление основных целей, принципов, концептуальных подходов, технологических особенностей, педагогических условий для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса, компонентов и критериальных уровней формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата.

Результаты исследования

В результате была разработана авторская структурная модель, позволяющая образно показать организацию поэтапной профессиональной подготовки хореографов по следующим блокам: теоретико-методологический (Рис. 1), организационно-технологический с выявлением основных педагогических условий (Рис. 2) и критериально-результативный (Рис. 3).

Моделирование образовательно-

воспитательного процесса формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений осуществлялась на основе дифференциации основных структурных составляющих: теоретико-методологический, организационно-технологический и критериально-

результативный блоки. В теоретико-методологическом блоке определены основные принципы и концептуальные подходы. Организационно-технологический блок помимо основных этапов исследовательской деятельности, форм экспериментальной работы, методов и средств, используемых в процессе целостного и системного повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса, включал авторские педагогические условия, направленные достижение положительной динамики роста уровня сформированности способности к стилизации студентов хореографических направлений от низкого и среднего к высокому уровню. В свою очередь, педагогические условия основаны на поэтапной ориентации на формирование устойчивого интереса будущих хореографов к развитию способности к стилизации посредством системной актуализации их значимости для профессиональной деятельности; системном достижении единства культурологического знания, высокой исполнительской техники и творческого преобразования фольклорного текста для сценической постановки; активном вовлечении студентов во внеаудиторную деятельность, направленную на развитие в вертикальном и горизонтальном направлениях.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Принципы: развивающего и воспитывающего обучения, развития сознательной активности, доступности и систематичности, положительной мотивации, сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения, сотрудничества, связи теории с практикой V-/ Подходы: компетентностный, творчески-креативный, личностно-ориентированный, средовый деятельностный

Рис. 1. Теоретико-методологический блок педагогической модели формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ БЛОК

Педагогические условия

1. Поэтапная ориентация на формирование устойчивого интереса будущих хореографов к развитию способности к стилизации посредством системной актуализации их значимости для профессиональной

деятельности

2. Достижение единства культурологического знания, высокой исполнительской техники и творческого преобразования фольк-( лорного текста для сценической постановки

3. Вовлечение студентов во внеаудиторную деятельность, направленную на развитие в вертикальном направлении (освоение фольклорных текстов) и горизонтальном направлении (возможности коллаборации с формами современной массовой культуры)

Этапы:

диагностико-констатирующий, организационно-

формирующий (мотивационно-ценностный, деятельно-стный и когнитивный) и оценочно-контрольный Формы работы:

учебная дисциплина «Народный танец» в танцевальной аудитории, внеаудиторная работа в специальном кружке «Будущий хореограф», самостоятельная работа с наглядным и цифровым материалом в ходе фольклорных практик Методы:

полимодальные, аудиовизуальные, визуально-кинестетические, аудиально-кинестетические, обучение с опорой на тренды классического фольклора и массовой культуры, визуализации кругозора по ознакомлению с инновациями в профессии этнохореографа Средства:

специальная литература, рабочие записи постановщиков народно-сценического и пост-фольклорного танцев, телевизионные записи репетиций, концертных программ, телевизионных фестивалей народного танца, хореографические видеофонды, электронные ресурсы в сети интернет архива Центра семиотики и типологии фольклора и Интернет-портала «Фольклор и постфольклор»

Рис. 2. Организационно-технологический блок педагогической модели с условиями для эффективности формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений

КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ БЛОК

Компоненты:

историко-культурный, художественный, учебно-познавательный, методический

Результат:

положительная динамика роста уровня сформи-рованности способности к стилизации студентов хореографических направлений от низкого и среднего к высокому

Показатели и критерии:

знание существенных черт фольклорного танцевального наследия конкретного народа, информированность в области актуальных символических значений этнической, региональной или национальной идентичности, отразившихся в современной хореографии народно-сценического танца; умение использовать различные характеристики стиля и стилизации в сфере народно-сценического танца: заимствования, имитации, подражания, вариации по мотивам, фасонирования и стилевого синтеза; владение навыками фиксации танца в ходе полевых фольклорных экспедиций и анализа и отбора выразительных средств фольклорного танца, готовых постановок в ходе просмотра видеозаписей; навыки преобразования отобранного материала в разных форматах работы со стилем на основе видеомонтажа и поэтапной коррекции готового художественного продукта на предмет сценичности

Рис. 3. Критериально-результативный блок педагогической модели формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений

Обсуждение

Третий критериально-результативный блок модели включал основные характеристики ключевых компонентов (историко-культурный, художественный, учебно-познавательный и методический), которые были дифференцированы в комплексе созданных показателей и критериев в авторской кластеризации целостного формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений для целостного достижения основного результата

Заключение

Таким образом, в представленном исследовании создана педагогическая модель и условия для эффективного формирования способности к стилизации студентов хореографических направлений бакалавриата. Разработан-

ная модель системно отображает главный вектор сохранения этно-хореографического достояния через процесс профессиональной подготовки в стенах вуза культуры и искусства хореографов и постановщиков народно-сценического танца, способных креативно работать со стилем, начиная с простейших форм и завершая самой сложной формой, каковой является стилизация. Формирование данной способности у студентов будет более эффективным на основе образовательно-воспитательного процесса, основанного на педагогической модели, ориентированной на достижение единства культурологического знания, высокой исполнительской техники, творческого преобразования фольклорного текста для сценической постановки.

Список литературы

1. Ахмадиева Р.Ш., Минниханов Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. - 2022. - № 4 (54). - С. 7-11.

2. Бартош Д.К. Педагогические технологии обучения и их моделирование в учебном процессе вуза // Проблемы современного образования. - 2017. - № 6. - С. 232-239.

3. Бурцева Г.В. Инновационный подход в проектировании модели обучения специалиста-хореографа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 1. - С. 141-143.

4. Гильмеева Р.Х. Педагогические условия развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2022. - № 3 (116). - С. 162-171.

5. Гильмеева Р.Х. Современные тенденции интеллектуализации университета // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2023. - № 2 (119). - С. 66-74.

6. Гильмеева Р.Х., Шибанкова Л.А. Доминанты социосообразности в системе высшего педагогического образования / / Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 4 (153). - С. 34-41.

7. Дуванова Н.В. Место аутентичности в народно-сценических стилизациях хореографического текста // Таврические студии. - 2018. - № 15. - С. 18-24.

8. Карпенко В.Н., Шароян М.Г. Стилизация танцевальных направлений // Культура и время перемен. -2021.- № 4 (35). - С. 10-12

References

1. Akhmadiyeva R. SH., Minnikhanov SH.R. Tsifrovaya transformatsiya i kreativnaya ekonomika v obrazovatel'nom prostranstve tvorcheskikh vuzov // Vestnik NTSBZHD. - 2022. - № 4 (54). - S. 7-11.

2. Bartosh D.K. Pedagogicheskiye tekhnologii obucheniya i ikh modelirovaniye v uchebnom protsesse vuza // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2017. - № 6. - S. 232-239.

3. Burtseva G.V. Innovatsionnyy podkhod v proyektirovanii modeli obucheniya spetsialista-khoreografa // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2008. - № 1. - S. 141-143.

4. Gil'meyeva R.KH. Pedagogicheskiye usloviya razvitiya universiteta kak sotsial'no oriyentirovannoy intellektual'noy korporatsii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.YA. Yakovleva. - 2022. - № 3 (116). - S. 162-171.

5. Gil'meyeva R.KH. Sovremennyye tendentsii intellektualizatsii universiteta // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.YA. Yakovleva. - 2023. - № 2 (119). - S. 66-74.

6. Gil'meyeva R.KH., Shibankova L.A. Dominanty sotsiosoobraznosti v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2022. - № 4 (153). - S. 34-41.

7. Duvanova N.V. Mesto autentichnosti v narodno-stsenicheskikh stilizatsiyakh khoreograficheskogo teksta // Tavricheskiye studii. - 2018. - № 15. - S. 18-24.

8. Karpenko V.N., Sharoyan M.G. Stilizatsiya tantseval'nykh napravleniy // Kul'tura i vremya peremen. - 2021.- № 4 (35). - S. 10-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.