Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ХОРЕОГРАФЫ / НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ТЕОРИЯ ХОРЕОГРАФИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Лидия Яковлевна, Сабанцева Татьяна Виталиевна

В статье предпринята попытка проследить значимость междисциплинарной связи в дисциплинах профессионального блока образовательной программы подготовки студентов-хореографов в вузе. Цель - разработать междисциплинарную образовательную модель получения знаний, умений и навыков на примере народно-сценического танца для дальнейшей реализации в содержательном компоненте образовательной программы подготовки студентов-хореографов в вузе. Значимость разработанной модели состоит в том, что ее применение в системе хореографической подготовки студентов позволит сформировать профессиональный уровень знаний специалиста, владеющего профессиональными компетенциями, предусмотренными образовательной программой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Лидия Яковлевна, Сабанцева Татьяна Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY LINKS IN THE SYSTEM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION OF STUDENTS OF CREATIVE UNIVERSITIES: FROM THEORY TO PRACTICE

The article attempts to trace the importance of interdisciplinary link in the disciplines of the professional block of the educational program for training choreographers at the University. The goal is to develop an interdisciplinary educational model for obtaining knowledge, skills and abilities on the example of folk stage dance for further implementation in the content component of the educational program for training choreographers at the University. The significance of the developed model lies in the fact that its application in the system of choreographic training of students will allow to form a professional level of knowledge of a specialist who possesses professional competencies provided for by the educational program.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

УДК 793.3:37.02 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-38-180-186

Науч. спец. 5.8.7

Лидия Яковлевна Николаева

Краснодарский государственный институт культуры, доцент, доцент кафедры хореографии, Краснодар, Россия e-mail: nikolaevalidiya@yandex.ru

Татьяна Виталиевна Сабанцева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры режиссуры и хореографии, Омск, Россия e-mail: sabtv@mail.ru

Междисциплинарные связи в системе хореографического образования студентов

творческих вузов: от теории к практике

Аннотация. В статье предпринята попытка проследить значимость междисциплинарной связи в дисциплинах профессионального блока образовательной программы подготовки студентов-хореографов в вузе. Цель — разработать междисциплинарную образовательную модель получения знаний, умений и навыков на примере народно-сценического танца для дальнейшей реализации в содержательном компоненте образовательной программы подготовки студентов-хореографов в вузе.

Значимость разработанной модели состоит в том, что ее применение в системе хореографической подготовки студентов позволит сформировать профессиональный уровень знаний специалиста, владеющего профессиональными компетенциями, предусмотренными образовательной программой.

Ключевые слова: студенты-хореографы, народно-сценический танец, теория хореографии, междисциплинарная связь.

Lydia Ya. Nikolaeva

Krasnodar State Institute of Culture, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Choreography, Krasnodar, Russia e-mail: nikolaevalidiya@yandex.ru

Tatyana V. Sabantseva

Dostoevsky Omsk State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Directing and Choreography, Omsk, Russia

e-mail: sabtv@mail.ru

Interdisciplinary Links in the System of Choreographic Education of Students of Creative Universities: From Theory to Practice

Abstract. The article attempts to trace the importance of interdisciplinary link in the disciplines of the professional block of the educational program for training choreographers at the University. The goal is to develop an interdisciplinary educational model for obtaining knowledge, skills and abilities on the example of folk stage dance for further implementation in the content component of the educational program for training choreographers at the University.

The significance of the developed model lies in the fact that its application in the system of choreographic training of students will allow to form a professional level of knowledge of a specialist who possesses professional competencies provided for by the educational program.

Keywords: students-choreographers, folk stage dance, choreography theory, interdisciplinary link.

Введение (Introduction) «Хореографическое искусство», магистров по «Педагогике

Залогом успешности реализации образователь- хореографии» стал рационально согласованный блок проной программы подготовки бакалавров по направлению фессионально ориентированных дисциплин, включающий

© Николаева Л. Я., Сабанцева Т. В., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 1 (38), с. 180-186. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 1 (38), pp. 180-186.

теоретическое освоение учебного материала, а также практическое овладение умениями и навыками хореографического мастерства. Необходимо, для успешности подготовки современного студента-хореографа, учитывать ряд факторов. Во-первых, он должен владеть знаниями в области теории, методики и практики хореографического искусства, а также стилей и направлений; во-вторых, это будущий специалист, который способен применить полученные знания в педагогической, репетиторской, организационной работе в сфере современных креативных индустрий; в-третьих, он должен быть востребованным на рынке труда.

Все эти факторы учитываются при постоянном изменении и уточнении образовательной программы, учебных планов подготовки и рабочих программ дисциплин и практик. И именно здесь необходимо придерживаться алгоритма междисциплинарности, чтобы «не перенасытить» содержание образовательной программы взаимозаменяемыми дисциплинами.

Хореографическое образование — это сектор подготовки, обладающий нестандартным набором дисциплин в профессиональном блоке. Поэтому, в силу сложившейся сегодня проблемы нехватки аудиторных часов, необходимо достичь гармонизации в предметном блоке, в связи теории и практики.

В неспециализированных информационно-справочных интернет-ресурсах междисциплинарность определяется как комплекс знаний, относящихся к нескольким дисциплинам или традиционным областям знаний. Иными словами, она достигается сочетанием двух и более академических дисциплин, научных областей, художественных подходов [1]. Междисциплинарные исследования предусматривают, таким образом, «взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин» [2].

В аспекте обучения межпредметные связи можно описать «как педагогическую категорию для обозначения синтезирующих, интегративных категорий между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органичном единстве» [3, с. 84].

Таким образом, мы предлагаем понимать под «меж-дисциплинарностью в системе хореографического образования» определенный блок дисциплин, связанных определенной темой, проблемой, методами и т. д., содержащий профессионально ориентированные знания и единый подход к курсу обучения.

В хореографической подготовке студентов можно выделить три основных направления, в рамках которых необходимо формировать набор учебных дисциплин и учитывать их взаимосвязь:

■ знания, умения и навыки в классической хореографии;

■ знания, умения и навыки в народно-сценическом танце;

■ знания, умения и навыки в различных стилях и направлениях современного хореографического искусства.

Соответственно, проблема исследования сводится к недостаточным научным и профессионально ориентированным сведениям об образовательной практике в хореографической системе подготовки студентов вузов.

Цель исследования — разработать междисциплинарную образовательную модель по получению знаний, умений и навыков на примере народно-сценического танца для дальнейшей реализации в содержательном компоненте образовательной программы подготовки студентов-хореографов в вузе.

Методы (Methods)

Исследование проводится на основе обобщения методов анализа научно-методической литературы, осмысления современных методов обучения в хореографическом образовании и анализа образовательной среды университета.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Для успешного формирования профессиональных компетенций будущего хореографа необходимо изучение цикла теоретических, психолого-педагогических и практических дисциплин, акцент в которых сделан на практико-ориентиро-ванном обучении, в котором основным результатом выступает способность к сочинительской, постановочно-репетиторской и педагогической деятельности.

Согласимся с точкой зрения В. П. Давыдова, который отмечает, что «современное развитие хореографического искусства требует в обучении опоры на лексику танца, на формирование у студента способности к сочинению хореографического текста...» [4, с. 66]. В народно-сценическом танце под хореографическим текстом мы понимаем разнообразные танцевальные движения.

Как показала вузовская практика, профессиональные творческо-сочинительские компетенции студентов-хореографов формируются в ходе изучения различных дисциплин: «Классический танец и методика его преподавания», «Народно-сценический танец и методика его преподавания», «Этнография и танцевальный фольклор России», «Областные особенности русского танца», «Современные направления хореографии», «Композиция и постановка танца», «Мастерство хореографа» и др.

«Народно-сценический танец и методика его преподавания» — одна из важнейших дисциплин в направлении подготовки «Хореографическое искусство» и «Народная художественная культура». В рамках данной дисциплины студенты не только изучают различные группы национальных танцев, их специфические черты и особенности исполнения, но и приобретают методические знания и практические навыки творческо-сочинительской деятельности, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности в качестве педагога по народно-сценическому танцу. Рассмотрим подробнее творческо-сочинительскую деятельность студентов-хореографов в ходе изучения данной дисциплины.

Процесс сочинения и реализации учебно-танцевальных комбинаций и этюдов бакалаврами-хореографами по учебному курсу «Народно-сценический танец и методика его преподавания» опирается на следующие факторы:

• совокупность сведений о специфике народно-сценического танца как своеобразного жанра сценической хореографии;

• знание этнических и культурных особенностей различных национальностей;

• знание теории и методики преподавания народно-сценического танца;

• владение техникой и выразительностью исполнения народно-сценического танца;

• владение методикой сочинения хореографических композиций и комбинаций на основе элементов народно-сценического танца;

• владение методикой репетиторской работы;

• владение комплексом общепедагогических и психологических знаний, применяемых в профессиональной деятельности.

Эффективность формирования творческо-сочинительских компетенций студентов-хореографов в области народно-сценического танца зависит от интеграции теоретических и практических компонентов изучаемой дисциплины. Однако следует отметить необходимость применения общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, полученных в ходе изучения социально-гуманитарных, музыкальных, режиссерско-постановочных и других дисциплин.

На первой ступени (2-й год обучения) студенты-хореографы на основе полученных теоретических и методических знаний должны освоить приемы и методы сочинения учебно-танцевальных комбинаций экзерсиса у станка в характере различного национального материала.

Учебно-танцевальная комбинация — это комбинация, выполняющая роль упражнения и нацеленная на освоение элементов экзерсиса или движений народно-сценического танца на «середине» зала. Под комбинацией, проучиваемой у станка, мы понимаем логическое сочетание основных элементов экзерсиса и движений национального танца, объединенных определенным музыкальным материалом, имеющее начало, динамическое развитие и завершающую четко поставленную точку.

Прежде чем приступить к сочинению учебно-танцевальной комбинации у станка, студенты-хореографы должны:

• определить учебную цель комбинации (освоение технически сложных элементов, развитие выразительности и т. д.);

• отобрать и проанализировать программные элементы экзерсиса и сочетаемые с ними движения национального танца;

• подобрать музыкальный материал, соответствующий характеру движения, стилю и национальному окрасу;

• определить принципы и методы составления комбинации;

• определить педагогические подходы постановочно-репетиционной деятельности студента с исполнителями по реализации комбинации.

Известно, что основой системы упражнений у станка в народно-сценическом танце стал классический танец, обеспечивший ему возможность дальнейшего самостоятельного развития. Как правильно заметил М. А. Каримов, «все движения, начиная с plié и заканчивая grand bettement, в основе своей идентичны классическому станку, с присущими народно-сценическому танцу добавлениями и вставками» [5, с. 66].

Поэтому в сочинительской практике студенты-хореографы очень часто обращаются к классическому танцу как

теоретической и практической основе создания упражнений у станка в народно-сценическом танце. «При этом должны учитываться следующие требования: последовательное проучивание движений народно-сценического танца с их специфическими особенностями с учетом теоретической и практической основы, заложенной в процессе освоения дисциплины "Классический танец и методика его преподавания"; гармоничное сочетание движений народно-сценического танца и классического танца по темпу, ритму и учебным задачам» [6, с. 51].

Кроме того, процесс сочинения учебно-танцевальных комбинаций, исполняемых у станка, основывается на принципах направления (вперед, назад, в сторону) и метро-ритма (принцип ритмического разнообразия: ритмический рисунок, пауза, синкопа и пр.), являющихся основными принципами создания комбинаций экзерсиса в классическом танце. При определении структуры учебных комбинаций в народно-сценическом танце мы также опираемся на знание структуры комбинаций в классическом танце: простая комбинация «крестом», комбинация «разбитым крестом», двухчастная комбинация, состоящая из двух крестов и т. д.

Широко известно, что формирование и развитие навыков сочинения хореографических комбинаций требуют от будущего педагога-хореографа не только знаний специфики народно-сценического танца и методики его исполнения, но и знания законов композиции танца и других базовых предметов, а также умения применять их на практике. Отсюда следует, что важное место в приобретении сочинительских навыков по народно-сценическому танцу занимают дисциплины режиссерско-постановочного цикла («Мастерство хореографа», «Композиция и постановка танца» и др.), которые создают теоретическую базу для изучения принципов развития движения, его внутренней сущности и содержания, а также приемов и методов сочинения различного вида хореографических композиций.

Предметы музыкального цикла («Анализ музыкально-танцевальных форм», «Основы полифонических приемов в хореографии» и др.) знакомят студентов с основными принципами и методами подбора и анализа музыкального материала. Как считают Е. Б. Овчаренко и Н. П. Сингач, «при составлении комбинаций большое значение имеет единство музыкального и хореографического построения. Музыкальное сопровождение должно соответствовать ее национальному характеру, темпу, ритму и совпадать с началом и концом музыкальной фразы» [6, с. 51].

На 3-м и 4-м году обучения, соответственно задачам учебных программ, студенты-хореографы осваивают сочинение учебно-танцевальной комбинации с учетом включения в ее структуру технически сложных элементов экзерсиса и национальных движений в более быстрых темпах и разнообразных ритмах, основываясь на теории и практике построения учебно-танцевальных комбинаций, описанных выше.

Задача второй ступени (3-й и 4-й год обучения) — практическое освоение студентами-хореографами технологии создания учебно-танцевальных комбинаций и этюдов на «середине» зала в различных национальных характерах.

Специфика сочинения учебно-танцевальных комбинаций и этюдов на «середине» зала определяется тем, что они строятся на основе сочетания отобранных наиболее типичных элементов изучаемого национального танца, дающих представление обучающимся о технике исполнения, стилевых особенностях и в целом о танцевальной культуре народа. Кроме того, как считает А. Л. Васильева, «комбинации и этюды, построенные на материале народных танцев, развивают координацию движений, учат владению телом, это подготавливает будущих танцовщиков к восприятию и исполнению любого хореографического материала, будь то фольклорный народный танец или современная хореография» [7, с. 93].

В специализированной литературе для подготовки студентов вузов культуры и искусств отмечено, что целесообразно «...первоначально отдельно разучить три-пять элементов, из которых в дальнейшем составить небольшую комбинацию, а по мере проработки ее дополнить другими движениями и создать более развернутый этюд или танец» [8, с. 5].

Отличительная особенность учебного этюда от учебно-танцевальной комбинации заключается в более широком использовании разнообразных элементов и движений, рисунков, характерных для проучиваемого национального танца. А. Л. Васильева, исследуя наследие выдающегося педагога характерного танца А. В. Лопухова, приводит в своей статье высказывание автора, касающееся определения этюда: «Этюд, это есть сценический этюд танцевального порядка, но и тренировочным упражнениям на "середине" придается сценическая танцевальная форма. Эта сценическая форма создается путем включения в упражнения движений корпуса, головы и рук, того или иного характера и рисунка, путем выразительной, осмысленной передачи движений, путем выключения механичности в танце, присущей экзерсису» [9, с. 75].

В рамках дисциплины «Народно-сценический танец и методика его преподавания» танцевальный этюд создается студентами-хореографами на основе нескольких учебно-танцевальных комбинаций, исполняемых в различных рисунках, характерных для изучаемого национального танца.

Опыт показывает, что в практике сочинения студентами-хореографами учебно-танцевальных комбинаций и этюдов на «середине» зала существенное влияние может оказать дисциплина «Этнография и танцевальный фольклор народов России», в которой важное место занимают вопросы связи танцевальной культуры народов с условиями и образом их жизни, с другими видами народного творчества, обрядами и праздниками. Кроме того, данная дисциплина дает студентам представление о схемах модификации фольклора: цитирование, переосмысление отдельных элементов, синтез с различными видами пластики, синтез с классическим танцем и создание новой лексики.

При создании учебно-танцевальной комбинации особенно важно знание основных компонентов ее структуры:

1) главное, доминирующее движение;

2) второстепенные движения;

3) связующие движения.

Для дальнейшей творческой работы студентам необходимо изучить весь спектр движений народного танца, отобрать главные, второстепенные, а также связующие элементы, которые станут основой учебно-танцевальных комбинаций или этюдов на «середине» зала. Известный балетмейстер Т. А. Устинова писала: «Внимательно изучив основные движения народного варианта, нужно найти то, что их связывает и что является исходным элементом.» [10, с. 12-13]

Особое внимание на этой ступени уделяется изучению классификации основных движений и элементов различных национальных танцев. Так, например, группы движений в русском танце, по мнению А. А. Борзова, «формируются по своим задачам и целям и часто даже по внешнему признаку». Например, в структуре русского танца автор выделяет «группу движений, связанных с притопами, которая может состоять из одинарных, двойных и тройных притопов» [11, с. 179-180].

Г. Ф. Богданов, анализируя традиционные движения русского танца, придерживается классификации танцевальных движений по группам, определяющим в которых является главный элемент, сочетаемый с другими, сопутствующими элементами, например «поклоны», «приветствия», «приглашения» и пр. [12, с. 79]. При сочинении комбинаций и этюдов на «середине» зала в характере русского народно-сценического танца студенты опираются на знания классификации танцевальных движений и элементов, полученных в процессе освоения дисциплины «Областные особенности русского танца».

Как показывает опыт, осуществление постановочной деятельности в рамках дисциплины «Народно-сценический танец и методика его преподавания», обогащенное теоретическими знаниями дисциплины «Мастерство хореографа», позволяет студентам грамотно выстраивать композицию учебно-танцевальных комбинаций и этюдов. Это проявляется в следующем:

• умение выбирать основные подходы, принципы и приемы сочинения учебно-танцевальных комбинаций и этюдов;

• грамотно использовать рисунок танца в сочинении учебного этюда;

• связывать между собой отдельные элементы (движения, комбинации, рисунок и т. д.) в единую композицию.

Полноценный результат постановочной деятельности студента у станка и на «середине» зала в рамках изучения дисциплины «Народно-сценический танец и методика его преподавания» формируется в процессе репетиционной работы по оттачиванию технической точности и выразительности исполнения хореографических композиций. Для решения репетиционных задач студенты должны не только обладать знаниями методики исполнения основных движений народного танца, а также методикой репетиторской работы («Основы репетиторского мастерства»), но и владеть определенными педагогическими знаниями, умениями и навыками, сформированными в ходе изучения педагогических дисциплин («Профессиональная педагогика» и др.).

Задача дисциплины «Профессиональная педагогика» состоит в следующем. Для эффективной реализации

собственных хореографических композиций исполнителям требуются:

• знания по теории и истории профессиональной педагогики;

• умения находить оптимальные методы работы с исполнителями;

• навыки владения методикой преподавания хореографических дисциплин, методикой педагогического воздействия в процессе творческой деятельности.

Таким образом, изучение теоретических дисциплин способствует формированию у будущего педагога-хореографа необходимой теоретико-методологической базы и актуализирует возможности междисциплинарных взаимосвязей в хореографическом образовании. Это должно проявляться в обеспечении студента-хореографа теоретическими знаниями, на основе которых формируются профессиональные умения и навыки, обеспечивающие его готовность к твор-ческо-постановочной работе.

В свою очередь, непосредственно практическая деятельность студентов-хореографов в процессе обучения способствует формированию творческо-сочинительских умений, заключающихся в следующем:

• способность придумывать учебно-танцевальные комбинации, исполняемые у станка, в различных национальных характерах;

• умение сочинять учебные этюды и хореографические композиции на материале танцевальной культуры того или иного народа.

Из вышесказанного следует, что основной принцип формирования творческо-сочинительских (профессиональных) компетенций будущего педагога-хореографа — интеграция теоретической и практической подготовки студентов в процессе обучения в вузе.

Применение межпредметных связей в преподавании дисциплины «Народно-сценический танец и методика его преподавания» позволяет систематизировать полученные знания, раскрыть сущность изучаемых дисциплин, а также показать их практическую значимость в формировании готовности студентов-хореографов к осуществлению профессиональной деятельности.

Междисциплинарная образовательная модель получения знаний, умений по народно-сценическому танцу

Итогом проведенного нами исследования стала созданная междисциплинарная образовательная модель получения знаний, умений по народно-сценическому танцу в содержательном компоненте образовательной программы (рис.).

Разработанная модель позволит оптимизировать профессиональную направленность образовательной программы подготовки студентов-хореографов в вузе, включающей в себя блок узконаправленных дисциплин, но профессионально ориентированных на совершенствование музыкальных, исполнительских, методических и педагогических навыков.

Заключение (Conclusion)

При обсуждении проблемы междисциплинарности в системе хореографического образования нами конкретизировано само понятие и обоснован блок дисциплин, способствующий формированию профессиональных компетенций студента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая современные изменения в педагогической системе высших учебных заведений, необходимо находить лаконичные и рациональные способы организации учебного процесса, чтобы качественный показатель подготовки студента-хореографа постоянно стремился к наилучшим результатам.

Библиографический список

1. Междисциплинарность. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.aa089183-64117d5c-f73e0711-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Interdisciplinary_research (дата обращения: 04.02.2022).

2. Междисциплинарные исследования. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8640/%D0%9C%D0%95%D0% 96%D0%94%D0%98%D0%A1%D0%A6%D0%98%D0%9F%D0%9B%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%AB% D0%95 (дата обращения: 04.02.2022).

3. Григорьева Н. А., Каргополов А. С. Межпредметные связи как одно из условий формирования навыков ритмической импровизации у студентов народно-хорового профиля // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27871 (дата обращения: 04.02.2022).

4. Давыдов В. П. Базовые принципы и методические подходы к обучению хореографической композиции в процессе подготовки хореографов в вузах культуры и искусства // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. 2018. № 42. С. 66-74.

5. Каримов М. А. Урок классического танца — фундамент в овладении элементами народно-сценического танца // Народный танец и хореографическое искусство: традиции и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / сост.: Э. М. Галимова, А. Р. Салихова, Д. Р. Фардеева. Казань : Ин-т языка, литературы и искусства, 2017. С. 64-68.

6. Овчаренко Е. Б., Сингач Н. П. Народно-сценический танец: методы и приемы обучения на кафедре хореографии Алтайского государственного института культуры // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 50-51.

7. Васильева А. Л. История и методика преподавания характерного танца в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой // Вестн. Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2007. № 17. С. 82-97.

8. Народно-сценический танец : учеб. для средних и высших учебных заведений искусств и культуры / К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер [и др.]. М. : Искусство, 1976. 224 с.

9. Васильева А. Л. Принципы построения урока характерного танца «на середине»: педагогическое наследие Андрея Лопухова // Вестн. Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 4 (69). С. 73-76.

10. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. М. : Искусство, 1996. 593 с.

11. Борзов А. А. О преподавании русского танца // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2009. № 4. С. 169-185.

12. Богданов Г. Ф. Работа над танцевальной речью. М. : Всерос. центр худож. творчества, 2006. 158 с.

References

Bogdanov G. F. (2006) Rabota nad tantseval'noi rech'yu ¡Work on Dance Speech]*. Moscow, Vserossiiskii tsentr khudozhestvennogo tvorchestva Publ., 158 p. (in Russian)

Borzov A. A. (2009) O prepodavanii russkogo tantsa [On the Teaching of Russian Dance]*, Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka ¡Theatre. Painting. Movie. Music]*, no. 4, pp. 169-185. (in Russian)

Davydov V. P. (2018) Bazovye printsipy i metodicheskie podkhody k obucheniyu khoreograficheskoi kompozitsii v protsesse podgotovki khoreografov v vuzakh kul'tury i iskusstva [Basic Principles and Methodological Approaches to Teaching the Choreographic Composition in Training the Choreographers in Culture and Arts Institutes], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv ¡Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], no. 42, pp. 66-74. (in Russian)

Grigor'eva N. A., Kargopolov A. S. (2018) Mezhpredmetnye svyazi kak odno iz uslovii formirovaniya navykov ritmicheskoi improvizatsii u studentov narodno-khorovogo profilya [Interdisciplinary Relationship as One of the Conditions for Forming Skills of Rhythmical Improvision in Students of the National-Choral Profile], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya ¡Modern Problems of Science and Education], no. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27871 (accessed: 04.02.2022). (in Russian)

Karimov M. A. (2017) Urok klassicheskogo tantsa — fundament v ovladenii ehlementami narodno-stsenicheskogo tantsa [The Lesson of Classical Dance is the Foundation in Mastering the Elements of Folk Stage Dance]*, Galimova Eh. M, Salikhova A. R., Fardeeva D. R. (eds.) Narodnyi tanets i khoreograficheskoe iskusstvo: traditsii i sovremennost' ¡Folk Dance and Choreographic Art: Traditions and Modernity]*. Kazan, Institut yazyka, literatury i iskusstva Publ., pp. 64-68. (in Russian)

Mezhdistsiplinarnye issledovaniya ¡Interdisciplinary Research]*. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ 8640/%D0%9C%D0%95%D0%96%D0%94%D0%98%D0%A1%D0%A6%D0%98%D0%9F%D0%9B%D0%98%D0%9D%D0%90% D0%A0%D0%9D%D0%AB%D0%95 (accessed: 04.02.2022). (in Russian)

Mezhdistsiplinarnost' ¡Interdisciplinary]*. Available at: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.aa089183-64117d5c-f73e0711-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Interdisciplinary_research (accessed: 04.02.2022). (in Russian)

Ovcharenko E. B., Singach N. P. (2018) Narodno-stsenicheskii tanets: metody i priemy obucheniya na kafedre khoreografii Altaiskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Folk Stage Dance: Methods of Training at the Choreography Department of the Altai State Institute of Culture], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya ¡The World of Science, Culture and Education], no. 5 (72), pp. 50-51. (in Russian)

Ustinova T. A. (1996) Izbrannye russkie narodnye tantsy ¡Selected Russian Folk Dances]*. Moscow, Iskusstvo Publ., 593 p. (in Russian)

Vasil'eva A. L. (2007) Istoriya i metodika prepodavaniya kharakternogo tantsa v Akademii russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoi [History and Methods of Teaching Character Dance at the Academy of Russian Ballet A. Ya. Vaganova]*, Vestnik Akademii russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoi ¡Bulletin of the Vaganova Ballet Academy], no. 17, pp. 82-97. (in Russian)

Vasil'eva A. L. (2020) Printsipy postroeniya uroka kharakternogo tantsa "na seredine": pedagogicheskoe nasledie Andreya Lopukhova [Principles of Constructing a Characteristic Dance Lesson "In the Middle": Andrey Lopukhov's Pedagogical Heritage]*, Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoi ¡Bulletin of the Vaganova Ballet Academy], no. 4 (69), pp. 73-76. (in Russian)

Zatsepina K., Klimov A., Rikhter K., Tolstaya N., Farman'ants E. (1976) Narodno-stsenicheskii tanets [Folk Stage Dance]*. Moscow, Iskusstvo Publ., 224 p. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.