Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стилизация / стиль / фольклорный танец / народно-сценический танец / stylization / style / folk stage dance / methodology of teaching folk stage dance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Коваленко Оксана Владимировна

В статье анализируется начальный уровень формирования навыков стилизации народного танца в вузах культуры, и даётся трактовка простейших видов работы со стилем – заимствования, имитации, подражания, фасонирования. Исходя из собственного опыта преподавания народно-сценического танца на кафедре хореографического искусства Казанского государственного института культуры, автор обосновывает алгоритмы первичной подготовки студентов к стилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Коваленко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ABILITY TO STYLIZE FOLK AND STAGE DANCE AMONG STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE: PRELIMINARY STAGE

The article analyzes the initial level of formation of stylization skills in folk dance at universities of culture and provides an interpretation of the simplest types of work with the style borrowing, imitation, mimicking, faceting. Based on her own experience of teaching folk dance at the choreography department of the Kazan State Institute of Culture, the author substantiates the algorithms of primary training of students in stylization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ»

www:https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-aksiologicheskiy-podhod (data obrashheniya: 10.02.2023).

3. Karasik V.I. Yazy'kovoj krug: lichnost\ koncepty\ diskurs. - Volgograd: Peremena, 2002.- S.477

4. Ne"matov B.S. Razvitie patriotizma v obrazovatePnom processe obucheniya studentov // Nauka, texnika i obrazovanie. - 2019. - № 10(63). - S. 83-86.

5. Sinicyn Yu.N., Xentonen A.G. Duxovnosf i dushevnosf kak bazovy'e «E'kzistencialy'» chelovecheskogo by'tiya: pedagogicheskij kontekst [E'lektronny'j resurs] // Istoricheskaya i sociaPno-obrazovateFnaya my'sl\ -2015. - Tom 7, № 5. - Ch. 1. - Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-i-dushevnost-kak-bazovye-ekzistentsialy-chelovecheskogo-bytiya-pedagogicheskiy-kontekst/viewer (data obrashheniya: 10.02.2023).

6. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskix vuzov. - M.: Akademiya, 2003. - S.192

7. Turbina E.P. RoF kuFturologicheskogo podxoda v processe obucheniya inostranny'm yazy'kam // Vestn. Shadrinskogo gos. ped. un-ta. - 2018. - № 1(37). - S. 111-116.

8. V.A. Yadov. Cennosti v krizisnom sociume // Psixologicheskij zhurnal. - 1991. - № 6. - S. 36-46.

УДК 378.02:793.3

Р.С. Наговицын, О.В. Коваленко

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

В статье анализируется начальный уровень формирования навыков стилизации народного танца в вузах культуры, и даётся трактовка простейших видов работы со стилем - заимствования, имитации, подражания, фасонирования. Исходя из собственного опыта преподавания народно-сценического танца на кафедре хореографического искусства Казанского государственного института культуры, автор обосновывает алгоритмы первичной подготовки студентов к стилизации.

Ключевые слова: стилизация, стиль, фольклорный танец, народно-сценический танец

Roman S. Nagovitsyn, Oksana V. Kovalenko FORMATION OF THE ABILITY TO STYLIZE FOLK AND STAGE DANCE AMONG STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE: PRELIMINARY STAGE

The article analyzes the initial level of formation of stylization skills in folk dance at universities of culture and provides an interpretation of the simplest types of work with the style - borrowing, imitation, mimicking, faceting. Based on her own experience of teaching folk dance at the choreography department of the Kazan State Institute of Culture, the author substantiates the algorithms of primary training of students in stylization.

Key words: stylization, style, folk stage dance, methodology of teaching folk stage dance

Введение

Актуальность исследования обусловлена поиском наиболее эффективных средств, используемых в вузах культуры для профессионального роста студентов хореографических направлений подготовки. Объектом исследования выступает преподавание народно-сценического танца, предметом - разновидности работы со стилем в аспекте педагогики; целью - исследование предварительных этапов формирования способности к стилизации у студентов, будущих постановщиков народно-сценического танца. Гипотеза состоит в том, что способность к стилизации формируется поэтапно, и педагогический процесс начинается с простых видов работы со стилем.

Материалы и методы

В качестве источниковой базы выступили видеозаписи гала-концерта онлайн-фестиваля «Славянский венок (Москва, 2022г.), танцевальных постановок, ансамбля Надежды Бабкиной «Русская песня», материал автора, собранный в ходе преподавания народно-сценического танца в стенах Казанского государственного института культуры. Методологическую основу составили сбор и обработка данных, комплексный подход.

Литературный обзор

Условия формирования стилизаторских-способностей у специалистов сферы культуры исследуются в работах В.Г. Власова [1]. Ю.И. Громова и Е.Н. Громовой [3].Методика привития навыков стилизации в ходе вузовского

обучения хореографов изложена в трудах Т.М. Дубских [4], Е.А. Калининой [5],Л.Я. Николаевой [7], О.А. Шамровой [9], М.Н. Юрьевой [10].

Результаты

Согласно предложенной концепции по формированию способности к стилизации у студентов-хореографов, обучающихся в вузах культуры, обосновываются последовательность и уровни педагогического процесса. Данный процесс включает пропедевтический курс усвоения первичных знаний и навыков с итогом в виде постановок-этюдов, мини-номеров на основе следования как фольклорным образцам, так и обработкам известных хореографов. В качестве сверхзадачи рассматривается привитие навыка адаптации обработанного фольклорного материала к требованиям сценического искусства и современного состояния культуры. Решение возможно при условиях комплексной организации педагогического процесса, опоры на такие спецкурсы или темы в рамках основных вузовских дисциплин, как «Теория стиля», «Формы современной культуры», «Актуальные проблемы народного танца». Необходимы также использование опыта профессиональных постановщиков народного танца и компьютерно-цифровое сопровождение занятий.

Обсуждение

Современное высшее образование всё в большей степени испытывает недостаточность патерналистских моделей обучения. Информационное общество и сетевые структуры ориентированы на подготовку креативного типа личности, а не только универсального исполнителя. Предполагается, что творческие способности студентов-хореографов должны формироваться с учётом характера целого набора форм культуры - народной, массовой, элитарной, официальной. В этом контексте методика выработки навыка к стилизации у постановщиков народно-сценического танца в стенах вуза нуждается в решении двух задач. Первая состоит в актуальной экспликации, в созвучии индивидуального стиля духу времени. Она отражена в категориях игры, моды и кэмпа, которые последовательно разрабатываются в границах современной теории искусства [6]. Вторая задача заключается в культурно-антропологическом прочтении фольклорного наследия конкретного этноса. Достижение этой цели возможно при условии передачи знаний по истории народного танца, его базовых отличительных компонентов: танце-

вальных движений, композиции, музыкального сопровождения, костюма и реквизита. Хореограф-профессионал адаптирует эти выразительные средства для того, чтобы передать особенности национального характера.

Творческая мотивация для развития способности к стилизации предполагает подключение эффективного арсенала педагогических приёмов, направленных на а) последовательное прохождение студентом всех стадий, которых можно считать модусами работы со стилем (заимствования, имитации, подражания, вариации по мотивам, фасонирования, стилевого синтеза); б) на овладение технологией, необходимой студенту для навыка собственно стилизации фольклорного материала; в) на вывод в поле адаптации преобразованного фольклорного материала к современным запросам (игра, мода, кэмп). Данные стратегии в искусстве хореографии обнаруживаются с учетом культурного контекста уже в стилизациях народного танца у постановщиков, ставших «иконами стиля»: советского - И. Моисеева, Н. Надеждиной; постсоветского - Н.Бабкиной.

Модусы работы со стилем всегда находятся в центре внимания педагогической деятельности в вузе, но хореографы-педагоги постоянно сталкиваются с проблемой их дефиниций. Дополнительной трудностью остаётся преодоление установки на соблюдение чистоты народного танца, на сохранение его аутентичности при переносе на сцену. Всякие новшества часто вызывают критику со стороны знатоков-любителей и специалистов. Не меньшим препятствием остаются стереотипы восприятия народно-сценического танца. Одни сложились у зрительской аудитории под влиянием советских праздничных концертов и мероприятий, другие - под воздействием отечественного масскульта, телевизионных официозно-парадных концертов и упрощённых версий народного танца от самодеятельных коллективов. Отсюда вытекает важность рассмотрения переходных форм от первоисточника к стилизованному танцу и дефиниций модусов работы со стилем.

Открывает ряд понятие «заимствование» -целенаправленное использование фрагментов, композиции, выразительных средств, костюма, музыкального оформления, аксессуаров. Нужные компоненты хореограф может взять из «своего» народного танца, из танцев других народов, отдельные элементы ввести из contemporary dance. Заимствование - приём не творческий, фрагмент копируется без

изменений и с цельюусиления красочности постановки. Удачное совпадение чужой детали с характерной чертой образа «своего» народного танца способно создать яркий эстетический эффект. Так в пляске на материале Вологодской области «Нюксенские уточки» (хореографическая студия «Надежда», г. Зарайск, х/р О.А. Губернаторова) хореограф использовал вращение бёдрами из арабского танца для придания комического оттенка в походке танцовщиц, гротескно усилив его для партии солистки [2].

В педагогической работе навык уместного заимствования целесообразно тренировать на практических занятиях и в виде задания для внеаудиторной самостоятельной работы. Преподаватель должен, опираясь на материал теоретической лекции по формам работы со стилем, продемонстрировать несколько примерных мини-этюдов на усвоение приёма заимствования с последующей проверкой и анализом выполненного задания.

Имитация - следующая разновидность работы со стилем на уровне явления. Здесь постановщик опирается уже на группу заимствований, но упрощает и образную, и материальную составляющую фольклорного танца. К имитации приходится прибегать в целях экономии средств и времени, достаточно обыграть тему, обозначить нужные детали. Примером имитации может служить характерный танец в балете. Здесь танец упрощается, отбираются только особенные признаки. «Балетмейстер характерного танца, включая элементы народного танца, подчиняет их собирательному образу. Танец не становится выражением танцевальной культуры определенного народа, а лишь передаёт его характер» [8, с. 33].

Педагог при формировании навыка имитации учит студентов отбирать выразительные пластические, музыкальные и материальные средства (детали костюма, реквизит) на основе просмотра фольклорного материала. Важен и наглядный пример всей цепочки создания этюдного танца-подражания. Алгоритм показывает сам педагог или одарённые студенты, которым заранее даются объяснения и задание для внеаудиторной работы. Это задание обязательно проверяется преподавателем. Нагрузка разбивается на четыре этапа: а) объяснение педагога, аудиторный показ и живое общение в группе; б) внеаудиторная самостоятельная подготовка каждого студента по заданию педагога; в) проверка на следующем занятии выполненного студентами

задания, оценка и разбор всех вариантов постановок; г) демонстрация видеоматериала с номерами профессионалов высшего класса. Очевидно, что педагогу предстоит тщательная методическая подготовка к каждому этапу.

Подражание - копирование отдельных признаков стиля народного танца или хореографии другого постановщика с обязательной их творческой интерпретацией гораздо основательнее, чем заимствование. Особо подчеркнём, что внимание интерпретатора обращено к технологии танца, целевому изменению приёмов исходного образца. Копирование может быть позитивным в случае развития технической стороны оригинала. Так, сложная обработка была произведена автором статьи при постановке для ансамбля «Бермянчек» сюиты «Жиенда» на основе фольклорного танца кряшен села Гришкино и города Кукморы Республики Татарстан. При сохранении народной основы были усложнены комбинации движений, техника дробей, импровизированный танец получил завершённую композицию, ритм убыстрился, добавились вращения. В итоге танец стал более интересным.

В этом виде работы педагогу на аудиторных занятиях предстоит сделать разбор основных черт стиля, технических решений хореографа или стиля и техники движений аутентичного танца. Целесообразно использовать при этом видеоматериал разных мастер-классов. Студентам потребуется зафиксировать основные черты нужного стиля. В ходе практического занятия преподавателю следует продемонстрировать алгоритм создания танцевальных этюдов на подражание. Затем желательно его использование в самостоятельных этюдах студентов, их проверка и разбор на следующем групповом занятии.

Фасонирование - яркое, привлекательное для глаз зрителя внешнее оформление в соответствии с требованиями моды. Данный вид работы со стилем преследует сугубо прагматическую цель - привлечь внимание спонсоров, продюсеров, широкой зрительской аудитории к танцевальной постановке как потребительскому товару, коммерческому продукту. Несмотря на кажущуюся простоту здесь требуется немало качеств. Одно из них -искусное переосмысление традиции, мастерская трактовка исторически сложившихся форм костюма и предметов национального обихода; другое - наличие эстетического вкуса, позволяющего избежать воздействия гру-

бого китча и официозных шаблонов. Примеры ются специальные педагогические формы, фасонирования демонстрирует ансамбль средства и методы обучения стилизации Надежды Бабкиной «Русская песня». Танце- аутентичного фольклорного танца с целью вальный ряд номера «Ой, на горе калина» создания зрелищных сценических постано-привлекает внимание костюмами в стиле рус- вок. Такая подготовка требует широких зна-ских коллекций Вячеслава Зайцева на основе ний в области теории искусства, истории тан-Павлово-Посадских платков, а также упро- ца и народной культуры в целом. Все рас-щёнными элементами модного брейк-танца. В смотренные виды работы со стилем в стенах педагогическом процессе можно применить вуза предваряют основной этап, касающийся упражнения на приём фасонирования тради- стилизации народного танца в узком смысле ционного танца, задания для внеаудиторной слова. В дальнейшей разработке темы пред-работы по использованию модного реквизита полагается рассмотрение вариации по моти-или элементов народного костюма для новых вам, стилевого синтеза и стилизации народ-сценических номеров. ного танца как сложной и завершающей ста-

Заключение дии формирования особой творческой спо-

Подводя итог, отметим, что для подготов- собности студентов, будущих хореографов-ки студентов-хореографов, занятых поста- постановщиков его сценических версий. новкой народно-сценического танца, требу-

Литература:

1. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь в 3 т.- Т.1. - СПб.: Лита, 1998. - 672 с.

2. Гала-концерт фестиваля «Славянский венок - 2022» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/15445726435793901880 (дата обращения: 08. 02. 2023).

3. Громова Е.Н., Громов Ю.И., Гавликовский Н.Л., Запесоцкий А.С. Основы подготовки специалистов-хореографов: хореографическая педагогика. - СПб.: издательство СПбГУП, 2012. - 629 с.

4. Дубских Т.М. Народно-сценический танец: учебное пособие. - СПб.: Планета музыки, 2019. -112 с.

5. Калинина Е.А. Формирование творческой индивидуальности руководителя хореографического коллектива на занятиях народным танцем // Человеческий капитал. - 2014. - № 5 (65). - С. 110-113.

6. Муха О.Я. Китч и кэмп как новое высокое и низкое. Революция бинарных отношений в эстетике // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - 2013. - № 1 (13). - С. 3-20.

7. Николаева Л.Я. Освоение стилевых особенностей русского танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 31. - С.135-139.

8. Полякова А.С. К вопросам терминологии в области народно-сценического и характерного танцев // Народный танец в современном культурном пространстве: история, теория, практика: сборник научных статей. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2021. - С. 27-37.

9. Шамрова О.А. Методические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств.

- 2009. - № 1 (11). -С. 121-128.

10. Юрьева М.Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2010. - 49 с.

References:

1. Vlasov V.G. Stili v iskusstve. Slovak v 3 t.- T.I. - SPb.: Lita, 1998. - 672 s.

2. Gala-koncert festivalya «Slavyanskij venok - 2022» [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://yandex.ru/video/preview/15445726435793901880 (data obrashheniya: 08. 02. 2023).

3. Gromova E.N., Gromov Yu.I., Gavlikovskij N.L., Zapesoczkij A.S. Osnovy' podgotovki specialistov-xoreografov: xoreograficheskaya pedagogika. - SPb.: izdateFstvo SPbGUP, 2012. - 629 s.

4. Dubskix T.M. Narodno-scenicheskij tanecz: uchebnoe posobie. - SPb.: Planeta muzy'ki, 2019. -112 s.

5. Kalinina E.A. Formirovanie tvorcheskoj individuaFnosti rukovoditelya xoreograficheskogo kollektiva na zanyatiyax narodny'm tancem // Chelovecheskij kapital. - 2014. - № 5 (65). - S. 110-113.

6. Muxa O.Ya. Kitch i ke'mp kak novoe vy'sokoe i nizkoe. Revolyuciya binarny'x otnoshenij v e'stetike // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Filosofiya. Filologiya. - 2013. - № 1 (13). - S. 3-20.

7. Nikolaeva L.Ya. Osvoenie stilevy'x osobennostej russkogo tancza v processe professionaFnoj podgotovki studentov xoreograficheskix speciaPnostej // Nauka o cheloveke: gumanitarny'e issledovaniya. - 2018. - № 31.

- S.135-139.

8. Polyakova A.S. K voprosam terminologii v oblasti narodno-scenicheskogo i xarakternogo tancev // Narodny'j tanecz v sovremennom kuFturnom prostranstve: istoriya, teoriya, praktika: sbornik nauchny'x statej.

- Ekaterinburg: Gumanitarny'j universitet, 2021. - S. 27-37.

9. Shamrova O.A. Metodicheskie osnovy' formirovaniya individuaPnogo stilya professionaFnoj deyateFnosti xoreografa // Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury' i iskusstv. - 2009. - № 1 (11). -S. 121-128.

10. Yur'eva M.N. ProfessionaPno-tvorcheskoe stanovlenie lichnosti studenta-xoreografa v vuzax kuPtury' i is-kusstv: avtoreferat dis. ... d-ra ped. nauk. - Moskva, 2010. - 49 s.

УДК 378

А. И. Щербакова

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье приводится анализ применения различных педагогических подходов в развитии экономической культуры курсантов высшей военной школы с учетом их подготовленности. Обосновывается необходимость исследований данного направления образовательной деятельности высших военных учебных заведений. Определены аспекты современного видения реализации стратегий образования. Анализ источников зарубежной и отечественной педагогической науки позволил дать характеристику подходов, применяемых в организации и обеспечении процесса обучения в высшей военной школе. Представлены обработанные результаты анкетирования и тестирования на предмет владения основами экономической культуры, по результатам которых предложено применение различных педагогических подходов с возможностью подбора современных образовательных методов и технологий, либо их сочета-

Ключевые слова: экономическое воспитание, экономическая культура, профессиональная компетентность, педагогические подходы, образовательный процесс, оценка подготовленности курсантов

Alexandra I. Shcherbakova APPLICATION OF PEDAGOGICAL APPROACHES AND METHODS IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC CULTURE, TAKING INTO ACCOUNT THE PREPAREDNESS OF CADETS OF THE HIGHER MILITARY SCHOOL

The article analyzes the application of various pedagogical approaches in the development of economic culture of cadets of the higher military school, taking into account their preparation. The necessity of research of this direction of educational activity of higher military educational institutions is substantiated. The aspects of the modern vision of the implementation of education strategies are determined. The analysis of the sources of foreign and domestic pedagogical science allowed us to characterize the approaches used in the organization and procuring of the learning process at the higher military school. The processed results of the questionnaire and testing for proficiency in the basics of economic culture are presented, according to the results of which, the use of various pedagogical approaches with the possibility of selecting modern educational methods and technologies, or their combinations, is proposed.

Key words: economic education, economic culture, competence, pedagogical approaches, educational process, assessment of the readiness of cadets

Введение

Современный этап развития системы образования Российской Федерации характеризуется состоянием неопределенности. Существенное воздействие на все стороны жизнедеятельности общества, несомненно, оказывают геополитические изменения и внешняя политика нашего государства, следствием чего стали вводимые санкции, затрагивающие и систему образования. В последние десятилетия образовательная система Российской Федерации модифицировалась в соответствии с современными тенденциями развития мирового сообщества, а именно: гуманизация, открытость, анализ и осмысление, переход к самообучению и нацеленности на самореализацию, творческое развитие (креативность), компетентностный подход, непрерывность и многое другое.

Общество ставит перед системой образо-

вания ряд важных задач, решение которых позволяет подготовить профессионала, свободно адаптирующегося к различным изменениям в окружающей действительности, любой сферы жизнедеятельности: личной, служебной, деловой, общественной и др., не подверженного влиянию стихийных факторов, коренных преобразований и изменений, кризисов в системообразующих звеньях общественного бытия.

Задача перспективного развития системы образования - воспитание человека, обладающего высоким уровнем культуры, структурными элементами которой являются социальная, профессиональная, экономическая, политическая, и др.

Проблема формирования и развития экономической культуры актуальна в современном мире. Существование человека, принадлежащего к экономически активной или не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.