Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологический подход / иноязычное образование / ценностные ориентации / ценностно-центрированные проблемные ситуации / axiological approach / foreign language education / value orientations / value-centered problem situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Любовь Владимировна, Бартош Дана Казимировна, Харламова Мария Витальевна

Статья посвящена рассмотрению аксиологического подхода как основы развития ценностно-смысловых ориентаций студентов в системе иноязычного образования в вузе. Анализ аксиологического компонента личности и базовых гуманитарных ценностей, определяющих жизненные ориентиры и по-ведение современного человека, позволили обозначить формирование у обучающихся гуманистических ценностных ориентаций и эмоциональной культуры в качестве ведущих личностных результатов иноязычного образования. Разработанная методика реализации аксиологического подхода при работе с иноязычным текстом основывается на использовании ценностно-центрированных проблемных ситуаций, которые акцентируют внимание обучающихся на ценностном контексте, активизируют их речемыслительную деятельность по выявлению ценностей, мотивируют к выражению активной жизненной позиции к усваиваемым ценностям и культурным моделям. В статье приводятся описание и результаты опытного обучения, демонстрирующие эффективность предложенной методики по развитию у студентов лингвистического направления универсальных нравственных ценностно-смысловых ориентаций в процессе изучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Любовь Владимировна, Бартош Дана Казимировна, Харламова Мария Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE VALUE-ORIENTING POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION THROUGH THE AXIOLOGICAL APPROACH

The article is devoted to the consideration of the axiological approach as the basis for the development of value-semantic orientations of students in the system of foreign language education at the university. The analysis of the axiological component of the personality and the basic humanitarian values that determine the life orientations and behavior of a modern person made it possible to designate the formation of humanistic value orientations and emotional culture among students as the leading personal results of foreign language education. The developed methodology for the implementation of the axiological approach when working with a foreign language text is based on the use of value-centered problem situations that focus students' attention on the value context, activate their speech-thinking activity to identify values, and motivate them to express an active life position towards assimilated values and cultural models. The article provides a description and results of experiential learning, demonstrating the effectiveness of the proposed methodology for the development of universal moral value-semantic orientations in students of the linguistic direction in the process of learning English.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

8. Синцов Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре : к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке | Е.В. Синцов. - Казань : Фэн, 2003. - 304 с.

9. Черкасова, Н.Л. Эстетика гхаран в индийской классической музыкальной традиции | Н. Л. Черкасова. - URL: http:||uchebana5.ru| cont|2334758.html

10. Шушарджан, С.В. Руководство по музыкотерапии |

С. В. Шушарджан. - М. : ОАО «Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.: ил.

11. Шушарджан, С.В., Разумов А.Н. Методы музыкальной терапии: Пособие для врачей I С. В. Шушарджан. - М. :Изд-во РНЦВМиК МЗ РФ, 2002. - 29 с.

12. Reznikoff, Je. On primitive elements of musical meaning | Je Reznikoff || JMM 3. - Fall 2004. - Winter 2005. - section 2. - URL: http:||www.musicandmeaning.net|issues|showArticle.php?artID=3.2

References:

1. Anikina V.G. Idei M.K. Mamardashvili i kul'turno-dialogicheskoe ponimanie refleksii || Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 14. Psixologiya. 2015. №4. S. 114-122.

2. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Terleczkaya R.N., Bajbarina E.N., Chumakova O.V., Ustinova N.V., Antonova E.V., Vishneva E.A. Rezul'taty' profilakticheskix medicinskix osmotrov nesovershennoletnix v Ros-sijskoj Federacii || Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2016. 19 (5). S. 287-293.

3. Bexterev V.M. Obshhie osnovy' refleksologii cheloveka: Rukovodstvo k ob''ektivnomu izucheniyu lichnosti I pod red. i so vstup. st. A. V. Gervera | V.M. Bexterev. - M. ; L. : Gos. izd-vo, 1928. - XXIV, 544 s.

4. Gordeeva, T.Yu. Pevcheskij zvuk v kontekstax kul'tury' (kul'turfilosofskij analiz) | T.Yu. Gordeeva. - Kazan' : Medicina, 2021. - 300 s.

5. Zabrodina, E.A. Egor Reznikov: «V antichnosti zvuk schitali osnovoj mirozdaniya» [E'lektronny'j resurs] | E. A. Zabrodina. - Rezhim dostupa: http:||www.religare.ru|2_36419.html.

6. Luchinina O.A. Lichnostno-orientirovannaya muzy'kal'naya psixokorrekciya I O.A. Luchinina. - Astraxan': Proekt «LENOLIUS» , 2013. - 178 s.

7. Petrushin V.I. Muzy'kal'naya terapiya: Novy'e rubezhi: Ot terapii k kouchingu. Integral'ny'j podxod | V.I. Petrushin. - M.: ID «Gorodecz», 2019. - 512 s.

8. Sinczov E.V. Priroda nevy'razimogo v iskusstve i kul'ture : k probleme zhesto-plasticheskix osnovanij xudozhestvennogo my'shleniya v vizual'noj ornamentike i muzy'ke | E.V. Sinczov. - Kazan' : Fe'n, 2003. - 304 s.

9. Cherkasova, N.L. E'stetika gxaran v indijskoj klassicheskoj muzy'kal'noj tradicii | N. L. Cherkasova. - URL: http:||uchebana5.ru| cont|2334758.html

10. Shushardzhan, S.V. Rukovodstvo po muzy'koterapii |

S. V. Shushardzhan. - M. : OAO «Izdatel'stvo «Medicina», 2005. - 480 s.: il.

11. Shushardzhan, S.V., Razumov A.N. Metody' muzy'kal'noj terapii: Posobie dlya vrachej | S. V. Shushardzhan. - M. :Izd-vo RNCzVMiK MZ RF, 2002. - 29 s.

12. Reznikoff, Je. On primitive elements of musical meaning | Je Reznikoff || JMM 3. - Fall 2004. - Winter 2005. - section 2. - URL: http:||www.musicandmeaning.net|issues|showArticle.php?artID=3.2

УДК 372.88l.lll.l/37.035.6

Л.В. Павлова, Д.К. Бартош, М.В. Харламова

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Статья посвящена рассмотрению аксиологического подхода как основы развития ценностно-смысловых ориентаций студентов в системе иноязычного образования в вузе. Анализ аксиологического компонента личности и базовых гуманитарных ценностей, определяющих жизненные ориентиры и поведение современного человека, позволили обозначить формирование у обучающихся гуманистических ценностных ориентаций и эмоциональной культуры в качестве ведущих личностных результатов иноязычного образования. Разработанная методика реализации аксиологического подхода при работе с иноязычным текстом основывается на использовании ценностно-центрированных проблемных ситуаций, которые акцентируют внимание обучающихся на ценностном контексте, активизируют их ре-чемыслительную деятельность по выявлению ценностей, мотивируют к выражению активной жизненной позиции к усваиваемым ценностям и культурным моделям. В статье приводятся описание и результаты опытного обучения, демонстрирующие эффективность предложенной методики по развитию у студентов лингвистического направления универсальных нравственных ценностно-смысловых ориен-таций в процессе изучения английскому языку.

Ключевые слова: аксиологический подход, иноязычное образование, ценностные ориентации, цен-ностно-центрированные проблемные ситуации

Lyubov V. Pavlova, Dana K. Bartosh, Maria V. Kharlamova REALIZATION OF THE VALUE-ORIENTING POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION THROUGH THE AXIOLOGICAL APPROACH

The article is devoted to the consideration of the axiological approach as the basis for the development of value-semantic orientations of students in the system of foreign language education at the university. The analysis of the axiological component of the personality and the basic humanitarian values that determine the life orientations and behavior of a modern person made it possible to designate the formation of humanistic value orientations and emotional culture among students as the leading personal results of foreign language education. The developed methodology for the implementation of the axiological approach when working with a foreign language text is based on the use of value-centered problem situations that focus students' attention on the value context, activate their speech-thinking activity to identify values, and motivate them to express an active life position towards assimilated values and cultural models. The article provides a description and results of experiential learning, demonstrating the effectiveness of the proposed methodology for the development of universal moral value-semantic orientations in students of the linguistic direction in the process of learning English.

Key words: axiological approach, foreign language education, value orientations, value-centered problem situations

Введение

В настоящее время методическая наука выходит за узкие рамки обучения иностранному языку в область лингвообразования, основная цель которого состоит в обращении к личности обучающегося, его интересам, мотивам, ценностно-смысловым ориентирам, потребности овладения иностранным языком как инструментом межкультурного общения. Лингвообразовательный процесс предполагает приобщение обучающихся к иноязычной культуре как проникновение в мировоззренческую концептуальную систему иного линг-восоциума, с одной стороны, и осознание особенностей родного языка и культуры и осознание собственной национальной и культурной идентичности, с другой стороны [7]. Поэтому доминирующей тенденцией иноязычного образования стала его ценностно-смысловая, ценностно-ориентирующая составляющая. Это значит, что иноязычное образование должно в полной мере реализовать свою аксиологическую функцию, связанную с формированием у обучающегося непротиворечивой системы ценностных ориентаций, мотивов, позитивного отношения к усваиваемой им иноязычной культуре и окружающему миру. Речь идет о воспитательной роли иноязычного образования и реализации его цен-ностно-ориентирующего, социально-

интегрирующего потенциала.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью усиления гуманитарно- развивающего потенциала иноязычного образования в аспекте расширения ценностно-ориентационного опыта обучающихся в процессе овладения иностранным языком в вузе. В данной статье ставится цель обосновать необходимость внедрения аксиологического подхода в процесс иноязычной подготовки в вузе и разра-

ботать пути и средства его реализации в образовательном процессе.

Материалы и методы

Материалом для исследования явились исследования в области лингвокультурологии, аксиологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации, посвященные актуальным проблемам совершенствования качества обучения иностранным языкам в системе иноязычного образования, в частности, проблеме реализации аксиологического подхода в образовании.

В процессе исследования были использованы теоретические методы (анализ, интерпретация и обобщение), эмпирические методы (научно-фиксируемое наблюдение, тестирование, опытное обучение), статистические методы обработки результатов исследования.

Методика реализации аксиологического подхода в обучении иностранному языку в вузе была протестирована в ходе опытного обучения, в котором участвовали студенты -будущие лингвисты третьего и четвертого курсов ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», всего 197 человек. Обучение осуществлялось в трех экспериментальных группах ЭГ-1; ЭГ-2; ЭГ-3, где апробировалась предлагаемая методика реализации аксиологического подхода. Одновременно была определена одна контрольная группа КГ, в образовательном процессе которой описываемая методика не использовалась, и обучение производилось на основе традиционных методов. На контрольном этапе была осуществлена статистическая обработка полученных экспериментальных данных.

Литературный обзор

Обобщение научной литературы по вопросам аксиологии позволяет выделить базовые гуманитарные ценности, определяющие сущ-

ностные смыслы и поведение современного человека. Аксиологический компонент личности имеет отношение к её ценностям и нравственным идеалам. Найти свое место в культуре человек может только на основе осознанных ценностей и культурных смыслов. С точки зрения современной аксиологии, ценности являются неотъемлемой составляющей структуры личности, регулирующей всю жизнедеятельность человека. Ценности определяют поведение личности и создают мотивы деятельности, направленной на её саморазвитие и самосовершенствование. По мнению В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, важным показателем аксиологизации мирового образовательного пространства является ориентация на формирование ценностного отношения к себе, к окружающим людям, к учению, к собственной профессиональной деятельности, к окружающему миру в процессе непрерывного образования человека [6, с. 76].

Ценностно-нормативная сфера сознания личности является важнейшей составляющей духовности. При этом ценности определяются оценочной деятельностью человека [3]. А сложившаяся в индивидуальном сознании ценностная картина мира является определяющим аспектом мировоззрения личности.

Ценности имеют иерархическую природу, которая проявляется в избирательном отношении личности к различным ценностям. Известны различные классификации ценностей. В работах В.А. Ядова представлены ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности) [8]. Данная классификация является значимой для нашего исследования, поскольку она носит антропоцентрический характер и опирается на компоненты структуры личности: когнитивный, аккумулирующий социальный опыт личности; эмоциональный, определяющий и отображающий отношение личности к усвоенным ценностям; поведенческий, включающий постановку целей и проектирование своих действий в конкретных обстоятельствах сообразно имеющимся ценностям. В целостной совокупности составляющих данная классификация охватывает все многообразие проявлений личности в деятельности, общении, отношении и поведении.

Все классификации ценностей объединяет идея о том, что члены любого общества разделяют общие общечеловеческие ценности, такие как: семья, окружающая нас природа, трудовая деятельность, красота, искусство,

человеческая личность. При этом высшую гуманистическую ценность представляет сам человек, как носитель всех перечисленных ценностей и субъект, способный их реально воплотить в окружающей действительности.

Другие общечеловеческие ценности (ценности уважения другого человека, ценности трудолюбия, стремления к познанию окружающего мира, самоуважения, любви к Родине, патриотизма и гражданственности, национального и человеческого достоинства) свойственны развитой, духовно-

нравственной личности. Духовность имеет особое значение в шкале отечественных ценностей. Именно в духовности проявляется высшее предназначение человека. Духовность задает жизненные идеалы и ценностные ориентиры человека, вовлекает его в многообразный мир культуры, дает энергию для познания и творчества [5]. Важно иметь в виду, что формирование человека духовного, человека нравственного должно осуществляться на основе ценностей и смыслов родной культуры [4]. Следовательно, в контексте рассматриваемой проблемы усвоение нравственных норм и развитие ценностных ори-ентаций обучающихся необходимо осуществлять в процессе постоянного сравнения, сопоставления и диалога родной и изучаемой культур.

Ценностно-смысловые ориентации как осознанные представления человека о собственных ценностях не являются чем-то застывшим и абсолютно стабильным. Они претерпевают изменения в течение жизни под влиянием социальных перемен, определяя отношение человека к происходящему и своей позиции к этому, направляя в нужное русло социальную энергию человека, оказывая влияние на его действия и манеру общения с другими людьми.

М.А. Ариян подчеркивает, что нравственное и ценностно-смысловое становление человека в сензитивном студенческом возрасте возможно только при условии, что из системы высшего образования будут исключены формальный, безличный, манипулятивный подходы [1]. Как подтверждает наше исследование, в студенческом возрасте под влиянием непрекращающегося потока новой информации и вновь приобретаемых знаний происходит некий пересмотр и переоценка ранее сформированных ценностей, продолжается поиск подлинных ценностей, определяющих современные смыслы бытия; формируется способность выявлять, осознавать и трансли-

ровать культурные ценности, отличать истинные ценности от ложных, навязываемых ценностей и норм поведения.

Иноязычное образование имеет широкие возможности для усиления ценностно-ориентирующего потенциала процесса изучения иностранного языка, благодаря своей культурно-кумулятивной и культурно-сопоставительной функциям, возможности познания, сравнения и интерпретации иных культурных ценностей, более глубокого осознания обучающимися на этой основе ценностей родной культуры, а также своей национальной и культурной идентичности.

Важно отметить, что система ценностей составляет ядро личности и лежит в основе картины мира человека и всевозможных проявлений его активности. Иноязычное образование аккумулирует и представляет различные укоренившиеся в истории фундаментальные нормы и ценности бытия, те, которые могут быть признаны общечеловеческими ценностями. Сегодня в эпоху информационного противостояния, необходимости формирования социально-ответственных граждан своей страны, способных к объективной оценке получаемой информации, имеющих непротиворечивую систему ценностных ори-ентаций, настроенных на конструктивное взаимодействие с другими людьми, осознающих свою национальную и культурную идентичность, аксиологическое воспитание приобретает особую важность и является одним из ведущих личностных результатов иноязычного образования. Следовательно, в контексте исследуемой проблемы достижение личностно развивающих результатов обучения иностранному языку в вузе обеспечивается его гуманитарно-развивающим потенциалом, что означает создание непротиворечивой системы ценностей обучающихся, превращающей их в активных субъектов собственной жизнедеятельности. Достижение данной цели возможно при организации учебного процесса на основе аксиологического подхода.

Результаты

Проблемы реализации аксиологического подхода раскрыты в исследованиях М.А. Ари-ян, Д.К.Бартош, Н.Д. Гальсковой, Л.В.Павловой, В.В. Сафоновой и др., делающих акцент на важности ценностного, духовно-

нравственного гуманитарного развития обучающихся средствами иностранного языка в современных условиях глобализации и информационного противостояния.

В поле нашего исследования аксиологический подход предполагает, что образовательный процесс, организованный на его основе, создает необходимые внешние и внутренние условия для воспроизведения ценностно-ориентированного контекста обучения иностранному языку. Внешние условия означают отбор таких элементов содержания, которые актуализируют ценностные, проблемные аспекты обучения иностранному языку. Внутренние условия предусматривают использование приемов, средств и форм, которые обеспечивают максимальную эмоциональную включенность обучающихся в обсуждение ценностных проблем и проживание ими ак-сиогенных коммуникативных ситуаций.

Важно отметить, что в основе содержания обучения иностранному языку находится аутентичный текст. Аутентичный иноязычный текст содержит культурно значимую информацию, представляет собой синтез знаний о мире, человеке, человеческих взаимоотношениях, показывает национально-культурную специфику изучаемых стран, обеспечивает подлинный диалог культур как систему порождения мыслей, переживаний, возникающих при сопоставлении родной и иноязычной культур, дает студентам ориентировку на осознание культурных различий, обусловленных системами ценностей разных народов. Текст репрезентирует культурные ценности и провоцирует анализ и оценку выявленных ценностей, сравнение их с собственными ценностями обучающихся, создавая смысловое поле иноязычного общения и осознание в процессе его осуществления воспринимаемых ценностей.

Правильно подобранные иноязычные тексты, ценностно-содержательные языковые материалы, темы и ситуации общения должны включать разнообразные современные проблемы человеческого существования, репрезентировать ценности изучаемого лингво-социума, создавать мотивы подлинного общения на основе неоднозначного смыслового содержания представленных ценностей, стимулировать критическую оценку выявленных ценностей и способствовать формированию и выражению активной личностной позиции студентов к обсуждаемым ценностям. Одним из важнейших критериев отбора таких произведений должна быть наполненность смыслами и достоверное отражение идеалов и ценностей своей страны и страны изучаемого языка.

Процесс нахождения смыслов и формиро-

вание собственного идейно-ценностного поля связано с перекодированием информации в иную модальность, а также с овладением новыми способами деятельности и расширением репертуара деятельности самого обучающегося. Перекодировка предполагает, что после ознакомления с текстом, который обязательно читается или прослушивается целиком, осуществляется перевод извлечённой информации на язык образов (визуализация смыслов), далее формулируются соответствующие словесные понятия, придумываются метафоры, которые, в свою очередь, могут быть развернуты в собственные тексты, содержащие тот же смысловой посыл. Последующее обсуждение мыслей и поступков героев, выявление их ценностных ориентиров, обеспечивает условия для творческого синтеза чужого социального опыта и формирования собственной нравственной позиции.

Важно отметить, что иноязычный текст должен стимулировать потребность в общении, вызывать определенную эмоциональную реакцию у обучающегося и способствовать созданию коммуникативной ситуации, когда у обучающегося возникает потребность отреагировать на прочитанное, высказать свое мнение.

Для создания мотивов, побуждающих студентов выразить свое отношение к обсуждаемой ценности, целесообразно использовать такой прием как ценностно-центрированная проблемная ситуация. Это ситуация, которая носит проблемный, неоднозначный характер, в которой инокультурная ценность находит свое яркое выражение и подвергается анализу и оценке в ходе активного обсуждения. Ценностно-центрированные ситуации, порождающие состояние эмоционального и интеллектуального затруднения и требующие обозначения собственной социально-нравственной позиции, можно с полным правом отнести к числу аксиогенных. Ценностно-центрированные ситуации способствуют осмыслению сущности того или иного нравственного качества, выявленной инокультур-ной ценности и способов её проявления. Осознание этих различий помогает студенту сформировать собственное объективное представление о культурной картине изучаемого социума и осознать свои национальные и культурные особенности [3]. Одновременно включение студентов в исследовательскую деятельность по изучению своих ценностных ориентаций и социокультурных установок обеспечивает становление индивидуально-

творческого опыта и его преобразование в систему знаний [2].

Методика реализации аксиологического подхода осуществляется в соответствии со следующими этапами: мотивационно-подготовительным (активизация и корректировка лингвокультурологических знаний и формирование новых знаний, необходимых для понимания текста); аналитико-перцептивным (понимание текста, выявление и осмысление инокультурных ценностей); ценностно-формирующим (сравнение выявленных ценностей с ценностями родной культуры и осознание собственных культурных ценностей и ценностных ориентаций).

В рамках методики реализации аксиологического подхода студентам предлагаются разнообразные ценностно-аналитические задания, а именно: решение моральных дилемм, сравнение пословиц, ценностный анализ текста, проблемные дискуссии и др. Общаясь внутри таких ценностно-аналитических заданий, студенты в обсуждениях и дискуссиях формулируют собственные ценностно-смысловые ориентиры, которые в результате взаимодействия с другими студентами и преподавателем, в большинстве случаев постепенно смещаются в сторону духовно-нравственной сферы. Эмоционально-оценочные переживания, которые сопровождают такое общение, рассматриваются как один из важнейших источников познания мира, выстраивания иерархии личностных ценностей и смыслов.

Для обеспечения максимальной результативности внедрения методики реализации аксиологического подхода в процесс обучения иностранному языку следует выполнить следующие педагогические условия:

- организация иноязычной подготовки на основе содержательной предметно-языковой интеграции с философскими, общественно-политическими, ходожественно-эстетическими дисциплинами;

- создание в процессе обучения проблемных ситуаций нравственного выбора и эмоционального переживания обучающимися обсуждаемых ценностей ;

- активная субъектная позиция обучающихся в процессе осознания и рефлексивной оценки ценностного контекста информации.

С целью выявления эффективности разработанной методики реализации аксиологического подхода в обучении иностранному языку было проведено опытное обучение.

На предварительном этапе был выявлен

уровень развития ценностных ориентаций студентов на основе следующих критериев: знания о системе национальных культурных ценностей, их критическая оценка; умение ориентироваться в мире ценностей, находить сходства и различия в содержании ценностей родной и изучаемой культур; умения организации общения, саморегуляции на основе общечеловеческих ценностей.

Констатирующий срез выявил, что у подавляющего большинства студентов экспериментальных и контрольной групп наблюдается недостаточный уровень развития ценностных ориентаций. 72% тестируемых не справлялись с заданиями на выявление и оценку ценностей, характерных для английской/американской и русской культур, в процессе работы с художественными текстами.

На основном этапе опытного обучения в экспериментальных группах была внедрена и апробирована разработанная методика. Студенты контрольной группы продолжали обучаться иностранному языку на основе традиционных УМК без специально разработанных ценностно- центрированных заданий. Студенты экспериментальных групп целенаправленно знакомились с этическими, культурными нормами поведения, принятыми в англоязычном социуме, тренировались определять культурно значимую информацию в

предлагаемом для чтения тексте, получали опыт наблюдения, сравнения и сопоставления жизненных ценностей соизучаемых культур, учились критически их оценивать и организовывать конструктивное взаимодействие с их учетом.

В конце опытного обучения было проведено повторное тестирование, которое показало, что в экспериментальных группах измеряемые параметры (умения выявлять инокуль-турные ценности; находить общее и отличное в различных системах ценностей, объективно их оценивать; умение учитывать эти ценности в общении и уровень саморегуляции на основе общечеловеческих ценностей) показали определенный рост. Количество студентов, перешедших на высокий уровень развития ценностных ориентаций, возросло в 2 раза и составило 28%, на среднем уровне уже оказалось 55% студентов. При этом наблюдалось сокращение числа студентов с низким уровнем на 21% или в 2,2 раза. Что касается контрольной группы, все количественные показатели не претерпели значительных изменений.

Таблица 1 представляет изменения значений применяемых математических коэффициентов в группах при оценке эффективности хода опытного обучения относительно уровня развития ценностных ориентаций.

Таблица 1

Динамика изменения значений математических коэффициентов в ходе опытного обучения при оценке уровня развития ценностных ориентаций студентов

Коэффициенты Группы

ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ

СП 1,76 2,08 1,76 2,10 1,77 2,15 1,76 1,78

в по СП 0,32 0,34 0,38 0,02

У 1,19 1,19 1,21 1,01

КЭ 1,00 1,17 1,00 1,18 1,01 1,21 - -

в по КЭ 0,17 0,18 0,20 -

Анализ результатов свидетельствует о том, что на конец опытного обучения значение абсолютного прироста по среднему показателю (в по СП) в его самом высоком выражении наблюдается в ЭГ-3. Его значение достигает 0,38, что соответственно на 0,06 и на 0,04 больше, чем в группе ЭГ-1 и ЭГ-2. При этом разница с группой КГ составляет 0,36. Максимальный прирост по коэффициенту эффективности (в по КЭ) также достигнут в ЭГ-3 (0,20), где были реализованы все три педаго-

гических условия.

Обсуждение

Опираясь на полученные результаты, можно утверждать, что организация иноязычной подготовки на основе содержательной предметно-языковой интеграции с философскими, общественно-политическими, художественно-эстетическими дисциплинами способствовала развитию у студентов экспериментальных групп исследуемых знаний и умений. Как подтверждают полученные данные, разрабо-

танная методика обеспечивает ценностно-ориентированный контекст обучения иностранному языку, а применяемые приемы и средства способствуют формированию независимого мировоззрения, уверенной ориентации в мире ценностей, развитию умения управлять своим поведением и общением на основе общечеловеческих ценностей; равноправно взаимодействовать с другими людьми и культурами.

На конец опытного обучения студенты экспериментальных групп проявили более высокий уровень развития умений строить речевое и неречевое поведение с учетом социокультурной специфики лингвосоциума, на языке которого осуществляется общение, а также готовность к конструктивному взаимодействию с другими людьми, с иными культурами и к включению в социальную активность.

Суммируя вышеизложенное, приходим к заключению, что представленная методика обеспечивает ценностно-ориентированный контекст обучения иностранному языку, создает необходимые условия для развития умений обучающихся выявлять и критически оценивать ценности иной культуры, сравнивать их с ценностями родной культуры; на этой основе формировать непротиворечивую

щих более глубоко осознать свою национальную и культурную идентичность. Организация иноязычного образования на основе аксиологического подхода обогащает представления студентов о культурной картине мира, расширяет их ценностную шкалу и ценност-но-ориентационный опыт, формирует обучающихся как активных социальных субъектов, имеющих гражданскую позицию и ответственное отношение ко всему происходящему.

Заключение

В ходе исследования были определены ценностные ориентации студентов как важнейший фактор их личностного развития; раскрыта сущность аксиологизации обучения иностранному языку как основы развития ценностно-смысловых ориентаций студентов в процессе иноязычного образования в вузе и разработана методика реализации аксиологического подхода в обучении иностранному языку. Данный подход обеспечивает развитие духовных, нравственных ценностно-смысловых ориентаций у студентов. Результаты проведенного опытного обучения продемонстрировали эффективность предложенной методики реализации аксиологического подхода в обучении иностранному языку.

систему ценностных ориентации, позволяю-

Литература:

1. Ариян М.А. Механизмы и условия социального развития студентов средствами иностранного языка [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 124-129. - Режим доступа: www:https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-i-usloviya-sotsialnogo-razvitiya-studentov-sredstvami-inostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения: 08.02.2023).

2. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2. - Режим доступа: www:https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-aksiologicheskiy-podhod (дата обращения: 10.02.2023).

3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002.- С.477

4. Неъматов Б.С. Развитие патриотизма в образовательном процессе обучения студентов // Наука, техника и образование. - 2019. - № 10(63). - С. 83-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Духовность и душевность как базовые «Экзистенциалы» человеческого бытия: педагогический контекст [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Том 7, № 5. - Ч. 1. - Режим доступа: www:https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-i-dushevnost-kak-bazovye-ekzistentsialy-chelovecheskogo-bytiya-pedagogicheskiy-kontekst/viewer (дата обращения: 10.02.2023).

6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2003. - С.192

7. Турбина Е.П. Роль культурологического подхода в процессе обучения иностранным языкам // Вестн. Шадринского гос. пед. ун-та. - 2018. - № 1(37). - С. 111-116.

8. В.А. Ядов. Ценности в кризисном социуме // Психологический журнал. - 1991. - № 6. - С. 36-46.

References:

1. Ariyan M.A. Mexanizmy' i usloviya sociaFnogo razvitiya studentov sredstvami inostrannogo yazy'ka [E'lektronny'j resurs] // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 5. - S. 124-129. - Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-i-usloviya-sotsialnogo-razvitiya-studentov-sredstvami-inostrannogo-yazyka/viewer (data obrashheniya: 08.02.2023).

2. Bicheva I.B., Filatova O.M. Perspektivy' professionaFnoj podgotovki pedagogov: aksiologicheskij podxod [E'lektronny'j resurs] // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2018. - T. 6. - № 2. - Rezhim dostupa:

www:https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-aksiologicheskiy-podhod (data obrashheniya: 10.02.2023).

3. Karasik V.I. Yazy'kovoj krug: lichnost\ koncepty\ diskurs. - Volgograd: Peremena, 2002.- S.477

4. Ne"matov B.S. Razvitie patriotizma v obrazovatePnom processe obucheniya studentov // Nauka, texnika i obrazovanie. - 2019. - № 10(63). - S. 83-86.

5. Sinicyn Yu.N., Xentonen A.G. Duxovnosf i dushevnosf kak bazovy'e «E'kzistencialy'» chelovecheskogo by'tiya: pedagogicheskij kontekst [E'lektronny'j resurs] // Istoricheskaya i sociaPno-obrazovateFnaya my'sl\ -2015. - Tom 7, № 5. - Ch. 1. - Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnost-i-dushevnost-kak-bazovye-ekzistentsialy-chelovecheskogo-bytiya-pedagogicheskiy-kontekst/viewer (data obrashheniya: 10.02.2023).

6. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskix vuzov. - M.: Akademiya, 2003. - S.192

7. Turbina E.P. RoF kuFturologicheskogo podxoda v processe obucheniya inostranny'm yazy'kam // Vestn. Shadrinskogo gos. ped. un-ta. - 2018. - № 1(37). - S. 111-116.

8. V.A. Yadov. Cennosti v krizisnom sociume // Psixologicheskij zhurnal. - 1991. - № 6. - S. 36-46.

УДК 378.02:793.3

Р.С. Наговицын, О.В. Коваленко

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СТИЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

В статье анализируется начальный уровень формирования навыков стилизации народного танца в вузах культуры, и даётся трактовка простейших видов работы со стилем - заимствования, имитации, подражания, фасонирования. Исходя из собственного опыта преподавания народно-сценического танца на кафедре хореографического искусства Казанского государственного института культуры, автор обосновывает алгоритмы первичной подготовки студентов к стилизации.

Ключевые слова: стилизация, стиль, фольклорный танец, народно-сценический танец

Roman S. Nagovitsyn, Oksana V. Kovalenko FORMATION OF THE ABILITY TO STYLIZE FOLK AND STAGE DANCE AMONG STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE: PRELIMINARY STAGE

The article analyzes the initial level of formation of stylization skills in folk dance at universities of culture and provides an interpretation of the simplest types of work with the style - borrowing, imitation, mimicking, faceting. Based on her own experience of teaching folk dance at the choreography department of the Kazan State Institute of Culture, the author substantiates the algorithms of primary training of students in stylization.

Key words: stylization, style, folk stage dance, methodology of teaching folk stage dance

Введение

Актуальность исследования обусловлена поиском наиболее эффективных средств, используемых в вузах культуры для профессионального роста студентов хореографических направлений подготовки. Объектом исследования выступает преподавание народно-сценического танца, предметом - разновидности работы со стилем в аспекте педагогики; целью - исследование предварительных этапов формирования способности к стилизации у студентов, будущих постановщиков народно-сценического танца. Гипотеза состоит в том, что способность к стилизации формируется поэтапно, и педагогический процесс начинается с простых видов работы со стилем.

Материалы и методы

В качестве источниковой базы выступили видеозаписи гала-концерта онлайн-фестиваля «Славянский венок (Москва, 2022г.), танцевальных постановок, ансамбля Надежды Бабкиной «Русская песня», материал автора, собранный в ходе преподавания народно-сценического танца в стенах Казанского государственного института культуры. Методологическую основу составили сбор и обработка данных, комплексный подход.

Литературный обзор

Условия формирования стилизаторских-способностей у специалистов сферы культуры исследуются в работах В.Г. Власова [1]. Ю.И. Громова и Е.Н. Громовой [3].Методика привития навыков стилизации в ходе вузовского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.