Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования образа профессий будущего у старшеклассников'

Педагогическая модель формирования образа профессий будущего у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ профессий будущего / социальное партнерство / педагогические условия / the image of the professions of the future / social partnership / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Евгения Николаевна

В статье идет речь о важности формирования образа профессий будущего у старшеклассников, чтобы помочь им строить прогностическую картину своего профессионального развития. Профориентация предполагает широкую перспективу и формирование смысловых структур будущего профессионального самоопределения подростка. Образ профессий будущего должен включать представление о мире профессий, ценностях профессий, траектории самореализации, навыках и мотивах. Для эффективного формирования такого образа у старшеклассников важны организационно-педагогические условия, которые могут включать материально-техническую базу и комплекс мер для повышения эффективности образовательных практик. Модель формирования образа профессий будущего, включающую целевой, теоретико-методологический, организационно-деятельностный и оценочный компоненты. Эти компоненты взаимно подчиняются и согласуются друг с другом. Формирование образа профессий будущего зависит от педагогических условий, создаваемых в образовательном пространстве «школа – вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF THE IMAGE OF THE PROFESSIONS OF THE FUTURE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS

The article discusses the importance of forming an image of the professions of the future for high school students in order to help them build a predictive picture of their professional development. Career guidance involves a broad perspective and the formation of semantic structures for the future professional self-determination of a teenager. The image of the professions of the future should include an idea of the world of professions, the values of professions, the trajectory of self-realization, skills and motives. For the effective formation of such an image among high school students, organizational and pedagogical conditions are important, which may include a material and technical base and a set of measures to improve the effectiveness of educational practices. A model for the formation of the image of the professions of the future, including target, theoretical and methodological, organizational, activity and evaluation components. These components are mutually subordinate and consistent with each other. The formation of the image of the professions of the future depends on the pedagogical conditions created in the educational space “school – university”.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования образа профессий будущего у старшеклассников»

Педагогическая модель формирования образа профессий будущего у старшеклассников

Миронова Евгения Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса»

E-mail: enmironova@sfedu.ru

В статье идет речь о важности формирования образа профессий будущего у старшеклассников, чтобы помочь им строить прогностическую картину своего профессионального развития. Профориентация предполагает широкую перспективу и формирование смысловых структур будущего профессионального самоопределения подростка. Образ профессий будущего должен включать представление о мире профессий, ценностях профессий, траектории самореализации, навыках и мотивах. Для эффективного формирования такого образа у старшеклассников важны организационно-педагогические условия, которые могут включать материально-техническую базу и комплекс мер для повышения эффективности образовательных практик. Модель формирования образа профессий будущего, включающую целевой, теоретико-методологический, организационно-деятельностный и оценочный компоненты. Эти компоненты взаимно подчиняются и согласуются друг с другом. Формирование образа профессий будущего зависит от педагогических условий, создаваемых в образовательном пространстве «школа - вуз».

Ключевые слова: образ профессий будущего, социальное партнерство, педагогические условия.

о с

CJ

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90057

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования в старшей школе, подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ст. 66.3), дополнительное образование детей, обеспечивающее их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию (ст. 75.1).

В Федеральном проекте «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (2018) обозначена необходимость формирования эффективной системы, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся (https://edu.gov.ru/national-project/pro-jects/success).

Исследуемый нами феномен актуализируется в рамках создания единой национальной системы профориентации школьников (2018), которая базируется на положениях проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» (https://bvbinfo.ru).

В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (2014), указана «необходимость государственной координации профориентационной деятельности, создания единой профориентационной среды, предполагающей приобщение к профориентаци-онной работе с обучающимися специалистов различного профиля, множества социальных субъектов (обучающиеся и их семьи, работодатели, образовательные организации разного типа и уровня, государство, общественные структуры, специалисты в области профориентации) для реализации равноправного элемента в системе "общее образование - сопровождение профессионального самоопределения - профессиональное образование"» [11].

Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Госсовета 23 декабря 2015 г. отметил, что «уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто

формальной. Именно поэтому принципиальная задача - привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес. Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки и факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы».

Поскольку мы обсуждаем создание образа профессий будущего у старшеклассников, важно описать особенности их психологического и педагогического развития. В молодом возрасте происходит формирование видения своего будущего, поиск смысла жизни и своего места в мире, выбор профессии, укрепление самосознания и самоопределения (согласно Л.И. Божовичу, И.С. Кону, Д.И. Фельдштейну). Особое внимание уделяется готовности к самопознанию, выбору пути в жизни как ключевому моменту в развитии личности на этапе старшей школы (по мнению И.В. Дубровиной, П.С. Лернера, Л.Ф. Обуховой).

Период обучения в старшей школе характеризуется формированием познавательных и профессиональных интересов, развитием способности строить планы на будущее и укреплять самосознание (по словам Д.Б. Эльконина). Это время наполнено стремлением к будущему, формированием «аксиологического ядра личности» (по мнению А.В. Кирьяковой), которое служит фундаментом для самоопределения, выражая потребность личности в построении определенной системы ценностей, включающей представления о мире и самом себе, о поиске места в общественной и профессиональной структуре (по мнению М.Р. Гинзбурга).

Осознание личного будущего в профессии дает возможность обучающимся старших классов выстроить прогностичную картину профессионального развития. Из этого следует, что профориентация предполагает более широкую перспективу, нежели точечную работу в рамках получения знаний в конкретных предметах каждой профессиональной области. Важно обращать внимание на то, что подростку необходимо формировать смысловые структуры будущего профессионального самоопределения, опираться на его психологические критерии. Ученик еще на этапе освоения основного образования должен формировать некий реальный образ личного профессионального будущего, выстраивать прогноз его актуальности.

Значительное воздействие на выстраивание жизненных перспектив в контексте профессионального выбора оказывает дезориентация молодых людей в отношении собственных профессиональных перспектив, склонность современных юношей и девушек к постоянному «примерива-нию» на себя образов профессий, которые ввиду новизны и неопределенности могут быть неполными и обрывочными. Вследствие этого для значительного числа молодых людей выбор профессии может носить сложный и спонтанный характер и не отвечать реальным запросам рынка труда. Такие выборы могут привести к кризисным явлениям в обществе в будущем, невозможности для

молодых людей построить карьеру, нарастанию у них ощущения бесперспективности.

Образ профессий будущего у старшеклассника - это системно-ценностное образование, включающее его представление о мире профессий будущего, о ценностях профессий, о траектории собственной профессиональной самореализации, о надпрофессиональных навыках, значимых для успешной деятельности будущих профессионалов, которое аккумулирует в себе мотивы выбора будущей профессиональной деятельности, представления о ней, систему образов, а также конкретные планируемые события, которые эксте-риоризируются в будущем профессиональном выборе. В данном понятии взаимосвязаны когнитивный, ценностный и мотивационный компоненты. Центральное значение в формировании образа профессий будущего у старшеклассников имеет механизм экстериоризации структуры профессиональной деятельности.

Эффективность формирования у старшеклассников образа профессий будущего обеспечивается реализацией организационно-педагогических условий.

Как показывает ряд исследований, термин «педагогические условия» в образовательной практике является весьма условным. Некоторые исследователи понимают под педагогическими условиями ту образовательную среду, в которой проводится та или иная педагогическая работа и которая определяется возможностями образовательного учреждения. Такое определение педагогических условий можно назвать материально-технической и кадровой базой реализации образовательных практик.

Другие ученые под педагогическими условиями понимают комплекс активных мер, разрабатываемых образовательным учреждением или конкретным педагогом, которые направлены на повышение эффективности тех или иных образовательных технологий в различных сферах.

Нами была создана модель формирования образа профессий будущего у старшеклассников, включающая в себя целевой, теоретико-методологический, организационно-деятельностный, оценочный компоненты, которые функционируют, взаимно подчиняются и согласуются друг с другом (рис. 1). Данная модель обусловливает педагогические условия формирования образа профессий будущего у старшеклассников.

Целевой компонент модели представлен определением цели.

Целью является формирование образа профессий будущего у старшеклассников.

Теоретико-методологический компонент модели формирования образа профессий будущего у старшеклассников в образовательном пространстве «школа - вуз» включает принципы, положения личностно-развивающего, системно-деятельностного, аксиологического и интегратив-ного подходов, а также теории проблемного и проектного обучения.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Рис. 1. Модель формирования образа профессий будущего у старшеклассников

о с

и

Основополагающими принципами, которыми руководствуются преподаватели в процессе формирования образа профессий будущего, являются:

- принцип аксиологичности, предполагающий определение системы базовых ценностных ориентаций, смысловых составляющих жизнедеятельность старшеклассников, выступающих предпосылкой формирования ценностей-целей, благодаря которым выстраиваются жизненные и профессиональные перспективы, определяются оптимальные пути их достижения, происходит осознанный выбор области труда [10];

- принцип индивидуальности и личностных приоритетов, определяющий необходимость организации условий формирования образа профессий будущего с учетом индивидуальных, личностных особенностей обучающихся [1; 4; 16];

- принцип образовательного партнерства, требующий организации условий формирования образа профессий будущего в рамках партнерства участников образовательных отношений на основе создания единого интегрированного образовательно-информационного пространства [5-7; 9; 12; 15];

- принцип субъектной активности, в соответствии с которым старшеклассник является активным субъектом профориентационной работы, нацелен на познание и преобразование себя, осваивает мир профессий будущего, преобразует себя, нацелен на самообучение, самопознание, саморазвитие [2; 17];

- принцип научности, предполагающий формирование образа профессий будущего с опо-

рой на достижения науки, современные тренды и векторы развития науки в профессиональной деятельности.

Системно-деятельностный подход в качестве основополагающего методологического базиса формирования образа профессий будущего у старшеклассников предполагает, что самоопределяющийся человек рассматривается как система, которая имеет определенную внутреннюю структуру, представляющую собой особую совокупность индивидуальных личностных и субъектных черт как систему более высокого порядка. Исходя из закономерностей данного подхода, необходимо создать условия для формирования системы внутренних и внешних детерминант эффективного формирования образа профессий будущего у старшеклассников. В связи с этим процесс формирования образа профессий будущего представляет собой совокупность различных форм активностей (деятельности) личности, которые обеспечивают формирование и развитие личности профессионала.

Ключевые идеи деятельностного подхода раскрываются в трудах выдающихся ученых - А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Они выделяют важность взаимосвязи между психикой обучающегося и разнообразием его вовлечения в активности, стимулирующие внутреннюю деятельность и развитие внутренних структур психики, связанных с познавательным, социальным, личностным и профессиональным развитием школьников. Поэтому развитие личности происходит через конкретные и значимые для неё действия.

Реализация системного-деятельностного подхода определяет включение старшеклассников в различные виды деятельности - учебную, ква-

зипрофессиональную и учебно-практическую. Эти виды деятельности помогают сформировать осознанные интересы, предпочтения и намерения, связанные с выбором профессиональной сферы и изменением жизненных установок при профессиональном выборе.

Старшеклассники рассматриваются как активные участники в процессе профессионального самоопределения. Они самостоятельно выбирают профессию, область обучения в вузе, принимают важные решения и изменяют свой образ жизни. Процесс формирования образа профессий будущего удовлетворяет их потребности в самоопределении и самореализации в образовательной и будущей профессиональной сферах.

Использование идей системно-деятельностного подхода при изучении данного феномена обусловлено открытием А.Н. Леонтьевым неотъемлемой связи между профессиональным самоопределением обучающихся и совпадением смысла деятельности с их ценностями. Ценности, усвоенные и принятые, активизируют субъективную позицию обучающегося и определяют успешность его профессионального выбора через призму системы ценностей и смысла.

Системно-деятельностный подход позволяет обнаружить и использовать ресурсы для разработки современных схем взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, включая их в процесс формирования образа профессий будущего у старшеклассников в партнерской среде «школа - вуз».

Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования представлений о будущей профессии у старшеклассников определяет принципы: аксиологичности; индивидуальности и личностных приоритетов; образовательного партнерства; субъектной активности; научности.

В соответствии с личностно-развивающим подходом обучающийся рассматривается как субъект образования и жизнедеятельности, который обладает индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией, что является особым основанием осознанного выбора учащимися качественного образования, которое учитывает их личные потребности и способности, ценностные ориентации и цели, траектории личностного развития, приоритеты в трудовой сфере, связанные с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.

Аксиологический подход в рамках профессионального образования призван помогать раскрывать ценности, важные для личности, ее умственного, этического и творческого потенциала. Это способствует лучшему ориентированию в сложных общественных и профессиональных ситуациях, а также способствует выбору и реализации новаторских идей. Аксиологический подход играет роль связующего звена между теорией и практикой, помогая человеку осмысливать, признавать, применять и создавать материальные и духовные ценности.

Интегративный подход представляет собой творческий и многоаспектный синтез концепций, рассматривающий различные аспекты человеческой деятельности как в теоретическом, так и в методологическом и исследовательском плане. Он помогает понимать природу человека в целом и в более обширном мировоззренческом контексте. Основной принцип интегративного подхода заключается в единстве и взаимосвязи всех событий и процессов в мире.

По мнению многих исследователей, обучение на основе интегративного подхода формирует у обучающихся целостное видение мира, дает возможность совершенствоваться на самых ранних этапах своего развития, демонстрировать навыки общения и умение свободно ориентироваться в окружающей обстановке.

Организационно-деятельностный компонент педагогической модели формирования образа профессий будущего определяется содержанием, формами и инновационными технологиями формирования образа профессий будущего у старшеклассников.

Социальное партнерство «школа - вуз» является формой организации образовательных практик. «Социальное партнерство позволяет создать последовательность и преемственность становления профессиональных планов обучающегося; реализовать просветительские, консультационные, диагностические, практико-ориентированные, сопровождающие меры, нацеленные на формирование готовности старшеклассника к самостоятельному профессиональному самоопределению. Оно инициирует ценностно-смысловой личностный выбор обучающегося, детерминирующий смыслоо-бразование и смыслоосознание, развитие субъ-ектности в моделировании собственного профессионального будущего» [14, с. 77].

Впервые термин «партнерство» в рамках социальной проблематики в XIX в. применил Дж. Мил-ль, который указывал, что «отношения между хозяевами и работниками будут постепенно вытесняться отношениями партнерства в одной из двух форм: в некоторых случаях произойдет объединение рабочих с капиталистами, в других... объединение рабочих между собой» [18, с. 135].

Современные исследователи утверждают, что понятие «социальное партнерство» впервые появилось в эпоху Первой мировой войны. В это время социальное партнерство стало ключевым элементом разработки концепции социальных преобразований. Эта концепция предполагала замену классовой борьбы организацией социального партнерства.

В образовательной литературе термин «социальное партнерство» используется уже десятилетиями. Л.И. Фишман наиболее точно определил это понятие [19], описывая партнерство как объединение ресурсов нескольких образовательных учреждений с общей целью.

А.П. Егоршин определяет сотрудничество как стратегическое и долгосрочное партнерство, ос-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

нованное на общности проблем, перед которыми стоят образовательные учреждения, и на возможности взаимного расширения своего потенциала, учитывая ограниченность ресурсов. С.П. Чистякова подчеркивает важность взаимодействия учебных заведений с внешней средой для успешной подготовки молодежи к будущему трудовому пути, при этом выделяет важность заинтересованности в профессиональном выборе молодежи [20].

О.В. Зубакина рассматривает социальное партнерство как продуктивное взаимодействие всех заинтересованных сторон в обеспечении педагогической и информационной поддержки старшеклассников [9]. Т.В. Бескова и В.В. Ситникова отмечают необходимость близкого сотрудничества между школой и вузом, подчеркивая важность удовлетворения потребностей учащихся в получении знаний, необходимых для поступления в вуз, а также для профессионального самоопределения, развития навыков самоорганизации, самообучения и межличностного общения [3; 21].

Обмен между школой и вузом рассматривается как усовершенствованная форма партнерства, где эти учреждения являются взаимосвязанными системами в образовании, обеспечивающими переход учащихся между ними. Деятельность по формированию образа профессий будущего представляет собой общую платформу для совместного взаимодействия, где определяются цели и условия обмена ресурсами на взаимовыгодных условиях для всех сторон.

Совокупность инновационных педагогических технологий включала в себя: форсайт-технологию, информационно-коммуникационные технологии, технологию смешанного обучения, технологию критического мышления, технологию проблемного обучения, творческие образовательные технологии, технологии проектного обучения, технологии развивающего обучения, «перевернутый класс», интерактивные образовательные технологии, реализуемые в процессе проектных смен в университете «Мир профессий будущего».

Форсайт-технология - инструмент прогнозирования и формирования будущего, который считается одним из основных инновационных инструментов экономического развития, играет сегодня важную роль в структуре образовательного опыта, способствует выработке прогнозных компетенций.

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой уникальную педагогическую концепцию, которая использует специализированные методы, программное обеспечение и технические инструменты (такие как кино, аудио- и видеоаппаратура, компьютеры, телекоммуникационные сети) для обработки информации.

Технологии смешанного обучения представляют собой инновационный подход к организации с= образовательного процесса, объединяющий тра-~ диционную систему уроков в классе и электрон-^ ное обучение, основанное на передовых методах ~ дидактики и современных средствах обучения, ав включая ИКТ.

Смешанное обучение открывает новые перспективы в образовании, позволяя:

- расширить образовательные возможности учащихся за счет увеличения доступности образования, учета их индивидуальных потребностей в обучении, а также уважения их темпа и стиля усвоения учебного материала;

- способствовать формированию активной позиции учащихся, повышению их мотивации, самостоятельности, социальной активности, особенно в процессе усвоения учебного материала, рефлексии и самоанализа, что в итоге повышает эффективность учебного процесса в целом;

- персонализировать образовательный процесс, стимулируя учащихся к самостоятельному определению своих образовательных целей, выбору методов достижения этих целей, учитывая свои индивидуальные образовательные потребности, интересы и способности; учитель в этом случае выступает в роли помощника и наставника учащихся.

Технология критического мышления - это методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида.

Технология проблемного обучения означает, что преподаватель предлагает учащимся сложную задачу или ситуацию, которую они должны решить самостоятельно. Этот подход способствует не только углубленному усвоению материала, но и развитию логического мышления и творческого потенциала учащихся.

Творческие образовательные технологии представляют собой современные методы обучения, направленные на развитие творческих способностей учащихся и их индивидуальных задатков. Они способствуют формированию новаторских подходов в образовании, адаптируя методики под новые социально-экономические условия.

Технология проектного обучения ориентирована на развитие личностных качеств школьников, таких как самостоятельность, инициативность и способность к творчеству. Этот подход помогает учителям учитывать интересы и потребности учащихся, создавая условия для последовательной реализации учебных проектов.

Технологии развивающего обучения направлены не только на передачу знаний, но и на всестороннее развитие личности учащегося и его творческую активность. Целью развивающего обучения является стимулирование учеников к творческому подходу к обучению, активному приобретению знаний и осмысленному использованию их в повседневной деятельности.

«Перевернутый класс» предполагает, что учащиеся усваивают новый материал самостоятельно дома, а затем проводят время на уроке для решения задач, упражнений и лабораторных исследований под руководством учителя. Этот под-

ход позволяет максимально использовать время в классе для практических занятий и индивидуальных консультаций.

Интерактивные образовательные технологии (метод «мозгового штурма», метод групповой дискуссии) - система способов организации взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающих педагогически эффективное обучение, в результате чего создаются условия для переживания старшеклассниками в учебной деятельности ситуации успеха и взаимного обогащения их мо-тивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Содержанием формирования образа профессий будущего выступил «Атлас новых профессий», профориентационные фильмы, другие источники информации о профессиях будущего.

Оценочный компонент педагогической модели образа профессий будущего состоит в оценке сформированности образа профессий будущего у старшеклассников и представлен определением критериев и уровней сформированности образа профессий будущего, а также диагностических методов для оценки достижения цели педагогической модели, результатом которого является сформированный образ профессий будущего у старшеклассников.

Процесс формирования образа профессий будущего у старшеклассников направлен на помощь им в осознании своих ценностей и стремлений, выявлении своих способностей и потенциала в профессиональной деятельности. Этот процесс также способствует развитию интереса к работе, формированию ценностных установок в учебной и профессиональной сферах, а также помогает осознать собственные образовательные потребности и стремление к получению качественного образования для достижения профессиональных целей. Обучающиеся адаптируются к новым условиям вуза, новым ценностям профессий будущего, устанавливают продуктивные отношения с окружающим миром. Формируется индивидуальный механизм выбора профессии, меняется личностный план развития с ориентацией на будущее, возникает стремление строить свои профессиональные перспективы и осуществить свои личностные цели в области образования и карьеры. В результате процесса формирования образа профессий будущего у старшеклассников приходят к профессиональному самоопределению как важному качеству личности, отражающему их знания о себе и о профессиональном мире. Это включает в себя эмоциональное отношение к выбранной профессии и готовность к реализации образовательных и профессиональных перспектив.

Таким образом, для обеспечения эффективности процесса формирования образа профессий будущего у старшеклассников необходима реализация педагогических условий, представляющих собой единую модель, связывающую ряд компонентов:

- теоретико-методологический, выступающий основой организации образовательного процесса в контексте личностно-развивающего, системно-деятельностного, аксиологического, интегративного подходов, теории проектного и проблемного обучения;

- целевой, демонстрирующий предполагаемый результат - образ профессий будущего у старшеклассников;

- организационно-деятельностный, содержание которого представлено в Атласе новых профессий; организационной формой является социальное партнерство «школа - вуз», инновационные технологии (форсайт-технология, информационно-коммуникационные технологии, технология смешанного обучения, технология критического мышления, технология проблемного обучения, творческие образовательные технологии, технологии проектного обучения, технологии развивающего обучения, «перевернутый класс», интерактивные образовательные технологии);

- оценочный, включающий критерии, методы диагностики, показатели сформированности образа профессий будущего у старшеклассников.

Литература

1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Андреева Л.И. Педагогические технологии в мультикультурном образовательном пространстве, ориентированном на профессиональное самоопределение школьников. Тольятти: ТГУ, 2009. 180 с.

3. Бескова Т.В. Педагогическая система формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2004. 22 с.

4. Борытко Н.М., Фастова Е.И., Иванова О.Л. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. М.: Учитель, 2015. 161 с.

5. Гаврилычева Г.Ф. Социальное партнерство семьи и школы // Начальная школа. 2013. № 12. С. 36-71.

6. Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность / под ред. В.Г. Тимирясова. Казань: Познание, 2013. 232 с.

7. Грибоедова Т.П., Мешкова С.И. Социальное партнерство в образовании: теория и опыт, механизмы реализации: учеб.-метод. пособие. Новокузнецк: ИПК, 2008. 144 с.

8. Еленев К.С., Еленева Ю.Я. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития вузов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

34

Зубакина О.В. Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 26 с. Каргапольцева Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы всерос. научн.-метод. конф. Оренбург, 2014. С. 3745-3749. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. URL: https://www. cposo.ru/federalnyj-uroven/1087-kontseptsiya-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushchikhsya-v-usloviyakh-nepreryvnosti-obrazovaniya. Кузнецова В.Н. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2008. 23 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.

Олиндер М.В. Профориентационная работа со старшеклассниками в довузовской подготовке: дис. .канд. пед наук. Оренбург, 2020. 210 с.

Осипова Л.Б. Роль семьи в выборе жизненной траектории молодежью // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 676.

Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Алла-гулов, Т.В. Челпаченко и [др.]. М.: ИНФРА-М, 2017. 427 с.

Поломошнова С.А., Донина И.А. Универсальные учебные действия старшего школьника: возрастные особенности и направления развития // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5. С. 39-42.

Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Прогресс, 1975. 464 с.

Прусова Э.В. Проблема взаимосвязи образа будущего личности с удовлетворенностью профессиональным выбором в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 183 с.

Сардушкина Ю.А. Улучшение качества предоставления образовательной услуги в рамках профориентации через организацию взаимодействия школы и вуза // Вестник Самарского муниципального института управления. 2011. № 2. С.189-194.

Ситникова В.В. Социальное партнерство: учеб. пособие. Благовещенск: Амур. гос. ун-т, 2011. 128 с.

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF THE IMAGE OF THE PROFESSIONS OF THE FUTURE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS1

Mironova E.N.

MAOU School No. 60, named after the Fifth Guards Cossack Cavalry Division Budapest Corps

The article discusses the importance of forming an image of the professions of the future for high school students in order to help them build a predictive picture of their professional development. Career guidance involves a broad perspective and the formation of semantic structures for the future professional self-determination of a teenager. The image of the professions of the future should include an idea of the world of professions, the values of professions, the trajectory of self-realization, skills and motives. For the effective formation of such an image among high school students, organizational and pedagogical conditions are important, which may include a material and technical base and a set of measures to improve the effectiveness of educational practices. A model for the formation of the image of the professions of the future, including target, theoretical and methodological, organizational, activity and evaluation components. These components are mutually subordinate and consistent with each other. The formation of the image of the professions of the future depends on the pedagogical conditions created in the educational space "school - university".

Keywords: the image of the professions of the future, social partnership, pedagogical conditions.

References

1. Alexandrova E.A. Pedagogical support of self-determination of senior schoolchildren. M.: Research Institute of School Technologies, 2010. 336 p.

2. Andreeva L.I. Pedagogical technologies in a multicultural educational space focused on professional self-determination of schoolchildren. Tolyatti: TSU, 2009. 180 p.

3. Beskova T.V. Pedagogical system of formation of professional self-determination of students in the conditions of pre-universi-ty education: abstract of the thesis ... candidate of pedagogical sciences. Saratov, 2004. 22 p.

4. Borytko N.M., Fastova E.I., Ivanova O.L. Innovation management in an educational organization. The case of a successful leader. M.: Teacher, 2015. 161 p.

5. Gavrilycheva G.F. Social partnership of family and school // Elementary school. 2013. No. 12. pp. 36-71.

6. Public-private partnership in education: essence, trends, social responsibility / ed. by V.G. Timiryasov. Kazan: Znanie, 2013. 232 p.

7. Griboyedova T.P., Meshkova S.I. Social partnership in education: theory and experience, implementation mechanisms: studies.- the method. stipend. Novokuznetsk: IPK, 2008. 144 p.

8. Elenev K.S., Eleneva Yu.Ya. Network interaction as a factor of innovative development of universities // Modern problems of science and education. 2013. № 1.

9. Zubakina O.V. Social partnership of the university as a factor in the implementation of pedagogical and informational support for professional self-determination of high school students: abstract of the thesis . candidate of pedagogical sciences. M., 2008. 26 p.

10. Kargapoltseva N.A. Formation of an innovative educational environment for interaction of general, additional and professional education in the space of the university district // University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian scientific.- the method. conf. Orenburg, 2014. pp. 3745-3749.

11. The concept of supporting the professional self-determination of students in the context of continuous education. URL: https://www.cposo.ru/federalnyj-uroven/1087-kontseptsiya-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushchikhsya-v-usloviyakh-nepreryvnosti-obrazovaniya.

12. Kuznetsova V.N. Joint work of the school and the university on professional self-determination of students: abstract of the thesis . candidate of pedagogical sciences. Saratov, 2008. 23 p.

1 The article was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 20-313-90057

13. Leontiev A.N. Selected psychological works: in 2 volumes. M.: Pedagogy, 1983. Vol. 2. 320 p.

14. Olinder M.V. Career guidance work with high school students in pre-university training: dis. ...cand. Doctor of Sciences. Orenburg, 2020. 210 p.

15. Osipova L.B. The role of the family in the choice of the life trajectory by young people // Modern problems of science and education. 2015. No. 2-2. pp. 676.

16. Pedagogy: textbook / V.G. Ryndak, A.M. Allagulov, T.V. Chel-pachenko and [others]. M.: INFRA-M, 2017. 427 p.

17. Polomoshnova S.A., Donina I.A. Universal educational actions of a senior student: age characteristics and directions of development // Bulletin of the Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. 2016. No. 5. pp. 39-42.

18. Pribram K. Languages of the brain. Experimental paradoxes and principles of neuropsychology. M.: Progress, 1975. 464 p.

19. Prusova E.V. The problem of the relationship between the image of the future personality and satisfaction with professional choice in adolescence: dis. ... cand. psychological sciences. Krasnodar, 2006. 183 p.

20. Sardushkina Yu.A. Improving the quality of educational services within the framework of career guidance through the organization of interaction between schools and universities // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. 2011. No. 2. pp. 189-194.

21. Sitnikova V.V. Social partnership: studies. stipend. Blagoveshchensk: Amur State University, 2011. 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.