Научная статья на тему 'Педагогическая культура преподавателя военного института: понятие, структура и пути совершенствования'

Педагогическая культура преподавателя военного института: понятие, структура и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / CULTURE / PEDAGOGICAL CULTURE TEACHERS / PEDAGOGICAL CULTURE FUNCTION / QUALITIES OF A TEACHER COMPONENTS / SELF IMPROVEMENT / SELF-EDUCATION / WAYS TO IMPROVE THE PEDAGOGICAL CULTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябуха Елена Викторовна, Калягин Владимир Николаевич

В данной работе уточнены понятия «культура», «педагогическая культура преподавателя военного института», раскрыты основные функции и структура педагогической культуры преподавателя, раскрыты основные периоды в процесса формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя военного института и предложены некоторые пути совершенствования педагогической культуры преподавателей военных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER''S PEDAGOGICAL CULTURE MILITARY INSTITUTE: THE CONCEPT, STRUCTURE AND THE WAYS OF IMPROVEMENT

In this paper, refined the notion of "culture", "teacher's pedagogical culture military Institute, revealed the basic functionality and structure of teacher's pedagogical culture, revealed the main periods in the process of building and improving teacher's pedagogical culture of military Institute and suggests some ways to improve teachers ' pedagogical culture of military institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура преподавателя военного института: понятие, структура и пути совершенствования»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук Рябуха Елена Викторовна

Новосибирский военный институт имени генерала армии

И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ (г. Новосибирск);

кандидат педагогических наук Калягин Владимир Николаевич

Новосибирский военный институт имени генерала армии

И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ (г. Новосибирск)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. В данной работе уточнены понятия «культура», «педагогическая культура преподавателя военного института», раскрыты основные функции и структура педагогической культуры преподавателя, раскрыты основные периоды в процесса формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя военного института и предложены некоторые пути совершенствования педагогической культуры преподавателей военных институтов.

Ключевые слова: культура, педагогическая культура преподавателя, функции педагогической культуры, компоненты качеств личности преподавателя, самосовершенствование, самовоспитание, самообразование, пути совершенствования педагогической культуры преподавателей.

Annotation. In this paper, refined the notion of "culture", "teacher's pedagogical culture military Institute, revealed the basic functionality and structure of teacher's pedagogical culture, revealed the main periods in the process of building and improving teacher's pedagogical culture of military Institute and suggests some ways to improve teachers ' pedagogical culture of military institutions.

Keywords: culture, pedagogical culture teachers, pedagogical culture function, qualities of a teacher components, self improvement, self-education, self-education, ways to improve the pedagogical culture teachers.

Введение. Роль военного преподавателя в образовательном процессе и требования к нему как к специалисту высоки и имеют тенденцию к возрастанию. Жизненная необходимость происходящих преобразований в силовых структурах обуславливается политической и экономической обстановкой в мире, а также противоречиями между задачами стоящими перед военными и их возможностями. Одной из основных целей развития системы военного образования является подготовка офицерских кадров, позволяющая в полном объеме и качественно выполнять поставленные служебно-боевые задачи, а также обеспечивать устойчивое комплектование Российской армии квалифицированными офицерами с высокими профессиональными качествами. Основные требования к военному преподавателю включат в себя: во-первых, уровень его профессиональной компетенции, военно-профессиональных знаний, умений, навыков; во-вторых, личностные качества преподавателя (мотивация, мировоззрение, моральный облик, духовный мир, общая культура, коммуникативные и организаторские способности, волевые качества и т.д.); в-третьих, специфические профессионально-педагогические качества: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение; педагогическая требовательность; педагогический такт; педагогическое мышление, психолого-педагогическая эрудиция. Совокупность этих требований является основой педагогического мастерства и составляющей педагогической культуры военного преподавателя.

Цель данной работы уточнить основные понятия «культура» и «педагогическая культура преподавателя военного института», раскрыть функции, структуру и основные компоненты педагогической культуры преподавателя, обозначить основные периоды в процесса формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя и предложить некоторые пути совершенствования педагогической культуры военных преподавателей.

Изложение основного материала статьи. Исследования, проведенные военными учеными показали, что положительные изменения в образовательной системе возможны только при позитивных переменах в качественном уровне педагогической деятельности преподавателей военных институтов. А показателями военно-профессиональной компетенции и эффективности труда военного преподавателя является его педагогическая культура, так как именно она является основным фактором обеспечения успеха в обучении, воспитании, психологической подготовки военнослужащих для выполнения служебно-боевых задач.

Понятие «культура» имеет большое количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения таких наук, как философия, история, культурология, педагогика, психология, этнография и т.д. Данное понятие имеет латинское происхождение: cultura - возделывание, обработка земли. Слово «культура» впервые встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (ок. 160 г. до н. э.). Позднее понятие «культура» получило более широкое значение - воспитание, образование, развитие, почитание, совершенствование.

Проанализировав разные понятия, можно сделать вывод, что «культура» представляет собой разнообразную деятельность человека и включает в себя формы и способы самопознания и самовыражения, накопленные человеком и обществом знания, умения и навыки. Источником происхождения культуры является познание и творческое начало. Культура - сложное и целостное социальным явлением, включающее в себя духовные и материальные компоненты, проявляется в разных сферах общественного сознания в виде общих и частных моделей: «физическая культура», «политическая культура», «художественная культура», «правовая культура», «педагогическая культура».

Основные положения, раскрывающие связь общей и педагогической культуры преподавателя высшего учебного заведения предложены в работах И.Ф. Исаевым, где понятие «педагогическая культура» рассматривается, как: универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; сложное качество личности, обеспечивающее ему успешность педагогической деятельности на всех ее уровнях, во всех ее социально-психологических, технологических и нравственно-эстетических компонентах; системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию взаимодействия с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей [2].

Сластенин В. А. педагогическую культуру преподавателя раскрывает, как способность педагога

анализировать свою деятельность, положительно относиться к ней, делать ее предметом концептуального осмысления и целевых преобразований [3].

Среди военных ученых особенности формирования и развития педагогической культуры преподавателя представлены в научных трудах А.В. Барабанщикова [1], В.Н. Герасимова, В.Б. Кочергина, С.С. Муцынова [1], Л.В. Мардахаева А.И., Скопылатова, А.М. Столяренко [5] и др.

Говоря о педагогической культуре военного преподавателя, А.В. Барабанщиков определяет ее как специфически профессиональное явление, означающее определенную степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, его совершенства в этой деятельности, достигнутый им уровень развития как профессионала-педагога [1]. А.М. Столяренко педагогическую культуру видит, как высокую степень развития личностных качеств и подготовки, отвечающих специфике преподавательского (педагогического) труда и обеспечивающих максимально возможную его эффективность [5].

Обобщая понятие «педагогическая культура преподавателя военного института» можно сделать вывод, что это сложное собирательное образование в структуре личности преподавателя, представляющее собой определенную степень овладения опытом педагогической и военной мысли предшествующих поколений; совершенства в обучении, воспитании и развитии курсантов; стремления к повышению своих профессионально-педагогических качеств. Она (педагогическая культура) также определяет основные требования к поведению и деятельности преподавателя и включает в себя следующие составляющие: культуру мышления, духовно-нравственную культуру, методологическую, деятельностную, культуру поведения и общения и т.д. Можно выделить семь основных функций педагогической культуры преподавателя:

гносеологическая функция проявляется в научном исследовании, отборе и анализе полученных знаний о субъектах и объектах военно-педагогического процесса, она направлена на изучение и осознание преподавателем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня своего соответствия к требованиям данной профессии;

гуманистическая функция помогает формировать в процессе педагогической деятельности общечеловеческие ценности, способствует развитию способностей и таланта, служит укреплению сотрудничества, справедливости и гуманности;

коммуникативная функция отвечает потребности преподавателя в общении с курсантами, коллегами, начальниками и подчиненными, так как образовательный процесс в военном институте представляет собой постоянное взаимодействие и обмен информацией;

информационная функция педагогической культуры преподавателя выступает основой педагогической преемственности разных исторических эпох и поколений, так как овладение знаниями и объемом систематизированной информацией всегда было уделом определенной группы людей (избранных) - ученых и являлась их интеллектуальной собственностью;

нормативная функция способствует поддержанию равновесия в системе профессиональной деятельности преподавателя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде, так как преподаватель военного института является субъектом различных правовых отношений, складывающихся в военно-педагогическом процессе при взаимодействии с курсантами и коллегами, руководителями разных уровней на основе уставных правил взаимоотношений;

обучающая функция преподавателя реализуется в его деятельности, направленной на овладение курсантами (будущими офицерами) необходимой системой знаний, умений, навыков, компетенций и качеств [4], а также на развитие их способностей и интеллекта;

воспитывающая функция отражает область воспитательной деятельности преподавателя военного института, так как он обязан осуществлять целенаправленную воспитательную работу, основываясь на своем авторитете, эрудиции, профессионализме, положительно влияя на становление личности курсанта [4].

Основываясь на научных исследованиях А. В. Барабанщикова и С. С. Муцынова [1], к основным компонентам педагогической культуры преподавателя высшей школы можно отнести: педагогическую направленность (систему специфических профессиональных отношений, взглядов и убеждений); психолого-педагогическую эрудицию; гармонию развитых интеллектуальных и нравственных качеств; высокое педагогическое мастерство и организованность в повседневной деятельности; умение продуктивно сочетать учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу; совокупность профессионально важных в педагогической деятельности личностных качеств педагога (одухотворенность, способность работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей, открытость, дружественность, готовность к совместной работе и др.); педагогически направленное общение и поведение; постоянную устремленность к самосовершенствованию.

Необходимо отметить, что педагогическая культура представляет собой совокупность качеств личности преподавателя, состоящих из трех компонентов:

1. Аксиологический компонент образован из педагогических ценностей и включает в себя: психолого-педагогические знания (знание и понимание психологии военнослужащего и воинского коллектива; осознание и решение учебных, служебных, воспитательных целей, пути их достижения; понимание педагогических принципов, методов, средств и приемов воздействия на сознание курсанта и т.д.);

мировоззрение преподавателя (помыслы, чувства, нравственные качества, ответственность за результаты своей деятельности, ценностные ориентации в профессиональной деятельности);

педагогическое мышление (способность к педагогическому анализу, синтезу, критичности, самостоятельности, гибкости, активности, наблюдательности, педагогической памяти, творческому воображению, развитие культуры речи, культуры педагогических чувств: доброжелательное отношение к курсантам, умение чувствовать настроение, сопереживать) [6];

педагогический такт (сложное профессиональное качество, выраженное в чувстве меры, дозировке педагогических воздействий, выдержке, терпении и самообладании; проявляется в требовательности без грубости, недопущении фамильярности и панибратства, юморе и иронии без насмешливости, принципиальности и настойчивости без упрямства и т.д.) [6];

профессиональную этику (нравственное сознание, формируемое на уровне этических знаний, уровень нравственных чувств, отражает принципы и нормы морали, выполнение требований военной присяги и уставов, единство слова и дела, честность, скромность, дисциплинированность, достойное поведение и другие нравственные качества).

2. Технологический компонент включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности преподавателя военного института, его способность выстраивать профессиональную деятельность по определенному алгоритму и этапам: целеполагания, планирования, организации, оценки и коррекции.

3. Личностно-творческий компонент отражает творческую составляющую личности преподавателя, так как именно педагогическое творчество включает в себя такие личностные качества, как ответственность, независимость суждений, индивидуальная свобода и т.д. Педагогическая культура, в данном случае, выступает способом реализации индивидуального проявления педагогических способностей преподавателя, так как воздействуя на курсантов, преподаватель способствует собственному развитию и реализует себя на основе сформированных нравственных, правовых, эстетических и других отношений. Данный компонент позволяет выделить свою профессиональную индивидуальность из окружающей педагогической действительности и является элементом самореализации личности преподавателя военного института в различных видах деятельности, направленных на формирование, освоение, передачу, создание педагогических ценностей и педагогических технологий.

Рассмотрев и раскрыв основные компоненты педагогической культуры преподавателя военного института, можно сделать вывод, что основными путями формирования качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности являются процессы самосовершенствования, самовоспитания и самообразования педагога.

Формирование педагогической культуры очень сложный и длительный процесс, включающий в себя не только педагогическую грамотность, образованность, эрудицию, но и высокие нравственные качества педагога и всестороннее совершенствование его личности.

Основные элементы педагогической культуры начинают формироваться у курсантов уже в период обучения в военном институте, где курсанты являются объектами целенаправленного военно-педагогического процесса. Этому способствуют организация быта и жизнедеятельности обучающихся, многогранные взаимоотношения в самом коллективе и вне его. На степень прочно формирования данных элементов влияет весь предыдущий опыт жизнедеятельности и учебы курсанта.

В дальнейшем, процесс формирования педагогической культуры находит свое развитие в ходе прохождения военной службы и при непосредственном выполнении своих профессиональных обязанностей в частях и выражается в активном включении в военно-педагогическую деятельность.

Следующим важным этапом в продолжении развития педагогической культуры является обучение в военных академиях (университетах), адъюнктурах (докторантурах) и в процессе работы над диссертационными исследованиями, здесь уже формируется конкретная военно-педагогическая направленность и педагогическое мастерство будущих преподавателей.

Проанализировав понятие «педагогическая культура», раскрыв ее основные функции и составляющие компоненты, обозначим основные пути совершенствования педагогической культуры преподавателей военных институтов, это:

1. Целенаправленное и систематическое вооружение преподавателей системой общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых им для успешной педагогической деятельности. Овладение максимальным объемом знаний в гуманитарных, естественно-научных, математически, технических и др. дисциплинах в совокупности с профессионально-педагогическими знаниями для научного понимания мира и формирования нравственных, профессиональных и педагогических убеждений личности.

2. Формирование и развитие дидактических, воспитательных, коммуникативных навыков и умений, педагогического мастерства, творческого подхода в педагогической деятельности. Педагогическое воздействие на курсантов преподавателем оказывается при помощи разнообразных педагогических навыков и умений, что составляет педагогическую технику, которая являясь составной частью педагогической культуры и мастерства, объединяет все действия преподавателя.

Педагогическая техника состоит из методики организации учебных занятий, проведения воспитательных мероприятий, умения использовать преподавателем речь (голос, тон, стиль, культура слова, интонация, жесты и мимика), умения слушать и общаться с обучаемыми, предъявлять требовательность к ним, соблюдать нормы профессиональной этики, руководить самовоспитанием и самообразованием курсантов, использовать технические средства обучения, контролировать поведение курсантов, уровень их воспитанности и т.д.

3. Активное участие в научно-исследовательской работе преподавателя обусловлено, тем, что он не только обучает, воспитывает и способствует развитию курсантов, но и сам является исследователем и научным сотрудником. Важнейшим показателем педагогической культуры преподавателя военного института является его способность эффективно сочетать военно-педагогическую деятельность и научно-исследовательскую работу. Направления работы для достижения успехов в научной деятельности выражаются в необходимости знаний методологии науки, умении сбора и обработки научной информации современными методами, организации поиска научных данных, их обработка и анализ, а также внедрение полученных результатов исследования в свою практическую деятельность.

4. Активизация мотивации профессионально-педагогического самосовершенствования преподавателей, качественной подготовки и проведения ими учебных занятий и воспитательных мероприятий. Целенаправленное создание командованием военного института условий, побуждающих преподавателей к активной работе над собой; формирование и поддержание престижа личности преподавателя и его педагогического труда; реализация самосовершенствования; оказание методической помощи.

Требования к преподавателям военных институтов повышаются с каждым годом и мотивируют к постоянной работе над своим духовно-нравственным, психолого-педагогическим и профессиональным самообразованием. Наиболее авторитетные преподаватели отличаются постоянным творческим поиском, неудовлетворенностью уровнем своего интеллектуального развития, самостоятельно ищут пути целенаправленной активной деятельности, способствующей формированию и развитию качеств, черт характера, соответствующим требованиям профессиональной деятельности и основанным на общечеловеческих, государственно-патриотических, профессиональных качествах.

5. Изучение, анализ и внедрение в профессионально-педагогическую деятельность передового и новаторского опыта имеют немаловажное значение в совершенствовании педагогической культуры преподавателя, его профессионального мастерства. Овладение передовыми, инновационными методами,

приемами и средствами педагогической деятельности позволяет повысить эффективность и качество преподавания, поддерживать соответствующий уровень развития педагогической культуры и совершенствовать его.

Выводы. Таким образом, педагогическая культура военного преподавателя представляет собой единство методов, способов и приемов профессионально-педагогической деятельности, профессионально важных и личностно значимых качеств, раскрывающих гуманистическую направленность, педагогическое мастерство и психолого-педагогическую компетентность преподавателя, отражающих его готовность к непрерывному самосовершенствованию и обеспечивающих не только качество подготовки курсантов, но и самореализацию преподавателя в профессии. На формирование и совершенствование педагогической культуры существенное влияние оказывает та морально-психологическая атмосфера, которая сложилась в военном учебном заведении, а также созданные в конкретном коллективе высококультурные взаимоотношения и внимание к процессу профессионально-педагогического роста каждого преподавателя.

Рассмотренные в статье пути формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя не отражают в полной мере все направления данного процесса, но указывают на необходимость целенаправленного и постоянного самосовершенствования, самовоспитания, самообразования на протяжении всей педагогической деятельности, напряжения нравственных, интеллектуальных и физических сил преподавателя.

Литература:

1. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. - 174 с.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. - 208 с.

3. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. - 368 с.

4. Рябуха Е.В. Содержание и основные направления воспитательной работы преподавателя военного института войск национальной гвардии // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - Выпуск 53. Часть IV. - 200-206 с.

5. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М., 2001. - 423 с.

6. Уваров А.И., Мерзликин Д.В., Червинский В.Г. Особенности педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя военного вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -Тамбов, 2017. - Т.16, № 2. - 74-78 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат исторических наук, доцент Сайфутдинова Гузель Борисовна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань),

Казанский федеральный университет (г. Казань);

доктор исторических наук, профессор Титова Татьяна Алексеевна

Казанский федеральный университет (г. Казань);

кандидат исторических наук. старший преподаватель Гущина Елена Геннадьевна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

ТАТАР ПОВОЛЖЬЯ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на традициях воспитания детей в татарских семьях. Авторами были определены педагогические условия, способствующие формированию этических норм поведения у ребенка в традиционном обществе через приобщение его к народной культуре и ценностям. Показано, что на развитие у детей представлений о морали одновременно оказывали - семья и окружающая действительность. Подражая взрослому человеку, ребенок начинал осваивать нормы общения, пополняя и совершенствуя представления об общественно-одобряемых формах поведения, которые адаптировали его к конкретной социокультурной среде, что в свою очередь, гарантировало рентабельность усилий родителей и социума в период его взросления. В исследовании было выявлено, что родительство в культуре татар представляло собой - устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие родителей и детей и было главной функцией семьи.

Ключевые слова: социализация, воспитание, культура личности, этнос, этнокультурная среда. Annotation. The article focuses attention on the traditions of raising children in the Tatar families. The authors determined the pedagogical conditions conducive to the formation of ethical norms of behavior in a child in a traditional society through familiarizing it with popular culture and values. It is shown that the development of children's ideas about morality was simultaneously provided by the family and the surrounding reality. Imitating an adult, the child began to master the norms of communication, replenishing and improving the ideas about socially approved forms of behavior that adapted him to a specific socio-cultural environment, which in turn guaranteed the profitability of the efforts of parents and society during his growing up. The study revealed that parenthood in the culture of the Tatars was a stable emotional interaction between parents and children and was the main function of the family.

Keywords: socialization, upbringing, personality culture, ethnos, ethno-cultural environment.

Введение. Создание семьи, вступление в брак было моральным долгом каждого татарина и татарки, необходимым и естественным условием жизни в традиционном обществе. Внутрисемейное положение мужчин и, особенно, женщин зависело от многих факторов, но наиболее существенным была их способность к деторождению. С момента рождения ребенок становился главной заботой родителей и основным средством реализации социальных амбиций, как матери, так и отца. Социализация детей определялась историческими, социально-экономическими условиями, а также традиционными представлениями о совершенной личности и способах ее формирования и осуществлялась через детские обрядовые практики.

Изложение основного материала статьи. Мир детства является неотъемлемой частью культуры, а обряды и практики социализации концентрируют в себе обширный опыт человеческой жизнедеятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.