но-силовых способностей. При этом упражнения, как показал педагогический эксперимент, необходимо выполнять в преодолевающем, удерживающем, уступающем и статодинамическом режимах работы мышц с использованием метода повторномаксимальных усилий и повторно-серийного метода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 264 с. : ил.
2. Бирюков, А.А. Личностно-ориентированная физическая подготовка курсантов вузов МО РФ : дис. ... канд. пед. наук / Бирюков А.А. ; Воен. ин-т физ. культуры. -СПб., 2000. - 126 с.
3. Демочкин, В.В. Физическая подготовка курсантов автомобильных вузов в процессе военно-профессионального обучения : автореф. дис. . канд. пед. наук / Де-мочкин В.В. - СПб., 1998. - 247 с.
4. Иванов, С.М. Физическая подготовка курсантов старших курсов финансовоэкономического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Иванов С.М. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2004. - 155 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
О.А. Дмитренко
При научно-теоретической разработке педагогической концепции информационного сопровождения образовательного процесса по физической культуре в вузе были учтены требования законодательства Российской Федерации, регламентирующие образовательную, информационную и физкультурно-спортивную деятельность в стране: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «О физической культуре и спорте», Федерального закона «Об информатизации», указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и директив министра образования и науки.
Анализ литературы показывает, что под педагогической концепцией информационного сопровождения того или иного образовательного процесса следует понимать систему научно-обоснованных взглядов и положений, касающиеся объектов и характера информационного воздействия.
Основными направлениями, лежащими в основе научного обоснования концепции информационного сопровождения образовательного процесса, являются: определение взаимосвязей между компонентами системы информационного обеспечения, выявление ее закономерностей, принципов, методов, функционального состава и организационных форм. В процессуальном плане концепция информационного сопровождения образовательного процесса определяет совокупность основных функций, образующих рациональную технологию информационного взаимодействия участников образовательного процесса (С. С.Филиппов, 1990; В.А.Чистяков, 2002; Д.Н.Давиденко, 2002).
На базе научного формирования концепции строится целенаправленная система информационного сопровождения образовательного процесса, ее механизм и программа реализации в педагогической практике. Отличительной особенностью предлагаемой концепции является обеспечение согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних параметров, позволяющих устранить бессистемный характер информационного обеспечения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе, внести упорядоченность, обоснованность и рациональную организацию в принятие и реализацию информационно-педагогических решений. Главная цель концепции состоит в приведении сложившейся педагогической системы
физического воспитания студентов в соответствие с требованиями современных образовательных стандартов, информационно-социальной сферы и эффективного использования физкультурно-спортивных ресурсов в решении учебно-воспитательных задач.
Методологические основы концепции информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе учитывают научнотеоретические, нормативно-правовые, экономические, организационно-
распорядительные и социально-психологические особенности функционирования кафедр физического воспитания и физкультурно-спортивных организаций вузов. Сюда также могут включаться представления о качестве и эффективности информационного взаимодействия участников образовательного процесса; культуре и стиле информационного обмена; информационном потенциале профессорско-преподавательского состава; системе его подготовки и информационно-профессионального совершенствования.
Культурологические основы концепции информационного сопровождения обеспечения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе представлены в виде общей теории информационной культуры, транслирующей социально значимый опыт и приобщающей участников информационного взаимодействия к общечеловеческим ценностям; профессиональной культурологии как области воспитания, рассматривающей участников информационного взаимодействия в сфере физической культуры и спорта и исследующей механизмы физкультурно-спортивной деятельности и регуляции личности, входящие в ее духовную сферу; структурной морфологии культуры, позволяющей рассматривать физическую культуру и спорт как специализированную среду, в рамках которой происходит трансляция не только профессионального, но и социально значимого воздействия на личность.
Педагогические основы рассматриваемой концепции опираются на закономерности информационного воздействия занятий физкультурно-спортивной деятельностью на групповые и индивидуальные характеристики обучаемых, обеспечивающих их готовность к выполнению учебных и профессиональных задач, ведению здорового образа жизни и укреплению здоровья.
Анализируя педагогическую концепцию информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе с позиции её структурно-функционального подхода, следует отметить, что системоорганизующим фактором такой концепции является интеграция и координация усилий всех субъектов образовательного процесса на эффективное использование новых информационных и телекоммуникационных технологий. При этом важно иметь в виду то, что все ее структурные элементы должны отражать потребности субъектов образовательного процесса в психологической, информационной и дидактической поддержке.
Для успешного функционирования рассматриваемой нами концепции необходимо в процессе ее реализации создавать такие условия и педагогические ситуации, чтобы они соответствовали характеру профессиональной деятельности специалистов кафедр физического воспитания и физкультурно-спортивных организаций вузов и обеспечивали эффективное решение образовательных задач.
Научно-теоретическое обоснование концепции информационного обеспечения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе предполагает определение её соответствия требованиям современной информационной технологии. Анализ специальной литературы позволил установить, что основными требованиями современной информационной технологии к структуризации содержания компьютерного обучения являются: адекватность данным педагогической науки; унифицированный подход к формированию структуры содержания обучения; обеспечение перехода от представления изучаемого объекта в терминах соответствующей научной (учебной) дисциплины к его отображению на абстрактно-обобщенном уровне дидактики (В.П. Панасюк, 1997; В.Ю. Волков1997). Разработанные в дидактике положения и подходы к формулировке целей обучения, к отображению содержания обучения в виде учебно-
го элемента (УЭ), к определению его специфики и представлению процесса обучения в виде последовательности дидактических циклов, а также системы независимых качественных показателей учебной деятельности, обеспечивающей необходимую объективность оценки соответствия содержания (УЭ) целям обучения, определяют основные принципы структуризации содержания обучения на теоретико-познавательном уровне отображения.
На основе методологии педагогических систем, целенаправленно исследующей процессы образования и преобразования семантической информации, В. А. Чистяковым (2002) разработан унифицированный подход к представлению содержания информационного обучения. Данный подход позволяет представить педагогический алгоритм по решению профессионально-ориентированных задач информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе с помощью электронного учебного курса в следующем виде (рис.1).
Рис.1. Педагогический алгоритм по решению профессионально-ориентированных задач информационного сопровождения образовательного процесса по физической
культуре в вузе
На рисунке показано, что для представления средствами современной информационной технологии учебный элемент как специальным образом организованный семантический информационный продукт должен иметь логическую завершенность и
формироваться на основе модельного метода сжатия первичной семантической информации об изучаемом объекте, обеспечивать смысловую адекватность содержания информации.
Краткое изложение концептуальных взглядов на систему информационного сопровождения дает возможность для улучшения качества образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе, выявления его сущностных характеристик и резервов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе / В.Ю. Волков ; СПб ГТУ. - СПб. : [б.и.], 1997. - 142 с.
2. Давиденко, Д.Н. Опыт компьютерного обеспечения курса «Физическая культура» // Актуальные проблемы физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшей школы. Физическая культура : материалы 51 межвузовской научно-методической конференции / СПб ГТУ. - СПб. : [б.и.], 2002. - С. 52.
3. Панасюк, В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса : монография / В.П. Панасюк ; под ред. А.И. Субетто. - СПб. : ИЦПКПС, 1997. - 297 с.
4. Филиппов, С.С. Социально-педагогические аспекты информационных процессов в сфере физической культуры / С.С. Филиппов ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1990. - 171 с.
5. Чистяков, В. А. Социальные и информационные основы физической культуры / В. А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : [б.и.], 2002. - 231 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПО СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ
А.С. Долгачев, В.А.Гончаров
ВВЕДЕНИЕ
Система военно-спортивных состязаний является одним из важных факторов, влияющих на становление боевого мастерства, а уровень результатов выполнения военно-спортивных стрелковых упражнений улучшает оценку выполнения упражнений курса стрельб. Из войсковой практики известно, что основными средствами спортивной работы по стрельбе являются упражнения военно-спортивной классификации, выполнение которых призвано повышать уровень не только спортивной подготовленности, но и огневой выучки военнослужащих (А.С. Долгачев, 2004). Однако в современных условиях такая форма проведения тренировок в войсках не обеспечивает качественной стрелковой подготовки по одной простой причине - отсутствия скоростных упражнений и нормативов к ним в стрельбе из пистолета и снайперской винтовки в Военно-спортивной классификации. А единственное упражнение в скоростной стрельбе из автомата, требующее специального полигонного оборудования, в войсковых условиях для массового совершенствования не используется.
ПРОБЛЕМА
В настоящее время сложилась проблемная ситуация: с одной стороны, практика боевой деятельности требует резкого повышения уровня огневой выучки личного состава ВС РФ, с другой стороны, традиционно сложившиеся и используемые в настоящее время упражнения и методика огневой подготовки несовершенны, страдают отсутствием боевой прикладности, не учитывают психологические закономерности ближнего боя (А.С. Долгачев, 1998). Выше изложенное позволяет сформулировать одну из задач исследования по апробации нового упражнения для ВСКл. - обосновать