формироваться на основе модельного метода сжатия первичной семантической информации об изучаемом объекте, обеспечивать смысловую адекватность содержания информации.
Краткое изложение концептуальных взглядов на систему информационного сопровождения дает возможность для улучшения качества образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе, выявления его сущностных характеристик и резервов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе / В.Ю. Волков ; СПб ГТУ. - СПб. : [б.и.], 1997. - 142 с.
2. Давиденко, Д.Н. Опыт компьютерного обеспечения курса «Физическая культура» // Актуальные проблемы физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшей школы. Физическая культура : материалы 51 межвузовской научно-методической конференции / СПб ГТУ. - СПб. : [б.и.], 2002. - С. 52.
3. Панасюк, В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса : монография / В.П. Панасюк ; под ред. А.И. Субетто. - СПб. : ИЦПКПС, 1997. - 297 с.
4. Филиппов, С.С. Социально-педагогические аспекты информационных процессов в сфере физической культуры / С.С. Филиппов ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1990. - 171 с.
5. Чистяков, В. А. Социальные и информационные основы физической культуры / В. А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : [б.и.], 2002. - 231 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПО СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ
А.С. Долгачев, В.А.Гончаров
ВВЕДЕНИЕ
Система военно-спортивных состязаний является одним из важных факторов, влияющих на становление боевого мастерства, а уровень результатов выполнения военно-спортивных стрелковых упражнений улучшает оценку выполнения упражнений курса стрельб. Из войсковой практики известно, что основными средствами спортивной работы по стрельбе являются упражнения военно-спортивной классификации, выполнение которых призвано повышать уровень не только спортивной подготовленности, но и огневой выучки военнослужащих (А.С. Долгачев, 2004). Однако в современных условиях такая форма проведения тренировок в войсках не обеспечивает качественной стрелковой подготовки по одной простой причине - отсутствия скоростных упражнений и нормативов к ним в стрельбе из пистолета и снайперской винтовки в Военно-спортивной классификации. А единственное упражнение в скоростной стрельбе из автомата, требующее специального полигонного оборудования, в войсковых условиях для массового совершенствования не используется.
ПРОБЛЕМА
В настоящее время сложилась проблемная ситуация: с одной стороны, практика боевой деятельности требует резкого повышения уровня огневой выучки личного состава ВС РФ, с другой стороны, традиционно сложившиеся и используемые в настоящее время упражнения и методика огневой подготовки несовершенны, страдают отсутствием боевой прикладности, не учитывают психологические закономерности ближнего боя (А.С. Долгачев, 1998). Выше изложенное позволяет сформулировать одну из задач исследования по апробации нового упражнения для ВСКл. - обосновать
условия выполнения спортивного упражнения в стрельбе из пистолета для развития навыков его боевого применения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основной целью исследования на данном этапе явилась проверка максимально возможного количества испытуемых, имеющих различную спортивную специализацию, различный уровень физической и огневой подготовки. Испытуемые, 26 военнослужащих (офицеров) войсковой части 55584 Ленинградского военного округа, на стрельбище в поселке Васкелово были подвергнуты проверке по специально разработанной методике. Дистанция стрельбы - 25 м, мишень № 4 (грудная, зеленая с кругами), стрельба производилась с одной руки. Стартовое положение стрелка - рука с оружием под углом 35 - 45 градусов к плоскости стрельбы.
Для испытуемых были поставлены следующие задачи:
Экспериментальное упражнение
- выполнить 1-ю серию из пяти выстрелов, не опуская руки, в боевом темпе с максимальной точностью стрельбы (с одной попытки нажатия на спусковой крючок каждый выстрел, около 6-8 с на выстрел, согласно временным показателям 2-го упражнения учебных стрельб из пистолета по Курсу стрельб-2003);
- выполнить 2-ю серию из пяти выстрелов, не опуская руки с максимально возможной скорострельностью, стараясь при этом не промахнуться мимо бланка мишени.
Анализу подвергались следующие показатели стрельбы: время производства первого выстрела и серии выстрелов (с) и результат стрельбы (очки).
На первом этапе для анализа временных параметров стрельбы были отобраны и использованы результаты участников (18 человек), успешно выполнивших стрелковые упражнения (отсутствие промахов в бланк мишени).
Анализ результатов временных параметров первого и последнего выстрелов серии, а также отбор временных параметров успешных выполнений серий выстрелов экспериментального упражнения проводился, исходя из следующих положений:
1. Полная уверенность попадания первого выстрела в цель и скорость его производства как наиболее важные факторы боевого применения стрельбы из пистолета. Важность высокой скорострельности в боевой обстановке.
2. Определение временного параметра на серию из пяти выстрелов при стрельбе в темпе Курса стрельб и при точной стрельбе в максимально возможном для стрелка темпе.
На втором этапе, чтобы определить степень зависимости результата выполнения упражнений Курса стрельб от результата выполнения экспериментального упражнения, использовались результаты выполнения всеми участниками экспериментального упражнения 1-го и 2-го упражнений учебных стрельб из пистолета и 2-го упражнения начальных стрельб из автомата согласно Курса стрельб-2003.
Проведенные исследования по обоснованию эффективности использования различных временных показателей серий выстрелов в одном упражнении по скоростной стрельбе из пистолета и временного фактора предлагаемой модели упражнения показали целесообразность и достаточно высокую эффективность использования упражнения. Исследование временных параметров стрельбы позволило обосновать время, отводимое на серию из 5-ти выстрелов, позволяющее с достаточной степенью эффективности формировать навыки стрельбы для выполнения упражнения Курса стрельб (в боевой обстановке).
Так, при выполнении серий из пяти выстрелов в экспериментальном стрелковом упражнении определились временные показатели выполнения серий выстрелов: стрельба в темпе Курса стрельб, не опуская руки (с одной попытки обработки спуска каждый выстрел) - 33,42 с и стрельба с максимально возможной скоростью и точностью - 22,65 с. Временные показатели выполнения серий оказались близки к 30 и 20-
секундным темпам стрельбы на пять выстрелов.
Кроме того, анализ полученных в ходе исследования данных позволяет сделать ряд других выводов.
Анализ сравнительных данных о результатах стрельбы показал, что соотношение средних баллов по результатам стрельбы и по времени производства первого выстрела в 1-й и 2-й сериях экспериментального упражнения примерно равно. Это объясняется тем, что более высокие результаты стрельбы в очках при стрельбе в темпе Курса стрельб компенсировались более высокой скоростью производства первого выстрела во 2-й серии (стрельба с максимальной скоростью и при соблюдении условия отсутствия промахов мимо бланка мишени). Разница между значениями средних баллов составила всего 0,18. Средний результат стрельбы в 1-й серии оказался выше среднего результата 2-й серии на 15,8%, а средний результат производства первого выстрела во 2-й серии оказался лучше на 12,4%. Разница же во времени производства серии из пяти выстрелов в сериях составила 10,77 с., то участники повысили временные показатели выполнения серии из пяти выстрелов в среднем на 32,23% при небольшой потере в результате стрельбы (в очках - 5,75 очков) и выигрыше в скорости производства первого выстрела (в среднем на 1,02 с).
Для решения второй задачи исследования на первом этапе - обоснования эффективности применения экспериментального упражнения - была использована методика определения показателя корреляции рангов (р), который не зависит от статистических параметров. Данный показатель использован для оценки тесноты связи между результатами выполнения экспериментального упражнения и результатами «боевой» стрельбы (выполнение 2-го упражнения учебных стрельб Курса стрельб - 2003).
Показатель корреляции рангов в нашем случае положительный и составил р=+0,742, что позволяет утвердить положение о значительном влиянии навыков в стрельбе по условиям экспериментального упражнения на результаты стрельбы по условиям Курса стрельб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая данные зависимости результатов выполнения экспериментального стрелкового упражнения от степени развития базовых навыков стрельбы из боевого оружия, мы установили, что отлично и хорошо подготовленные в начальных упражнениях из пистолета и автомата имеют, соответственно, более высокие результаты в скоростной стрельбе из пистолета. На это указывают более высокие средние результаты стрельбы. Разница в средних результатах выполнения экспериментальных упражнений, показанных «сильной» и «слабой» группами в стрельбе из пистолета по Курсу стрельб, составила 16,3%, а в стрельбе из автомата - 15,2%. Средний балл, полученный за выполнение стрелковых упражнений - 4,7 против 3,65 балла участников, подготовленных слабо в упражнении 1 УУС из ПМ, и 4,5 балла против 3,8 балла участников, слабо подготовленных во 2-м начальном упражнении из автомата. Это подтверждает необходимость использования медленных упражнений для развития базовых навыков стрельбы при подготовке к выполнению экспериментального упражнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долгачев, А.С. Военно-спортивная стрельба из пистолета как средство огневой выучки военнослужащих : дис. ... канд. пед. наук / Долгачев А.С. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1998. - 78 с.
2. Долгачев, А. С. Стрелковый спорт : учебное пособие для курсантов военных вузов / А.С. Долгачев ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - 177 с.
3. Курс стрельб из стрелкового оружия 2003 г. - М. : Воениздат, 2003. - 223 с.