Научная статья на тему 'Педагогическая компетенция будущего врача: опыт применения методики воспитания взрослых пациентов'

Педагогическая компетенция будущего врача: опыт применения методики воспитания взрослых пациентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2324
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / EDUCATION METHODS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симаева Ирина Николаевна, Куликов Сергей Иванович

Описан опыт применения методики воспитания пациентов для формирования готовности к самосохранительной деятельности в отношении здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article addresses the experience of applying patient education methods in the development of healthy lifestyle attitude

Текст научной работы на тему «Педагогическая компетенция будущего врача: опыт применения методики воспитания взрослых пациентов»

И. Н. Симаева, С. И. Куликов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА:

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПАЦИЕНТОВ

Описан опыт применения методики воспитания пациентов для формирования готовности к самосохранительной деятельности в отношении здоровья.

This article addresses the experience of applying patient education methods in the development of healthy lifestyle attitude.

Ключевые слова: методика воспитания, здоровье.

Key words: education methods, health.

Обеспечение качества здоровья и снижение уровня смертности населения РФ — одна из основных задач современной науки и медицинской практики. Среди множества условий и факторов, оказывающих воздействие на состояние здоровья наших соотечественников (экологическая обстановка, социальная и экономическая нестабильность, гиподинамия и снижение защитных функций организма, широкое распространение вредных привычек и зависимостей и т. д.), чрезвычайно значимы, на наш взгляд, нарушения индивидуального механизма сохранения и восстановления здоровья.

Эти нарушения вызваны в первую очередь социальными установками: советские традиции и требования современного общества поощряют жертвовать здоровьем ради достижения других целей и идеалов: счастье других людей, материальное благополучие, карьера, профессиональные достижения. Кроме того, перестал действовать долгие годы функционировавший общественный механизм охраны здоровья, включавший профилактические осмотры, диспансеризацию, вакцинацию и т. д. В результате суммарного влияния вышеперечисленных факторов и условий у современного взрослого россиянина сформировалось потребительское отношение к здоровью, которое привело к росту и распространению хронических и учащению инфекционных заболеваний. На смену причинам смертности, связанной с острыми заболеваниями, пришло нездоровье, объясняющееся в значительной степени особенностями образа жизни человека.

Нельзя оставить в стороне и тот факт, что за последние 30 — 50 лет изменился менталитет врача и его профессиональная позиция. Узкая направленность профессиональной подготовки привела к тому, что каждый специалист видит лишь часть общей картины нездоровья. А увеличение количества пациентов и дефицит времени на ежедневном приеме — к директивному «рецептурному» подходу в лечении вместо сотрудничества врача и пациента в процессе выздоровления. При этом авторитет врача остается в обществе достаточно высоким, а его влияние на судьбу пациента трудно переоценить [2].

Разрешить названную проблему призваны реформы в сфере медицинского обслуживания, которые принципиально изменяют механизмы здравоохранения и предполагают передачу самому человеку права выбирать лечебное учреждение, участвовать в выборе средств и методов лечения, сохранения и поддержания здоровья. Так, в 2002 г. Минздрав России утвердил к реализации Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Эта Концепция стала методологической основой для внедрения в практику здравоохранения новых подходов к организации превентивной медицинской помощи населению. Принципиально новыми являются положения о личной ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких; создание у него мотивации к использованию оздоровительных технологий в течение всей жизни; и, наконец, духовная составляющая — направленность на формирование культуры здоровья, создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой. Для претворения в жизнь идей, провозглашенных в Концепции, годом позже была начата реализация соответствующей отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 — 2010 гг.».

Реализация вышеназванных Концепции и программы привела к необходимости внести изменения в процесс профессионального обучения врачей и ориентировать обучение специалистов не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на приобретение особых компетенций, которые позволят будущему врачу применять лечебные и превентивные методы медицинской помощи. Соответствующим образом изменился и Федеральный государственный

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 47 — 53.

стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Психолого-педагогическая деятельность выделена в нем как самостоятельный вид профессиональной деятельности специалиста, и к концу обучения в вузе будущий врач должен быть способен и готов к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, а также к обучению взрослого населения, подростков и их родственников правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни. Иными словами, новый ФГОС высшего медицинского образования требует, чтобы выпускник медицинского вуза овладел компетенциями в сфере обучения и воспитания пациента, однако научно-методические основания для внедрения педагогической составляющей в основную образовательную программу (ООП) медицинских специальностей, а затем в профессиональную деятельность врача разработаны недостаточно. Что касается обеспечения компетенций в учебнометодических комплексах производственной практики и интернатуры, то методик воспитания пациента, направленных на развитие самосохранительной деятельности, пока не предложено.

Таким образом, возникает необходимость разрешить противоречия: между внедрением в практику здравоохранения новых подходов к организации превентивной медицинской помощи населению и недостаточным развитием в медицине научного направления, ориентированного на формирование у пациентов личностных качеств, способствующих сохранению их здоровья (педагогического направления); между новым педагогическим компонентом в содержании обучения врачей и недостаточным методическим обеспечением формирования специальных компетенций в процессе профессионального образования; и наконец, между высоким воспитательным потенциалом, компетентностью врача в сфере здоровья и отсутствием у него методических средств для воспитания у пациентов индивидуальных детерминант самосохрани-тельной деятельности.

Для устранения вышеперечисленных противоречий нами была разработана методика воспитания пациентов в условиях лечебного учреждения. Она содержит последовательное изложение содержания воспитательного процесса, механизмов его реализации и основные показатели развития самосохранительной деятельности личности в результате освоения методики, а также отражает представление об условиях достижения воспитательных целей [3]. Методика предназначена для взрослых пациентов, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания, и рассчитана на календарный год.

Цель создания методики — обеспечить в процессе профессиональной медицинской помощи в лечебном учреждении условия для развития у пациентов индивидуальных качеств личности и характеристик поведения, способствующих готовности к самосохранительной деятельности в отношении здоровья. То есть в отличие от программ обучения пациентов, которые делают акцент на интеллектуальной сфере обучаемых, воспитание нацелено на изменения в личности и поведении пациента. В задачи воспитания входило:

1) формирование у пациентов готовности к самостоятельному выбору благоприятных для здоровья вариантов жизнедеятельности;

2) оптимизация иерархии самосохранительных ценностей и способности реализовать их в практической жизнедеятельности;

3) развитие у пациентов убеждения в необходимости самосовершенствования самосохранительной деятельности, ответственности за ее реализацию и результаты.

Логика воспитания выстроена по степени сложности — от формирования элементарных основ к системной готовности личности пациента к самосохранительной деятельности.

• Первый этап — воспитание у пациента элементарных фиксированных самосохранительных установок (готовности к действиям, предшествующей деятельности), которые формируются на основе витальных потребностей (пища, сон и т. д.), в простейших ситуациях и могут влиять на здоровье индивида.

• Второй этап — формирование (изменение) самосохранительных установок, которые стимулируют деятельность пациента и определяют ее вектор, то есть избирательно направляют ее в отношении отдельных объектов и предметов, в частности организуют целенаправленную деятельность по выявлению факторов риска для здоровья и способов их нейтрализации [4].

• Третий этап воспитания ставит задачу сдвига мотивов на цель воспитания индивидуальных основ самосохранительной деятельности. Врач пытается повлиять на систему ценностных ориентаций, на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида.

• Четвертый этап - воспитание личной ответственности за самосохранительную деятельность и ее результаты. Ответственность трактуется в русле понятия уровня субъективного контроля личности.

В эксперименте по воспитанию пациентов приняли участие 105 респондентов в возрасте 25 — 45 лет (45 мужчин и 60 женщин) и 6 врачей. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап эксперимента (2008 г.) имел целью выявить сформированность в сознании пациентов общей готовности к самосохранительной деятельности и отдельных ее компонентов (убеждений, установок, системных диспозиций, ответственности за здоровье, а также некоторых знаний, умений и навыков) с помощью психологопедагогической диагностики следующих диспозиций ССД как предмета воспитания: ценностных ориентаций по тесту М. Рокича (адаптация текста — Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд); уровня субъективного контроля по тесту УСК (на основе шкалы Дж. Роттера); готовности к самосохранительной деятельности пациента по методике, разработанной авторами статьи в ходе научного проекта «Охрана здоровья как институциональная функция образования» (№ 2.2.3.3/754) аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

На данном этапе в исследовании приняли участие и экспериментальная, и контрольная группы. Результаты исследования показали, что ценностям «здоровье» и «болезни» всеми пациентами приписаны самые высокие ранги (от 1 до 3), в среднем она занимает первую ступеньку иерархии терминальных ценностей. Однако другие связанные с ней терминальные ценности-цели, которые могли бы сформировать самосохранительное сознание, ни у одного из респондентов не входят даже в десятку значимых убеждений. На этом фоне выделяется воспитанность (хорошие манеры), которыми дорожат 50 % респондентов, то есть предпочитают ее как образ действий в разных ситуациях, в том числе связанных со здоровьем. При невысокой общей интернальности 58 % респондентов имели экстернальный локус контроля и в отношении здоровья, однако у 17 % оценки приближались к средним значениям и могли быть изменены в процессе воспитания.

Эмпирическое исследование готовности пациентов к самосохранительной деятельности по авторской методике показало, что наименее сформирован у респондентов конативный компонент установки к самосохранительной деятельности (мотиваторы к ССД) и системная диспозиция к ССД, определяющая мировоззрение. Полученные по нашей методике результаты подтвердили данные по тестам М. Рокича и УСК.

Констатирующее исследование привело к выводу, что большинство пациентов, несмотря на взрослый возраст, психологически не готовы осуществлять самосохранительную деятельность. Значимость и ценность здоровья в их сознании существует изолированно от самосовершенствования, полного использования своих возможностей, сил и способностей и даже здравого смысла, а также познания, расширения своего кругозора, повышения общей культуры и развития в целом, которые могут составить ядро установки и стремления к сохранению здоровья в сознании пациента и мотивировать ССД. Отсутствие сформированной системы убеждений делает неактуальными средства достижения целей здорового образа жизни (аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль и общий уровень культуры).

Поскольку убеждения, на которых может базироваться ССД, не являются значимыми для респондентов, они не хотят нести за них ответственность. Тем не менее есть области жизнедеятельности, в которых респонденты приписывают себе ответственность и контроль над ситуациями, — это сфера межличностных отношений (в том числе семейных) и личных достижений, и эта ответственность, на наш взгляд, может быть распространена на сферу здоровья. Определенный потенциал обнаружен в характеристике воспитанности (инструментальная ценность по Рокичу). Полученные данные позволили нам полагать, что воспитательная программа формирования основ самосохранительной деятельности может опираться в первую очередь на воспитанность как образ действий, предпочитаемый в разных ситуациях, в том числе связанных со здоровьем, и ответственность в сфере межличностных, в том числе семейных, отношений.

Формирующий эксперимент предполагал разделение выборки на две группы: экспериментальная группа из 50 пациентов прошла курс воспитания индивидуальных основ самосохранительной деятельности по предложенной нами методике в течение 2 лет. Контрольная группа из 50 пациентов проходила лечение и диспансеризацию по традиционной схеме. Диагностика по окончании эксперимента показала, что здоровье среди терминальных ценностей сохранило свою первую позицию и произошел существенный сдвиг в сторону повышения значимости для самосохранительной деятельности терминальных ценностей: познания, физического и духовного развития и расширения общей культуры. Вышеперечисленные убеждения сказались и

на инструментальных ценностях — средствах достижения целей. Если в начале эксперимента аккуратность и чистоплотность были значимы лишь для 35 %, а самоконтроль и дисциплина также не были предпочитаемым образом действий (24 %); лишь треть респондентов были убеждены в том, что должны нести ответственность за свои действия в различных ситуациях, то в конце произошли существенные сдвиги: повысился самоконтроль, значимость ответственности, аккуратности и чистоплотности. При этом сохранила свои позиции воспитанность (хорошие манеры), которой дорожат 50 % респондентов, то есть предпочитают ее как образ действий в разных ситуациях, в том числе связанных со здоровьем. Повторное тестирование выявило повышение основной тенденции ответственности в области здоровья у 94 % пациентов экспериментальной группы, общая интернальность повысилась от 4,7 до 5,8 стена (область средних значений).

Однако наиболее важные, на наш взгляд, сдвиги произошли в уровне готовности пациентов к самосохранительной деятельности (см. табл.).

Сравнительная динамика компонентов готовности к самосохранительной деятельности у респондентов экспериментальной и контрольной групп (средние показатели)

Год Компонент ССД-готовности Общая оценка

когнитивный эмоцио- нальный конативный навыки системных диспозиций

Э К Э К Э К Э К Э К Э К

2008 8 8 11,9 11,9 7 7 10 10 4 4 41,2 41,2

2010 19,8 7 28 12 32,6 6 33 12,6 26 4,6 139,6 42,5

Когнитивный и эмоциональный компоненты установки к ССД усилились в среднем вдвое. Показатели побудительного (конативного) компонента установки и системных диспозиций выросли в 6,5 — 7 раз. Достоверный, хотя и менее существенный сдвиг произошел и в сфере поведения: большинство пациентов усвоили необходимые навыки самосохранительной

деятельности и сформировали привычки — элементарные готовности к самосохранительному поведению.

Таким образом, показатель общей готовности к самосохранительной деятельности у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания, к которым применялась методика воспитания, достиг почти 70 % от максимально возможного в рамках предложенной методики результата. В то же время показатели контрольной группы практически не изменились. Это означает, что разработанная методика воспитания пациентов показала свою результативность и может быть рекомендована для включения в программу производственной практики студентов по специальности 060101 «Лечебное дело». Однако следует понимать, что устойчивые характеристики личности, готовность взрослого пациента жить и действовать в интересах сохранения собственного здоровья не подвержены выраженной динамике в короткие сроки. Кроме того, влияние врача на разные элементы самосохранительной деятельности пациента может быть в разной степени эффективным и отсроченным. Необходимо учитывать и тот факт, что субъекты, на которых направлено воспитательное воздействие врача, отличаются по полу, возрасту, темпераменту и характеру, социальному статусу и имеют длительную историю хронических заболеваний. Следовательно, каких-либо унифицированных норм самосохранительной деятельности не существует.

Список литературы

1. Бажин Е. В. Метод исследования уровня субъективного контроля / / Психологический журнал. 1984. № 3. С. 152—162.

2. Куликов С. И. Педагогические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника / / Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 11. С. 109 — 113.

3. Подласый И. П. Педагогика. М., 1996.

4. Essentials of health behavior: social and behavioral theory in public health / Mark Edberg. Jones and Bartlett Publishers, Inc., 2007.

Об авторах

Ирина Николаевна Симаева — д-р психол. наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: ISimaeva@kantiana.ru

Сергей Иванович Куликов — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

About authors

Prof. Irina N. Simaeva, Immanuel Kant Baltic Federal University, e-mail: ISimaeva@kantiana.ru Sergey I. Kulikov, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.