Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая интеграция / интегрированное обучение / обучающийся начальной школы / pedagogical integration / integrated learning / primary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

В статье рассмотрены психолого-педагогические механизмы интегрированного обучения в начальной школе, учет которых обеспечивает эффективность становления личности обучающегося. В условиях процесса глобализации, нарастающем в современном мире во всех сферах, все ярче проявляются противоречия между технологическим и гуманистическим подходами к образованию и воспитанию человека, между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и «частичным», суммативным подходом к его обучению. Эти и другие противоречия обусловлены объективной потребностью современного общества в качественно новых образовательно-воспитательных системах, способных органично аккумулировать указанные подходы при приоритете последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the psychological and pedagogical mechanisms of integrated learning in primary school, the consideration of which ensures the effectiveness of the formation of the student's personality. In the context of the process of globalization, which is growing in the modern world in all spheres, contradictions between technological and humanistic approaches to education and upbringing of a person, between the integrative and integral nature of a person as a subject of education and a "partial", summative approach to his training are becoming more and more pronounced. These and other contradictions are caused by the objective need of modern society for qualitatively new educational systems capable of organically accumulating these approaches with the priority of the latter.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Но с середины 30-х годов под влиянием субъективных факторов почти вся практическая и особенно научно-теоретическая работа по самообразованию в стране неоправданно приостанавливается [1,2].

Лишь с началом 60-х годов вопросы самообразования стали все больше привлекать внимание ученых и практических работников. В течение 60-х - 80-х годов появляются фундаментальные педагогические труды, сборники статей и отдельные статьи, методические пособия, защищаемые диссертации, в которых рассматриваются роль и место самообразования в жизни современного человека, его содержание, методы, средства и приемы осуществления, механизмы управления самообразовательной работой [6].

Термин «непрерывное образование» был впервые использован в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО, а после издания доклада в 1972 году под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы существовать» было принято решение ЮНЕСКО признать непрерывное образование как основную концепцию для нововведений или реформ образования во всех странах мира. В середине 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах мира и становится основным принципом образовательных реформ [3].

В отечественной педагогике идеи непрерывного образования отражены в работах таких ученых, как В.А. Бодров, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.

На современном этапе под термином «непрерывное образование» понимают обучение взрослых в различных формах переподготовки, повышения квалификации и профессионального и общекультурного уровня.

Согласно теоретическим положениям концепции непрерывного образования, процесс его организации должен осуществляться с учетом ряда условий, а именно путем:

- создание базовой подготовки соответствующего потенциала знаний;

- развития способностей человека и потребности в непрерывном обновлении уровня образования;

- обеспечения инновационного характера непрерывного образования;

- индивидуализации и гибкости образования;

- использования оригинальных, интерактивных методов обучения, проблемного характера обучения;

- создания соответствующего информационно-методического ресурса.

К основным принципам реализации концепции непрерывного образования относят:

- непрерывность;

сочетание отечественных образовательных традиций и передового мирового опыта;

- гибкость в реагировании на общественные изменения и прогностичность;

- инновационность [5].

Самообразование (или самовоспитание) является самосовершенствованием личности. Роль самообразования в обществе всегда была значительной. В современном обществе она объективно повышается. Это определяется теми изменениями, которые в нем происходят, ускорением динамики его развития, возрастающими требованиями к каждому его члену. В последнее время наметился разрыв между необходимостью усиления работы по самообразованию каждого гражданина общества и теоретико-практическими исследованиями по этой проблеме, что не способствует ни повышению значимости самообразования, ни вооружению широких масс населения, особенно молодежи, методическими рекомендациями работы над собой. Самообразование и как процесс, и как понятие, хотя и близко связанное с таким явлением, как самовоспитание, является вполне самостоятельной деятельностью человека в отношении своего дальнейшего развития. Оно имеет свои конкретные цели, содержание, методы и приемы осуществления. Самообразование является составной частью другого, более широкого понятия (и процесса) - самосовершенствования. Вместе с самовоспитанием она составляет суть самосовершенствования личности.

Выводы. На основе анализа требований современного общества к образованию и тенденций развития последнего видим, что парадигма традиционного образования сегодня уже не удовлетворяет «заказчиков» рынка труда. Выпускник вуза сегодня должен обладать способностью быстро обучаться и адаптироваться к изменяющимся профессиональным требованиям и запросам времени, что обосновывает потребность в обучении в течение жизни.

Таким образом, ввиду постоянных изменений в условиях рынка труда функцию устранения недостатков системы отечественного профессионального образования и подготовки специалиста, соответствующего требованиям современного социума, должна взять на себя система непрерывного образования, основной целью которой является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Барсуков, И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя / И.Г. Барсуков. - Челябинск, 1882.-97 с.

2. Бойков, С.Н. Некоторые аспекты концепции непрерывного образования / С.Н. Бойков, Г.В. Бойкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2009. -№ 13. - С. 29-31

1. Зинченко, Г.П. Непрерывное образование - веление времени / Г.П.Зинченко. -М: Наука, 1988. -230 с.

2. Онушкин, В.Г. Теоретические основы непрерывного образования / В.Г.Онушкин. - М.: Педагогика, 1987. - 223 с.

3. Рубакин, H.A. Как заниматься самообразованием [Текст]: [Сборник] / [Сост. и вступ. статья, с. 3-28, Т.К. Крук]. -Москва: Сов. Россия, 1962. - 127 с.

4. Харланов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И.Ф. Харламов. -Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). -516 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены психолого-педагогические механизмы интегрированного обучения в начальной школе, учет которых обеспечивает эффективность становления личности обучающегося. В условиях процесса глобализации, нарастающем в современном мире во всех сферах, все ярче проявляются противоречия между технологическим и гуманистическим подходами к образованию и воспитанию человека, между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и «частичным», суммативным подходом к его обучению. Эти и другие

противоречия обусловлены объективной потребностью современного общества в качественно новых образовательно-воспитательных системах, способных органично аккумулировать указанные подходы при приоритете последнего.

Ключевые слова: педагогическая интеграция, интегрированное обучение, обучающийся начальной школы.

Annotation. The article discusses the psychological and pedagogical mechanisms of integrated learning in primary school, the considération of which ensures the effectiveness of the formation of the student's personality. In the context of the process of globalization, which is growing in the modem world in ail spheres, contradictions between technological and humanistic approaches to éducation and upbringing of a person, between the integrative and intégral nature of a person as a subject of éducation and a "partial", summative approach to his training are becoming more and more pronounced. These and other contradictions are caused by the objective need of modem society for qualitatively new educational systems capable of organically accumulating these approaches with the priority of the latter.

Key words: pedagogical intégration, integrated learning, primary school students.

Введение. В психологии обучения отсутствуют специальные исследования особенностей мышления в условиях интеграции, развития и воспитания личности младших школьников. В поисках психологических обоснований исследуемой проблемы мы обратили внимание на учения И.П. Павлова и И.М. Сеченова, на выдвинутый ими принцип системности, в соответствии с которым синтетический подход опирается на целостную, интегративную деятельность головного мозга. Системность в работе головного мозга связана с интеграцией информации и проявляется в образовании и функционировании нейропсихических систем различного смыслового порядка. Образование таких систем и обеспечивает продуктивность учебной деятельности, направленной на познание и усвоение интеграционных связей.

Изложение основного материала статьи. Интегрированные уроки способствуют углублению изучения нескольких предметов одновременно. Во-первых, обучающиеся узнают больше и лучше запоминают информацию по 2-м предметам одновременно, оттачивая практические навыки. Во-вторых, интересная форма урока активизирует познавательный интерес обучающихся, они охотнее занимаются самостоятельно. В-третьих, повышается общая грамотность обучающихся, что является большим плюсом. В-четвертых, обучающиеся наглядно видят взаимосвязь предметов, применение полученных знаний на практике. Учебный процесс перестает быть просто набором предметов с разными ведениями. При интегрированном обучении обучающиеся видят, что все предметы школьной программы взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему. Благодаря этому обучение становится осознанным и более углубленным. Знания усваиваются не поверхностно как отдельные элементы, а как компоненты системы. Укрепляется взаимосвязь между предметами.

В рамках интегрированного обучения можно создать совместный проект с обучающимися из разных школ, разных городов или разных стран. Это зависит от степени подготовленности педагога и его возможности курировать этот процесс. Это будет пример транспредметной интеграции, так как для реализации проекта будут активизированы знания из разных предметных областей.

Общим способом осуществления интеграционных связей в любой ситуации является обобщение знаний, умений, информации, получаемой в системе предметного обучения.

Интеграция информации сопряжена с формированием общих моделей мышления, повышающих возможности творческой познавательной деятельности. Каждый новый аспект, новая связь должны включаться в существующую понятийную структуру посредством процессов генерализации и различения. Обучающийся выделяет общее, особенное и единичное в новых знаниях, включает их в систему мировоззренческих идей. Процессы установления и усвоения связей в мышлении и познании раскрыты в ассоциативной теории мыслительной деятельности, доминирующей в начале XX века и составляющей основу традиционной дидактики.

Понятие «ассоциация» означает «союз», «связь» (в данном случае имеется в виду связь между психическими явлениями, представлениями). Восприятие или представление могут вызывать другие воспоминания-представления, непосредственно некогда пережитые: одновременно с ними или вслед за ними (ассоциации по смежности), сходство с прежними (ассоциация по сходству), противоположные с имеющимися (ассоциация по контрастности).

В процессах осознания, запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи. В смысловых связях отражаются отношения в первую очередь между причинами и последствиями, а также между целым и его частями, общим положением и частными выводами из него и др. Так, при изучении естествознания любое природное явление связывается с его условиями, вызванными причинами, последствиями.

В качестве одной из психологических основ процесса интеграции в начальном обучении могут быть использованы идеи ученого-психолога Ю.А. Самарина об ассоциативном мышлении [4]. Ю.А. Самарин выделяет следующие виды ассоциаций: локальные, частичные, внутрисистемные и межсистемные, а также классифицирует уровни умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системе соответствующего уровня.

Простейшей нервной связью, образующей элементарные знания о предмете или явлении, является локальная ассоциация. Эта связь изолирована, не контактирует с другими знаниями. Она может обеспечивать лишь элементарную умственную деятельность. Частичные системные ассоциации - это простейшие системные ассоциации, возникающие на основе изучения отдельной темы или предмета. На этой стадии происходит обобщение знаний, возникает аналитико-синтетическая деятельность обучающихся. Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познание обучающимися целостных систем знаний. Происходит процесс широкого использования знаний в пределах изучаемого предмета. Межсистемные ассоциации являются высшей степенью умственной деятельности обучающегося и объединяют различные системы знаний. Только на этом уровне ассоциаций возникают общие понятия.

Ученые считают, что для младших школьников характерны локальные и частичные ассоциации. Однако эксперименты зарубежных и отечественных ученых-исследователей (С. Кейплен, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. [2]) показывают, что у обучающихся начальных классов заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. На наш взгляд, при интегрированном обучении от простейших обобщений, не соотнесенных со смежным знанием, младший школьник может овладевать как частичными, так и внутрисистемными ассоциациями, обеспечивающими познание целостных систем, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные, количественные и другие связи.

Интересен с позиции заявленной проблемы механизм обнаружения интеграционных связей путем анализа через синтез. Анализ через синтез пронизывает весь процесс восприятия, приводит к формированию обобщенных моделей мышления, отражающих взаимодействие субъекта с общими для ряда учебных предметов объектами познания. Такие модели в наиболее развитой форме приобретают эвристический характер. Если проследить простейшую деятельность мышления, то можно увидеть, что при этом процессе сначала выделяются некоторые признаки предметов, затем создается эталон сравнения, а за ним - классификация. Для создания образа воображения необходимо обеспечить основу, то есть разделить на части определенные прошлые образы, а затем собрать, синтезировать из них что-то новое, не похожее на прежнее.

Актуальна сегодня проблема социализации ребенка, то есть приобщения его к моральным нормам и ценностям общества. В отечественной психологии утвердился деятельностный подход к формированию человека как личности. Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин обосновали периодизацию психического развития ребенка, показали процесс развития его психики как процесс изменения ведущих типов деятельности. Ведущая деятельность в психологии понимается как таковая, развитие которой предопределяет самые главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии [1,3].

Руководствуясь деятельностным подходом к формированию личности, Д.И. Фельдштейн рассматривает ее становление в онтогенезе как особую форму проявления социального развития. Исходным пунктом для указанного исследования является положение о том, что в процессе онтогенеза растущий человек приобретает общественный опыт, то есть происходит его социализация [5].

Личность неотделима от системы, личность - это социальное качество индивида. Природные черты выступают в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Человек становится личностью в труде и общении. Человек как личность существует в системе отношений и развивается по фазам:

Первая фаза - адаптация. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем усвоит действующие нормы, приемы и средства деятельности.

Вторая фаза - индивидуализация, которая выражена стремлением человека к максимальной персонификации.

Третья фаза - интеграция, которая определяется стремлением человека быть идеально представленным, с одной стороны, и потребностью окружающих принять, одобрить индивидуальные свойства личности, с другой стороны. При положительном разрешении этих противоречий происходит интеграция личности в группе. Если же противоречия не устранены, то происходит дезинтеграция личности.

Характер развития личности задается уровнем развития группы, куда она включена и интегрирована. Отсюда вторая модель развития личности - модель возрастного развития, которая выделяет такие этапы формирования личности.

1 этап (до 3 лет) - ранний детский возраст;

2 этап (4-11 лет) - дошкольный и младший школьный возраст - детство;

3 этап (12-15 лет) - подростковый возраст;

4 этап (16-18 лет) - юность.

Немаловажным в рамках интегрированного обучения является командная работа педагогического коллектива. Сегодня в современной педагогической науке нашли свое место множество исследований в сфере формирования готовности к командной работе студентов не только гуманитарного, но и технического профиля, в рамках профессиональной подготовки. По нашему мнению, на сегодняшний день проблема организации командной деятельности достаточно подробно описана в теоретических исследованиях, но не в практических. Именно с целью пополнения базы практических данных относительно осуществления командной работы современных студентов и было создано настоящее исследование.

Структура современного образования требует жесткой и целенаправленной модернизации, которая может быть достигнута исключительно путем использования командных технологий. При этом важно пересмотреть и механизмы воздействия на студентов посредством применения такой технологии, поскольку основой образовательного процесса остаются они, в соответствии с принципом личностно-ориентированного образования. Помимо этого, важно актуализировать роль высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, среднего профессионального образования в условиях быстро развивающегося социокультурного пространства, в рамках которого современные молодые люди значительно обесценивают роль и место, которые занимают образовательные технологии в жизни современного социума.

Командная работа сегодня не воспринимается как исключительно производственная мощность, а рассматривается как определенный творческий потенциал, который возможно проявить исключительно в случае тесного сотрудничества всех субъектов, принимающих участие в разработке проекта или в осуществлении совместной деятельности. Коллективная деятельность предусматривает умение согласовывать, договариваться, поддерживать сравнительно высокий темп работы, а также понимать остальных субъектов коллективного взаимодействия, решать поставленные и возникающие в процессе выполнения задачи и проблемы, а также, что самое главное, быть нацеленным на выполнение цели, единой для всех.

Современному педагогу недостаточно просто указать обучающимся на предмет проектирования и объединить их в необдуманные группы. Такой подход означал бы неготовность самого педагога к осуществлению педагогической деятельности. Важно четко разграничивать психологические и все другие составные части феномена готовности, поскольку это позволит максимизировать эффект от совместной деятельности. Обучающиеся - крайне уязвимые субъекты. Они находятся в регулярном стрессе во время учебы, сдачи ВПР и подготовки к защите проектов. Этот факт нужно всегда учитывать, прежде чем предпринять попытку объединения всех обучающихся в случайные проектные команды. Успешная работа в команде возможна лишь в случае качественного заранее сформированного комплекса педагогических условий для благоприятного функционирования обучающихся.

Готовность к командной работе зависит исключительно от педагога и иных внешних факторов. Важно уметь грамотно и четко функционировать и налаживать межличностную коммуникацию, взаимодействовать с иными субъектами образовательного процесса не только на коммуникативном, но и на интеллектуальном, и эмоциональном уровнях. У педагога должен быть развит комплекс умений, обеспечивающих гармоничное развитие готовности к командной деятельности:

- умения четко и лаконично выражать собственные мысли, свое мнение и свою позицию в зависимости от ситуации и актуальности этого выражения;

- свободно находить выражение своих эмоций и чувств;

- умения либо изначально избегать конфликтной ситуации, способной подорвать эмоциональное состояние, либо предотвращать ее в наиболее подходящий момент;

- обладать навыками активного слушания и соблюдать коммуникативный этикет;

- умения эмпатического и чувственного характера в области понимания психологии собеседника;

- умения своевременно задавать интересующие вопросы и решать возникающие проблемные ситуации;

- умения активного взаимодействия с иными субъектами образовательного процесса;

- умения осуществлять свою деятельность в соответствии с выбранной (или предоставленной) командной роли и др.

Выводы. Интеллектуальное развитие - это непростое накопление знаний. Не приобретённое на предыдущем этапе, не

всегда компенсируемое в будущем, происходят безвозвратные потери, обусловленные физиологическими свойствами мозга.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

1) младший возраст (начиная с 5-6 лет) является сензитивным для познавательной деятельности ребенка;

2) создание методики интегрированных занятий способствует, в педагогическом плане, решению триединой задачи. С одной стороны, обеспечиваем младшему школьнику адекватно его возрастную деятельность по овладению основными

знаниями, доведенными до уровня теоретического обобщения, систематизации и интеграции их. Со второго, создаем условия для умственного, интеллектуального развития, способствуем становлению личности, формированию у обучающихся ценностных ориентаций и благоприятных условий для перехода в следующий период онтогенеза.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст]: Сборник статей / Л.С. Выготский. -Москва; Ленинград: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935 (Л. тип. «Печатный двор»), - Обл., 133, [2] е., 1 вкл. л. портр.; 22x15 см.

2. Давыдов, В.В. Развитие мышления в школьном возрасте. В кн.: Принцип развития в психологии / В.В. Давыдов, А.К. Маркова //Отв. ред. Л.И. Анцыферова.-М.: Наука, 1978,-С. 295-316

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

4. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умств. деятельности школьников / Ю.А. Самарин; под ред. Г.А. Неценко, З.Г. Найденовой. - 2-е изд., испр. - Гатчина: Ленингр. обл. ин-т экономики и финансов, 2003. - 318 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

аспирант Белов Иван Сергеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва); аспирант Жмаев Никита Алексеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва); аспирант Иванов Валерий Аркадьевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва)

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ

Аннотация. В данной работе проводится тематическое патентное исследование, служащее одной из основ для написания выпускной квалификационной работы на факультете психологии и педагогики МФПУ «Синергия». Такой анализ имеет большое прикладное значение на этапах подготовки к написанию ВКР, помогает более глубоко изучить рассматриваемую проблему, найти актуальные литературные источники придти к новым идеям, и, что не маловажно, позволяет определить патентоспособность рассматриваемой сферы, что полезно для студентов, как потенциальных научных работников в будущем.

Ключевые слова: профессиональная подготовка пилотов, ввод в строй пилотов, авиация, авиационный персонал, программа подготовки пилотов.

Annotation. A thematic patent research is carried out in this paper, which serves as one of the foundations for the creation of final qualifying project at the faculty of psychology and pedagogics at the «Synergy» university. Such an analysis possess a deep applied significance during the preparation stages of creating the final qualifying project, it helps to study the subject much more deeply, to find relevant literature sources, to come up with new ideas and last but not least it also helps to define patentability in the field of research, what is extremely helpful for students as possible scientific workers in the future.

Key words: pilot training, pilot commissioning, aviation, aviation personnel, pilot training program.

Введение. Тема профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации крайне актуальна для России. При этом необходимо изучать опыт получения зарубежных патентов по профессиональной подготовке пилотов гражданской авиации.

Тематическое патентное исследование - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации. Изложение основного материала статьи. I. Задачи исследования:

I.a. определение патентоспособность сферы подготовки пилотов коммерческой гражданской авиации и ввода их в строй;

I.b. поиск новых идей и концептов для проведения исследования;

I.e. определение степени конкурентоспособности сферы подготовки пилотов коммерческой гражданской авиации и ввода их в строй;

I.d. отбор наиболее эффективных научно-технических достижений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Регламент поиска:

I.a. предмет поиска - система ввода в строй коммерческих пилотов гражданской авиации РФ; устройства имитации полета (Full Flight Simulators), программы подготовки пилотов, система ввода в строй пилотов гражданской авиации; I.b. географи поиска - Россйиская Федерация и зарубежье; I.e. ретроспективность поиска - обзор документации с 2000 года;

I.d. классификационные рубрики - подготовка пилотов, ввод в строй пилотов, авиация, авиационный персонал, программа подготовки пилотов;

I.e. источники информации - официальные бюллетени национальных и международных патентных ведомств; I.f. метод поиска - тематический.

Из проанализированных нами 523 зарубежных тематических патентов , отобранных по ключевым словам, мы выделили 40 наиболее актуальных для темы нашего исследования [1; 2]. Сводную информацию об этих патентах можно посмотреть ниже в Таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.