Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка пилотов / ввод в строй пилотов / авиация / авиационный персонал / программа подготовки пилотов / pilot training / pilot commissioning / aviation / aviation personnel / pilot training program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Иван Сергеевич, Жмаев Никита Алексеевич, Иванов Валерий Аркадьевич

В данной работе проводится тематическое патентное исследование, служащее одной из основ для написания выпускной квалификационной работы на факультете психологии и педагогики МФПУ «Синергия». Такой анализ имеет большое прикладное значение на этапах подготовки к написанию ВКР, помогает более глубоко изучить рассматриваемую проблему, найти актуальные литературные источники придти к новым идеям, и, что не маловажно, позволяет определить патентоспособность рассматриваемой сферы, что полезно для студентов, как потенциальных научных работников в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Иван Сергеевич, Жмаев Никита Алексеевич, Иванов Валерий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A thematic patent research is carried out in this paper, which serves as one of the foundations for the creation of final qualifying project at the faculty of psychology and pedagogics at the «Synergy» university. Such an analysis possess a deep applied significance during the preparation stages of creating the final qualifying project, it helps to study the subject much more deeply, to find relevant literature sources, to come up with new ideas and last but not least it also helps to define patentability in the field of research, what is extremely helpful for students as possible scientific workers in the future.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

знаниями, доведенными до уровня теоретического обобщения, систематизации и интеграции их. Со второго, создаем условия для умственного, интеллектуального развития, способствуем становлению личности, формированию у обучающихся ценностных ориентаций и благоприятных условий для перехода в следующий период онтогенеза.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст]: Сборник статей / Л.С. Выготский. -Москва; Ленинград: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935 (Л. тип. «Печатный двор»), - Обл., 133, [2] е., 1 вкл. л. портр.; 22x15 см.

2. Давыдов, В.В. Развитие мышления в школьном возрасте. В кн.: Принцип развития в психологии / В.В. Давыдов, А.К. Маркова//Отв. ред. Л.И. Анцыферова.-М.: Наука, 1978,-С. 295-316

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

4. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умств. деятельности школьников / Ю.А. Самарин; под ред. Г.А. Неценко, З.Г. Найденовой. - 2-е изд., испр. - Гатчина: Ленингр. обл. ин-т экономики и финансов, 2003. - 318 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

аспирант Белов Иван Сергеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва); аспирант Жмаев Никита Алексеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва); аспирант Иванов Валерий Аркадьевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва)

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ

Аннотация. В данной работе проводится тематическое патентное исследование, служащее одной из основ для написания выпускной квалификационной работы на факультете психологии и педагогики МФПУ «Синергия». Такой анализ имеет большое прикладное значение на этапах подготовки к написанию ВКР, помогает более глубоко изучить рассматриваемую проблему, найти актуальные литературные источники придти к новым идеям, и, что не маловажно, позволяет определить патентоспособность рассматриваемой сферы, что полезно для студентов, как потенциальных научных работников в будущем.

Ключевые слова: профессиональная подготовка пилотов, ввод в строй пилотов, авиация, авиационный персонал, программа подготовки пилотов.

Annotation. A thematic patent research is carried out in this paper, which serves as one of the foundations for the creation of final qualifying project at the faculty of psychology and pedagogics at the «Synergy» university. Such an analysis possess a deep applied significance during the preparation stages of creating the final qualifying project, it helps to study the subject much more deeply, to find relevant literature sources, to come up with new ideas and last but not least it also helps to define patentability in the field of research, what is extremely helpful for students as possible scientific workers in the future.

Key words: pilot training, pilot commissioning, aviation, aviation personnel, pilot training program.

Введение. Тема профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации крайне актуальна для России. При этом необходимо изучать опыт получения зарубежных патентов по профессиональной подготовке пилотов гражданской авиации.

Тематическое патентное исследование - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации. Изложение основного материала статьи. I. Задачи исследования:

I.a. определение патентоспособность сферы подготовки пилотов коммерческой гражданской авиации и ввода их в строй;

I.b. поиск новых идей и концептов для проведения исследования;

I.e. определение степени конкурентоспособности сферы подготовки пилотов коммерческой гражданской авиации и ввода их в строй;

I.d. отбор наиболее эффективных научно-технических достижений.

II. Регламент поиска:

I.a. предмет поиска - система ввода в строй коммерческих пилотов гражданской авиации РФ; устройства имитации полета (Full Flight Simulators), программы подготовки пилотов, система ввода в строй пилотов гражданской авиации; I.b. географи поиска - Россйиская Федерация и зарубежье; I.e. ретроспективность поиска - обзор документации с 2000 года;

I.d. классификационные рубрики - подготовка пилотов, ввод в строй пилотов, авиация, авиационный персонал, программа подготовки пилотов;

I.e. источники информации - официальные бюллетени национальных и международных патентных ведомств; I.f. метод поиска - тематический.

Из проанализированных нами 523 зарубежных тематических патентов , отобранных по ключевым словам, мы выделили 40 наиболее актуальных для темы нашего исследования [1; 2]. Сводную информацию об этих патентах можно посмотреть ниже в Таблице 1.

Таблица 1

Зарубежные патенты

ID Год Описание изобретения Категория Правообладатель

Международное Перевод

US201009 2926А1 2008 Flight Crew Training system Система подготовки летного экипажа Методика ЮЛ

US201635 8498А1 2016 Method for Training Crew in a Flight Simulator Методика для обучения летного экипажа на устройстве имитации полета Методика ЮЛ

W020140 77911А1 2013 Tailored Airline Training Индивидуальное обучение в авиакомпании Методика юл

CN110827 617А 2019 Flight training automatic evaluation system for simulating aircraft Система автоматической оценки летной подготовки для устройств иммитации полета Методика юл

JP2017003 929А 2015 Crew Training Support System Система поддержки подготовки экипажа Методика юл

CN129451 ОС 2003 Computer-aided teaching system and method for stimulated aviation training Компьютерная обучающая система и методика стимулированной авиационной подготовки Методика юл

TW20091 9394А 2007 A mobile flight digital learning system Мобильная система цифрового обучения полету Методика юл

US200816 5031А1 2005 Airborne Visibility Indicator System and Method Система и метод индикации видимости предметов в воздухе Устр-во юл

US200816 5031А2 2005 Airborne Visibility Indicator System and Method Система и метод индикации видимости предметов в воздухе Методика юл

US202029 0740А1 2020 Mitigating Operational Risk In Aircraft Снижение Операционных Рисков На Вс Устр-во юл

ЕР333378 2А1 2016 Electronic Device And Method For Debriefing Evidence-Based Training Sessions Электронное устройство и метод для послеполетного разбора на основе фактических данных Устр-во юл

ЕР333378 2А2 2016 Electronic Device And Method For Debriefing Evidence-Based Training Sessions Электронное устройство и метод для послеполетного разбора на основе фактических данных Методика юл

US101528 99В2 2014 Method and system for measuring communication skills of crew members Метод и система измерения коммуникативных навыков членов экипажа Устр-во юл

US101528 99ВЗ 2014 Method and system for measuring communication skills of crew members Метод и система измерения коммуникативных навыков членов экипажа Методика юл

US106919 55В1 2019 Aircraft cabin artificial intelligence crew assistance Бортовая система искусственного интеллекта для помощи экипажу Устр-во юл

CN210072 977U 2020 Avionics system troubleshooting training device Устройство для обучения поиску и устранению неисправностей в системе авионики Устр-во юл

US202026 5737А1 2019 Mid-Fidelity Simulation Approach And Method For Flight Crew Training And Evaluation Подход и метод моделирования средней надежности для подготовки и оценки летного экипажа Методика юл

CN203455 965U 2013 Six-freedom electric simulating training chamber Электрическая тренажерная камера с шестью степенями свободы Устр-во ЮЛ

US201633 5907А1 2015 Methods, Systems, And Computer Readable Media For Flight Training Методы, системы и компьютерные носители для летной подготовки Устр-во ЮЛ

US201633 5907А2 2015 Methods, Systems, And Computer Readable Media For Flight Training Методы, системы и компьютерные носители для летной подготовки Методика ЮЛ

US201418 0502А1 2012 Situation Aftermath Management System And Method Система и метод управления ситуацией после вывода ВС из сложного пространственного положения Методика ЮЛ

US201418 0502А2 2012 Situation Aftermath Management System And Method Система и метод управления ситуацией после вывода ВС из сложного пространственного положения Устр-во ЮЛ

CN106157 730А 2015 Flight simulator wind shear training method Методика обучения сдвигу ветра на авиасимуляторе Методика ЮЛ

W020051 09375А1 2005 Recurrent Training Full Flight Simulators Устройство имитации полета для периодической подготовки Устр-во ФЛ

CN103600 847А 2013 System for recording plane flying attitudes and plane driver physiological parameters Система регистрации положения самолета в полете и физиологических параметров пилота Устр-во ЮЛ

CN109131 908А 2018 System and method for performing an emergency descent and landing Система и способ выполнения аварийного снижения и посадки Устр-во ЮЛ

CN109131 908А 2018 System and method for performing an emergency descent and landing Система и способ выполнения аварийного снижения и посадки Методика ЮЛ

US201617 5623А1 2014 Hypoxia Recovery System For Mask Off Hypoxia Training Система восстановления после кислородного голодания (гипоксии) Устр-во ФЛ

US901912 8В1 2013 Augmented reality aircraft management system Система управления самолетом с дополненной реальностью Устр-во ЮЛ

US898368 7В1 2012 Wind shear safety performance tool Инструмент для обеспечения безопасности при сдвиге ветра Устр-во ЮЛ/ФЛ

CN109686 168А 2018 Air duty training system based on mixed reality Система обучения на основе смешанной реальности Устр-во ЮЛ

US200922 0929А1 2007 Pc-Based Simulator Training System And Methods Система и методы обучения на симуляторе на основе пк Устр-во ФЛ

US201432 2675А1 2012 Flight Training System Система летной подготовки Устр-во юл

US201408 0099А1 2013 Performance-Based Simulation System for an Aircraft Система моделирования на основе характеристик для самолета Устр-во юл

CN108945 397А 2018 Flight piloting system Система пилотирования самолета Устр-во юл

W020191 45675А1 2019 Flight Simulation Симуляция полета Устр-во юл

JP2016203 971А 2016 Interactive Aircraft Cabin Интерактивная кабина самолета Устр-во юл

US201434 3765А1 2013 Flight Assistant with Automatic Configuration and Landing Site Selection Вспомогательная система с автоматической настройкой и выбором места посадки Устр-во ФЛ

CN110619 781А 2019 A cockpit system of simulated aircraft Система кабины моделируемого самолета Устр-во ЮЛ

US201009 4595А1 2008 Virtual Flight Deck Виртуальная кабина пилотов Устр-во ЮЛ

Проведем систематизацию (Рис. 1-6) и анализ выделенных нами зарубежных тематических патентов:

Рисунок 1. Число патентов в год (красный) и их общее количество (черный)

Рисунок 2. Количество патентов по странам

Рисунок 3. Юридические лица с числом тематических патентов

Рисунок 4. Физические лица с числом тематических патентов

Рисунок 5. Страны с наибольшим числом изобретателей

■ Юридическое Лицо "Физическое Лицо

Рисунок 6. Доля правообладателей зарубежных патентов

Выводы. Систематизация и анализ зарубежной патентной документации позволили сделать следующие выводы:

1) Невооруженным взглядом видно, что лидером на мировой арене патентной документации являются США (Рис. 5), с большим отрывов опережающие ближайшего партнера - Китай. Из этого можно сделать логичный вывод о том, что США с их промышленными гигантами, как Boeing, Honeywell и Rockwell Collins играют роль двигателя мирового прогресса в сфере разработок новых устройств и методик в области подготовки пилотов гражданской авиации и ввода их в строй эксплуатанта. Лидерами в этой сфере также являются Китай и Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (WIPO). Российская Федерация в этом рейтинге занимает 5 строчку.

2) Больший упор зарубежных изобретателей был сделан на разработку новых устройств. Так, их доля почти в 2 раза больше доли новых методик за период с 2000 г. по 2020 г. Несмотря на это, база патентов на методики также весьма богата и постоянно актуализируется с современными технологиями и потребностями гражданской авиации (например, для программы ЕВТ - Doc. 9995).

3) Преобладающая часть зарубежных патентов (88%) принадлежит юридическим лицам, начиная от производителей авиационной техники до различных исследовательских центров и университетов. В совокупности с п.2 этого раздела, считаем, что данный факт может указывать на повышенную заинтересованность в коммерческой составляющей процесса патентования изобретений. Однако, не видим в этом ничего плохого! Прогресс и постоянный прирост патентной документации общей и годичной (за исключением нескольких лет) имеет место быть, а это самое главное.

4) Количество зарубежных тематических патентов, написанных за год, постоянно растет (за исключением небольших периодов спада примерно каждые 5-6 лет) (Рис. 1). Наибольшее количество патентов было зарегистрировано в последние несколько лет и именно этот период характеризуется наибольшим разнообразием работ и идей.

5) Тематика патентов последних лет указывает на тенденцию перехода к подготовке пилотов и ввода их в строй с большим использованием новейших технологий, таких как дополненная и искусственная реальность, бортовые системы, основанные на искусственном интеллекте и даже системы интуитивного управления воздушным судном. Интересным фактом можно выделить и то, что во вовремя анализа тематических патентов было выделено 3 патента, регистрирующие права на «летающую тарелку», «летательный аппарат с возможностью взлета в любом направлении» и «летательный аппарат с двумя противоположно направленными винтами». Это указывает и на переход к более прогрессивным, футуристичным и даже агрессивным идеям современных изобретателей.

6) Ожидаемым выводом является то, что основными правообладателями тематических патентов являются наиболее развитые предприятия (юридические лица) страны-лидера по количеству патентов (Рис.3). Это уже вышеупомянутые концерны США. Стоит отметить и то, что значительную часть изобретателей, например фирмы Boeing, занимают выходцы из Европы, Азии и Южной Америки. Считаем, что такой богатый международный рабочий состав с разными мировоззрениями и менталитетами служит лишь дополнительным толчком для развития новых технологий. Информация по физическим лицами лидерам в области разработки новых патентов приведена на Рис. 4.

7) Во всем мире наблюдается тенденция перехода к более технологически развитому и разнообразному процессу подготовки пилотов, включающий в себя самые последние разработки. На протяжении последних нескольких лет встречается все большее количество патентов на принципиально новые и революционные устройства для обучения пилотов. В этот список входят и очки виртуальной реальности, и специальное программное обеспечение для визуализации полета для последующего разбора ошибок при пилотировании, и новые методики обучения и контроля уровня знаний и навыков пилотов.

8) Просматривается и общее падение количества созданной патентной документации примерно в одни и те же временные промежутки в 2004-2006 гг. и в 2011-2012 гг. как в РФ, так и во всем мире. Подобную ситуацию можем связать с протекающими в то время мировыми финансовыми кризисами, которые таким образом негативно повлияли и на развитие рассматриваемой сферы. Однако, несмотря на это, рынок патентной документации не только смог восстановить свои мощности, но и даже нарастить их с годами. В 2020 г. также наблюдается весьма резкий спад числа патентов. Хотим связать это с мировой пандемией COVID-19 и, конечно, тем фактом, что на момент написания данной работы учетный период 2020 года еще не завершился, и все еще возможно появление новых патентов.

Наконец, можно сказать о том, что наиболее эффективные научно-технические достижения в рассматриваемой теме мы можем отнести мировым гигантам в области гражданской авиации, как, например, корпорация Boeing. Наработки этой компании не только занимают первое место в мире по их количеству, но и применяются на практике по всему земному шару. Это и целые воздушные суда, и агрегаты, и методики, и концепции, и многое другое. Столь широкое применение достижений Boeing говорит, как минимум, об их эффективности и высоком уровне безопасности.

В итоге, считаем, что область подготовки и ввода в строй пилотов коммерческой гражданской авиации будет актуальна еще долгое и долгое время. Видим в ней большой потенциал для научных исследований, внедрения новых методик и устройств. В нашей ВКР будут сделаны попытки придти к способу рационализировать процесс ввода в строй, как еще на

этапе обучения в образовательном учреждения, так и непосредственно при участии в этом процессе. В совокупности с фактом большой патентоспособности и востребованности этой сферы, считаем возможным на следующих этапах обучения подойти к созданию собственного патента на методику подготовки летного состава.

Литература:

1. Васина, Е.В. Мировые финансовые кризисы и их виды / Е.В. Васина // Вестник МГИМО. - 2015. - №4 (43). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mirovye-finansovye-krizisy-i-ih-vidy (дата обращения: 21.03.2023)

2. Осипов, А.Д. Сравнительный анализ компаний гражданского авиастроения. Текущие проблемы отечественной корпорации и пути их решения / А.Д. Осипов // Вестник МФЮА. - 2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sravnitelnyy-analiz-kompaniy-grazhdanskogo-aviastroeniya-tekuschie-problemy-otechestvennoy" korporatsii-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 21.03.2023)

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Белова Светлана Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Николаева Гиляна Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Сергеев Андрей Артемович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ГУМАНИТАРНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье дано уточнение понятий «культура безопасности жизнедеятельности» и «проектный метод» с позиции гуманитарного подхода. Исследуемый процесс рассмотрен в контексте гуманитарной модели образования. Определена специфика гуманитарно-проектной деятельности как способа и механизма формирования у старшеклассников культуры безопасности жизнедеятельности. Обосновано, что главным продуктом такой деятельности выступает сама личность ученика, уровень ее самосознания.

Ключевые слова: гуманитарная модель образования, проектный метод, гуманитарно-проектная деятельность, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности, самосознание.

Annotation. The article provides a clarification of the concepts of "culture of life safety" and "project method" from the standpoint of a humanitarian approach. The process under study is considered in the context of the humanitarian model of education. The specifics of humanitarian project activities as a way and mechanism of formation of a culture of life safety among high school students are determined. It is substantiated that the main product of such activity is the personality of the student, the level of her self-awareness.

Key words: humanitarian model of education, project method, humanitarian project activity, life safety, life safety culture, self-awareness.

Введение. Метод проектов, зародившийся три века назад в архитектурных мастерских, когда идея проектирования поначалу сводилась больше к бытовому, производственному назначению, сегодня получил распространение в самых разных сферах. Позже идея этой «модели потребности будущего» (Н.А. Бернштейн) начала осознаваться шире и стала объектом внимания педагогики. За свою историю развития метод проектов трансформировался в сфере образования и перерос в педагогическую проектную технологию. Рассматривать этот длительный процесс перерождения следует в его соответствии с историческими условиями и эпохами целенаправленно и последовательно, основываясь на принципе историзма [5, С. 53]. А потому сегодня возникает необходимость уточнения метода проектов в контексте новой педагогической действительности, когда пересматриваются ценностные векторы образования.

Технологии проектного обучения школьников и студентов исследованы широко и всесторонне (Е.С. Александрова, А.В. Антюхов, И.Б. Игнатов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, И.Д. Чечель, Н.О. Яковлева и др.). Доказана важность личностного фактора развития обучающихся в процессе проектной деятельности и дано общепсихологическое понимание такой деятельности (Л.С. Выготский,А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.).

Идеи прагматического (опытного) образования Д. Дьюи и проектного метода В.Х. Килпатрика - это идеи «инструментальной педагогики», которая замысливала обучение на активной основе, как процесс целесообразной деятельности ребенка [4]. Проектное обучение, в данном случае, представляет собой организацию «целевых актов». И здесь возникает вопрос: а по поводу «чего» эти целевые акты и каковы возможности использования проектного метода как инструмента. Заметим, что наибольшее распространение метод проектов получил в США, где в обучении доминирует ориентированность на инициативность, рационализм и предприимчивость человека. Как показывает анализ работ, посвященных проектному методу, в основном, он связан с формированием у обучающихся лидерских качеств и с предметным содержанием тех или иных дисциплин.

В нашем исследовании мы обращаемся к проектному методу как средству формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях реализации гуманитарной модели образования. Гуманитарность выступает в данном случае «маркером» и показателем качества осуществления исследуемого процесса. Понятие культуры безопасности жизнедеятельности мы соотносим с гуманитарными смыслами образования. Это означает, что в центре внимания оказывается не некое знание, которое ученику необходимо усвоить, а его собственная личность, мышление и сознание, позволяющие формировать ценностное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Рассматривая значение проектного метода в формировании культуры безопасности жизнедеятельности, мы рассматриваем его в контексте гуманитарной модели образования и предлагаем уточнить его как метод гуманитарно-проектной деятельности. Именно такая деятельность, на наш взгляд, способна стать механизмом формирования культуры личности, в том числе, культуры жизнедеятельности.

Цель статьи - уточнить понятия культуры безопасности жизнедеятельности и обосновать метод гуманитарно-проектной деятельности в формировании данной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.