Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ / ВВОД В СТРОЙ ПИЛОТОВ / АВИАЦИЯ / АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Иван Сергеевич, Жмаев Никита Алексеевич, Иванов Валерий Аркадьевич

В данной работе проводится тематическое патентное исследование, служащее одной из основ для написания выпускной квалификационной работы на факультете психологии и педагогики МФПУ «Синергия». Такой анализ имеет большое прикладное значение на этапах подготовки к написанию ВКР, помогает более глубоко изучить рассматриваемую проблему, найти актуальные литературные источники придти к новым идеям, и, что не маловажно, позволяет определить патентоспособность рассматриваемой сферы, что полезно для студентов, как потенциальных научных работников в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Иван Сергеевич, Жмаев Никита Алексеевич, Иванов Валерий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN PATENTS FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF CIVIL AVIATION PILOTS

A thematic patent research is carried out in this paper, which serves as one of the foundations for the creation of final qualifying project at the faculty of psychology and pedagogics at the «Synergy» university. Such an analysis possess a deep applied significance during the preparation stages of creating the final qualifying project, it helps to study the subject much more deeply, to find relevant literature sources, to come up with new ideas and last but not least it also helps to define patentability in the field of research, what is extremely helpful for students as possible scientific workers in the future.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Потешки помогают развивать у малышей чувство ритма и рифмы. Под них ребенок, ритмично приседая, развивает мускулатуру и легкие. Скороговорки учат правильно выговаривать звуки, позитивно влияют на развитие четкой выразительной речи ребенка. Они не только помогают исправить дефекты произношения, но и воздействуют на психическое состояние, способствуют воспитанию уважительного отношения к родному языку и родной природе. Загадки -краткие художественные произведения с намеренно скрытым при помощи метафор описанием знакомого предмета, который необходимо угадать. Головоломки содействуют постижению красоты мира, развивают творческую фантазию, интеллектуальные способности, украшают нашу речь яркими образами. Считалки способствуют развитию математических способностей и интереса к творчеству. Дети используют их в различных играх. Пословицы - своего рода поучения, наставления, совмещающие глубокие философские размышления народа о человеческих характерах и жизненных ситуациях. Они часто осуждают негативные качества людей или, напротив, высоко оценивают мастерство, мужество, трудолюбие, стремление к знаниям и другие положительные качества. Главные темы пословиц: дружба, братство, героизм, любовь к Родине. Из сказок дети узнают о нормах поведения, учатся мечтать о достижениях. Они формируют у детей творческую фантазию, способность сочинять самим похожие истории.

Выводы. Сегодня в стратегии образовательной политики семья расценивается в качестве одного из важнейших звеньев воспитательного процесса. В Законе РФ «Об образовании» утверждается приоритет развития личности ребенка, поддержание его физического и нравственного здоровья. Эта задача стоит перед школой и семьей. Успешное решение данной проблемы обусловлено их тесным сотрудничеством, где каждая сторона вносит свой вклад в процесс. В народной педагогике аккумулирован убедительный эмпирический и теоретический опыт воспитания нравственной личности. Создана огромная база форм и методов воспитания в духе этнопедагогики, лучшие из которых заимствованы из наследия. Качества и навыки, формируемые семьей и школой, не дублируют друг друга, а дополняют.

Литература:

1. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей. Учебное пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. - М.: Флинта. Наука, 2011. - 175 с.

2. Борисова, Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861-1917 гг): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.В. Борисова. - М., 1997. - 18 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

4. Кочисов, В.К. История становления и развития образования в педагогической мысли в Осетии до 1917 г. Автореферат дисс.... докт. пед. наук / В.К. Кочисов. - М., 1997. - 49 с.

5. Нигматов, З.Г. Духовное развитие личности на основе этнокультурных традиций. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы VI Международной научно-практической конференции / З.Г. Нигматов. - Казань, 1999. - С. 5-8

6. Петрова, Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУШ вв.: автореф. дисс. доктора пед. наук / Т.Н. Петрова. - М., 1996. - 38 с.

7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 283 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

аспирант Белов Иван Сергеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); аспирант Жмаев Никита Алексеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); аспирант Иванов Валерий Аркадьевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва)

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ

Аннотация. В данной работе проводится тематическое патентное исследование, служащее одной из основ для написания выпускной квалификационной работы на факультете психологии и педагогики МФПУ «Синергия». Такой анализ имеет большое прикладное значение на этапах подготовки к написанию ВКР, помогает более глубоко изучить рассматриваемую проблему, найти актуальные литературные источники придти к новым идеям, и, что не маловажно, позволяет определить патентоспособность рассматриваемой сферы, что полезно для студентов, как потенциальных научных работников в будущем.

Ключевые слова: профессиональная подготовка пилотов, ввод в строй пилотов, авиация, авиационный персонал, программа подготовки пилотов.

Annotation. A thematic patent research is carried out in this paper, which serves as one of the foundations for the creation of final qualifying project at the faculty of psychology and pedagogics at the «Synergy» university. Such an analysis possess a deep applied significance during the preparation stages of creating the final qualifying project, it helps to study the subject much more deeply, to find relevant literature sources, to come up with new ideas and last but not least it also helps to define patentability in the field of research, what is extremely helpful for students as possible scientific workers in the future.

Key words: pilot training, pilot commissioning, aviation, aviation personnel, pilot training program.

Введение. Тема профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации крайне актуальна для России. При этом необходимо изучать опыт получения зарубежных патентов по профессиональной подготовке пилотов гражданской авиации.

Тематическое патентное исследование - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации Порядок проведения исследования I. Задачи исследования:

I.a. определение патентоспособность сферы подготовки пилотов коммерческой гражданской авиации и ввода их в строй;

I.b. поиск новых идей и концептов для проведения исследования;

I.c. определение степени конкурентоспособности сферы подготовки пилотов коммерческой гражданской авиации и ввода их в строй;

I.d. отбор наиболее эффективных научно-технических достижений.

II. Регламент поиска:

II.a. предмет поиска - система ввода в строй коммерческих пилотов гражданской авиации РФ; устройства имитации полета (Full Flight Simulators), программы подготовки пилотов, система ввода в строй пилотов гражданской авиации;

II.b. географи поиска - Россйиская Федерация и зарубежье;

II.c. ретроспективность поиска - обзор документации с 2000 года;

II.d. классификационные рубрики - подготовка пилотов, ввод в строй пилотов, авиация, авиационный персонал, программа подготовки пилотов;

Il.e. источники информации - официальные бюллетени национальных и международных патентных ведомств;

II.f метод поиска - тематический.

Изложение основного материала статьи. Из проанализированных нами 523 зарубежных тематических патентов , отобранных по ключевым словам, мы выделили 40 наиболее актуальных для темы нашего исследования [1; 2]. Сводную информацию об этих патентах можно посмотреть ниже в Таблице 1.

Таблица 1

Зарубежные патенты

ID Год Описание изобретения Категория Правообладатель

Международное Перевод

US201009 2926A1 2008 Flight Crew Training system Система подготовки летного экипажа Методика ЮЛ

US201635 8498A1 2016 Method for Training Crew in a Flight Simulator Методика для обучения летного экипажа на устройстве имитации полета Методика ЮЛ

WO20140 77911A1 2013 Tailored Airline Training Индивидуальное обучение в авиакомпании Методика ЮЛ

CN110827 617A 2019 Flight training automatic evaluation system for simulating aircraft Система автоматической оценки летной подготовки для устройств иммитации полета Методика ЮЛ

JP2017003 929A 2015 Crew Training Support System Система поддержки подготовки экипажа Методика ЮЛ

CN129451 0C 2003 Computer-aided teaching system and method for stimulated aviation training Компьютерная обучающая система и методика стимулированной авиационной подготовки Методика ЮЛ

TW20091 9394A 2007 A mobile flight digital learning system Мобильная система цифрового обучения полету Методика ЮЛ

US200816 5031A1 2005 Airborne Visibility Indicator System and Method Система и метод индикации видимости предметов в воздухе Устр-во ЮЛ

US200816 5031A2 2005 Airborne Visibility Indicator System and Method Система и метод индикации видимости предметов в воздухе Методика ЮЛ

US202029 0740A1 2020 Mitigating Operational Risk In Aircraft Снижение операционных рисков на ВС Устр-во ЮЛ

EP333378 2A1 2016 Electronic Device And Method For Debriefing Evidence-Based Training Sessions Электронное устройство и метод для послеполетного разбора на основе фактических данных Устр-во ЮЛ

EP333378 2A2 2016 Electronic Device And Method For Debriefing Evidence-Based Training Sessions Электронное устройство и метод для послеполетного разбора на основе фактических данных Методика ЮЛ

US101528 99B2 2014 Method and system for measuring communication skills of crew members Метод и система измерения коммуникативных навыков членов экипажа Устр-во ЮЛ

US101528 99B3 2014 Method and system for measuring communication skills of crew members Метод и система измерения коммуникативных навыков членов экипажа Методика ЮЛ

US106919 55B1 2019 Aircraft cabin artificial intelligence crew assistance Бортовая система искусственного интеллекта для помощи экипажу Устр-во ЮЛ

CN210072 977U 2020 Avionics system troubleshooting training device Устройство для обучения поиску и устранению неисправностей в системе авионики Устр-во ЮЛ

US202026 5737A1 2019 Mid-Fidelity Simulation Approach And Method For Flight Crew Training And Evaluation Подход и метод моделирования средней надежности для подготовки и оценки летного экипажа Методика ЮЛ

CN203455 965U 2013 Six-freedom electric simulating training chamber Электрическая тренажерная камера с шестью степенями свободы Устр-во ЮЛ

US201633 5907A1 2015 Methods, Systems, And Computer Readable Media For Flight Training Методы, системы и компьютерные носители для летной подготовки Устр-во ЮЛ

US201633 5907A2 2015 Methods, Systems, And Computer Readable Media For Flight Training Методы, системы и компьютерные носители для летной подготовки Методика ЮЛ

US201418 0502A1 2012 Situation Aftermath Management System And Method Система и метод управления ситуацией после вывода ВС из сложного пространственного положения Методика ЮЛ

US201418 0502A2 2012 Situation Aftermath Management System And Method Система и метод управления ситуацией после вывода ВС из сложного пространственного положения Устр-во ЮЛ

CN106157 730A 2015 Flight simulator wind shear training method Методика обучения сдвигу ветра на авиасимуляторе Методика ЮЛ

W020051 09375A1 2005 Recurrent Training Full Flight Simulators Устройство имитации полета для периодической подготовки Устр-во ФЛ

CN103600 847A 2013 System for recording plane flying attitudes and plane driver physiological parameters Система регистрации положения самолета в полете и физиологических параметров пилота Устр-во ЮЛ

CN109131 908A 2018 System and method for performing an emergency descent and landing Система и способ выполнения аварийного снижения и посадки Устр-во ЮЛ

CN109131 908A 2018 System and method for performing an emergency descent and landing Система и способ выполнения аварийного снижения и посадки Методика ЮЛ

US201617 5623A1 2014 Hypoxia Recovery System For Mask Off Hypoxia Training Система восстановления после кислородного голодания (гипоксии) Устр-во ФЛ

US901912 8B1 2013 Augmented reality aircraft management system Система управления самолетом с дополненной реальностью Устр-во ЮЛ

US898368 7B1 2012 Wind shear safety performance tool Инструмент для обеспечения безопасности при сдвиге ветра Устр-во ЮЛ/ФЛ

CN109686 168A 2018 Air duty training system based on mixed reality Система обучения на основе смешанной реальности Устр-во ЮЛ

US200922 0929A1 2007 Pc-Based Simulator Training System And Methods Система и методы обучения на симуляторе на основе ПК Устр-во ФЛ

US201432 2675A1 2012 Flight Training System Система летной подготовки Устр-во ЮЛ

US201408 0099A1 2013 Performance-Based Simulation System for an Aircraft Система моделирования на основе характеристик для самолета Устр-во ЮЛ

CN108945 397A 2018 Flight piloting system Система пилотирования самолета Устр-во ЮЛ

W020191 45675A1 2019 Flight Simulation Симуляция полета Устр-во ЮЛ

JP2016203 971A 2016 Interactive Aircraft Cabin Интерактивная кабина самолета Устр-во ЮЛ

US201434 3765A1 2013 Flight Assistant with Automatic Configuration and Landing Site Selection Вспомогательная система с автоматической настройкой и выбором места посадки Устр-во ФЛ

CN110619 781A 2019 A cockpit system of simulated aircraft Система кабины моделируемого самолета Устр-во ЮЛ

US201009 4595A1 2008 Virtual Flight Deck Виртуальная кабина пилотов Устр-во ЮЛ

Проведем систематизацию (Рис. 1-6) и анализ выделенных нами зарубежных тематических патентов:

Рисунок 1. Число патентов в год (красный) и их общее количество (черный)

Рисунок 2. Количество патентов по странам

Рисунок 3. Юридические лица с числом тематических патентов

Рисунок 4. Физические лица с числом тематических патентов

Рисунок 5. Страны с наибольшим числом изобретателей

■ Юрщическое Лицо "Физическое Лицо

Рисунок 6. Доля правообладателей зарубежных патентов

Выводы. Систематизация и анализ зарубежной патентной документации позволили сделать следующие выводы:

1) Невооруженным взглядом видно, что лидером на мировой арене патентной документации являются США (Рис. 5) , с большим отрывов опережающие ближайшего партнера - Китай. Из этого можно сделать логичный вывод о том, что США с их промышленными гигантами, как Boeing, Honeywell и Rockwell Collins играют роль двигателя мирового прогресса в сфере разработок новых устройств и методик в области подготовки пилотов гражданской авиации и ввода их в строй эксплуатанта. Лидерами в этой сфере также являются Китай и Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (WIPO). Российская Федерация в этом рейтинге занимает 5 строчку.

2) Больший упор зарубежных изобретателей был сделан на разработку новых устройств. Так, их доля почти в 2 раза больше доли новых методик за период с 2000 г. по 2020 г. Несмотря на это, база патентов на методики также весьма богата и постоянно актуализируется с современными технологиями и потребностями гражданской авиации (например, для программы EBT - Doc. 9995).

3) Преобладающая часть зарубежных патентов (88%) принадлежит юридическим лицам, начиная от производителей авиационной техники до различных исследовательских центров и университетов. В совокупности с п.2 этого раздела, считаем, что данный факт может указывать на повышенную заинтересованность в коммерческой составляющей процесса патентования изобретений. Однако, не видим в этом ничего плохого! Прогресс и постоянный прирост патентной документации общей и годичной (за исключением нескольких лет) имеет место быть, а это самое главное.

4) Количество зарубежных тематических патентов, написанных за год, постоянно растет (за исключением небольших периодов спада примерно каждые 5-6 лет) (Рис. 1). Наибольшее количество патентов было зарегистрировано в последние несколько лет и именно этот период характеризуется наибольшим разнообразием работ и идей.

5) Тематика патентов последних лет указывает на тенденцию перехода к подготовке пилотов и ввода их в строй с большим использованием новейших технологий, таких как дополненная и искусственная реальность, бортовые системы, основанные на искусственном интеллекте и даже системы интуитивного управления воздушным судном. Интересным фактом можно выделить и то, что во вовремя анализа тематических патентов было выделено 3 патента, регистрирующие права на «летающую тарелку», «летательный аппарат с возможностью взлета в любом направлении» и «летательный аппарат с двумя противоположно направленными винтами». Это указывает и на переход к более прогрессивным, футуристичным и даже агрессивным идеям современных изобретателей.

6) Ожидаемым выводом является то, что основными правообладателями тематических патентов являются наиболее развитые предприятия (юридические лица) страны-лидера по количеству патентов (Рис. 3). Это уже вышеупомянутые концерны США. Стоит отметить и то, что значительную часть изобретателей, например фирмы Boeing, занимают выходцы из Европы, Азии и Южной Америки. Считаем, что такой богатый международный рабочий состав с разными мировоззрениями и менталитетами служит лишь дополнительным толчком для развития новых технологий. Информация по физическим лицами лидерам в области разработки новых патентов приведена на Рис. 4.

7) Во всем мире наблюдается тенденция перехода к более технологически развитому и разнообразному процессу подготовки пилотов, включающий в себя самые последние разработки. На протяжении последних нескольких лет встречается все большее количество патентов на принципиально новые и революционные устройства для обучения пилотов. В этот список входят и очки виртуальной реальности, и специальное программное обеспечение для визуализации полета для последующего разбора ошибок при пилотировании, и новые методики обучения и контроля уровня знаний и навыков пилотов.

8) Просматривается и общее падение количества созданной патентной документации примерно в одни и те же временные промежутки в 2004-2006 гг. и в 2011-2012 гг. как в РФ, так и во всем мире. Подобную ситуацию можем связать с протекающими в то время мировыми финансовыми кризисами, которые таким образом негативно повлияли и на развитие рассматриваемой сферы. Однако, несмотря на это, рынок патентной документации не только смог восстановить свои мощности, но и даже нарастить их с годами. В 2020 г. также наблюдается весьма резкий спад числа патентов. Хотим связать это с мировой пандемией COVID-19 и, конечно, тем фактом, что на момент написания данной работы учетный период 2020 года еще не завершился, и все еще возможно появление новых патентов.

Наконец, можно сказать о том, что наиболее эффективные научно-технические достижения в рассматриваемой теме мы можем отнести мировым гигантам в области гражданской авиации, как, например, корпорация Boeing. Наработки этой компании не только занимают первое место в мире по их количеству, но и применяются на практике по всему земному шару. Это и целые воздушные суда, и агрегаты, и методики, и концепции, и многое другое. Столь широкое применение достижений Boeing говорит, как минимум, об их эффективности и высоком уровне безопасности.

В итоге, считаем, что область подготовки и ввода в строй пилотов коммерческой гражданской авиации будет актуальна еще долгое и долгое время. Видим в ней большой потенциал для научных исследований, внедрения новых методик и устройств. В нашей ВКР будут сделаны попытки придти к способу рационализировать процесс ввода в строй, как еще на этапе обучения в образовательном учреждения, так и непосредственно при участии в этом процессе. В совокупности с фактом большой патентоспособности и востребованности этой сферы, считаем возможным на следующих этапах обучения подойти к созданию собственного патента на методику подготовки летного состава.

Литература:

1. Васина, Е.В. Мировые финансовые кризисы и их виды / Е.В. Васина // Вестник МГИМО. - 2015. - №4 (43). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mirovye-finansovye-krizisy-i-ih-vidy (дата обращения: 21.03.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Осипов, А.Д. Сравнительный анализ компаний гражданского авиастроения. текущие проблемы отечественной корпорации и пути их решения / А.Д. Осипов // Вестник МФЮА. - 2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-kompaniy-grazhdanskogo-aviastroeniya-tekuschie-problemy-otechestvennoy-korporatsii-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 21.03.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры истории и правоведения Болкунов Игорь Алексеевич

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена особенностям учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения. При использовании дистанционных технологий обучения существенно изменяется роль, значение, возможности учебного взаимодействия. Выполнен анализ особенностей учебного взаимодействия при дистанционных технологиях обучения.

Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайн обучение, учебное взаимодействие, роль преподавателя.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of educational interaction in the context of distance learning. While using distance learning technologies, the role, significance, and possibilities of educational interaction change significantly. The analysis of the features of educational interaction with distance technologies is carried out.

Key words: digitalization, distance learning, e-learning, online learning, educational interaction, the role of a teacher.

Введение. Внедрение цифровых технологий в систему требует анализа и учета особенностей этих технологий. Одной из особенностей дистанционных технологий, является изменение взаимодействия участников образовательного процесса. В учебном взаимодействии открываются новые возможности, а традиционное учебное взаимодействие существенно изменяется. Стандарты образования, как школьного, так и высшего, требуют формирования коммуникативной готовности к межличностным взаимодействиям, умения работать в коллективе и т.д. Актуальность исследования заключается в том, что учебные взаимодействия в новой технологической среде должны обеспечить и учебный процесс и формирование соответствующих компетенций.

Изложение основного материала статьи. Терминология в сфере цифровых технологий обучения пока не сформировалась. Ряд терминов используется авторами работ при анализе дистанционного обучения: онлайн обучение, онлайн образование, цифровое обучение, дистанционное обучение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, виртуальное обучение. Различия между применяемыми терминами не всегда понятны, но очевидно общее. Все авторы обсуждают учебные действия в случаях, когда информационно-коммуникационные технологии являются ведущим средством.

«Дистанционного обучения» как вида, уровня или формы обучения в законе «Об образовании в Российской Федерации» не приводится. Закон дает понятия «электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий». В практической жизни чаще применяется термин дистанционное обучение. Его будем использовать. Развитием дистанционного обучения является онлайн обучение, т.е. синхронное взаимодействие обучающихся и преподавателя, обучающихся между собой.

Дистанционные технологии активно использовались в период пандемии на всех образовательных уровнях. Этот период принес педагогам много нового, интересного, полезного. Мы стали больше общаться дистанционно, активнее взаимодействовать в виртуальном пространстве, но были и потери. Например, мы не смогли перенести в виртуальное пространство «живое» взаимодействие. Эффективность привычных аудиторных занятий, может быть выше, если мы сможем использовать некоторые технологии и приемы, которые использовались в дистанционном обучении.

В дистанционном обучении присутствуют достоинства и недостатки, имеются особенности, существуют границы применимости. Для того, чтобы сгладить недостатки дистанционного обучения и достичь образовательных целей, важно понять, в чем оно пока еще проигрывает «живому» обучению.

Главное отличие дистанционного обучения и очного обучения заключается в снижении уровня учебного взаимодействия, отсутствии «живого» общения. Возникающие вопросы решаются посредством виртуальных контактов: чаты, электронная почта, телефонные переговоры, видеосвязь и т.д. Но современные технические средства коммуникаций и программное обеспечение не могут восстановить привычное учебное взаимодействие.

В литературе уже отмечалось, что в дистанционном обучении от педагога требуется оперативная обратная связь с обучающимися [3]. В виртуальное пространство переместилась вся коммуникация с преподавателями и одногруппниками, и вместо привычных оперативных диалогов во время очных занятий, часто приходится встречаться с отсроченным ответом. Ожидание ответа не дает возможности планировать свое время, в особенности если от ответа зависит выполнение задания. Отсроченные ответы замедляют скорость работы обучающегося, прерывают работу, приводят к откладыванию выполнения задания или невыполнению задания вообще.

Оперативное общение требует от педагога дополнительных временных ресурсов, новых личностных, профессиональных компетенций. Полную синхронность виртуального взаимодействия обеспечить практически невозможно.

«Живое» взаимодействие является важным элементом мотивации и социализации. В очном аудиторном обучении, преподаватель использует обратную связь для адаптации учебного материала, установления уровня сложности, темпа изложения и т.д. в зависимости от характеристик присутствующих в аудитории. Если преподаватель сумеет создать атмосферу заинтересованности, то обучающиеся лучше будут воспринимать и усваивать материал. При отсутствии очного взаимодействия между обучающимися и преподавателем творческую атмосферу создать затруднительно, мотивировать группу обучающихся сложно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.