Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'

РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПРОБЛЕМЫ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

В статье рассмотрены проблемы современного семейного воспитания, особенности народной педагогики, изложена позиция известных ученых, занимающихся вопросами этнопедагогики. В них авторы сформулировали педагогические взгляды разных народов, проанализировали традиции и уклад жизни, оставляющие след на развитии личности детей, влияющие на взаимоотношения между людьми. Обстоятельный анализ разных жанров фольклора позволяет проследить этапы формирования ребенка в историческом и временном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS AND HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES FOR TEACHING HISTORY AT A UNIVERSITY IN A DISTANCE FORMAT

The article deals with the problems of modern family education, the peculiarities of folk pedagogy, and the position of well-known scientists dealing with issues of ethnopedagogy. In them, the authors formulated the pedagogical views of different peoples, analyzed the traditions and way of life that leave a mark on the development of the personality of children, affecting the relationship between people. A thorough analysis of various genres of folklore allows us to trace the stages of the formation of a child in historical and temporal aspects.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

7. Панина, С.В. Формирование научно-исследовательской компетенции обучающихся в контексте модернизации непрерывного педагогического образования в федеральном вузе / С.В. Панина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 199-201

8. Ткаченко, А.В. Методика преподавания социологии: учебник и практикум для вузов / А.В. Ткаченко. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 369 с.

9. Шульгина, Е.М. Студенческая конференция как метод формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых факультетов / Е.М. Шульгина, Е.В. Вычужанина, Е.А. Мельникова // Язык и культура. Сборник статей XXVIII Международной научной конференции (25-27 сентября 2017). - Томск, Издательский Дом ТГУ, 2018. -С. 432-439

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы современного семейного воспитания, особенности народной педагогики, изложена позиция известных ученых, занимающихся вопросами этнопедагогики. В них авторы сформулировали педагогические взгляды разных народов, проанализировали традиции и уклад жизни, оставляющие след на развитии личности детей, влияющие на взаимоотношения между людьми. Обстоятельный анализ разных жанров фольклора позволяет проследить этапы формирования ребенка в историческом и временном аспекте.

Ключевые слова: национальная культура, народная педагогика, традиции, этнопедагогика, проблемы, семейное воспитание, фольклор.

Annotation. The article deals with the problems of modern family education, the peculiarities of folk pedagogy, and the position of well-known scientists dealing with issues of ethnopedagogy. In them, the authors formulated the pedagogical views of different peoples, analyzed the traditions and way of life that leave a mark on the development of the personality of children, affecting the relationship between people. A thorough analysis of various genres of folklore allows us to trace the stages of the formation of a child in historical and temporal aspects.

Key words: national culture, folk pedagogy, traditions, ethnopedagogy, problems, family education, folklore.

Введение. Базовый фундамент воспитания личности закладывается в семье. С первых дней жизни она регулирует мысли, характер, эмоции ребенка. Именно среди близких людей складывается его жизненная программа и духовные ценности. Семья является начальной ступенью социализации детей. Они обычно усваивают общественные и моральные принципы родителей и близких родственников. Наиболее плодотворное развитие получает ребенок, чьи мать и отец способны сохранять дома положительную психологическую атмосферу. Они создают модель поведения, показывают образец позитивного и ответственного отношения к труду, совместной общественной деятельности. В семье ребенок постепенно включается в знаковые виды активности, начиная с азов и постепенно усваивая общественно значимые формы поведения.

Сейчас в педагогической науке в качестве синонима термина «народ» употребляют слово «этнос», что в переводе с греческого языка значит «племя». Этнопедагогика была выделена в самостоятельную область изучения. Она посвящена анализу созданных веками традиций народного воспитания, позволивших сохранить родной язык, своеобразие неписаных законов и ритуалов. Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов в своих работах раскрывают систему и представления народной педагогики [3]. В.Х. Арутюнян, М.Г. Колодезникова, Р.М. Пашаева, М.И. Стельмахович выделяют воспитательные и обучающие замыслы в фольклоре, выявляют методику и средства воспитания в семейных, бытовых традициях, национальной культуре, народной поэзии.

Социальный и педагогический опыт доказывает, что учебно-воспитательные заведения не смогут справиться с воспитательной функцией без взаимодействия с семьей. Становление личности с первых дней жизни происходит в системе семейного воспитания, которая развивается, впитывает в себя все лучшее, созданное прежде. Семья играет особую роль в народной педагогике благодаря тому, что она является естественной средой, устанавливающей содержание и порядок домашнего воспитания. Она всегда была для человека центром всей его этической и хозяйственной деятельности, смыслом бытия.

Изложение основного материала статьи. В теории и в практике национального воспитания многие отечественные ученые уделяют внимание изучению различных сторон этнопедагогики и ее роли в воспитании детей.

Современная историко-педагогическая наука по-разному трактует понятие этнопедагогики. Существуют четыре истолкования термина:

1) как нравственное явление, свойственное сознанию народа (практический опыт, информация, стремления, вера, мировоззрение);

2) в качестве педагогической практики разных наций;

3) как общность принципов педагогической теории и практической деятельности;

4) как наука о воспитании в народных традициях.

Е.В. Борисова в работе «Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861-1917)» [2] выявляет особенности воспитательной системы крестьян центральных районов России. Исследователь считает взаимосвязанными и взаимообусловленными семейные связи, домашнюю обстановку, религиозные верования, народное творчество, работу, бытовую среду. Она выявила важнейшие функции традиционного воспитания, актуальные для последующего развития теории, указала на допустимость адаптации традиций к современным обстоятельствам.

Е.В. Борисова относит к выработанным с опорой на внутрисемейные отношения традициям:

- следование возрастным этапам в отношениях взрослых и детей;

- раннюю гендерную ориентацию, дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков;

- разграничение воспитательных миссий отца и матери [2, С. 11].

Автор подробно рассматривает влияние православия на формирование нравственности ребенка, а также погружение его в фольклорную среду, начинавшуюся с раннего возраста. Сказки учат мечтать, поговорки передают народную мудрость,

считалки обучают азам математики, загадки развивают интеллектуальные способности, скороговорки тренируют правильную речь.

З.Г. Нигматов обращает внимание на значение традиций в опыте народного воспитания. Он рассматривает диалектическую связь наследия и настоящего, проводя параллель от прошлого к современности и далее - к будущему. Он видит преемственность в сохранении и перенесении нужных компонентов для обеспечения исторической связи развития. Автор исчерпывающе обрисовывает суть и вектор традиций, соотношение в них нового и старого, обращая особое внимание на гуманизм, нравственность, интернационализм. По мнению ученого, педагогика народного воспитания возникла в результате появления собрания национальных традиций и передачи их от старшего поколения к молодежи. В этом заключается диалектический закон преемственности, определяющий сознательную, целенаправленную деятельность по формированию у следующих поколений физических и моральных качеств, обусловленных условиями жизни народа [5, С. 6].

В.К. Кочисов развивает концепцию о главенствующем влиянии этносоциальных ценностей на формирование личности. В работе он комментирует высказанные положения о народных методах и средствах просвещения и воспитания осетинских детей и молодежи до 1917 г. на базе этнографического, фольклорного и педагогического материала [4, С. 29].

В исследовании «История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХV-ХVШ в.» [6] Т.Н. Петрова установила и резюмировала исторические и социальные условия аккумуляции опыта становления педагогической системы чувашского народа. Автор изучила традиционную культуру воспитания в аспекте общего культурного достояния. Она выявила гуманистическую природу народной педагогической культуры.

Исчерпывающий многогранный анализ народной педагогики провел Г.Н. Волков, давший конкретную полную трактовку природы и смысла народной педагогики. Ученый определил ее отличительные черты и самобытность в качестве уникального социально-педагогического феномена. Он выделил обращение от изучения практики народного воспитания к анализу педагогических концепций. Автор делает вывод, что теоретическое осмысление основано на комбинации анализа и синтеза [3].

По его мнению, многообразие русской культуры представлено множеством национальных вариантов педагогических традиций народов Севера, казаков, сибиряков, жителей других регионов. Вот почему к изучению традиций следует подходить с учетом индивидуальных особенностей национального менталитета и методического наследия. На современном этапе ученый предлагает отказаться от обезличенных интернациональных принципов воспитания и опираться на национальные гуманистические ценности. Многие народы ставят целью воспитания становление идеальной личности. В приоритете - попечение о ребенке. Особое внимание уделялось выработанным устоям и неписаным правилам, церемониям и празднествам.

Тождество педагогических культур разных народов состоит:

- в общности исторических условий развития;

- идентичности целей, интересов и ценностей;

- в сходстве географической среды;

- в совпадении начал народной психологии;

- во взаимовлиянии традиций [3, С. 89].

Проблемами этнопедагогики занимались многие ученые. Локация исследований представлена довольно широко. Русские традиции описаны в трудах Б. Александрова, Е.С. Бабуновой. Т.И. Березиной, Е.В. Борисовой, Г.В. Виноградова, Л.М. Захаровой, О.В. Леоновой. Опыт татарского народа изучен М.Т. Аминовым, Г.А. Арслановой, Р.Ш. Маликовым, М.И. Махмутовым, З.Г. Нигматовым, Р.А. Низамовым, В.Ф. Петровой и др. Народная педагогика чувашей исследована Л.Г. Васильевой, Г.Н. Волковым, Т.П. Петровой, С.Н. Султановой, якутов - В.Ф. Афанасьевым, Г.П. Жирковым, коми -Л.Д. Вавиловой, грузин - А.Ф. Хинтабидзе, азербайджанцев - А.Ш. Гашимовым, Л.А. Мамедовым, адыгейцев -А.И. Шоровым, осетин - В.К. Кочисовым, хакасов - И.Ф. Сагаяковой и многими другими. В их трудах описаны педагогические взгляды разных народов, подробно анализируется устное творчество и обычаи, отражающиеся на личности ребенка и взаимоотношениях с окружающими, сказывающиеся в характере ребенка и его поведении.

Последние исследования ставят своей задачей изучение и обобщение опыта народа по гуманистическому, эстетическому, патриотическому, нравственному воспитанию в условиях современной семьи. В своих работах авторы выявляют неисчерпаемые воспитательные возможности народной педагогики, подробно характеризуют потенциал различных жанров детского фольклора в педагогических целях.

В сегодняшних условиях демократических преобразований общества и стремления к нравственному совершенствованию кардинальным вопросом стало постижение с точки зрения этнопедагогики процесса становления целостного морального облика детей. Решение данной задачи поможет увидеть в национальных традициях общечеловеческие ценности и поддержит высокий уровень культуры межнациональной коммуникации.

Семейное воспитание пролонгировано во времени. Атмосфера семьи - это образ жизни родителей, их взаимоотношений, обстановка дома. Детская дерзость, жестокость, безразличие, распущенность являются результатом негативных отношений в семье, образа ее жизни, взаимоотношений между отцом и матерью, позицией по отношению к окружающим.

С каждым годом увеличивается количество драматических обстоятельств, вызванных бытовыми невзгодами, бескультурьем, алкоголизмом, стрессами. В таких условиях увеличивается риск аномального, дефективного воспитания. Во многих семьях, где отсутствуют искренние сердечные отношения, наблюдается недостаток общения родителей с детьми. Ребенок, которому не хватило в детстве родительской любви, скорее всего, вырастет недружелюбным, злым, агрессивным, безжалостным к страданиям окружающих. Результатом может стать замкнутость, изолированность, беспокойство, чрезмерная стеснительность. Напротив, излишне заласканные и опекаемые сверх меры дети вырастают изнеженными, эгоистичными, обретают черты высокомерия, заносчивости, двоедушия.

К существенным современным проблемам семейного воспитания относятся:

1) Отсутствие в семье конкретной воспитательной стратегии. Она зависит от того, какую именно отец и мать избирают тактику воспитания: взяв за образец систему своих родителей, в противоположность родительскому примеру, ознакомившись с педагогической литературой. Многие родители не осведомлены о существовании книг о воспитании детей, пуская этот процесс на самотек. Нередко встречается неспособность взрослых прийти к единому мнению по поводу выбора стратегии воспитания.

2) Трансформация системы нравственных ценностей и приоритетов в связи со сложившимися жизненными трудностями, когда перед родителями стоит задача прокормить и обеспечить ребенка самым необходимым. Малообеспеченные семьи не имеют возможности приобрести хорошие книги, развивающие игры, обучающие компьютерные программы. В стремлении финансового благополучия взрослые лишают своих детей духовного воспитания, на которое у них не остается времени и сил.

3) Значительная лимитация воздействия социального окружения и передачи культурного и бытового опыта поколений через театр, музеи, выставки т.д.

4) Заключение брака в слишком юном возрасте, недостаточная мотивация для создания семьи, психологическая неподготовленность к рождению детей, отсутствие образования, работы, неумение ухаживать за малышом, нежелание отказывать себе в удовлетворении своих желаний [7, С. 145].

Данные проблемы существенно влияют на уровень семейного воспитания. Современные дети служат катализатором изменения ценностей взрослых. Усердие, старание, повиновение, ответственность, исполнительность, уважение были заменены на самомнение, эгоистичность, стремление к развлечениям, постановку во главу угла материальных благ. В современном обществе сошла на нет руководящая роль отца, значение матери, послушание детей родителям. Во многих семьях наблюдается паритет в отношениях детей и взрослых. Воспитание самостоятельности, независимости, инициативности приводит к непочтительности к старшим, к отстаиванию ребенком своих интересов.

Важнейшая миссия современного воспитания - подготовка ребенка к предстоящей самостоятельной жизни в нынешнем обществе, которое предписывает обладание независимостью и самостоятельностью. Однако необходимо обращать внимание на правильную направленность этих качеств. По мнению специалистов, успешно могут приспосабливаться к сегодняшним условиям дети, воспитанные в демократических традициях, те, кому родители сумели привить современные этические и моральные ценности.

Вследствие перехода к рыночной экономике многие российские семьи переживают социальный и экономический кризисы. К первому относятся утрата работы, низкий уровень заработанной платы и пособий, увеличение затрат на содержание ребенка, повышение стоимости медицинского обслуживания. Социальными причинами считаются паразитический образ жизни, пьянство, противоправное поведение родителей, сопровождающееся низким культурным уровнем. Естественно, воспитательный ресурс такой семьи будет негативным. Ребенок из такой семьи часто бывает вспыльчивым, невыдержанным, угнетенным. В результате отсутствия положительного опыта в семье у него вырабатываются несоответственные шаблоны общественного и семейного поведения [7, С. 179].

Существенное влияние на воспитание оказывают и современные технологии. Масса информации, часто негативной, агрессивной, поступает к нам сейчас посредством интернета, ТВ, СМИ. Родители проводят много времени в социальных сетях. Дети, следуя примеру отца и матери, тоже не отрываются от телефона или компьютера. Общение с техникой должно быть направлено на развитие мышления, внимания, памяти, творчества.

Величайшим приобретением народной педагогики считается определение основного условия для достижения идеала -единения с окружающими. Принципы этнопедагогики абсолютно бесхитростные, однако они служат фундаментом общечеловеческих норм морали. К ним относятся:

- почитание старших;

- забота о детях, больных, слабых;

- усердие и прилежание в труде;

- скромность и выдержанность;

- гуманность, милосердие, умение сострадать;

- радушие и гостеприимство;

- уважительные отношения с окружающими, способность выслушать и помочь при необходимости.

Существенную роль для развития у детей правильных нравственных потребностей и интересов играет складывающаяся

в семье моральная обстановка. Образец поведения родителей, обоюдное доверие и уважение, забота обо всех родственниках - образцовый инструмент для формирования нравственности у ребенка. Принципиальное значение имеет целесообразный режим и распорядок, осмысленная модель взаимоотношений с близкими [3, С. 85].

Развитие личности стимулирует организация рабочей обстановки в семье. По мнению А.С. Макаренко, образцовым приемом приобщению ребенка к труду является способность родителей ставить трудовые цели, возлагать трудовую нагрузку с совместным осуществлением предстоящей работы.

Семья обладает плодотворными средствами для эстетического воспитания детей. Семейное воспитание помогает формированию творческих способностей, приверженностей и талантов. Родителям следует бережно относиться к проявившимся склонностям, создавать подходящие условия для занятий в секциях, кружках художественной самодеятельности. В истории педагогики степень воздействия семьи на юное поколение впервые оценил Я.А. Коменский, разработавший модель «материнской школы» на примере домашнего воспитания.

В этнопедагогике любой народности нашей страны отеческий дом считался святилищем духовности. Здесь отношение отца было школой воспитания характера, материнские слова - фундаментом духовной культуры, а семейный жизненный уклад - тренировочным залом по вступлению в социум. Тут происходила социализация ребенка, его готовность к жизни в обществе [1, С. 64].

Идеалы семейной жизни сохранялись по традиции. Так складывалась миссия каждого ее члена. Обычно семья строилась на нравственном влиянии человека, обладавшего максимальным уважением: отца, деда или старшего сына.

Как правило, в семье культивировали человечность, сердечность, толерантность, милосердие, взаимную любовь, обоюдное уважение. Благодаря родительской любви и взаимному согласию здесь формировались чувства детей, их способность к гуманности, чуткости, отзывчивости. Эта любовь выходила позже и за пределы дома.

В семье складывалась любовь к природе и привычка к труду. Труд неизменно подтверждал здоровую мораль человека. В нем дифференцированно участвовали все члены семьи в зависимости от возраста, сил и самочувствия. В семьях россиян родители показывали пример в совместной работе с детьми, имеющими свои обязанности. В процессе воспитания на бытовом уровне происходила передача знаний, опыта, мастерства. Ребенка обучали всем укладам жизни: наведением порядка в доме, уходом за одеждой, церемонией приема пищи, религиозными обрядами [3, С. 60].

Как правило, у наших соотечественников воспитывали предупредительное отношение к старшим. Они считали, что старики и дети в равной степени не защищены и уязвимы, поэтому им требуется особое внимание. Отношение к ним -показатель нравственной ступени общества. В наше время по этому признаку можно безошибочно узнать, куда движется этот народ и куда приведет этот путь.

В семье маленький человек впервые узнавал сведения о своей стране из материнских колыбельных песен, в которых воспевали чистые поля, зеленые луга. В них возникали картины родной природы. В этом курсе песенного краеведения начиналось патриотическое воспитание ребенка. С описанием природы связано и экологическое воспитание, когда родители рассказывали о бережном отношении к дарам природы. На примере православных религиозных праздников детям объясняли, что существуют дни благословения вербы, яблок, березы, моркови, грибов и всяких плодов.

Кроме традиций, обрядов и ритуалов, существенным источником знаний родителей о средствах этнопедагогики считается фольклор: народные сказки, поговорки, предания, пословицы, загадки, скороговорки, считалки и другие жанры устного творчества.

Потешки помогают развивать у малышей чувство ритма и рифмы. Под них ребенок, ритмично приседая, развивает мускулатуру и легкие. Скороговорки учат правильно выговаривать звуки, позитивно влияют на развитие четкой выразительной речи ребенка. Они не только помогают исправить дефекты произношения, но и воздействуют на психическое состояние, способствуют воспитанию уважительного отношения к родному языку и родной природе. Загадки -краткие художественные произведения с намеренно скрытым при помощи метафор описанием знакомого предмета, который необходимо угадать. Головоломки содействуют постижению красоты мира, развивают творческую фантазию, интеллектуальные способности, украшают нашу речь яркими образами. Считалки способствуют развитию математических способностей и интереса к творчеству. Дети используют их в различных играх. Пословицы - своего рода поучения, наставления, совмещающие глубокие философские размышления народа о человеческих характерах и жизненных ситуациях. Они часто осуждают негативные качества людей или, напротив, высоко оценивают мастерство, мужество, трудолюбие, стремление к знаниям и другие положительные качества. Главные темы пословиц: дружба, братство, героизм, любовь к Родине. Из сказок дети узнают о нормах поведения, учатся мечтать о достижениях. Они формируют у детей творческую фантазию, способность сочинять самим похожие истории.

Выводы. Сегодня в стратегии образовательной политики семья расценивается в качестве одного из важнейших звеньев воспитательного процесса. В Законе РФ «Об образовании» утверждается приоритет развития личности ребенка, поддержание его физического и нравственного здоровья. Эта задача стоит перед школой и семьей. Успешное решение данной проблемы обусловлено их тесным сотрудничеством, где каждая сторона вносит свой вклад в процесс. В народной педагогике аккумулирован убедительный эмпирический и теоретический опыт воспитания нравственной личности. Создана огромная база форм и методов воспитания в духе этнопедагогики, лучшие из которых заимствованы из наследия. Качества и навыки, формируемые семьей и школой, не дублируют друг друга, а дополняют.

Литература:

1. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей. Учебное пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. - М.: Флинта. Наука, 2011. - 175 с.

2. Борисова, Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861-1917 гг): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.В. Борисова. - М., 1997. - 18 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

4. Кочисов, В.К. История становления и развития образования в педагогической мысли в Осетии до 1917 г. Автореферат дисс.... докт. пед. наук / В.К. Кочисов. - М., 1997. - 49 с.

5. Нигматов, З.Г. Духовное развитие личности на основе этнокультурных традиций. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы VI Международной научно-практической конференции / З.Г. Нигматов. - Казань, 1999. - С. 5-8

6. Петрова, Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУШ вв.: автореф. дисс. доктора пед. наук / Т.Н. Петрова. - М., 1996. - 38 с.

7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 283 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

аспирант Белов Иван Сергеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); аспирант Жмаев Никита Алексеевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); аспирант Иванов Валерий Аркадьевич

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва)

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАТЕНТОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ

Аннотация. В данной работе проводится тематическое патентное исследование, служащее одной из основ для написания выпускной квалификационной работы на факультете психологии и педагогики МФПУ «Синергия». Такой анализ имеет большое прикладное значение на этапах подготовки к написанию ВКР, помогает более глубоко изучить рассматриваемую проблему, найти актуальные литературные источники придти к новым идеям, и, что не маловажно, позволяет определить патентоспособность рассматриваемой сферы, что полезно для студентов, как потенциальных научных работников в будущем.

Ключевые слова: профессиональная подготовка пилотов, ввод в строй пилотов, авиация, авиационный персонал, программа подготовки пилотов.

Annotation. A thematic patent research is carried out in this paper, which serves as one of the foundations for the creation of final qualifying project at the faculty of psychology and pedagogics at the «Synergy» university. Such an analysis possess a deep applied significance during the preparation stages of creating the final qualifying project, it helps to study the subject much more deeply, to find relevant literature sources, to come up with new ideas and last but not least it also helps to define patentability in the field of research, what is extremely helpful for students as possible scientific workers in the future.

Key words: pilot training, pilot commissioning, aviation, aviation personnel, pilot training program.

Введение. Тема профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации крайне актуальна для России. При этом необходимо изучать опыт получения зарубежных патентов по профессиональной подготовке пилотов гражданской авиации.

Тематическое патентное исследование - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации Порядок проведения исследования I. Задачи исследования:

I.a. определение патентоспособность сферы подготовки пилотов коммерческой гражданской авиации и ввода их в строй;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.