Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Құттыбаева А., Маратова А., Молдакаир А., Мәжит А., Мұртаза Д.

В данной статье рассматриваются особенности этнопедагогики как традиционной для народа практики воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

УДК 376

^ттыбаева А.

Карагандинский государственный медицинский университет

Маратова А.

Карагандинский государственный медицинский университет

Молдакаир А.

Карагандинский государственный медицинский университет

Мэжит А.

Карагандинский государственный медицинский университет

М^ртаза Д.

Карагандинский государственный медицинский университет

Сактапергенова Б.

Карагандинский государственный медицинский университет

Научный руководитель: Кусаинова М.А.

Карагандинский государственный медицинский университет

ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности этнопедагогики как традиционной для народа практики воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.

Ключевые слова: Национальное воспитание, воспитание, личность, общество, процесс, качество, человек, развитие, формирование.

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. В настоящее время одной из актуальных проблем и становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является этническая педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

Великий педагог К.Ушинский говорил, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой -все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

Народная педагогика - это традиционная для народа практика воспитания со

своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в

народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах

отражения и преображения действительности. Выдающиеся педагоги Ян Амос

Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон

Семёнович Макаренко (1888-1939), Василий Александрович Сухомлинский (191850

1970), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом. К.Д.Ушинский считал народную педагогику проявлением педагогической культуры масс, которая олицетворяет идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношениях между людьми.

Воосоздание в Казахстане независимого государства - важнейшее событие в истории нашей республики, поворотный момент в судьбе народов, населяющих нашу древнюю землю. Только теперь народ почувствует всю тяжесть исторической ответственности перед грядущими поколениями.

Сейчас появились объективные условия для формирования многонационального народа Казахстана, единого в устремлениях, в любви к Родине и во взаимодействии.

Независимость, пришедшая как трудного и ожидавшаяся с такой надеждой, не означает самоизоляции. С обретением независимости появляется реальная возможность к расширению контактов с другими странами и народами . Только независимое государство самостоятельно определяет свои взаимоотношения с близкими и далекими соседями. Отношения с любыми государствами необходимо строить на основе равенства, т.е. доброжелательного, взаимоуважительного отношения.

В народной педагогике казахского народа, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. "Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении казахов, что составляет существо этнопедагогической культуры"

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, казахского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение

к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

Одним из актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования в многонациональном обществе. В Казахстане нет ни одного города, ни одного села, где бы ни жили люди разных национальностей. Школа и семья должны формировать личность школьника на основе социально-этнических особенностей данной нации. Практика показывает, что дети разных национальностей, обучающиеся в смешанных школах, с удовольствием участвуют в казахских народных праздниках: "Наурыз мейрамы" и т.д. и, с интересом познают казахскую народную культуру.

В процессе социализации личности на основе народной педагогики в семейном воспитании выделяются две формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими). Приобщение к народной культуре в семье начинается с простого подражания окружающим.

Задача современного педагогического осмысления средового подхода связана с процессом формирования личности, через расширение границ целенаправленного воспитательного процесса с использованием возможностей среды. Это находит свое в тесном единстве и взаимосвязи с регионами, в учете традиций семейного и школьного воспитания, в участии различных институтов современного воспитания, в целенаправленной воспитательной работе в микросреде.

Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Народная педагогика может быть вплетена в новое педагогическое мышление, т.к. содержит много идей, соответствующих задачам социального становления личности.

Социальные основы этнопедагогики отмечаются в исследованиях Г. Н. Волкова. Содержание этнопедагогики включает воспитательный опыт народных масс, их педагогическое воззрение, взгляды, идеи, традиции в области воспитания.

Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новых систем отношений друг к другу.

Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Отец и мать в этнопедагогике - это естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существуют и безымянные -местные аксакалы, дедушки, бабушки,старшие братья. Весьма разнообразны и богаты представления народа о формировании личности и умственном воспитании молодого поколения. Загадки, считалки, наблюдения всегда служили воспитанию любознательности, развитию логического мышления. Сердцевиной семейного воспитания является трудовое воспитание. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам народа, чувство ответственности, правдивость,скромность и верность в дружбе и любви - таковы основные черты нравственной личности в понимании народа. Много интересного содержится в народном представлении о физическом и эстетическом воспитании. Нельзя себе представить народную педагогику без народа, не услышав «голоса народа». Эта народная мудрость выражена в памятниках народной педагогики: пословицах, эпосах, легендах, преданиях. На этом училось воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Русский народ называет поговорки и послвицы крылатыми словами, казахский народ - жемчужиной, нанизанной на ниточку.

Очень важна роль этнопедагогики в формировании национального самосознания, преодоления отчуждения к другим этносам. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности, включая умственное, трудовое и физическое воспитание. Однако, располагая широким спектром задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание. Важная особенность этнопедагогики - её природосообразность, существующая благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились

сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Факторами народного воспитания выступают словесные средства: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, былины, былички, басни, притчи, прибаутки, скороговорки, назидания, вразумления. Количество словесных форм воздействия на чувства, на сознание и поведение в народной педагогике велико: поучение, наставление, увещевание, упрёк, осуждение, завет и многое другое.

В трудах великого советского педагога В.А.Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего - любовь к родному языку». По мнению великого педагога, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. В.А.Сухомлинский в своих трудах отмечал: «Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу и мысли, переживания, являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».

Список использованной литературы:

1. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1999. №4.

2. Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.— Алматы: Рауан, 2000.— С. 523

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.