Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ПЕДАГОГИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / PEDAGOGY / EDUCATION / TRAINING / INTER-ETHNIC DIALOGUE / PEDAGOGY OF THE INTERETHNIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллин Гриф Тимурзагитович

Педагогика как наука сформировалась в ответ на насущные потребности человека, связанные с необходимостью упорядочить передачу опыта жизнедеятельности будущим поколениям. Она превратилась в разветвленную науку с разнообразными отраслями. В современных условиях взаимодействия людей настоятельной необходимостью становится становление ее новой отрасли- педагогики межэтнического общения. Она оперирует такими понятиями, как образование, обучение, воспитание. Педагогика межэтнического в общения строится на этнологических, этносоциальных и этнокоммуникативных основах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDaGOGy OF thE iNtErEthNiC COMMuNiCatiON aS a BraNCh OF PEDaGOGiCaL SCiENCES

Pedagogy as a science emerged in response to the basic needs related to the need to streamline the transfer of experience of life to future generations. it has become a science with an extensive variety of industries. in modern conditions the interaction between people becomes imperative emergence of its new industries- pedagogy of the interethnic communication. it operates with such concepts as education, training. Pedagogy of the interethnic communication is based on the ethnological, ethno-social and etnokommunikativnyh basis.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

ПЕДАГОГИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Хайруллин Гриф Тимурзагитович

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, Алматинскийуниверситет «Туран»

PEDAGOGY OF THE INTERETHNIC COMMUNICATION AS A BRANCH OF PEDAGOGICAL SCIENCES

Khairullin G.T., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Almaty University «Turan»

АННОТАЦИЯ

Педагогика как наука сформировалась в ответ на насущные потребности человека, связанные с необходимостью упорядочить передачу опыта жизнедеятельности будущим поколениям. Она превратилась в разветвленную науку с разнообразными отраслями. В современных условиях взаимодействия людей настоятельной необходимостью становится становление ее новой отрасли- педагогики межэтнического общения. Она оперирует такими понятиями, как образование, обучение, воспитание. Педагогика межэтнического в общения строится на этнологических, этносоциальных и этнокоммуникативных основах.

ABSTRACT

Pedagogy as a science emerged in response to the basic needs related to the need to streamline the transfer of experience of life to future generations. It has become a science with an extensive variety of industries. In modern conditions the interaction between people becomes imperative emergence of its new industries- pedagogy of the interethnic communication. It operates with such concepts as education, training. Pedagogy of the interethnic communication is based on the ethnological, ethno-social and etnokommunikativnyh basis.

Ключевые слова: педагогика, обучение, воспитание, межэтническое общение, педагогика межэтнического общения.

Keywords: pedagogy, education, training, inter-ethnic dialogue, pedagogy of the interethnic communication.

Прежде чем раскрывать особенности какой-либо отрасли педагогической науки, целесообразно обратить внимание на историю развития самой педагогики. Кроме того следует выбрать те трактовки основных категорий и понятий педагогики, которые представляются наиболее соответствующими содержанию рассматриваемой отрасли данной науки.

Выделение рода человеческого из мира живых существ и его дальнейшее развитие происходило в процессе трудовой деятельности и межличностного общения. Особую роль в дальнейшем развитии людей сыграла передача накопленного опыта жизнедеятельности подрастающему поколению, что присуще любому человеческому сообществу. В самом деле, при отсутствии такой передачи каждое новое поколение было бы вынуждено заново познавать этот опыт, т.е. сообщество оказалось бы не в состоянии обеспечивать свое дальнейшее развитие. Подобные сообщества со временем исчезают, не имея возможности продолжать свое существование как особые единицы. Развитие получают лишь те сообщества, в которых передача опыта старших поколений молодым поколениям достигла должного уровня. Поэтому и сама эта передача является составной частью жизнедеятельности в данном сообществе.

На историческом пути своего развития каждый народ накапливает веками выверенные ценности, связанные с передачей специфического опыта, присущего именно этому народу. Формируются содержание, методы, формы передачи и усвоения народного опыта жизнедеятельности, т.е. народных знаний, народного обучения и воспитания в рамках данного этнического сообщества. На характеристики народного воспитания оказывают влияние этнопсихологические особенности данной этнической группы. Таким образом, складывается народная педагогика, объединяющая воспитательные традиции конкретной этнической группы. Народная педагогика представляет собой

систему принятых в данной местности данным народом приемов и методов обучения и воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими прежде всего как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни, т.е. это накопленный социальный опыт, общественные традиции, моральные законы и т.п. Народная педагогика- это кладезь мудрости и нравственного здоровья самого народа. Для нее характерна «всевозрастность» воспитанников: любой член данного этнического сообщества подчиняется основным требованиям и установкам народной мудрости.

Основными факторами народного воспитания выступают природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример- идеал (идея-символ, личность- символ, событие- символ). При этом природа понимается в самом широком смысле и объединяет отчий дом, родную сторону, Родину и всю Вселенную. Во главу угла народная культура воспитания ставит умение относиться ко всем природным субъектам, как равноправным существам. Живая и неживая природа планеты не существуют только для удовлетворения потребностей человека. Планета Земля является родным, единственным и неповторимым домом не только для человека, но и для всех других существ, обитающих на ней. Поэтому необходимо научиться жить в гармонии с природой, сохранять природные объекты. Такая идея присутствует во всех средствах народного воспитания, связанных с природой.

Природа выступает средством эстетического воспитания, у каждого народа существует свое понимание самого прекрасного в природе. К примеру, самой прекрасной природной картиной являются горы для грузина, степи для казаха, тундра для ненца, побережье сурового моря для чукчи и т.д. Таким образом, общение с природой национально, но оно не выпадает из русла общечеловеческого, т.к. оно предусматривает согласие, согласованность с

природой. Согласованность с природой - это и есть при-родосообразность, в том числе природосообразность как соотнесение народного воспитания с природой воспитываемого человека.

Фундаментом народной системы воспитания является настоящий труд. Если работа человека нужна людям, то труд превращается в радость. Поэтому в народной культуре воспитания обращается особое внимание на организацию трудовой деятельности, на повышение воспитательного потенциала труда. Предусматривается, чтобы труд был не наказанием, а сознательной и привлекательной деятельностью. Труд, участник труда и его трудолюбие возвеличиваются во многих пословицах, песнях и сказках. Все это приводит к тому, что повышается значимость трудовых умений и качества трудолюбия личности. Понимание данной истины проявляется в том, что у разных народов существуют множество пословиц о труде.

Самой распространенной формой народного воспитания является игра, которая поощряется во всех народных педагогиках. Детскую игру можно считать определенным видом трудовой деятельности, которая характеризуется естественностью, массовостью, комплексностью, завершенностью. В детской игре фигурируют слова, мелодия и действия, используются песни, танцы, скороговорки и т.п. При организации игры учитываются возраст игроков, место и время проведения игры, количество игроков, инвентарь игры, правила игры, ведущие лица и их функции. Каждый участник ясно представляет, к чему следует стремиться и какие способы при этом допускаются. Детские игры обеспечивают физическое развитие, воспитывают уважение к быту, традициям, к социальному порядку, в игре познаются социальные роли. Это подготовка к взрослой трудовой жизни, школа воспитания со стороны детского коллектива и более взрослых ребят, а также самовоспитание. В играх постигаются собственные личностные качества и качества других участников игры.

Важным элементом игры является слово. Участники игры постигают богатство родного языка, приходит понимание возможности тех или иных слов в определенной ситуации. Родное слово используется в совокупности с конкретной деятельностью и несет воспитательный заряд. Единство слова и деятельности способствует повышению действенности данного фактора. Поэтому в народной педагогике существуют определенные правила использования слов. При этом особое внимание уделяется его доброжелательности. Применяются такие народные словесные формы воздействия на человека, как разъяснение (проповедь, приучение), просьба (пожелание, назидание, совет, увещевание, уговор), пожелание (намек, приказ), наставление (заповедь, заповедь, зарок, поручение), одобрение (благодарность), упрек (запрет, укор, осуждение).

Пословицы и поговорки, загадки, песни, сказки, народный эпос и былины представляют собой народную память, сохраняющую духовный опыт народа, это- основные средства народного воспитания. Именно они выступают как эффективные средства воздействия на человека с тем, чтобы формировать определенные личностные качества (качества совершенного человека), раскрыть прекрасное, воспитывать нравственные качества, доброту, трудолю-

бие и т.п.

Мировые религии представляют собой важнейшие факторы духовного воспитания, формирования духовности народа. Переход от многобожья к единобожью сыграл большую роль в формировании общечеловеческих ценностей. Во всех священных книгах христиан, буддистов и мусульман выдвигаются требования «Не убий», «Не присваивай чужое», «Не прелюбодействуй» и т.п. Мухам-мад, Христос, Будда и другие пророки мировых религий призывали людей к честности и порядочности, угрожая карой единого Верховного Божества при нарушении этих заповедей. Традиционные мировые религии указывают на равенство всех людей, независимо от их религиозных воззрений. К примеру, «важнейшей стороной исторического становления исламской культуры, исламской религиозной идентичности, несомненно, является веротерпимость, открывающая путь к межконфессиональному диалогу» [4, с.185-186]. Поэтому так называемые исламисты не имеют никакого отношения к исламу и его законам. Точно также можно утверждать, что адепты фашистской, нацистской идеологии не представляют христианскую религию, даже если и считают себя христианами.

Первичными элементами народной педагогики являлись примитивные умения воспитания и обучения на деле, в практической деятельности. При этом критерием истинности служили здравый смысл и народная мудрость. Наиболее оправданные, результативные приемы, формы и т.п. переходили в традиции. В народных традициях отражаются трудовая деятельность, семейные взаимоотношения, отношение к матери, к природе, к Солнцу, любовь к детям, терпеливость, уступчивость, целомудрие и т.д.

Со временем появились первые обобщения народного опыта обучения и воспитания, попытки создания теории на основе накопленных, оправдавших себя на практике наблюдений и открытий. В развитых государствах Древнего мира уже существовали обобщенные знания об окружающем мире, которые аккумулировались в философии. В рамках этой науки получили свое место и знания по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

По мере обогащения совокупности информации в той или иной отрасли знаний человечества, отпочковались геометрия, астрономия и другие науки.

Очевидно, процесс формирования новых научных отраслей было вызвано насущными потребностями развития человеческих сообществ, всего человечества. В XVII веке из философии выделилась педагогика и встала на путь развития как самостоятельная наука. Это выделение связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В настоящее время педагогика представляет собой разветвленную сеть, систему педагогических наук, являющихся в той или иной степени самостоятельными науками. Число подобных, относительно самостоятельных педагогических научных отраслей уже перевалило за несколько десятков. В частности, рассматриваются:

1.общая педагогика, которая разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса, изучает общие закономерности педагогики;

2. возрастная педагогика, рассматривающая законо-

мерности обучения и воспитания подрастающего поколения в зависимости от возраста обучаемых;

3. специальная педагогика (дефектология), которая изучает закономерности обучения и воспитания людей, имеющих те или иные отклонения в развитии;

4. прикладная педагогика, которая рассматривает образовательный процесс в зависимости от определенного направления деятельности, для обслуживания которой предназначено содержание данной отрасли. К прикладным педагогикам относятся методики преподавания отдельных учебных дисциплин, а также профессиональная, военная, инженерная, спортивная, театральная, музейная, музыкальная, производственная педагогики и т.д.

Педагогика оперирует такими основными категориями, как обучение, воспитание, образование, развитие. Однако не существует единого понимания этих категорий, исследователи используют различные трактовки, в определенной степени отличающиеся друг от друга. К примеру, воспитание рассматривают в узком смысле, в узком педагогическом смысле, в широком социальном смысле, в широком педагогическом смысле. Образование трактуется как сторона воспитания, как результат обучения и т.п. Очевидно, подобный разброс в трактовках и разнообразие в содержании одного и того же понятия негативно отражается на научной четкости изложения. Поэтому в рамках данной работы будем придерживаться единых определений основных понятий педагогики.

Образование. Ю.К.Бабанский указывает: «Образование- процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей» [1, с.10].

Педагогический словарь трактует образование как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы» [5, с.12].

Учитывая вышеприведенные определения, целесообразно в рамках данного пособия понимать образование как процесс и результат обучения и воспитания. Цель образования «заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое раз-витие»[3, с.39].

Здесь следует остановиться на одном важном нюансе данного вопроса. Дело в том, что можно выделить несколько источников образования человека.

1.Образование в специально организованных учебно-воспитательных учреждениях и организациях с четко установленными программами, с педагогическим целепо-лаганием и педагогическим управлением (в школах, средних и высших учебных заведениях).

2. Образование в разнообразных общественных, трудовых и иных объединениях, связанных с практической деятельностью во имя достижения целей самих объеди-

нений (в семье, в клубах по интересам, в этнокультурных объединениях, в трудовых коллективах и т.п.).

3.«Стихийное» образование, приобретенное в процессе общения, жизнедеятельности, когда и не ставятся какие-либо конкретные образовательные цели.

4. Образование, приобретаемое под воздействием средств массовой информации; при этом могут быть явно поставленные цели обучения и воспитания, или может и не быть специально предусмотренных целей образования (косвенное образовательное воздействие на человека).

5. Самообразование, когда человек ставит перед собой определенные цели и работает над своим совершенствованием самостоятельно, без поддержки учебно-воспитательных учреждений и педагогов.

Очевидно, данная классификация является довольно условной. Однако она способствует более полной характеристике процесса образования личности. Результаты образования по всем указанным источникам тесно переплетены между собой. Едва ли можно с полной уверенностью утверждать, что тот или иной результат исходит только из данного, конкретного источника. Поэтому говоря об образовании, следует иметь в виду наличие разнообразных, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга источников.

Педагогика как наука рассматривает вопросы лишь специально организованного образования. Стало быть, педагогика- это наука о целенаправленно организованном образовании в единстве всех его компонентов.

Воспитание. Воспитание как процесс состоит из передачи социального опыта поколений и его активного усвоения; этот социальный опыт необходим для жизнедеятельности в данном сообществе. Под понятием «опыт» подразумеваются имеющиеся знания, практические умения и навыки, способы мышления, мировоззренческие идеи, нравственные, эстетические и правовые нормы, социальные и духовные отношения - все то наследие, что создано людьми в процессе исторического развития.

Воспитание может осуществляться в ходе специально организованного, целенаправленного процесса воздействия общественных институтов на личность и взаимодействия с ней, или стихийно, т.е. вне рамок целенаправленной деятельности. Поскольку педагогика исследует проблемы специально организованного процесса образования, то воспитание следует понимать как целенаправленный, организованный процесс воздействия на воспитанника, направленного на его подготовку к самореализации в данном социуме. Это воздействие осуществляется в виде совместной целенаправленной деятельности (взаимодействия) педагогов и воспитанников.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, на этой базе - формирования мировоззрения, развития умственных сил и способностей. Это - процесс взаимодействия педагога и обучаемых по реализации учебно - познавательной деятельности обучаемых; это единство процессов преподавания и учения, направленное на формирование определенных знаний, практических умений и навыков обучаемого. Очевидно, приобретение знаний, умений и навыков может проис-

ходить не только в ходе организованного процесса. В соответствии с принятым здесь определением педагогики, обучение также целесообразно рассматривать как организованный процесс. В то же время, говоря о результатах обучения и воспитания, как компонентов образования, нельзя не учитывать и воздействие различных источников на данного человека.

Развитие- суть процесс и результат изменения количественных и качественных показателей. Педагогика рассматривает вопросы развития личности, т.е. изменения ее сущности, ее становления как социального существа. Результат развития личности, т.е. ее становление как социального существа, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств, принято называть ее формированием. Поэтому педагогику можно назвать также наукой о целенаправленно организованной системной деятельности по формированию человека.

Любая наука имеет свой объект и предмет изучения. Определение науки как таковой, ее объект и предмет находятся в тесной взаимосвязи. В соответствии с определением педагогики как науки, объектом педагогики следует признать образование как особую, социально и личност-но детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человека к жизни в обществе. Предметом педагогики является система отношений, возникающих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки (В.А.Краевский).

Педагогика межэтнического общения - сравнительно новая отрасль педагогики, относящаяся к прикладным педагогикам. Как и другие отрасли педагогики, педагогика межэтнического общения своим рождением обязана насущным потребностям человечества. Очевидно, формирование тех или иных отраслей педагогической науки не является единовременным актом, проведенным по воле одного человека или группы лиц. Данный процесс направлен на более полное удовлетворение возникающих потребностей.

Глобализация, сопровождающаяся резким усилением миграционных потоков, вызывает невиданный рост количества межэтнических, межконфессиональных и иных контактов между людьми. Такие контакты при низкой культуре межэтнического общения вызывают опасность возникновения конфликтных ситуаций с непрогнозируемыми результатами.

Современный мир не свободен от случаев противостояния по мотивам межрелигиозной и межэтнической вражды, которые нередко сопровождаются кровопролитием и огромными материальными потерями. При этом речь идет не только о противостоянии представителей разных конфессиий или разных этносов. Нередки случаи, когда по обе стороны баррикад оказываются адепты одной и той же религии, но признающие ее различные течения. В таких случаях единоверцы физически уничтожают друг друга с неменьшим ожесточением, чем если бы они принадлежали к различным конфессиям. Всем известны кровопролитные гражданские войны. «Таким образом, объективно сложившиеся взаимоотношения народов мира, многонациональных государств и регионов обусла-

вливают необходимость воспитания у детей и взрослых культуры межнационального общения. Будущее противоречивого и единого человеческого сообщества, многонациональных государств и регионов зависит... во все возрастающей мере от воспитания граждан в духе признания равенства народов, веротерпимости, формирования общечеловеческих, патриотических и национальных чувств» [2, с.3].

Отметим, что напряженность в межнациональных отношениях, когда участники конфликта принадлежат к различным конфессиям, вызывает также и межконфессиональную напряженность. Справедливо и обратное: противостояние между предствителями различных конфессий, в конце-концов выливается в противоборство между национальными группами, придерживающимися этих религиозных верований.

Следовательно, решение проблем межэтнических отношений чаще всего способствует устраненю противоречий в межрелигиозных отношениях и наоборот. Не случайно, в Казахстане действует Ассамблея народа Казахстана, объединяющая представителей большинства этносов страны; проводятся встречи последователей различных религиозных течений, всемирные форумы мировых религий и т.д. Подобная работа на государственном уровне представляет собой ту основу, на которой базируется межэтнический и межрелигиозный мир в мир в Казахстане. Однако обстоятельства в мире и в стране меняются постоянно и это естественно, ибо и страна, и мир находятся в состоянии непрерывного движения и развития. Стало быть, сегодняшние успехи государства в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений- это не панацея от всех вызовов и угроз будущего. Поэтому требуется постоянная, ежедневная работа в данном направлении, работа каждого человека, заинтересованного в процветании своей страны, независимо от его национальной и религиозной принадлежности. При этом должны быть учтены все источники образования и их эффективность.

В сложившихся условиях вполне закономерным представляются появление значительного количества научных исследований, посвященных проблемам межэтнического взаимодействия, а также становление такой отрасли педагогической науки, как педагогика межэтнического общения. Опубликованы отдельнрые пособия по проблемам межэтнического общения, защищены диссертации на соискание ученых степеней. В то же время педагогика межэтнического общения переживает пока свой период становления и первоначального развития. Поэтому авторы по-разному трактуют содержание педагогики межэтнического общения, ее объект и предмет. К примеру, в качестве предмета педагогики межэтнического общения указываются:

-Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости (З.Т.Гасанов).

-Педагогические условия, содержание, фрормы и методы формирования культуры межнациоального общения в многонациональном ученическом коллективе (Д.И.Латышева) и т.д.

П.И.Матис определяет педагогику межэтнического общения как науку об отношениях между представителя-

ми различных этносов и культур, о генезисе и развитии культуры общения от первобытнообщинного строя до современности, изучающую историю, культуру, традиции и обычаи народов.

И.Л.Набок считает, что педагогику межнационального общения следует рассматривать в трех, глубоко взаимосвязанных областях (уровнях), где для каждой области должен быть определен ее предмет. При рассмотрении педагогики межэтнического общения как науки, отрасли педагогического человековедения, ее предмет сформулирован в следующем виде: условия и средства целенаправленного формирования и гармонизации межнационального общения в историческом и актуальном аспектах на индивидуальном и коллективном уровнях. При рассмотрении ее как учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки педагога предметом является формирование этнокоммуникативной компетентности педагога. Если рассматривать ее как важнейшую составляющую педагогической практики, то ее предмет составляют гуманитарные технологии гармонизации межнационального общения, условия и средства их эффективного применения [4, с.23-25]. Подчеркивается, что цель педагогики межнационального общения объединяет все три уровня, это формирование развитой культуры межнационального общения. «Формирование развитой культуры межнационального общения- цель, объединяющая теоретический, образовательный и практический ракурсы... С культурологической точки зрения культура межнационального общения может быть рассмотрена как культура взаимодействия идентичностей» [4, с.196].

З.Т.Гасанов указывает, что педагогика межнационального общения «разрабатывает методологию и теорию воспитания культуры межнационального общения, изучает цель, задачи, принципы, методы, формы воспитания; раскрывает сущность и содержание процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости; обобщает опыт воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания. Педагогика межнационального общения также исследует условия этнической и межэтнической социализации личности» [2, с.5].

Таким образом, существующие определения педагогики межнационального общения, при их всех различиях делают акцент на культуре межкультурного общения.

Учитывая данное обстоятельство и исходя из вышеприведенного определения науки педагогики, педагогику межэтнического общения целесообразно трактовать как науку о формировании культуры межэтнического общения в процессе образования, т.е. обучения и воспитания. При этом следует иметь в виду, что результаты формирования культуры межэтнического общения зависят не только от специально организованного обучения и воспитания в учебных заведениях, в общественных и иных объединениях, на материалах СМИ, но и от «стихийного» образования и самообразования. Объектом педагогики межэтнического общения является образовательная деятельность по формированию культуры межэтнического общения. В качестве ее предмета целесообразно определить условия, средства и технологии формирования культуры межэтнического общения.

Педагогика межэтнического общения тесно связана с такими науками, как этнология, психология, социология, политология, культурология и т.д. Она находится во взаимосвязи с этнопедагогикой- наукой о народной культуре обучения и воспитания.

Таким образом, педагогика межэтнического общения представляет собой ту отрасль педагогической науки, которая формируется в качестве самостоятельной отрасли педагогических знаний. Современные условия общежития и взаимодействия людей разной этнической и конфессиональной принадлежности приводят к необходимости данной отрасли, которая строится на этнологических, этно социальных и этнокоммуникативных основах. Центральной категорией данной отрасли педагогического знания является межэтническое общение.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К.1988. Педагогика. Москва, изд. «Про-свещение».-1988.-479 с.

2. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Москва, изд. АПН.-1999.- 390с.

3.Краевский В.В. Общие основы педагогики. Москва, изд. «Академия»-2005.-256с.

4. Набок И.Л.Педагогика межнационального общения. Москва, изд. «Академия». -2010.-304с.

5. Педагогический словарь. Том 2. 1960. Москва, изд. АПН.-1960-768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.