Научная статья на тему 'О возможности использования элементов этнопедагогики в семейном воспитании детей'

О возможности использования элементов этнопедагогики в семейном воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможности использования элементов этнопедагогики в семейном воспитании детей»

Многие предметы домашнего обихода наделялись полом, и мужчине нельзя было не только заниматься женской работой, но и брать в руки или прикасаться к «женским» вещам - это грозило ему превращением в женоподобное существо.

Дом как образ мира перенял и усилил телесную маркированность пространства. Особенно ярко это прослеживается в трактовке стола и печи. Как один из сакральных центров дома, печь хранила связь с предками, она - сугубо «женский» персонаж: её внутренне пространство сродно женскому лону; сам процесс выпекания хлеба ассоциировался с зачатием и ростом ребёнка. На печи люди рождались и умирали, через печную трубу уходила из дома душа покойника и прилетала нечистая сила. Огонь в печи сравнивали с огнём в теле человека и использовали в любовной магии.

3. Для языческой культуры характерен принцип всеединства, утверждавший человека единой частью общего целого наравне со всеми другими частицами бытия. Согласно принципу всеединства все элементы мироздания как макрокосма имеют и все его особенности и характеристики как микрокосмы. Из принципа всеединства вытекает своеобразная «протодиалектика» (термин О.С. Осиповой) языческого миропонимания, выражающаяся в неоднозначности и относительности большинства образов и взаимоотношений. В славянском язычестве не было чёткого деления на положительное и отрицательное: древними славянами одновременно с выделением пары полюсных понятий всегда принималась во внимание их относительность. [Формирование более жестких противопоставлений многие исследователи связывают с влиянием христианства (Осипова О.С., А.Н.Веселовский, В.О.Мо-чульский, Н.Ф.Сумцов и др.)].

Закон всеединства применим прежде всего к самому понятию «человек». Для народного описания сотворения человека характерно устойчивое представление об участии в этом процессе дьявола.

Закон всеединства действовал и при создании пантеона языческих богов. Так, Перун - бог грома и молнии, податель плодородия, тепла, покровитель крестьян покровитель и предводитель военной дружины - олицетворял

двойственное по своей природе начало, доброе в нем уживалось с грозным. Поэтому одной из ипостасей этого бога была карающая функция: насылая град, бури и ливни, он карал неурожаем, голодом и повальными болезнями (поветрием). Например, в Ржевском уезде, по свидетельству русских этнографов, говорили «схвати тебя Перуном» -«да постигнет тебя болезнь, припадок» [Славянская мифология, 2002; Мифы народов мира, Т.1, 1997]. На этот факт неоднократно указывал А.Н.Афанасьев, упоминая о многочисленных поверьях, согласно которым весна не наступит, пока не прогремит первая гроза. Функция подателя плодородия хорошо прослеживается и в реконструкции основного мифа индоевропейской мифологии: Перун (в виде всадника на коне или на колеснице) поражает своим оружием змеевидного врага в результате чего освобождаются воды (скот, женщина, похищенная противником Перуна), несущие живительную влагу полям.

Список литературы:

1. Гудков Д.Б., Ковшова М.Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М.: «Гнозис»,

2007 - 228 с.

2. Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание: (Филос. исслед.). - М.: Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т), 2000 - 59 с.

3. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000 - 462 с.

4. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Собр. М. Забылиным. СПб.: «Брайт Лайт», 1994 - 688 с.

5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международные отношения, 2002 - 349 с.

6. Толстой Н.И. Роль язычества в славянской культурной традиции // Славянские культуры и мировой культурный процесс: Материалы Международной научной конференции ЮНЕСКО. Минск, 1985 - 33 с.

7. Чёрная Л.А. Антропологический код древнерусской литературы. М.: Языки славянских культур,

2008 - 464 с.

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Кох Валентина Романовна

преподаватель психолого-педагогических дисциплин. г. Салехард

Основы воспитания личности человека закладывает семья. С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. В семье дети ориентируются на социальные и нравственные установки своих родителей, близких родственников. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те дети, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности.

Большое значение в развитии у детей здоровых духовных потребностей и интересов имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Личный пример родителей, взаимное уважение, забота о каждом члене семьи является лучшим средством нравственного становления личности ребенка. Немаловажную роль играет рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи.

В личностном развитии детей стимулирующим фактором является создание трудовой атмосферы в семье. Еще А.С.Макаренко считал, что лучшим средством стимулирования детей к труду в семье является умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу.

Родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить детей к труду, а не принуждать их. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Первые игрушки, подаренные взрослыми, колыбельная песня, исполненная мамой или бабушкой на ночь, сказки, рассказанные или прочитанные взрослыми формируют эстетические чувства, взгляды и вкусы детей. Влияние семьи осуществляется постоянно, длительное время, в различных ситуациях и условиях.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей детей. В истории педагогической науки силу влияния семьи в воспитании подрастающего поколения первым обобщил Я.А.Коменский. Опираясь на опыт домашнего воспитания в семье он разработал идею «материнской школы». Народные истоки воспитания вызывали особый интерес у многих известных педагогов. В воспитании детей они подчеркивали важную роль родного языка, фольклора, народного устного и ремесленного творчества, народных традиций и обрядов.

Каждый воспитатель в своей деятельности должен опираться на народное воспитание...Особенно ему следует хорошо знать истоки домашнего воспитания». Сегодня в педагогической науке в альтернативе термина «народ» применяется термин «этнос». «Этнос» (в переводе от греч.) - означает племя, народ. Выделение этнопе-дагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки способствовало целостному изучению традиционного народного воспитания, основы которого закладывались веками в семье, сохранившем свою самобытность, обычаи и обряды, исторические корни и родной язык.

В научных трудах Г.Н.Волкова, А.Э.Измайлова раскрыты научные концепции народной педагогики. В психолого-педагогических исследованиях определены идеи воспитания и обучения в устном народном творчестве, раскрыты формы, методы и средства воспитательной работы народа, отраженные в семейно-бытовых и общественных традициях, национальном искусстве, поэтическом творчестве. Анализ опыта использования элементов этнопедагогики в воспитательном процессе позволяет выявить следущие прогрессивные стороны: во-первых, эт-нопедагогика поддерживает взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Для изучения народных традиций отдельно взятой нации надо познать ее вековую традиционную воспитательную систему. Без учета национальных особенностей каждого народа, приемов традиционного воспитания детей в семье невозможно воспитать истинного гражданина, любящего свою Родину. «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность» - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Во-вторых, каждый народ - есть великий педагог, а все великие педагоги придерживались принципа народности. Неповторимую сущность народного воспитания, характерную для конкретного народа обозначил К.Д.Ушинский. Он отмечал, что наука, отражая воспитательные цели конкретного народа, должна быть «свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран». Народная педагогика выстроена на принципах свободного воспитания и любви. Поэтому, внедрение элементов этнопедагогики в процесс воспитания должна опираться на демократический принцип. Основными источниками использования родителями элементов этнопедагогики в семейном воспи-

тании детей являются семейные обряды, обычаи, традиции, народные сказки, легенды, поговорки, загадки, скороговорки, считалки, народное музыкальное, поэтическое и ремесленное творчество. В семье любого северного народа в воспитании детей широко использовались загадки, сказки, скороговорки, считалки. Загадка - краткое поэтическое произведение, где сознательно скрыто понятие об известном предмете и явлении. Загадки помогают разглядеть красоту мироздания, учат фантазировать, развивать воображение, дают радость познания мира. Загадка украшает нашу речь, придавая ей особый колорит, емкость, певучесть, учат добру, любви к родному слову, отчему краю. Скороговорки помогают развить у детей способность правильно выговаривать слова на родном языке, осмысливая красоту родной речи. Скороговорки действенное средство не только исправления дефектов речи ребенка, но и психологии ребенка. Скорогорки способствуют воспитанию уважения родному языку, родной природе. Но к сожалению, скороговорки встречаются в чистом виде только в коми языке. У большинства северных народов встречаются чистоговорки, поговоки и пословицы. Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Пословицы-своего рода поэтические назидания, сочетающие в себе глубокие философские мысли народа о жизни. Основной темой народных пословиц является тема дружбы, братства, единства, героизма.

И конечно в этнопедагогике нельзя обойти вниманием сказки. Сказка-образец устного народного творчества, также имеющая поучительный характер. Сказка учит детей жить, приучает общественно ценимым нормам поведения, условиям достижения подлинного счастья. Сказка развивает у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление. Рассказывая сказки родители тесно общаются с детьми, изучают народное творчество и язык. Сказки помогают родителям выработать у себя педагогические способности. Вместе с тем, у детей также формируются элементарные педагогические умения (умения сочинять, рассказывать сказки и др.) В воспитании детей широко использовались считалки. С помощью считалок народ обучал детей счету. Считалки помогают детям познать мир, способствуют развитию математических способностей, творческого мышления. Используя считалки, родители могут развить интерес детей к занятиям по математике.

Музыкальный фольклор северных народов так же очень разнообразен. Народные песни, напевы отличаются красивой мелодичностью, легко запоминаются.

Таким образом, используя элементы этнопедаго-гики в процессе воспитания детей в семье родители формируют гармонично развитую личность, способную дорожить народными традициями и достоянием. В этом деле сегодня родителям большую помощь должна оказывать система образования, которая также является носителем этнотрадиций.

Литература:

1. Харламов И.Ф. Педагогика:Учебное пособие.-4-е изд.-М.:Гардарики, 2002.-518 с.

2. Ушинский К.Д.Собр.соч.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950.-Т.9:Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - 628 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.