Научная статья на тему 'Использование народной игры в современном учебно-воспитательном процессе'

Использование народной игры в современном учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3259
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование народной игры в современном учебно-воспитательном процессе»

РАЗДЕЛ IV ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 372.3/. 4+39

Т. К. Снопова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ИГРЫ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «...гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, трудолюбия... любви к окружающей природе, Родине, семье». В Национальной доктрине образования Российской Федерации определены задачи современного образования, в которые входят: «... .сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций, её культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учётом отечественного опыта и традиций».

Эти документы свидетельствуют о приоритете нравственного развития детей на отечественных гуманистических традициях воспитания.

Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения очень важно в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных принципах воспитания, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.

Общеобразовательной школе отводится особая роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Именно в школьном возрасте усваиваются моральные установки, образцы нравственного поведения, закладываются черты характера. А для этого учитель должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

В нравственном воспитании национальные педагогические традиции имеют решающее значение. Их забвение может привести к тому, что люди перестанут оберегать родную землю, её святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей и, как следствие, будет порождаться безразличие к судьбе Родины, соотечественникам, т. е. произойдёт потеря нравственных ценностей своего народа. Поэтому именно традиционная педагогическая культура, эт-нопедагогика становятся востребованными в современном воспитании детей.

Этнопедагогика обладает достаточным арсеналом эффективных средств обучения и воспитания школьников.

Важным этнопедагогнческим средством в нравственном воспитании является игра. В. А. Сухомлинский отмечал, что игра - это удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

П. П. Блонский игру называл «великой учительницей», которая развивает ребёнка во всех отношениях. Г. С. Виноградов строил своё понимание народной педагогики в значительной мере на материале народных игр. Игра явилась, по существу, одним из самых первых воспитательных средств в истории человечества. Превращение игры в целенаправленное средство обучения и воспитания человека, как отмечал В. М. Григорьев, стало одним из первых деяний человека. Игра в этнопедагогике рассматриватся как ведущий вид деятельности ребёнка, важный фактор обучения и воспитания, особая сфера самовыражения личности. Народ издавна видел в играх детей фактор их роста, развития и формирования, поэтому выработал определённые требования к содержанию и организации игр детей с учётом особенностей детского возраста. Народные игры никто специально не выдумывал, не разрабатывал. Они рождались в глубине народной жизни и были направлены на подготовку и развитие детей. Игры детей разных народов имеют свои специфические особенности, являясь, по утверждению учёных , отражением жизни данного народа. В играх, так или иначе, отразились народные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа. Вместе с тем, при внимательном их изучении можно выделить идентичные игры, но с некоторой спецификой в содержании, деталях, манерах исполнения ИТ. д.

Народные игры имеют ряд особенностей:

- они в той или иной мере заключают элементы трудовой деятельности;

- имеют коллективный характер;

- направляют развитие творческого мышления;

- способствуют проявлению и развитию организаторских способностей;

- приучают к общению со сверстниками, взаимной помощи и поддержке;

- развивают чувство дружбы и товарищества.

Создание таких игр народом представляется истинной педагогической мудростью, так как они не только отражают разные стороны жизни данного

народа, но и имеют большое значение в плане физического развития, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании. Социокультурный потенциал национальной игры заключается в том, что она ориентирует на определённую систему ценностей, формирует навыки социального поведения, так как в игровой деятельности имитируются реальные общественные отношения. Народ понимал педагогическую ценность игр и всячески заботился об их сохранности.

В настоящее время возможно и необходимо использовать народный опыт воспитания детей через игровую деятельность. Игра в современном учебно-воспитательном процессе является эффективным средством воспитания, формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

И. М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократные повторения действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств и у ребёнка. Игра имеет значение и для формирования дружбы коллектива, и самостоятельности, и положительного отношения к труду и многое другое. Игра оказывает воспитывающие действия на становление личности ребёнка. В. А. Сухомлинский сравнивал игру с огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Значение народной игры трудно переоценить не только в педагогике, но и в жизнедеятельности человека. Можно только удивляться широте и многообразию игровых форм, возможности проникновения игровых начал в разные сферы человеческой жизни.

Систематизация - необходимый этап изучения любых явлений, включая и народные игры. Основания здесь возможны разные:

- национальная принадлежность (татарские, русские игры и т. д.);

- места бытования (кавказские, сибирские игры и т. д.);

—длительность;

- организационные формы игр и др.

В. М. Григорьев принимал за основу систематизации развивающие функции игровой деятельности, выделил целые пласты игр, полезных, прежде всего, для:

- физического развития (подвижные, спортивные игры);

- умственного (настольные игры, загадки и т. п.);

- трудового ( строительные игры с изготовлением игрушек и др.);

- эстетического (игры-представления, хороводные, танцевальные игры И т. д.);

- игры социально-нравственной направленности (ролевые игры, игровые наказания, обряды и т. д.).

Общее количество типов игр превысило 100, но и они не охватывают

всего многообразия игр, так как игровая деятельность непрерывно развивается, постоянно рождает переходные явления, не укладывающиеся в любую существующую систему. Игры разных народов имеют национальные особенности. Однако у любого народа при достаточно полном изучении его игр обнаруживается полнота их общей культуры - наличие всех перечисленных родов игр.

Основу игровой культуры составляют традиционные народные игры, забавы, праздники, что делает их изучение особенно занимательным. Игра, как особая форма взаимодействия человека с миром, открывает возможности самореализации и развития личности благодаря специфической мотивации игрового поведения, существованию особого «мира игры» с его специфическими временем и пространством, нормами и правилами. Важно соблюдение принципа единства общечеловеческого, этнического и личностного начал в игровой культуре. Игра является частью культуры народа, а игровая культура личности - составной частью общей культуры личности. Игровую культуру следует рассматривать как постоянно развивающуюся систему, сочетающую традиционные и новые, вновь зарождающиеся формы игрового поведения.

Воспитательное значение игры во многом зависит и от педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта возрастных и индивидуальных его способностей, от правильности выбора методов руководства. Г. Н. Волковым определены факторы, которые необходимо учитывать педагогу при организации игр с детьми:

- возраст играющих: для младших более простые игры, с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы;

- место для проведения игр: игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе; помещение предварительно проветривается и проводится тщательная уборка;

- количество участников игры: не обязательно проводить игры со всей группой или классом, можно разделить девочек и мальчиков, слабых и сильных, играющих и судей и т. д.; участие в игре должно быть интересно для каждого ребёнка;

- наличие инвентаря для игр: он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Своеобразными игровыми прелюдиями являются считалки, жеребьёвки. Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Задача считалки - подготовить, организовать игру. Относятся они к распространённому и непрерывно развивающемуся жанру народного фольклора и представляют собой напевное скандирование.

В формировании у детей трудолюбия, бережного отношения к природе, любви к родному краю имеет огромное значение проведение народных календарных праздников. Образы фольклора приобретают осо-

бое воспитательное воздействие на детей. Воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда, символизирующего единение человека и природы. Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит ещё и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимают участие все, и каждому отводится своё место и своя роль. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых: родителей и педагогов, что объединяет семью и школу в единое воспитательное пространство.

У каждого народа существуют весенние праздники, посвящённые возрождению природы, надеждам на лучшее будущее, ожиданию перемен, праздники урожая, нового года. Игра - непременный элемент в народных праздниках и гуляниях.

Русский праздник Масленица наполнен массовыми подвижными и весёлыми играми. Большинство из них это простые игры, в которые без подготовки может включиться каждый. Например: «Царь горы», «Метелица», «Два Мороза», «Льдинки» и др. Сооружения из снега и льда: крепость, горки, блуждалки готовятся детьми вместе со взрослыми (с педагогами, родителями) заранее.

В современной Масленице народные зимние игры объединяются с нынешними зимними состязаниями, дополняя их народными забавами и потехами. Одновременно с играми проводятся и простейшие веселые соревнования: бег на одной лыже, вперед спиной, просто бег, метание снежков по комичным фигурам из снега. В таких играх и состязаниях ребята соревнуются в силе и ловкости, выносливости, находчивости, смекалке, здесь проявляются сплоченность, дружба, взаимовыручка и т. д.

Татарский народный праздник Сабантуй насыщен шумными, подвижными играми, соревнованиями. Ребята с удовольствием принимают участие в этом хмероприятии, так как праздник, являясь преимущественно спортивным, выявляет самых сильных, ловких и волевых, самых искусных исполнителей песен и плясок.

Организация и проведение русского праздника Троицы с народными песнями и хороводами, играми на природе сыграют большую роль в воспитании шобви к Родине, родному краю, его природе.

Осенние праздники связаны с осенними заготовками: капустник, репорез. Проведение игр, связанных с этими событиями, планируется в зависимости от возраста детей. Урожай - это результат труда людей, приложенного старания и усердия. Праздники урожая, организованные детьми с помощью взрослых, способствуют воспитанию трудолюбия, уважения к труду и людям труда.

Итак, игра дает детям свободу гармонического развития духовных и физических сил. Через игру дети овладевают разнообразными навыками трудовой деятельности и самообразования, входят в мир искусства. В игре рас-

крываются творческие способности, умственные способности личности, развиваются коммуникативные навыки. Игра - естественное средство социализации ребенка.

Приемы неформального общения куда более действенны, чем назидание и дидактика. Вот почему так важно использование игры как одного из средств воспитания народной педагогики в современной школе.

УДК 370

С. П. Беловолова, Н. В. Кергилова, Н. Н. Акунова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Этнотолерантность - это своеобразная этическая доктрина современности, не без основания претендующая на центральное место в оси координат XXI в. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов столкнулись многие наши соотечественники. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети - вот цена межнациональных нетерпимости и противостояния. Причины живучести конфликтного потенциала межнациональных отношений самые разные - от просчетов в социально-экономической политике до воспроизводства негативных этнических стереотипов на групповом и индивидуальном уровне.

Воспитание этнотолерантности - дело многих государств и общественных институтов, но когда его объектами высту пают дети, главная нагрузка и ответственность ложится именно на образовательную среду, на педагогов - учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания этнотолерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Жизнь в условиях культурного и этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем взаимоотношений в обществе, в ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.