Научная статья на тему 'К вопросу о технологической готовности преподавателя'

К вопросу о технологической готовности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ / ПОДГОТОВКА ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЫШЛЕНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TECHNOLOGY AWARENESS / CONTINUING EDUCATION / TEACHING STRATEGIES / MILITARY SPECIALIST TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCES / WAY OF THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макурина Ирина Юрьевна

Современная глобализация мирового сообщества и развитие высоких технологий в авиастроении предъявляют повышенные требования к подготовке военных авиаспециалистов. Цель высшего профессионального образования на сегодняшний день - приобретение общекультурных и профессиональных компетенций, развитие важных качеств личности, которые должны помочь выпускнику стать конкурентоспособным специалистом. Важная роль в этом процессе отводится не только дисциплинам гуманитарного цикла, но и личности самого преподавателя, который должен поддерживать профессионализм на протяжении всей своей педагогической карьеры, учитывать богатый мировой и российский опыт. Используя метод сравнительно-сопоставительного анализа, в статье были раскрыты особенности и возможности тех педагогических технологий, которые, по нашему мнению, имеют наибольший потенциал для повышения качества подготовки как обучающихся, так и самих преподавателей военных вузов. Именно педагог играет первостепенную роль в выборе методов и форм обучения, определяет характер взаимодействия между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися. Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологий, и как умеет их адаптировать к конкретным условиям обучения и воспитания или разрабатывать индивидуальные технологии преподавания учебного предмета, зависит не только результативность образовательного процесса, но и развитие самого преподавателя, его профессионального мышления. В результате изучения научной и методической литературы российских и зарубежных авторов мы разделили существующие педагогические технологии в рамках нашей тематики на две группы: общие и прикладные (профессионально-ориентированные) и рассмотрели особенности их применения в иноязычном образовательном пространстве военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TEACHERS’ TECHNOLOGY AWARENESS

The modern globalization of the world and the development of high technologies in aircraft industry demand higher requirements to the quality of military airmen' training. The goals of modern system of higher military education are not just knowledge and skills, but some specific personal qualities, the development of key-com-petences which must help military school graduates become competitive specialists in demand. Both the humanities and instructors themselves take important roles in this process. It is the educator who should maintain a high level of professional competence and the competitiveness through his or her career, taking into account traditions and values of classical Russian and foreign schools. The peculiarities and possibilities of those pedagogical technologies that possess, from our point of view, the greatest potential to improve the quality of professional training not only of future aviation military officers but instructors of Aviation English themselves also, have been described with the help of related-comparative analysis. Pedagogical technologies are implemented directly by instructors who must understand the nature and the scientific basis of technologies they apply to and how they should be adopted to the specific external or internal learning environment or meet requirements of educational programs. Teacher technology awareness (TTA) is receiving increased attention among researchers, educators, and those responsible for quality assurance in language education. It influences both the results of teaching and educators themselves, their professional way of thinking. This article aims to summarize current thinking and research about TTA and to consider future directions for work in the area. The paper then considers issues of current debate, in particular the traditional and professionally-oriented technologies, the peculiarities of their usage within the foreign-language learning environment of military higher schools.

Текст научной работы на тему «К вопросу о технологической готовности преподавателя»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

К вопросу о технологической готовности преподавателя

Макурина Ирина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент 5 кафедры иностранных языков, Филиал ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил» «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации в г. Челябинске E-mail: Mairine@yandex.ru

Современная глобализация мирового сообщества и развитие высоких технологий в авиастроении предъявляют повышенные требования к подготовке военных авиаспециалистов. Цель высшего профессионального образования на сегодняшний день - приобретение общекультурных и профессиональных компетенций, развитие важных качеств личности, которые должны помочь выпускнику стать конкурентоспособным специалистом. Важная роль в этом процессе отводится не только дисциплинам гуманитарного цикла, но и личности самого преподавателя, который должен поддерживать профессионализм на протяжении всей своей педагогической карьеры, учитывать богатый мировой и российский опыт. Используя метод сравнительно-сопоставительного анализа, в статье были раскрыты особенности и возможности тех педагогических технологий, которые, по нашему мнению, имеют наибольший потенциал для повышения качества подготовки как обучающихся, так и самих преподавателей военных вузов. Именно педагог играет первостепенную роль в выборе методов и форм обучения, определяет характер взаимодействия между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися. Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологий, и как умеет их адаптировать к конкретным условиям обучения и воспитания или разрабатывать индивидуальные технологии преподавания учебного предмета, зависит не только результативность образовательного процесса, но и развитие самого преподавателя, его профессионального мышления. В результате изучения научной и методической литературы российских и зарубежных авторов мы разделили существующие педагогические технологии в рамках нашей тематики на две группы: общие и прикладные (профессионально-ориентированные) и рассмотрели особенности их применения в иноязычном образовательном пространстве военного вуза.

Ключевые слова: образовательные технологии, технологическая готовность, непрерывное образование, обучающие стратегии, подготовка военного специалиста, профессиональные компетенции, мышление.

о с

U

сэ см о см

СП

Введение

Обучение иностранному языку в неязыковых вузах, в том числе и военных, носит вспомогательный характер, способствуя личностному и профессиональному становлению будущих специалистов, так как предоставляет богатую возможность приобщения к мировому опыту и интеграции молодого поколения в современное поликультурное общество, способствует самореализации и социальной адаптации личности. Иноязычное образование может и должно строиться таким образом, чтобы сформировать у курсантов не только умения и навыки практического владения языком, но также способствовать специальной подготовке, целенаправленно развивать умения и навыки профессиональной деятельности и культуры делового общения, личностные качества.

Ориентация на конечный результат обучения, проявляющийся в определенном уровне развития у будущих специалистов коммуникативной компетенции и социокультурных знаний, позволяющих использовать иностранный язык как в профессиональной деятельности, так и для целей дальнейшего самообразования, диктует необходимость говорить о многокомпонентности содержания иноязычного обучения. Современные вузы получают всё большую свободу в разработке образовательных программ, делая процесс обучения более гуманистическим, технологичным, способным быстро адаптироваться к любым изменениям рынка труда. В этих условиях направленность образования на технологичность учебного процесса обеспечивает возможность создания разнообразных видов учебно-познавательной деятельности и более четкого структурирования и систематизации содержания, способов и приемов обучения. Вместе с тем качество обучения профессиональному английскому языку в военных вузах не отвечает требованиям к языковой подготовке будущих военных авиаспециалистов, а вопросам профессиональной подготовки преподавателей, работающих в этой области, уделяется крайне мало внимания. Эффективность преподавания зависит не только от научно обоснованной программы обучения авиационному английскому языку, но и от квалификации и подготовленности самих преподавателей, что и определило тему и актуальность данной статьи.

Обзор литературы

Технологизация образования в высшей школе реализуется через внедрение в нее не только целостных инновационных технологий обучения, но и через новые модели организации образовательного процесса. Говоря о применении педагогических технологий в иноязычном образовательном процессе высшей военной школы, прежде всего, скажем несколько слов о самой категории «технология» [происходит от греческих слов techne - «искусство, мастерство» и logos - «наука»]. На сегодняшний день общепринятого в педагогической науке определения педагогической технологии не существует, многие ученые и методисты употребляют технологию как синоним к термину «методика», используют его то в узком, то в широком смысле. Например, в рамках концепции научной организации образовательного процесса (Ф. Янушевич и др.) педагогическая технология определяется как «... система указаний, которая в ходе использования современных методов и средств обучения должна обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств» [1, с. 84]. По мнению Л.Е. Никитиной, «если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм. стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы» [2, с. 18]. В энциклопедии педагогических средств, коммуникации и техники П. Митчелла дается следующее определение: «Педагогическая технология есть область исследований и практики, имеющая связи со всеми сторонами педагогических систем для достижения специфических потенциально воспроизведенных педагогических результатов» [3, с. 159].

Таким образом, анализ научной литературы по данному вопросу [1, 3, 4, 5, 6, 7 и др.] позволил рассматривать категорию «педагогическая технология», как организационно-методический инструментарий педагогического процесса, ориентированный на определенный педагогический результат, отвечающий поставленной задаче.

Несмотря на различное понимание рассматриваемой категории, ученые (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.К. Дьяченко, Б.Т. Лихачев, Е.И. Пассов и др.) отмечают, что педагогические технологии отличаются научно-экспериментальной обоснованностью, целенаправленностью, проработанностью деталей и их взаимосвязью, всеобъемлющим учетом психолого-педагогических механизмов, комплексным охватом всех компонентов, причастных к достижению поставленной цели. Технологии позволяют повышать качество образовательного процесса при меньших затратах времени, человеческих усилий и технических средств.

В научной литературе встречаются не только различные трактовки дефиниции педагогической технологии, но и представлены различные точки зрения на проблему классификации технологий обучения, что в значительной мере осложняет

анализ рассматриваемой проблемы. В рамках нашего исследования мы придерживаемся мнения тех ученых (Е.Ю. Никитиной, О.К. Филатова и др.), которые делят педагогических технологий на общие и прикладные (профессионально-ориентированные), т.е. «.технологии, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки обучающихся, направленного на достижение заранее запланированного результата» [6, с. 39].

Результаты

Изучив работы зарубежных и российских ученых на основе метода сравнительно-сопоставительного анализа [3, 4, 6, 8, 9], используя свой опыт педагогической деятельности, мы условно разделили применяемые в образовательном пространстве военной школы педагогические технологии на две группы: общие и профессионально ориентированные. Смысл и назначение технологий первой группы состоит в том, чтобы сформировать сознательное отношение к способам учебной деятельности, развить самостоятельность обучающихся в приобретении знаний при консультативной помощи преподавателя, облегчить процесс изучения дисциплины, сделав учебный материал понятным и посильным. Задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать познавательную деятельность курсанта, научить его самостоятельно добывать знания из различных источников, свободно ориентироваться в них, критически осмысливать полученную информацию, давать ей обоснованную оценку и т.д.

В рамках заявленной темы остановимся более подробно на технологиях второй группы, которые наиболее востребованы в иноязычном образовательном процессе военного вуза. Выбор данных технологий определяется следующими факторами: 1) характером социальной значимости и ответственности профессиональной сферы деятельности авиаспециалистов; 2) особенностями организации иноязычного обучения в образовательном пространстве военного вуза; 3) особенностями авиационного английского языка, как профессионального средства коммуникации между пилотом, диспетчером и наземными службами.

В соответствии с циркуляром ИКАО 323-AN/185 «Рекомендации по программам обучения авиационному английскому языку» чем ближе предметное содержание курса реальным ситуациям, действиям, функциям и предметам, с которыми обучающиеся сталкиваются в своей профессиональной деятельности, тем более эффективны и действенны учебные материалы курса [10, с. 238]. Таким образом, только технологии, которые будут способствовать погружению курсантов в речевые ситуации, приближенные к будущей профессиональной деятельности, смогут качественно повысить уровень профессиональной подготовки не только курсантов, но и самих преподавателей английского языка, которым приходится постоянно учиться, чтобы знать специфические требования, предъяв-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ляемыми к языку радиообмена. Кроме того, педагогам военных вузов приходится по большей части самим разрабатывать дидактический материал, изучать огромное количество профессиональной литературы на русском и английском языках, прослушивать большое количество записей реального радиообмена, т.к. в России отсутствует система подготовки преподавателей иностранного языка в данной области.

Существует относительно небольшое количество преподавателей авиационного английского языка, которые соответствуют рекомендациям ИКАО (Международная организация гражданской авиации), а именно: наличие ученой педагогической степени, опыта преподавания английского языка как второго, опыта работы пилотом или диспетчером. Поэтому сотрудничество с экспертами-предметниками в этой сфере является необходимым условием качественной работы преподавателей авиационного английского языка [11, с. 117]. Преподаватели должны быть хорошо подготовлены и с методической точки зрения, владеть различными подходами иноязычного обучения и умело их применять на различных этапах прохождения дисциплины. Не стоит забывать и о том факте, что одни и те же технологии используются преподавателями по-разному, отображая личностные характеристики и опыт самого обучающего. Назовем некоторые специфические особенности применения профессионально-ориентированных технологий в высшей военной школе, которые используются при изучении дисциплины «Авиационный английский язык».

• Интеграционные технологии - дидактические системы, обеспечивающие интеграцию «иностранного языка для специальных целей» со специальными дисциплинами «Воздушная навигация», «Летная эксплуатация», «Аэродинамика», «Метеорология», «Эксплуатация воздушных судов» и ряда других. Практика показывает, что научно обоснованная методика использования межпредметных связей на уровне курсов, учебных тем и других форм организации обучения способствует надежному усвоению авиационного английского языка в качестве инструмента профессионального общения, получению опыта самостоятельной профессиональной деятельности и формированию профессионально значимых качеств личности, а именно уверенности, устойчивости в стрессовых состояниях, выносливости, способности к интеркоммуникации. Данная методика позволяет решить проблему отсутствия межпредметных связей при обучении авиационному английскому языку с позиций системного подхода как общенаучной методологии, в основу которой входят принципы диалектики, позволяющие рассматривать, исследовать, конструировать и моде-5 лировать объекты и явления в виде систем [12]. о На сегодняшний день в иноязычном образовательном процессе применяются такие спец° курсы, как «Обучение основам перевода текстов ав по специальности», «Авиационный английский

язык через диалоги», «Аннотирование и реферирование текстов по специальности» и др. Таким образом, созданный преподавателями кафедры комплекс специальных курсов по изучению дисциплины «Авиационный английский язык» обеспечивает достижение будущими специалистами более высокого уровня развития профессионального общения, позволяет будущим специалистам учиться в адъюнктуре, заниматься самообразованием и/или осуществлять трудовую деятельность с использованием иностранного языка в специальных подразделениях Министерства обороны РФ.

• гровые технологии - дидактические системы, включающие методы активного обучения. Применение различных обучающих игр позволяет будущим специалистам «примерить» свою будущую социально-профессиональную роль со всем набором присущих ей функций и отношений [13, 21]. Ролевое общение обладает большими возможностями для активизации умений и навыков мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности авиаспециалистов, так как на занятии создаются условия для интенсивной речевой практики в условиях, приближенных к будущей профессиональной деятельности. В основе разработки и проведения ролевых игр лежат известные психолого-дидактические принципы. Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Дидактическая ценность этого принципа заключается в том, что он включает обучающегося в деятельность, характеризуемую не только предметным и социальным, но и психологическим подобием будущего профессионального труда. Принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности обеспечивает личностное включение в игру. Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели заключается в том, что в процессе игры обучающийся сталкивается с рядом вероятных ситуаций-затруднений, для разрешения которых требуется комплексное применение разнородных блоков профессиональных знаний, оперативное мышление, умения и навыки профессионального иноязычного общения. При обучении авиационному английскому языку широко применяются следующие игровые формы: игровые ситуации, приемы и процедуры; игровое проектирование; дидактические и деловые игры. В процессе изучения дисциплины «Авиационный английский язык» курсанты проигрывают ситуации в режиме «пилот-диспетчер» на разных этапах полета для отработки языковых и профессиональных умений, а именно: отслеживать происходящие изменения в воздушном движении, мгновенно и точно осмыслять передаваемую информацию, оперативно реагировать на возникновение нестандартных ситуаций.

• Тренинговые технологии - это системы деятельности обучающихся по отработке определенных решений. В эту группу можно отнести, например, тренинги решения разнообраз-

ных коммуникативных задач, которые требуют от курсантов комплексного применения как профессиональных, так и иноязычных знаний, умений и навыков, предполагают активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, развивают профессионально мотивированное отношение к изучению английского языка. Анализ методической литературы (Г.А. Балл, М.И. Махмутов, Е.Ю. Никитина и др.) позволил нам определить необходимые условия для реализации в образовательном процессе высшей военной школы системы иноязычных профессионально ориентированных коммуникативных задач [6, 14, 15].

- Отбор самых актуальных, сущностных задач, из которых выстраивается система, определяется роль и место этого метода обучения в различных видах учебной деятельности.

- Создание учебно-методических пособий и руководств для преподавателей английского авиационного языка.

- Использование индивидуального и дифференцированного подходов для активизации познавательной деятельности обучающихся.

• Информационные технологии представляют собой новые методологии и технологии образовательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения, в первую очередь компьютеров, и средств коммуникации. Эти технологии позволяют широко использовать компьютерные обучающие программы и электронные учебники, а также телевизионно-спутниковые технологии, основанные на модульном принципе и позволяющие сформировать виртуальное образовательное пространство. Информационные технологии реализуются в различных видах обучающих программ (информационных, контролирующих, тренинговых, дистанционных и др.) и позволяют оптимизировать, дифференцировать и индивидуализировать иноязычный образовательный процесс.

• Интегральные образовательные технологии представляют собой образовательные системы, позволяющие проектировать иноязычный образовательный процесс на основе личностно-ори-ентированного подхода для развития когнитивной и аффективной сфер личности обучающегося, выявления и развития его творческих, социально-коммуникативных способностей, формирования и поощрения способностей и потребностей личности в самообразовании, саморазвитии, актуализации и реализации своего социально значимого потенциала (Гузеев В.В., Рехлова А.В., Набатова Л.Б. и др.). Процесс практической реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку происходит на фоне создания следующих педагогических условий: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокоммуникационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням [5, 16].

• Среди инновационных технологий при обучении иностранному языку наиболее перспективными являются «кейс-технологии», позволяющие использовать индивидуальные комплексы учебно-методических материалов (кейсы) в сочетании с гибкими формами очного взаимодействия преподавателя и обучающихся и мультимедийной поддержкой процесса обучения. Данная технология основана на изучении и обсуждении готовых или подготовленных преподавателем учебно-методических материалов в форме «кейса» (ситуации). Как правило, «кейс - технология» состоит из нескольких этапов.

Первый этап - анализ представленной ситуации. Курсанты самостоятельно изучают суть проблемы и оценивают ситуацию, предлагают конкретные пути решения проблемы. Такие ситуации можно разделили на несколько групп.

1. Ситуации социально-статусных взаимоотношений (переход на новое место службы, международное сотрудничество, участие в научных и корпоративных конференциях и др.).

2. Ситуации ролевых взаимоотношений (ориентирование в незнакомом городе, правила дорожного движения, виды транспорта, система общественного транспорта и др.).

3. Ситуации нравственных взаимоотношений (взаимоотношения в семье, коллективе, каким должен быть настоящий профессионал и т.д.).

4. Ситуации взаимоотношений при совместной деятельности (обсуждение плана полета, осуществление проектной деятельности и т.д.).

Второй этап - работа в небольших группах, обмен мнениями по предложенному кругу проблем, определение интеллектуального лидера, способного предлагать пути разрешения проблем после группового обсуждения.

Третий этап - совместное обсуждение под руководством преподавателя, в процессе которого предлагается высказать свою точку зрения представителям всех участвующих групп и выработать наиболее эффективное решение. Необходимо отметить, что в зависимости от сложности описываемой ситуации и подготовленности курсантов «кейс» может содержать разное количество заданий и вопросов для обсуждения. Такие задания могут включать ролевую игру, моделированную ситуацию, подготовку собственных решений и документов, а также письменный анализ предпринятых участниками «кейса» действий или устный доклад на тему. Собственная практика показывает, что задания подобного рода позволяют активизировать разные виды речевой деятельности применительно к реальным ситуациям общения, что обеспечивает реализацию принципа минимизации языкового материала и функциональности использования языка. Приведем примеры некоторых технологий, которые применяют преподаватели авиационного английского языка в военных вузах.

1. «Обучение на базе анализа авиационных катастроф» [17]. Изучение только стандартной фра-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

зеологии, по мнению методистов, не покрывает всех ситуаций, с которыми сталкиваются авиаспециалисты в своей профессиональной деятельности. Для того, чтобы приблизить процесс обучения к реальным условиям работы, были предложены продуктивные методы обучения, а именно: частично-поисковый и исследовательский при анализе авиационных катастроф. Перечисленные виды деятельности направлены на развитие познавательной активности курсантов, учат будущих специалистов не только самостоятельно находить причины и последствия авиапроисшествий, но и предлагать решение обсуждаемых проблем. Ситуации, которые подбираются для анализа, разделены методистами условно на две группы: а) экстремальные ситуации, причиной которых явились технические неполадки на борту воздушного судна; б) проблемы, связанные с человеческим фактором, а именно: сбой коммуникации, невнимательность авиаспециалистов, низкий уровень стрессоустойчивости авиаперсонала [18, с. 21]. В процессе обучения в рамках данной технологии особое внимание уделяется не только применению и использованию стандартной фразеологии ИКАО, но и возможности использования нестандартной фразеологии для разрешения нештатных ситуаций в полете во время радиообмена между членами экипажа и диспетчерами УВД.

2. «Обучение на основе совместной деятельности и диалогического общения». Обучение основам радиообмена строится на основе диалоговых упражнений в пределах заданной тематики при активном использовании различных технических средств обучения и аутентичных материалов. Диалоговое обучение развивает сознательное отношение к способам учебной деятельности, рассматриваемой как совместная деятельность обучающихся, обучающегося и педагога, их взаимовыгодное сотрудничество [19]. На начальном этапе изучения дисциплины обосновано разбирать и отрабатывать готовые образцы радиотелефонной коммуникации на английском языке. Отработанные на занятиях вместе с преподавателем диалоги-образцы формируют речевой опыт курсантов. В ходе следующего этапа работы преподаватель инициирует составление диалогов курсантами под своим непосредственным контролем на основе разработанных речевых ситуаций, типичных для будущей профессиональной деятельности в авиационной сфере (штатные и нештатные ситуации). При этом моделируются реальные профессиональные фрагменты этапов полёта и проигрываются межличностные отношения участвующих «авиаспециалистов». На заключительном этапе курсанты создают свои собственные диалоги/полилоги, где 5 обсуждают условия, определяют роли, выбирают о соответствующие речевые формы. Конечный результат развития умений диалогической речи -° неподготовленный диалог. Основная ценность ав импровизированного диалога в живом общении

и в обратной связи заключается в том, что преподаватель выявляет материал, который необходимо проработать с обучающимися на более глубоком уровне. [20, с. 7]

Заключение

В рассмотренных педагогических технологиях отражается многообразие подходов к построению иноязычного образовательного процесса, которые в целом не только не противоречат друг другу, но и могут сочетаться в целостном образовательном пространстве военного вуза. Именно преподаватель выбирает из всего многообразия технологий обучения те, которые наилучшим образом соответствуют его потребностям, поставленным задачам и целям. Это еще раз доказывает необходимость развития у современного преподавателя проектировочного мышления как универсального способа педагогической деятельности и важного условия обогащения педагогической практики. Технологическая подготовка сегодня трактуется и как элемент профессионального образования, и как средство для его получения. Технологичность позволяет преподавателю спроектировать образовательный процесс, сформулировать его цели через результаты, выраженные в действиях обучающихся, создать эталоны результатов обучения и объективно осуществить их контроль и коррекцию. Что касается курсантов, то применение технологического подхода позволяет развить у них творческое мышление, познавательную самостоятельность и личностную мотивацию к изучению иностранных языков, раскрыть возможности каждого в соответствии с его индивидуальными способностями, профессиональными потребностями и интересами. «Достижение высокого уровня владения общим и авиационным английским языком - это не индивидуальная, а коллективная задача, в которой участвуют все авиаспециалисты и государственные служащие, ответственные за сертификацию в авиационной отрасли, а также преподаватели, инструкторы и рейтеры» [21, с. 6].

Литература

1. Янушевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: учеб. пособие / Ф. Янушевич, Е.И. Машбиц. - М., 1986.- 136 с.

2. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников.- 2000.- № 10. - с. 17-20.

3. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 416 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989.- 336 с.

5. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии: монография. - М.: Знание, 1995.- 135 с.

6. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учи-

теля в области управления дифференциацией образования: монография / Е.Ю. Никитина. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.- 101 с.

7. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / О.К. Филатов. - М., 1999.- 45 с.

8. Littlewood W.T. Communicative Language Teaching / W.T. Littlewood. - Cambridge University Press, 1994.- 108 p.

9. Livingstone C. Role Play in Language Learning / С. Livingstone. -London, 1993.- 94 p.

10. Шлямова А.А. Педагогические условия языковой подготовки в авиационном вузе // Инновационная наука. 2016. № 1. - С. 236-239.

11. ICAO Document 9835. AN / 453: Manual on the Implementation of ICAO Language Proficiency Requirements. Second Edition. ICAO. 2010.

12. Асриян В.Л. Особенности подготовки пилотов международных авиалиний [Электронный ресурс] // Вестник Национальной академии государственной пограничной службы Украины. Педагогические науки.- 2012. № 3. Режим доступа: http://irbis-nbuv.gov.ua/ (дата обращения: 01.03.2020).

13. Конышева А.В. Использование игровой технологии в обучении грамматике английского языка // Материалы V науч.-практ. регион. конференции учит. ср. школ «Учитель XXI века: новые технологии в обучении иностранному языку». - Новополоцк, 2002. - С. 14-18.

14. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990.- 183 с.

15. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.367 с.

16. Рехлова А. В., Набатова Л.Б. Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2019.- № 1 (январь). - С. 29-39. -Режим доступа: http://e-koncept.ru/ (дата обращения: 19.02.2020).

17. Тарнавская Т.В. Методы обучения будущих авиадиспетчеров профессиональному английскому языку // Вюник НТУУ «КП1». Фiлософiя. Психолопя. Педагогка: збiрник наукових пра-ць.- 2007.- № 2(20). - Ч. 1. - С. 134-138.

18. Прохожай И.Н. Когнитивно-прагматические и психолингвистические особенности дискурса радиообмена при выполнении международных полетов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / И.Н. Прохожай. - Саратов, 2011.- 25 с.

19. Дьяченко В.К. Диалоги в образовании // Школьные технологии.- 2001.- № 1. - С. 41-64.

20. Макурина И.Ю. Практические аспекты обучения авиационному английскому языку: научно-методическое пособие. - Челябинск: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2020.- 30 с.

21. Мельниченко С.А. Профессиональная языковая подготовка пилотов и авиадиспетчеров и вопросы контроля качества [Электронный ресурс] // Труды МГТА: электронный журнал. - Режим доступа: http://uchebana5.ru/cont/2106682/ (дата обращения: 09.03.2020).

TO THE QUESTION OF TEACHERS' TECHNOLOGY AWARENESS

Makurina I. Yu.

Military Training Scientific Center of Military Air Forces «Military Air Academy named after professor N.E. Zhukovskij and Y.A. Gagarin»

The modern globalization of the world and the development of high technologies in aircraft industry demand higher requirements to the quality of military airmen' training. The goals of modern system of higher military education are not just knowledge and skills, but some specific personal qualities, the development of key-competences which must help military school graduates become competitive specialists in demand. Both the humanities and instructors themselves take important roles in this process. It is the educator who should maintain a high level of professional competence and the competitiveness through his or her career, taking into account traditions and values of classical Russian and foreign schools. The peculiarities and possibilities of those pedagogical technologies that possess, from our point of view, the greatest potential to improve the quality of professional training not only of future aviation military officers but instructors of Aviation English themselves also, have been described with the help of related-comparative analysis. Pedagogical technologies are implemented directly by instructors who must understand the nature and the scientific basis of technologies they apply to and how they should be adopted to the specific external or internal learning environment or meet requirements of educational programs. Teacher technology awareness (TTA) is receiving increased attention among researchers, educators, and those responsible for quality assurance in language education. It influences both the results of teaching and educators themselves, their professional way of thinking. This article aims to summarize current thinking and research about TTA and to consider future directions for work in the area. The paper then considers issues of current debate, in particular the traditional and professionally-oriented technologies, the peculiarities of their usage within the foreign-language learning environment of military higher schools.

Keywords: educational technologies, technology awareness, continuing education, teaching strategies, military specialist training, professional competences, way of thinking.

References

1. F. Yanushevich, E.I. Mashbits. Technology of Teaching in the System of Higher Education: texbook, Moskva, 1986, 136 p.

2. Nikitina L.E. The Technology of Social-Pedagogical Work: Brief Analysis, Vospitaniye shkol'nikov, 2000, № 10, pp.17-20.

3. Social Pedagogy: a course of lectures: textbook, Moskva, 2003, 416 p.

4. Bespal'ko V.P. Components of Pedagogical Technology, Moskva, 1989. 336 p.

5. Guzeyev V.V. The Systematic Basis of Pedagogical Technology, Moskva, 1995.- 135 p.

6. Nikitina E. Yu. Theoretical-Methodological Approaches to the Problem of Training Future Teachers in the Sphere of Differentiated Education Management, Chelyabinsk, 2000, 101 p.

7. Filatov O.K. Computerization of Modern Teaching Technologies in Higher Education: Abstract of thesis of Doc. of ped. sci., M., 1999.- 45 p.

8. Littlewood W.T. Communicative Language Teaching / W.T. Littlewood. - Cambridge University Press, 1994.- 108 p.

9. Livingstone C. Role Play in Language Learning / C. Livingstone. -London, 1993.- 94 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shlyamova A.A. Pedagogical Conditions of Language Teaching in Aviation Institute, Innovatsionnaya nauka, 2016, № 1, pp. 236-239.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

11. ICAO Document 9835. AN / 453: Manual on the Implementation of ICAO Language Proficiency Requirements. Second Edition. ICAO. 2010.

12. Asriyan V.L. Peculiarities of Airline Pilots' Training, Available at: http://irbis-nbuv.gov.ua/ (accessed date: 01/03/2020).

13. Konysheva A.V. The Usage of Gaming Technology in English Grammar Teaching, Materialy V nauch.-prakt. region. konferent-sii uchit. sr. shkol «Uchitel' XXI veka: novyye tekhnologii v obu-chenii inostrannomu yazyku», Novopolotsk, 2002. pp. 14-18.

14. Ball G.A. The Theory of Teaching Tasks: Psychological and Pedagogical aspects, Moskva, 1990. 183 p.

15. Makhmutov, M.I. Problem-based learning: key issues of theory, Moskva, 1975, 367 p.

16. Rekhlova A. V., Nabatova L.B. Experimental Work in Implementing Integral Teaching Technology of Aviation English in Higher Military School, Available at: http://e-koncept.ru/ (accessed date: 19/02/2020).

17. Tarnavskaya T.V. Methods of Teaching Professional English to Future ATCs, Visnik NTUU «KPI». Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika: zbirnik naukovikh prats', 2007, № 2(20), Ch. 1, pp. 134-138.

18. Prokhozhay I.N. Cognitive-progmatic approach and psycho linguistic peculiarities of radio communication discourse during international flights: Abstract of thesis of Doc. of philol. sci: 10.02.19, Saratov, 2011. 25 p.

19. D'yachenko V.K. Dialogues in Education, Shkol'nyye tekhnologii, 2001, № 1, pp. 41-64.

20. Makurina I.Y. Practical Aspects of Aviation English Teaching, nauchno-metodicheskoye posobiye, Chelyabinsk, 2020, 30 p.

21. Mel'nichenko S.A. Professional Language Preparation of Pilots and ATCs and the Quality Assurance Issues, Available at: http:// uchebana5.ru/cont/2106682/ (accessed date: 09/03/2020).

o d

u

CM

cn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.