Научная статья на тему 'Непрерывное образование в высшей школе'

Непрерывное образование в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / POST-GRADUATE STUDY / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / UNDERGRADUATE EDUCATION / MASTER''S

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стоянова Дарья Николаевна, Фахрутдинова Резида Ахатовна

В данной статье рассматриваются основные аспекты развития современной системы непрерывного образования, рассматриваются основные подходы к определению понятия непрерывного образования, а также анализируются его основные принципы и структура. В статье также проанализированы все этапы непрерывного образования в рамках обучения в высшем учебном заведении, основные моменты реализации многоуровневой системы обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lifelong education in higher educational ins titutions

The article deals with the main aspects of the development of the modern system of lifelong education, the main approaches to the definition of lifelong learning, as well as analyzes its basic principles and structure. The article also analyzes all the stages of continuing education in the framework of higher education, the main points of the implementation of a multi-level system of education in higher education.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в высшей школе»

Результаты реализации работы «проектных студий» показывают его несомненную ценность для всех участников: организаторов, преподавателей, студенческих команд и высшего образовательного учреждения. Это отразилось в следующих результатах:

- для МАГУ это возможность вовлечения участников проектной группы в работу по подготовке инновационных бизнес-планов, оценки стоимости проектов как объектов интеллектуальной собственности, демонстрации силами студентов результатов проектной деятельности и потенциала ее коммерциализации перед инвесторами;

- для преподавателей это возможность встроить в учебный план по подготовке специалиста интегрированный междисциплинарный курс с участием внешних специалистов, практиков и получать обратную связь о качестве подготовки студентов, вносить в курс необходимые коррективы, так как показывает практика, это значительно повышает удовлетворенность студентов учебным процессом;

- для студентов это новые знания и умения работать в команде, приобретение опыта профессионального общения с потенциальными заказчиками, подготовка презентации проекта, разработка бизнес-идеи и бизнес-плана, публичная защита проекта и получение обратной связи от заказчиков проекта, инвесторов.

Выводы. Таким образом, «проектные студии» - это заслуживающая внимание инновационная форма обучения, оптимально подходящая для интегрированной профильной подготовки студентов старших курсов, существенно повышающая их мотивацию к обучению. Деятельность «проектных студий» может быть важным элементов обеспечения качества взаимодействия университета и бизнеса в ходе реализации значимых проектов, эта форма обучения реализует компетентностный подход, способствует получению четкой обратной связи при подготовке востребованных специалистов, профессиональной ориентации студентов и их дальнейшему трудоустройству. Профессиональное становление личности студента через деятельность в «проектных студиях» нацелена на формирование и развитие их инновационной активности. Будучи результатом синтеза образовательной, научно-исследовательской и практической составляющих образовательных программ, компетенции инновационной деятельности выражаются в самообразовании, самоорганизации, саморазвитии. Это позволяет выпускнику вуза проявлять более высокий уровень готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере, наиболее явно проявляющийся в различных проектах.

Таким образом, мы можем отнести проектные студии к средствам инновационного обучения и выделить систему функций, благодаря которым, повышается роль этих самых инноваций. К числу ключевых функций инновационного преподавания относится следующее:

• интенсивное развитие личности студента и педагога;

• демократизацию их совместной деятельности и общения;

• гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

• формирование творческих компетенций;

• ориентацию на творческое преподавание и активное обучение;

• инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала; модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Литература:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: офиц. текст: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г., № 2227-р]. - М.: Высшая школа экономики, 2012

2. Ильченко, E.H. Качество дополнительного профессионального образования в современных российских условиях [Текст] / E.H. Ильченко // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - № 6. - С. 32-34

3. Карпов, А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты / А.О. Карпов // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 20-30

4. Креативность в высшем образовании: проект Ассоциации европейских университетов // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2007. - № 10. - С. 48-56.

5. Нестерова И.А. Инновационные технологии в преподавании // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/mnovacionnye-tehnologii-v-prepodavanii.html

Педагогика

УДК:378.2

аспирант Стоянова Дарья Николаевна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Фахрутдинова Резида Ахатовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты развития современной системы непрерывного образования, рассматриваются основные подходы к определению понятия непрерывного образования, а также анализируются его основные принципы и структура. В статье также проанализированы все этапы непрерывного образования в рамках обучения в высшем учебном заведении, основные моменты реализации многоуровневой системы обучения в высшей школе.

Ключевые слова: непрерывное образование, компетентностный подход, высшее образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура, высшие учебные заведения.

Annotation. The article deals with the main aspects of the development of the modern system of lifelong education, the main approaches to the definition of lifelong learning, as well as analyzes its basic principles and structure. The article also analyzes all the stages of continuing education in the framework of higher education, the main points of the implementation of a multi-level system of education in higher education.

Keywords: lifelong education, competence approach, higher education, undergraduate education, Master's, postgraduate study, higher educational institutions.

Введение. В наши дни образование является необходимым и важным фактором развития экономики, политики и социальной жизни общества. Новая система образования характеризуется множественностью путей развития и средств решения проблем обучения, а также социокультурным развитием людей разного возраста. Образовательные учреждения все больше начинают учитывать дифференцированные запросы различных категорий обучающихся, определяемые как социальными характеристиками, материальными возможностями и уровнем подготовки. Современные изменения в обществе диктуют необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, которые способны адаптироваться к новым видам профессиональной деятельности и требований к ним. Такую подготовку специалистов призвано обеспечить введение в образовательный процесс системы непрерывного образования [3, с. 175].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время система непрерывного образования подразумевает единую систему государственных, общественных образовательных учреждений, которые обеспечивают единство и преемственность всех звеньев образования. Задачи обучения и воспитания, а также профессиональной подготовки должны учитывать как актуальные общественные потребности, а также удовлетворить стремление человека к самообразованию и гармоничному развитию на протяжении всей жизни. Непрерывное образование подразумевает непрекращающийся процесс овладения знаниями, умениями и навыками, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Непрерывное совершенствование знаний, умений и навыков в системе непрерывного образования связывается с необходимостью быть актуальным в профессиональной и социальной среде. Помимо этого система непрерывного образования рассматривает учебную деятельность как неотъемлемую составляющую образа жизни человека в любом возрасте. Непрерывное образование является целостным процессом, состоящим из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, которые создают человеку благоприятные условия для жизни [7, с. 38].

Принцип непрерывности образования исходит из необходимости формирования у человека устойчивой базы знаний, которую он будет постоянно обновлять в процессе своей жизнедеятельности в соответствии с меняющимися внешними условиями и факторами, а также своими возможностями и желаниями [8, с. 1].

Система непрерывного образования должна решить проблему отставания образования на всех его уровнях. В связи с этим система непрерывного образования основывается на следующих принципах:

1. Принцип преемственности как образовательных стандартов, так и программ общего и профессионального образования.

2. Принцип возможности рационального распределения периодов обучения и трудовой деятельности на протяжении жизни человека.

3. Принцип вариативности и гибкости и профессионального образования, при котором возможен переход специалистов из одной сферы в другую, сохраняя при этом положительную тенденцию.

Внедрение системы непрерывного образования предполагает решение некоторых образовательных задач. Среди них можно выделить переход к модульному построению образовательных программ, которые обеспечивают личностную направленность каждого обучающегося, а также широкое использование новых образовательных технологий, обновление инфраструктуры образования и обеспечение инновационного характера образования. Решение этих задач поможет создать современную и гибкую систему непрерывного профессионального образования как составляющую общей системы непрерывного образования, включающая в себя все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского [7, с. 40].

Одним из ключевых звеньев системы непрерывного образования является высшая школа, т.к. именно в ней формируется главный ресурс современного общества - его интеллектуальный и духовный потенциал. В рамках системы непрерывного образования высшая школа решает две важных задачи. Первая из них заключается в том, что высшее образование призвано решить проблему подготовки специалистов не только с широким диапазоном знаний, умений и навыков, но и способных к дальнейшему образованию и самообразованию. Вторая задача заключается в структурообразующей функции высшей школы для всех остальных уровней системы образования за счет подготовки преподавателей и руководителей учреждений образования, проведение инновационных исследований в области образования, т.е. высшие учебные заведения задействованы в создании и внедрении в практику концепции непрерывного образования. Развитие высшей школы в системе непрерывного образования определяется необходимостью выработки целостной и последовательной структуры, которая включает в себя также многоступенчатое основное высшее образование, а также дополнительные формы высшего образования, например переподготовка и повышение квалификации специалистов. В отличие от классической системы преподавания в высшем учебном заведении принцип непрерывного образования представляет некую целостную структуру, которая позволяет сохранить функциональные знания, которые были введены на предыдущих этапах развития, в каждом следующем этапе. Главная суть непрерывности образовательного процесса заключается в том, что при развитии целостной структуры в знаниях обучающегося не должно быть функциональных пробелов. Именно такой подход позволяет последовательно изучать профессиональные дисциплины, переходя от простых учебных курсов к более сложным [4, с. 13].

Многоуровневое профессиональное образование на современном этапе предполагает обеспечение условий для последовательного восхождения по ступеням образования, каждая из которых решает свой самостоятельный комплекс профессиональных задач, а также возможность поэтапного обучения по образовательным программам, возможность выбора индивидуальной траектории в образовательном пространстве, а также смены типа и профиля образования, исходя из личных интересов и потребностей обучающегося. В этой связи целями высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности, общества, а также государства в качественном образовании, а также его реализации в соответствии с требованиями инновационного развития. В данном контексте основными задачами концепции непрерывного образования выступают:

1. Совершенствование системы управления высшим учебным заведением как многоуровневым образовательным комплексом;

2. Развитие инновационной образовательной среды как главное условие профессиональной подготовки современного специалиста;

3. Совершенствование инновационной и научно-исследовательской деятельности на основе интеграции образования, науки и бизнеса;

4. Развитие личности обучающегося, а также создание условий его самоопределения и социализации;

5. Создание образовательного пространства, которое учитывает запросы обучающегося, государства, общества и рынка труда [1, с. 101].

Концепция непрерывного образования в данном случае реализуется через ряд принципов. Принцип многоуровневости предполагает наличие многих уровней и преемственных ступеней образования. Принцип интеграции заключается в объединении подсистем непрерывного образования и превращение высшего учебного заведения в многоуровневый образовательный комплекс на основе взаимозависимости и взаимодополняемости образовательных программ. Принцип соответствия и качества предполагает учет специфических направлений по подготовке выскоквалифицированных специалистов, а принцип мобильности реализуется в многообразии средств и способов и организационных форм системы непрерывного образования. Принцип опережения требует быстрой перестройки учреждений в соответствии с принципами непрерывного образования для соответствия нуждам общественной практики [6, с.88].

Таким образом, приведенные примеры и принципы свидетельствуют о формировании новой позиции высшего учебного заведения по отношению к человеку и обществу, на изменении качества взаимодействия высшего учебного заведения и обучающегося. В данном случае, реализация системы непрерывного образования тесно связана с принятием высшим учебным заведением принципов непрерывности образования в качестве ведущих и стремлением создавать вариативную открытую образовательную среду, которая предоставит возможность обучаться в течение всей жизни [6, с. 89].

Идеи внедрения системы непрерывного образования укладываются в рамки Болонского процесса, целью которого является создание единого европейского процесса в области высшего профессионального образования. В эти идеи входит введение двухступенчатого образования, т.е. после окончания обучения бакалавру и магистру выдается диплом о наличии у выпускника высшего профессионального образования. Программы подготовки бакалавра рассчитаны на 4 года. Бакалавриат является полноценным высшим образованием. Для тех, кто хочет максимально углубить свои знания в своей области, создана магистратура, которая предполагает дополнительные два года обучения в высшем учебном заведении. Магистратура также предназначена для тех, кто хочет пойти в науку, стать преподавателем и продолжить обучение в аспирантуре и доктурантуре. Современный специалист должен иметь представление по широкому кругу вопросов из сопряженных областей знаний, чтобы правильно ориентироваться в бесконечном потоке информации. Здесь имеет место компетентностная модель образования и компетентностный подход, который заменяет устаревшую модель образования, основанной на знаниях и навыках. Модель компетентностного подхода может быть реализована уже на первой ступени высшего профессионального образования в виде бакалавриата. Двухступенчатая модель образования открывает возможности модернизации содержания образования и обеспечивает более высокую межпрофессинальную мобильность обучающихся, что наиболее важно при постоянно меняющихся условий современного рынка труда [2, с. 353].

В настоящее время высшее образование выступает в качестве базового образования специалистов, т.к. выпускник высшего учебного заведения не останавливается ни в своем развитии, ни в своем образовании. Будущий специалист способен не только использовать фундаментальные знания, но и пересматривать эти основы, разрабатывать новые технологии и развивать социальную практику. Таким образом, высшая школа не только приближается к основным новым достижениям науки, культуры и производства, но и ориентируется на их тенденции развития. Результатом работы высшего учебного заведения по концепции непрерывного образования является специалист, чье образование не только полностью отвечает требованиям общества, но и востребовано в постоянно - меняющейся ситуации в социально-политической, экономической и культурной сферах жизни нашего общества, а также способный налаживать отношения сотрудничества и партнерства, способный к перепрофилированию [4, с. 16].

Послевузовское профессиональное образование предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. В настоящее время аспирантура, докторантура, а также соискательство при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах выступают полноправными и важными звеньями непрерывного образования. Аспирантура и докторантура призваны осуществлять подготовку руководителей научных школ и направлений для важнейших областей науки и техники [2, с. 354].

В проекте современного закона «Об образовании РФ» аспирантура также является ступенью непрерывного образования в высшем учебном заведении. Помимо этого, нормативные сроки освоения образовательных программ высшего образования по программам бакалавриата составляют 4 года, по программам магистратуры - 2 года, а программы подготовки в аспирантуре рассчитаны на срок не более 3-4 лет (в зависимости от выбранного направления в науке). Прохождение ступени бакалавриата является законченное высшее образование. На программы бакалавриата поступать могут обладатели среднего общего или профессионального образования. Учеба предполагает фундаментальную подготовку. По окончанию программы обучающие защищают квалификационную выпускную работу, по итогам которой выдается диплом бакалавра с присвоением соответствующей квалификации. Диплом предоставляет возможность работать по выбранной специальности или продолжить обучение в магистратуре. Магистратура позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. Обучение в магистратуре предусматривает также подготовку к научно-исследовательской деятельности. Выпускникам магистратуры необходимо защитить магистерскую диссертацию по итогам которой выдается диплом магистра с присвоением соответствующей квалификации. Выпускники магистратуры также имеют право на профессиональную деятельность и имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре. Аспирантура, являясь частью ступени высшего образования, обеспечивает ей статус систематического образования. Аспирантура является формой подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры. В обучение в аспирантуре входит образовательная часть, педагогическая деятельность и практика, а также научно-исследовательская работа. Обучаясь в аспирантуре, выбирается научное направление, а также тема исследования для диссертации. По итогам обучения в аспирантуре выдается диплом с присвоением соответствующей квалификации, а по итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук, которая присуждается по итогам докторской диссертации [5, с. 109].

Система послевузовского профессионального образования испытывает внутреннее противоречие между тенденцией к массовизации и повышением требований к уровню подготовки специалистов со стороны научного сообщества и высшей школы. Таким образом, актуальным для системы подготовки кадров высшей

квалификации является внедрение инноваций и содержание подготовки аспирантов, научно-методическое обеспечение аспирантуры и критерии оценки результатов научной деятельности. Функциями научного высшего образования является передача культуры научного творчества предшествующими поколениями последующим посредством индивидуальной подготовки. Аспирантура обеспечивает поэтапное развитие способностей человека к научному творчеству, помощь в научном самоопределении. Как ступень образовательного процесса, аспирантура отличается от других педагогических систем высшего учебного заведения наибольшей гибкостью и пластичностью. Ведущими формами обучения в аспирантуре являются самообучение, самообразование и самовоспитание. То что основные педагогические процессы трансформируются в процессы самообразования является отличительной чертой аспирантуры. Особенность обучения в аспирантуре определяет основной характер обучения аспирантов - это обучение в деятельности, а научная подготовка осуществляется в процессе решения ими конкретных научных проблем [5, с. 116].

Формирование базовых профессиональных компетенций является приоритетным направлением на стадии развития многоуровневой системы высшего образования. Это развитие не обязательно должно идти по одинаковой схеме для всех высших учебных заведений, в данном случае необходима свобода выбора и развитие индивидуального стиля учебной деятельности, как на ступенях бакалавриата, так и магистратуры и аспирантуры. При этом главным ориентиром должно быть повышение качества образования, обновление его содержания, использование новых образовательных технологий. В таких условиях совершенствование учебного процесса будет способствовать развитию индивидуального стиля учебной деятельности и построению собственной образовательной траектории. Одной из задач модернизации образования в высшей школе является его построение на компетентностной основе. Компетентностный подход выдвигает на первое место умение решать проблему и объяснять явления в действительности. Студенты бакалавриата и магистратуры могут стать компетентными в своей области, если смогут самостоятельно находить и апробировать различные модели поведения в своей предметной области, отбирать для себя только те, которые максимально соответствуют его индивидуальным потребностям и траектории. Учебно -исследовательская компетентность выступает как сложная система когнитивного, личностного опыта. Обучающемуся необходимо самостоятельно пройти через ситуации, требующие от него компетентностных действий, оценок приобретаемого опыта. Учебно - исследовательская компетентность существует как высокая степень умений и как способ личностной самореализации. Учебно - исследовательская компетентность является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития бакалавра и магистра. Это такая форма существования знаний, умений и навыков, которые приводят к личностной самореализации, нахождению выпускниками бакалавриата и магистратуры своего места в мире, в результате чего такое образование становится высокомотивированным, индивидуализированным и обеспечивающего максимальную востребованность личностного потенциала [1, с. 105].

Обучение на ступени бакалавриата ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в нестандартных ситуациях, а также выработку навыков выполнения научно - исследовательских работ, которые в дальнейшем совершенствуются в магистратуре. Основа и цели подготовки в магистратуре базируются на представлении о непрерывности и преемственности стадий образовательного процесса. Введение степени бакалавра облегчает выпускникам высших учебных заведений поиск своего места на рынке труда, а также обеспечивает гибкость образовательных программ. Перед магистратурой стоит две основных задачи. Первая - это подготовка высококвалифицированных компетентных специалистов профессиональной направленности, что требует приобретение научных знаний и овладение системным подходом к решению профессиональных проблем. Вторая - это обеспечение непрерывности и преемственности подготовки к самостоятельной научной деятельности. Дальнейшее профессиональное обучение в аспирантуре приводит к формированию компетенции научного работника [2, с. 352].

Выводы. Таким образом, многоуровневое непрерывное образование и темпы включения высших учебных заведений в ее реализацию подтверждают актуальность исследования проблемы развития учебных компетенций обучающихся на всех ступенях образовательного процесса в высшем учебном заведении. Принцип непрерывности образования должен быть ведущим принципом, а также ресурсом профессионально-личностного развития кадров, стремление создавать открытую образовательную среду, которая предоставит возможность обучаться на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Батракова И.С. Преемственность подготовки в магистратуре и аспирантуре современного ВУЗА как условие развития исследовательской компетентности обучающихся / И.С. Батракова, A.B. Тряпицын // Известия ВГПУ. - 2014. - №1. - с. 101-107

2. Бекоева М.И. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект научно - педагогического анализа / М.И. Бекоева // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №8. - с. 352 - 354.

3. Дегтерев В.А. К вопросу о системе непрерывного профессионального образования // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 9-2. - С. 175-180.

4. Жуковская З.Д. О концепции непрерывного образования / З.Д. Жуковская, Л.В. Квасова, В.Н. Фролов // Высшее образование сегодня. - 2007. - №8. - с. 12-17.

5. Меркулова Л.В. Инновационные изменения в процессе подготовки аспирантов в системе непрерывного образования / Л.В. Меркулова // Вестник ЧГПУ. - 2012. - №1. - с. 107-118.

6. Митяева A.M. Многоуровневое образование с позиции компетентностного подхода / A.M. Митяева // Известия ВГПУ. - 2007. - №1. - с. 87-91.

7. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41.

8. Петрова Н.И. Непрерывное образование как один из факторов конкурентоспособности ВУЗА / H.H. Петрова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №2. - с. 1-6.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат военных наук Суслов Дмитрий Валентинович

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Разгонов Виталий Леонидович Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Лопуха Александр Дмитриевич

Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется развитие педагогической системы военно-профессионального образования в России. Отмечается особая роль Петра I в становлении и формировании ее идейно-ценностных основ. Обращается внимание на то, что особое место в формировании офицерского корпуса занимала его военно-педагогическая подготовка. Ее недостаток в условиях социальных перемен второй половины XIX -начала XX века привел к поражению России в ряде войн. Выделяя в структуре военного образования формальную и неформальную организации автор поднимает вопросы о необходимости определения направлений современного развития педагогической системы военно-профессионального образования, соответствующих требованиям подготовки офицерских кадров, готовых решать современные оборонные задачи.

Ключевые слова: педагогическая система военно-профессионального образования офицеров, состав военно-профессионального образования, логика развития военно-профессионального образования, эффективность военно-профессионального образования.

Annotation. The article analyzes the development of the pedagogical system of military-professional education in Russia. A special role of Peter I in the formation and formation of its ideological and value bases is noted. Attention is drawn to the fact that a special place in the formation of the officer corps was occupied by his military-pedagogical training. Its lack in the conditions of social changes of the second half of the XIX - beginning of the XX century led to the defeat of Russia in a number of wars. While singling out a formal and informal organization in the military education structure, the author raises questions about the need to determine the directions for the modern development of the pedagogical system of military professional education that meet the requirements for training officer officers who are ready to solve modern defense tasks.

Keywords: pedagogical system of officer's military professional education, structure of military professional education, logic of military professional education development, effectiveness of military professional education.

Введение. В условиях нарастания международной напряженности и военной опасности особенно актуальным становится качественное решение оборонных задач. Ключевая роль в этом Президентом России В. В. Путиным отводится офицерским кадрам. Говоря об этом, он отметил, что «офицерский корпус - особое воинское сообщество, сплоченное общими задачами защиты Родины и духовными ценностями» [1].

Формулировка цели статьи. Основной целью нашей работы является попытка разработать методологию современного военно-профессионального образования. Для этого необходимо проанализировать прошлый опыт российской военной школы; выявить основные направления развития педагогической системы военного образования; обосновать необходимость формулирования идейно-ценностной основы военно-профессионального образования России.

Изложение основного материала статьи. Начало системной подготовки офицерских кадров положено решениями Петра I, создавшего первые специализированные профессиональные военно-учебные заведения. На начальном этапе его царствования большая часть офицеров приглашалась на службу из-за рубежа, при этом оплата их воинского труда по равноценным должностям более чем в два раза превышала жалованье отечественных офицеров. С целью формирования кадровой национальной офицерской школы широко применялось обучение молодых российских дворян за рубежом.

Приоритетный характер подготовке отечественных офицерских кадров был придан после осмысления причин поражения русских войск под Нарвой, одной из которых была массовая сдача в плен шведам наемных иностранных генералов и офицеров [2, с. 498].

Личное участие Петра I в основных сражениях русской армии, в их всесторонней подготовке позволило ему возвыситься до глубокого понимания характера ведущихся войн, осознания необходимости обеспечения соответствия структуры и возможностей военной организации государства их задачам.

Особое место в обеспечении успешности военной организации государства Петр I уделял офицерскому корпусу.

В законодательстве петровского периода были не только жестко определены статус, должностные обязанности, положение и характер отношений различных категорий офицеров в <А_ртикуле воинском» (1715) [3] и «Табеле о рангах» (1722) [4, с. 25-27], но и заявлены требования к нравственным устоям офицерства, основу которого составляло российское дворянство. Не ограничиваясь нормативными установлениями к порядку прохождения офицерской службы, Петр I обращался к молодым дворянам и с личными советами и пожеланиями по формированию их нравственной и бытовой культуры. Он подготовил сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» [4, с. 36-37], выдержавший множество изданий. Наряду с требованиями к морально-нравственным качествам молодого дворянина в нем были изложены правила культурного обращения в быту, включая соблюдение норм поведения в обращении со старшими, за столом и в придворном обществе.

Отмечая роль Петра в становлении системы военно-профессионального образования, М. П. Погодин писал о том, что табель о рангах, войско, флот, рекрутские наборы, военные училища - суть памятники его неутомимой деятельности и его гения [4, с. 41].

Что было положено в ее основу? Во-первых, безусловно, это создание им самой офицерской корпорации как системы профессиональных управленческих военных кадров и нормативное оформление ее особого статуса.

Во-вторых, в систему были включены ранее отсутствовавшие специальные военно-профессиональные учебные заведения (школы, училища, академии), передающие обучаемым профессиональные военные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.