Научная статья на тему 'Педагогическая и социальная инноватика теоретико-методологическая основа практикоориентированных исследований'

Педагогическая и социальная инноватика теоретико-методологическая основа практикоориентированных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА / PEDAGOGICAL AND SOCIAL INNOVATION THEORY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ЦЕЛОСТНОСТЬ / INTEGRITY / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / CONCEPTUAL STRUCTURE / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PRACTICALLY ORIENTED RESEARCH / INNOVATION THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горенков Е. М.

В работе рассматривается становление и развитие педагогической и социальной инноватики как новой отрасли знаний, ее возможности стать теоретико-методологическим основанием практико-ориентированных научных исследований для обновления современной образовательной и социальной сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND SOCIAL INNOVATION THEORY AS THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASE OF PRACTICAL RESEARCHES

The article is devoted to the examination of the formation and development of pedagogical and social innovation theory as a new field of study, its abilities to become theoretical and methodological foundation for practically oriented scientific researches pointed at modernization of present day social and educational spheres are stated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и социальная инноватика теоретико-методологическая основа практикоориентированных исследований»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА -ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

PEDAGOGICAL AND SOCIAL INNOVATION THEORY AS THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASE OF PRACTICAL RESEARCHES

Е. М. Горенков

В работе рассматривается становление и развитие педагогической и социальной инновати-ки как новой отрасли знаний, ее возможности стать теоретико-методологическим основанием практико-ориентированных научных исследований для обновления современной образовательной и социальной сфер.

Ключевые слова: инноватика, педагогическая и социальная инноватика, инновационный потенциал, целостность, понятийный аппарат, практико-ориентированное исследование.

E. M. Gorenkov

The article is devoted to the examination of the formation and development of pedagogical and social innovation theory as a new field of study, its abilities to become theoretical and methodological foundation for practically oriented scientific researches pointed at modernization of present day social and educational spheres are stated.

Keywords: innovation theory, pedagogical and social innovation theory, innovative potential, integrity, conceptual structure, practically oriented research.

Инноватика как отрасль научных знаний охватывает все новые пространства и сферы развития человечества, общества, в связи с возрастанием темпов глобальных изменений в мире. Как наука она складывается на стыке философии, педагогики, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии, из исследований ими стратегических направлений инновационного развития общества, его субъектов, а также личностных, профессиональных качеств каждого человека.

Становление и развитие педагогической инноватики нашли отражения в исследованиях отечественных педагогов и психологов: В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. С. Лазарева, В. Я. Ляудис, М. М. Поташника, А. П. Пригожина, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, А. В. Хуторского, Т. И. Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других. «Сегодня педагогическая инноватика, - пишет А. В. Хуторской, - это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения» [1, с. 7-8].

Объект и предмет педагогической инноватики наиболее полно рассмотрены в работах В. С. Лазарева, А. В. Хуторского.

Так, В. С. Лазарев объектом педагогической инновати-ки считает «инновационный процесс, условия, способы и результат его осуществления; предметом - зависимости между эффективностью инновационных процессов и факторами, ее определяющими, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений» [2, с. 21, 24].

Заслуживают внимания определения объекта и предмета педагогической инноватики, содержащиеся в работах А. В. Хуторского. Они следующие: «Объект педагогической

инноватики - процесс возникновения и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущий к прогрессивным изменениям качества их образования. Предмет педагогической инноватики - совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности. В предмет педагогической инноватики входит также система отношений, возникающих в образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования - учащихся, педагогов, администраторов» [1, с. 14-15].

В становлении и развитии инноватики большое внимание уделяется разработке ее цели: «...главная цель педагогической инноватики - научно обосновать и обеспечить непрерывное образование в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека - носителя и реализатора культурологической связи времен» [1, с. 18].

Целью современной инноватики мы считаем научное обоснование становления и развития инновационного потенциала как личностного и профессионального качества субъектов образования - учащихся, педагогов, администраторов, родителей, как индикатора физических и духовных сил, энергии и мощности их жизненных сил по разработке, распространению и реализации новшеств, их «вживления» (В. И. Слободчиков) в реальные образовательные процессы, в учебную работу учащихся, социально-педагогическую деятельность педагогов, управленческую деятельность администраторов, в сопровождающую деятельность родителей и других субъектов образовательного процесса, а также в их жизненные ситуации, в проявление стратегических инициатив, преобразования себя, деятельности, социума [3].

Актуальной проблемой исследований в области ин-новатики является разработка ее задач.

Ученые В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян предложили три типа задач педагогической инноватики:

1. Описательно-объяснительные задачи, их разрешение призвано дать картину того, что есть в действительности на уровне их теоретического объяснения.

2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий их осуществления, новых форм их организации.

3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности [2, с. 25-27].

А. В. Хуторской предложил такие задачи: 1) задачи, связанные с изучением отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию учителя; 2) задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования [1, с. 20].

Мы отнесли к задачам практико-ориентированной инноватики:

• изучение инновационного потенциала субъектов образовательного процесса, обеспечивающего непрерывность поиска, создания и реализации новых идей, технологий, методов и форм обучения, преобразования себя, деятельности, социума;

• изучение инновационных процессов в социальных и образовательных учреждениях как целостных социально-педагогических системах;

• подготовку высококвалифицированных специалистов к инновационной социально-педагогической деятельности в социальной и образовательной сферах;

• системное использование активных форм практи-ко-ориентированного обучения по выявлению актуальных проблем инновационного развития социально-образовательных учреждений, их укрупнения и ранжирования, определения путей их решения в процессе педагогической, учебной, научной и производственной практик.

Разработке технологии управленческой деятельностью нововведений, выявлению факторов и условий распространения нововведений посвящены исследования С. Д. Полякова.

В работе [4, с. 10-13] рассмотрена модель новаторской работы в образовательном учреждении. Она включает в себя четыре фазы:

1) поиск новых идей;

2) формирование нововведения;

3) реализация нововведения;

4) закрепление новшеств.

В работе [5, с. 87-89] рассматриваются условия и факторы распространения педагогических нововведений:

1. Социальные условия широкого плана - это преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования.

2. Частные социальные условия - деятельность конкретных государственных институтов, средств массовой информации по пропаганде и распространению новшеств.

3. Личностные факторы - личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандист новшеств в глазах педагогической общественности.

К современным условиям и факторам мы относим:

• условия федерального уровня - развитие государственной политики по созданию инновационных центров, предприятий, учреждений, взращивание инициаторов инноваций, единства теоретической и практической деятельности, коммерциализаторов результатов умственной деятельности, обеспечение непрерывности модерниза-ционных процессов, приоритетное финансирование инновационных проектов, стратегических инициатив в развитии страны;

• условия регионального уровня - создание в отраслях региона инновационного климата, финансовой и организационной поддержки развития предприятий высокотехнологического производства, инноваций в социальной сфере, в сфере услуг, бизнеса, туризма, отдыха;

• условия муниципального уровня - реформирование сфер жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворение потребностей населения в дошкольных учреждениях, его запросов в образовании, здравоохранении, в рабочих местах и других сферах обслуживания;

• личностные факторы - проявление устойчивого заинтересованного отношения к инновациям в поступках, практической и мыслительной деятельности, рост физических и духовных сил, энергии, мощи, обусловливающих превращение потенциальных возможностей в реальную действительность - преобразование себя, деятельности, социума.

Инноватика охватывает все большую сферу социальной науки, практики и получила отражение в работах ученых - Н. И. Лапина, А. А. Мешкова, Б. В. Сазонова, А. И. При-гожина, В. С. Толстого и других.

В научном и практическом плане важно знать возникновение и развитие основных понятий инноватики. Современный словарь иностранных слов понятие «инновация» (лат. in 'в', novus 'новый1) трактует как нововведение [6]. А. И. Пригожин пишет: «нововведение выступает как форма управляемого развития и есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т. е. предмет нововведения. Нововведение же суть процесс, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое» [7].

Н. И. Лапин отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что «введение» означает создание и использование какого-либо новшества, но уточняет, что нововведение и новшество - отнюдь не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.

А. А. Мешков указывает на общесоциологическую, социокультурную и психологическую сущность инноваций. По его мнению, инноватика - это «комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным

законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фразами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов» [8, с. 117].

А. А. Мешков раскрывает два подхода в изучении инновации: организационно-ориентированный и индивидуально-ориентированный.

В организационно-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.

В индивидуально-ориентированном подходе инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы - индивид и инновация.

А. А. Мешков ввел понятие о силовом поле, складывающемся в организационной динамике в период интенсивных структурных преобразований, повышающих эффективность функционирования системы.

В нашей стране, как и в ряде других стран, постепенно приобретается взгляд на нововведение как на понятие, не ограничивающееся сферой экономики и материального производства, а все более активно включающее в себя проблемы социологии, общей теории управления, других дисциплин, в том числе образования.

В работе Н. И. Лапина, А. И. Пригожина, Б. В. Сазонова, В. С. Толстого высказана важная мысль: «способность к нововведениям является одним из индикаторов культуры общества» [9, с. 8].

Рассматривая нововведения как один из важнейших факторов развития современного мира, авторы связывают степень успешности развития как людей и организаций, так и обществ со способностью к продуцированию и восприятию разного рода нововведений. Как отмечается в исследовании, нововведение есть процесс, сущность которого составляет инновационная деятельность, иными словами, нововведение есть форма инновационной деятельности. Данное положение позволяет связать нововведение с одним из наиболее универсальных, предельных по уровню абстракции понятий - понятием деятельности. Согласно принятому в науке определению, деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития различ-

ных форм культуры. Среди многообразных классификаций типов и форм деятельности в научной литературе выделяют репродуктивную и продуктивную.

С идеей взаимодействия продуктивного и репродуктивного компонентов, описанной Н. И. Лапиным, А. И. Пригожиным, Б. В. Сазоновым и В. С. Толстым, перекликается типология инновационных подходов к обучению видного отечественного исследователя проблем педагогической инноватики М. В. Кларина: они делятся на два основных типа, соответствующих репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

Изучение становления и развития педагогической и социальной инноватики позволили выявить сущность инновационного потенциала как роста физических и духовных сил, энергии, мощи, личностных и профессиональных качеств современного специалиста, выявить основные направления, влияющие на его становление и развитие:

• лекционные и практические аудиторные занятия;

• самостоятельное изучение студентами теории и практики инновационной деятельности работников образовательной и социальной сфер;

• командное проведение проблемно-аналитического анализа инновационного развития учреждений образовательной и социальной сфер, преобразования себя, команд, деятельности, социума;

• психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности студентов в период их учебной, научной и производственной практик;

• отражение в квалификационных выпускных работах бакалавров и магистрантов их готовности к изменению себя, команды, социума, деятельности.

Педагогическая и социальная инноватика становится теоретико-методологическим основанием практико-ори-ентированных исследований развития инновационной социально-педагогической деятельности образовательной и социальной сфер, их целостности и взаимосвязи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008.

2. Лазарев В. М., Мартиросян Б. П. Введение в педагогическую инноватику. М., 2004.

3. Горенков Е. М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система: моногр. М.: «Прометей» МПГУ, 2012. 124 с.

4. Поляков С. Д. Воспитательная система школы: проблемы управления // Библиотека журнала «Директор школы». 1997. № 6. С. 83-87.

5. Поляков С. Д. В поисках педагогической иннова-тики. М., 1993.

6. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.

7. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / Социальные проблемы инноватики. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.