УДК 37.014.3
РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
© 2016
Султанова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет, Оренбург (Россия)
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы инновационного развития современной школы. Описана значимость исследования природы инноваций, а также управления инновациями в контексте жизнедеятельности школы. Представлена циклично-генетическая обусловленность, периодичность и дискретный характер развития как отражение всеобщего закона периодического инновационного обновления социальных систем. Инновации определены как системные и актуально значимые нововведения, основанные на многообразии инициатив и новшеств, позитивно влияющих на развитие образовательной системы и способных обеспечить совершенствование более широкого мультикультурного пространства образования. На основе анализа существующих по проблеме исследований определены характерные особенности понятий «новшество», «нововведение», «инновация». Инновационный процесс представлен в ракурсе совершенствования образовательных практик, развития образовательных систем. Его основу составляют нововведения, обогащающие и видоизменяющие в контексте инновационного развития образовательные системы, либо предполагающие фрагментарные изменения традиционных целей, содержания и средств образования. Описаны формы и жизненный цикл инновационного процесса. Представлена зависимость неравномерности развития инновационной деятельности от последовательной смены и периодической повторяемости фаз спада и подъема инновационной активности субъектов. Обозначена необходимость разработки стратегии развития школы с целью повышения эффективности управления инновационными процессами.
Ключевые слова: новое, новшество, нововведение, инновация, инновационный процесс, жизненный цикл инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие школы, стратегия развития школы, закономерности развития, управление инновационным процессом.
DEVELOPMENT OF THE SCHOOL AS AN INNOVATIVE PROCESS
© 2016
Sultanova Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of general and professional pedagogy Orenburg state university, Orenburg (Russia)
Abstract. The article is devoted to problems of innovative development of the modern school. Reflects the significance of the study nature of innovations and innovation management in the context of activities of the school. Presented cyclically-genetically determined, the frequency and the discrete nature of the development as a reflection of the universal law of periodic updates of innovative social systems. Innovations are defined as systemic and topical significant innovations. They are based on the diverse initiatives and innovations that will positively affect the development of the educational system and ensure the improvement of the whole multicultural education space. Based on an analysis of existing research on the problem identified characteristics of the concepts of «novelty», «main novelty», «innovation». The innovation process is presented from the perspective of improving educational practices, the development of educational systems. It is based on innovations that enrich and differentiate into the context of the development of innovative educational systems, involving either fragmentary change traditional goals, content and means of education. Describes the forms and the life cycle of the innovation process. Dependence of the uneven development of innovative activity of the recession and the rise of innovation activity subjects. It described the need for the school's development strategy to improve the efficiency of management of innovation processes.
Keywords: new, novelty, main novelty, innovation, innovation process, innovation life cycle, innovation activity, innovation development of the school, the school's development strategy, patterns of development, management of innovative process.
Модернизация системы российского образования, направленная на умножение интеллектуального потенциала страны и являющегося фактором ее процветания и развития, определяет необходимость постоянного обновления и повышения эффективности деятельности каждого образовательного учреждения. На практике данная ситуация приводит к неминуемому включению образовательных учреждений в инновационные процессы [1, 2, 3, 4]. Вместе с тем, активное развитие и введение инноваций в образовательный процесс школы не всегда обеспечивает его высокую результативность и качественные изменения. В этой связи считаем, что проблема изучения природы инноваций и управления инновациями в образовании становится все более актуальной и значимой.
Обращаясь к истокам появления термина «инновация», следует отметить, что впервые он был описан в исследованиях культурологов [5, с. 4]. При этом инновация связывалась, прежде всего, с изменениями, обусловленными спонтанными «проникновениями» культур различных типов. Впоследствии данная категория стала использоваться в экономической науке в качестве приоритетного средства преодоления циклических кризисов.
В России появление инноваций связывается с именем Н.Д. Кондратьева, который в начале XX века в своих работах зафиксировал существование, так называемых «длинных волн» развития экономики. Приращению
волны и переходу к новому циклу, по мнению автора, сопутствует «значительное изменение в основных условиях хозяйственной жизни общества» [6, с. 320]. Период повторения волн составляет около 50 лет и сопровождается появлением базовых новшеств (железная дорога, автомобиль, электрогенератор и т.д.). Таким образом, инновации обеспечиваются двумя условиями: научно-технические изобретения и открытия и появление возможности их применения. В дальнейшем данные идеи получили развитие в работах Й. Шумпетера и Г. Менша и составили основу теории инноваций.
Интенсификация исследований инноваций произошла в 60-х годах XX века. Именно в это время инновационная политика стала рассматриваться как неотъемлемый атрибут деятельности отдельных организаций и государства в целом. Начало современного витка развития теории инноваций в России связывается с публикацией в 1988 г. монографии Ю.В. Яковца «Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономический механизм» [7]. В данной работе автор представил классификацию инноваций, основанием которой выступил уровень новизны, определил понятие инновационного цикла, описал его структуру, конкретизировал механизм освоения нововведений.
Важным научным результатом работ Ю.В. Яковца [7; 8] являются описанные циклично-генетические закономерности инновационного обновления, которые по-
зволяют рассматривать данный процесс как объективно обусловленный. Автор считает, что всеобщей закономерностью развития общества в целом и отдельных его подсистем является инновационное обновление, которое характеризуется периодичностью [8, с. 48]. Основу такого понимания составляют следующие обстоятельства. Во-первых, любая система, существуя в рамках своего жизненного цикла, реализует собственный потенциал развития путем перехода от одной фазы к другой. Такой переход изначально предполагает фрагментарное обновление элементов системы. Во-вторых, само общество и все его системы характеризуются тенденцией к росту и усложнению, увеличению объема и дифференциации структуры потребностей. Соответственно, их удовлетворение предполагает либо совершенствование самой системы, либо ее замену на другую, способную удовлетворить данные потребности. В-третьих, естественная среда, окружающая систему, также подвержена изменениям, что влечет обновление общества и его подсистем с целью обеспечения адекватного реагирования на внешние вызовы. Если общество (или любая его составляющая) теряет способность к обновлению, то это приводит к кризисам либо завершающимся гибелью общества, либо способствующим возобновлению способности к самообновлению.
Обновление любой системы не является непрерывным процессом. Оно сменяется периодом сравнительно плавного, равномерного развития, до тех пор, пока не будет исчерпан потенциал данного состояния и его эволюционного совершенствования. Постоянное, перманентное реформирование системы приведет к ее исчезновению. В тоже время несвоевременное, запаздывающее обновление системы окажется либо болезненным, либо закончится ее распадом. Подобная ситуация является отражением всеобщего закона периодического инновационного обновления, составляющего основу преобразований всех без исключения сфер развития общества.
В настоящее время научный интерес к инновационным процессам вышел за рамки сугубо технических и экономических концепций. Он выступает как новое направление кроссдисциплинарных разработок, аккумулирующих и интегрирующих особенности инновационных процессов, описанных в философии, экономике, инженерном проектировании, социологии, психологии, образовании, менеджменте, математике и информатике, а также в тех узкопредметных областях, к которым непосредственно относится содержание исследуемого нововведения.
Интенсивное накопление теоретического и эмпирического материала, раскрывающего сущность инновационной деятельности, порядка её организации и управления инновационными процессами определили формирование особой предметной области - иннова-тики, раскрывающей фундаментальные основания формализованного описания, моделирования, организации и управления инновационной деятельностью [9; 10]. Отличительной чертой инноватики от других научных областей является не только обеспечение использования результатов интеллектуального труда и приращение интеллектуального капитала, но и интеграция научных достижений и реальной практики. Данная тенденция проявляется в контексте исследования процесса развития объекта как перехода системы из одного стабильного состояния в другое с более высокими ключевыми параметрами функционирования.
Развитие педагогической инноватики как «сферы науки, изучающей процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» [11, с. 29] обусловлено рядом факторов. К ним следует отнести: неудовлетворительное состояние системы отечественного образования, приведшее к сменяющим друг друга школьным реформам, не приносящим ощутимых результатов; отрыв педагогической науки от практики и как следствие неэффективность деятельности по внедре-
нию научных достижений в реальный образовательный процесс; закрепление прав и обязанностей педагогов творить, искать, обновлять содержание и методику, вести опытно-экспериментальную работу в официальных нормативных документах; воссоздание и рождение новых типов учебных заведений: гимназий, колледжей, лицеев, университетов; развитие современных информационно-коммуникационных средств обучения и т.д.
В педагогических словарях инновации раскрываются как: «распространение новации, ее проникновение в практику, процесс освоения новшества, предполагающие его творческое осмысление и овладение методами его использования» [12, с. 38]; «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого» [13, с. 80]; «существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества» [14].
Представленные определения позволяют трактовать инновации как системные и актуально значимые нововведения, в основе которых лежит многообразие инициатив и новшеств, позитивно влияющих на развитие образовательной системы и способных обеспечить не только ее эволюцию, но и совершенствование более широкого мультикультурного пространства образования.
Допуская возможность исследования инноваций как процесса «вновления», реализации и внедрения новшеств, В.И. Слободчиков предлагает более широкое понимание данной категории. Ученый рассматривает инновации как «деятельность по вращиванию новации в определённую социальную практику, а вовсе - не предмет» [15]. Это дает исследователю основания для уточнения ряда ограничений, обеспечивающих самостоятельность понятия «инновационная деятельность». В качестве первого ограничения обозначена необходимость представления инновационной деятельности в контексте определенной социальной практики. Второе ограничение фиксирует целевые ориентиры инновационной деятельности, связанные с решением комплексной проблемы, порождаемой несоответствием традиционных норм практики и социальным ожиданиям. Третье ограничение обусловлено необходимостью трансляции опыта инновационной деятельности широкому кругу субъектов, что предполагает его фиксацию, культурное оформление и выработку механизмов его распространения. Четвертое ограничение связывается со смысловым контекстом инновационной деятельности, проявляющимся либо в преобразовании существующей, либо в порождении принципиально новой практики. Данное ограничение определяет проявление вектора «институ-циализации», обеспечивающего формирование социальных отношений с установленными нормами и правилами в изменяющейся практике. Таким образом, представленные рамки позволяют зафиксировать рабочие критерии уточнения роли и места инновационной деятельности в совокупной деятельности учреждения.
В работах исследователей [16; 17; 18; 19] отмечаются специфические черты понятий новшество, нововведение, инновация. Так, А.В. Хуторской под новшеством понимает «нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое» [19, с. 23]. Нововведение, по мнению автора - это «продукт освоения и внедрения новшества» [19, с. 24]. Педагогическое новшество является потенциально возможным изменением, в то время как нововведение - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Подобная позиция прослеживается в работе Н.И. Лапина, который нововведение считает «...
комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной сфере, в которой совершается его жизненный цикл.» [17]. При этом содержательная трактовка нововведения расширяется за счет необходимости учета тех изменений, которые сопутствуют привнесению данного новшества в ту социальную или материальную сферу, в которой совершается жизненный цикл нововведения. Среди основных характеристик нововведения исследователи выделяют: относительные преимущества, проявляющиеся в степени превосходства; совместимость, отражающую степень соответствия существующим ценностным основаниям; сложность, выражаемую в степени простоты и легкости для понимания, использования или приспособления к нему; простоту апробации, предполагающую апробацию в искусственно ограниченных пределах; коммуникативность, включающую возможность его распространения по различным каналам общения, в том числе и неформального [20, с. 5]. Таким образом, нововведение является более широким понятием относительно понятия новшество.
В исследовании мы ориентируемся на точку зрения В.И. Загвязинского, В.С. Лазарева, М.М. Поташника и др., которые разграничивают понятия новшество, нововведение и инновация следующим образом [16, с. 36; 18, с. 105]. Новшество приоритетно рассматривается как элемент педагогической действительности, который в представленном виде или данном качестве еще не встречался. Нововведение является своеобразным носителем новшества, средством его распространения, донесения до практики. Формами нововведений выступают новые проекты, программы, средства обучения, пособия, типы образовательных учреждений и т.д. Сам же процесс реализации и распространения новшеств в педагогической практике отражает суть инновации. Под инновационным процессом следует понимать процесс совершенствования образовательных практик, развития образовательных систем на основе нововведений, предполагающих обогащение и видоизменение данных систем в контексте инновационного развития или фрагментарного изменения традиционных целей, содержания и средств образования.
Представленная терминологическая характеристика инновационной образовательной деятельности связывается, прежде всего, с прогрессивностью образовательных инноваций. Однако, как справедливо замечают в своей работе В.А. Сластенин и Л.С. Подымова, «новое не всегда совпадает полностью с понятием «передовое», «прогрессивное». Передовое всегда сохраняет многое из традиционного» [21, с. 16]. Таким образом, понятие «новое» в педагогическом контексте интегрирует как аспекты, которые еще не встречалось в представленной форме, так и те, что уже существуют и несут в себе прогрессивное начало, способное проявиться в измененных условиях и ситуациях.
В теоретической и практической педагогике особенно остро проявляется проблема соотношения инновации и нормы, хотя и первая, и вторая одновременно необходимы. Норма хранит существующее, инновационная деятельность призвана внести изменения. Их взаимозависимость открывает для школы перспективы существования одновременно и в режиме функционирования и в режиме развития.
Описывая процессы жизнедеятельности школы, исследователи отмечают необходимость разработки стратегических ориентиров ее развития. Стратегия развития школы понимается как «обобщенный замысел перехода из настоящего в будущее, определяющий его этапы, приоритетные направления действий на каждом этапе, их взаимосвязи и распределение ресурсов между ними»
[22, с. 20]. А.М. Моисеев определяет важность общих, образовательных, функциональных, инновационных, связанных с развитием стратегий жизнедеятельности школы [23]. О.Г. Тринитатская считает, что развивающаяся школа должна быть обеспечена «равноправным сосуществованием двух стратегий управления - традиционной и инновационной» [24]. В данном контексте традиционная и инновационная стратегии рассматриваются не как альтернативные варианты существования школы в режиме функционирования и развития, а как вполне совместимые элементы целостной управленческой системы школы. По мнению Л.М. Плаховой развивающееся образовательное учреждение может существовать в следующих режимах [25]. Режим функционирования, являющийся наиболее стабильным отражением режима жизнедеятельности школы. Для него характерно достижение традиционных стабильных результатов при неизменных элементах управления. Режим развития, характеризуемый наличием инновационной деятельности в школе, целевые ориентиры которой связываются с инновационным поиском нового опыта, прогнозированием потребностей в подобном опыте и определением стратегических направлений развития школы. Режим развитие-функционирование отражает необходимость совершенствования существующей системы школы с целью получения наиболее эффективных результатов ее деятельности. Специфика режима функционирование-развитие определяется внедрением и доведением до неоднократного функционирования инновационных образовательных и управленческих проектов.
Таким образом, важность построения стратегических вариантов инновационного развития школы определяется необходимостью обоснованного выбора инноваций, адекватных специфике конкретного образовательного учреждения.
Инновационные процессы развития школы характеризуются определенной направленностью и обладают внутренней логикой. Их жизненный цикл протекает от возникновения концептуальной идеи новшества до использования в практике. Среди форм инновационного процесса следует выделить: простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество изготавливается лишь в той организации, где оно было освоено; расширенное воспроизводство нововведения, предполагающее его распространение на множество организаций. Логика инновационного процесса отражает следующие этапы: «рождение новой идеи в результате упорного поиска решения проблемы; изобретение, т.е. воплощение идеи в конкретное новшество; практическую реализацию нового и получение устойчивого положительного результата; распространение новшества; господство новшества вплоть до появления альтернативы; сокращение масштабов применения новшества, его замена альтернативой» [21, с. 11]. Уточним, что в реальности инновационный процесс не обязательно должен включать все представленные выше этапы в их строгой последовательности и неразрывности.
Объясняется такая ситуация тем, что неравномерность развития инновационной деятельности школы обусловлена последовательной сменой и периодической повторяемостью фаз спада и подъема инновационной активности. Это позволяет говорить о циклической природе инновационного развития образовательного учреждения. По мнению Ю.В. Яковца в развитии любой системы наблюдаются четко выраженные инновационные циклы разной глубины и длительности [8, с. 50]. Необходимость выхода системы из кризисного состояния порождает появление, так называемых базисных инноваций, обуславливающих появление потока более мелких инноваций призванных улучшить или частично скорректировать базисные. Логическим следствием данной ситуации является перераспределение базисных и улучшающих инноваций в сторону кратного увеличения последних. Следующая фаза цикла связывается со ста-
билизацией инновационной активности, сопровождающейся сменой ее структуры: базисные инновации практически отсутствуют, улучшающие инновации теряют свой масштаб, становятся менее эффективными и появляются псевдоинновации как отражение необходимости продления срока жизни устаревшей в своей основе системы. Следующая фаза сопровождается снижением инновационной активности и ростом числа псевдоинноваций. В фазе депрессии проявление инновационной активности крайне мало. На данном этапе создаются предпосылки для очередного кризисного состояния, которое повлечет за собой следующую волну базисных инноваций и т.д. Таким образом, обновление системы имеет спиралевидную форму, предполагающую закономерную смену витков ее развития.
Таким образом, представленная сложность и много-аспектность исследуемых процессов определяет целесообразность разработки целостной системы управления инновационной деятельностью в контексте развития школы. В сложившихся условиях доминантой деятельности всех субъектов образования становится прогнозирование, способствующее адекватному определению философии, политики, миссии, стратегии инновационного развития образовательного учреждения в рамках нормативно-правового поля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 1. С. 42-46.
2. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1. С. 113-117.
3. Султанова Т.А. Нормативные детерминанты развития школы как инновационной образовательной системы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №11. С. 208-211.
4. Султанова Т.А. Образовательная ситуация как объект прогнозирования развития школы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №1. С. 66-70.
5. Богатырь Н.В. Ритуал как механизм превращения инновации в традицию в современной материальной культуре (на примере сервиса восстановления данных): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2011. 26 с.
6. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: ЗАО, 2002. 767 с.
7. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. 336 с.
8. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 439 с.
9. Горенков Е.М. Педагогическая и социальная инно-ватика: теоретико-методологическая основа практикоо-риентированных исследований // Наука и школа. 2013. № 1. С. 8-11.
10. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Аксиология и ин-новатика университетского образования. М.: Дом педагогики, 2010. 203 с.
11. Суртаева Н.Н. Методология педагогической ин-новатики // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 2. С. 29-34.
12. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
14. Педагогический терминологический словарь. Режим доступа: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/._
15. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл. Режим доступа: http://www.researcher. ru/methodics/nauka/a_1xizkd.htm.
16. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.
17. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведения в организационных системах. М.: ВНИИСИ, 1980. С. 6-7.
18. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа,1995. 464 с.
19. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 c.
20. Циркун И.И. Педагогическая инноватика. Минск: БГПУ, 1996. - 139 с.
21. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
22. Лазарев В.С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 302 с.
23. Моисеев А.М. Стратегическое управление школой // Народное образование. 2010. № 5. С. 69-74.
24. Тринитатская О.Г. Управление развивающей средой инновационного образовательного учреждения: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2009. 50 с.
25. Плахова Л.М. Технология управления школой в условиях развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1997. 20 с.