Научная статья на тему 'Педагогические инновации в условиях модернизации российского образования. '

Педагогические инновации в условиях модернизации российского образования. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3969
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / INNOVATION / INNOVATIVE TEACHING / PEDAGOGICAL INNOVATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вартазарян К. А.

В статье рассмотрена история становления инноваций в российском образовании, эволюция понятия "инновация", причины инновационного движения в образовании, а также рассмотрены инновационные проекты новой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical innovations in conditions of Russian educational mod ernisation

The article reviews the history of innovation establishment in Russian education, the evolution of the notion «innovation», the reasons for the innovative movement in education and also the innovative projects of a new school.

Текст научной работы на тему «Педагогические инновации в условиях модернизации российского образования. »

К. А. Вартазарян

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент М. Г. Ермолаева

В статье рассмотрена история становления инноваций в российском образовании, эволюция понятия «инновация», причины инновационного движения в образовании, а также рассмотрены инновационные проекты новой школы.

Ключевые слова: инновация, инновационное обучение, педагогическая инноватика.

The article reviews the history of innovation establishment in Russian education, the evolution of the notion «innovation», the reasons for the innovative movement in education and also the innovative projects of a new school.

Key words: innovation, innovative teaching, pedagogical innovatics.

Инновация. Как часто в последнее время мы слышим это слово: инновации в техническом обеспечении, инновационные течения в культуре, инновационные технологии в науке, инновации в педагогике.

Историческая справка. Понятие «инновация» появилось в 30-е гг. ХХ в. и использовалось в социологии и культурной антропологии. Под инновацией в этот период понимали основания для изменений в культуре и противопоставляли инновацию традиционным формам мышления и поведения. Все то, что выходило за рамки традиций и обычаев, считалось инновационным в первой половине ХХ в.

С конца 70-х гг. ХХ столетия термин «инновация» появляется в социологии и педагогике. Формируется общественно-педагогическое движение, основной идеей которого становится обновление школы. Основателями движения выступают новаторы: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Н. П. Гузик, Е. Н. Ильин, С. Ю. Курганов, А. М. Кушнир, С. Н. Лы-сенкова, А. А. Остапенко, Н. Н. Палты-шев, Р. Г. Хазаркин, В. Ф. Шаталов и др.

В 80-е гг. ХХ в. наиболее заметными стали такие направления инноваций в педагогической науке, как:

1. Внедрение и распространение педагогических систем и их элементов в образовательную практику российской школы.

2. Формирование новых управленческих технологий и проектной культуры в сфере образования [8, с. 185-187].

В России появляются не только отдельные учителя-новаторы, но и авторские школы, целостные педагогические системы, разрабатываемые отечественными учеными: М. А. Балабаном, В. С. Библером, В. В. Давыдовым, И. Ф. Гончаровым, Ю. В. Громыко, В. А. Караковским, А. Н. Тубельским, А. В. Хуторским, М. П. Щетининым, Е. А. Ямбургом и др. [7].

В 90-е гг. ХХ столетия усиливается внимание к качественному критерию инновационных преобразований.

По мнению М. В. Кларина, понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений [1, с. 32].

И. А. Колесникова отмечает: «Использование по отношению к педагогическому явлению, процессу, деятельности, термина “инновации” - это не просто указание на их новизну, но и общественное признание появление принципиально иного КАЧЕСТВА, не существовавшего ранее. Речь идет не о любой новизне, но лишь о той, которая совпадает с тенденциями прогрессивного развития педагогической реальности, привнося в настоящее часть будущего» [2, с. 61].

Раскрывая понятие качества в инновационной деятельности, И. А. Колесникова акцентирует внимание не на количественном изменении педагогического объекта, а на системно-целостном движении. Последнее десятилетие выявило, по мнению И. А. Колесниковой, в педагогической реальности несколько линий инновационного развития. Так, например, создание интерактивных технологий, связанных с возможностями мультимедийного обеспечения образовательного процесса, развитие дистанционного обучения.

Характер педагогических инноваций требует междициплинарных и многоуровневых исследований: философских, логико-методологических, экспериментальных, исторических, эмпирических, прикладных.

Педагогическая инноватика: понятие и сферы реализации. Основной

причиной развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики является кризис образования. В современном образовании выделяются следующие разногласия между:

• современными запросами практики и неготовностью учащихся соответствовать этим запросам. Большинство учащихся направлены на репродукцию полученного материала, чаще всего ожидают непосредственных указаний для осуществления какой-либо деятельности, имеют нечеткое представление о своей роли в жизни общества;

• новыми целями, которые ставятся перед сегодняшней школой, и имеющейся традиционной практикой преподавания, не способной обеспечить эти цели;

• необходимостью воспитания учащихся с активной жизненной позицией и неготовностью учителей к работе в этой сфере. Это порождает кризис поколений: новое поколение отторгает систему ценностей старого поколения, зачастую не находя достойной замены.

При внедрении инноваций инициативные группы или школы сталкиваются с проблемами, порождаемыми нововведениями:

• несоответствие концепций образовательных учреждений требованиям окружающего социума;

• личностным и социальным заказом на образование;

• ученическим творчеством и образовательными стандартами;

• существование в одной организации сторонников различных педагогических концепций;

• различия в потребностях учеников, родителей, школы;

• совмещение инновационных программ с традиционными;

• отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;

• адаптация новшеств к имеющимся условиям.

Педагогическая инноватика направлена на разрешение этих проблем и противоречий. Под «педагогической инноватикой» понимается наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Объектом педагогической инноватики, согласно А. В. Хуторскому, является процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое.

Основой инновационной работы в педагогике является внедрение принципов и технологий обучения, курсов, учебных предметов, новых методик.

Рассмотрим некоторые примеры значимых инновационных преобразований.

В «Школе жизни» Ш. А. Амона-швили в качестве основной идеи выступает движение «с детьми к предмету»; а не «с предметом к детям». Ш. А. Амо-нашвили является одним из первых, кто на практике осуществил переход от предметно-ориентированного обучения к личностному обучению. Иными словами, в «Школе жизни» Ш. А. Амона-швили особое внимание обращалось на самостоятельную, творческую поисковую деятельность детей, в отличие от традиционной системы, когда весь материал предоставляется ученику в готовом виде и основной задачей ученика является его ретрансляция.

В школе свободного развития А. В. Хуторского основой являются при-

родосообразные системы обучения, опирающиеся на педагогические идеи Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, М. Монтессори. Ведущая идея в школе А. В. Хуторского - это опора на «естественную творческость» человека. В стремлении открыть новое и создавать его ученик реализует не только природную, но и общественную и социокультурную функции.

Креативные системы обучения включают в себя методики и технологии развития у детей изобретательской культуры (Г. С. Альтшуллер, А. А. Гин, А. В. Бычков и др.). Основной задачей данного обучения является формирование навыков и умений находить решения сложных проблем.

Одной из ведущих систем этого направления обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), ориентированная вначале на технологию изобретательства система ТРИЗ постепенно выросла до учения о жизненной стратегии творческой личности. Умение творчески подойти к решению проблемы, найти множественные, нестандартные пути для ее реализации -вот основная задача ТРИЗ.

По мнению американского психолога К. Р. Роджерса, «расплатой за отсутствие творчества будет не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение народов» [4, с. 410].

В последние годы значительно увеличилось число педагогических идей и концепций, предполагающих творческую самореализацию ученика в качестве ведущей учебной деятельности. Педагоги детально прорабатывают отдельные стороны творческой самореализации школьников: занятия в творческих студиях; обучения в форме творческих мастерских (А. А. Окунев, 1996) [3]; научные ученические мероприятия и совместная продуктивная деятельность

учителей, учеников и родителей (Л. В. Тарасов, 1997) [6] и др.

Итак, обобщим вышесказанное. В традиционном обучении ученик вначале «получает знания», а затем применяет их, в том числе и творчески. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями. В инновационном обучении, обучении креативного типа, ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности (гипотеза, модель, сочинение и т. д.), сопоставляя затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается, побуждая к новой деятельности. При этом происходит личное образовательное приращение учащегося (его знаний, чувств, способностей, опыта, материальной продукции). Перед образованием стоят задачи создавать условия для развития у учащихся способности, с одной стороны, адаптироваться к изменяющимся условиям и, с другой - активно осваивать ситуации социальных перемен. Общество сталкивается с возрастающим числом нерешенных проблем, побуждает институт образования искать способы их решения через раскрытие творческого потенциала человека. Сегодня, по мнению А. В. Хуторского, «требуется образование, ориентированное не столько на трансляцию прошлого, сколько на конструирование прогрессивного будущего, на природо- и культуросообраное развитие всех сфер человеческой деятельности. Смена доктрины “образование -преподавание” на доктрину “образование - созидание”» [8, с. 186].

В настоящее время необходимо, чтобы деятельность учащегося основывалась на реализации его личностного потенциала, была возможность вы-

страивать индивидуальный образовательный путь. В начале - выстраивание взаимодействия ученика с общекультурным достоянием человечества на рефлексивно-деятельностной основе.

Инновационные проекты новой школы. Анализируя инновационные проекты новой школы, можно утверждать, что инновации направлены на следующие сферы учебной деятельности:

• содержательную: формирование культуры информационного обмена человека с окружающим миром, освоение многообразия форм постижения бытия;

• организационную: построение субъект-субъектных отношений между учеником и учителем; отношений ценностно-смыслового равенства; учет учителем эмоционального фактора учащегося в обучении, участие учащихся в творческом процессе познания;

• контрольно-оценочную: основной критерий, которым пользуется педагог, - индивидуальный, личностная динамика, когда ученика сравнивают не с другими учащимися, а с самим собой вчерашним. Одной из важных задач учителя становится обеспечение процедуры самооценки учащимся своих достижений. Учитель отмечает и поощряет малейшие продвижения учащегося вперед, постоянно анализирует причины, которые мешают или способствуют дальнейшему движению ученика. При выставлении отметки учитель вводит различные вариан-

ты оценочных шкал, применяет нормативные тесты, при этом учитывает ряд психолого-педагогических параметров

(возраст детей, уровень их обученности, сложность материала и т. д.).

Таким образом, инновационное обучение трактуется как ориентированное на создание готовности личности к переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, сотрудничеству с другими людьми.

Главные черты инновационного обучения - «предвосхищение» и «участие»:

• создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

• обеспечение эмоциональной, психологической поддержки учащихся в ходе учебного процесса;

• создание ситуации успеха для каждого ребенка и поддержание уверенности в собственных силах у учащихся;

• направление действий учащихся при выборе ими собственного учебного маршрута и проведение вместе с учащимися рефлексии.

Стратегия инновационного обучения предполагает мобилизацию всех социальных, коммуникативных резервов организации и самоорганизации учения [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кларин М. В. Инновации в образовании. Метафоры и модели. М., 1997.

2. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999.

3. Окунев А. А. Как учить не уча. СПб., 1996.

4. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М., 1994.

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.

6. Тарасов Л. В. От традиционной школы к школе «Экология и диалектика» // Образование: Традиции и образование в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Гейзера, М. Вилотиевича. М., 1997.

7. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд. Моск. ун-та, 2003.

8. Хуторской А. В. «Иметь» или «быть» в образовании ХХ1 века // Образование и наука на рубеже ХХ1 века: проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов III Академических чтений Международной Академии наук высшей школы, 20-22 мая 1997 г. Минск, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.