УДК 371
Риски реализации проективных инноваций и ретроинноваций в системе образования
Г.П. Зернова, к.п.н., доцент, в.н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются понятия инновации, ретроинновации в системе образования, противоречия в образовании, виды академических инновационных площадок, основные направления их деятельности, классификация инновационных площадок, стили адаптационного поведения школ, области инноваций.
Ключевые слова: инновация, ретроинновация, академическая инновационная площадка, классификация инновационных площадок, стили инноваций.
В современном мире образование является ведущим средством социального развития личности. Естественно, оно подвергается изменениям в зависимости от запросов общества. И этот факт сложно оспорить. Однако современная педагогика крайне осторожна в плане ввода каких-либо масштабных инноваций. Я имею в виду такие, например, как организация учебно-воспитательного процесса Я .А. Коменского или Р. Шнейдера (вальдорфская педагогика). Огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях, как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теория деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков. Именно их можно назвать настоящими новаторами. Отсроченные результаты их педагогических экспериментов лежат в основе современного педагогического образования и полностью отвечают на вопрос, что же такое инновация, ибо изначально «инновация», то есть, по-русски, всего-навсего «нововведение» (от англ. innovation), - это некое внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Инновация -конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Однако значительная часть научного педагогического сообщества в России под инновационным образованием сегодня понимает нечто, чему не может дать четкое определение. Например, некоторые ученые считают, что инновационное образование - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих
участников; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Может, в этих суждениях есть что-то рациональное?
Кроме того, понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса? Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения. Не значит ли это, что нынешние федеральные государственные образовательные стандарты не отвечают вызовам времени и требуются новые подходы в обучении современного подрастающего поколения, а основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является медленное движение вперед образовательной системы. И все нововведения, которые создаются и апробируются в учебных заведениях, призваны решить многочисленные проблемы и выйти на способы их решения как раз для более быстрого развития. Сегодня можно выделить ряд противоречий современного образования, которые лишь обостряются со временем и пока не решены:
противоречие между стандартами обучения учащихся и их индивидуальными интересами и способностями;
противоречие между темпами развития науки и реальными возможностями учащихся в плане познания;
противоречия между стремлением к обучению по одной специальности и педагогической задачей многостороннего развития личности;
противоречие между федеральным, региональным и муниципальным финансированием образовательных организаций;
■ противоречие бюджетного и платного образования;
противоречие востребованности специалистов с высшим образованием и средним специальным (рабочие профессии);
противоречие в выпуске специалистов с высшим образованием и реальном их трудоустройстве (только с дипломом, без опыта работы);
■ социальное противоречие (у|р-мо-лодежь, золотая молодежь, получающая образование, работу за границей и делающая там карьеру) и др.
Устранить существующие противоречия призваны Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающая мероприятия в системе образования, направленные на формирование компетенций инновационной деятельности (п.У.1), в том числе «расширение практики на конкурсной основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы образования, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики работы, отвечающих задачам инновационного развития» [1].
Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 20 вводится понятие «инновационный проект» [2]. Образовательные организации, реализующие инновационные проекты, в случае подачи заявки на соответствующем уровне и признаются федеральными или региональными инновационными площадками. Разработана процедура подачи заявок на получение статуса федеральной, региональной инновационных площадок. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», Законом Московской области «Об образовании», Государственной программой Московской области «Образование Подмосковья на 2014-2018 годы», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, другими нормативными актами [3] ученым советом ГБОУ ВПО МО «Академия социального
[20
управления» от 26.03.2015 г. (протокол № 3) принято Положение об академических площадках. В нем дается определение академической площадки (АП) АСОУ, основные направления их деятельности, среди которых хотелось бы назвать:
проектирование новых образовательных практик, их содержание и технологии;
апробацию новых образовательных практик, а также новаций, направленных на совершенствование образовательного процесса;
внедрение и освоение новых образовательных практик;
■ диссеминацию лучших образовательных практик, передового опыта, связанного с инновационной деятельностью образовательного учреждения;
проведение опытно-экспериментальной работы и др.
В этом же Положении зафиксированы следующие виды АП АСОУ:
инновационная площадка (ИП); экспериментальная площадка
(ЭП);
пилотная площадка (ПП); апробационная площадка АП); внедренческая площадка (ВП); ресурсный центр (РЦ); тиражирующая площадка (ТП); стажировочная площадка (п).
Мы приводим список ныне существующих пилотных площадок в соответствии с данным положением на официальном сайте в АСОУ сегодня:
1) центры стратегических разработок - 41;
2) центры качества образования - 6;
3) НМЦ содержания образования - 41;
4) Центры управления социально-педагогической поддержки детства - 5;
5) НМЦ педагогической рисколо-гии - 3.
На этих пилотных площадках отрабатываются управленческий, методический и технологический содержательные аспекты обучения, воспитания школьников Подмосковья.
Проблемы инноваций в образовании начинаются на первом же этапе их разработки и внедрения. Ни один из авторов новейших педагогических подходов не может доказать, что его план будет эффективно работать на образовательном пространстве, и также не может мотивировать других авторов присоединиться к его новой концепции. Как бы то ни было, любая инновация это большой риск, и никто не может быть полностью убежден, что риск этот оправдан.
Тем не менее попытки внедрить различные инновации и усовершенствовать технологии в образовании ведутся
непрерывно. Можно привести примеры авторских школ Москвы: школы В .А. Ка-раковского, Е. А. Ямбурга, Ш.А. Амона-швили, педагогика любви Г.Н. Волкова и др. Один из подходов к внедрению новшеств был разработан В.С. Лазаревым, он выделил четыре стиля адаптационного поведения школ в условиях изменяющейся внешней среды:
1) пассивно-приспособительный;
2) активно-ситуативный;
3) опережающий (лидерский);
4) преобразующий (ориентированный на изменение будущего) [4].
Давайте рассмотрим каждый из них.
Пассивно-приспособительный стиль характеризуется тем, что перенимаются инновации «вчерашнего дня», рекомендуемые сверху, и их внедрение происходит в основном на основе ситуационного анализа состояния образовательной системы. Педагогический коллектив в основном ориентирован на устойчивость существующей системы и имеет мало информации о новых педагогических разработках, возможных и полезных для внедрения. Решения о внедрении принимаются только ответственными руководителями. Менее 30% учителей участвует во внедрении новшеств.
Активно-ситуативный стиль характеризуется внедрением инноваций, отвечающих интересам родителей и учащихся, однако направлены они в основном на отдельные изменения в существующей образовательной системе. Педагогическое сообщество ориентировано в основном на интересы родителей и учащихся «сегодняшнего дня», изучает и обсуждает большинство из существующих вовне потенциально полезных новшеств на предмет внедрения. Более 30% участвует во внедрении новшеств.
Опережающий (лидерский) стиль ориентирован на соответствие образовательной организации «завтрашнего дня». Для этого в школе проводится проблемный анализ будущей ситуации и внедрение инновации происходит в контексте определенного желаемого образа будущего. Принимаются коллегиальные решения о внедрении новшеств на основе прогноза. Отмечается высокий уровень инновационной компетентности руководителей и учителей. Проводятся семинары и обучающие мероприятия. Более 50% педагогов участвует во внедрении новшеств.
Преобразующий (ориентированный на изменение будущего) стиль отличает использование прогностического и стратегического походов. Инновационная деятельность ориентируется на желания и ожидания родителей и учащихся, нацелена на формирование
у них новых потребностей. Образ будущего складывается в процессе целенаправленного диалога с социальными партнерами. Педагогическое сообщество учитывает риск неблагоприятных сценариев в будущем и разрабатывает собственные новшества, влияющие на внешнюю среду образовательной системы и повышающие вероятность осуществления благоприятных сценариев развития. Принимаются коллегиальные решения о внедрении новшеств на основе прогноза и оценки, желаемых и ожидаемых сценариев развития окружающей среды в будущем и изменения внешних факторов. Этот стиль отличает высокий уровень инновационной компетентности руководителей и учителей. Все педагогическое сообщество вовлечено в инновационную деятельность.
Мы обращаемся к участникам ве-бинаров, являющихся инновационными образовательными организациями: найдите себя в этих четырех стилях адаптационного поведения школ в условиях изменяющейся внешней среды.
Совершаются также попытки классифицировать нововведения и делить их на несколько видов. Предлагаем здесь один из вариантов классификации инноваций в области образования:
1. Аналоговая. Эта инновация строится на том, что берется известный в педагогике подход, к которому пристраивают частное нововведение. Например, классическую рейтинговую оценку считают по шкале в 100 баллов.
2. Комбинированная. Представляет собой процесс, в котором несколько известных образовательных блоков объединяются, и получается совершенно новый подход.
3. Ретроинновация. Заключается во внедрении в современную педагогическую практику некоторых подзабытых подходов. Например, гимназическое образование, лицей и т.п., возвращение старых форм, методов, способов, средств патриотического воспитания (сдача норм ГТО, исполнение школьниками государственного гимна, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и труда, исторический туризм, пионерское, волонтерское движение и др.).
4. Сущностная. Характеризуется неприменимой ранее инновацией в современном образовании [5].
Исходя из данной классификации в современном российском образовании, на мой взгляд, развиваются первые три варианта инноваций, а именно: аналоговая, комбинированная, ретроиннова-ции.
Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к воспита-
нию и обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Также инновации должны относиться к одной из четырех областей распространения: в воспитании;
обучении; управлении; переподготовке кадров.
Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность, важно не бояться риска. В противном случае об-
разование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к потере Россией конкурентоспособности на международном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - .garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006124/ (дата обращения 30.09.2015).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 30.09.2015).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования». [Электронный ресурс].rg.ru/2013/08/20/infrastruktura-dok.html (дата обращения 30.09.2015).
4. Лазарев В.С. Инноватика в школе: Учеб. пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования / В. С. Лазарев. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. - С. 33.
5. Кармаев А.А. Модель распространения педагогических инноваций на основе прогностического подхода // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2014. № 1. С. 46-51.
RISKS OF REALIZATION OF THE PROJECTIVE INNOVATION AND RETRO INNOVATIONS IN THE EDUCATION SYSTEM
Zernova G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher
Academy of public administration (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article discusses the concept of innovation, retrainable in the education system, controversies in education, academic innovative sites, the main
directions of their activities, classification of innovation platforms, adaptive styles of behavior schools, the field of innovation.
Keywords: innovation, retrainable, academic innovation platform, classification of innovation platforms, innovation.
REFERENCES
1. Russian Federation Innovative Development Strategy for the period up to 2020. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (Accessed 30 September 2015).
2. Federal Law "On Education in the Russian Federation." Available at: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (Accessed 30 September 2015).
3. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation "On approval of the procedure of formation and functioning of innovation infrastructure in the education system". Available at: http://rg.ru/2013/08/20/infrastruktura-dok.html (Accessed 30 September 2015).
4. Lazarev V.S. Innovatika vshkole [Innovation in school]. Ekaterinburg, Gumanitarnyy un-t Publ., 2011. p. 33.
5. Karmayev A.A. Distribution Model of pedagogical innovations based on predictive approach. Pedagogicheskiyzhurnal Podmoskov'ya, 2014, no. 1, pp. 46-51 (In Russian).
[22j