Научная статья на тему 'Показатели деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование'

Показатели деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / MONITORING / EFFECTIVENESS / SURVEYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Мониторинг эффективности деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области имел своей целью выявление реального состояния функционирования этой системы по отношению к 2014 году, определение степени ее эффективности, прогнозирования перспектив ее дальнейшего развития с разработкой приоритетных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF ACTIVITIES OF THE REGIONAL NETWORK SYSTEM OF IMPROVEMENT OF WORKERS QUALIFICATION OF EDUCATION OF MOSCOW REGION: A MONITORING STUDY

Monitoring the effectiveness of the regional network system of professional education of the Moscow workers was intended to identify the actual state of functioning of the system in relation to 2014, determining the extent of its effectiveness, forecasting the prospects for its further development with the development of priority actions.

Текст научной работы на тему «Показатели деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование»

УДК 378.046.4

Показатели деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области:

мониторинговое исследование

А.К. БЫКОВ, д.п.н., проф., г.н.с. Н.Д. ПЛЕЧЕВА, к.т.н., с.н.с.

Научно-методический центр педагогического сопровождения последипломного образования. E-mail: [email protected], E-mail: [email protected] Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.

Научно-методический центр педагогической рискологии. E-mail: [email protected]

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8).

Мониторинг эффективности деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области имел своей целью выявление реального состояния функционирования этой системы по отношению к 2014 году, определение степени ее эффективности, прогнозирования перспектив ее дальнейшего развития с разработкой приоритетных мер.

Ключевые слова: мониторинг, эффективность, анкетирование.

Представленные результаты характеризуют работу региональной системы повышения квалификации в 2016 году. Предыдущие результаты исследований представлены в статьях авторов, опубликованных ранее (см. список рекомендуемой литературы).

Анкетирование проводилось в учебное время в группах педагогов-предметников, обучающихся в АСОУ. В опросе участвовали воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) - 16 человек, старшие воспитатели ДОУ - 18 человек, учителя русского языка (переподготовка) - 30 человек, учителя математики - 35 человек, учителя физики - 16 человек, учителя английского языка - 17 человек, учителя истории - 20 человек, дефектологи (переподготовка) - 22 человека, педагоги дополнительного образования - 20 человек, музыкальные

работники - 17 человек, классные руководители - 27 человек. Десять категорий, всего - 238 человек.

Педагогам было предложено оценить степень удовлетворенности прослушанным курсом повышения квалификации по всем направлениям деятельности факультета ДПО АСОУ. Анкета содержит 21 вопрос, касающийся деятельности педагога и 5 вопросов статистической информации. Анкетирование проводится по вопросам, уже завоевамшимся в 2014 году, что позволяет выявить некоторое изменение ситуации.

Результат 2016 года

93,7% опрашиваемых слушателей имеют высшее образование, незаконченное высшее - 2,1%, среднее специальное (в основном работники дополнительного образования) - 4,2%. В 2014 году

80 70 60 50 40 30 20 10 0

2016 2014

.XT

оР*

-V

Рис. 1. Распределение ответов респондентов по 1-му вопросу анкеты (в сравнении опросов 2014 и 2016 годов),%

82,7% опрашиваемых имели высшее образование, незаконченное высшее -2,1%, среднее специальное - 15%. Все слушатели прошли обучение на бюджетной основе.

В 2016 году среди анкетируемых слушателей преобладает средняя и старшая возрастные категории, слушатели в возрасте от 30 до 59 лет составляют более 77%. Стаж педагогической деятельности свыше 10 лет имеют 72%.

Первый вопрос: «Оцените, пожалуйста, степень вашей удовлетворенности прослушанным курсом» касается общего отношения к курсу повышения квалификации. И если в 2014 году отрицательная характеристика курсов повышения квалификации отсутствовала, то в 2016-м 14% слушателей отметили неудовлетворенность прослушанным курсом (рис. 1).

Выросла дифференцированность оценки оказанных услуг: 86% довольны, 14% недовольны прослушанным курсом. Соответственно и полезность прослушанных курсов оценивается ниже. Так, в ответ на 2-й вопрос: «Оцените в отношении себя полезность и эффективность курсов по 10-балльной шкале» почти 20% слушателей оценили курсы ниже 5 баллов, указав, что в практической деятельности они не пользуются полученными знаниями.

При этом организация курсов повышения квалификации (3-й вопрос) оценена в той же пропорции: по высшей балльной оценке до 10 - 84,45% слушателей удовлетворены, 15,55% слушателей недовольны организацией, они указали балл - ниже 5 и перечислили трудности, которые снизили их удовлетворенность курсами повышения квалификации в ответе на 4-й вопрос: «С какими организационными трудно-

1 ■2017

История и педагогика естествознания

Е5

60 50

20 10

2016

2014

Рис. 2. Распределение ответов респондентов по 7-му вопросу анкеты (в сравнении опросов 2014 и 2016 годов), %

стями вы сталкиваетесь при повышении квалификации на базе Академии социального управления?»

В основном ответы не отличаются от ответов анкеты 2014 года: транспортные сложности, сложности с организацией питания в столовой, недостаточное оборудование аудиторий, нет затемнения окон, отсутствие кондиционеров, неудобные парты и т.д. Но появились и новые пожелания: 1) слушатели недовольны навигацией в самой академии и отсутствием указателей в ближайших прилегающих кварталах от академии. Предлагают от метро установить таблички-указатели; 2) есть замечание и к работе столовой, в основном на медленное обслуживание и высокие цены по сравнению с прошлым годом; 3) претензии к работе библиотеки возросли: в 2016 году 4,2% слушателей отметили отсутствие необходимой учебно-методической литературы.

Многие слушатели указывают на сложность выполнения заданий, поручаемых преподавателем, это отметили 23,95 %.

Сложность программ возросла (это объективный фактор, появившийся с принятием новых требований к программам), соответственно возросла и численность слушателей, недовольных необходимостью отвлекаться на выполнение должностных обязанностей в своем учреждении, так как им не хватает времени на выполнение работ из-за их сложности и объема (42,44%). Также добавился упрек в сложности получения консультации у преподавателя (3,36%, или 14 человек). Полагаем, что и это замечание связано со сложностью программ и заданий для самостоятельного изучения: несмотря на возможность дистанционного контакта с преподавателем, некоторые слушатели испытывают трудность

в овладении таким массивом новой информации. Слушатели считают, что для самостоятельных занятий не выделено времени, все приходится делать не в методический день, а в день проведения уроков (рабочий день).

В анкете 2016 года мы изменили формулировку 5-го и 6-го вопросов.

В интерпретации анкетирования 2016 года 5-й вопрос звучал так: «Какие новые технологии, методики и формы организации использовались на занятиях в работе со слушателями?» Варианты ответа «Я все знаю» и «Ничего нового для меня» выбрали 33,6% опрашиваемых. Более двух третей респондентов все же указали в качестве новых технологий, форм и организации учебного занятия диало-го-досуговую деятельность, дискуссию, круглый стол, беседу. При этом отмечается использование на занятиях интернет-ресурсов, ИКТ-технологий, мульти-

медийного оборудования, презентаций. Кроме того, названы: исследовательский метод, системно-деятельностный подход, проблемный семинар, арт-терапия, французская мастерская, метод буктрей-лера и зигзаг-технологии.

На 6-й вопрос: «Каким новым технологиям, методам и приемам вас обучили?» варианты ответа «Я все знаю» и «Ничему новому меня не научили» выбрали 116 человек, или 48,7%. Некоторые слушатели ограничиваются указанием на обучение какому-то конкретному приему вычисления или частному предметному вопросу. Однако вторая половина опрашиваемых отмечают, что их обучили технологии критического мышления, технологии здоровьесбере-жения, проектной технологии и технологии сотрудничества, новым информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ-технологии) - работе с интерактивной доской, ее новыми приложениями, системно-деятельностному подходу, решению специальных задач, пользованию интернет-ресурсом. На занятиях обучали деловой игре, кейс-технологии, игровым технологиям. Дискуссии, диспуты, презентации опыта, синквейн и французские мастерские представляли познавательный интерес для слушателей. Это говорит о повышении уровня преподавания профессорско-преподавательского состава АСОУ.

7-й вопрос: «Какие мотивы (цели) прохождения курсов повышения квалификации для вас были наиболее значимы?» (рис. 2).

Улучшение своей методической подготовки (40,34%), освоение новых технологий, методов обучения (17,23%), личностный рост (31,51%) считают своей задачей большинство опрашиваемых, как и в 2014 году.

60 50 40 30 20 10 0

52,10084034

Е 1 1

1,09 1 Л

И,3 3 ,95 1 17,23

п Н 10 92 5 88 12,61 И

I А 1 1 1 0,00 0,42

2016 2014

V с/

/V

«5Г

/ 8?

¿г О'

/

у

Рис. 3. Распределение ответов респондентов по 8-му вопросу анкеты (в сравнении опросов 2014 и 2016 годов), %

13б)

История и педагогика естествознания

1 ■2017

50 45 40 35 30

25 22,69 20

15 10 5 0

^ о' / ^ ,

У

2016 год 2014 год

^ ф

*

О" ^

Рис. 4. Распределение ответов респондентов по 9-му вопросу анкеты (в сравнении опросов 2014 и 2016 годов), %

Остальные мотивы существенно не изменились.

8-й вопрос: «Какие формы учебных занятий на курсах переподготовки, повышения квалификации вы считаете наиболее эффективными?» (рис. 3).

По-прежнему 30% слушателей голосуют за проведение традиционных форм занятий, 31% - предпочитают слушать лекции. И в анкете лекции практические занятия и консультации выделяют в соотношении 1:1:1. Другая категория слушателей высказывает желание получать на занятиях как можно больше практического опыта, приобретение новых компетенций, изучение новых технологий, проведение тренингов, мастер-классы, тематические дискуссии и круглые столы. В пункте «Другое» слушатели отмечают пожелание о предоставлении любого опыта работы образовательных организаций по применению ФГОС, опыта построения уроков в соответствии с требованиями ФГОС и т.п.

9-й вопрос: «Какие формы промежуточной и итоговой аттестации при прохождении курсов повышения квалификации, на ваш взгляд, наиболее полезны для вас?» (рис. 4).

Показатели несколько разнятся, но существенных отличий не наблюдается. Как и в 2014 году, преобладает желание выполнять творческое задание - 38,24%, в результате собеседования получить зачет - 22,69% и написать реферат -25,63%.

10-й вопрос: «Укажите, пожалуйста, мотивы вашей учебной деятельности на некоторых видах учебных занятий».

Мотивы учебной деятельности большинства слушателей на лекции и практическом занятии, указанные в процессе опроса, показывают их желание максимально эффективно использовать учебное время. 51,2% указали актуальным для себя мотив на лекции законспектировать в максимальном объеме учебный

материал с целью использования его в будущей практической деятельности; 61,5% - принимать активное участие в работе практического занятия. Установка учителей на конспектирование материала на лекции, выработанная в студенческие годы, продолжает действовать и сейчас. Причем эта установка остается в силе, даже если преподаватель выдает слушателям презентацию учебного материала.

11-й вопрос: «Оцените, пожалуйста, свой уровень профессиональных компетенций по 5-балльной шкале».

Уровень профессиональных компетенций Балл Ответы 2016 г., %

Владеете содержанием преподаваемого предмета 5 38,71

4 50,74

3 10,82

Владеете методикой преподавания предмета 5 35,35

4 51,26

3 13,18

Владеете инновационными формами обучения 5 31,31

4 51,00

3 17,97

Владеете компьютерными технологиями 5 31,21

4 54,20

3 14,71

ческой деятельности по сравнению с 2014 годом. Только два учителя из пяти оценивают на «отлично» уровень своих профессиональных навыков во владении операционно-деятельностными приемами педагогической техники.

Оценку «удовлетворительно» за владение компьютерными технологиями выставили 14,7% слушателей. Вероятно, эта же категория учителей указала на необходимость проведения курсов по теме «Базовая ИКТ-компетентность» (10%). Пункт «Владеете инновационными формами обучения» также вызывает затруднение - 17,97% слушателей не уверены в хорошем владении.

Введение ФГОС требует применения инновационных форм обучения, но не все педагоги достаточно хорошо подготовлены. Далее в ответах на другие вопросы прослеживается желание овладеть новыми знаниями в этих областях.

12-й вопрос: «Как вы оцениваете (по 5-балльной шкале) свой уровень владения операционно-деятельностными приемами педагогической техники?»

Операционно-деятельностные приемы Балл Количество слушателей, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приемы обучения 5 38,03

4 52,92

3 6,88

Приемы воспитания 5 39,77

4 51,92

3 6,30

Приемы развития 5 38,66

4 49,16

3 13,24

2 0,42

Анкетирование 2016 года показало резкое снижение самооценки педагогическими работниками своего уровня профессиональной компетентности на операциональном уровне педагоги-

По-прежнему более 85% слушателей оценивают свое владение приемами обучения и воспитания на 4 и 5 баллов. Немного ниже показатель владения приемами развития, при этом 13 % опрашиваемых оценили свое владение приемами развития на 3 балла и один человек - на 2. В 2014 году педагоги оценивали свое владение приемами обучения и воспитания в подавляющем большинстве на 4 и 5 - в различных группах от 95 до 100%.

13-й вопрос: «Как вы оцениваете свои потребности в повышении квалификации?» Как видно из ответов, более половины учителей (53,36%) считают обоснованной периодичность повышения квалификации, установленной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» - раз в три года (курсы повышения - 72 часа). Шестая

1 ■2017

История и педагогика естествознания

часть преподавателей выступает за менее длительные и интенсивные формы повышения квалификации: 15,3% - один раз в год (курсы повышения 8-18 часов). 22,27% хотели бы повышать квалификацию реже - один раз в пять лет. Показатель «не имеющих потребности в повышении квалификации» составил 3,7%. Такие учителя, видимо, отдают приоритет самообразованию. 6,4% предлагают перевести систему повышения квалификации в дистанционный режим.

Другие предложения и пожелания: один раз в два года по 72 часа, ежегодно по 72 часа теории, эксперимента и методики решения задач, дистанционно по мере надобности и др.

14-й вопрос: «Какие виды и формы повышения квалификации для вас предпочтительнее?» В ответе на этот вопрос обозначались два фаворита: «Очные курсы на базе Академии социального управления» - 39,08% и «Курсы с использованием дистанционных технологий обучения» - 34,45%.

Почти 40 % слушателей устраивает сложившаяся практика повышения квалификации в Академии социального управления. Вместе с тем 24,37% опрошенных предпочитают очно-заочные курсы повышения квалификации, 34,45% -курсы с использованием дистанционных технологий обучения.

Самообразование отмечают только 1,26%. Но если посмотреть ответы на 15-й вопрос, то мы можем отметить участие педагогов в широком спектре мероприятий, позволяющих повышать квалификацию помимо формальных курсов повышения квалификации.

15-й вопрос: «Каким образом вы совершенствуетесь в области профессионального мастерства помимо прохождения курсов повышения квалификации?» (рис. 5).

В ответе на этот вопрос респондентов попросили отметить несколько вариантов ответа. То, что показывает гистограмма, говорит о необычайной занятости педагога, его участие в указанном количестве мероприятий показывает стрем-

45 44'13

40 35 30 25 20 15 10 5 0

43,7

40'3439,56

37,39

26,6

24,4

41,60

20,86

0,84

2,1 2,122,1

ш и о с

о о.

2 5

2 го

<и и о с

Ч го

о

>

а.

>

<и и о с

х а го го

£ ?

ю <и

>■ с

>

и <и

.

? ^

т го

о 5

т ^

о >

Рис. 5. Распределение ответов респондентов по 15-му вопросу анкеты (в сравнении опросов 2014 и 2016 годов), %

ление компенсировать возникающие дефициты и оставаться на должном профессиональном уровне.

Ответ об участии в работе вебинаров выбрали 41,60% педагогов. Они указали, что повышают свою квалификацию путем участия в вебинарах наряду с другими формами самостоятельного участия в тех или иных мероприятиях. Возросло посещение уроков других преподавателей - 43,70% (2016 год). В 2014 году эта цифра составляла 20,86%.

Самостоятельным изучением литературы по педагогическому мастерству и самосовершенствованием занимаются 40,34%.

16-й вопрос: «Какие из основных направлений модернизации образования требуют, на ваш взгляд, подробного изучения в системе повышения квалификации?»

2016

84

2014

Основные направления модернизации 2016 год 2014 год

Введение ФГОС 47,90 77

Профильное обучение и предпрофильная подготовка 42,44 19,42

Организация ЕГЭ 20,59 6,5

Другое 5,04 0

По мнению почти половины опрошенных (47,9%) слушателей, основным направлением модернизации образования, требующим подробного изучения в системе повышения квалификации, все еще является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Проблемы профильного обучения и предпрофильной подготовки интересует 42,4% слушателей. В категориях опрашиваемых слушателей преобладали учителя-предметни-

Направления введения ФГОС ООО* 2016 год 2014 год

Реализация системно- деятельностного подхода 38,24 40

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий 19,33 23

Формирование у обучающихся метапредметных компетенций 19,75 10

Разработка программ воспитания и социализации обучающихся 18,07 32,37

Другое 0,42 0

* Основного общего образования

1зб)

История и педагогика естествознания

1 ■ 2017

Необходимые ИКТ 201В год 2014 год

Базовая ИКТ-компетентность 10,08 11

Методика использования ИКТ в образовательном процессе 39,92 42,44

Использование интернет-ресурсов в образовательном процессе 9,24 7,9

Углубленное изучение программных продуктов 10,08 27,33

Проектная технология с использованием ИКТ 26,79 15,8

Создание и использование электронных пособий 23,11 19,42

ки, что и обусловило такое распределение данных. Организацию ЕГЭ (физика, математика, русский язык) как основное направление модернизации отметили педагоги именно этих дисциплин.

Тот факт, что слушатели не отметили других направлений, свидетельствует о слабой дифференцированности требований учителей к содержанию их обучения на курсах повышения квалификации.

17-й вопрос: «Какие направления введения ФГОС основного общего образования представляют для вас наибольший интерес?»

Как видно из ответов слушателей, их интересуют в рамках внедрения ФГОС все его направления в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин и выполняемых служебных обязанностей.

18-й вопрос: «Какие из курсов, связанных с ИКТ-технологиями, кажутся вам наиболее необходимыми в вашей профессиональной деятельности?»

70 60 50 40 30 20 10 0

27,31

2016 2014

01 01 ш

^ 01

X .0 X ^

и 01 о го т X ю с£ си X го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ^ X 01 р т

о X т и О

о 1_ X х 01 ^ > со го го

го си о 1- р

с£ си 1- 01 о X X 01 Ю О

с £

01 .а £

_0

со го 01

о ^ X

X р 01 1- 01

^ ад

го 01

о ю си го

15 о-

X ^ X ^

01 ^

01 а

со

о и

и 01 т

го

с£ 01 с

о ^

о х

а

Рис. 6. Распределение ответов респондентов по 19-му вопросу анкеты (в сравнении опросов 2014 и 2016 годов), %

2016

Потребность повысить базовую ИКТ-компетентность осталась на уровне 10%. Примерно равны данные по методике использования ИКТ в образовательном процессе и использованию интернет-ресурса. Введение ФГОС требует новых технологий. Показатели по желанию получать знания по проектным технологиям (26,79%) и созданию электронных пособий (23,11%) возросли.

19-й вопрос: «Отметьте, пожалуйста, наиболее интересные для вас сферы знаний как модули в системе повышения квалификации» (рис. 6).

Приоритет, отданный новым педагогическим технологиям в образовании (47,48%), свидетельствует о том, что учитель понимает задачи, поставленные перед учительским корпусом новым законом об образовании и принятыми федеральными стандартами. В нормативных документах выделены направления по работе с одаренными детьми. В сферу интересующих знаний выделен

I Повышение уровня профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава,

совершенствование учебно-материальной базы вуза

I Реальное обеспечение планирования и осуществления каждым слушателем индивидуального маршрута повышения квалификации

I Более широкое применение дистанционных форм повышения квалификации

■Другое

Рис. 7. Распределение ответов респондентов по 20-му вопросу анкеты, %

1 ■2017

История и педагогика естествознания

в9

модуль «Современные технологии работы с одаренными детьми» (23,11%).

По пункту «Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников» с оценкой в 27,31% голосов можно сделать выводы о том, что в высшей школе недостаточно уделяют внимания психолого-педагогическим особенностям преподавания в конкретных возрастных группах и учитель недостаточно подготовлен для работы в современных сложных мультимедийных условиях.

Пункты «Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся», «Менеджмент в среднем образовании и обучение на основе компетентност-ного подхода», «Использование ИКТ, е-!еагп1пд в преподавании» интересуют в общей сумме 30% слушателей в качестве модулей курсов повышения квалификации.

20-й вопрос: «Определите, пожалуйста, основные направления модернизации дополнительного профессионального образования работников учреждений общего образования Московской области» (рис. 7).

Почти равнозначно распределились приоритеты по модернизации дополнительного профессионального образования в представлении наших респондентов. Состояние ДПО в современном мире требует новаций и

инноваций. Учитель понимает, что в настоящее время повышать уровень профессиональной квалификации необходимо не только ему (введение ФГОС всех уровней, профессионального стандарта, расширение информационного пространства и др.), но и преподавателю, читающему курс. Для учителя наступает время реали-зовывать индивидуальный маршрут повышения квалификации в соответствии с личными проблемами и затруднениями. Ну и, конечно, применение дистанционных форм повышения квалификации, расширяет горизонт возможностей как формального повышения квалификации , так и саморазвития и самосовершенствования, реализуя тезис «Образование шириною в жизнь».

Выводы

1. Профессорско-преподавательский состав АСОУ повысил уровень ответственности в реализации программ курсов повышения квалификации: более половины слушателей отмечают использование на занятиях новых форм, технологий и методик, которые повышают заинтересованность обучающихся и формируют новые компетенции.

2. Учительский корпус Московской области готов к введению интегрированной модели непрерывного образования.

Учителя приветствуют организацию и реализацию личностно-ориентирован-ного (индивидуального) маршрута повышения квалификации.

3. Учителя Московской области голосуют за более широкое применение дистанционных форм обучения, предлагаемых АСОУ.

4. Следует отметить повышение требовательности учителей к качеству обучения. Повышение требований к учителю привело к повышению требований и к курсам, программам и процессу обучения.

5. Подавляющее большинство учителей имеют высокий уровень мотивации на повышение качества своей профессиональной деятельности (как обязательное условие - повышение квалификации). Это свидетельство и хорошего кадрового потенциала учительства Московской области, его нацеленности на качественные показатели работы системы общего образования.

6. Высокая конкурентоспособность АСОУ: 39,1% слушателей предпочитают повышение квалификации в АСОУ. Это показатель реального положения дел, характеризующий центральное место вуза в системе повышения квалификации педагогических работников общего образования Московской области, высокую конкурентоспособность и эффективность работы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Плечева Н.Д., Зернова Г.П. Мониторинг результатов деятельности региональной системы профессионального образования // История и педагогика естествознания. 2014. № 1. С. 35-38.

2. Плечева Н.Д., Зернова Г.П. Мониторинг результатов деятельности региональной системы профессионального образования // История и педагогика естествознания. 2014. № 2. С. 29-36.

3. Быков А.К., Плечева Н.Д., Зернова Г.П. Эффективность деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование // История и педагогика естествознания. 2015. № 1. С. 17-19.

4. Быков А.К., Плечева Н.Д. Эффективность образовательной деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» в региональной сетевой системе повышения квалификации кадров: показатели мониторинга // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. № 3, 2015. С. 11-20.

INDICATORS OF ACTIVITIES OF THE REGIONAL NETWORK SYSTEM OF IMPROVEMENT OF WORKERS QUALIFICATION OF EDUCATION OF MOSCOW REGION: A MONITORING STUDY

BYKOV A.K., Dr. Sci. (Ped.), prof., Chief Researcher

PLECHEVA N.D., Cand. Sci. (Tech.), Senior Researcher

ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher

Academy of Public Administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia).

E-mail: [email protected], E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]

ABSTRACT

Monitoring the effectiveness of the regional network system of professional education of the Moscow workers was intended to identify the actual state of functioning of the system in relation to 2014, determining the extent of its effectiveness, forecasting the prospects for its further development with the development of priority actions. Keywords: monitoring, effectiveness, surveys.

REFERENCES

1. Plecheva N.D., Zernova G.P. Monitoring of the results of the regional system of professional education. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2014, no. 1, pp. 35-38 (In Russian).

2. Plecheva N.D., Zernova G.P. Monitoring of the results of the regional system of professional education. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2014, no. 2, pp. 29-36 (In Russian).

3. Bykov A.K., Plecheva N.D., Zernova G.P. Efficiency of the regional network system for the professional development of educators in the Moscow region: a monitoring study. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 1, pp. 17-19 (In Russian).

4. Bykov A.K., Plecheva N.D. Efficiency of the educational activity "Academy of Social Management" in the regional network system of professional development of personnel: monitoring indicators. Academia, 2015, no. 3, pp. 11-20 (In Russian).

История и педагогика естествознания

1 ■2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.