Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как одно из направлений социализации школьников: проблемы и риски'

Инновационная деятельность как одно из направлений социализации школьников: проблемы и риски Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззрение / социализация школьников / инновационные проекты и программы / проблемы и риски социализации. / ideology / socialization of students / innovative projects and programs / problems and risks of socialization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г П. Зернова

Статья посвящена анализу опыта работы региональных инновационных образовательных организаций. Выявлены некоторые проблемы и риски социализации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY AS ONE OF THE DIRECTIONS OF SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN: CHALLENGES AND RISKS

The article analyzes the experience of regional innovative educational organizations. As well as it identifies some of the problems and risks of socialization of students.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как одно из направлений социализации школьников: проблемы и риски»

УДК 37. 013

Инновационная деятельность как одно из направлений социализации школьников: ^проблемы и риски

Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с.

Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru

Статья посвящена анализу опыта работы региональных инновационных образовательных организаций. Выявлены некоторые проблемы и риски социализации школьников.

Ключевые слова: мировоззрение, социализация школьников, инновационные проекты и программы, проблемы и риски социализации.

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин на заседании XXI Всемирного русского народного собора сказал, что базовыми ценностями России являются семья, вера, сплоченность, Родина и справедливость. В данном контексте мне бы хотелось отметить, что спикер говорит о мировоззрении человека. А оно (мировоззрение) всегда инновационно, тем более сейчас, в условиях мирового общественного и духовного кризиса. На мой взгляд, формирование мировоззрения современных школьников на базовых ценностях семьи, веры, сплоченности, Родины позволит их социально адаптировать к микро- и макросоциуму.

Современное состояние нестабильной системы образования требует изменения взглядов на социализацию, а также на применение новых практик для современных процессов.

Как следует понимать социализацию? Одно из научных определений социализации - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате которого он (школьник) способен функционировать в данной конкретной исторической обстановке. Общение, обучение, воспитание, затем практическая деятельность - основа формирования личности и ее социализации. Именно эта совокупность отношений является необходимой для непосредственной связи людей друг с другом.

Социализация, с одной стороны, является стихийным, а с другой стороны -направленным процессом, так как это вхождение в общество. Одна из важнейших сторон социализации человека в обществе, без которой он не может существовать, его социализация в рамках института образования. Это наиболее сложная и важная часть социализации, так как кроме того, что идет усвоение норм и ценностей, параллельно идет усвоение знаний. Успешность социали-

зации школьников определяется уровнем их социальной адаптированности, социальной автономности, социальной активности, обусловленным развитием общества в целом и социокультурным в частности.

С позиции педагогики сущностный смысл социализации состоит в диалектическом единстве таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация, что обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии его с окружающей средой.

Можно выделить две социально-психологические задачи школы как института социализации:

- усвоение учащимися норм и правил поведения, то есть социализация к процессу обучения и школьной среде;

- построение своей собственной позиции, по отношению к усваиваемым нормам и ценностям, то есть социализация в обществе и окружающей среде.

Несомненно, образовательное учреждение, в том числе и школа, является первой моделью (не считая семьи) социального общества. В школе ребенок осваивает законы взрослого мира, примеряет на себя различные роли, самоутверждается, развивается, адаптируется и т. д.

Мы видим две стороны вхождения ребенка в общество. Прежде всего он должен уметь включаться в уже существующие социальные связи и в какой-то мере подчиняться сложившимся нормам и правилам. В то же время важной является позиция сравнения существующих нормативных систем в контексте построения своей собственной жизненной позиции, умение ее доказать и отстоять.

Изменение парадигмы образования, его реформирование направлено в том числе и на решение проблемы успешной социализации школьников. Научный психолого-педагогический под-

ход к образованию и воспитанию, пред-профильная подготовка, деятельност-ный подход в обучении, и в частности, исследовательская работа с учащимися в учебное и внеурочное время, - основа деятельности современной образовательной организации. Это лишь некоторые инновационные особенности, используемые сегодня для разрешения проблемы изменения социального аспекта школы как общественного института, через творчество школьников, личную ответственность, заинтересованность, созидание.

Давайте обратимся к практике работы экспериментальных школ Подмосковья и посмотрим инновационную деятельность академических площадок Научно-методического центра (НМЦ) педагогической рискологии. Посмотрим, как осуществляется социализация школьников, какие проблемы и риски при этом возникают.

Возьмем, например, проблему преодоления педагогических рисков в информационно-образовательной среде через внедрение модели управления профессионально-личностным ростом учителя.

Выбор темы обусловлен возможностью влияния на сам процесс педагогической деятельности, на создание условий для систематического взаимодействия уже на модернизированной основе. Построить на базе лицея модель управления профессиональным ростом учителя, создать условия для непрерывного развития личности, повышения квалификации педагогических работников, деятельности профессионального сообщества педагогов, насыщенной образовательной среды позволит получать и оказывать поддержку, сотрудничать, распространять успешные педагогические практики. В свою очередь, новые знания учителя, методы, способы, технологии будут применяться в профессиональ-

1 ■2018

История и педагогика естествознания

ной деятельности, что поможет ему быть сотворцом, разовьет в ребенке творческий потенциал, жажду к знаниям, умение использовать их на протяжении своего жизненного пути. Это и будет огромным вкладом учителя в социализацию конкретного ребенка, выстраивание его индивидуальной траектории развития и успешной адаптации в любом социуме.

Одна из инновационных площадок работает над проектом преодоления рисков психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами поведения в образовательных организациях. Тема интересна тем, что в период модернизации образования демократизация школьной среды существенно влияет на поведение учащихся. Школьники становятся более активными, самостоятельными, инициативными, свободными в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склоняются к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Эти обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что позитивные изменения тем не менее могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины. С этой целью педагогическим коллективом проведен анализ научно-теоретических основ особенностей детей с нарушением поведения, а также возникающих проблем в психолого-педагогическом сопровождении детей с отклонениями в поведении.

Определены задачи:

- разработки и апробирования инновационных методов сопровождения педагогического коллектива в решении проблем дисциплины;

- изучения потенциала современных подходов в преодолении педагогических рисков развития компетенций педагогических работников в области воспитания, адаптации и социализации обучающихся;

- разработки и апробирования модели преодоления педагогических рисков психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами поведения в образовательных организациях (далее - Модель);

- анализа результатов апробации Модели;

- осуществления диссеминации практических разработок в практику системы образования Московской области.

Для достижения цели и решения задач выстроен план работы, приведен анализ ее возможных результатов.

План работы:

- организация и проведение в соответствии с программой научно-теоретических и психолого-педагогических исследований, научно-практических мероприятий, тренинговых занятий, педагогических советов, семинаров, круглых столов, конференций;

- проведение мониторинга и коррекция содержания программы;

- диссеминация опыта работы на конференциях, семинарах, круглых столах различного уровня.

Ожидаемые результаты работы:

- действующая Модель;

- повышение уровня компетентности педагогического коллектива в области воспитания, адаптации и социализации школьников с проблемами поведения;

- публикация сборника программ по современным способам психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением поведения и развития компетенций педагогов в области воспитания, адаптации и социализации обучающихся.

Еще одна интересная тема академической площадки «Развитие организационно-педагогической культуры школы через внедрение медиативного подхода в работе педагогического коллектива».

Актуальность

Медиация в образовании в целом инновационная тема, а развитие служб школьной медиации в образовательных организациях России обусловлено целым рядом причин. В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение, усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. Ослабевает роль семьи. В результате растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. В связи с этим возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

Администрация образовательных организаций всерьез озабочена решением объективных рисков данного процесса.

В образовательных организациях некоторых районов наблюдается недостаточное количество обученных учителей и администраторов, принимающих новшества в отношении внедрения процесса медиации в своих школах. Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он бу-

дет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом. Минимизация рисков возможна через создание антирисковых программ и моделей интеграции медиативного подхода в образовательную среду образовательной организации.

Для решения обозначенной проблемы определены цели и задачи работы:

1) проектирование и апробация Модели;

2) разработка и апробация антирисковых программ формирования актуальных компетенций у педагогов в области медиативного подхода в профессиональной педагогической деятельности;

3) разработка и апробация антирисковых программ формирования навыков восстановительной культуры отношений субъектов образовательного процесса средствами медиации.

Ожидаемые результаты работы:

- действующая Модель;

- повышение уровня компетентности педагогического коллектива в области медиативного подхода в образовании;

- создание районного ресурсного центра медиации на базе сельской школы, расположенной неподалеку от районного центра.

Трехэтажное капитальное здание школы хорошо оснащено, имеет полное благоустройство и уютную территорию около 4 га. По состоянию на 1 сентября 2017 года в школе обучается более 370 школьников, 45% из них доставляют на занятия три школьных автобуса по программе «Школьный автобус» из окрестных деревень. Родители обучающихся имеют в основном недостаточный уровень образования и социальных притязаний. Плохая экология, связанная с расположением в непосредственной близости от школы и домов полигона твердых бытовых отходов, вызывает агрессию и социальную неудовлетворенность местного сообщества, что, несомненно, сказывается на детях. По ряду причин возникают конфликтные ситуации, семейное неблагополучие, сложное социально-экономическое положение, межнациональные различия и др. Все это существенно осложняет межличностное взаимодействие как в образовательном процессе, так и в социуме в целом.

С учетом статуса сельской школы и объективных условий в учреждении принята программа развития на 2013-2018 годы «Условия для всех, школа - для каждого». В рамках реализации программы и в целях снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и связанной с ними агрессии в образовательной и социальной среде,

История и педагогика естествознания

1 ■ 2018

Таблица 1

Проблемы и риски социализации школьников в инновационной деятельности

Проблемы Риски

1. Модернизация системы образования 1. Изменение взглядов на социализацию: применение новых практик для современных образовательных и воспитательных процессов

2. Плавный переход к новому состоянию социальных институтов образования 2. Снятие напряженности в отношениях между учащимися, преподавателями и государственными служащими

3. Качественно новая подготовка выпускников образовательных организаций (далее - ОО) 3. Нацеленность выпускников на профессиональную и социальную успешность в условиях быстро изменяющегося мира и общества, получение ими качественно нового уровня различных компетенций, отвечающих современным требованиям общественного и социального развития

4. Рост потребностей в разных сферах жизни человека 4. Способности к их удовлетворению

5. Стремление к инновационным переменам в разных сферах жизни человека 5. Инновация как побудительная основа к развитию психологически-интеллектуальных мотивов в экономической, политической, социокультурной, духовной и др. сферах общества

6. Социально-педагогический потенциал как инновационная составляющая развития общества 6. Как субъект социализации учитель либо пассивно воспринимает инновации, либо слабо адаптируется к ним, либо становится жертвой неблагоприятной социализации

7. Инновационные программы развития ОО 7. Воспитание социально успешных выпускников ОО на основе инновационных проектов

8. Мировоззрение, историко-культурное, национальное сознание 8. Подрыв генетического кода народа России

администрацией и педагогическим советом школы было принято решение о внедрении медиативных практик в развитие организационно-педагогической культуры школы.

Создание службы школьной медиации обусловлено целым рядом причин:

- социальное напряжение в обществе, конфликтность, обострение межнациональных отношений;

- необходимость в формировании у несовершеннолетних навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;

- ослабление роли семьи как фундаментального общественного института и возложение этой роли на школу;

- наличие в обществе асоциальных проявлений, таких как детская наркомания, безнадзорность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними;

- проявления суицидального поведения.

Цели и задачи работы:

- внедрение медиативного подхода в социокультурное пространство школы через обучение педагогического коллектива медиативным практикам, повышение организационно-педагогической культуры учителей;

- создание службы школьной медиации с целью профилактики асоциального поведения детей и подростков, связанных с конфликтологической напряженностью;

- мониторинг результатов развития организационно-педагогической культуры учителей в процессе овладения и применения на практике медиативного подхода в профессиональной деятельности.

Содержание работы:

- внедрение программ обучения педагогического коллектива медиативному подходу в профессиональной педагогической деятельности;

- создание благоприятного психологического климата в образовательной организации;

- разработка программ обучения детей, подростков и родителей медиативному подходу, правилам позитивного общения;

- привлечение родительской общественности к созданию безопасной образовательной среды и повышению общей культуры школы.

Ожидаемые результаты работы:

- возможность доступа к разрешению конфликтной ситуации для каждой семьи и каждого ребенка благодаря

внедрению медиативного подхода в образовательный процесс и систему воспитания

- применение медиации в системе комплексной реабилитации детей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (межведомственное взаимодействие);

- повышение организационно-педагогической культуры педагогических работников школы через применение медиативного подхода профессиональной педагогической деятельности.

В дальнейшем работа школьной медиации будет способствовать:

- созданию в школе безопасного социокультурного пространства;

- повышению уровня организационно-педагогической культуры педагогического коллектива;

- созданию эффективной системы защиты детей всех возрастов и групп, включая детей, относящихся к группе риска;

- повышению эффективности проведения профилактической и коррекци-онной работы;

- сокращению количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети.

Диссеминация опыта работы предполагается через региональный центр по внедрению медиативных подходов в образовательную среду школы и социума.

Мировоззрение и патриотизм неразделимы, тем более патриотизм в контексте национальной идеи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом смысле хотелось бы обратить внимание на опыт работы как социальную практику А.В. Липатова, педагога-организатора высшей категории (МБОУ гимназия № 11 г. Железнодорожный).

Выборочный анализ позволил сформулировать некоторые проблемы и риски социализации школьников в инновационной деятельности (табл. 1).

Эту таблицу каждый читатель статьи может продолжить и дополнить собственными предложениями и выводами.

Успехов вам, коллеги!

1 ■2018

История и педагогика естествознания

\гТ\

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационная модель успешной социализации школьников. URL: https://infourok.ru/statya-po-teme-innovacionnaya-model-uspeshnoy-social-izacii-shkolnikov-12B5403.html (дата обращения 19.02.2018).

Дука Н.А. Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 1999. 24 с.

Ермакова Т. М. Анализ процесса социализации учащихся средней школы: особенности и основные тенденции развития. URL: http://sbiblio.com/ biblio/archive/ermakova_trendr/ (дата обращения 19.02.2018).

4. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособ. М.: Модэк, 2010. B24 с.

5. Никитаева М.В. Социализация школьников на основе инновационных образовательных проектов: дис. канд. соц. наук: 22.00.04. М., 2012. 14B с.

Фирсова Н.Ю. Нематериальные факторы инновационной деятельности // Экономическая социология. Электронный журнал, 2004. Т. 5. № 1. С. 81-90. URL: http://www.hse.ru/data/2010/12/31/1208204952/full text.pdf (дата обращения 19.02.2018). Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 439 с.

Зернова Г.П., Липатов А.В. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса как технология патриотического воспитания молодежи (из опыта работы) // История и педагогика естествознания, 2017. № 3. С. 27-30.

INNOVATIVE ACTIVITY AS ONE OF THE DIRECTIONS OF SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN: CHALLENGES AND RISKS

ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher.

Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru ABSTRACT

The article analyzes the experience of regional innovative educational organizations. As well as it identifies some of the problems and risks of socialization of students.

Keywords: ideology, socialization of students, innovative projects and programs, problems and risks of socialization. REFERENCES

1. Innovatsionnaya model' uspeshnoy sotsializatsii shkol'nikov (Innovative model of successful socialization of schoolchildren) Available at: https://in-fourok.ru/statya-po-teme-innovacionnaya-model-uspeshnoy-socializacii-shkolnikov-12B5403.html (accessed 19 February 2018).

2. Duka N.A. Pedagogicheskoye proyektirovaniye kak usloviye podgotovkibudushchego uchitelya k innovatsionnoy deyatel'nosti. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical projecting as a condition of preparation of the future teacher for innovative activity. Cand. ped. sci. diss.]. Omsk, 1999. 24 p.

3. Yermakova T. M. Analizprotsessa sotsializatsii uchashchikhsya sredney shkoly: osobennostii osnovnyye tendentsii razvitiya (Analysis of the process of socialization of high school students: features and main trends of development) Available at: http://sbiblio.com/biblio/archive/ermakova_trendr/ (accessed 19 February 2018).

4. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka [Socialization of a human]. Moscow, Modek Publ., 2010. B24 p.

5. Nikitayeva M.V. Sotsializatsiya shkol'nikov na osnove innovatsionnykh obrazovatel'nykh proyektov. Diss. kand. sots. nauk [Socialization of schoolchildren on the basis of innovative educational projects. Cand. soc. sci. diss.]. Moscow, 2012. 14B p.

B. Firsova N.YU. Intangible factors of innovation activity. Ekonomicheskaya sotsiologiya, 2004, vol. 5, no. 1, pp. 81-90. Available at: http://www.hse.ru/

data/2010/12/31/1208204952/full_text.pdf (accessed 19 February 2018). 7. Yakovets YU.V. Epokhal'nyyeinnovatsiiXXI veka [Epochal innovations of the XXI century]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004. 439 p.

il2j

История и педагогика естествознания

1 ■ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.