Научная статья на тему 'Педагогическая функция детской библиотеки в современном информационном пространстве'

Педагогическая функция детской библиотеки в современном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
531
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голубева Наталья Леонидовна

Автор анализирует педагогическую функцию детской библиотеки, критерии оценки ее информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая функция детской библиотеки в современном информационном пространстве»

рыночного процесса, что напоминает их практику использования веревок, проволок и шнурочков для связывания и изгибания стволов и веток деревьев с целью придания им форм, отвечающих их эстетическим ценностям» [4].

Свои особенности прослеживаются и у деловой культуры советского общества (по сравнению с западной рыночной или восточной). Свободное предпринимательство (по крайней мере, легальное) отсутствовало, а сфера бизнеса находилась под сильнейшим влиянием государства: «Хозяйственное развитие было подчинено не собственно экономической целесообразности, а политическому курсу, определявшему его приоритеты и темпы» [5].

Экономическая культура, регулируя сферу предпринимательства, формирует также деловую этику -нравственный аспект производственных отношений в контексте горизонтальных (между партнерами, акционерами, продавцами и покупателями, производителями товаров и услуг и их клиентами), а также вертикальных (между работодателями, менеджерами и наемными работниками) рыночных связей. «Специфика деловой этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды (как в классически понимаемой этике, приложимой всегда к личности), но и целые фирмы, действия которых могут рассматриваться с точки зрения нравственности» [6].

Роль категории этическое определяется прагматическими мотивами: она воплощается на практике, если способствует укреплению бизнеса, и остается декларацией, когда не приносит ощутимой выгоды. Нравственный уровень деловой жизни зависит не только от самих предпринимателей (людей, ориентированных, прежде всего рационально), но и от общества в целом. В условиях стабильности, растущего благосостояния народа, устойчивой системы ценностей и норм поведения он достаточно высок. В переломные моменты истории, когда экономика находится в состоянии упадка, а ориентиры смещены, этическое измерение искажается и не включается в принятие решений.

Литература

1. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 2004. С. 93.

2. Там же. С. 112.

3. Okimoto D. I. Between MITI and Market. Stanford, 2009. P. 136.

4. Японский феномен. М., 2006. С. 151.

5. Деловая культура российского общества: материалы «круглого стола» // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 12.

6. Business, Religion and Ethics. Cambridge, 2002. P. 19.

a. z. inkina-yeritspokhova. basic values in the formation of business culture

Business culture plays an important role in negotiating, planning strategies of interactions and markets development. For equal and full integration into the global economic space it is necessary to study in theory its axiological aims and practices.

Key words: business culture, business ethics, basic values.

Н. Л. ГОЛУБЕВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Автор анализирует педагогическую функцию детской библиотеки, критерии оценки ее информационных ресурсов.

Ключевые слова: педагогическая функция библиотеки, информационные ресурсы детской библиотеки, информационное пространство, детское чтение, миссия библиотеки.

Детская библиотека является неотъемлемой частью информационного пространства социума. Информационная сущность как «всеобщая функция библиотеки» реализуется посредством создания информационной модели мира, окружающего ребенка в процессе удовлетворения и формирования его информационных потребностей.

Носителями культурных смыслов для пользователей детской библиотеки сегодня становятся не только книжные фонды, но и электронные, мультимедиа ресурсы (гипертекстовые словари, справочники, энциклопедии, компьютерные учебники, обучающие программы, электронные журналы и др.), чем подтверждается следующее

положение. В библиотеке на разных исторических этапах могут превалировать ее различные элементы, поскольку «информация - это не совокупность сведений, а выбор альтернатив» - то, что изменяет воспринимающую ее систему [1]. Применительно к современной библиотеке это означает, что ее миссия не может быть сведена к хранению документов, а должна быть представлена как система ролей, форм и методов работы, осуществляемых в направлении создания такого пространства, которое «способно воспринимать» содержание хранящихся в ней документов: «Библиотека вновь должна превратиться в культурный центр, объединяющий в себе не только функции

№ 4 (47), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

сбора, хранения, распространения всей или профильной информации, но и выделения культурно-значимой информации в качестве ведущей» [2].

Органичность детской библиотеки обусловлена миссией инкультурации, проявляющейся в целях и задачах этого социокультурного института как звена трансляции культурного опыта от поколения к поколению.

Педагогический характер деятельности детской библиотеки, подчиненный целям образования и воспитания индивида, определяется спецификой взаимосвязи ее субъектов - ребенка и руководителя чтения. Особенно ярко педагогическая функция проявляется в процессе непосредственного руководства чтением, освоения ребенком всего многообразия информационных ресурсов библиотеки. Здесь снимаются как противоречия между ребенком (читателем) и взрослым (руководителем чтения), так и противоречия между информационным документом и потребителем. Следует отметить, что существует и иное противоречие - между обязанностью родителей способствовать культурному, читательскому развитию детей и степенью психолого-педагогической и образовательной готовности старших членов семьи выполнять эту обязанность. Развитие семейного чтения в деятельности детских, школьных библиотек, библиотек семейного чтения возможно через создание Центров культуры семьи (клубы семейного чтения, родительские клубы). Особого внимания заслуживает и возрождение традиций материнского чтения - духовной составляющей «материнского капитала».

Детские библиотеки и сегодня остаются основными хранилищами и источниками накопленной человечеством информации, удовлетворяя образовательные потребности детей и подростков, связанные с учебной деятельностью и самообразовательными интересами научного, творческого, литературного, искусствоведческого плана. Утверждения о том, что наиболее полно образовательная составляющая педагогической функции выполняется учебными (школьными) библиотеками, опровергает современная практика библиотечного обслуживания детей в России. Система информационных ресурсов детских библиотек богаче, универсальнее фондов школьных библиотек. Для пользователя детская библиотека выступает базой непрерывного образования и самообразования. В аксиологическом плане это наиболее явно прослеживается в методике и практике ее библиотечно-библиографической деятельности.

Выбор книг для чтения имеет ценностные ограничения и должен сохранить их, особенно в условиях нарастания неконтролируемых потоков электронной информации. Свободный доступ к информационным ресурсам детской библиотеки ограничен с учетом ряда позиций (недоступность определенной информации возможностям восприятия ребенка; несоответствие духовно-нравственным ценностям общества). Именно поэтому педагогическая функция так ярко проявляется в

формировании информационных ресурсов детских и школьных библиотек.

В этой связи нельзя не сказать о критериях отбора информации - проблеме, которая сегодня актуализировалась и стала предметом внимания не только специалистов комплектования фондов детских библиотек. Стремление в качестве критериев отбора учитывать объективные свойства детской литературы, и прежде всего - ее педагогический характер, порой входит в противоречие с критерием популярности и доступности для пользователя. Критерий ценности всегда был основой критерия популярности произведения в детской читательской аудитории, руководителям чтения отводилось второе место в процессе отбора. Популярность произведений, трактуемая как «учет интересов читателя», значится в числе психолого-педагогических принципов формирования ядра детского чтения художественной литературы. В то же время первичным и основополагающим в оценке произведения для детского чтения является его соответствие читательским возможностям той или иной возрастной группы пользователей детской библиотеки. Оценивая познавательное значение художественного, научно-художественного произведения для детей (включая освещение социальных, научно-технических вопросов), библиотечный специалист должен, прежде всего, выделять его эстетические характеристики. Художественная детская книга, подчеркивает библио-графовед А. Н. Дулатова, оценивая жизненные явления, может воспитывать в ребенке эстетическое отношение, содействовать формированию убеждений, мировоззрения [3]. Поскольку чувства и эмоции определяют силу воздействия текста на читателя, одним из критериев оценки детской книги выступает «эмоциональная атмосфера произведения», особо значимая для восприятия произведения ребенком, соответствующая его эмоциональному восприятию мира. Совпадение критерия популярности с критерием ценности детской книги, как показывают исследования последних лет, как правило, происходит в условиях ограниченного выбора формирования ресурсов библиотеки, тогда как при неконтролируемой деятельности отечественных издательств в области формирования современного репертуара детской книги критерий популярности все чаще вступает в противоречие с критерием ценности.

Несмотря на недостаточную разработанность вопроса о критериях оценки детской книги в современной профессиональной среде, сегодня процесс формирования информационных ресурсов библиотек основывается на совокупности таких качественных признаков детской литературы, как актуальность, художественно-эстетическая, научно-познавательная значимость, достоверность, полезность, безопасность. Библиотековед Ю. Н. Столяров выделил в числе других важных признаков ценности именно степень информационной безопасности документа: «В настоящее время в библиотековедческой литературе, в умонастро-

ениях библиотекарей наблюдается коллизия двух разнонаправленных устремлений. Одно состоит в желании предоставить читателям абсолютную свободу выбора любых документов. Другое - необходимость оградить общество от социально вредной информации» [4].

Одновременно возникает необходимость оценки значимости приобретаемых библиотеками оффлайновых и онлайновых электронных документов. В силу высокого когнитивного потенциала и возможностей приобщения к ценностям культуры, науки и образования мультимедиа активно влияют на сознание пользователей детских библиотек, занимают ныне одно из приоритетных мест в образе жизни детей. В зарубежной практике библиотечного обслуживания детей и подростков к жизненно важному ресурсу в обществе знания относят «мультимодальные компетентности» -способности формирующейся личности создать, интерпретировать, обмениваться всеми формами информационного контента на физических и цифровых носителях [5].

И все же исходной точкой приобщения ребенка к мультимедиа-ресурсам детских библиотек, развития медиа-компетентности является формирование базового уровня культуры, гуманистических и эстетических ценностей. Для книг и электронных продуктов следует применять единые критерии отбора. Детское чтение не должно быть бесконтрольным. Свободное развитие личности, включение ее в структуру общества не означает полную и безграничную свободу

доступа к любой информации. Такую позицию отстаивают и авторы «Концепции библиотечного обслуживания детей и подростков в России» (М., 2011), в которой среди основных задач библиотек, обслуживающих детей, выделяются следующие: обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной форме; взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»; осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям [6].

Литература

1. Колесникова Е. М. Библиотека в системе региональной культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2000.

2. Там же. С. 14.

3. Дулатова А. Н. Аннотирование детской художественной литературы: учеб.-метод. пособие. М., 2004.

4. Столяров Ю. Н. Документный ресурс: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 103.

5. Библиотечное обслуживание детей за рубежом: опыт, инновации, источники информации / пер. с англ. и яп. К. О. Чудиновой. М., 2011. С. 19.

6. БубекинаН. В, ВолковаН. С., ГолубеваН. Л. Концепция библиотечного обслуживания детей в России (Проект) // Школьная библиотека. 2012. № 1. С. 10.

n. l. golubeva. pedagogic function of a children's library in modern information space

The author analyzes the pedagogic function of a children's library and assessment criteria of its information resources.

Key words: pedagogic function of a library, information resources of a children's library, information space, children's reading, library's mission.

В. Б. ХРАМОВ

ТВОРЧЕСТВО ДАНИИЛА ШАФРАНА КАК ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В связи с осмыслением деятельности известного виолончелиста автор исследует некоторые особенности советской социалистической культуры.

Ключевые слова: советская культура, еврейский культурный ренессанс, виолончельное исполнительское искусство.

Вся жизнь Даниила Шафрана была связана с социалистической культурой. Он родился в 1923 году, когда советский строй только начинал утверждаться, а умер в 1997-м, накануне экономической катастрофы, в результате которой изменилось многое, в том числе и условия концертной деятельности.

Первый его успех пришелся на 1937 год, когда праздновалось 20-летие революции. В этот

период в творческую деятельность активно включилось новое поколение молодых людей. На конкурсе, где среди музыкантов четырнадцатилетний Шафран оказался самым юным виолончелистом и выступал «в виде исключения» (формальные требования были не строгими, от них можно было отступить ради талантливого юноши). Он получил I премию, предполагавшую по тем временам большое вознаграждение - 10 000 руб. и бесцен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.