УДК 37
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПИАР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
© 2011 Е.Н.Ермакова
Самарская государственная академия культуры и искусств
Статья поступила в редакцию 08.09.2010
В статье рассматриваются социально-педагогические вопросы деятельности детской библиотеки по связям с общественностью. Представлены варианты использования педагогических средств пиар-деятельности детской библиотеки на примере работы библиотечного районного историко-культурного центра.
Ключевые слова: организационно-воспитательное пространство детской библиотеки, связи с общественностью.
Связи с общественностью - одна из инновационных практик детских библиотек, способствующих установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между ними и обществом, позволяющих библиотекам оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка. Реализация инноваций всегда сложный, но единственно возможный путь функционирования детских библиотек в условиях новой общественной реальности, который невозможно осуществить без взаимодействия библиотек с различными организациями: структурами власти, СМИ, учреждений смежных сфер деятельности (школы, детские сады, клубы, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы и т.д.), бизнес-структурами, общественными организациями, промышленными предприятиями. Использование технологий связей с общественностью в рамках инновационной политики позволяют «ярче» проявить миссию детской библиотеки, усилить ее позиции и укрепить имидж. Из всего многообразия библиотечных инноваций, на наш взгляд, можно выделить следующие блоки, характеризующие пиар-направление детской библиотеки. Во-первых, коммуникативно-социальный блок, включающий в себя процессы, связанные с изменением системы отношений «библиотека - общество». Во-вторых, функционально-содержательный блок, представляющий собой расширение содержательного диапазона деятельности библиотеки, как информационного, культурного и образовательного учреждения, включение ее в качестве инфраструктурного компонента в наиболее значимые
Ермакова Елена Николаевна, заведующая детской библиотекой №16, старший преподаватель кафедры библиографии, аспирант. E-mail: enechka 1973@mail. ru
сферы общественной жизни (местное самоуправление, формирование правовой культуры, природоохранная деятельность, общее и профессиональное образование и др.). В-третьих, организационно-управленческий блок, предусматривающий внедрение новых форм и методов управления библиотекой, поиск новых организационных структур. Таким образом, мы определяем пиар-деятельность детской библиотеке как совокупность инновационных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между библиотекой и ее целевыми группами. Специфика связей с общественностью детских библиотек определяется в первую очередь их целями, инновационным характером библиотечного пиара, особенностями социокультурной среды, социально-педагогической направленностью деятельности и использованием креативных форм и методов позиционирования. С одной стороны, решающее значение имеют традиционные функции деткой библиотеки (мемориальная, информационная, образовательная), конкретизирующиеся по разным направлениям, в другой стороны, важен учет тенденций будущего развития библиотеки под влиянием факторов внешней среды и социокультурных изменений в обществе.
Многообразие направлений участия детской библиотеки в общественной жизни, разнообразие потребностей в ее услугах, создают условия для успешного позиционирования в среде различных социальных институтов, сообществ людей и отдельных пользователей информации. В условиях детской библиотеки пиар - деятельность, призванная обеспечить планомерное взаимовыгодное сотрудничество с внешней средой, приобретает ярко выраженный социально - педагогический характер.
Объединения по интересам1, литературные гостиные2, видеоклубы3, театрализованные постановки4, творческие конкурсы5, - далеко не полный перечень форм и методов работы детской библиотеки, объединившей в себе «теплый дом», информационный центр, театр книги, центр релаксации детей с ограниченными возможностями6. В детских библиотеках, работающих в команде со всеми социально-педагогическими организациями микрорайона, под руководством профессионалов дети имеют возможность заполнить своё свободное время такими видами деятельности с образовательным содержанием, которых зачастую нет в школе (журналистика, театр, краеведческий или информационный поиск и др.), тем самым расширить свои взгляды на окружающий мир. Привлечение библиотекарями к совместной работе специалистов из различных предприятий, организаций делает возможным освоение учащимися новых достижений общества в естественной среде на современном им уровне развития науки и техники. Каждый подросток - пользователь библиотеки получает широкие возможности реализации личностного потенциала в социально значимой деятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставках художественного и научно-технического творчества, массовой работе для жителей микрорай-она7. Многие детские библиотеки сегодня реализуют проекты и программы8, направленные на создание стимулирующей среды для развития личности читателя, его социализации. РИ-деятельность библиотеки, на наш взгляд, может так же способствовать раскрытию творческого потенциала детей и подростков, где читатели выступают как субъекты этой деятельности:
1 Боева Л. Мы разные, но не чужие // Библиополе. -2009. - № 11. - С. 28 - 32.
2 Худокормова О. В гостях у Гудвина // Библиотечная газета. - 2009. - № 12. - С. 7.
3 Федотова М.В. Сказки Андерсена для суперсовременных детей // Библиотека. - 2009. - № 3. - С. 4 - 5.
4 Первушина И. Театр книги «Синяя птица» как способ привлечения к чтению // Библиополе. - 2009. - № 9. -С. 28 - 30.
5 Инькова Л. Творческая лаборатория : стоит обратить внимание // Библиотека. - 2009. - № 6. - С. 62 - 63.
6 Трасковская М.Г. Искусство для всех: из опыта работы с детьми, имеющими ограниченные возможности развития // Информационный бюллетень РБА. - 2009. -№ 50. - С. 13 - 16.
7 Симонова Ю. Библиотека и партнеры: Межведомственное сотрудничество: Пути взаимодействия // Библиотека в школе: газ. изд. дома «Первое сентября». -2009. - 16 - 30 апр. - С. 7 - 12.
8 Библиотечные программы и проекты // Библиотечное
дело - XXI век: научно-практический сб.: прилож. к журн. «Библиотековедение». - 2008. - № 2. - С. 252 -269.
являются авторами рекламных текстов, разработчиками мультимедийных презентаций. Идеей креативности, т.е. способностью к творческой деятельности, к созданию нового информационного продукта, пронизана вся работа детских библиотек в системе связей с общественностью. Основным и конечным результатом РИ-деятельности, при такой постановке вопроса, выступает не только позитивный образ библиотеки, но и сам читатель, развитие его творческой личности. Особенностью позиционирования библиотек, обслуживающих детей, является их профилирование, выделение приоритетных для местного сообщества направлений при совмещении традиционного обслуживания пользователей с тематическим или жанровым, формирование бренда. В ходе самостоятельного социологического исследования детскими библиотеками проводятся изучение информационного поведения и картины чтения основной категории пользователей, информационных и до-суговых потребностей населения с целью определения перспектив совершенствования деятельности. При этом существенным становится самостоятельное определение приоритетных направлений своей деятельности, самоорганизация, а не указания сверху. Профилирование позволяет оперативно решать приоритетные проблемы, актуальные для города, района, расширить спектр услуг для населения, тем самым способствую привлечению в библиотеку новых читателей, развивать творческую инициативу и активность библиотечных работников, расширять круг их профессиональных знаний, повышать авторитет библиотеки в глазах общественности. Действенным инструментом пиара детских библиотек является их проектная деятельность. Проектные технологии помогают библиотекам обрести свой имидж, свое направление работы, сформировать бренд, что особенно важно для преодоления однотипности библиотечного обслуживания. Благодаря проектам детская библиотека выступает перед своими пользователями в новом, интересном для них качестве. Результатом этого является появление новых видов библиотек: библиотека-музей, библиотека народов Поволжья, библиотечный районный историко-культурный центр, экологическая библиотека, библиотека искусств и т.д. Использование интерактивных техноло-гий9, предусматривающих непосредственное участие читателей, становится приоритетным в обслуживании подростков, психологически самой сложной читательской аудитории. Современным детям интересно ощущать себя не про-
9 Черкасова О. Экспертиза высшей пробы // Библиотечная газета. - 2009. - № 1. - С. 3.
сто пользователями библиотеки, а в какой-то степени ее партнерами. В процессе РИ-деятельности с участием детей и подростков в качестве субъекта учитываются основные компоненты личностного роста ребенка: 1) социальный - стремление общаться; 2) конструктивный - стремление к движению, к игре; 3) исследовательский - тяга к узнаванию и пониманию; 4) экспрессивный - стремление к самовыражению. Для библиотек, осуществляемых свою работу по связям с общественностью в тесном взаимодействии с детьми, характерными чертами являются стремление найти новые методы работы; внимание к интересам детей; изучение индивидуальных особенностей читателей; развитие их творческой активности; пробуждение воображения и фантазии. Примером использования социально-педагогических средств пиар-деятельности детской библиотеки может служить работа библиотечного районного историко-культурного (БРИК) центра «Красно-глинский», функционирующего на базе библиотеки-филиала №16 Муниципального учреждения культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек»10. Использование краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день является особенно актуальным. Новый краеведческий подход библиотек XXI века состоит, прежде всего, в том, чтобы рассматривать ее с точки зрения интересов жителя данного конкретного района, города, села. Многоаспектная деятельность библиотечного районного историко-культурного БРИК-центра в тесном контакте со специалистами, знатоками края осуществляется по следующим направлениям: 1) «БРИК-коллекция» - формирование фонда краеведческой литературы; 2) «БРИК-эко» -экологический аудит Красноглинского района;
3)«БРИК-галерея» - знаменитые красноглинцы;
4)«БРИК-тур» - путешествие по Красноглин-скому (поселки района); 5)«БРИК-детектив» -мероприятия по краеведческому поиску; 6)«БРИК-палитра» - реклама знаний о районе библиотечными и библиографическими средствами; 7) «БРИК-карман» - методическое обеспечение краеведческой деятельности детских и школьных библиотек района; 8) «БРИК-клуб» -создание клуба друзей библиотеки.
Популярность детской библиотеки сегодня, на наш взгляд, определяется степенью ее активности, т.е. участия конкретной библиотеки в общественной жизни своего региона, города, района, улицы. При создании модели позиционирования общественно активной библиотеки
10 Ермакова Е.Н. Страна, район, поселок - вот Родина моя / / Хроники краеведа. - 2009. - №1. - С. 28 - 29.
мы исходили из того, что библиотека является составным элементом гражданского общества, и при надлежащей организации она способствует консолидации имеющихся в обществе инициатив и ресурсов. Первым компонентом модели стал управленческий компонент, предполагающий взаимодействие с органами власти, отделами культуры при администрации городского округа, районными отделами культуры. Второй компонент - социальный вектор, включающий в себя работу по социализации детей и подростков, способствующий реализацию социально-просветительской, досуговой функций библиотеки. Круг партнеров здесь определяется социальной направленностью их деятельности, это центры социальной защиты населения, центры «Семья», подростковые районные центры, учреждения, занимающиеся дополнительным образованием. Третьим непременным элементом модели мы определили информационный компонент с тем, чтобы были созданы условия доступности всех представителей местного сообщества, пользователей (реальных и потенциальных) к информационным ресурсам библиотеки. В условиях детской библиотеки партнерами здесь выступают образовательные учреждения, общие и дошкольные, детские школы искусств. В качестве четвертого компонента выделен консультационно-методический компонент, отражающий деятельность библиотеки как методического тренинг-центра для работников детских библиотек, библиотекарей школ, преподавателей. Взаимодействие всех компонентов модели осуществляется на фоне коммуникаций библиотечного учреждения, предполагающей ответной информации от общественности, обратной связи.
Основой взаимоотношения читателя и библиотекаря стал равноправный диалог, педагогика сотрудничества, предусматривающая взаимодополнение инициатив взрослого и ребенка, органическое сочетание элементов исследовательской, учебной, игровой и творческой деятельности, открывающая широкие возможности для детских библиотек как организатора самообразования, досуга, центра духовной культуры, межличностного общения. В рамках создания воспитательного пространства нами выделены приоритетные направления работы с детьми: 1) районоведение, как основа ознакомления с историко-культурными традициями и формирования гражданско-патриотического сознания; 2) культуротворчество, способствующее участию детей в преобразующей социально значимой деятельности; 3) обеспечение индивидуальных планов развития детей в рамках коллективных творческих программ, воспитание лидеров.
Деятельность БРИК-центра полифункциональна. Кроме информационной поддержки краеведения (районоведения) библиотека осуществляет организацию фондов, ведение каталогов, информационно-библиографическое обслуживание пользователей, формирование информационной культуры пользователей, привлечение детей и подростков к чтению. Комплекс задач представленного проекта включает в себя создание вокруг библиотеки позитивного информационного пространства, формирование дружественной общественной и информационной среды, которая способствовала бы осуществлению деятельности библиотеки и повышению ее привлекательности в глазах целевых аудиторий, построение эффективного взаимодействия с общественностью района и укрепления партнерских отношений со средствами массовой информации.
Союзниками детской библиотеки в создании единого воспитательного пространства выступают учителя, воспитатели, работники внешкольных учреждений (подростковый клуб «Искорка», центр дополнительного образования), социальных центров района (центр «Семья», центр социальной защиты населения), объединившие свои усилия для успешной социализации детей в условиях среды. Организационно-воспитательное пространство БРИК-центра
«Красноглинский» - это две взаимосвязанные сферы: внутрибиблиотечное пространство, как компонент воспитательной системы самой библиотеки, которое создается через организацию объединения по районоведению, проведение коллективных творческих дел и внешнебиблио-течное пространство, как компонент взаимодействия библиотеки и окружающих ее культурно-просветительных учреждений, работающих с детьми в социуме. При таком построении воспитательное пространство перестает быть ситуативным, временным. Ситуативность перерастает в устойчивое объединение усилий детской библиотеки и других субъектов воспитания, рождая новые виды и формы работы с детьми в условиях открытой среды.
Каждое учреждение, с которым взаимодействует библиотека, осуществляет воспитательную деятельность, исходя из своих возможностей, своей специфики. Библиотека же при этом может стать направляющим и координирующим центром. Свое воспитательное пространство детская библиотека выстраивает, как правило, собственными усилиями, определяющим при этом является педагогический потенциал библиотекарей, умение находить союзников, единомышленников в окружающей библиотеку среде.
SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF PR-ACTIVITY IN CHILDREN'S LIBRARY
© 2011 E.N.Ermakova°
Samara State Academy of Culture and Arts
The article deals with socio-pedagogical issues of personal relations activities in children's library. Variants of pedagogical means of children's library PR activity are represented on the example of district historical-cultural centre of the library.
Key words: organizing and upbringing activity of the junior library, human relations department.
Elena Nikolaevna Ermakova, Post-graduate Student of Bibliography Department. E-mail: enechka 1973@mail. ru