Полученные результаты показали, насколько актуальна проблема профессиональной мотивации и коммуникативной компетентности библиотечных специалистов. Читатели видят равнодушие со стороны работников библиотек, недоверие, чрезмерный контроль, директивный стиль общения. При этом сами библиотекари отрицают наличие как доминирующего паттерна в своем поведении, так и подчиняющегося. Среди профессиональных компетенций первое место библиотекари отдают «ориентации на читателя», а среди присущих им коммуникативных качеств - общительности и толерантности. Следовательно, дело в отсутствии коммуникативного мастерства, способности к эффективной самопрезентации, умении показать заинтересованность, внимание к пользователю.
В то же время третье место в данном рейтинге, отданное библиотекарю-партнеру, придает уверенность в том, что существует потенциал и ресурсы для обретения доверия читателей библиотечным специалистам. Однако очевидна и необходимость повышения уровня коммуникативной подготовки будущих библиотекарей в учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации.
Литература
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург: Питер, 2012.
2. Езова С.А. Междисциплинарный подход в изучении типов поведения библиотекарей и читателей // Библиосфера. 2007. № 2.
3. Кустова М.В. Досуговое чтение библиотекаря: специфика, содержание и перспективы использования в профессиональной деятельности: на материале муниципальных публичных библиотек Челябинской области: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008.
4. Соколов А.В. Жанны, Пенелопы, Клеопатры в библиотеке завтрашнего дня // Библиотековедение. 2002. № 3.
5. Соколов А.В. Библиотечный авангард информационного общества // Науч. и техн. б-ки. 2012. № 2.
Reverences
1. Il'in E.P. Psihologija dlja pedagogov [Psychology for teachers]. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.
2. Ezova S.A. An interdisciplinary approach to the study of behaviors of librarians and readers // Bibliosfera. 2007. № 2.
3. Kustova M.V. Leisure reading librarian: specifics, the contents and prospects of use in professional activity: on material of municipal public libraries of Chelyabinsk region: dis. ... PhD (pedagogy). Cheljabinsk, 2008.
4. Sokolov A. V. Zhanna, Penelope, Cleopatra in library of the future // Bibliotekovedenie. 2002.
№ 3.
5. Sokolov A.V. Library vanguard of information society // Nauch. i tehn. b-ki. 2012. № 2.
УДК 027.625 Н.Н. НОВАК
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕК, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Новак Наталья Николаевна, аспирант кафедры документоведения, документалистики и архивоведения Краснодарского государственного института культуры (г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования информационных ресурсов в библиотеках, обслуживающих детей и подростков. Статья содержит сравнительный анализ подходов к решению задач формирования фонда информационных ресурсов детских и подростковых библиотек в советский период и последние годы.
Ключевые слова: библиотека, информационные ресурсы, библиотеки для детей и подростков, формирование библиотечного фонда, электронная культура, библиографические ресурсы, миссия библиотек, проблемы детского чтения.
UDK 027.625 N.N. NOVAK
FORMATION OF INFORMATION RESOURCES OF LIBRARIES, SERVING CHILDREN AND ADOLESCENTS
Novak Natalia Nikolaevna, postgraduate student, Department of documentation science, documentation and archival science, Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, St. 40 years of Victory, 33)
Abstract. The article is devoted to questions of formation of information resources in libraries serving children and adolescents. The article contains a comparative analysis of approaches to the solution of problems of formation of information resources of the Fund of children's and teen libraries in the Soviet period and recent years.
Keywords: library, information resources, libraries for children and adolescents, the formation of the library Fund, e-culture, with bibliographical resources, the mission of the libraries, the problems of children's reading.
В современном обществе библиотеки, обслуживающие детей и подростков, - один из важнейших социокультурных институтов. Педагогическая направленность их деятельности создает условия для освоения социально значимых знаний, среди которых наибольшее значение имеют образовательное и самообразовательное чтение, включая активно развивающиеся информационные потребности в медиаресурсах. В то же время библиотеки способствуют индивидуальному развитию личности подростка, выступая институтами его социализации и инкультурации, опираясь на возрастные особенности развития, уникальные личные способности и целевые установки [1, c. 1].
Миссия библиотек в соответствии с Концепцией библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг. определена как приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры; удовлетворение потребностей в духовном и интеллектуальном росте, образовании и самообразовании; обеспечение равного доступа к информации; создание комфортных условий для творческого развития [2, c. 3].
Сегодня основной целью библиотек является содействие успешной социальной адаптации подрастающего поколения путем предоставления широкого спектра качественных информационно-библиотечных ресурсов и услуг в соответствии с их ожиданиями, возрастными и иными особенностями и потребностями.
Функции библиотек, обслуживaющих детей и подростков, проявляются в формировании их информационных ресурсов с позиций доступности информации возможностям восприятия ребенка, соответствующих явным и латентным социокультурным потребностям: познавательным, ценностно-ориентационным, творческим, коммуникативным, отражающим духовно-нравственные ценности общества [2].
В современном отечественном библиотековедении и библиографоведении проблема формирования информационных ресурсов библиотек, обслуживающих детей и подростков, сегодня находится в центре внимания. Она получила отражение в работах Н.Л. Голубевой, Е.В. Куликовой, Е.Ф. Рыбиной, Е.Н. Томашевой, Г.С. Ганзиковой [3, 4, 5, 6, 14] и др.
Информационные ресурсы для детей и подростков представлены как совокупность потоков и массивов документов (включая актуальную и архивную части), разнообразных по происхождению, объему, способам организации и представления информации. Данная совокупность отражает и вербальные виды информации - беседы, библиотечные мероприятия образовательно-просветительского характера, совместную творческую деятельность пользователей библиотек. Наряду с образовательными ресурсами, осуществляющими информационное сопровождение основного образования, в информационное пространство библиотек должны быть широко включены ресурсы, позволяющие дать подросткам дополнительное образование и удовлетворять их самообразовательным потребностям. Как отмечает С.В. Оле-фир, данные потребности удовлетворяются при активном использовании электронных библиотек, виртуальных музеев, выставок, аудио- и видеозаписей лекций) [1, с. 5].
В современной мировой практике формированию библиотечных фондов для детей и подростков уделено достаточно внимания. Специалисты делают акцент на отражении читательских потребностей, на обеспечении знакомства с лучшими произведениями и на учете особенностей детского восприятия книги: «Детский библиотекарь отбирает, ориентируясь на потребности детей, пункты их обслуживания, знание книг постоянного спроса, новинок, лакун, создавая не «сбалансированный» фонд, но фонд, который служит определенным потребностям местной аудитории» [4, с. 13]. Г.С. Ганзикова обращает внимание, что для американских специалистов также главным в формировании фондов для детей является «удовлетворение общих нужд читателей в литературе и предоставление им хорошо сбалансированного собрания книг, основанного на их качестве и социальной ценности». По мнению автора, для отечественных библиотек приоритетным является удовлетворение реальных и потенциальных потребностей детей и подростков с учетом их возрастных и психологических особенностей [4, с. 14].
Формирование информационных ресурсов детских и школьных библиотек задается в рамках определенной традиционной культуры и на основе целенаправленной, тесно взаимосвязанной с социально-экономическими условиями системы воспитания и развития ребенка.
В исследовании Н.Л. Голубевой отмечается, что информационные ресурсы детской библиотеки формируются с учетом ее функций (информационной, социализирующей, педагогической, культуротворческой, рекреационной, библиотерапевтической), отражающих ее миссию, заключающуюся в формировании системы передачи нормативных предписаний культуры, освоения культурных ценностей общества, их изменения и коррекции [3, с. 15].
Е.В. Куликова, Е.Н. Томашева, Н.Л. Голубева отмечают тот факт, что определенным содержанием наделяется и создаваемая взрослыми с их педагогическими устремлениями книга, вводящая ребенка в систему духовной культуры. И все же глубинным отношением взрослого профессионала в сфере «ребенок и книга» является стремление таким образом сформировать фонды библиотек, чтобы они были притягательными для юных читателей, удовлетворяя как явные, так и латентные потребности детей и подростков [4, 5-6; 14].
Нельзя не отметить и тот факт, что информационные ресурсы детских библиотек сегодня формируются в контексте Федерального закона № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Соблюдение закона обеспечивает психолого-педагогические условия для развития юной личности, стабильность передачи когнитивных и культурных смыслов, духовно-нравственных ценностей подрастающему поколению в новых технологических условиях на основе интеграции деятельности социокультурных институтов [1, 18].
За последние пятнадцать лет в России образовалась совершенно новая детская литература (постсоветская детская литература), которую специалисты относят к особому историческому периоду - от начала перестройки до конца XX в. М.П. Мещерякова отмечает, что ее характеризует большое жанровое разнообразие, расширение сфер влияния за счет выпуска автором одновременно с детской книгой телевизионных, видео- и интернет-версий текста, но порой ей свойственна и откровенная подражательность зарубежным образцам, к которым относятся не только отдельные писатели или произведения, но и целые жанры (например, детский детектив, фэнтези, роман для девочек, страшилки) [9, с. 33].
В то же время, по мнению Г.С. Ганзиковой, постсоветская детская литература проигрывает своим предшественницам, не всегда обладая такими их достоинствами, как этическая ясность, стилистическая выдержанность, обстоятельность и подробность повествования, учет возрастных и психологических особенностей ребенка [4, с. 46-50].Такая литература ведет не только к отчуждению детей и подростков от книжной культуры, института чтения, но и к потере личностью жизненной перспективы, связанной с ее социально-культурной адаптацией.
Другая проблема формирования информационных ресурсов детских библиотек связана с внедрением электронной культуры, освоением информационных технологий современным пользователем детских и школьных библиотек. Исследования в области образования и библиотечного дела (К.К. Колин, Н.М. Стадник, А.В. Хуторский, М.И. Акилина, Н.И. Гендина,
С.Г. Матлина, и др.) подтверждают, что использование информационных технологий обеспечивает подростку комфортную адаптацию к условиям естественной динамики информационной среды, закладывает основу для реализации себя в будущем [10, с. 145-149; 11, с. 5-15, 12].
Фактически все отечественные библиотеки осуществляют информационную деятельность, используя электронные каталоги, базы данных, обеспечивающие информацией читателей-подростков и развивающие их информационно-библиографические потребности. Наиболее разветвленной системой электронных носителей информации располагают Российская государственная детская библиотека и Российская государственная библиотека молодежи, краевые и областные детские, детско-юношеские библиотеки.
Е. Рудомётов считает, что трудность формирования информационных ресурсов библиотеки, обслуживающей детей и подростков, проявляется в необходимости свободно ориентироваться в документальном потоке, составляющем десятки тысяч наименований новой книжной и электронной продукции. Анализ документного ресурса осуществляется на основе библиографических источников, которые информируют о том, какие документы находятся в обращении и какие планируются к выходу в свет. Значимость имеют пособия, отражающие текущую и перспективную библиографию [13, с. 34].
Формирование информационных ресурсов происходит, прежде всего, с учетом возрастных особенностей читателей. Они также определяют главные критерии отбора информации: ценность и популярность. Е.В. Куликова отмечает, что ценность складывается из качественных признаков: актуальности, значимости, достоверности, полезности, информационной безопасности. Популярность основывается на учете интересов читателя [14]. В условиях расширенного выбора литературы для детей и подростков критерий популярности все чаще вступает в противоречие с критерием ценности. По мнению Ю.И. Богатыревой, конфликт между популярностью и качеством литературы для чтения детей непременно присутствует. В то же время для специалиста детской библиотеки всегда приоритетным является критерий ценностного отбора информации для формирования личности ребенка, подростка [15, с. 314].
В современных условиях расширения выбора литературы для детей критерий популярности все чаще вступает в противоречие с критерием ценности. Можно сделать вывод, что идеальная модель фонда художественной и научно-познавательной детской литературы должна отражать совпадение критерия популярности с критерием ценности. Данное совпадение возможно, когда одно и то же произведение оказывается носителем обоих качеств. Библиотечная практика показывает, что такие произведения включались одновременно и в списки внеклассного чтения, и в рекомендательные библиографические пособия.
Анализ системы библиографических ресурсов, отражающих литературу для детей и подростков, руководителей чтения, определяет библиографию как средство формирования информационных ресурсов. Сегодня система информирования детских библиотек о выпускаемых в России книжных и мультимедийных изданиях представлена библиографическими пособиями: аннотированными перспективными издательскими планами выпуска в виде книг, рекламных буклетов; издательскими и книготорговыми каталогами в книжном и электронном виде (Web-сайты); системой государственных библиографических указателей в книжном и электронном виде, а также банком данных Российской книжной палаты «Книги в наличии и печати» и подписными изданиями («Книжное обозрение», «Вестник учебной и детской литературы», «У книжной полки» и др.).
В то же время сложившаяся система информирования детских библиотек о выпускаемых в России книжных и мультимедийных изданиях требует, на наш взгляд, воссоздания системы рекомендательных пособий, аналогичных универсальным указателям «Книга о книгах для детей», «Сто тысяч почему», путеводителю для учащихся 7-8 классов «Что читать?», рекомендательным беседам «Познание продолжается», «В стране интересных уроков», которые в 60-80-е годы ХХ века являлись основой формирования фондов детских и школьных библиотек.
Формирование информационных ресурсов библиотек, обслуживающих детей и подростков, зависит от книгоиздательской политики, от ориентирования современных издательств
на специфику детского чтения, а также от развития системы рекомендательной библиографии для детей и подростков, содержащей уникальный потенциал приобщения детей к ценностям мировой и отечественной культуры, удовлетворения потребностей личности в духовном и интеллектуальном росте, образовании и самообразовании, обеспечении равного доступа к информации, создании комфортных условий для творческого развития.
Список использованной литературы
1. Олефир С.В. Библиотека в информационно-образовательном пространстве школы: учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Челябинск: Образование, 2009. 320 с.
2. Концепции библиотечного обслуживания детей в России 2014-2020 гг. М.: РГДБ, 2014.
20 с.
3. Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: Вып.42. М.: Литера, 2009. 159 с.
4. Ганзикова Г. С. Рекомендательно-библиографическая деятельность детских библиотек в Интернете (направления и педагогические принципы) // Библиотековедение. 2008. № 3.
5. Томашева Е.Н. Библиография как экспериментальная система и организация чтения детей // Школьная библиотека. 2004. № 7.
6. Томашева Е.Н. Информационные ресурсы - сердце библиотеки: формирование, изучение и использование ресурсов в помощь чтению учащимся произведений русской художественной классики // Школьная библиотека. 2008. № 3.
7. Толчинская Л.М. Критерии отбора при комплектовании фондов // Сов. библиотековедение. 1985. № 3.
8. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http://www.consultant.ru
9. Мещерякова М.П. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX века: проблемы поэтики. М.: Мегатрон, 1997. 381 с.
10. Матлина С.Г. Распределенный библиотечный фонд: принципы и пути формирования // Библиография. 1999. № 5.
11. Колин К.К. Овладение информацией - стратегическая проблема развития цивилизации в XXI веке // Межотраслевая информационная служба. 2013. № 2.
12. Национальная программа поддержки и развития чтения (2007 2020) //Информационно-справочный портал LIBRARY.RU: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжн. союз. URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc= 112
13. Рудомётов Е. Байты вместо бумаги. Носители для книг в XXI веке // Библиотечное дело. 2014. № 5 (215).
14. Куликова Е.В. Ресурсы детской библиотеки: информационные ресурсы детских библиотек // Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. URL: http: // www.ifapcom.ru /ru 365
15. Богатырева Ю.И. Анализ проблем информационной безопасности личности обучающихся // Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 12-15 марта 2013 г. Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Екатеринбург, 2013. С. 313-316.
References
1. OlefirS. V. Library in the informational and educational space of school textbook. Guide for students of the courses, 2009.
2. The concept of library services for children in Russia 2014-2020, 2014.
3. Golubeva N.L. Children's library: modern problems of development/ /Litera, 2009.
4. Gamzikova G.S. Recommendatory bibliography work of children's libraries on the Internet (directions and pedagogical principles) // Library, 2008.
5. Tomasheva E.N. Bibliography as an experimental system and organization of reading of children // School library, 2004.
6. Tomasheva E.N. Information resources - the heart of the library // School library. 2008. No. 3.
7. Tolchinsky L.M. Selection Criteria in collection development // Library, 1985. No. 3.
8. Federal law of 29.12.2010 № 436-FZ «On the protection of children from information harmful to their health and development» URL: http://www.consultant.ru
№ 1 (60), 2016
"Библиотековедение и документальная информация
9. Meshcheryakov M.P. Russian Children, adolescents, and young prose of the second half of the XX century: problems of poetics. M.: Megatron, 1997.
10. Matlin S.G. Distributed library Fund: principles and ways of formation // Bibliography. 1999. № 5.
11. Kolin K.K. the Acquisition of information is a strategic problem of the development of civilization in the XXI century//Interdisciplinary information service, 2013. №. 2
12. National program of support and reading development (2007-2020) // URL: http:// www. library. ru/1 /act/doc.php ?o_sec= 130 &o_doc= 1122
13. Rudometov E. Bytes instead of paper. Media for books in the twenty-first century // Libraries. 2014. № 5 (215).
14. Kulikova E.V. Resources children's library URL: http: //www.ifapcom.ru / EN 365
15. Bogatyreva Y.I. Analysis of the issues of information security of students personality Yekaterinburg, 2013.