Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямщикова Екатерина Геннадьевна

В статье рассматривается проблема педагогической этики в широком её понимании - как научного знания в аспекте практического усвоения, применения педагогами общечеловеческих, гуманистических и этических ценностей и их реализации непосредственно в условиях профессионально-педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ETHICS IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND PROFESSIONAL PRACTICE

The article examines the problem of pedagogical ethics in its broad understanding as scientific knowledge in the aspect of practical assimilation and application of universal, humanistic and ethical values by teachers and their implementation directly in the conditions of professional pedagogical practice

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

УДК 37.062

Е. Г. Ямщикова

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

PEDAGOGICAL ETHICS IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND PROFESSIONAL PRACTICE

В статье рассматривается проблема педагогической этики в широком её понимании - как научного знания в аспекте практического усвоения, применения педагогами общечеловеческих, гуманистических и этических ценностей и их реализации непосредственно в условиях профессионально-педагогической практики.

Ключевые слова: педагогическая этика, профессиональная этика, педагогическая практика, гуманистический подход, профессионально-этические качества педагога.

The article examines the problem of pedagogical ethics in its broad understanding as scientific knowledge in the aspect of practical assimilation and application of universal, humanistic and ethical values by teachers and their implementation directly in the conditions of professional pedagogical practice. Key words: pedagogical ethics, professional ethics, pedagogical practice, humanistic approach, teacher's professional and ethical qualities.

В современном обществе проблема педагогической этики рассматривается в широком её понимании как усвоение и применение педагогами общечеловеческих, гуманистических и этических ценностей и их реализация в профессионально-педагогической практике. В истории отечественного законодательства вопросы профессиональной этики педагогического сообщества впервые были отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а затем в профессиональном стандарте педагога, обеспечив морально-правовой аспект рассмотрения статуса, прав, свобод и особенностей поведения современного учителя [11]. Благодаря педагогической этике осуществляется личностно ориентированный подход в воспитании, который влияет на психологический климат в образовательном процессе, укрепляя авторитет учителя среди учеников [3].

Профессиональная деятельность педагога связана с культурой поведения и об-

щения, от которой зависит результат деятельности. В связи с этим педагог должен соответствовать общественным требованиям, соблюдать нравственные и моральные принципы, которые формируют не только профессиональные навыки, но и определенные личностные особенности, отношения к различным сторонам своей трудовой активности [4]. В связи с этим педагогическая этика является одним из важнейших аспектов деятельности учителя, выступая регулятором взаимодействия людей в трудовой сфере. В качестве норм, выступающих эталонными, принимаются образцы поведения, сложившиеся по мере развития содержания и способов осуществления конкретной сферы педагогической деятельности (педагогический коллектив, образовательный процесс, родители, социальная сфера) [12].

Педагогическая этика рассматривается как система норм нравственного поведения, свойственного людям, избравшим

педагогику своей профессией. Для учителя она предусматривает выявление таких требований к личности педагога, которые являются целесообразными с точки зрения педагогики и необходимыми при установлении профессионального общения с участниками образовательных отношений [11].

Становление педагогической этики в теории научного знания обусловлено выделением педагогической деятельности в отдельную форму социальной активности, трансформируясь согласно морали соответствующего времени. Вопросы профессиональной этики исследовались великими педагогами Я. А. Коменским, М. Монтессори, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушинским и др.

В общей структуре педагогической этики и профессиональной практики заметную роль играет профессионально-этическая культура работника педагогической сферы. На примере социального педагога И. В. Та-вель акцентирует внимание на различных проявлениях культуры педагога, выделяя её ценностный аспект [8]. Так, Е. В. Клим-кина подчеркивает, что условием и предпосылкой эффективной профессиональной деятельности педагога, своеобразным показателем проявления его педагогической этики выступает профессионально-речевая культура. Именно речь отражает культуру личности и является средством формирования и проявления профессиональной культуры [2].

Профессионально-этическая культура в педагогических исследованиях понимается как система профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, внутренних убеждений профессионально сформированной личности, является сложным многоаспектным понятием, включающим такие её характеристики, как педагогическая направленность личности, педагогическая позиция, общая культура, культура внешнего вида, культура речи и др. [5, 6].

Ведущей задачей современной педагогической этики как отрасли науки является исследование процессов регулирования различных видов взаимодействия субъектов образования, учитывающих ведущую

роль учителя и предъявляющих к нему ряд требований: глубокие знания о мире, обществе, науке, технике; личностно-гуманная ориентация его педагогической деятельности; владение общепрофессиональными компетенциями; образец нравственного поведения для обучающихся. Наука, изучающая педагогическую этику, постоянно сталкивается с появлением новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса и необходимостью их теоретического обоснования [12].

При этом специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Выразительный облик выражает внутреннее достоинство личности, а собранность и организованность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, знаниях, профессиональной компетентности [5].

Понимание профессионально-этической культуры как сложной интегративной системы характеристик личности позволяет находить соприкосновение профессионально-этической культуры педагога и профессиональной практики [9].

Анализ исследований профессиональной этики (Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, Г. В. Лазутина, И. В. Травель и др.) показал, что ученые признают прикладной характер этики, а В.И. Бакштановский, Ю. В. Согомо-нов и др. относят профессиональную этику к этико-прикладному знанию. С самого начала своей профессиональной практики учитель должен строить взаимоотношения, уметь эффективно использовать для педагогического общения человеческие качества: спокойствие, уравновешенность, сосредоточенность, доброжелательность, определенную строгость.

Можно вычленить ряд ведущих морально-этических функций педагогической этики: регулятивную, обеспечивающую согласование элементов сферы нравственности педагога; воспитательную, направленную

на развитие каких-либо ценностей личности; аксиологическую, связанную с отражением в индивидуальном сознании педагогических ценностей [12].

Выделим базовые категории морально-этических качеств педагога - «педагогическая справедливость», «педагогический долг», «педагогический такт» - и рассмотрим сущностные характеристики данных категорий. Понятие педагогической справедливости тесно связано с беспристрастным, объективным отношением учителя к обучающимся, это мерило объективности педагога. Особенности педагогической справедливости обусловлены тем, что оценка учителя и ответная реакция ребенка находятся на различных плоскостях нравственной зрелости, что налагает на педагога особую ответственность [12].

Педагогический долг - это категория педагогической этики, в которой синтезирована и представлена система требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к учителю, а также к процессу и результатам его профессиональной деятельности, профессионально переживаемое чувство меры в поведении и действиях учителя, позволяющее ему предвидеть объективные последствия собственных поступков, его субъективное восприятие другими участниками образовательного процесса. Педагогический авторитет определяет статус учителя в коллективе учащихся и коллег. Представленные категории находят отражение в педагогическом сознании - осознании педагогом норм поведения в контексте специфики той среды, в которой осуществляется его профессиональная деятельность [12].

Деятельностное проявление особенностей педагогической этики заключается в особом такте и стиле взаимодействия в педагогическом коллективе. По мнению Е. Ю. Сысоевой, оно во многом определяется общей культурой педагога, его духовными качествами, интеллигентностью, широтой и глубиной запросов. Одним из общекультурных свойств человека является универсальность. Если человек замыкается в своем уз -копрофессиональном мире, то он теряется

как личность, неизбежно сужается его профессиональный диапазон. Вместе с тем общая культура не сводится к универсальности, разносторонности личности. Для характеристики подлинно культурного человека чаще всего пользуются такими понятиями, как «духовность», «интеллигентность», «общительность», «открытость» [7].

Под педагогическим общением понимается специальная форма профессионального взаимодействия преподавателя и учащегося в процессе обучения и воспитания, направленного на создание благоприятного психологического климата. Идеальное педагогическое общение должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности [7].

Формирование и развитие профессионально-этической культуры педагога предусматривает освоение им общих категорий этики, истории нравственности и различных этических воззрений, особенностей профессионально-этической культуры, ценностей социально-педагогической деятельности. Это осуществляется на основе моделирования педагогических ситуаций в процессе профессионального взаимодействия с различными субъектами социально-педагогической деятельности, их проигрывание в возможных вариантах их разрешения. В системе повышения квалификации возможно использование форм психолого-педагогического тренинга по развитию умений и навыков общения и взаимодействия, упражнений, развивающих педагогическую интуицию, творческие способности, искусство вербального и невербального общения, умение работать в команде и др. [10].

Таким образом, выступая одним из важнейших направлений развития образования и обязательным элементом современной педагогической практики, профессиональная этика педагога основывается на универсальных принципах человеческой морали и гуманистических идеалах, рассматривается как научное направление, исследующее проявления принципов социального взаимодействия в области педагогического труда, взаимоотношения и закономерности поведения в системе «педагог - обучающий-

ся - педагог», которые обеспечивают содержание норм и правил успешной педагогической гуманистически ориентированной деятельности [1].

Профессионально-этические качества педагога определяют характер его профессиональной деятельности с учетом соблюдения общепринятых морально-этических норм и принципов, специфики и уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения; ценностных ори-ентаций, основанных на профессиональных знаниях [12].

Сегодня учитель должен быть ориенти-рованнным на освоение нравственно-этических категорий в своей профессиональной сфере, что предполагает активизацию внутриличностной мотивации на самостоятельность в познании и овладении эти-

ческими знаниями, понимании значения нравственного совершенствования, персональной ответственности и личностного роста, осознании значимости будущей профессии с нравственной и социальной точки зрения; понимании задач и целей профессиональной этической подготовки и способов ее реализации в условиях цифровизации образовательного процесса, когда сам процесс коммуникации становится все сложнее, предъявляя к педагогу новые требования, ставя перед ним иные задачи.

Современный этап развития образования создаёт особые требования к организации и осуществлению образовательной деятельности с нравственных позиций для выработки профессиональных этических суждений и способов деятельности в педагогической сфере.

Литература

1. Добровольская Д. С. Педагогическая этика как профессиональная этика // Трибуна ученого. - 2020. - № 6. - С. 608-616.

2. Климкина Е.В. Формирование профессионально-речевой культуры социального педагога в процессе обучения в вузе: дис. ...канд. пед. наук. - М., 2001. - 192 с.

3. Марон А.Е., Резинкина Л.В., Королева Е.ГГ Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности // Человек и образование. -2020. - №3. - С.22-26./

4. Сельмурзаева М. Р Профессионально-этическая культура общения будущего педагога как часть его профессиональной культуры // Учитель создает нацию: сборник материалов III международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 88-91.

5. Сельмурзаева М. Fl Показатели и уровни сформированности профессионально-этической культуры педагога // Шаг в науку: сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. - Махачкала, 2020. - С. 509-511.

6. Степанова Н. П. Формирование профессионально-этической культуры студентов заочной формы обучения в процессе педагогического общения: дис. ...канд. пед. наук. -Ставрополь, 2004. - 224 с.

7. Сысоева Е. Ю. Этические и коммуникативные аспекты культуры педагога: учебное пособие. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. - 108 с.

8. Танвель И. В. Этический аспект профессиональной культуры будущего социального педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 3. - С. 175-180.

9. Танвель И. В. Особенности формирования профессионально- этической культуры будущего социального педагога в процессе педагогической практики // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - № 2. - С. 111-117.

10. Шарова И. В. Формирование профессионально-этической культуры социального педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: МПГУ 2002. - С. 9-14.

11. Ямщикова Е. Г. Развитие профессионально-этической культуры педагога в свете требований профессионального стандарта // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИ-РО. - 2017. - № 2. - С. 41-45.

12. Ямщикова Е. Г. Профессионально-этические качества современного специалиста педагогической сферы: генезис развития // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. -№ 1 (29). - С. 169-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.