Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1740
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИКА ПЕДАГОГА / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ETHICS / TEACHER'S ETHICS / MORAL NORMS / INTERNET / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямщикова Екатерина Геннадьевна

В статье рассматривается этика поведения педагога в социальных сетях, а также сформулированы рекомендации поведения в интернете для учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ETHICS IN SOCIAL MEDIA

The article examines the ethics of teacher’s behavior in social networks and formulates recommendations for teacher’s behavior on the Internet

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Е. Г. Ямщикова

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

PEDAGOGICAL ETHICS IN SOCIAL MEDIA

В статье рассматривается этика поведения педагога в социальных сетях, а также сформулированы рекомендации поведения в интернете для учителя.

Ключевые слова: этика, этика педагога, моральные нормы, интернет, социальные сети.

The article examines the ethics of teacher's behavior in social networks and formulates recommendations for teacher's behavior on the Internet.

Key words: ethics, teacher's ethics, moral norms, Internet, social networks.

Сегодня жизнь общества зависит от непредсказуемых факторов, которые могут коренным образом изменить важнейшие процессы, например, образовательные. Пандемия, разобщив субъекты образования, потребовала поиска инструментов педагогической деятельности в новой реальности. Система образования в любых условиях должна быть готова обеспечить обществу уверенное функционирование, ориентированное на потребности человека, рост производительности и новые типы труда, что возможно посредством выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальной и дополненной реальности. Ресурсы для получения недоступных в сложившейся обстановке знаний представляют современные технологии цифровиза-ции, не только являющиеся инструментами, но и формирующие особую среду существования. Особенности цифровой среды заключаются в новых возможностях: обучении в удобное время, непрерывном образовании по индивидуальным образовательным маршрутам. Пользователи электронных ресурсов получают возможность реализовать свой потенциал, создавая собственные ресурсы. Однако новые возможности цифровой образовательной среды требуют от

педагогов иных подходов и форм работы с обучающимися, базирующихся на иных ментальности и восприятии картины мира

[5]

В новой реальности учитель не только предоставляет знания обучаемым, но и является их проводником в цифровом мире по максимально индивидуализированной траектории обучения. Что для этого необходимо? Педагог должен овладеть новыми компетенциями - цифровой грамотностью, готовностью создавать и использовать контент с помощью цифровых средств, умением быстрого поиска необходимой информации, навыками информационной коммуникации. Все это требует изменения его моти-вационной сферы, пересмотра ценностных ориентаций, целей, установок, иерархии внутренних и внешних стимулов и др.

Это связывается с тем, что в последнее время все чаще говорится о проблеме утраты духовно-нравственных ценностей в мире, приводящей к деморализации общества и росту агрессии, в том числе и среди подростков [4].

Подростковый возраст в педагогике считается одним из наиболее сложных этапов формирования личности. В данный возрастной период разрушаются традиционные формы общения, уступая место новым

индивидуальным стилям культурного общения. По мнению Л. С. Выготского, социальная ситуация подросткового возраста актуализирует выбор жизненного пути подрастающего поколения, который осложняется тем, что качество взрослости, включающее адекватную самооценку, у многих обучающихся ещё не сформировано. К этому добавляется современный фактор - взросление происходит под большим влиянием Интернета, совершенно изменяющего мировосприятие личности [2].

Поэтому проблема возрастающей роли педагога в воспитательном процессе актуализирует обращение к вопросам профессиональной этики в виртуальной среде.

Профессиональная этика педагога не выходит за рамки общепринятых духовно-нравственных норм, присущих конкретному обществу, однако усиливает акцент на нравственных требованиях, необходимых для решения профессиональных педагогических задач. Именно такая этика является регулятором нравственных взаимодействий субъектов в образовательной деятельности, учитывающим общественные запросы к профессиональной деятельности педагога. Современному профессионально-этическому кодексу педагога предъявлен запрос на наличие гуманизма и ответственности за результаты деятельности. Это выражается прежде всего в уважении к ребенку как личности, поддержке и совместном поиске решений. Поэтому приоритетным компонентом профессионализма учителя являются его этические качества, высокоморальные ценностные ориентации.

Профессионально-этические качества представляют собой группу качеств, детерминирующих профессиональную деятельность с учетом общепринятых морально-этических норм и принципов, интегрированных в профессию с учетом ее специфики и уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения; ценностных ориентаций, основанных на профессиональных знаниях [9].

В виртуальной среде педагогическая этика становится главным условием эффективной профессиональной деятельности

в высокотехнологичном инновационном обществе. В. А. Березина считает, что сфор-мированность этических качеств является необходимым универсальным качеством педагога [1].

Такие требования к учителю обусловлены проблемой резкого уменьшения прямого общения педагогов и обучающихся, что приводит к появлению новых проблем психологического, социального и коммуникативного характера. Происходит ограничение речевой деятельности, которая, по мнению ряда психологов, является инструментом активизации мыслительных процессов ребенка. Слабеет процесс формирования коммуникативной культуры обучающихся, а также значительно уменьшается количество реальных контактов. Это, в свою очередь, снижает уровень общения и развивает индивидуализм [3].

В значительной степени этому способствует растущее число социальных сетей, активно внедряющихся в педагогическую и образовательную сферы и выполняющих множество функций. Наиболее востребованной является возможность дистанционного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса - органов управления и контроля в сфере образования, педагогических работников, обучающихся и их родителей, общественности [10].

Чаще всего преподаватели используют личные аккаунты в социальных сетях для взаимодействия с учениками и их родителями. Это дает ряд преимуществ в организации дистанционного обучения, например, экономия времени и сил, оперативность, интерактивность и др. Однако педагогу необходимо понимать, что для обучающихся он является образцом для подражания, что требует от него ответственного подхода к информации, которую он выкладывает. Если учитель не готов к такому контролю, то следует создать вторую страницу, ограничив доступ своим ученикам [10].

Виртуальный формат общения требует от педагогов разработки и соблюдения соответствующих этических правил общения, исключающих нежелательное и даже недопустимое содержание. В связи с этим возни-

кает необходимость в исследовании соблюдения требований профессиональной этики у педагогов при использовании сервисов Интернета.

К. А. Никитиной было проведено исследование на тему: «Социальные сети в жизни педагога». Наиболее интересными результатами нам показались следующие: 50% педагогов используют социальные сети несколько раз в день, 33% - один раз в день. Это подтверждает наш вывод о том, что большая часть педагогического сообщества активно пользуется социальными сетями. 50% учителей считают, что в профиле не должна выкладываться личная информация, 27% предпочитают выкладывать общую, нейтральную информацию, и лишь 23% говорят, что им скрывать нечего. Большая часть преподавателей (70%) делится со своими друзьями важным, чаще всего профессиональным, в соцсетях. Половина учителей следят за содержанием выкладываемых фотографий. Однако остальные педагоги не задумывались или чувствуют свободу в этом вопросе [8].

Настораживает отсутствие ответственности у 30% учителей в вопросе использования ненормативной лексики при общении с людьми или в комментариях (26% считают, что могут выражать свое мнение в любой форме). В то же время у 93% педагогов ученики имеют доступ к их персональной странице в социальных сетях, 87% использует свой аккаунт для работы с обучающимися. Анализ аккаунтов данных респондентов показал, что у 67% учителей на их личных страницах не было найдено элементов, противоречащих моральным нормам. У остальных встречались небольшие замечания по содержанию личных фотографий, видеозаписей, а также наличию жаргонизмов в комментариях [8].

Данные результаты исследования ставят вопрос о создании новых концепций поведения педагогов в социальных сетях. Рассмотрим несколько подходов к моделированию этического образа учителя в виртуальной среде.

К. А. Никитина приводит следующие рекомендации для педагогов: ограничивайте

доступ к информации о личной жизни; не размещайте на своей странице информации, нарушающей моральные и этические нормы; отнеситесь ответственно к содержанию фото-, видеоматериалов (особенно личных); не допускайте использования жаргонизмов и нецензурных выражений; соблюдайте толерантность и не допускайте дискриминационных или порочащих высказываний [8].

Участники Педагогической ассамблеи, прошедшей в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена, приняли «Профессиональный кодекс учителя» [3], в котором предложены следующие принципы этики педагога при осуществлении деятельности в социальных сетях: 1) гуманность, законность, справедливость, демократичность, профессионализм, взаимное уважение; 2) учитель - положительный пример для своих учеников; 3) проти-вокультурная, аморальная, неправомерная деятельность недопустима; 4) соблюдение правил русского языка, культуры речи, запрет на ругательства, грубые и оскорбительные фразы в комментариях, сообщениях; 5) общение с учениками осуществляется на основе уважения к ним, в том числе по признакам возраста, пола, религиозным убеждениям, национальности и иным особенностям; 6) сохранение в тайне информации, доверенной ему обучающимися [3].

В работах Е. Ю. Мальковой сделана попытка разработать специальные принципы сетевой этики в нравственно-этическом аспекте, которые направлены на минимизацию возможных рисков при внедрении новых коммуникационных и информационных технологий. Принцип личной свободы подразумевает возможность для каждого пользователя Интернета делать все, что ему надо, но не ущемляя при этом права других членов виртуального сообщества. Принцип здорового консерватизма гарантирует сохранение имеющихся знаний сетевым сообществом, их преемственность. Принцип самосохранения сетевого сообщества обеспечивает охрану и защиту сетевой среды, делая ее устойчивой, обеспечивая возможность обратной связи [6].

Приведенные правила не исчерпывают всю проблему, а ставят вопрос об их усовершенствовании. Сформированный сетевой этикет предполагает определенную ответственность каждого члена сетевого сообщества, который получает и представляет информацию в Интернет.

Модель поведения педагога в Сети может и должна стать объектом управления как руководителей образовательных организаций, так и руководителей управлений образования на муниципальном и городском уровне. Спектр задач, которые можно решить, управляя моделью, очень широк -от локальных (повышение имиджа образовательной организации в окружающем социуме, увеличение социального капита-

ла образовательной организации, эффективное профессиональное взаимодействие педагогов и др.) до системных (престиж профессии педагога, разъяснение широкой общественности сущности происходящих в образовании реформ и т. п.) [10].

Таким образом, проанализировав возможные формы общения в социальных сетях, мы выявили, что их обучающий и воспитательный потенциал достаточно велик. При этом необходимо учитывать, что использование социальных сетей будет эффективно лишь в комплексном применении с уже существующими формами этического взаимодействия учителя с ученическим коллективом.

Литература

1. Березина В. А. Психологическая готовность педагогов к инновационной деятельности в условиях цифровизации образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й МНПК. - СПб., 2020.- С. 12-16.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 2008.

3. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Электронный ресурс// Теория и практика образования в современном мире: материалы МНПК (Санкт-Петербург, 02.2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799.

4. Кондратьева С.Б. Роль профессиональной этики в формировании этнокультурной компетентности современного педагога // Интерактивная наука. - 2018. - № 3(25). -С.74-76.

5. Крюкова Е. М. Теоретические аспекты изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2015.-№ 2. - С. 44-47.

6. Малькова Е. Ю. Принципы виртуальной этики // Серия "Symposium", Религия и нравственность в секулярном мире. Вып. 20: Материалы научной конференции.- СПб.:-Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C.112-115.

7. Марон А. Е., Резинкина, Л. В. Цифровизация и проблемы информационной открытости качества образования//Личность. Общество. Образование. Качество современного образования: актуальные вопросы, достижения, стратегии развития: сб. ст. XXII МНПК. -СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. - С. 402-407.

8. Никитина К. А. Этика поведения педагога в социальных сетях // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2019.- № 4. - С. 101-106.

9. Ямщикова Е. Г. Профессионально-этические качества современного специалиста педагогической сферы: генезис развития // Научно-педагогическое обозрение. -2020.- № 1 (29). - С. 169-173.

10. Ямщикова Е. Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде // Человек и образование. -2017.- № 1 (50). - С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.