В.В. СМЕЮХА доктор филологических наук, заведующий
кафедрой массовых коммуникаций и прикладной лингвистики Ростовского государственного университета путей сообщения*
Поведение аудитории в социальных сетях: этический аспект
В статье рассматривается вопрос нарушения этики в пространстве социальных сетей. Социальные медиа являются эффективной площадкой реализации информационных, рекреативных, профессиональных, образовательных и других интересов индивидов. Вместе с тем пренебрежение общепринятыми этическими нормами может грозить возникновением проблем морально-этического, правового характера. Автор выявляет случаи неэтичного поведения аудитории в социальных сетях, определяет причины нарушения этических норм, связывает их наличие с низким уровнем медиаграмотности аудитории.
Ключевые слова: социальные сети, Интернет, аудитория, этика, медиаграмотность.
Smeyukha V.V. The behavior of the audience in social networks: an ethical aspect. The article deals with the issue of ethics violation in the space of social networks. Social media are an effective platform for the implementation of informational, recreational, professional, educational and other interests of individuals. At the same time, the neglect of generally accepted ethical norms may threaten the emergence of problems of a moral and ethical, legal nature. The author identifies cases of unethical behavior of the audience in social networks, determines the causes of violation of ethical norms, links their presence with a low level of media literacy of the audience.
Keywords: social networks, Internet, audience, ethics, media literacy.
На сегодняшний день социальные сети являются одним из популярных средств массовых коммуникаций. По статистике, 73% россиян являются интернет-пользователями (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2018). Около половины населения нашей страны имеют аккаунты в
* Смеюха Виктория Вячеславовна, e-mail: [email protected]
социальных сетях: 42% - аудитория «ВКонтакте», 22,4% -Instagram, 14,6% - «Одноклассники», 10,6% - Facebook1. Аналитики отмечают изменение возрастных характеристик пользователей социальных сетей: так, если ранее констатировали превалирование в соцсетях молодежи (например, 20,6% аудитории «ВКонтакте» - молодые люди, не достигшие 18 лет), то сегодня говорят о взрослении аудитории (28% пользователей Facebook - граждане в возрасте от 35 до 44 лет, 26% - от 45 по 59 лет; возраст 39% аудитории «Мой мир» - 45-59 лет)2. Меняются не только характеристики аудитории соцсетей, но и мотивация их использования. Если первоначально пользователей привлекали информационно-коммуникативные, рекреативные и интегративные функции социальных медиа, то теперь на базе социальных сетей аудитория знакомится с новостным контентом, выстраивая новостные ленты в соответствии с индивидуальными информационными потребностями; повышает образовательные компетенции и профессиональные навыки в группах и сообществах, интегрированных с целью реализации образовательных процессов и обмена профессиональным опытом.
Однако наряду с преимуществами использования социальных сетей выделяются и их недостатки: незаконное использование и распространение информации (текстов, фотографий, видео- и аудиоконтента), интернет-зависимость, манипулирование аудиторией, распространение ложной информации и т.д. Обозначенные негативные тенденции связываются с отсутствием правового регулирования деятельности в интернет-пространстве, низким уровнем медиагра-мотности населения3. В рамках данной статьи будут рассмотрены негативные аспекты деятельности индивидов в социальных сетях, связанные с непреднамеренным наруше-
1 Контент, e-commerce, приватность: как соцсети удерживают аудиторию и борются с новыми конкурентами // Sostav.ru. 2018. 26 дек. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/sotsseti-2018-intemet-v-intemete-34970.html
2 См.: Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018 // Brand Anal^ics. 2018. 4 дек. Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/; В России назвали самые популярные тренды в соцсетях за 2018 год // РБК. 2018. 5 дек. Режим доступа: https://www.rbc.ru/tech-nology_and_media/05/12/2018/5c07992b9a79477b2fb8b3af
3 См.: Коханая О.Е. Некоторые ценностные потенции современного журналистского образования // Высшее образование для XXI века: Докл. и матер. Междунар науч. конф. М., 2016. С. 68-75.
нием этических принципов общения; выявлены причины неэтичного поведения интернет-пользователей и предложены варианты повышения медиакоммуникационной этики.
Этика средств массовых коммуникаций (СМИ, представителей журналистского сообщества) традиционно рассматривается в работах, адресованных журналистам, а также студентам, получающим профессиональное медиаобразо-вание (См.: Е.П. Прохоров, В.В. Ворошилов, С.Г. Корконо-сенко, В.В. Тулупов и др.). При определении понятия «этика журналиста» («этика журналистики») авторы связывают моральные нормы, характеристики профессиональной деятельности с принятыми профессиональным сообществом правилами нравственного поведения, соответствующими общекультурным нормам и традициям социума: «<...> это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста»1, «журналистская этика, конечно же, определяется нормами и традициями каждой страны, однако самое важное в ней - уважение журналистами своего общества, его ценностей и своей аудитории при схожем понимании профессионального долга - одинаково важно везде»2.
В связи с расширением информационной среды, изменением функций участников медиапроцесса, а именно ме-диааудитории, превратившейся из потребителей информации в активных производителей и распространителей ме-диаконтента, встал вопрос об этичности поведения интернет-аудитории, о формировании инфоэтики (медиаэтики).
Интернет-пространство, интегрированное в профессиональную, общественную, частную деятельность индивида, не всегда рассматривается им как массовая информационная среда, в которой коммуницируют различные аудиторные группы. Возможность осуществления информационной деятельности в демократичной, довольно часто анонимной форме создает у интернет-пользователей ощущение вседозволенности, безнаказанности за свое поведение в сети. Между
1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/about.htm
2 Вартанова Е. Профессиональная этика журналиста [Электронный ресурс] // Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Блоги. 2011. 21 окт. Режим доступа: http://www.joum.msu.ru/blog/blog_vartanovoy/14^1^
тем в понятие инфосферы, согласно определению профессора М.В. Шкондина, входят: «информация, знание, данные, информационный ресурс, информационный процесс, информационное поле, информационное пространство, информационные потребности, информационное взаимодействие, информационная безопасность и др.»1 Обратим внимание на включенность в категорию «инфосфера» понятия информационной безопасности, которая нарушается в случае неэтичного медиаповедения индивидов, при этом могут пострадать как инициаторы неэтичного медиакоммуникационного процесса, так и другие представители медиасреды.
Случаи нарушения этических норм в медиапространстве стали довольно частыми, последствия данных нарушений (общественное порицание, потеря работы, исключение из учебного заведения и др.) активно обсуждаются журналистами и пользователями социальных медиа. Так, поисковая системам «Яндекс» при запросе «скандал в социальной сети» выдает 5 млн результатов (данные на апрель 2019 г.). Анализ случаев нарушения этики интернет-пользователями показывает, что в роли нарушителей устоявшихся этических норм наиболее часто выступают подростки и молодежь; граждане, которые в процессе реализации личных информационных интересов наносят вред профессиональным структурам (компаниям, организациям).
Рассмотрим случаи нарушения этических норм каждой из названных аудиторных групп и определим причины их неэтичного поведения в медиапространстве. «9-летняя блогер оскорбила бедных подписчиков, хвастаясь богатством: ее мать тут же уволили» (Ink.inforesist.org. 14.05.2018), «Подростки выложили фото опасных развлечений в Сеть» (Most.tv. 20.07.2018), «Зверство ради лайков. В Бердянске подростки выкладывают в сеть свои издевательства над школьниками» (Ria-m.tv. 28.11.2018), «Ученики Вологодского многопрофильного лицея создали группу в социальной сети "ВКонтакте" и оскорбляли педагогов» (Вести Вологда. 8.12.2018), «"Разговорчики в сетях!". В петербургском вузе решили отчислять студентов за плохое поведение в соцсетях» (Газета.ш. 07.04.2014) - названия публикаций дают представление о
1 Шкондин М.В. Медиасистема как фактор репрезентации публичности в процессах освоения мира социумом // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017, № 2, т. 1, с. 185-189.
характере этических нарушений в процессе реализации ме-диадеятельности детьми школьного возраста и студентами. Как правило, речь идет о распространении информации, нарушающей нравственные нормы, задевающей интересы других пользователей, информации оскорбляющего характера, использовании ненормативной лексики. Можно выделить несколько факторов, определяющих модель неэтичного медиа-поведения рассматриваемой аудиторной группы. Подростки и молодежь представляют аудиторный сегмент, отличающийся психологическими особенностями поведения в силу их возраста, отсутствия жизненного опыта; как считают специалисты, «специфика подросткового возраста - это обязательный антагонизм с системой, властью, причем не обязательно в лице государства. Это могут быть родители или учитель»1. Согласно данным статистики, интернет-аудитория молодеет: сегодня страницы в социальных сетях заводят восьмилетние школьники, большая часть подростков ежедневно проводит в сети около трех часов, при этом около 20% школьников тратят на пребывание в Интернете около пяти часов. Сравним с данными 2012 г.: 23% детской аудитории проводили в сети от 7 до 14 часов в неделю, 57% - от 14 до 21 часа и 20% детей - более 21 часа2. Причем как в начале десятилетия, так и сегодня родители не знают об интересах детей в интернет-пространстве и не контролируют их действия в сети. Между тем, по мнению психологов, неэтичное поведение рассматриваемого аудиторного сегмента в медиапространстве может объясняться стремлением привлечь к себе внимание, самоутвердиться. Кроме того, данная аудитория не знакома с этикой поведения в сети (более того, как школьники, так и студенты младших курсов не знакомы с ресурсами Интернета, которые они могли бы использовать в образовательной деятельности, не умеют осуществлять поиск необходимой информации, что говорит о низком уровне медиаграмотности молодых интернет-пользователей).
1 Шаталина М. Психолог, работающий с блогерами, - о поведении детей в соцсетях // The Village. 2018. 21 фев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/children/children-interview/302767-podrostki-i-sotsseti
2 Хрянина М.А. Влияние социальных сетей на формирование интересов детской аудитории // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Десятой Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2013, с. 397-399.
Следующая группа пользователей, которые часто нарушают этику поведения в социальных медиа, - это представители профессиональных структур. Сегодня социальные сети выступают в качестве одного из эффективных и популярных ресурсов формирования имиджа компаний, их продвижения. Однако влияние на имидж организации могут оказывать не только специально созданные официальные страницы и группы в социальных сетях, но и личные страницы сотрудников. Как правило, пользователи соцсетей публикуют контент на своих страницах в информационных и развлекательных целях, оценивают его как информацию личного характера и не связывают с официальным местом работы, должностью, корпоративной и профессиональной этикой. Рассмотрим примеры неэтичного поведения пользователей, медиадеятельность которых общественность связала со сферой их профессиональной занятости: «"Мужская бравада в пылу игры": замглавы "Росгеологии" уволен с должности после публикации скандального видео» (Rus-sian.rt.com. 29.01.2019), «Чиновники Оренбургской области уволены из-за ролика со стриптизом» (Национальная служба новостей. 23.02.2019), «Некоторые предпочитают погорячее: учительницу ИЗО подвело голое творчество» (Вести.т. 23.03.2016), «Учитель музыки из Тверской области выложила в соцсети обнаженные фотографии» (Tvernews.ru. 15.08.2014), «Воспитательницы устроили секс-корпоратив в детском саду» (НТВ.т. 16.03.2017).
Руководители организаций все больше внимания уделяют личным страницам сотрудников в социальных сетях, анализ контента которых позволяет сделать заключение о психологическом портрете служащих, их интересах и отношении к организации. Неэтичная медиадеятельность представителей компании негативно отображается на ее имидже, в связи с чем в организациях стали разрабатывать нормативные документы, регулирующие поведение работников в соцсетях. Например, «HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров» опубликовал «Регламент поведения сотрудников в социальных сетях», в котором оговариваются особенности их деятельности в социальных медиа: «<...> поведение в офисе компании или за его пределами, которое находит отражение в социальных сетях или других публикациях в открытом доступе, должно соответствовать корпоративной этике нашей организации.
Всегда помните о том, что за вами стоит компания, ее сотрудники и ее бренд, в который вложено немало денег и сил»1.
Вопрос соблюдения медиаэтики представителями профессиональных структур стал настолько актуальным, что разработкой этических норм поведения в социальных сетях занялись не только представители юридических и кадровых служб, но и научное сообщество. Так, в 2017 г. вышла статья Е.Г. Ямщиковой, в которой комментируются правила поведения педагогов в сети Интернет2.
Рассмотрим еще одну группу интернет-пользователей, медиадеятельность которой может вызывать критику общественности. Это женская аудитория.
Женщины проявляют себя более активно в сети Интернет (в сравнении с мужской аудиторией): наиболее часто размещают посты, публикуют фотографии, комментируют тексты других пользователей, медиадеятельность женщин отличается повышенным уровнем эмоциональности, стремлением привлечь к себе внимание. Женская аудитория может использовать личные страницы в социальных сетях в качестве личных дневников, где делится мыслями, чувствами, переживаниями, забывая при этом, что информация размещается в массовом информационном пространстве, деятельность которого регулируется этическими и моральными принципами: «Девушка оскорбила своего мужа в социальной сети Instagram: суд обязал удалить пост и извиниться» (Topre.ru. 30.03.2019), «Оскорбила верующих картинками в соцсетях» (Russkoe.video. 26.07.2018), «Россиянку осудили за комментарии в "ВКонтакте"» (Lenta.ru. 23.08.2018) и др.
Исследования, проведенные учеными, подтверждают, что женщины, реализуя информационную деятельность в социальных сетях, чаще позиционируют себя в «роли сексуально привлекательного объекта»3, чаще размещают «эмоциональные посты, где делятся своим настроением /
1 Режим доступа: https://hr-portal.ru/doki/reglament-povedeniya-sotrudnikov-v-socialnyh-setyah
2 Ямщикова Е.Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде // Человек и образование, 2017, № 1, с. 54-58.
3 Максимова О.Б. Конструирование гендерной идентичности в виртуальной политической коммуникации: дискурсивные стратегии и практики самопрезентации в социальных сетях // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология, 2016, № 2, т. 16, с. 403-417.
грустью / радостью / волнением / любовью»1, что в итоге может стать причиной конфликтной ситуации в пространстве социальных медиа.
Личный опыт работы автора статьи со студентами подтверждает, что девушки не осознают негативных аспектов своей деятельности в социальных сетях до тех пор, пока не прослушают лекции о поведении аудитории в социальных медиа, после чего они меняют содержание личных страниц, оценивают их наполнение, а также тематику постов, характер публикуемых фотографий с точки зрения личного позиционирования в массовом медиапространстве, формирования собственного имиджа, включающего в себя ряд структурных компонентов, затрагивающих общественную и профессиональную деятельность.
Выделяются случаи нарушения этики публичными личностями: «Скандал вокруг Собчак. В Интернете разразился скандал, спровоцированный высказыванием Ксении Собчак о полных женщинах» (Василиса прекрасная. 26.08.2018), «Божена Рынска в центре скандала: пост журналистки о жертвах крушения самолета в Сочи вызвал резонанс» (Слово и дело. 16.11.2017), «Волочкова снова в центре скандала из-за фото в соцсетях» (Народный корреспондент. 25.04.2016). Если нарушение этики обычными пользователями может грозить им массовым осуждением, возникновением проблем в профессиональной среде, то в случае с известными персонами обсуждение их неэтичного поведения повышает к ним интерес аудитории, вследствие чего можно заключить, что известные женщины преднамеренно эпатируют публику в социальных сетях.
Необходимо отметить, что трансформация социума ведет к изменению морально-этических принципов. Постепенно отношение общества к нарушениям этических критериев может модифицироваться от неприятия к одобрению. Приведем примеры из истории. Если в середине XIX в. общество скептически относилось к незарегистрированным бракам, то к окончанию века СМИ начали объяснять причины сокращения численности браков, нежелания молодых людей созда-
1 Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Ющенко Н.А. Проявление ценностных ориентаций пользователей социальных сетей в контенте персональных страниц (на примере сети «ВКонтакте») // Вестник психотерапии, 2014, № 52(57), с. 37-50.
вать официальные семьи, т.е. можно заключить, что общество постепенно стало принимать форму свободных отношений: «<...> увеличение внешних удобств в виде общественных помещений, клубов и т.п., возможность удовлетворять даже мелочные потребности вне дома, что прежде было немыслимо, все это делает удобною холостую жизнь, побуждает мужчин избегать брака. Сверх того свобода нравов делает легко доступным женское общество, а возрастающая страсть к роскоши требует значительных средств для "приличного" поддержания семейной обстановки»1. Другой пример касается внешнего вида женщин XIX в., в 1876 г. журнал «Женское образование» писал о негативной тенденции нарушения общепринятых норм, касавшихся женской одежды и причесок: «Нарядились они чуть не в мужской костюм, остригли волосы, закрыли глаза синими очками, усвоили угловатость манер, стали говорить какою-то длинною речью с напускным цинизмом. Многим родителям оставалось только ужасаться и оплакивать участь своих несчастных дочерей»2. Сегодня распространились различные формы брачных отношений (гражданской, гостевой и др.), в моде утвердился стиль «унисекс», что говорит о трансформации общественных вкусов, моральных принципов и этических норм.
Теперь обратимся к примерам, показывающим изменение отношения современного общества к этическим принципам. Так, например, ролик, выложенный курсантами Ульяновского института гражданской авиации в сеть, разделил общественность: часть интернет-аудитории в комментариях указывала, что не видит ничего предосудительного в том, что будущие летчики танцуют в нижнем белье. Более того, в Интернете стали появляться ролики в поддержку молодых людей («Летать, танцевать и любить»: в сети появились новые ролики в поддержку ульяновских курсантов // Russian.pt. 20.01.2018). Схожую реакцию вызвал случай с увольнением учительницы, разместившей в сети фотографии, на которых она была в купальнике. Российские учителя стали публиковать посты в защиту коллеги (Российские учителя поддержали свою уволенную коллегу из Барнаула флешмобом в купальниках (Комсомольская правда.т. 30.03.3019).
1 Острогорский В. Жены и мужья (Несколько мыслей о семейной жизни) // Женское образование, 1878, № 1, с. 1-11.
2 Сиповский В. Положение у нас вопроса о высшем женском образовании // Женское образование, 1876, № 6, с. 260.
Однако данные случаи одобрения нарушений этики можно признать единичными. Потому в процессе реализации личных медиаинтересов в пространстве социальных сетей необходимо помнить о соблюдении этических норм, формируемых социумом, культурно-историческими традициями, профессиональным сообществом.
Таким образом, можно заключить, что деятельность в социальных сетях позволяет реализовать индивиду ряд важнейших функций, связанных с его личными, общественными, профессиональными интересами. Нарушение этических норм в медиапространстве может привести к возникновению проблем этического, морального, судебного характера. Повышение уровня медиаграмотности населения способствует снижению численности данных нарушений, повышению ответственности пользователей социальных медиа, формированию стратегически осознанных моделей медиаповедения.