Научная статья на тему 'Виртуальные социальные сети как среда профессионализации социальных работников'

Виртуальные социальные сети как среда профессионализации социальных работников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
659
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ETHICS / ПРОФЕССИОНАЛИ-ЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / WEB 2.0

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сережко Татьяна Алексеевна

Использование технологий Web 2.0 будущими социальными работниками может привести к непредвиденным этическим дилеммам. В статье определены потенциальные проблемные области, связанные с непрофессиональным поведением, возникновением конфликта интересов и нарушением конфиденциальности студентами и преподавателями в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Social Networks as an Environment for the Professionalization of Social Workers

Using Web 2.0 technologies by future social workers can lead to unexpected ethical dilemmas. The article identifies potential problem areas related to unprofessional behavior, conflict of interest and violation of confidentiality by students and teachers in social networks.

Текст научной работы на тему «Виртуальные социальные сети как среда профессионализации социальных работников»

20/Я/&

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Т. А. Сережко

УДК 37

ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДА

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

а сегодняшний день можно выделить несколько направлений, по которым социальная работа и Интернет могут тесно и эффективно сотрудничать. В Интернете находят применение самые разнообразные социальные практики, являющиеся виртуальными аналогами обычных. Во-первых, многочисленные специализированные сайты, предоставляющие полезную информацию: законодательство, положения, постановления, актуальные списки требуемых документов, перечни льгот и т. п. Во-вторых, это становящиеся все более распространенными онлайн-консультации психологов, юристов, педагогов, социальных работников и даже врачей. В-третьих, с каждым годом интернет-пользователи и блогеры готовы все активнее участвовать в благотворительных акциях. В-четвертых, Интернет - это, бесспорно, место общения. Сообщества, организуемые как социальными работниками, так и социально близкими категориями населения (форумы усыновителей, приемных родителей, многодетных семей, инвалидов) помогают людям не только не чувствовать себя одинокими, но и конструктивно решать возникшие проблемы сообща с теми, кто имеет опыт (происходит взаимоинформирование заинтересованных людей). Все это актуализирует проблему подготовки социальных работников в современных условиях, где значительную роль начинает играть виртуальная среда [6].

Обучение в вузе предполагает, что студент постепенно освоит предусмотренные ФГОС ВО общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции и интегри-

руется в профессиональную культуру посредством усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Технологический аспект практики обучения социальной работе рассматривается в рамках курса «Основы социального образования» [7]. Отмечается, что традиционные педагогические технологии как «жесткие» формы организации учебного процесса не создают необходимых условий для личностного профессионального становления в процессе обучения, так как ориентируются на возможности усредненного студента. Традиционно учебный процесс базируется на изучении отдельных теоретических и практических дисциплин, мало связанных между собой и недостаточно ориентированных на будущую профессиональную деятельность. Поэтому аудиторная работа дополняется большим объемом практик, а также контактов с практическими работниками. Несмотря на имеющиеся трудности в процессе профессионализации, быстрое развитие технологий и популяризация онлайновых социальных сетей добавляют еще одну среду, представляющую интерес для будущих социальных работников.

На современном этапе развития общества, предъявляющем все более жесткие требования к профессионалам, студенты в процессе обучения должны быть осведомлены о потенциальных этических проблемах, связанных с неприкосновенностью частной жизни, настройками приватности, возможностями поиска информации, размещенной в виртуальных сообществах. Реальные или потенциальные этические дилеммы, связанные с репрезентацией профессионального «Я» в социальных сетях, могут быть вызваны демонстрацией предвзятого отношения и использованием уничижительного языка к определенным категориям населения, а также ситуацией конфликта интересов и нарушения конфиденциальности, связанной с клиентами, коллегами, учреждениями.

Проблемы в виртуальном мире представляют собой потенциальные угрозы для профессионального статуса будущих социальных работников, связанные с отсутствием пони-

мания необходимости управления пространственными и временными границами в сети.

Цель данной статьи - рассмотреть потенциальные этические дилеммы для студентов направления подготовки «Социальная работа», возникающие при коммуникации в социальных сетях.

Социальная сеть

Развиваясь из ресурса для чтения, содержания и нахождения информации, Интернет теперь также является родиной технологии Web 2.0 - социальных медиа, в которых люди активно общаются с другими пользователями и участвуют в создании нового контента [10]. Наиболее популярными в России социальными медиа в формате Web 2.0 являются такие социальные сети (SNSs), как Вкон-такте и Facebook.

Социальная сеть может быть определена как: «сетевое обслуживание, которое позволяет людям (1) конструировать общественные или полуобщественные профили в ограниченной системе; (2) ясно формулировать список других пользователей, с которыми они устанавливают контакт, и (3) представлять и изменять список контактов, сделанных в системе» [9, р. 211].

Общей чертой онлайновых социальных сетей является необходимость формирования личного профиля с целью «быть найденным» или самому вступить в контакт с другими пользователями, которые находятся в социальной сети. Социальные сети и блоги являются теперь четвертой по популярности деятельностью в Интернете, с членскими сообществами, посещаемыми 67 % пользователей [14]. Взаимодействие в социальных сетях охватывает почти 10 % всего потраченного интернет-времени [14]. Использование социальных сетевых веб-сайтов достигло почти половину (48 %) американского населения в 2010 году. Наличие личной страницы профиля отмечено у 78 % подростков; 77 % пользователей в возрасте 18-24 лет; 66 % пользователей в возрасте 25-34 лет; и 50 % пользователей в возрасте 35-44 лет [16].

Глобальный интерес к взаимодействию в социальных сетях актуализирует перед педа-

20/Я/&

гогами необходимость исследовать эту неизведанную территорию с точки зрения управления онлайн-взаимодействиями студентами и определения того, что соответствует нормам профессионального поведения в социальных сообществах [5]. Имеющиеся исследования показывают, что большинство пользователей социальных сетей не используют в своих профилях настройки конфиденциальности [12; 15]. Регистрации онлайн и поиск позволяет находить личную информацию, которая может привести к изменению профессиональных отношений между клиентом и специалистом [12]. Открытая информация, размещаемая на сайтах социальных сетей, вскрывает проблему, связанную с деверсификаци-ей границ, отделяющих личную жизнь студента от формирующегося профессионального образа социального работника во взаимодействиях с коллегами, преподавателями и нынешними или потенциальными работодателями и клиентами.

Деятельность, связанная с построением профессионального Я-образа, обычно идет параллельно с самопредставлением и осознанной или неосознанной репрезентацией образа Я на личной странице в социальной сети. Обучение по направлению подготовки «Социальная работа» предполагает, что студенты будут развивать профессиональное «Я» при постоянном осознании миссии социальной работы, ценностей и этических норм для практики.

Наиболее известным и влиятельным сводом этических стандартов, которые применяются в социальной работе США, является этический кодекс Национальной ассоциации социальных работников [13]. Отечественный Кодекс этики разработан общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» на основе рекомендаций Международной федерации социальных работников в 2003 г. Он представляет собой документ, в котором излагаются базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных

обязанностей [3]. Развитие студентом навыков соответствия профессиональными представлениями и ожиданиям общественности имеет важнейшее значение для процесса профессионализации.

Профессиональная самопрезентация

Как будущие профессионалы студенты должны знать стандарты поведения и понимать, как управлять и устанавливать четкие границы в контексте разнообразных личных и профессиональных взаимосвязей друг с другом, клиентами, учреждениями и сообществами [13]. В процессе профессионального становления студенты должны осознать, каким образом и когда представить себя соответствующим способом в том или ином контексте профессионального взаимодействия.

Поскольку на это влияют осведомленность и потребность быть в центре общественного внимания, управление Я-образом или репрезентацией профессионального «Я» связано с границами, которые перемещаются динамично, контекстуально. Студенты должны учиться контролировать свои действия в сети (т. е. наблюдение, сессии и неофициальные разговоры) и понимать, что они на виду у населения, с которым активно связаны. Обратная связь в физической среде включает вербальную и невербальную коммуникацию, охватывающую визуальные, слуховые и осязательные сигналы, которые являются основными элементами в помогающих профессиях, позволяющими выбрать соответствующие методы взаимодействия. Поскольку компьютер в течение последних десятилетий расширил возможности виртуальной коммуникации, исследователи обращают внимание на различия, которые имеют место между коммуникацией в сети и общением «лицом к лицу». В работах различных исследователей обнаруживаются две противоположные точки зрения. С одной стороны, возникает ощущение, что социальные сети являются лидером в коммуникации, потому что снимают физические барьеры, в том числе связанные с тревогой и трудностями, которые могут возникнуть при личном взаимодействии. С другой стороны, социальные сети способствуют коммуникаци-

онной лакуне, потому что отсутствие контекстуальных стимулов может привести к деперсонализации. Отсутствие контекстуальных стимулов в виртуальном мире может привести к потенциальным оплошностям относительно соответствующего представления профессионального «Я» [8].

Во-первых, большой объем информации, релевантной профессиональной идентичности, легко может быть распространен через социальную сеть и доступен огромному количеству как знакомых, так и незнакомых людей, включая клиентов (реальных или потенциальных), работодателей, коллег и пр. Исследования показывают готовность студентов вузов открывать свои настоящие имена в профилях социальных сетей, наряду с политическими взглядами, сексуальной ориентацией, религией и романтическим статусом [12; 15]. Почти одна треть (30 %) пользователей БасеЪоок готова сделать информацию личных профилей доступной для незнакомых людей и своих «сетевых» друзей [12; 15]. Личная информация, которой не представляется возможным поделиться в контексте отношений специалиста социальной работы с клиентом, коллегой или работодателем, теперь может быть легкодоступна не только этим людям, но и намного более широкой, часто незнакомой, аудитории в иных контекстах, становясь постоянной во времени.

Во-вторых, временные границы отражают способность информации, размещаемой в социальных сетях, к последовательному постоянству для будущих зрителей. Информация о студентах, связанная с их интимными отношениями, общественной деятельностью и учебой в университете, доступна большому числу пользователей, таким образом, потенциаль-но влияя в перспективе на будущие профессиональные отношения. Все больше и больше работодателей используют сетевые сайты как компонент процесса поиска информации о реальных или потенциальных работниках, их высказываниях и несоответствующих фотографиях. Некоторые работодатели используют социальные сети, чтобы контролировать поведение своих нынеш-

них сотрудников за пределами рабочего места. Педагоги также стали одной из профессиональных категорий, которая на себе испытала угрозу публичных инцидентов, связанных с размещением информации в личных профилях, с ошибками в суждениях, приводящими к увольнениям или запретам на педагогическую деятельность.

Поскольку студенты начинают формировать свой профессиональный Я-образ, взаимодействуя в социальных сетях, они могут потерять контроль над своей собственной личной релевантной информацией, не соответствующей моральной идентичности профессионала. Другие пользователи могут также участвовать в формировании личного профиля, загружая фотографии или текст о студентах, часто без информированного согласия последних. Все это может привести к размещению на странице друга, который не установил профиль приватности, фотографий и видео, сделанных в контексте приватной, непрофессиональной атмосферы.

Тесно связанной с управлением профессиональным образом является способность признать и устранить предвзятость и уничижительный язык в профессиональной деятельности. Отечественный кодекс социального работника обязывает к этическому поведению по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами, и призывает принимать человека таким, как он есть; привлекать его к активной совместной работе; обеспечивать конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; нести ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявлять личную порядочность по отношению к нему [3]. Этический кодекс NASW является более определенным относительно использования оскорбительного языка: «Социальные работники не должны использовать уничижительный язык в своих письменных сообщениях или вербальных коммуникациях с клиентами или по отношению к клиентам. Социальные работники должны использовать точный и почтительный язык во всех коммуникациях с клиентами или по отношению к клиентам» [13]. Будущие социальные работ-

20/Я/&

ники учатся эмпатии в работе с клиентами. Однако личные страницы в социальных сетях студентов «помогающих» профессий, как показывают исследования, допускают использование откровенно дискриминационного языка и демонстрацию дискредитирующего материала [12].

Примерно треть специалистов допускает в своих профилях в соцсетях размещение контента, дискредитирующего профессию. Например, результаты исследования поведения врачей в соцсетях было опубликовано в журнале BJU International. В качестве исследуемой группы авторы выбрали выпускников ре-зидентуры по урологии (США, 2015 год). У 72 % врачей были обнаружены общедоступные профили в Facebook. Из них в 40 % случаев авторы исследования зафиксировали наличие «непрофессиональных или потенциально нежелательных по содержанию» сообщений. Одновременно с этим в 13 % случаев были обнаружены вопиющие случаи нарушения профессиональной этики: раскрытие данных о пациентах, использование ненормативной лексики и фотографий, демонстрирующих владельцев аккаунтов в различных степенях опьянения [11]. Аналогичная ситуация наблюдается в среде педагогов [2]. Подобных данных о профилях социальных работников или студентах, обучающихся социальной работе, в контексте данного исследования не было обнаружено, однако очевидно, что многие студенты колледжей и вузов загружают сомнительное содержание на своих личных страницах в социальных сетях.

Конфликты интересов

Виртуальное сообщество является местом, где происходит стирание и слияние различных границ. Границы могут стираться, поскольку многоаспектная окружающая среда -личная, социальная и профессиональная - может пересекаться в социальной сети. Согласно Моральному кодексу NASW [13] социальные работники не должны участвовать в «параллельных» или «пересекающихся» отношениях с нынешними или бывшими клиентами, при которых возникает риск эксплуатации или возможности нанесения вреда клиенту. В случаях, когда «двойные» отношения неизбеж-

ны, социальные работники должны предпринять шаги, чтобы защитить клиентов, и ответственны за установление четких, этичных рамок взаимоотношений. «Параллельные» или «пересекающиеся» отношения происходят, когда социальные работники касаются клиентов более чем в одном отношении в профессиональной, социальной или деловой сфере.

Социальные работники и социальные педагоги должны предупреждать возникновение ситуаций конфликта интересов, которые могут влиять на их профессиональную тактичность, на успешность решения социальных проблем человека, обратившегося за помощью.

Специфика социальных сетей состоит в том, что пользователи недооценивают роль аудитории, поскольку не могут знать обо всех тех пользователях, которые просматривают размещенную на странице информацию. Таким образом, может возникать реальный или потенциальный конфликт между профессиональными ожиданиями и социальными, сексуальными, религиозными воззрениями студента.

Кроме того, делясь личной информацией и собственными мнениями в социальных сетях, следует помнить, что отправленные «слова» останутся неизменными. Четкие и понятные, ощутимые границы в офлайновой окружающей среде исчезают в виртуальном мире. Студент на личной странице может размещать информацию, связанную с преодолением трудностей в обучении, с отсутствием понимания какой-либо информации, может высказывать мнение о навыках и способностях однокурсников и преподавателей, обсуждать случаи из практики. Однако стоит помнить, что с позиции реальных или потенциальных клиентов и работодателей квалификация социального работника может быть поставлена под сомнение. Кроме того, потенциальный работодатель может рассмотреть эту информацию как неспособность социального работника сохранить баланс между личной и профессиональной жизнью.

Частная жизнь и конфиденциальность

Отечественный этический кодекс социальной работы отмечает, что «конфиденциальной

(доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом. Они должны гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения» [3]. В этическом кодексе NASW отмечено, что социальные работники должны уважать право клиентов на частную жизнь. Требования к конфиденциальности распространяются на информацию, передаваемую коллегами в процессе профессиональных отношений [13].

В социальных сетях студентами могут размещаться положительные или отрицательные комментарии, связанные с колледжами, вузами, академическими группами, преподавателями или учреждениями. Комментарии, которые ранее могли звучать только в стенах студенческой аудитории, библиотеки или общежития, теперь добавлены на стенах БасеЪоок, Вконтакте и транслированы в многоканальную окружающую среду. Там они могут быть доступны клиентам, преподавателям, работникам учреждений и ведомств или общественным организациям. В результате размещения той или иной информации, распространяемой через сеть друзей и знакомых студента, может пострадать клиент, что приводит к потенциальному нарушению этических норм соблюдения тайны частной жизни и конфиденциальности.

Область потенциального беспокойства может быть связана с практикой работы с клиентами, которые могут бояться делиться конфиденциальной информацией. Поскольку студенты - будущие социальные работники получают навыки в оценке клиента и получении сопутствующей информации, чтобы повысить эффективность помощи, они могут столкнуться с дилеммой о доступе к странице Вконтакте клиента или БасеЪоок не только, чтобы получить информацию, но и проверить информацию, которой поделился клиент в процессе взаимодействия. С юридической точки зрения информация, размещенная в социаль-

ных сетях, является публичной информацией и может быть использована в судебных процедурах. Документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором [1]. Согласно Кодексу этики социального работника и социального педагога членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», «соблюдение принципа защиты прав клиента обусловливают обязанность социального педагога и социального работника информировать человека, обратившегося к ним за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых ими для решения его проблем [3]. Моральный кодекс NASW требует, чтобы социальные работники предоставили услуги на основе действительного и информированного согласия [13]. Если политика социальной службы допускает поиск и просмотр личных страниц клиента в сети, то социальный работник должен сообщить клиенту, что профили будут просматриваться в контексте сбора информации и предоставления услуг.

Виртуальная среда социальной работы В процессе обучения по направлению подготовки «Социальная работа» создается такая среда, которая облегчает рост культурного уровня студентов, их интеграцию в профессиональную сферу через ценности Кодекса этики социального работника и социального педагога. Национальной ассоциацией центров охраны труда совместно с общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» в 2016 году разработаны Методические рекомендации социальным работникам и специалистам по социальной работе «Как обеспечить безопасность и избежать рисков при выпол-

20/Я/&

нении служебных обязанностей» [4]. Однако нигде не идет речь об особенностях использования социальных сетей в практике социальной работы. В ответ на развитие компьютерных технологии NASW вместе с Ассоциацией Советов по Социальной работе (ASWB) в 2005 году разработал Стандарты для применения информационных технологий в социальной работе - руководство по использованию компьютерных технологий в практике социальной работы. Однако и в этом документе рекомендации по использованию платформы Web 2.0, включая социальные сети, в практике социальной работы отсутствуют. Представляется, что есть большой разрыв в уровне знаний студентов и положениями академической науки относительно использования социальных медиа наряду с недостатком литературы по социальной работе, освещающей как отрицательные, так и положительные аспекты этой новой сферы.

Этический кодекс NASW является в настоящее время наиболее актуальным руководством в сфере решения этических дилемм, связанных с информацией, размещенной в социальных сетях [13]. Студенты, которые используют социальные сети, должны быть осведомлены о необходимости выполнения этических обязанностей в сфере информированного согласия, поддержания конфиденциальности и минимизации двойственных отношений.

Поскольку преподаватели и практические социальные работники начинают обращаться к профессиональному контенту в виртуальной среде, они могут перенимать положительный опыт использования социальных медиа из других академических областей. Проектирование курсов или образовательных событий, которые создают преподаватели, специалисты, практики в социальных сетях, таких как Facebook, Вконтакте, должны подтолкнуть студентов к критическому анализу своих профилей и потенциальных последствий неподобающей онлайн-деятельности для себя, академического учреждения и профессии [12]. Важно подготовить студентов к профессии, которая требует высокого соответст-

вия моральным и этическим нормам не только в реальной жизни, но и в виртуальном мире. Использование средств социальных медиа в конструировании профессионального Я-об-раза может привести к возникновению потенциальных этических дилемм.

Студенты направления подготовки «Социальная работа» учатся определенным нормам профессионального поведения, включающим точность, почтительность, поддержание конфиденциальности, соответствующего имиджа, культурной компетентности и демонстрацию интервенционных навыков и навыков оценки. Социальные медиа web 2.0, такие как социальные сети, формируют новую среду для профессионализации специалистов помогающих профессий. Хотя есть много положительных отзывов, связанных с использованием виртуальных сетей [10], и профессиональная социальная работа развивает способы максимизировать эти СМИ в целях образования и поддержки, студенты должны осознавать потенциальные риски, связанные с регистрацией профиля и раскрытием личной информации. На сегодняшний день может быть актуальным вопрос о необходимости разработки соответствующей политики учебных заведений в отношении виртуального поведения студентов и преподавателей. Также важно определить эффективность влияния подобной информационной политики и учебных программ на поведение студентов в социальных сетях и профессиональное развитие. Демонстрация непрофессионального поведения в социальных сетях может создать не только негативный профессиональный образ студента, но дискредитировать как учебное заведение, так и профессию социальной работы. Развитие в студенческой среде способности определить, что является «общественным», что - «частным», является одним из важнейших аспектов профессионализма в эпоху Web 2.0. Кроме того, учебные заведения и профессиональные объединения должны эксплицитно решать подобные проблемы, чтобы сформировать общепризнанные ценностные установки в среде педагогов, студентов, профессионального сообщества.

АННОТАЦИЯ

Использование технологий Web 2.0 будущими социальными работниками может привести к непредвиденным этическим дилеммам. В статье определены потенциальные проблемные области, связанные с непрофессиональным поведением, возникновением конфликта интересов и нарушением конфиденциальности студентами и преподавателями в социальных сетях.

Ключевые слова: этика, профессионализация, социальная работа, социальные сети, Интернет, Web 2.0.

SUMMARY

Using Web 2.0 technologies by future social workers can lead to unexpected ethical dilemmas. The article identifies potential problem areas related to unprofessional behavior, conflict of interest and violation of confidentiality by students and teachers in social networks.

Key words: ethics, professionalization, social work, social networks, Internet, Web 2.0.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.07.2017).

2. Двойная жизнь учителей: зачем родители следят за их социальными сетями [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/ society /20160716/1466005140.html.

3. Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». - М., 2003. - 20 с.

4. Как обеспечить безопасность и избежать рисков при выполнении служебных обязанностей: методические рекомендации социальным работникам и специалистам по социальной работе [Электронный ресурс]. -URL: http://ssopir.ru/44.html.

5. Невлева И. М. Парадигмальные этические проблемы общения со студентами в современном медиапространстве / И. М. Нев-лева, Т. А. Сережко // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2017. - № 10 (259). - Выпуск 40. -С. 68-79.

6. Сережко Т. А. Общение в социальных сетях как проблема современной педагогической этики // Социология и социальная работа в системе профессионального образования: материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 3-7 апреля 2017 года. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2017. - С. 327-333.

7. Сережко Т. А. Основы социального образования: курс лекций. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2015. - 128 с.

8. Сережко Т. А. Этический аспект педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в социальных сетях: современное состояние проблемы / Т. А. Сережко, Ж. С. Ко-хан // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 9. - № 2. - С. 29-41.

9. Boyd D. & Ellison N. Social Network Sites: Definition and conception. Journal of Computer Mediated Communication. - 2008. -13 (1). - Р. 210-230.

10. Giffords E. D. The Internet and social work: The next generation. Families in Society: The Journal of Contemporary Social Services. -2009. - 90 (4). - Р. 413-418.

11. Kevin Koo, Zita Ficko, E. Ann Gorm-ley Unprofessional content on Facebook Accounts of US Urology Residency Graduates // BJU International. - June 2017. - Volume 119. -Issue 6. - P. 955-960.

12. MacDonald J., Sohn S., Ellis P. Privacy, Professionalism and Facebook: A Dilemma for Young Doctors // Medical Education. - 44. -P. 805-13.

13. NASW Code of Ethics of the National Association of Social Workers [Электронный ресурс]. - 2008. - URL: http://www.naswdc. org/pubs/code/ code.asp.

14. Nielson. Global Faces and Networked Places: A Nielson Report on Social Networking's New Global Footprint [Электронный ресурс]. - 2009. - URL: http://blog.nielsen. com/ nielsenwire/wpcontent/uploads/2009/03 /nielsen_ globalfaces_mar09.pdf (дата обращения: 07.10.2010).

15. Tufekci Z. Grooming, Gossip, Face-book and Myspace. Information, Communication & Society. - 2008. - 11 (4). - Р. 544-564.

20/Я/&

16. Webster T. (). The Social Habit - Frequent Social Networkers. Edison Research [Электронный ресурс]. - 2010, June 17 th. - URL: http://www.edisonresearch.com/home/archives/2 010/06/the_social_habit_frequent_social_networ kers_in_america.php.

Е. В. Гнатышина

УДК 378 СИСТЕМА

ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

менения в системе коммуникаций влекут изменения в системе ценностей целого поколения цифровой эпохи [5]. Категория «цифровая культура» становится предметом научно-методологического осмысления. Проблема «окультуривания» цифровизации и ее глобальных последствий актуализируется в ситуации модернизации образовательных процессов. Цифровая культура порождает необходимость обновления принципов и методов работы в высшей школе, ориентированных на будущего специалиста цифровой эпохи.

Подходы к пониманию категории «цифровая культура» неоднозначны. Анализ ряда исследований [1; 4; 6] приводит к семантическому наслоению категории «цифровая культура» на категорию «информационная культура», под которой мы понимаем сложное системное качество личности, характеризующееся уровнем развития информационного мировоззрения и информационной компетент-

ности, проявляющееся в способах функционирования в информационной среде (поиск, отбор, анализ, переработка информации). Цифровая культура, по нашему мнению, является трансформационной формой информационной, включающей способы взаимодействия в цифровой среде и относящейся к объектам цифровой эпохи, когда ведущим видом информации является информация цифровая.

Цифровая культура - это сложное системное качество личности, проявляющееся в построении информационной картины мира и актуализации ценностно-смысловой сферы в информационной деятельности, совокупности знаний, умений самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации, навыков и практического опыта ее организации, преобразования, сохранения и передачи.

Цель представленного исследования: определение ведущих закономерностей процесса формирования цифровой культуры педагога. Задачи представленного исследования: конкретизация понятия «цифровая культура педагога; конкретизация основополагающих принципов определения системы закономерностей процесса формирования цифровой культуры педагога; на основе теоретического и эмпирического анализа, а также результатов экспериментальной работы выделение закономерностей в двух аспектах: ценностно-мировоззренческом и профессионально-предметном.

Объектом нашего исследования является цифровая культура педагога [2; 3], под которой мы понимаем сложное системное качество личности, проявляющееся в построении информационной картины мира и актуализации ценностно-смысловой сферы в информационной деятельности, совокупности знаний, умений самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации, навыков и практического опыта ее организации, преобразования, сохранения и передачи. Цифровая культура педагога в таком понимании становится областью профессиональной культуры, связанной с функционированием информации в рамках профессиональной дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.