М.С. Туторская,
старший преподаватель кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологи, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия, [email protected]
МЕДИЦИНСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
УДК 61.001.12/.18
Туторская М.С. Медицинские социальные сети: возможности и риски использования
(Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье приведен обзор медицинских социальных сетей, описаны возможности использования для медиков, риски, а также этические вопросы, связанные с взаимодействием врачей и пациентов. Даны рекомендации по работе в социальных сетях и сделаны выводы. Ключевые слова: медицинские социальные сети, интернет, HON code.
Медицинские социальные сети — это платформы, онлайн-сер-висы или вебсайты, которые предназначены для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений внутри медицинского сообщества и его взаимодействия с пациентами. Задолго до появления Интернета и Интернет-сообщества социолог Джеймс Барнс определял социальную сеть как «социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)» [1]. Д.С. Ликлидер в статье «Компьютер как коммуникационное устройство», опубликованной в 1968 году, предполагал, что «в большинстве случаев виртуальное сообщество будет состоять из людей, географически удаленных друг от друга. Иногда они станут объединяться в небольшие группы, а иногда работать самостоятельно. Эти сообщества будут связаны не местом проживания или работой, а общими интересами. Вы больше не будете отправлять письма или телеграммы, а просто укажете других людей, чьи файлы должны быть связаны с вашими файлами» [2].
Развитие виртуальных социальных сетей связывают с появлением Веб 2.0. Это понятие впервые было использовано в статье Тима О'Рей-ли «What Is Web 2.0» [3]. Тим О'Рейли проанализировал кризис, произошедший в сфере информационных технологий в начале 2000 г., и отметил, что преодоление кризиса должно быть связано с использованием возможностей «коллективного разума». Веб 2.0 — это не новая технология, это концепция, ряд практических решений. О'Рейли отмечает «Если ключевая часть Веба 2.0 — использование коллективного разума — превращает веб в некое подобие глобального мозга, то блогосфера — это его внутренний голос. Может, он и не связан с глубинными структурами мозга (подсознанием), но является аналогом мышления» [4].
М.С. Туторская, 2014 г.
1енеджер N"12
здравоохранения 2014
Дон Тапскотт и Энтони Д. Уильяме связывают развитие социальных сетей с появлением нового способа производства, основанного на массовом сотрудничестве. «Викиномика позволяет изменить методику проведения научных работ, создания объектов культуры, информирования и образования» [5]. В информационных технологиях этот способ производства широко применяется при создании программных продуктов с открытым кодом, в медицине — при исследовании генома человека1.
В лекции Брайана Юззи «Teaming up to drive scientific discovery» [6] говорится, что генерирование новых открытий все в большей мере производится коллективами, а роль исследователей-одиночек падает: «Мы привыкли считать, что креативность — это прежде всего внутреннее качество ученого, но исследования показывают, что все большую роль начинает играть экспорт и импорт идей. Именно экспорт идеи и применение ее в новой области часто ведет к изобретению» [7].
Социальные сети могут помочь начинающему врачу выбрать тему исследования и понять, насколько эта тема разработана и кем. Врачи обсуждают в сети новые публикации и конференции, проводят совместные исследования, консилиумы, знакомятся и общаются со специалистами, занимающимися схожими проблемами [8]. Пациенты обмениваются опытом и мнениями. Существуют специальные сообщества, созданные для взаимопомощи людей, страдающих каким-то одним заболеванием, сайты, посвященные аллопатии, гомеопатии, китайской медицине и шаманизму. Степень достоверности информации на этих источниках различна, и трудно понять стоит ли им доверять. Так как ключевыми источниками конкурен-
тоспособности в новой экономике информационного и глобального капитализма являются знания и информация [9], то разработка критериев оценки материалов и универсальные «знаки качества» ресурсов и отдельных материалов — это одна актуальных проблем сетевого взаимодействия.
Знак качества медицинских ресурсов: HONcode
Для того, чтобы помочь пользователям отличить ресурсы, которым можно доверять от незаслуживающих доверия, в 1995 году была создана Health On the Net Foundation (HON). Это некоммерческая, неправительственная организация, аккредитованная в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) [10]. HON поставила перед собой задачу контроля за предоставлением достоверной медицинской информации и помочь пользователям разобраться с огромным объемом медицинской информации, доступной в Сети. Целью этой неправительственной организации является поощрение распространения медицинской информации для пациентов и профессионалов и широкой общественности и облегчение доступа к новейшим и наиболее актуальным медицинским данным с помощью интернета.
Сертификация HONcode является этическим стандартом, направленным на предоставление качественной медицинской информации. Сейчас 7 300 сайтов уже получили это сертификат качества. Это более 10 миллионов страниц, использующиеся в 102 странах мира.
Основными принципами HON Кодекса являются следующие[7]:
1. Авторство. Любой медицинский совет, предоставленный данным WEB-сайтом,
1 Проект «Геном человека» появился в 1986 году. Несколько крупных фармацевтических фирм отказались от частных программ по изучению генома человека и поддержали открытые совместные проекты. Исследователи обменивались информацией, сотрудничали за пределами отдельных институтов. Это позволило уменьшить расходы, ускорить новые разработки, принести прибыль всем участникам проекта и получить результаты генных исследований.
■т Сетевые объединения врачей §§
может быть составлен только лицами, имеющими соответствующую подготовку и квалификацию, кроме тех случаев, когда имеется прямое указание на то, что данная информация составлена лицом либо организацией, не являющимися специалистами в области медицины.
2. Цель у/вЬ-сайта. Информация, предоставляемая данным WEB-сайтом, предназначена для поддержки, а не замены существующих отношений между пациентом и лечащим врачом.
3. Конфиденциальность информации, касающейся отдельных пациентов и посетителей сайта. Владельцы сайта обязуются выполнять требования закона о врачебной тайне, действующего в стране, на территории которой расположен WEB-сайт или его «зеркала».
4. Информация должна быть документирована. Там, где это необходимо, информация, на данном сайте, должна сопровождаться четкими указаниями на первоисточник, и, по возможности, предоставлять пользователю прямую ссылку на этот первоисточник. Дата обновления или изменения медицинской информации должна быть четко обозначена (например, в нижней части страницы).
5. Обоснованность утверждений. Любые утверждения, касающиеся преимуществ/ эффективности методов лечения, коммерческих продуктов или услуг, должны сопровождаться соответствующими научными подтверждениями, с учетом соответствующего стиля (см. п. 4 Кодекса).
6. Контактная информация увЬ-сайта. Авторы (дизайнеры) сайта должны обязательно указать свои адреса электронной почты на страницах сайта, предоставлять информацию в максимально ясной манере и обеспечивать поддержку пользователей, желающих в будущем получить дополнительную информацию.
7. Источники финансирования. Финансовая политика данного WEB-сайта должна быть четко оговорена, включая информацию о коммерческих и некоммерческих организа-
циях, оказывающих финансовую поддержку, предоставляющих услуги и материалы для данного WEB-сайта.
8. Рекламная политика. Рекламные или иные коммерческие материалы должны быть представлены посетителям сайта таким образом, чтобы он мог легко отличить их от основных материалов сайта.
Риск нарушения принципа «не навреди» и врачебной тайны
Медицинские социальные сети открывают большие возможности для всех участников общения, но и несут большие риски: риск нарушения принципа «не навреди» и врачебной тайны. Ниже приведены правила предоставления медицинских консультаций, разработанные участниками некоторых сетей.
Правила работы медицинских консультаций: какие вопросы мы отклоняем? [21]
• Вопросы, требующие справочной информации, которую можно найти самостоятельно, воспользовавшись медицинской энциклопедией или поисковой системой.
• Вопросы, требующие прогноза: заочно и без данных обследований подобный прогноз невозможен.
• Вопросы о лечении народными средствами — наши консультанты работают в рамках доказательной медицины.
• Просьбы прокомментировать назначения другого врача: такие просьбы противоречат медицинской этике.
• Вопросы, адресованные врачам нескольких специальностей одновременно: ваш вопрос адресуется только одному врачу конкретной специальности, а не консилиуму специалистов.
Правила виртуальных консультаций [22]
• Виртуальная консультация не может заменить осмотра и рекомендации личного лечащего врача.
• Мы не комментируем назначения других врачей, не даем и не поправляем конкретных схем лечения, не угадываем, «что это может быть», не предсказываем заранее эффектив-
ность назначенного Вам лечения. Назначать схемы лечения виртуально невозможно.
• Направление на очный прием в виртуальных консультациях, это следование принципу «не навреди», ибо опыт показывает, что рекомендации, основанные на виртуальном описании проблемы, не всегда соответствуют таковым после очного приема и осмотра.
Правила, которыми должны руководствоваться медики в своем он-лайн общении (опубликованны в журнале Healthcare Daily [23]).
(1) НИКОГДА не пишите о пациентах. Недостаточно не называть имен, дат, номеров карт и страховок. Терапевтов уже привлекали к ответственности за то, что они писали о пациентах, даже в тех случаях, когда в этих постах или комментариях не было информации личного характера. Если третьи лица могут каким-либо образом установить личность пациента, о котором вы пишите, то такой пост недопустим. Руководствуйтесь правилом: если вы сомневаетесь, можно ли об этом писать, не пишите.
(2) Создавайте отдельные аккаунты для личных и профессиональных целей. На профессиональной странице вы можете разместить информацию о часах работы, выходных днях, мероприятиях. На таких страницах не предусмотрено добавление друзей и комментарии пользователей.
(3) Если у вас есть аккаунт на Facebook, Twitter, или в других социальных сетях, всегда отклоняйте приглашения «стать друзьями» от своих пациентов. Традиционные границы во взаимоотношениях между врачом и пациентами должны сохраняться как в реальном, так и в виртуальном мире.
(4) Настройте наибольший уровень защиты для вашего личного и профессионального аккаунта. Проверяйте, не сбились ли настройки в связи с обновлением программного обеспечения социальных сетей. Если у вас есть профиль на Facebook или Google+, отключите возможность оставлять комментарии для незнакомцев. Коммуникация должна быть односторонней — инициированной вами.
(5) Не давайте медицинских советов. Даже невинные комментарии на чужих страницах могут расцениваться как медицинский совет. Их следует избегать. Например, друг вашего друга пишет о болях после аппендек-тотомии. Ваш комментарий «Не волнуйтесь, это нормально» недопустим. Подобный ответ может повлиять на решения пациента.
(6) Если у вас в подчинении есть другие врачи, то вам необходимо убедиться в том, что ваши сотрудники также придерживаются этих правил. Оптимальный вариант — это подписание специального соглашения, регламентирующего правила их онлайн общение, как в профессиональной, так и в частной жизни. Вы должны четко объяснить недопустимость постов, содержащих информацию о пациентах. Не только врачи, но и обслуживающий персонал не должен принимать или предлагать «дружбу» пациентам. Расскажите им о правилах настройки конфиденциальности и убедитесь в том, что только подготовленные специалисты имеют доступ к редактированию профиля или блога клиники.
(7) Если ваш пациент пытается получить совет от вас или от членов ваших сотрудников через социальные сети, ответьте, что вы не можете обсуждать этот вопрос в сети. При личном разговоре объясните пациенту, что подобный способ недопустим.
(8) Не ведите анонимных блогов (правило 5).
Если вы пишите что-то на вашей рабочей странице или в личном блоге обязательно перечитайте ваше сообщение и обдумайте еще раз. (Note: все публичные Твиты хранятся на сервере Библиотеки Конгресса!).
Медицинское образование: обучение студентов и повышение квалификации для врачей
Модернизация высшего медицинского образования и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения предполагает развитие инновационных методов обучения студен-
N"12
3014
Менеджер
^зз)—
тов-медиков. Работа по пересмотру и модернизации учебных программ дисциплин включает в себя разработку дистанционных учебных курсов и симуляционное обучение [11].
Современные дистанционные модули для студентов-медиков и практикующих врачей представлены как в социальных сетях, так и на специализированных образовательных вебпроектах. Современные дистанционные программы — это не только лекции, рекомендованная литература и вопросы для самоконтроля, но и широкий спектр интерактивных возможностей: обучение в виртуальной клинике, проверка работ других учащихся, веби-нары, общение и обсуждение предложенных тем в рамках социальных сетей проектов.
• Coursera (coursera.org) — международный англоязычный проект дистанционного обучения, сотрудничающий с ведущими университетами мира. В проекте представлены курсы как для студентов, так и для преподавателей. Примеры программ: «Медицинская неврология» Университет Дьюка, «Введение в фармацевтику» Университет штата Огайо, «Методика обучения студентов медицинских специальностей» Мичиганский университет.
• Университет без границ (distant.msu.ru) — проект МГУ им. М.В. Ломоносова, стартовавший осенью 2014 года. Среди материалов, которые могут быть интересны студентам-медикам, можно выделить курс «Молекулы и болезни: ионные транспортеры».
• Twitter.com — сеть, основывающаяся на ведении микроблогов. В Twitter удобно подписываться на новости в области медицины, делиться информацией с другими пользователями, связываться с другими медиками. Некоторые американские больницы используют Twitter в учебном процессе, а также в маркетинговых целях. Например, комментируя каждый этап хирургической операции онлайн.
• Medcampus.ru — социальная сеть для студентов. В сети студенты делятся друг с другом электронными версиями учебников,
билетами к экзаменам, ответами на билеты и шпаргалками. Здесь студенты могут скачать редкие электронные учебники, которые трудно найти в библиотеках. Например, учебник по анатомии М.Р. Сапина.
• Evrika.ru — социальная сеть, проводящая большое количество онлайн-конферен-ций по повышению квалификации. С сети проходит много конкурсов, а также есть раздел case studies для обучения врачей и студентов.
Использование социальных сетей в научной работе
Несмотря на то, что многие медицинские профессионалы с недоверием относятся к идее сетевого сотрудничества, число медиков в сетях неуклонно растет [12]. И молодое поколение, и опытные врачи начинают видеть преимущества в поддержании виртуальных связей с коллегами [13].
Востребованность научных социальных сетей возросла с увеличением значения таких критериев оценки исследования, как РИНЦ, Web of Science, Scopus, PubMed. Медики заинтересованы в сотрудничестве с большим количеством специалистов в своей области, участием в совместных исследованиях и совместной публикации результатов. Социальные сети позволяют узким специалистам искать коллег, проводить совместные исследования, находясь за тысячи километров друг от друга, и совместно работать над публикацией результатов.
Актуальность этих возможностей подтверждается тем, что последнее время среднее количество авторов на научную работу постоянно растет. За последние шестьдесят лет среднее значение стабильно росло до — 2,22 в области компьютерных наук, 2,66 в области физики твердых тел, 3,35 в области астрофизики, 3,75 в области биомедицины и 8,96 в области ядерной физики больших энергий. Количество ссылок на работы других авторов колеблется между 200 и 500 [14]. Специализированные социальные сети значи-
тельно упрощают поиск соавторов и уже опубликованных работ на интересующую тему.
• Academia.edu — одна из крупных международных социальных сетей для ученых различных специальностей. Доступ к сети открыт для всех желающих. К концу июля 2014 года на сайте было зарегистрировано 14 млн. пользователей [15]. На сайте можно осуществлять поиск специалистов, публиковать свои статьи, скачивать статьи, выложенные другими исследователями в открытый доступ. Существует свой внутренний индекс цитирования.
• Сеть Medpro.ru предоставляет зарегистрированным пользователям доступ к библиотеке Elsevier — это сотни англоязычных книг, журналов и клинических обзоров. Например, журналы The Lancet и Cell. Для получения доступа пользователям необходимо набрать определенное количество баллов на сайте. Для этого они могут пригласить в сеть своих коллег-врачей или опубликовать статьи и клинические случаи.
• В международной англоязычной сети Researchgate.net можно узнать о приводящихся конференциях, отследить публикации по своей теме. После заполнения анкеты программа сама предлагает список пользователей со сходными интересами и рекомендует литературу, отмеченную другими пользователями. При регистрации система просит ввести «рабочий» электронный адрес научного учреждения. Впрочем, регистрацию возможна и в случае, когда такого адреса нет — в сеть можно зайти из аккаунта в сети Facebook.
• Для ученых, проводящих экспериментальные исследования, была создана сеть MyEx-periment.org. Специальное программное обеспечение позволяет пользователям планировать и моделировать исследовательский процесс. Сеть облегчает планирование собственной исследовательской работы, а также помогает избежать ошибок, воспользовавшись опытом предшественников. Большинство пользователей сети — медики и биологи.
Карьерный рост и дополнительные источники дохода
Активность в социальных сетях может рассматриваться как работа и дополнительный источник заработка для врачей, а также как возможность повышения квалификации. Многие социальные сети проводят онлайн-веби-нары для врачей и оплачивают ведение бло-гов, написание статей и добавление комментариев [16]. Косвенными вариантами оплаты являются конкурсы и приглашения на мероприятия, проводимые при участии спонсоров. Спонсорами конкурсов и конференций чаще всего являются компании, занимающиеся производством медицинского оборудования, одежды и обуви для врачей, фармацевтические компании. Активность фармацевтических фирм в интернете значительно возросла за последние два года. 1 января 2012 года вступил в силу закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [17], ограничивший коммуникации медицинских представителей фармацевтических компаний и врачей, но не регламентирующий виртуальное общение.
• LinkedIn.com — международная профессиональная социальная сеть. Пользователи сети создают свои страницы — профили с ситсЫит^^ае. Пишут о полученном образовании, опыте работы и имеющихся навыках. Основное отличие ЫпкеС1п от «ярмарок вакансий» — это возможность добавлять в свою сеть контактов коллег. Сеть контактов, как индекс цитирования в научной среде, является подтверждением квалификации и наличия профессиональных связей.
• Doktornarabote.ru — закрытая сеть, которая позиционирует себя как крупнейшая сеть для русскоязычных врачей. Для регистрации в сети врачи должны прислать копию диплома. Сеть ежемесячно тратит около 200 000 рублей на поощрение онлайн-актив-ности своих пользователей: размещение интересной информации, клинических наблюдений, участие в дискуссиях.
• Сообщество «Врачи РФ» (vrachirf.ru) — создано при поддержке издательской группы РЛС. Декларируемая миссия проекта «отправить в прошлое устаревшие «бумажно-телефонные» принципы общения и разрозненный поиск справочной информации. В сети существует внутренняя система рейтингования, «позволяющая заявить о себе в профессиональной среде и, вполне возможно, получить интересные предложения к сотрудничеству от лучших лечебных учреждений, медицинских производственных компаний и фармбизне-са» [18].
Взаимодействие с пациентами
В социальных сетях врачи могут разместить свои контакты, информацию о больницах и медицинских центрах. Пациенты, в свою очередь, посмотреть личные страницы работающих там врачей, ознакомиться с их публикациями и исследованиями. В открытом доступе есть представительства специализированных сетей для врачей, студентов-медиков и пациентов.
Врачи могут использовать непрофессиональные сети для привлечения пациентов: вести онлайн консультации или публиковать современные «записки врача». Популярные врачебные блоги ведутся в Живом Журнале, Twitter, Вконтакте и других социальных сетях. Ведение блогов помогает в создании репутации, обеспечивает «узнаваемость врача». Но в то же время, работодатели все чаще просматривают профили соискателей в социальных сетях и информация, которую размещают о себе люди, могут значительно влиять на решение о найме на работу или на увольнение.
Социальные сети — инструмент, который врачи могут использовать, для профилактики болезней и популяризации здорового образа жизни [19]. Концепция добровольного информированного согласия предполагает, что пациенты будут принимать более активное участие в своем лечении. Испытывая недомогание, многие люди в первую очередь
прибегают к помощи поискового робота, узнают о симптомах, способах лечения и обращаются за помощью к онлайн-консуль-тантам. «Контент социальных сетей усиливает у пациентов чувство контроля и возможности управления собственным заболеванием» [20], а общение позволяет обмениваться опытом с другими людьми, получать необходимую поддержку, но, в то же время, зачастую приводит к самолечению и нозофобии. Консультирование в сети является одним из дополнительных источников доходов для врачей. Как и написание статей, и ведение бло-гов его можно совмещать с основной занятостью, но, с другой стороны, предоставление медицинских рекомендаций без осмотра пациента может быть связано с рядом этических противоречий [21]. Политика сайтов, регламентирующая консультации различна, но практически все ресурсы констатируют: «Мы не можем давать вам советы по конкретным медицинским вопросам. Наш сайт содержит информацию общего характера и преследует только просветительские цели. Если вы хотите разрешить конкретные вопросы, связанные с вашим здоровьем или здоровьем вашего ребенка, вам следует обязательно проконсультироваться у вашего врача или у другого профессионального медицинского работника» [22].
• Живой журнал (livejournal.com) — одна из первых социальных сетей (первые русскоязычные пользователи начали регистрироваться в ней в 1999 году), получившая большую популярность в русскоязычном интернете. Популярные медицинские блоги: dok-zlo [23], dpmmax [24], uncle-doc [25].
• 03.ru — интернет «скорая помощь». Форум с вопросами пациентов и ответами врачей различных специальностей.
• Heaith.maii.ru — сайт, связанный с крупнейшим русскоязычным почтовым сервисом. На сайте есть онлайн-консультации специалистов, есть справочные по аптекам, больницам и клиниками справочник лекарственных средств.
Выводы
Появление медицинских социальных сетей — это закономерное явление, отражающее развитие социальных связей в виртуальном пространстве. Медицинские профессионалы оказались группой, медленнее всего принимающей идеи «онлайнового социального нетворкинга» [26], но и они отмечают преимущества общения в сети. Они не торопятся использовать новые возможности в клинической практике — и это оправданная осторожность — но социальные сети продолжают развиваться, захватывая все новые и новые области.
Несмотря на различные «подводные камни», социальные сети являются эффективными инструментами для овладения новыми знаниями, повышения квалификации, написания научных работ, проведения исследова-
ний и расширения медицинской практики, поиска информации и обмена идеями.
Сохранение врачебной тайны, границ, традиционно существующих во взаимоотношениях врачей и пациентов, и соблюдение принципа «не навреди» — одни из наиболее острых вопросов, связанных с использованием социальных сетей профессиональными медиками.
Врачи призывают друг друга быть очень осторожными при пользовании социальными сетями и помнить о том, что опубликованные сообщения практически невозможно полностью удалить. Любая информация, которой медики (и любые другие пользователи) поделились со своими «друзьями», может быть скопирована, сохранена и распечатана. Опубликованный по неосторожности пост будет являться потенциальной угрозой для практикующего врача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish//Human Relations. - 1954. - P. 45.
2. Licklider J.C.R. The Computer as a Communication Device//Science and Technology. - 1968.
3. What Is Web 2.0//O'Reilly Media URL: www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/ what-is-web-20.html?page=3 (дата обращения: 29.10.2014).
4. Что такое Веб 2.0//Компьютерра Онлайн URL: old.computerra.ru/think/234100/ (дата обращения: 29.10.2014).
5. ТапскоттД., ВильямеЭ. Викиномика: как массовое сотрудничество изменяет все. — М.: BestBusinessBooks, 2009.
6. Teaming Up to Drive Scientific Discovery//Northwestern University TEDx URL: tedx.northwestern.edu/webcast (дата обращения: 29.10.2014).
7. Социальные сети: психология, социология, бизнес//КомпьютерПресс. URL: compress.ru/article.aspx?id=23890 (дата обращения: 29.10.2014).
8. ТуторскийА.В. Развитие Интернет-ресурсов по этнографической/антропологической тематике в 2003-2013 гг.//Историческая информатика. — 2013. — №2. — С. 31-41.
9. Пруцкова Е.В. Анализ социальных сетей//Материалы семинара «Социология религии» ПСТГУ. — 2012. — № 10.
10. Принципы HON Кодекса/ZHealth On the Net Foundation (HON) URL: http://www.hon.ch/HONcode/Patients/Russian/ (дата обращения: 29.10.2014).
11. Современные методы обучения//ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России URL: www.mma.ru/education/faculties/fppov/innov/mobr/ wqe.html (дата обращения: 29.10.2014).
12. Все большее количество врачей используют Интернет в профессиональных целях// Ремедиум URL: www.remedium.ru/news/detail.php?ID=55250 (дата обращения: 29.10.2014).
13. Ших К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. — С. 159.
14. Newman M.E.J. Who is the best connected scientist? A study of scientific co-authorship networks//Working Paper. Santa Fe Institute. 2000//URL: arxiv.org/pdf/condmat/0011144.pdf (дата обращения: 29.10.2014).
15. About//Academia.edu URL: www.academia.edu/about (дата обращения: 29.10.2014).
16. Как заработать на социальной сети для врачей/ZForbes URL: www.forbes.ru/node/82270 (дата обращения: 29.10.2014).
17. Закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1.10.2011 № 323//Российская газета. — 2011. — №263.
18. О проекте//Врачи РФ URL: vrachirf.ru/about (дата обращения: 29.10.2014).
19. Тарасенко ЕЛ. Medicine 2.0: потенциал социальных медиа для продвижения здорового образа жизни и самоменеджмента хронических заболеваний//В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3/Отв. ред.: Е.Г. Ясин. — М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. — С. 708.
20. Chretien K.C., Kind T. Social Media as a Tool in Medicine//Circulation. — 2013. — November. — С. 1414.
21. Тарасенко ЕЛ. Patient 2.0: коммуникации пациентов и врачей в социальных сетях//В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 3./Отв. ред.: Е.Г.Ясин. — М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. — С. 207.
22. Чего мы не можем/ZBabyCenter Russia URL: www.babycenter.ru/e1034116 (дата обращения: 29.10.2014).
23. Анамнез жизни доктора//Живой журнал URL: dok-zlo.livejournal.com/ (дата обращения: 29.10.2014).
24. Блог добрых психиатров//Живой журнал URL: dpmmax.livejournal.com/ (дата обращения: 29.10.2014).
25. Смотровая военврача//Живой журнал URL: uncle-doc.livejournal.com/ (дата обращения: 29.10.2014).
26. Ших К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. — С. 160.
27. Правила работы медицинских консультаций//Медицина Омска URL: www.med-omsk.ru/ konsultacii-vrachey/ (дата обращения: 29.10.2014).
28. Правила виртуальных консультаций//03.ш URL: www.03.ru/section/gematology/artic-le/319 (дата обращения: 29.10.2014).
29. Facebook and Your Medical Practice: Making 'Friends' with Social Media // Healthcare Daily URL: http://healthcare.dmagazine.com/2013/05/23/facebook-and-your-medical-practice-making-friends-with-social-media/ (дата обращения: 29.10.2014).
UDC 61.001.12/.18
Tutorskaya M.S. Medical social networks: potential opportunities and risks
(I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia)
Abstract. The article provides the medical social networks overview, describes the possible ways of use, potential opportunities and risks for medical professionals, and ethical challenges facing the patient-doctor relationship. Finally, the guidelines and conclusions are provided.
Keywords: medical social networks, the Internet, HON code, network science.
1енеджер №12
здравоохранения 3014 .