Научная статья на тему 'Развитие профессиональной этики как нравственного сознания педагога в процессе повышения квалификации'

Развитие профессиональной этики как нравственного сознания педагога в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ / ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PEDAGOGICAL ETHICS / PEDAGOGICAL AUTHORITY / TEACHER'S ETHICAL CULTURE / IN-SERVICE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямщикова Екатерина Геннадьевна

В статье показано, что формирование в процессе повышения квалификации педагогов профессиональной этики как морального феномена предполагает ее характеристику через перечень правил и требований, которые должен соблюдать учитель, а также описание педагогических механизмов их соблюдения в реальной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PROFESSIONAL ETHICS AS TEACHER’S MORAL CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF IN-SERVICE TRAINING

The article shows that the formation of professional ethics as a moral phenomenon in the process of teachers in-service implies its characteristic through a list of rules and requirements to be observed by the teacher, as well as the description of the pedagogical mechanisms of their observance in actual practice.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной этики как нравственного сознания педагога в процессе повышения квалификации»

Е.Г. Ямщикова

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ КАК НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

DEVELOPING PROFESSIONAL ETHICS AS TEACHER'S MORAL CONSCIOUSNESS IN THE PROCESS OF IN-SERVICE TRAINING

В статье показано, что формирование в процессе повышения квалификации педагогов профессиональной этики как морального феномена предполагает ее характеристику через перечень правил и требований, которые должен соблюдать учитель, а также описание педагогических механизмов их соблюдения в реальной практике.

Ключевые слова: педагогическая этика, педагогический авторитет, этическая культура педагога, повышение квалификации.

The article shows that the formation of professional ethics as a moral phenomenon in the process of teachers in-service implies its characteristic through a list of rules and requirements to be observed by the teacher, as well as the description of the pedagogical mechanisms of their observance in actual practice. Key words: : pedagogical ethics, pedagogical authority, teacher's ethical culture, in-service training.

Определение профессиональной этики в терминах нравственности позволяет обратить внимание на условия их личностного принятия педагогом и воплощения в его поведении в контексте проблемы профессиональной самореализации специалиста и его удовлетворенности профессиональной деятельностью [1, 4].

В нашей работе профессиональная этика определяется как нравственное самосознание человека, рассматриваемого в качестве представителя своей профессиональной группы, для которой характерны те или иные нормы, принципы, идеалы, а также формы практического поведения и механизмы, способствующие их передаче (ритуалы, традиции и т.п.). Понимаемая таким образом профессиональная этика характеризует потенциал развития педагога как личности и как профессионала, содействуя наиболее эффективному решению образовательных задач.

Педагогическая этика, являясь частным

случаем профессиональной этики, представляет собой относительно самостоятельный раздел аксиологического знания. Этот раздел изучает, с одной стороны, особенности педагогической морали, раскрывает специфику реализации общечеловеческих моральных принципов в сфере педагогической деятельности, формулирует содержание педагогических ценностей. С другой стороны, предметом педагогической этики являются нравственные отношения в педагогической среде.

Педагогическая этика начала развиваться параллельно с возникновением педагогической деятельности как отдельной формы социальной активности. По мере своего развития этические требования трансформировались в соответствии с картиной мира той или иной эпохи.

Длительный период истории, вплоть до середины ХХ века, этические аспекты педагогической деятельности осмыслялись в рамках философской или общепедагоги-

ческой литературы. В частности, профессиональные нормы педагогической этики в той или иной форме обсуждались в работах Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана, Дж. Локка, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской и др. [1, 9].

В этот период были обозначены основные сферы функционирования педагогической этики. К их числу относятся, во-первых, требования общества к личности учителя, его профессионально значимым качествам, личностным особенностям, ценностным убеждениям и, во-вторых, конкретные правила поведения педагога, имеющие предпи-сательный характер и составляющие «педагогический этикет». Кроме того, была обозначена основная задача педагогической этики - регуляция взаимоотношений участников педагогического процесса, в ходе которого неизбежно возникают конфликты, обусловленные сложностями и противоречиями процесса формирования личности.

Одним из основных требований к педагогу традиционно являлись глубина, объемность и всесторонний характер знаний, стремление к саморазвитию, углублению и расширению представлений об окружающем мире. Другое важнейшее требование - это знание психологии учащихся, учет их индивидуальности. Помимо этого педагог должен сам являться образцом нравственного поведения для учащихся, активным носителем нравственных убеждений.

В середине ХХ века педагогическая этика оформилась в отдельное направление педагогической науки благодаря работам И.В. Страхова, Е.Н. Федоренко, В.И. Писарен-ко, И.И. Чернокозова и др. Позже появились работы прикладного характера, в которых предложены технологии совершенствования и самосовершенствования педагогической деятельности в аспекте профессионально-этической проблематики [1].

Современная педагогическая этика столкнулась с рядом новых проблем, ранее не возникавших в педагогической деятельности. Появление этих проблем обусловлено, с одной стороны, распространяющейся тенденцией использования электронных

средств обучения, благодаря которым взаимоотношения педагога и обучающегося принимают принципиально иной характер. Исследования данного аспекта изложены в работах зарубежных авторов - S. McRobb, P. Jefferies, B. C. Stahl, С. Huff, W. Frey и др.

С другой стороны, профессиональная педагогическая этика сегодня сталкивается с необходимостью осмыслять получающий все большее распространение «плюрализм подходов» в области обучения и воспитания. Различные этико-философские предпосылки, лежащие в основе разных подходов, приводят некоторых авторов к мысли о том, что педагогической этики как единой системы нравственных требований к педагогу не существует. Однако, на наш взгляд, такая точка зрения неправомерна, поскольку противоречит предназначению педагогической деятельности как таковой, которое заключается в подготовке подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям культуры. Педагогическая этика выполняет, как минимум, две основные функции - познавательно-просветительную и нравственно-воспитательную.

Развернутый перечень функций педагогической этики также включает:

• регулятивную функцию, которая обеспечивает согласование сферы нравственного сознания, этику взаимоотношений во всех областях профессиональной деятельности;

• формирующе-воспитательную функцию, которая обусловлена присущей моральным нормам способностью влиять на формирование нравственного потенциала отдельного человека;

• познавательную функцию, которая связана с отражением в индивидуальном сознании педагогических моральных ценностей, накопленных человечеством в сфере многовековой практики обучения и воспитания [8].

Кодекс педагогической этики определяет совокупность требований, опирающихся на принципы педагогической морали. Эти требования в идеале должны стать нравственной нормой содержания повышения квалификации для каждого конкретного

педагога. В его основе лежит целый ряд принципов: ненасилия; паритетности взаимоотношений; безусловной любви воспитателя к воспитаннику; оптимальной требовательности и уважения; опоры на положительные стороны в обучаемом; создание условий для личностной самореализации участников образовательного процесса; компромиссности спорных решений.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия, данная педагогом, и ответная реакция учащегося находятся на разных уровнях нравственной зрелости, что налагает на педагога особую ответственность.

Педагогический долг - это категория педагогической этики, в которой концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к исполнению им профессиональных обязанностей. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя, в которой находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.

Педагогический такт - это чувство меры в поведении и действиях учителя, позволяющее ему предвидеть объективные последствия собственных поступков и его субъективное восприятие другими участниками образовательного процесса. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт, по утверждению О.А. Ма-кушевой, проявляется: во внешнем облике педагога, в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку, не торо-

питься с выводами о поведении и способностях воспитанников, в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации, в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к каждому учащемуся, в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в самокритичной оценке своего труда [4].

Педагогический авторитет - это статус педагога в коллективе учащихся и коллег, при помощи которого педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень педагогического авторитета определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и другими качествами, проявляемыми педагогом во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. В литературе описаны пути достижения педагогами ложного профессионального авторитета - такого отношения учеников к учителю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта: авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет мнимой доброты. В отличие от перечисленных путей истинный авторитет педагога - это авторитет, который завоевывается действиями, методами и приемами, соответствующими моральным требованиям к личности педагога.

Охарактеризованные выше категории находят отражение в процессе повышения квалификации - в осознании педагогом норм поведения в контексте специфики той среды, в которой осуществляется его профессиональная деятельность. Собственная профессиональная активность педагога, а также условия ее осуществления являются основными факторами, определяющими его профессионально-этические качества.

Профессионально-этические качества представляют собой группу качеств, детерминирующих профессиональную деятельность с учетом общепринятых морально-этических норм и принципов, интегрированных в профессию с учетом ее специфики и с учетом уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения,

ценностных ориентаций, основанных на профессиональных знаниях [3]. В самом общем виде можно выделить три группы таких качеств, которые взаимосвязаны друг с другом, но тем не менее обладают определенной степенью независимости друг от друга: 1) знания о нормах морали вообще и профессиональной морали в частности; 2) нравственная регуляция взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса; 3) нравственный компонент саморегуляции личности педагога.

Ниже приведены детальные характеристики профессионально-этической сферы педагога, представленные в современной психолого-педагогической литературе. Выделяют такие профессионально значимые нравственные качества педагога, как: а) творческий характер и социальная значимость его труда, возможность самореализации; б) любовь и привязанность к детям; в) тактичность и толерантность; г) доброжелательность; д) справедливость; е) принципиальность; ж) способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать, быть примером и образцом для подражания, вселять в человека уверенность и успокаивать его, стимулировать человека к самосовершенствованию, находить нужный стиль общения; з) самостоятельный и творческий склад мышления.

И.П. Подласый в структуре нравственных качеств педагога выделяет общечеловеческий и профессиональный блоки:

1. Общечеловеческие качества: человечность, доброта, порядочность, честность, терпеливость, ответственность, обязательность, щедрость и др.

2. Профессиональные качества: любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, педагогический такт, справедливость.

Л.М. Шарова в качестве базовых этических качеств личности педагога отмечает: 1) степень близости личной иерархии ценностей по содержанию и приоритетам к профессионально-этическому кодексу; 2) проявление в профессиональном взаимодействии с обучаемыми таких качеств,

как общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, чувство меры, справедливость, стремление понять другого, самосовершенствование; 3) согласованность поведения педагога в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения, вытекающими из этического кодекса; 4) высокая степень творчества в реализации профессионально-этических ценностей [11].

Во многих работах предлагается использовать понятие «духовно-нравственный потенциал личности педагога». С его помощью они подчеркивают важность «авторского прочтения» (в контексте собственного жизненного опыта) ценностей и норм педагогической культуры. Среди основных духовно-нравственных качеств педагога эти авторы отмечают: стремление к поиску смысла жизни; любовь к детям; развитое чувство стыда; стремление к нравственному поведению; стремление к добродетельным поступкам; адекватность самооценки; знание культурных и нравственных норм и устойчивое желание следовать им; наличие субъективной системы нравственных ценностных ориентаций; уважительное отношение к честному труду; эмоциональную устойчивость; развитое чувство эмпатии; умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми; социальную направленность личности; положительное мировосприятие; умение руководствоваться в поведении мотивами общественного порядка [5].

Т.В. Ворончихина, классифицируя профессионально-этические качества педагога на модели профессиональной деятельности педагога-психолога, опирается на их функции (информационную, социализирующую, превентивную, регламентирующую, регулятивную, оценочную), что позволяет ей выделять четыре блока качеств: а) ценностный (раскрывает профессионально-этические качества как совокупность этических норм и ценностей); б) мотивационный (определяет направление деятельности в соответствии с этическими нормами и принципами профессиональной деятельности); в) информационный (теоретические и практические знания сущности професси-

онально-этических качеств); г) операционный (направленность профессиональной деятельности, в основе которой лежит система профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности) [3].

Перечисленные выше эталонные профессионально-этические качества лежат в основе феномена, получившего название «профессионально-этическая культура».

Согласно подходу, предлагаемому Л.М. Шаровой, профессионально-этическая культура педагога представляет собой систему профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями профессионально сформированной личности. Ее функции (аксиологическая, регулятивная, нормативная, воспитательно-трансляционная) определяют ее функциональные компоненты: а) аксиологический (совокупность педагогических ценностей), б) технологический (способ педагогической деятельности), в) творческий (проявление и направленность педагогического творчества), г) личностный (способ реализации сущностных сил конкретного индивидуума) [11].

По мнению З.Т. Ахмедовой, профессионально-этическая (профессионально-нравственная) культура охватывает специальные знания, умения и навыки, способность к творческой деятельности, к восприятию нового, к изменению стереотипов; активную жизненную позицию, направленную на создание нового, перспективного. В качестве ее структурных компонентов выделяются: 1) уровень профессиональных и этических знаний, степень их осмысления, глубина убеждений; 2) моральные чувства, которые характеризуют отношение к профессиональной деятельности (честь, гордость, достоинство); 3) наличие навыков и умений реализации этических норм деятельности (профессионализм, мастерство); 4) деловая культура и деловой профессиональный этикет [2].

На основании анализа научных исследований выделено три уровня развития профессионально-этической культуры:

• приспособительный уровень характеризуется тем, что ценности профессии не являются для человека, выполняющего педагогическую работу, личными нравственными принципами, он придерживается их только под влиянием внешнего контроля; в этом случае поведение характеризуется шаблонным, стереотипным, негибким и нетворческим соответствием стандартам поведения, вытекающим из профессионально-этического кодекса педагога;

• осознанный уровень характеризуется пониманием целей, задач и ценностей профессии; исходя из осознанной необходимости, человек начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональном и личностном планах, постепенно приближаясь по своим качествам к требуемой профессионально-этической модели педагога, а в своей системе нравственных ценностных ориентаций - к профессионально-этическим ценностям, благодаря чему поведение в профессиональном взаимодействии становится более согласованным со стандартами, но в то же время в основе лежит внутренняя мотивация и интерес к творческому осмыслению и реализации профессиональных норм;

• творческий уровень характеризуется высокой степенью сходства личной иерархии ценностей педагога по содержанию и приоритетам с нормативной системой профессионально-этических ценностей; педагог, находящийся на творческом уровне развития профессионально-этической культуры, работает и живет, используя профессионально-этические нормы в качестве своего нравственного фундамента, направляющего ориентира профессиональной деятельности.

Профессионально-этическая культура педагога - это динамичное образование, профессионально-этические качества педагога поддаются формированию и развитию.

В литературе описаны различные технологические подходы к формированию этических качеств педагогов. В частности, указывается на необходимость интеграции в подобной формирующей технологии таких компонентов, как: 1) блок профессио-

нальных знаний, в том числе об этическом кодексе и гуманистических ценностях педагогической деятельности; 2) блок профессиональных умений и навыков, в том числе культуры педагогического общения; 3) блок формирования условий для творческой самореализации и саморазвития педагогов [7, 10].

Для формирования профессионально-этических качеств педагога в период последипломного образования эффективно использование следующих технологий: 1) нравственное просвещение и этическое образование через передачу знаний об общих категориях этики, истории нравственности и различных этических воззрений, содержании профессионально-этического кодекса и гуманистических ценностях профессиональной педагогической деятельности; 2) моделирование педагогических ситуаций, связанных с проблемами морального выбора; 3) создание условий для творческой самореализации и саморазвития пе-

дагогов (предоставление им возможности для публикаций научных статей, проведение научно-практических конференций и конкурсов и др.).

Необходимо отметить, что профессиональная этика - это нравственное самосознание человека, рассматриваемого в качестве представителя своей профессиональной группы, для которой характерны те или иные нормы, принципы, идеалы, а также формы практического поведения и механизмы, способствующие их передаче (ритуалы, традиции и т. п.). Представленные различные подходы к пониманию профессионально-этических качеств, формирующихся в процессе повышения квалификации и профессиональной деятельности, свидетельствуют о значимости данной проблематики для теории и практики профессиональной подготовки учителя, а также системы непрерывного профессионального образования..

Литература

1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. - Казань: Центр инновац. технологий, 2003. - 272 с.

2. Ахмедова З.Т. Научно-педагогические условия обеспечения профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 3.

3. Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2006. - 22 с.

4. Макушева О.А. Профессиональная педагогическая этика современного учителя // Городской НМЦ. - Чита, 2011. - № 3. - С. 11-13.

5. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Моделирование полифункциональной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном районе // Вестник НовГУ -2015. - № 5(88). - С. 67-70. - Сер.: Педагогические науки.

6. Пустовалов В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя. -Оренбург: Изд-во ОГПИ, 2001. - 350 с.

7. Резинкина Л.В. Становление и продвижение учителя в профессии: аспект непрерывного образования // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 78-82.

8. Савина Н.Н. Диалогическое общение как фактор развития нравственного потенциала будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2001. - 24 с.

9. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

10. Степанова Н.П. Формирование профессионально-этической культуры студентов заочной формы обучения в процессе педагогического общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 23 с

11. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2003. -19 с.

12. Шевченко Л.Л. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.