Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
педагогика / педагогическая этика / сознание. / pedagogy / pedagogical ethics / consciousness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамова К., Дурдыбаева П.

В статье повествуется о педагогической этике преподавателя в образовательной среде, в учебном процессе как показатель душевного, морального и нравственного совершенства преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ETHICS AS AN INDICATOR OF A TEACHER'S MORAL CONSCIOUSNESS

The article tells about the pedagogical ethics of a teacher in an educational environment, in the educational process as an indicator of the mental, moral and moral excellence of a teacher.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

УДК - 82

Байрамова К. старший преподаватель Дурдыбаева П. преподаватель кафедра педагогики и психологии Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади

Туркменистан, Ашхабад

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. В статье повествуется о педагогической этике преподавателя в образовательной среде, в учебном процессе как показатель душевного, морального и нравственного совершенства преподавателя.

Ключевые слова: педагогика, педагогическая этика, сознание.

Bayramova K.

senior lecturer Durdybayeva P. lecturer

Department of Pedagogy and Psychology Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet

Azadу

Turkmenistan, Ashgabat

PEDAGOGICAL ETHICS AS AN INDICATOR OF A TEACHER'S

MORAL CONSCIOUSNESS

Abstract. The article tells about the pedagogical ethics of a teacher in an educational environment, in the educational process as an indicator of the mental, moral and moral excellence of a teacher.

Key words: pedagogy, pedagogical ethics, consciousness.

В Туркменистане создана современная образовательная система, которая является прочной базой для осуществления эффективной педагогической деятельности по гармоничному воспитанию и обучению молодого поколения, а также реализации интеллектуального потенциала нации. Для целенаправленного совершенствования этой деятельности особая роль отводится сочетанию принципов педагогической этики и благородных национальных духовных традиций.

Наша страна последовательно и целенаправленно приобретает ценный опыт, необходимый для повышения конкурентоспособности туркменского образования, его вхождения в мировое образовательное пространство.

В процессе обновления средней и высшей профессиональной школы наблюдается множество подходов, которые существуют как равноценные для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Студент, который готовится к педагогической деятельности, знакомясь с этим разнообразием, испытывает трудности в оценке и выборе наиболее целесообразных и культуросообразных форм и методов его будущей профессионально-педагогической деятельности.

Методологической основой такого подхода служат труды Национального Лидера туркменского народа

ГурбангулыБердымухамедова, в частности, его книга "Духовный мир туркмен" [1.]. Она способствует формированию нравственно-этических норм человека. В книге: "Результат - это конечный итог, это продукт качественно нового уровня освоения мыслей и учений, умения и способностей. Именно в этом и заключается основная трудность полного анализа преобразования. Говоря об этом, я стараюсь привлечь внимание к результатам наиболее важных исторических событий, к точкам прорыва и совершенствования. Я излагаю это в соответствии с нижеследующими принципами, которые до настоящего времени совершенствовались в жизни нашего народа и стали общими правилами:

Благополучие земли-залог вечности жизни;

Образование и наука освещают твою жизнь;

Здоровье-это благополучие;

Любовь к труду-источник мужества;

Гостеприимство;

Благородные традиции дружбы;

Совестливость;

Единство;

Свет разума; [1.С.10].

Человечество, осваивая правила праведной жизни, облекало их в форму норм и правил, которые, называясь по-разному, имели большое значение в совершенствовании теологии, философии, этики, эстетики.

"Здесь мне также хотелось бы сослаться ещё на одну мысль, услышанную от наших предков: «Совесть - половина веры».

Хорошенько вдумайтесь в смысл этих слов: с самых древнейших времён законы вероисповеданий определяли законы жизни человека в соответствии с нравственными правилами. Теперь послушайте, что говорили наши предки о совести. Они говорили: «Совесть - это законы жизни". В культуре и вероисповедании нашего народа основное значение имеет менталитет. В нашем менталитете заложена совестливость. Да, сила

народного духа воспитывает гуманизм. Это и есть учение, которому нужно следовать всю жизнь». [1.С.226].

Приводится много легенд, притч, пословиц, «крылатых» слов, наполненных жизненной мудростью, особым смыслом, духовными истоками. глубокие размышления Героя-Аркадага о прошлом, настоящем и будущем дают возможность читателям осмыслить нравственные и духовные идеалы, формирующие личность. Это произведение имеет большое значение в воспитании молодёжи, играет огромную роль в их гармоничном развитии. В книге также немало сведений о прекрасных национальных традициях, являющихся связью времён и поколений, интересных фактов о богатой истории родного края, что позволяет по достоинству оценить нашу историю.

Труды и произведения Героя-Аркадага пробуждают преподавателей и студентов чувство сопричастности к судьбе, ответственности за выполнение приоритетных задач во имя процветания Родины, тем самим укрепляя дух гуманизма. Гуманизм-это основная категория педагогической этике.

Педагогическая этика основывается на ряд этических представлений о том, что является должным для любого человека безотносительно к его профессии, поскольку педагогическая этика отражает общечеловеческие отношения и воспроизводит в своей сфере гуманные отношения между людьми.

Педагогическая этика обеспечивает теоретическое и практическое овладение основными компонентами культуры педагогического общения; развитие и совершенствование у будущего педагога личностных качеств, обеспечивающих его психологически адекватное общение с обучающимися, их родителями и коллегами.

Педагогическая этика способствует углублению знания студентов в области общенаучной и педагогической этики; формированию этико -нравственной культуры будущего педагога. Эти знания обусловливают успешное выполнение наиболее важных профессионально-педагогических функций:

• культурно-образовательных, которая направлена на культурно-духовное развитие студентов, формирование грамотных, образованных, социально-зрелых специалистов с системой научных знаний и взглядов;

• формирующе-преобразовательной, которая проявляется как сохранение и интеграция создаваемых культурных ценностей, их умножение; создание новых культурных образцов и норм социальной и профессиональной жизни на основе принципов гуманизма, демократизма и толерантности; осуществление культурной преемственности и общественных традиций;

• селективной, реализующейся в отборе наиболее социально ориентированных жизненных и профессиональных форм нравственной культуры с точки зрения ее соответствия будущему;

• оценочной, предполагающей усвоение норм, ценностей, образцов, форм жизнедеятельности и профессии, значимых для гармоничного развития личности в эпоху процветания; оценка социальных отношений и культурных форм на основе выработанного обществом идеала и критериев социального развития как отдельной личности, так и всего общества;

• регулятивно-воспитательный, нацеленной на формирование у будущего специалиста- педагога социально ориентированных ценностных установок, отношений, позиций, ориентаций, развитие этико-нравственной культуры, умения контролировать и регулировать свое поведение, культуры взаимоотношений.

От того, какие ценности станут доминирующими, зависит будущее. Современный педагог, чей нравственный облик является зеркалом общественной морали, должен уметь ориентироваться в окружающем его мире, оценивать появляющиеся в жизни и профессии новшества, Педагог может лишь тогда стать профессионалом, когда овладеет тончайшим инструментом воспитания-наукой о нравственности, морали. Именно он помогает сформировать духовный мир своего подопечного, нравственные ориентиры, дать ему общие представления о нормах поведения в обществе, прививает моральные качества. Поэтому особо актуальными становятся вопросы профессиональной этики педагога, его нравственного облика.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия

Основой человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе.

Нравственное сознание педагога представляет диалектическую совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли и идеалов, определяющих его нравственные отношения, поступки и профессиональные действия. Нравственное сознание педагога- часть нравственного мира, который проявляется в сознании, деятельности и отношениях. Его можно определить и как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека.

Нравственная культура личности педагога - это целостная система элементов, охватывающая:

• культуру этического мышления (способность морального суждения, умение пользоваться этическим и эстетическим знанием,

различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на практике)

• культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопережива),

• культуру поведения, характеризующую конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка,

• этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим формы, манеры, стиль, тон общения. [2. с.27.].

Американский специалист Р.Берне выделяет следующие личностные качества, необходимые педагогу для эффективной работы и складывающиеся в своеобразную "Я-концепцию":

• максимальная гибкость;

• способность к эмпатии, т.е. пониманию других, готовность сочувственно откликаться на их нужды;

• умение придать личностную окраску преподаванию;

• установка на создание положительных стимулов для восприятия учащихся;

• владение стилем неформального, теплого общения с учащимися, предпочтение устных контактов письменным;

• эмоциональная уравновешенность, жизнерадостность, уверенность в себе.[3.с.35.].

Использованные источники:

1. Бердымухамедов Г. Духовный мир туркмен. - Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2020.

2. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика -Барнаул: изд-во Алт ГТУ, 2010.

3. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб.пособие /Серия "Высшее образование" - Ростов н.Д: Феникс; Мн.: Тетра Систем, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.