Научная статья на тему 'Педагогическая, дидактическая и методическая практика студентов факультета начального образования Сербии'

Педагогическая, дидактическая и методическая практика студентов факультета начального образования Сербии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное образование / педагогическая практика / дидактическая практика / методическая практика / classroom teaching / teaching practice / learning practice / methodical practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миленович Александра Живорад

В данной работе рассмотривается реализация педагогической практики на примере студентов факультета начального образования г. Призрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper the case of Teacher Education Faculty in Prizren is shown the way of realization of pedagogical practices of students of classroom teaching.

Текст научной работы на тему «Педагогическая, дидактическая и методическая практика студентов факультета начального образования Сербии»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ДИДАКТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРБИИ

А. Миленович

В данной работе рассмотривается реализация педагогической практики на примере студентов факультета начального образования г Призрен.

In this paper the case of Teacher Education Faculty in Prizren is shown the way of realization of pedagogical practices of students of classroom teaching.

Ключевые слова: начальное образование, педагогическая практика,

дидактическая практика, методическая практика.

Key words: classroom teaching, teaching practice, learning practice, methodical practice.

Введение. Педагогическая практика студентов факультетов начального образования Сербии осуществляется в рамках регулярных текущих и итоговых зачетов в течение четырех лет обучения. В зависимости от профиля и курса различаются виды педагогической практики, ее продолжительность, способы и методы реализации, количество зачетных единицECTS, которые студенты получают после успешной педагогической практики. Практика студентов факультетов начального образования Сербии, с незначительными структурными различиями, на первом курсе называется педагогической практикой^ втором - дидактической, на третьем и четвертом - методической практикой.

Профессию учителя принято называть уважаемой, почтенной; учитель -всегда особый человек. Его идеализируют, его почитают. Он, как говорится, душа школы и ее успех, и репутация напрямую зависят от успехов и репутации учителей. От учителя во многом зависят атмосфера школы, качество учебного плана, успеваемость учащихся, их инициативность. Чтобы добиться всего этого, от учителя требуется мудрость и совершенство. Требуются от него и профессиональные навыки.

Педагогическая практика студентов начального образования в Сербии. В учебных программах факультета начального образования в Сербии студенческая педагогическая практика трактуется как один из важнейших факторов успешного профессионального становления будущих педагогов. Этот вопрос обсуждается во многих публикациях, причем студенческая практика понимается как ключевой элемент успеха (Budic et al., 2008). Также подчеркивается важная роль наставника в педагогической практике (Herzog et al., 2012). Существуют разные подходы к проведению педагогической практики (Valencic Zuljan et al., 2012). В данной статье вопрос будет рассмотрен на примере студентов педагогического факультета Призренского университета.

Педагогическая практика для студентов факультета начального образования обязательна по Закону об образовании. В этом документе преподавательская практика определяется как профессиональная практика, а именно «часть учебного процесса, во время которой студенты знакомятся с практическими знаниями в изучаемой ими области через непосредственный контакт и

156

участие в рабочем процессе» (ст. 2). Практика проходит во время школьного учебного года. Как указано в цитируемом документе, студенты кроме зачетов и экзаменов обязаны также проходить педагогическую практику в течение всех четырех лет обучения. В соответствии с программой обучения, студенты начального образования осуществляют практику следующих видов: (1) педагогика первого года, (2) обучение второго года, (3) методология третьего года, (4) методическая практика четвертого года обучения. Педагогическая практика начинается на первом году обучения (второй семестр). Она длится пять рабочих дней. Во время практики студенты посещают в различных школах классы от первого до четвертого, ведя при этом дневник практики. Для каждого занятия в дневнике указываются следующие данные: дата, предмет, наставник, тема и краткое описание урока. Для успешного прохождения практики студентам необходимо получить две зачетных единицы ECTS.

Дидактическая практика проходит на втором году обучения (четвертый семестр). Она длится 10 рабочих дней. Во время практики студенты посещают в различных школах классы от первого до четвертого, ведя при этом дневник практики. Кроме тем, предписываемых педагогической практикой, каждый студент фиксирует расписание занятий, формы уроков, педагогические методики, материалы для преподавания и дидактические единицы. Для успешного прохождения практики студентам необходимо получить четыре зачетных единицы ECTS.

Первый раздел методической практики проходит на третьем году (шестой семестр). Она занимает 15 рабочих дней. Во время практики студенты в течение 10 дней посещают занятия в школе, а 5 дней проводят занятия сами с помощью наставников (с первого по четвертый класс разных школ). Ведется журнал практики. В дополнение к задачам дидактической практики студент обстоятельно описывает в дневнике дидактические единицы, указывая время их подготовки. Для успешного прохождения первого раздела методической практики студентам необходимо набрать три зачетных единицы ECTS.

Второй раздел методической практики проходит на четвертом году обучения (восьмой семестр). Практика занимает 20 рабочих дней. Во время практики студенты присутствуют на занятиях в течение 10 рабочих дней, а другие 10 рабочих дней ведут занятия в начальных классах (с 1-го по 4-й) в присутствии наставника. Для успешного прохождения практики студентам необходимо набрать шесть зачетных единиц ECTS.

Педагогическая практика в некоторых странах ЕС. Анализ педагогической практики студентов начального образования в Сербии показывает, что практике уделяют недостаточное количество времени относительно общего количества часов обучения. В отличие от Сербии, в некоторых странах ЕС подготовка учителей начальной школы включает куда больше часов практики. В Венгрии практические занятия составляют 15-20 % всей учебной программы, из них 8-10 недель отводится на заключительную практику (Valencic Zuljan et al., 2012). Согласно тому же источнику, студенты на Мальте проходят шестинедельную практику с тремя неделями заключительной практики; бакалавры в Дании, Норвегии и России - 4-5 недель и магистры - 5-8 недель. Количество часов, отводимых на педагогическую практику, варьируется. Так, в Польше студенты проводят на практике 150 часов, а в Бельгии - 600 часов

157

отведено на практические тренинги. В Голландии на практические тренинги отведена четверть учебного времени. Также отличается и количество кредитов за педагогическую практику. В Сербии низшее количество баллов за все четыре года педагогической практики составляет 13 ECTS, в Финляндии - 20, на Кипре - 26, и в Швеции - 30 ECTS.

Проблемы педагогической практики студентов начального образования. Среди наиболее типичных недостатков учебной программы, связанной с педагогической практикой, можно назвать следующие: (а) неадекватная литература по педагогической практике; (б) студенты проходят практику в школах по своему выбору, что затрудняет контроль и оценку; (в) не сформировано четкое представление о том, каким должен быть учитель-наставник, поскольку наставничество - факультативная, а не основная задача преподавателей; (г) недостаток координации между школами и колледжами; (д) наставничество не только не является постоянной областью деятельности, но и не сформировалось в профессию, требующую соответствующей компетенции и квалификации; (е) сложности контроля из-за дробности школ в Сербии; (ж) отрыв педагогической практики от реальности (поскольку время на нее сокращается за счет подготовки и ведения дневников, по сути, шаблонных, не описывающих действительной ситуации конкретного практиканта) и др.

Заключение и выводы. Данная работа представляет результаты лабораторных исследований педагогической практики сербских студентов начального образования. Она указывает на практическую важность предмета и фундаментальные проблемы, связанные его реализацией, на возможности контроля и оценки. В частности, показано, насколько недостаточны объемы педагогической практики в сравнении со странами, обладающими развитой системой высшего образования. Ниже будут даны рекомендации для более успешного проведения педагогической практики.

(1) На первом году обучения важнее преподавания оказываются педагогическая и психологическая практика в течение 10 рабочих дней. Студенты должны вести рабочий дневник, фиксируя следующие параметры: (а) готовность наблюдаемых детей к школе; (б) необходимость эстетического образования в младших классах; (в) характеристики физического развития одного ребенка от 7 до 11 лет и другого ребенка, слишком рано или слишком поздно отданного в школу; (г) наблюдения за учеником, которого учитель считает наиболее успешным, и за другим - менее успешным, по мнению учителя; (д) систематическое наблюдение за классом и детальный анализ наблюдений; (е) подготовка личных карточек учета для начальной школы; (ж) описание рабочего дня учителя; (з) описание одного рабочего дня школьного воспитателя и др. Что касается психологии, то студенты должны фиксировать социометрическую динамику и анализировать полученные данные. В случае невозможности провести социометрические процедуры, следует наблюдать за коммуникациями в классе, особенно учителям-практикантам, заполняющим протоколы.

(2) Дидактическая практика должна проводиться на втором году обучения и длиться 15 рабочих дней. Студенты должны, в частности, ознакомиться с проблемами: (а) планирования, (б) оценки учителя и (в) дидактических ме-

158

диа. В этом отношении, необходимо подготовить по-настоящему точный способ оценки преподавания.

(3) На третьем году обучения студент должен переходить к первой части методической практики, продолжительностью в 20 рабочих дней. В течение 10 дней студент должен посещать занятия и еще 10 дней должен вести их с помощью наставника. Каждое занятие должно оцениваться.

(4) Вторая часть методической практики, относящаяся к четвертому году обучения, должна занимать 30 рабочих дней. Эта практика должна проходить в той же школе, в которой расположен и сам колледж. Студенты должны постоянно вести занятия самостоятельно в присутствии школьных учителей и других практикантов. Каждое занятие также должно оцениваться. Качество проведенных занятий должно влиять на аттестационную оценку по методической практике.

(5) В дополнение к числу часов практических тренингов, педагогическая практика должна оцениваться 5 ECTS на первом году обучения, 7 - на втором, 10 ECTS - на третьем и 12 ECTS на четвертом.

Список литературы

1. БудиЛ, С., Га^Ь, О., Сегединац, М., МилановиЛ, Т., ШпановиЛ, С. (2008). Дидактичко-методички аспекти студентске праксе у партнрским релаци|ама факултета и школа. Нови Сад: Филозофски факултет Универзитета у Новом Саду.

2. ВаленчиЬ Зулан, М., Пэ|ков, Г., РончевиЬ, А., Вогринц, J. (2012). Педагошка пракса и процес разви|аша компетенци|а студената будущих учитела у Хрватскот Срби)и и Словении. Вршац: Васпитачка школа Миха)ло Павлов у Вршцу.

3. Hercog, J., Ivanus Grmek, M., Cagran, B. (2012). Views of Mentors on Primary Education Student Teaching. Croation Journal of Education, 14(1), 25/47.

4. Правилник о изво^ешу наставе Учителског факултета у Призрену из 2008. године.

5. Студийки програм разредне наставе Учителског факултета у Призрену за школску 2014/15. годину.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.