Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное развитие учителей в Сербии'

Непрерывное профессиональное развитие учителей в Сербии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное развитие учителей в Сербии»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ В СЕРБИИ

В. Минич М. Йованович

Предметом данной работы является ознакомление с институциональным и внеинституциональным образованием и повышением профессиональной квалификации педагогических кадров. Современные реформы образования в Сербии параллельно с другими стратегиями в области образования разыскивают нового учителя, компетентного в психолого-педагогической, дидактической и методической областях и с высоким профессиональным уровнем подготовки; учителя с высокой мотивацией, инновационного, креативного, непрерывно повышающего уровень своего образования и профессионализма. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что без высокого профессионального уровня педагогических кадров не может быть качественного процесса обучения в школе и, следовательно, квалифицированных специалистов, подготовленных для жизни и труда в данном обществе.

Образование и профессиональная подготовка учителей является необходимым условием для эффективной системы школьного образования каждой страны. В настоящее время, несмотря на изменение роли и функции учителя, когда он выполняет функцию посредника и играет роль гибкого координатора, организатора и программиста, важность личности учителя не уменьшается. Напротив, он является незаменимым связующим звеном в учебновоспитательной сети, которая связывает всех участников и замыкает круг их успеха. Именно поэтому мы должны подчеркнуть тот факт, что на сегодняшний день недостаточно получить диплом о законченном высшем образовании, так как ни один диплом не является критериумом для дальнейшей успешной жизни. Необходимо продолжить своё образование, следуя за изменениями в обществе.

Институциональное образование учителей в Сербии. Следуя примеру развитых европейских государств, Сербия в 1993 г. перешла на высшее образование учителей начальных и средних школ. (Минич, 2012). В результате были созданы факультеты педагогики и методики начального обучения с квалификацией «учитель начальных классов» в Белграде, Сомборе, Ужице и Ягодине, Вранье и Призрене (который в связи с военным положением временно находится в Лепосавиче). В настоящее время обучение на этих факультетах длится 8 семестров, т. е. 4 года и организовано на основе «положительной традиции педагогических школ и педагогических академий и действующих нормативных документов университета'» (Трнавац, 2005). Что касается темы педагогического образования учителей-предметников, то в нашей стране не созданы специализированные факультеты, чьё основное предназначение - обучение студентов в соответствии с выбранным предметом. Студенты, которые готовятся к определённой профессии (физики, химики, математики, экономисты, инженеры и т. д.), по желанию включаются в сферу образования и устраиваются на работу в школу, где их обучение постепенно расширяется в процессе присоединения к группе предметов по психологии, педагогике и методике образования.

137

Уникальные и глобальные системы педагогического образования учителей в Сербии состоят из четырёх подсистем, которые функционально тесно связаны: «выбор и селекция кадрового состава преподавателей; обучение кадрового состава преподавателей во время учёбы в высшем учебном заведении; постоянное педагогическое, психологическое, дидактическое, методологическое и профессиональное развитие учителей, а также мониторинг и оценка результатов труда учителей» (Йованович, 1996). Педагогическое образование всё чаще рассматривается как глобальная проблема современного мира в рамках глобализации общества. Современная концепция образования учителей основывается на его возможностях и профессиональном умении «воспитывать детей таким образом, чтобы они могли жить вместе с детьми других культур; имели развитую способность к коммуникации; профессиональную автономию и в течение всей карьеры самосовершенствовались» (Маркович, 1999).

Необходимость непрерывного профессионального развития учителей. Профессиональное усовершенствование рассматривается как «приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков, необходимых и важных для процесса совершенствования практики и опыта работы» (Институт развития образования и воспитания, 2007). Процесс усовершенствования в Сербии регулируется «Нормативами о непрерывном профессиональном развитии и приобретении звания учителя, воспитателя и профессионального сотрудника» (Служебный вестник Республики Сербия, № 14/2004 и 56/2005). Определённые изменения в обществе «социальные, экономические, политические и культурные, оказывают влияние на позицию учителя, на результаты его труда, соответствующих заявленным критериям качества, и на его образование, то есть комплектное профессиональное развитие» (Минич, 2007). Непрерывное образование и профессиональное усовершенствование учителей было инициировано и быстрым развитием информационных технологий, которые расширяют диапазон профессиональных ролей учителя, аналогично ролям диагноста, терапевта, проектировщика, программиста, координатора и партнёра в процессе обучения, что очень важно для развития когнитивной и эмоциональной структуры личности детей.

Компетентно организованный процесс повышения квалификации должен быть стимулирующим и функционально связанным с изменениями, происходящими в системе воспитания и образования, а также комплексным и систематическим. Он обеспечивает обучение педагогического персонала для выполнения различных профессиональных ролей, профессиональной подготовки с целью планирования, осуществления и оценки труда, а также вовлечения в процесс непрерывного обучения в течении всей жизни. Н. Зулфию (1998) отмечает, что процесс повышения квалификации обеспечивает подготовку к управлению своей жизнью и пониманию проблемы своего личностного самоопределения. Концепция «обучающегося общества» фактически означает обучение в течение всей жизни, то есть подготовку к жизни, в которой следует «вооружаться полезными знаниями» (Савичевич, 2000). Современное общество становится «счастливее, человечнее, если гораздо больше и упорно учится, если владеет многими качественными знаниями» (Каличанин, 1997).

138

Профессиональное развитие учителей в нашей стране осуществляется на трёх уровнях: национальном, региональном и местном. На национальном уровне их деятельность курируется Институтом развития образования и воспитания и Институтом оценки качества образования и воспитания. Региональный уровень имеет три центра профессиональной подготовки кадров в сфере образования: в Нише (основан в 2004 г.), в Ужице (основан в 2006 г.) и в городе Чачак (создан в 2007 г.). Школа, как методический центр, является «важной точкой (элементом) целостной системы улучшения образования и повышения квалификации учителей на государственном и национальном уровне'» (Влахович, 2002) и «местом встречи» для обмена передовым опытом, толеранции, понимания и приобретения новых знаний из сферы педагогических наук. Программы профессионального усовершенствования довольно разнообразны и осуществляются посредством обязательных и выборочных (факультативных) программ. Они, как правило, реализовываются в процессе проведения семинаров, лекций и дискуссий (Маринкович, 2010). Формами профессионального развития в нашей стране являются: конгрессы, симпозиумы, конференции и семинары.

Ознакомление с институциональной системой образования и внеинституциональной системой непрерывного профессионального усовершенствования педагогов подтверждает важность этой проблемы в Сербии. Актуальность проблемы становится оправданной, если принять во внимание тот факт, что преподаватели играют ключевую роль в подготовке молодежи к жизни и труду обществе. Ответственная позиция учителя в процессе обучения актуализирует непрерывный процесс их профессионального усовершенствования как ключевую предпосылку успеха и создания обучающегося общества потому, что XXI в. - это век знания и непрерывного обучения.

Список литературы

1. ВлаховиЧ, Б. 2002, Припремаье и усавршаваье наставника код нас, Педагог^а, Београд.

2. JовановиЧ, Б. 1996, Савремене потребе и претпоставке моделоваьа система образоваьа, усавршаваьа и вредноваьа рада наставника, Иновац^е и традиц^а у образоваьу, Заjедница учителских факултета Срб^е, Руска академ^а образоваьа, Москва, Београд.

3. Завод за унапре^иваье васпитаьа и образоваьа, 2007, Водич кроз стручно усавршаваье и напредоваье наставника, васпитача и стручних сарадника, Центар за професионални развоj запослених, Београд.

4. Зулф^у, Н. 1998, Стручно оспособлаваье и перманентно усавршаваье наставника, услов савремене организац^е наставног процеса, Настава и васпитаье, бр. 4-5, Београд.

5. Каличанин, М. 1997, Доживотно образоваье, Београд.

6. Маринкович, С. 2010, Професионални развоj наставника и постигнуЧа ученика, Учителски факултет, Ужице.

7. МиниЧ, В. 2007, The role and significance of the teachee in educational technology, 4th International conference on informatics, educational technology and new media in education, Faculty of Education, Sombor.

8. МиниЧ, В. 2012, Основно образоваье у Срб^и у другоj половини XX века, Учителски факултет, ЛепосавиЧ.

9. СавиЧевиЧ, Д. 2000, Пут ка друштву учеьа, „Ъуро Салаj“ “Просветни преглед“, Београд.

10. Службени гласник Републике Срб^е, бр. 14/2004 и 56/2005, Београд.

11. Трнавац, Н. 2005, Школска педагог^а, Кьига 1, Научна кьига-комерц, Београд.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.