Научная статья на тему 'Педагогическая практика как основной компонент, формирующий профессиональные компетенции будущих педагогов'

Педагогическая практика как основной компонент, формирующий профессиональные компетенции будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНТ-ПРАКТИКАНТ / НАСТАВНИК / ПОЛОЖЕНИЕ ПРАКТИКИ / СТАНДАРТЫ ПРАКТИКИ / ПРОГРАММА ПРАКТИКИ / ДНЕВНИК/РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЖУРНАЛ ПРАКТИКАНТА / МОДИФИЦИРОВАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акунова Айнура Рысбековна

В системе профессиональной подготовки будущего учителя педагогическая практика играет приоритетную роль. Являясь органической частью целостного педагогического процесса вуза, она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акунова Айнура Рысбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как основной компонент, формирующий профессиональные компетенции будущих педагогов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогическая практика как основной компонент, формирующий профессиональные компетенции будущих педагогов Акунова А. Р.

Акунова Айнура Рысбековна /Акипоуа Атита ЯуяЬекоупа - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра технологии обучения, факультет педагогики, кыргызского, русского языка в начальной школе, Кыргызский государственный университет им. Ишеналы Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в системе профессиональной подготовки будущего учителя педагогическая практика играет приоритетную роль. Являясь органической частью целостного педагогического процесса вуза, она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки учителя.

Ключевые слова: начальное образование, педагогическая практика, студент-практикант, наставник, положение практики, стандарты практики, программа практики, дневник/рефлексивный журнал практиканта, модифицированы, профессиональные компетенции.

С 2008 года в КГУ им. И. Арабаева совместно с проектом ШЛЮ «Сапаттуу билим» осуществлялось тесное сотрудничество, и в результате этой совместной работы по направлению педагогической практики и наставничества были модифицированы:

• стандарты педагогической практики;

• положение педагогической практики;

• программы кафедр по педагогической практике;

• дневники студентов-практикантов;

• инструментарии по анализу и оцениванию уроков студента-практиканта.

Были предложены и апробированы:

• модели педагогических практик;

• ознакомительная/школьная практика/модель практического обучения на 3 курсе;

• контролируемая педагогическая практика/модель наставничества и обучения/консультирования на 4 курсе;

• государственная практика/полунезависимая практика/модель стажировки/интернатуры;

• 6 общих стандартов. Каждый стандарт соответствует уровню/виду практики в форме учебных результатов.

Стандарт 1. Студент-практикант демонстрирует понимание образовательной системы, законадательства Кыргызской Республики об образовании и знание школьных ситуаций в текущий период (знание ситуации в сфере образовании).

Стандарт 2. Студент-практикант демонстрирует улучшенное понимание центральных концепций, механизма опроса/наведения справок, структур дисциплины и того, как знание дисциплины организовано в учебной программе школы (знание содержания и знание учебной программы).

Стандарт 3. Студент-практикант демонстрирует знание о своих учащихся и о том, как они учатся (знание учащихся).

Стандарт 4. Студент-практикант демонстрирует улучшенное знание о том, как учащиеся отличаются в своих подходах к обучению и создает учебные возможности, адаптированные к различным исходным данным разных учащихся (знание учащихся).

Стандарт 5. Студент-практикант демонстрирует знание и навыки планирования, оценки и составления отчетности относительно эффективного обучения (знание содержания, педагогическое знание).

Стандарт 6. Студент-практикант демонстрирует понимание необходимости постоянно развивать и повышать уровень своих профессиональных знаний и практики (знание профессиональной практики и развитие) [1, стр. 15].

В положении педпрактики были четко указаны:

• законы об образовании КР, важность практики в получении педагогического образования;

• стандарты практики/цели;

• сотрудничество школы и университета;

• модель и компоненты практики;

• политика оценивания, выставления оценки/аттестации;

• правила и стратегии по подаче апелляционных жалоб.

Политика шкалы заработной платы по педпрактике [2, стр. 3].

| 79 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016

Программы кафедр по педпрактике были уточнены и усовершенствованы:

• структура постепенного развития навыков преподавания;

• вопросы по наставничеству;

• стандарты практики, подразделенные по видам и уровням практики;

• обязанности, руководство и управление;

• требования к наставникам, методистам и координатору;

• оценки практики.

Оценочные формы работы наставников и методистов [3, стр. 15].

Рефлексивные журналы/дневники практиканта подробно указаны и апробированы:

• стандарты и цели практики;

• права и обязанности студента-практиканта;

• содержание компонентов практики;

• понедельный процесс практики;

• формы планирования и оценивания пробных и зачетных уроков. Структура портфолио и отчета практики [4, стр. 7].

Были усовершенствованы и апробированы инструментарии по оцениванию практики:

• форма наблюдения урока для осуществления обратной связи наставника и практиканта;

• форма промежуточной оценки в течение практики для наставников;

• форма окончательной оценки преподавательской и внеклассной деятельности студента-практиканта.

Разработано и апробировано:

• Руководство для наставников: «Как стать хорошим наставником для студентов, проходящих педагогическую практику»; организован методический семинар «Культура наставничества» совместно с наставниками из школ, вузов и студентами-практикантами.

В этом учебном году КГУ им. И. Арабаева разрабатывает новые стандарты по педагогическому образованию на основе кредитной технологии обучения. В стандартах 3 поколения 12 % от общего кредита (240) 28 кредитов выделено для педагогической практики. Это составляет 840 часов, т. е. еще больше времени и возможности для того, чтобы непосредственно на практике формировать профессиональные компетенции. Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» 550700 с присвоением академической степени «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

1) Универсальными (УК):

• общенаучными (ОК);

• инструментальными (ИК);

• социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК).

2) Профессиональными (ПК ):

• общепрофессиональные компетенции (ОПК);

специальные компетенции (СК) [1, стр. 7]. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Виды педагогической практики:

Непрерывная-учебная - «Школьный день» - 17 кредитов. Профессионально-профильная - 4 кредита. Стажерская практика - 7 кредитов.

На третьем и четвертом курсе во время «Школьного дня» студенты осваивают методику постановки учебной и воспитательной работы в группах, классах, знакомятся с содержанием и методами работы общественных организаций, работой предметного кабинета, кружка, учатся проводить предметный вечер, учебные, воспитательные и внеклассные занятия, приобретают необходимые умения при изучении личности отдельных учащихся и классных коллективов.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: 550 000 -Педагогическое образование. Бишкек, 2012.

2. Положение педагогической практики. Бишкек, 2009.

3. Программы педагогических практик. Бишкек, 2009.

4. Рефлексивный журнал/дневник студента-практиканта. Бишкек, 2009.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016 | 80 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.