А.И. Загревская
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Рассматриваются результаты тестирования знаний студентов основной и специальной медицинских групп по теории и методике физической культуры. Выявлено, что уровень теоретических знаний студентов основной группы достоверно выше, чем у студентов специальной медицинской группы. На основании результатов исследования предлагается инновационный подход к трансляции физкультурных ценностей в образовательном пространстве вуза с применением модульного обучения. Показаны основные идеи технологии модульного обучения, которые базируются на главном принципе деятельностного подхода - принципе единства сознания и деятельности.
Ключевые слова: физическая культура; студенты; знания; деятельностный подход.
К настоящему времени в сфере физической культуры накоплен достаточно большой объем нового знания о взаимосвязи ее с общей культурой, о многообразии ее ценностей и функций. Однако это знание не используется в полной мере в физкультурной практике, которая лишена опоры на принципы культуросообразности. Физическая культура в вузе по-прежнему рассматривается как средство формирования и совершенствования только двигательных умений и навыков, развития физических способностей, что не способствует эффективному формированию целостной личности студента и осознанному отношению к физической культуре как к ценности.
Необходимо отметить, что положительная ценностная роль физической культуры может проявляться в том случае, если в процессе физкультурной деятельности с занимающимися будет проводиться сознательная целенаправленная работа по всем основным направлениям человеческой деятельности: ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, преобразовательной. Мы считаем, что одним из главных факторов в этом процессе является формирование мысле-деятельности студентов относительно сущности физической культуры, что возможно на основе теоретических знаний, освоенных на уровне их применения в физкультурной деятельности.
Теоретические знания являются ведущим компонентом содержания физкультурного образования, приобретаемого студентами в результате обучения по дисциплине «Физическая культура». Только на основе знаний деятельность может быть творческой, позволяющей находить нестандартные решения проблемнопоисковых ситуаций. Необходимость исследования уровня физкультурно-образовательных знаний студентов определяется их влиянием на ряд других компонентов личностно-мотивационной структуры, играющих важную роль в формировании сознательной активности в сфере физической культуры (интересы, убеждения, потребности).
Цель исследования - определение уровня теоретических знаний студентов в области физической культуры.
В исследовании принимали участие студенты 1-х курсов специальной (738 чел.) и основной медицинских групп (753 чел.) Томского государственного педагогического университета. В основу исследования положен анкетный опрос по вопросам теории и методики физической культуры. Студентам предлагалось ответить на 40 вопросов, которые условно были разделены на 4 группы:
- первая группа вопросов содержала основные понятия физической культуры, сведения о сущности физической культуры;
- вторая группа вопросов касалась естественнонаучных основ физической культуры;
- в третью группу были включены вопросы о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроле;
- четвертая группа вопросов включала в себя сведения о профессиональной направленности физической культуры в вузе.
На каждый вопрос в анкете приводилось 4 ответа, из которых только один правильный, соответствующий современным знаниям, остальные неверные. За каждый правильный ответ студент получал 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое мог получить студент, - 40. Для перевода полученной суммы баллов в итоговую 4-балльную оценку нами выбрана следующая шкала:
- 32 и более баллов (80-100% максимальной суммы баллов) - оценка «отлично»;
- 26-31 балл (65-79%) - «хорошо»;
- 20-25 баллов (50-64%) - «удовлетворительно»;
- менее 20 баллов (менее 50%) - «неудовлетворительно».
Описательная статистика результатов тестирования знаний студентов специальной медицинской группы (СМГ) показана в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Результаты диагностики теоретических знаний студентов СМГ по дисциплине «Физическая культура», баллы
Курс Кол-во студентов X ± о М Міп Мах
1-4 738 18,95 ± 5,18 0,191 10,0 34,0
1 237 15,97 ± 4,02 0,260 10,0 31,0
2 197 16,47 ± 4,10 0,292 10,0 29,0
3 165 21,29 ± 3,84 0,299 10,0 30,0
4 139 24,93 ± 2,86 0,243 20,0 34,0
Средний балл, показывающий уровень теоретических знаний студентов 1-4-х курсов СМГ, составляет 18,95, что соответствует неудовлетворительной оценке.
Однако если рассматривать данные табл. 1 отдельно по курсам, можно отметить, что наблюдается тенденция увеличения количества баллов от 15,97 на 1-м курсе до 24,93 на 4-м. Изменяется и оценка уровня теоретических знаний студентов: на 1-м курсе она неудовлетворительная, на 4-м курсе соответствует оценке «удовлетворительно».
Результаты тестирования показывают, что у студентов 1-го курса теоретические знания в области физиче-
ской культуры находятся на очень низком уровне. Видимо, это связано с тем, что большинство студентов до поступления в университет не посещали занятия по физической культуре в школе. Однако к 4-му курсу какие-то теоретические знания в процессе занятий физической культурой студенты все же приобретают: средний балл у студентов 4-го курса равен 24,93, что соответствует удовлетворительной оценке.
Далее нас интересовал вопрос, по каким именно разделам физической культуры студенты имеют более высокий уровень знаний. С этой целью мы провели анализ результатов тестирования студентов СМГ по группам вопросов (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Результаты диагностики знаний студентов СМГ по вопросам основных понятий физической культуры (1-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов X ± о М Міп Мах
1-4 738 8,06 ± 1,22 0,450 5,0 10,0
1 237 4,75 ± 1,62 0,105 2,0 9,0
2 197 8,15 ± 1,14 0,817 5,0 10,0
3 165 8,36 ± 1,08 0,084 5,0 10,0
4 139 8,27 ± 1,12 0,095 5,0 10,0
Средний балл, показывающий уровень теоретических знаний студентов по вопросам сущности физической культуры и ее основных понятий, является довольно высоким (8,06). Заметные различия наблюдаются в уровне знаний у студентов СМГ по данной группе вопросов между 1-м курсом и 2-4-м. Так, у студентов 1-го курса средний балл составляет всего 4,75, в то время как на остальных курсах данный показатель заметно выше -
более 8,0. Полученные данные свидетельствуют о том, что по вопросам сущности физической культуры и ее основных понятий студенты 1-го курса являются наименее осведомленными.
Результаты тестирования студентов специальной медицинской группы по естественно-научным основам физической культуры (2-я группа вопросов) показаны в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Результаты диагностики теоретических знаний студентов СМГ по естественно-научным основам физической культуры (2-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов X ± о М Міп Мах
1-4 738 4,98 ± 1,37 0,050 2,0 9,0
1 237 4,75 ± 1,62 0,105 2,0 9,0
2 197 5,0 ± 1,19 0,085 3,0 8,0
3 165 4,56 ± 1,02 0,079 2,0 7,0
4 139 5,74 ± 1,16 0,098 3,0 8,0
Средний балл, показывающий уровень знаний студентов СМГ по естественно-научным основам физической культуры, составляет 4,98 из 10 возможных, что не является хорошим результатом. Если сравнить полученные данные отдельно по курсам, можно отме-
тить, что заметных различий в уровне знаний не обнаружено.
В табл. 4 показаны результаты тестирования знаний студентов специальной медицинской группы по методике самостоятельных занятий физической культурой.
Т а б л и ц а 4
Результаты диагностики знаний студентов СМГ по методике самостоятельных занятий физической культурой (3-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов Балл (X ) ± о М Міп Мах
1-4 738 3,77 ± 1,42 0,052 1,0 9,0
1 237 3,00 ± 0,93 0,060 1,0 7,0
2 197 3,61 ± 1,62 0,115 1,0 9,0
3 165 4,43 ± 1,01 0,078 2,0 7,0
4 139 4,54 ± 1,46 0,123 1,0 7,0
По данному разделу теории физической культуры студенты СМГ еще менее компетентны, чем по естественно-научным основам физической культуры. Об этом свидетельствует низкий средний балл - 3,77. Здесь необходимо отметить, что и на 3-4-м курсах сту-
денты показали результат ниже среднего уровня (4,43 и 4,54 балла). Это указывает на необходимость усиления теоретической подготовки студентов специальной медицинской группы по методике самостоятельных занятий физической культурой.
Одним из важных аспектов занятий физической физической культуры. Важно выяснить уровень тео-
культурой в вузе является профессиональная на- ретических знаний по вопросам профессиональной
правленность, т. е. подготовка студентов СМГ к со- направленности занятий физической культурой
циально-профессиональной деятельности средствами (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Результаты диагностики теоретических знаний студентов СМГ по вопросам профессиональной направленности занятий физической культурой (4-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов Балл (X) ± о М Міп Мах
1-4 738 3,04 ± 1,12 0,041 1,0 9,0
1 237 2,42 ± 0,75 0,049 1,0 9,0
2 197 3,00 ± 1,37 0,097 1,0 9,0
3 165 3,46 ± 0,81 0,062 2,0 5,0
4 139 3,58 ± 1,06 0,090 1,0 5,0
Средний балл, показанный студентами специальной медицинской группы по вопросам профессиональной направленности занятий физической культурой, еще более низкий, чем по другим разделам, и составляет 3,04. Это свидетельствует о том, что студенты не понимают роли физической культуры в подготовке к социально-профессиональной деятельности.
Затем мы провели диагностику теоретических знаний по 40 вопросам у студентов 1-4-х курсов основной группы университета.
Описательная статистика результатов тестирования показана в табл. 6.
Средний балл, показанный студентами основной группы по всему теоретическому разделу физической культуры, составил 25, что соответствует удовлетворительной оценке.
Сравнивая полученные данные студентов основной группы отдельно по курсам, можно увидеть, что у студентов 3-4-х курсов количество баллов несколько выше, чем у студентов 1-го и 2-го курсов, и соответствует хорошей оценке.
В табл. 7 представлены результаты опроса студентов основной медицинской группы по вопросам сущности физической культуры и ее основных понятий.
Т а б л и ц а 6
Результаты диагностики теоретических знаний студентов основной группы педагогического вуза по дисциплине «Физическая культура», баллы
Курс Кол-во студентов Балл (X ) ± о М Міп Мах
1-4 753 25,00 ± 3,00 0,109 20,0 38,0
1 241 24,80 ± 2,96 0,191 20,0 36,0
2 212 25,30 ± 2,82 0,194 20,0 36,0
3 162 26,00 ± 3,06 0,241 20,0 36,0
4 138 26,20 ± 3,31 0,282 20,0 36,0
Т а б л и ц а 7
Результаты диагностики теоретических знаний студентов основной группы по вопросам сущности физической культуры и ее основных понятий (1-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов Балл (X) ± о М Міп Мах
1-4 753 8,16 ± 1,14 0,041 5,0 10,0
1 241 7,70 ± 1,26 0,081 5,0 10,0
2 212 8,25 ± 1,07 0,073 5,0 10,0
3 162 8,45 ± 0,99 0,077 6,0 10,0
4 138 8,44 ± 0,95 0,081 6,0 10,0
Анализ показывает, что только у студентов 1-го курса уровень теоретических знаний несколько ниже, чем у студентов других курсов, - 7,7 балла. Это можно считать хорошим результатом, так как у студентов 3-го курса самое большое количество баллов - 8,45. Исходя из этого, можно отметить, что в вопросах сущности физической культуры студенты основной группы разбираются неплохо.
Что касается естественно-научных основ физической культуры, то результаты опроса показали, что и в этих вопросах студенты основной группы также являются компетентными (табл. 8): средний балл составил 8,29 из 10 возможных.
Результаты опроса по методике самостоятельных занятий физической культурой показали, что и в этих вопросах студенты основной группы являются более осве-
домленными, чем студенты специальной медицинской группы: средний балл составил 7,06 (табл. 9). Несколько ниже уровень знаний студентов 1-го курса (6,99 балла), однако различия недостоверны (Р > 0,005).
По вопросам профессиональной направленности занятий физической культурой студенты основной группы имеют средний балл 6,13 из 10 возможных (табл. 10). Несколько ниже он у студентов 1-го (5,79) и 2-го курсов (5,60). Видимо, на старших курсах профессиональной направленности занятий физической культурой уделяется больше внимания, чем на младших.
Сравнительные данные диагностики теоретических знаний студентов специальной и основной медицинских групп по дисциплине «физическая культура» представлены в табл. 11 и на рис. 1.
Результаты диагностики знаний студентов основной медицинской группы по естественно-научным основам физической культуры (2-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов X ± о М Міп Мах
1-4 753 8,29 ± 1,16 0,042 5,0 10,0
1 241 7,84 ± 1,27 0,081 5,0 10,0
2 212 8,39 ± 1,08 0,074 5,0 10,0
3 162 8,65 ± 0,99 0,077 5,0 10,0
4 138 8,61 ± 1,01 0,086 6,0 10,0
Т а б л и ц а 9
Результаты диагностики знаний студентов основной медицинской группы по методике самостоятельных занятий физической культурой (3-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов X ± о М Міп Мах
1-4 753 7,06 ± 1,41 0,051 3,0 10,0
1 241 6,99 ± 1,42 0,091 3,0 9,0
2 212 7,65 ± 1,43 0,098 3,0 10,0
3 162 8,00 ± 1,28 0,100 4,0 10,0
4 138 8,14 ± 1,07 0,091 5,0 10,0
Т а б л и ц а 10
Результаты диагностики теоретических знаний студентов основной медицинской группы по вопросам профессиональной направленности занятий физической культурой (4-я группа вопросов), баллы
Курс Кол-во студентов X ± о М Міп Мах
1-4 753 6,13 ± 1,86 0,068 1,0 9,0
1 241 5,79 ± 1,85 0,119 1,0 9,0
2 212 5,60 ± 1,82 0,125 2,0 9,0
3 162 6,72 ± 1,66 0,130 3,0 9,0
4 138 6,86 ± 1,77 0,151 2,0 9,0
Т а б л и ц а 11
Результаты диагностики теоретических знаний студентов специальной и основной медицинских групп по дисциплине «Физическая культура», баллы
Группы вопросов (количество) Специальная группа, п = 738 чел. Основная группа, п = 753 чел. Р
Средний балл (X ± о) Средний балл (X ± о)
40 18,97 ± 5,18 25 ±3,00 Р < 0,005
1-10 8,06 ± 1,22 8,16 ± 1,14 Р > 0,005
11-20 4,98 ± 1,37 8,29 ± 1,16 Р < 0,005
21-30 3,77 ± 1,42 7,06 ± 1,41 Р < 0,005
31-40 3,04 ± 1,12 6,13 ± 1,86 Р < 0,005
□ Ряді
□ Ряд2
1 2 3 4 5
Рис. 1. Уровень теоретических знаний студентов специальной и основной медицинских групп по физической культуре: 1 - 1-4-й курсы; 2 - 1-й курс; 3 — 2-й курс; 4 - 3-й курс; 5 - 4-й курс.
Ряд 1 - студенты специальной медицинской группы; ряд 2 - студенты основной группы
Из табл. 11 видно, что уровень теоретических знаний студентов основной группы достоверно выше такового у студентов специальной медицинской группы почти по всем тестируемым показателям. Исключение составляют результаты тестирования по 1-й группе вопросов, где достоверных различий не обнаружено.
Можно сказать, что в основных понятиях теории физической культуры и ее сущности студенты специальной медицинской группы все же разбираются. Что касается естественно-научных основ, методики самостоятельных занятий и профессиональной направленности физической культуры, то можно отметить, что уровень знаний по этим разделам у студентов специальной медицинской группы крайне низок.
В табл. 12 показан уровень теоретических знаний студентов специальной медицинской группы по всему разделу физической культуры (40 вопросов). Самый большой процент неудовлетворительных оценок отмечен у студентов 1-го и 2-го курсов (81,4 и 78,1%). На 3-м и 4-м курсах зарегистрирована самая большая доля студентов специальной медицинской группы (60 и 57% соответственно), имеющих удовлетворительные оценки.
Если сравнить процент удовлетворительных и неудовлетворительных оценок у студентов специальной и основной медицинских групп (1-4-й курсы), то можно отметить, что у студентов специальной медицинской группы процент неудовлетворительных оценок составляет 53,3%, в то время как у студентов основной группы - только 3,7% (табл. 13).
Т а б л и ц а 12
Уровень теоретических знаний студентов специальной медицинской группы по физической культуре, %
Оценка Курс
1-4-й 1-й 2-й 3-й 4-й
Неудовлетворительно 53,3% 81,4% 78,1% 26% 2,8%
Удовлетворительно 34,4% 16% 18,2% 60% 57,5%
Хорошо 11,5% 2,5% 3,5% 12,1% 37,4%
Отлично 0,6% 0% 0% 1,2% 2,1%
Т а б л и ц а 13
Уровень теоретических знаний по физической культуре студентов основной группы, %
Оценка Курс
1-4-й 1-й 2-й 3-й 4-й
Неудовлетворительно 3,7% 3,3% 4,2% 3% 4,3%
Удовлетворительно 63,2% 58,8% 45,6% 43,2% 42,7%
Хорошо 28,6% 36% 41% 48,7% 43,4%
Отлично 4,3% 2,4% 2,8% 4,9% 9,4%
Сравнивая количество студентов специальной и основной медицинских групп, получивших положительные и отрицательные оценки, отдельно по курсам, можно сказать, что основные тенденции у студентов специальной медицинской группы сохраняются, т.е. от 1-го курса к 4-му процент отрицательных оценок уменьшается, а положительных - увеличивается (см. табл. 13). Увеличивается и процент качественных оценок: на 1-м курсе всего 2,5%, а на 4-м - 39,5%. Однако если сравнить данные студентов специальной медицинской группы с аналогичными данными студентов основной группы, то можно увидеть, что даже на 1-м курсе 38,4% студентов имеют хорошую и отличную оценку, а на 4-м - 52,8%.
Таким образом, подводя итоги результатов тестирования теоретических знаний студентов 1-4-х курсов специальной и основной медицинских групп ТГПУ по основным разделам физической культуры, можно сказать следующее. Чтобы ответить на вопросы, студентам требовались знания по физической культуре в рамках школьной программы за 9-11-й классы, а также теоретического раздела вузовской программы. Тестирование проводилось в конце учебного года, когда все лекции по физической культуре были уже прочитаны. Студенты 1-го курса еще могли пополнить свои знания в области физической культуры на 2-м курсе.
Анализ программы по физической культуре в вузе показывает, что на 1-м и 2-м курсах на лекционные занятия по физической культуре отводится всего по 4 часа
в каждом семестре, т.е. 8 часов в год, а на 3-4-м курсах теоретические занятия вовсе не предусмотрены. Этого времени явно не достаточно, чтобы овладеть теоретическими знаниями в области физической культуры на уровне их применения.
Результаты наших исследований показали, что студенты основной группы в какой-то мере владеют теоретическими основами физической культуры, но по таким разделам, как методика самостоятельных занятий и профессиональная направленность физической культуры, у них наблюдаются пробелы в знаниях. Это, видимо, связано с тем, что теоретический материал не подкрепляется затем на практике, поэтому быстро забывается.
Результаты тестирования теоретических знаний студентов специальной медицинской группы показали, что 53,3% из всех опрошенных имеют неудовлетворительную оценку. Теоретические знания в области физической культуры являются одним из основных показателей физкультурной образованности.
Применение инновационных подходов к трансляции физкультурных ценностей в образовательном пространстве вуза - наиболее актуальная проблема. Одним из инновационных подходов к процессу обучения является технология модульного обучения.
Модульное обучение позволяет реализовать деятельностный подход к обучению, что выражается в одном из его главных принципов - принципе осознанной перспективы (деятельностная постановка целей обучения) [1].
Эффективность использования технологии модульного обучения (ТМО) в физкультурном образовании студентов может быть достигнута, если в основу ее структурно-логической схемы заложен комплекс научно-педагогического знания, основными компонентами которого являются:
- деятельностный подход, ориентированный на вскрытие деятельностной структуры и генезиса преподаваемых знаний не только к процессу образования, но и к его содержанию;
- целеполагание на деятельностной основе как фактор управления образовательным процессом. Цели обучения представляются через виды и способы физкультурно-образовательной деятельности;
- принцип целостности педагогической системы (учебного процесса, организованного по ТМО) при оптимальном взаимодействии ее компонентов, достигаемом за счет наличия эффективной обратной связи -мониторинга результатов физкультурно-образовательной деятельности студентов;
- сближение мотивационных потребностей обучающихся со структурой и содержательной организацией процесса обучения, индивидуализация обучения;
- формирование системы мотивов физкультурнообразовательной деятельности студентов и создание
педагогических условий для трансформации их от мотивации достижения через познавательную мотивацию к мотивации социально-профессиональной деятельности;
- конструктивные механизмы теории самоорганизации (синергетики), обусловливающие условия возникновения и поддержания устойчивого состояния явления самоорганизации физкультурно-образовательной деятельности студентов;
- гуманизация процесса обучения, в результате которой студент и преподаватель находятся в субъект -субъектном взаимодействии;
- контекстный подход к содержанию учебной информации и организации учебного процесса, обеспечивающий приобретение будущими специалистами опыта физкультурной деятельности [2].
В заключение необходимо отметить, что физическая культура - это сложное культурное явление, которое воздействует как на биологическое, так и на социальное в человеке. Мы считаем, что для формирования интересов, мотивов, потребностей студентов в физкультурной деятельности необходимо изучение информационно-деятельностной структуры знания, механизмов превращения знаний в убеждения и на этой основе - формирование мыследеятельности студентов относительно сущности физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарев Н.А. Философия и научная картина мира. СПб. : СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. 144 с.
2. Загревская А.И., Шилько В.Г. Технология модульного обучения в физкультурном образовании студентов : Учеб. пособие. Томск : Томский
государственный университет, 2009. 308 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 7 ноября 2011 г.