ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
%
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
удк 378.14 Г. Д. БАБУШКИН
Л. А. КАРПОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Тобольская государственная социально-педагогическая академия
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
Рассматривается формирование профессиональных умений у студентов факультета физической культуры. Выявлен недостаточный уровень их сформированности. Представлена программа формирования умений у студентов для работы со специальной медицинской группой. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволяют рекомендовать данную программу в практику профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры.
Ключевые слова: профессиональные умения, студенты, физическое воспитание, специальная медицинская группа.
Актуальность. По данным Минздрава России, значительная часть выпускников школ имеет различные заболевания: нарушение зрения (65 %); нарушение осанки (60 %); хронические заболевания (30 %) и др. Отмечается также, что в последнее время зна-
чительно возросло число учащихся школ и студентов вузов, отнесенных к медицинской группе. Проблемы укрепления и сохранения здоровья учащейся молодежи напрямую связываются с повышением качества подготовки учителей физической культуры.
При этом подготовка специалистов по физической культуре в физкультурных вузах не обеспечивает достаточного количества и качества учителей физической культуры для работы со специальными медицинскими группами (СМГ). В этой связи организация занятий по физической культуре с учащимися и студентами, отнесенными к специальным медицинским группам, не отвечает современным требованиям. Специфика работы со специальными медицинскими группами предъявляет определённые требования к личности молодого специалиста и к необходимому составу знаний и умений, которыми должен овладеть студент во время учёбы.
Совершенствование подготовки специалистов по физической культуре осуществляется с использованием различных подходов (личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного, синергетического). Предполагается, что совершенствование профессиональной подготовки учителей физической культуры наиболее продуктивно в рамках компетентностного подхода, внедряемого в настоящее время в профессиональную подготовку специалистов.
Анализ специальной литературы [1 — 6 и др.] позволил нам сформулировать основные противоречия, заключающиеся в следующем:
— между необходимостью сохранения и повышения здоровья учащейся молодежи, имеющей различные заболевания, и недостаточной подготовленностью учителей физической культуры для работы с учащимися, отнесенными к медицинской группе;
— между необходимостью формирования профессиональных умений у студентов — будущих учителей физической культуры для работы с учащимися специальных медицинских групп и отсутствием соответствующих научно-методических разработок.
Данные противоречия определили проблему настоящего исследования, заключающуюся в поиске путей и средств формирования профессиональных умений у студентов факультета физической культуры для работы со специальными медицинскими группами.
Таким образом, накопленный научно-методический материал, опыт организации физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ в педагогическом вузе, а также неудовлетворительное состояние здоровья значительной части школьников и студентов, свидетельствуют об актуальности данного исследования и необходимости решения обозначенной проблемы.
Цель исследования — обосновать программу формирования профессиональных умений у студентов факультета физической культуры для организации физического воспитания с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.
Организация исследования. В исследовании приняли участие учителя физической культуры Тюменской области в количестве 45 человек. Опрос учителей позволил выявить уровень сформированности специальных знаний для работы с учащимися специальной медицинской группы. Проведение тестирования студентов-выпускников факультета физической культуры (90 человек) позволило определить их готовность к работе с учащимися специальных медицинских групп. В педагогическом эксперименте приняло участие две группы выпускного курса факультета физической культуры Тобольской государственной социально-педагогической академии: контрольная и экспериментальная, по 15 человек в каждой.
Результаты исследования и обсуждение
На основе анализа литературы, профессиональной деятельности специалистов, работающих с учащимися специальных медицинских групп, нами был сформулирован состав основных профессиональных умений, проявляющихся в практической деятельности специалиста по физическому воспитанию, работающего со СМГ, который должен быть сформирован у студентов в период профессиональной подготовки в вузе. Основанием для этого послужили: исследования А. Н. Двоеглазова [7] и структурно-функциональная модель профессиональной деятельности специалистов-реабилитологов, разработанная Л. Е. Медведевой [8], включающая следующие компоненты: гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский и контрольнокорректировочный (рис. 1), продолжительный опыт работы со студентами СМГ.
1. Гностический компонент включает следующие умения:
1.1. Оценка физического развития учащегося:
— сбор анамнеза жизни и болезни;
— проведение соматоскопии — наружного осмотра;
— проведение антропометрии — измерения различных параметров человеческого тела;
— оценка уровня развития физических качеств.
1.2. Оценка физической подготовленности учащихся включает: исследование уровня развития физических качеств (силы, гибкости, выносливости, ловкости, координации).
1.3. Оценка функционального состояния систем организма учащихся включает исследование:
— сердечно-сосудистой системы;
— дыхательной системы;
— нервной системы и нервно-мышечного аппарата;
— комплексную оценку функционального состояния организма.
1.4. Оценка адаптации организма к физическим нагрузкам и составление заключения по результатам комплексного исследования.
2. Конструктивный компонент включает следующие умения:
2.1. Определение задач, форм, периодов реабилитационных мероприятий:
— определение задач реабилитационных мероприятий в системе физкультурного образования;
— определение форм реабилитационных мероприятий в системе физкультурного образования;
— определение периодов реабилитационных мероприятий в системе физкультурного образования.
2.2. Выбор наиболее оптимальной восстановительной методики для конкретного учащегося предполагает:
— подбор рациональных физических упражнений;
— определение длительности интервалов отдыха между отдельными физическими упражнениями и занятиями;
— определение максимальной физической нагрузки для конкретного учащегося.
2.3. Этапное и перспективное планирование процесса физического воспитания учащихся включает:
— составление расписания групповых и индивидуальных занятий;
— разработку рекомендаций для выбора индивидуальных оздоровительных программ;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
/ 1 \
Гностический Коммуникативный Организаторский
компонент - компонент - умения, компонент - умения,
умения, обеспечивающие обеспечивающие
обеспечивающие установление управление
диагностику доверительных деятельностью
состояния взаимоотношений с учащихся
учащегося учащимися
1 ' 1
Контрольно-корректировочный компонент -осуществление контроля за ходом процесса физического воспитания и его корректировка
Конструктивный компонент - включает умения составлять индивидуальные программы физического воспитания занимающихся в СМГ
Рис. 1. Группы профессиональных умений, необходимых педагогу для работы со специальными медицинскими группами
— внесение корректив в планы реабилитационной деятельности.
2.4. Составление конспекта урока для конкретного занятия включает:
— составление конспекта индивидуального занятия;
— составление конспекта группового занятия.
3. Коммуникативный компонент, обеспечивающий доверительные отношения с учащимися, включает следующие умения:
3.1. Убеждение занимающихся в целесообразности посещения занятий:
— укрепление веры в выздоровление, проявление заботы и внимания;
— доведение до сведения учащихся информации о наличии и выраженности оздоровительного эффекта от применяемых мероприятий;
привлечение учащихся к активному участию в дискуссиях, беседах, лекциях, к чтению специальной литературы.
3.2. Умения найти индивидуальный подход к каждому учащемуся:
— создание благоприятного климата на занятиях;
— определение тактики работы в зависимости от отношения учащихся к своему заболеванию;
— воздействие на эмоциональный тонус учащихся посредством музыки.
3.3. Умения, устанавливающие взаимоотношения с учащимися:
— разнообразное и широкое общение с учениками;
— тактичное общение.
4. Организаторский компонент, обеспечивающий управление деятельностью учащихся, включает следующие умения:
4.1. Проведение учебных занятий с учащимися:
— организация места занятий;
— подготовка соответствующего инвентаря;
— организация учащихся для совместных и индивидуальных действий;
— подача команд и требования к их выполнению;
— оказание помощи, страховки;
— управление деятельностью учащихся.
4.2. Обучение учащихся разнообразным физическим упражнениям:
— объяснение и показ упражнения;
— оказание помощи при выполнении упражнений;
— контроль за правильностью выполнения упражнений.
5. Контрольно-корректировочный компонент, обеспечивающий осуществление контроля за ходом процесса физического воспитания и его корректировку, включает следующие умения:
5.1. Проведение методического разбора и оценка эффективности конкретного урока по физическому воспитанию учащихся:
— адекватность образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;
— соответствие средств физического воспитания задачам урока;
— соответствие физической нагрузки функциональному состоянию организма;
— регистрация недостатков в построении и проведении урока;
— внесение соответствующих поправок.
5.2. Построение физиологической кривой на уроке и её анализ:
— проведение контроля непосредственно на уроке (исследование частоты сердечных сокращений, артериального давления, частоты дыхания);
— определение общей и моторной плотности нагрузки на уроке;
— графическое изображение физиологической кривой и её анализ.
5.3. Оценка влияния методики с помощью средств врачебного контроля:
— оценка адекватности применяемой нагрузки на уроке;
— выявление признаков утомления;
— выявление воздействия нагрузки на организм занимающихся;
— оценка степени восстановления после нагрузки.
Далее был проведен опрос учителей физической
культуры Тюменской области, работающих со специальными медицинскими группами. На основе прове-
физической культуре с учащимися СМГ. Несмотря на наличие стажа, специальной литературы, все опрошенные нуждаются в приобретении дополнительных знаний по организации занятий физической культурой с учащимися, имеющими различные заболевания.
Исследование профессиональных знаний и умений у студентов выпускного курса — будущих учителей физической культуры показало следующее. При оценке уровня специальных знаний, необходимых для работы со специальными медицинскими группами, выяснилось (рис. 2), что хорошие и отличные знания продемонстрировали всего 65 % опрошенных выпускников. Третья часть выпускников имеет удовлетворительные знания, что считается недостатком в подготовке учителей физической культуры.
Исследование профессионально-педагогических умений (гностических, конструктивных, коммуникативных, организаторских и контрольно-корректировочных) показало недостаточный уровень сформированности конструктивных, гностических и организаторских умений (табл. 1). При этом отмечаются незначительные расхождения результатов самооценки умений и экспертной оценки. Студенты затрудняются в подборе физических упражнений для работы с учащимися, имеющими различные заболевания.
Таблица 1
Сформированное™ профессионально-педагогических умений у студентов выпускного курса, баллы (х ± о)
Профессиональнопедагогические умения Самооценка Экспертная оценка Р
Г ностические 3,6±0,35 3,87±0,36 >0,05
Конструктивные 3,2±0,31 3,06±0,3 >0,05
Коммуникативные 4,27±0,4 4,27±0,41 >0,05
Организаторские 3,83±0,37 3,4±0,43 <0,05
Контрольно-корректировочные 4,4±0,41 4,1 ±0,38 >0,05
Таблица 2
Тематический план занятий по программе «Специальные медицинские группы»
№ Тема занятия Лекции Семинары Практика Самосто- ятельная работа
1 Специальные медицинские группы 4 2
2 Особенности физического воспитания в СМГ в школе 2 4 2
3 Особенности физического воспитания в СМГ в ссузах 2 4 2
4 Особенности физического воспитания в СМГ в вузах 2 4 2
5 Формы оздоровительных занятий в СМГ 2
6 Особенности физического воспитания в подготовительной группе 2 2
7 Методика занятий в СМГ при заболеваниях сердечно-сосудистой системы 4 2 2
8 Методика занятий в СМГ при заболеваниях дыхательной системы 2 2 2
9 Методика занятий в СМГ при заболеваниях желудочно-кишечного тракта 2 2
10 Методика занятий в СМГ при заболеваниях нервной системы 2 2
11 Методика занятий в СМГ при миопии 2 2 2
12 Методика занятий в СМГ при нарушениях опорно-двигательного аппарата 2 2 2 4
Итого 26 ч 10 ч 14 ч 24 ч
□ 1
□ 2
□ со
□ 4
Рис. 2. Уровень усвоения знаний у студентов педагогического вуза.
Условные обозначения:
1 — хороший; 2 — отличный;
3 — неудовлетворительный; 4 — удовлетворительный
денного исследования можно сделать следующие выводы: 98 % опрошенных учителей указали на «недостаточный уровень» профессиональной подготовленности после окончания учебного заведения для работы с учащимися СМГ. При этом 89 % респондентов окончили ТГПИ им. Д. И. Менделеева. Большинство преподавателей (62 %) согласились с мнением о том, что в подготовке физкультурных кадров уделяется недостаточное внимание вопросам организации и методике проведения занятий по
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
Формирование профессионально-педагогических умений в процессе педагогического эксперимента, баллы (х ± о)
Профессиональнопедагогические умения Начало эксперимента Окончание эксперимента Р
Гностические 3,73±0,38 3,67±0,36 >0,05
3,6±0,35 3,93±0,4 <0,05
>0,05 <0,05
Конструктивные 3,4±0,35 3,67± 0,38 <0,05
3,2±0,3 3,73± 0,4 <0,01
>0,05 >0,05
Коммуникативные 4,27 ±0,42 4,33±0,4 >0,05
4,27± 0,41 4,66±0,45 <0,05
>0,05 <0,05
Организаторские 3,93±0,4 4,0±0,4 >0,05
3,95±0,4 4,33±0,42 <0,05
>0,05 <0,05
Контрольно- 3,95±0,4 4,01±0,4 >0,05
корректировочные 4,02±0,42 4,5±0,43 <0,05
>0,05 <0,05
Примечание: верхний ряд чисел — результаты контрольной группы;
нижний ряд чисел — результаты экспериментальной группы
Выявленные недостатки в профессиональной подготовленности студентов-выпускников факультета физической культуры для работы с учащимися специальных медицинских групп являются следствием того, что в учебном процессе этому виду подготовки не уделяется внимания. А некоторым выпускникам придется работать с учащимися специальных медицинских групп.
Для устранения выявленных недостатков была разработана программа для формирования у студентов специальных знаний и профессионально-педагогических умений для работы с учащимися специальной медицинской группы. Программа рассчитана на 50 часов, включая лекционные, семинарские и практические занятия. Цель программы — формирование у студентов знаний и умений для организации физического воспитания учащейся молодежи, отнесенной к специальной медицинской группе (табл. 2).
Для проверки эффективности разработанной программы нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие две группы студентов выпускного курса — контрольная и экспериментальная по 15 человек в каждой. Исходные результаты студентов обеих групп не имели статистических различий. Эксперимент продолжался в течение трех месяцев на базе факультета физической культуры Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д. И. Менделеева.
Результатами работы со студентами экспериментальной группы было достоверное повышение уровня сформированности регистрируемых профессионально-педагогических умений (табл. 3). Наибольшие темпы прироста отмечены в формировании конструктивных, организаторских и коммуникативных умений. В контрольной группе наблюдалось повышение уровня сформированности только гностических умений.
Выводы:
1. Опрос учителей физической культуры, работающих со специальными медицинскими группами, выявил недостаточный уровень специальных знаний и связанные с этим затруднения в организации занятий по физической культуре.
2. Проведенное исследование сформированности профессионально-педагогических умений у студентов — будущих учителей физической культуры — показало недостаточный уровень сформированности знаний и умений для работы с учащимися специальных медицинских групп.
3. Разработанная программа формирования профессионально-педагогических умений у студентов для работы с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе, оказалась достаточно эффективной и может быть внедрена в учебный план факультетов физической культуры педагогических вузов. Это позволит обеспечить необходимую подготовку выпускников для работы с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе, которых на сегодня в образовательных учреждениях достаточно большое количество.
Библиографический список
1. Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных группах : учеб. пособие / Э. Г. Булич. — М. : Высшая школа, 1986. — 255 с.
2. Загревская, А. И. Физическая культура студентов специальной медицинской группы педагогического вуза / А. И. Загревская. — Томск : ТГУ, 2004. — 132 с.
3. Мизеров, М. М. Управление процессом физического воспитания студентов специальной медицинской группы на основе характеристик их функционального состояния : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / М. М. Мизеров. — М., 1980. — 23 с.
4. Рипа, М. Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе / М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С. С. Волкова. — М. : Просвещение, 1988. — 175 с.
5. Сафонова, Ж. Б. Особенности физического воспитания в специальных медицинских группах : учеб.-метод. пособие / Ж. Б. Сафонова, Л. В. Гусева. — Омск : Изд-во «АЯКС», 1997. - 32 с.
6. Шапиро, Д. М. Физическое воспитание студентов, зачисленных в специальную медицинскую группу вуза : учеб. пособие / Д. М. Шапиро, И. А. Моргина, Н. Ф. Брушковская. — Алма-Ата, 1985. — 80 с.
7. Двоеглазов, А. Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов института физической культуры
в условиях практической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Двоеглазов. — Омск, 1991. — 24 с.
8. Медведева, Л. Е. Формирование профессиональных умений у студентов физкультурного вуза — будущих специалистов'-реабилитологов : автореф. дис. ...канд. пед. наук /
Л. Е. Медведева. — Омск, 1999. — 24 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии
Сибирской государственной академии физической культуры и спорта.
КАРПОВА Любовь Анатольевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Тобольской государственной социально-педагогической академии.
Адрес для переписки : е-та11:Сепа41@таД.т
Статья поступила в редакцию 23.06.2011 г.
© Г. Д. Бабушкин, Л. А. Карпова
УДК 549.02+612.313.1/6 л. В. БЕЛЬСКАЯ
О. А. ГОЛОВАНОВА В. Г. ТУРМАНИДЗЕ Е. С. ШУКАЙЛО
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА СЛЮНЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО РЕЖИМА СПОРТСМЕНОВ
Перспективным направлением современной функциональной и лабораторной диагностики является поиск новых неинвазивных, безболезненных и удобных для пациента экспресс-методов, позволяющих проводить исследования в короткие сроки без переоснащения существующих лабораторий и привлечения специально обученного персонала. В данной работе рассмотрены перспективы использования для диагностических целей данных по составу и микрокристаллизации биологических жидкостей, а именно слюны человека. Показана возможность проведения лабораторной диагностики уровня физической нагрузки на организм человека с целью выявления уровня адаптирован-ности и резервных возможностей организма, что применимо для массовых исследований.
Ключевые слова: спортсмены, слюна, химический состав, микрокристаллизация, лабораторная диагностика, тренировочный режим.
Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (ГК № 16.740.11.0602).
Введение. Постоянно возрастающие нагрузки в тренировочном процессе спортсменов разных специализаций, в частности в бадминтоне, обуславливают необходимость ускорения процессов восстановления работоспособности и повышения функциональных состояний спортсменов в разных периодах подготовки. Нужно отметить, что главным направлением подготовки спортсменов является интенсификация тренировочного процесса. На практике интенсификация достигается избирательной направленностью нагрузки, которая позволяет сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического цикла воспитания. Однако следует помнить, что большие нагрузки различной направленности дадут желаемый эффект только при использовании в тренировочном процессе в определенной последовательности, в сочетании с физическими, фармакологическими средствами восстановления и особенностями подбора питания, которое должно
соответствовать энергетическим и пластическим тратам спортсмена. Основной причиной негативного влияния физических нагрузок является недостаточное использование современных количественных методик, позволяющих обеспечить тщательный медицинский контроль в процессе тренировок, а также отсутствие оптимизированных подходов к пост-нагрузочному восстановлению.
С каждым днем технологии лабораторной и функциональной диагностики дополняются альтернативными методиками, которые позволяют безболезненно и в короткие сроки проводить исследование биологических жидкостей. Так, слюна человека может использоваться в качестве биологической жидкости для анализа различных маркеров, таких как электролиты, гормоны, лекарства, антитела и т.д. Такая диагностика вполне оправданна, ведь помимо 99 % воды слюна содержит растворенные в ней анионы С1-, Р043-, С032-, БСЫ-, I-, Вг", Р, 3042-; катионы
' 4 ' 3 ' ' ' ' ' 4 1
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ