Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность профессора Московской консерватории В. А. Новикова'

Педагогическая деятельность профессора Московской консерватории В. А. Новикова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карташев А. М.

The article is devoted to educational work of professor of the Russian Conservatory V. A. Novikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL WORK OF V. A. NOVIKOV

The article is devoted to educational work of professor of the Russian Conservatory V. A. Novikov

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность профессора Московской консерватории В. А. Новикова»

А. М. Карташев

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В. А. НОВИКОВА

Заслуженный деятель искусств России Вадим Алексеевич Новиков — видный представитель отечественной школы игры на трубе — внес большой вклад в ее развитие. В своей деятельности он опирался, с одной стороны, на традиции русской школы, а с другой — использовал передовой опыт зарубежных школ.

После окончания музыкального училища при Московской консерватории по классу С. Еремина в 1959 году Новиков поступил в Московскую консерваторию, где продолжил занятия у педагога Ю. А. Усова. Годы учебы были насыщенными и заложили в музыканте ту исполнительскую традицию, которую он развивал в дальнейшей работе и в занятиях с учениками.

Активная педагогическая деятельность В. Новикова началась с 1968 года в училище при консерватории, а в 1979 году она продолжилась и в консерватории, параллельно совмещаясь с работой в оркестре Большого театра.

В зарубежной практике тех лет уже стало нормой регулярное использование видовых инструментов в различных строях как в сольной, так и в оркестровой деятельности. Виртуозные партии в стиле кларино было принято исполнять на трубе-пикколо или малой трубе в строях Б и Е. В программы зарубежных конкурсов стали включаться старинные концерты с обязательным исполнением на трубе-пикколо. В СССР в то время такой практики не было. Даже Г. Орвид, активно способствовавший популяризации старинной музыки и обновлению инструментария, исполнял подобную музыку на основной трубе в строе B, звучание которой не соответствовало характеру произведений той эпохи.

Именно В. Новиков активно способствовал введению в учебный репертуар труб разных строев, и в этом его большая заслуга. Игра на видовых инструментах вырабатывает у учеников глубокое и тонкое ощущение стиля различных эпох. В зависимости от музыкального материала, исходя из традиций его исполнения, педагог рекомендует ученику наиболее подходящий инструмент (который зачастую дает из своей личной коллекции), что позволяет раскрыться его творческому мышлению и использовать широкую палитру выразительных средств. Так, сочинения эпохи барокко профессор рекомендует исполнять на легко и ярко звучащей в верхнем регистре трубе-пикколо; произведения венских классиков — на более близких к тембру натуральной или клапанной трубы инструментах немецкой вентильной конструкции, обладающих мягким, бархатным звуком; а современных авторов французской школы он считает правильным играть на трубе в строе С, который традиционно является основным в этой стране.

Несколько лет назад по инициативе В. Новикова в обязательную программу экзамена на четвертом курсе консерватории были включены концерты для трубы Й. Гайдна и И. Гуммеля, которые являются серьезной проверкой уровня исполнителей. По его мнению, лишь тот, кто справится со сложностями исполнения классической музыки, имеет шансы на успех при исполнении дипломной программы. Для изучения старинной музыки педагог подготовил и издал несколько сборников произведений авторов XVШ века, а также вышеупомянутые концерты в собственной редакции.

В. Новиков также активно способствует пополнению и расширению трубного репертуара. В его классе звучат как произведения отечественных и зарубежных композиторов, ставшие классикой, — А. Гедике, В. Пескина, Н. Ракова, А. Пахмутовой, А. Онеггера, Дж. Энеску, П. Хиндемита, Г. Томази, — так и новые сочинения современных авторов, таких как Л. Лядова, К. Уманский, Д. Уильямс, Й. Туррин, А. Визутти и другие. В педагогическом репертуаре важное место занимают переложения романсовой музыки, требующие от ученика красивого звука, подобного вокалу. Внимание к качеству звука не случайно — именно тембровая выразительность является основным средством эмоционального воздействия на слушателя.

Необходимо отметить, что на уроках особое внимание педагог уделяет детальной работе над нюансами и штрихами. Вместе с тем он всегда поощряет собственный творческий подход молодых трубачей к каждому сочинению. Основное его стремление — это свободная, легкая игра учеников, которая является результатом ежедневных занятий и осмысленной проработки авторского текста. Яркими и запоминающимися стали в последние годы концерты его класса, на которых ученики разного возраста демонстрируют свое владение инструментом.

Особенно показательным явился концерт, состоявшийся 14 февраля 2009 года в Рахманиновском зале Московской консерватории. Молодые трубачи показали высокую профессиональную школу, блестяще исполнив произведения в оригинале на тех инструментах, для которых они были написаны. Вначале прозвучал концерт А. Вивальди для двух труб, который исполнили артисты ведущих московских оркестров (Большого театра и ГАСО), воспитанники Новикова, — А. Корнильев и Г. Плес-кач. Яркую игру продемонстрировали студенты и дипломники консерватории: М. Фатькин на трубе в строе С сыграл концерт С. Леончик, показав великолепное владение звуком и техникой; а С. Косицын — давно не исполнявшийся концерт чешского композитора З. Кржижека. Музыкантами с хорошей перспективой показали себя учащиеся ЦМШ: А. Свиридов виртуозно исполнил Фантазию на венгерские темы В. Баха, а М. Гайдук блестяще сыграл сложнейший Концерт ре мажор Г. Ф. Телемана на трубе-пикколо, который часто включается в обязательную программу на многих взрослых международных конкурсах. «Его игра сравнима с аудиозаписями лучших зарубежных трубачей. Подобного исполнения этого сочинения на эстраде мне не приходилось слышать. Это был самый яркий номер классного вечера», — сказал профессор после концерта.

Многие ученики В. Новикова работают в ведущих российских и зарубежных оркестрах. Это А. Козлов (БСО), Г. Плескач, М. Фатькин (ГАСО); А. Корнильев (ГАБТ); Я. Егоров, А. Карта-шев (АСО МГАФ); А. Косицын (Театр Станиславского и Немировича-Данченко); Богайчук, Чекалов (Театр оперетты). Следует отметить, что трубачи показали высокий профессионализм школы своего педагога в разных странах и успешно там работают.

Так, Б. Шлепаков несколько лет был солистом оркестра Большого театра, а сейчас успешно продолжает работу в Израиле. М. Локаленков также работал в Большом театре, сейчас преподает и играет в театре Республики Корея. Лауреат международного конкурса в США В. Кисниченко в данный момент работает в Швеции, а И. Ахмадуллин — преподаватель университета штата Миссури в США.

Среди воспитанников В. Новикова немало лауреатов международных конкурсов. Особенно ценно, что это учащиеся Центральной музыкальной школы, в которой он начал преподавать в 2005 году и за такой короткий период подготовил прекрасных молодых исполнителей, которых можно назвать будущим нашей трубной школы. Так, М. Гайдук — стипендиат фонда им. М. Рос-троповича — в 2008 году на конкурсе «Концертино Прага» был удостоен первой премии и получил право на сольное концертное турне с Пражским симфоническим оркестром. А. Свиридов и Д. Крайдуба — стипендиаты фонда Спивакова, — несмотря на свой молодой возраст, уже неоднократно становились лауреатами всероссийских и международных состязаний. В их числе конкурс, проводившийся в рамках фестиваля «Пражские звезды» в Чехии, где оба они завоевали первые места в своих возрастных группах.

Много сил и энергии В. Новиков отдает налаживанию связей своего класса с преподавателями зарубежных школ, что привело к интересному обмену опытом и стимулированию творческого роста студентов. При его содействии в стенах консерватории проводились мастер-классы М. Зоммельхардера, М. Хефса, Г. Туврона, Л. Канделарии. Открытию молодых талантов способствовали международные фестивали трубы, проходившие в Москве и организованные Российской гильдией трубачей, президентом которой является В. Новиков. Конкурсы проводились в 1995, 1997 и 2000 годах и были посвящены Т. Докшицеру. Участниками явились исполнители из Германии, Австрии, США, Швеции, Польши, Казахстана, Белоруссии, Украины и России. Жюри также составили представители разных стран — исполнители, педагоги и композиторы. Высокий профессиональный уровень участников способствовал привлечению внимания к сольному исполнительству на трубе и вывел отношения российских трубачей с иностранными коллегами на качественно новый уровень.

Профессору В. Новикову часто поступают приглашения участвовать в работе жюри разных конкурсов: международных — в Лестере (Англия, 1993), Москве (1995, 1998, 2001), всесоюзных (Таллин, 1980; Алма-Ата, 1984; Минск, 1988), всероссийских — конкурс им. И. Табакова (Москва, 2003, председатель); в телевизионном конкурсе юных исполнителей «Щелкунчик» (2005).

В. Новиков регулярно проводит собственные мастер-классы. Так, по приглашению Ф. Крамера, профессора университета Мо-цартеум, он около десяти раз занимался со студентами в Зальцбурге. С успехом прошли его открытые уроки в Высшей школе музыки и драмы в Лондоне и на музыкальном факультете Бирмингемского университета. С русской школой игры на трубе Новиков познакомил европейских коллег на семинаре Международной гильдии трубачей (ITG) в Музее трубы в Бад-Закингене (Германия).

В. А. Новиков в своей педагогической деятельности следует русской традиции воспитания музыкантов, в равной степени технически оснащенных и обладающих большим запасом образно-выразительных средств. По его мнению, трубач, как и всякий музыкант, должен прежде всего быть индивидуальностью. Этим обусловливается такой подход к каждому студенту, когда педагог не навязывает свое мнение по прочтению текста, а, наоборот, направляя ученика по правильному пути, развивает глубокое понимание особенностей авторского замысла.

Профессор постоянно обновляет репертуар, расширяет инструментарий, способствуя тем самым повышению исполнительского уровня отечественных музыкантов и укрепляя позиции школы в мире. Вадим Алексеевич полон сил и энергии, участвуя в организации концертных и конкурсных мероприятий своего класса, который продолжает радовать любителей искусства игры на трубе яркими выступлениями. Пожелаем ему успехов в воплощении новых творческих замыслов.

THE EDUCATIONAL WORK OF V. A. NOVIKOV А. Kartashev

The article is devoted to educational work of professor of the Russian Conservatory V. A. Novikov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.