Научная статья на тему 'Педагоги, ученые-фольклористы и общественные деятели: к 90-летию М.Х. Мингажетдинова и 85-летию А.М. Сулейманова'

Педагоги, ученые-фольклористы и общественные деятели: к 90-летию М.Х. Мингажетдинова и 85-летию А.М. Сулейманова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклористика / сказковедение / исследования / башкирская сказка / А.М. Сулейманов / М.Х. Мингажетдинов / folklore studies / fairy-tale studies / Bashkir / A.M. Suleymanov / M.Kh. Mingazhetdinov

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хусаинова Гульнур Равиловна

Статья посвящена анализу исследований по башкирским народным сказкам известных ученых-фольклористов А.М. Сулейманова и М.Х. Мингажетдинова, сыгравших огромную роль в становлении башкирского сказковедения как важной области национальной фольклористики. Именно труды упомянутых ученых по башкирскому сказковедению являются базовыми и поистине фундаментальными для тех, кто является продолжателем их исследований. Плодотворная деятельность М.Х. Мингажетдинова в 1960-е годы и А.М. Сулейманова в 1980-е годы по исследованию сказок башкирского народа стала решающим этапом в развитии башкирского сказковедения. Исследования М.Х Мингажетдинова «Мотив чудесного рождения героя в башкирских богатырских сказках», «Художественные функции русских слов в башкирских сказках», «Систематизация сюжетов башкирских сказок по международным каталогам» и монографии А.М. Сулейманова «Башкирские народные бытовые сказки: сюжетный репертуар и поэтика», «Жанровое своеобразие башкирских бытовых сказок» получили в научном мире большое признание и высокую оценку и до сих пор актуальны. Оба исследователя являлись прекрасными текстологами и составителями сказочных томов первого научного свода «Башкирское народное творчество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers, folklorists and public figures (on the 90th anniversary of M.KH. Mingazhetdinov and the 85th anniversary of A.M. Suleimanov)

The article is devoted to the analysis of research on Bashkir folk tales by famous folklorists A.M. Suleymanov and M.Kh. Mingazhetdinov, who played a huge role in the formation of Bashkir fairy-tale studies as an important field of national folklore. The works of these scientists on Bashkir fairy-tale studies are basic and truly fundamental for those who continue their research. The fruitful work of M.Kh. Mingazhetdinov in the 1960s and A.M. Suleymanov in the 1980s on the study of the fairy tale of the Bashkir people became a decisive stage in the development of Bashkir fairy-tale studies. Works by M.Kh. Mingazhetdinov “The motive of the miraculous birth of a hero in Bashkir heroic tales”, “Artistic functions of Russian words in Bashkir fairy tales”, “Systematization of the plots of Bashkir fairy tales according to international catalogs” and monographs by A.M. SuleymanovBashkir folk household tales: plot repertoire and poetics”, “Genre originality of Bashkir household tales” received great recognition and appreciation in the scientific world and are still relevant. Both researchers were excellent textual specialists and compilers of fabulous volumes of the first scientific code “Bashkir folk art”.

Текст научной работы на тему «Педагоги, ученые-фольклористы и общественные деятели: к 90-летию М.Х. Мингажетдинова и 85-летию А.М. Сулейманова»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.24412/2223-0564-2024-4-63-68 Г.Р. Хусаинова УДК 398.22:392

ПЕДАГОГИ, УЧЕНЫЕ-ФОЛЬКЛОРИСТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ: К 90-ЛЕТИЮ М.Х. МИНГАЖЕТДИНОВА И 85-ЛЕТИЮ A.M. СУЛЕЙМАНОВА

Аннотация

Статья посвящена анализу исследований по башкирским народным сказкам известных ученых-фольклористов A.M. Сулейманова и М.Х. Мингажетдинова, сыгравших огромную роль в становлении башкирского сказковедения как важной области национальной фольклористики. Именно труды упомянутых ученых по башкирскому сказковедению являются базовыми и поистине фундаментальными для тех, кто является продолжателем их исследований. Плодотворная деятельность М.Х. Мингажетдинова в 1960-е годы и A.M. Сулейманова в 1980-е годы по исследованию сказок башкирского народа стала решающим этапом в развитии башкирского сказковедения. Исследования М.Х Мингажетдинова «Мотив чудесного рождения героя в башкирских богатырских сказках», «Художественные функции русских слов в башкирских сказках», «Систематизация сюжетов башкирских сказок по международным каталогам» и монографии A.M. Сулейманова «Башкирские народные бытовые сказки: сюжетный репертуар и поэтика», «Жанровое своеобразие башкирских бытовых сказок» получили в научном мире большое признание и высокую оценку и до сих пор актуальны. Оба исследователя являлись прекрасными текстологами и составителями сказочных томов первого научного свода «Башкирское народное творчество».

Ключевые слова: фольклористика, сказковедение, исследования, башкирская, сказка, A.M. Сулейма-нов, М.Х. Мингажетдинов

Gulnur R. Khusainova

TEACHERS, FOLKLORISTS AND PUBLIC FIGURES

(ON THE 90TH ANNIVERSARY OF M.KH. MINGAZHETDINOV

AND THE 85TH ANNIVERSARY OF A.M. SULEIMANOV)

Abstract

The article is devoted to the analysis of research on Bashkir folk tales by famous folklorists A.M. Suleymanov and M.Kh. Mingazhetdinov, who played a huge role in the formation of Bashkir fairy-tale studies as an important field of national folklore. The works of these scientists on Bashkir fairy-tale studies are basic and truly fundamental for those who continue their research. The fruitful work of M.Kh. Mingazhetdinov in the 1960s and A.M. Suleymanov in the 1980s on the study of the fairy tale of the Bashkir people became a decisive stage in the development of Bashkir fairy-tale studies. Works by M.Kh. Mingazhetdinov "The motive of the miraculous birth of a hero in Bashkir heroic tales", "Artistic functions of Russian words in Bashkir fairy tales", "Systematization of the plots of Bashkir fairy tales according to international catalogs" and monographs by A.M. Suleymanov "Bashkir folk household tales: plot repertoire and poetics", "Genre originality of Bashkir household tales" received great recognition and appreciation in the scientific world and are still relevant. Both researchers were excellent textual specialists and compilers of fabulous volumes of the first scientific code "Bashkir folk art".

Хусаинова Гульнур Равиловна, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, отдел фольклористики, Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН (Уфа, Россия), e-mail: [email protected]

Gulnur R. Khusainova, Dr. Sci. (Philology), Chief Researcher, Department for Folklore Studies, Order of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]

© Хусаинова Г.Р., 2024

64

Г.Р. Хусаинова

Key words: folklore studies, fairy-tale studies, Bashkir, fairy tale, A.M. Suleymanov, M.Kh. Mingazhetdinov

В этом году башкирская филологическая наука отмечает юбилейные дни рождения двух неутомимых собирателей и известных исследователей башкирского фольклора A.M. Сулейма-нова и М.Х. Мингажетдинова, чьи исследования сыграли огромную роль в становлении башкирского сказковедения, в частности, и в развитии башкирской фольклористики вообще.

Неоценим вклад известного фольклориста, ученого-педагога A.M. Сулейманова, который под влиянием своих преподавателей Ж.Г. Киек-баева, А.Х. Вахитова, М.Х. Мингажетдинова, А.Н. Киреева, Л.Г. Барага - видных башкирских ученых - серьезно занялся фольклористикой уже в студенческие годы [13, с. 38]. Под научным руководством М.Х. Мингажетдинова темой дипломной работы он выбрал «Башкирские легенды и предания», которую в дальнейшем развил и защитил кандидатскую диссертацию.

A.M. Сулейманов и М.Х. Мингажетдинов -дипломник и научный руководитель. Недолгой было их сотрудничество в связи с преждевременным уходом второго. В 1962-1972 гг. М.Х. Мингажетдинов, доцент кафедры башкирской литературы, читал лекции, проводил интересные семинары по курсу «Башкирское народное творчество». Выполнение курсовых и дипломных работ, фольклорная практика под руководством молодого преподавателя остались добрым воспоминанием в памяти студентов тех лет, а коллеги метко окрестили его "ломовой лошадью университета", так как свою работу он выполнял с особым старанием.

Все эти качества перенял от своего первого научного руководителя по дипломной работе М.Х. Мингажетдинова его дипломник A.M. Сулейманов. Еще одним дипломником М.Х. Мингажетдинова был М.А. Мамбетов, написавший дипломную работу по теме «Сатира в башкирских народных сказках». Оба позже стали известными учеными, продолжателями дела своего научного руководителя по дипломной работе, долгие годы преподавали в Башгосуниверситете.

A.M. Сулейманов и М.Х. Мингажетдинов -два замечательных исследователя башкирских народных сказок, которых судьба свела в Башгосуниверситете. Оба впитали в себя народное поэтическое слово с детства - у A.M. Сулейманова мать всегда пела [13, с. 38-39], а у М.Х. Мингажетдинова мать была мастером рассказывания народных сказок [7, с. 161].

В период с 1956 по 1971 г. М.Х. Мингажетдинов периодически записывал сказки от матери, которые были известны ему еще с детства. В многотомную работу «Башкирское народное творчество» включено 14 сказок в записи М.Х. Мингажетдинова, в том числе, 5 записаны им от матери. A.M. Сулейманов во время полевых исследований также активно записывал сказки, большинство которых относится к бытовым сказкам. Они включены в 4-5 тома научного свода «Башкирское народное творчество» на башкирском языке.

Первую свою научную статью «Мотив чудесного рождения героя в башкирских богатырских сказках» по сказковедению М.Х. Мингажетдинов опубликовал в 1962 г. Это исследование в истории отечественной фольклористики до сих пор является одной из фундаментальных. С.А. Галин, отмечая ее значимость, писал, что «благодаря исследованиям М.Х. Мингажетдинова башкирская сказка стала известной всесоюзной науке. Ссылку на нее можно встретить в десятках исследований по сказкам разных народов» [4, с. 193]. Указанная статья действительно популярна среди исследователей народной сказки в связи с тем, что «мотив чудесного рождения» - это международный мотив, характерный для древнего фольклора. Он имеет место в волшебной сказке многих народов, является одним из важных, определяющих моментов в героической биографии батыра сказки, определяет сцепление дальнейших событий жизни сказочного героя. На материале башкирской богатырской сказки М.Х. Мингажетдинов показывает образ батыра, физические и духовные возможности, моральный облик которого народ идеализировал со дня чудесного рождения.

По наблюдениям ученого, в башкирской сказке старик и старуха сетуют на свою бездетность, но не вымаливают у бога сына. Мотив чудесного зачатия также отсутствует. Традиционными для башкирской народной сказки являются мотивы чудесного рождения и чудесного превращения животных и неодушевленных предметов в человека. Обстоятельства рождения башкирского сказочного батыра - самые разные: батыр имеет тотемное происхождение и ведет свой род от лесного зверя («Аюголак», «Сын волка Сын-тимер»), от чудесного коня («Бузансы-батыр»), от капли крови коровы («Акьеляк»), рождается

от съеденного мяса рыбы и т.д. Достойно внимания и то, что исследователь видит, например, в сказке о Камыр-батыре двойную родственную связь батыра с природой: сделан из теста, продукта земледельческого труда, и одухотворен рыбой, что объясняется, по его мнению, отражением в сказке жизненного процесса слияния в определенных социально-исторических условиях религиозно-мифологических представлений о хлебе с представлениями о рыбе [9, с. 66-67].

A.M. Сулейманов в 1969-1979 гг. занимается исследованием легенд и преданий, активно публикует статьи по этому направлению [13, с. 82-84], периодически возвращаясь к этой теме в будущем. Лишь в 1980 г. он в соавторстве с Л.Г. Барагом публикует первую статью по сказкам под названием «Башкирские сказки о Ерен-се сэсэне» в сборнике научных статей «Фольклор народов РСФСР». В том же году публикует тезисы на темы «Обрамляющие формулы башкирской народной сказки» [11, с. 81-82] и «Современная несказочная проза северовосточных башкир» [12, с. 201]. В 1982-1992 гг. A.M. Сулейманов очень активно публикует статьи по бытовым сказкам [13, с. 86-89].

В начале 1970-х гг. М.Х. Мингажетдинов и A.M. Сулейманов принимают участие в составлении ряда томов научного свода «Башкирское народное творчество» в 18-и томах на башкирском языке, осуществляемого по плану Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР. Этот уникальный многотомный труд создавался в 1972-1985 гг. 3 тома названного свода были подготовлены М.Х Мингажетдиновым и 4 тома - A.M. Сулеймановым. В этом проекте оба ученых-фольклориста работали в жанрах сказки. Первый - по сказкам о животных, волшебным и богатырским, второй - по бытовым. Каждый из них писал вступительные статьи к своим томам и комментарии в соавторстве с Л.Г. Барагом. За свой достойный вклад в выполнение значимого проекта в 1987 г. они были удостоены Государственной премии им. Салава-та Юлаева.

A.M. Сулейманов также участвовал в создании 12-томного научного свода «Башкирское народное творчество» на русском языке (1987-2015) и подготовил к изданию 2 книги: «Бытовые сказки» и «Шуточные сказки и куля-масы». По его инициативе и под его научным

руководством в 1995 г. началась реализация нового большого проекта - расширенное издание свода «Башкирское народное творчество» на башкирском языке ориентировочно в 35-40 томах. В соавторстве с коллегами он подготовил 4 тома, самостоятельно - 2 тома, в том числе, т. 11 «Новеллистические сказки» (2008).

С 1970 г. М.Х. Мингажетдинов написал и опубликовал в разных научных сборниках ряд статей по проблемам башкирской народной сказки, которые привлекают внимание и современных исследователей.

В статье «О путях проникновения русских сказочных тем, мотивов и героев в башкирские народные сказки» автором хорошо разработана тема, заданная в ее названии. Так, по наблюдениям ученого, «Лягушачья шуба» («Эрмэнде тун») является единственной башкирской сказкой, характерной для русского фольклорного материала, но проникнутой духом традиционного башкирского народного творчества. Позже нами тоже были отмечены единичная запись сказки под названием «Живое зеркало», ряд сказок на сюжет АТУ 403 («Подмененная жена»), АТУ 485 А («Мачеха и падчерица»), АТУ 511 («Чудесная корова»), хорошо известных и восточнославянскому фольклору [14, с. 9-13]. Близкое сходство с русской сказкой находит автор и в башкирской сказке «Алтынтоя'к-Кемешъял» («Золотокопытный, серебряногривый»), относящейся к типу 531=К531 («Конек-горбунок») по СУС или АТУ 532 («Незнайка») и др. Сравнительный анализ материала позволил ему сделать вывод о том, что взаимосвязи сказочных традиций являются органической частью и конкретным проявлением культурных взаимосвязей, которые проявляются в процессе творческого освоения инонационального сказочного материала в соответствии с национальными традициями, а путь проникновения русских сказочных тем, мотивов и героев в башкирские сказки чрезвычайно сложен [8, с. 181].

До М.Х. Мингажетдинова данный аспект башкирского сказковедения рассматривался в работах А.Г. Бессонова [3, с. 17-18], Д.К. Зеленина [5, с. 441], Л.Г. Барага [2, с. 169-186]. Пересмотрев данную тему, М.Х. Мингажетдинов пришел к выводу, что в башкирских сказках, которые бытуют в современной Башкирии, связь с русскими сказками проявляется гораздо чаще и многостороннее, чем в башкирских сказках дореволюционного времени.

66

Г. Р. Хусаинова

В статье «Художественные функции русских слов в башкирских сказках» автор исследует характерные особенности творческого освоения русских слов башкирским сказочным эпосом, объясняя это тем, что отдельные наблюдения над художественным значением русских слов в башкирских сказках в статье Л.Г. Барага «О взаимодействии русской и нерусской сказочных традиций в современных условиях», а также сведения о значении русских слов в башкирской сказке в предисловии Н.К. Дмитриева весьма ограниченны. Говоря о русских словах в башкирских сказках, М.Х. Мингажетдинов имеет в виду только творчески освоенные башкирской сказочной традицией и ставшие органическим элементом башкирского художественного текста. Согласно закономерностям башкирского языка, русские слова подвергались некоторым фонетическим изменениям, например: «стол» - едтэл, «поднос» - батмус, но в башкирских сказках они выполняли те же художественные функции, что и башкирские слова. Вторая особенность творческого освоения русских слов башкирским сказочным эпосом, по наблюдениям автора, проявляется в использовании их как источника чудесного и таинственного. Так, некоторые башкирские волшебные сказки имеют русские названия: «Красата», «Скоробогат», «Нужа», «Незнайка» и др. В частности, имя героини «Красота» связано с ее чудесным обликом, и она, несмотря на то, что носит имя русского происхождения, изображена в духе традиций башкирских сказок. Русские слова также своеобразно используются в зачинах башкирских сказок и служат художественным средством, усиливающим и подчеркивающим фантастичность времени и места сказочных событий. Подводя итоги исследованию в данном аспекте, автор приходит к выводу, что русские слова в башкирских сказках, выполняя самые разнообразные художественные функции, по-новому выражают их традиционные особенности, имеющие глубокие исторические корни [8, с. 207].

Некоторые статьи ученого, в частности, «Этногенетические мотивы в башкирских сказках», «Сказки Мавзифы Магафуровны Мин-гажетдиновой», в башкирском сказковедении до сих пор остаются единственными, поскольку эти интересные идеи автора не нашли продолжения и развития. Данный материал, несомненно заслуживает внимания, чтобы открыть их содержание современному читателю.

Исследования М.Х. Мингажетдинова «Сказочные мотивы в башкирских легендах и преданиях», «Систематизация сюжетов башкирских сказок по международным каталогам» и др. также получили в научном мире большое признание и высокую оценку.

Монография «Пера таинственная сила» на башкирском языке (1995) стала настольной книгой башкирских фольклористов из-за раздела о сказке, где автор исследовал главные аспекты сказочного наследия народа: специфику жанра, историю изучения сказок, значение в судьбе жанра сказки генетических, типологических и общекультурных связей. Более того, он пересмотрел классификацию жанра, выделив в ней богатырские, волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Взяв за основу классификацию проф. Н.К. Дмитриева, ученый, тем не менее, не признал в ней «сказки-легенды», также не согласился с выделением как самостоятельной группы «нравоучительных сказок». Далее в своей работе исследователь в отдельности рассматривает три сказочных жанра: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, самостоятельную главу посвящает изучению инициальных типов сказок и их стилистических формул.

Таким образом, в истории башкирского сказ-коведения М.Х. Мингажетдинов оставил глубокий след. Его значимые исследования по башкирским народным сказкам сыграли огромную роль в становлении башкирского сказковедения. Известно, что докторская диссертация, которую М.Х. Мингажетдинов планировал защитить в 1972 г., называлась «Сказки башкирского народа» [1, с. 188; 10, с. 6]. Об успешной работе ученого по проблемам поэтики народной сказки утверждали А.И. Харисов и Г.Б. Хусаинов. Более того, молодой исследователь одним их первых в башкирской фольклористике поднял данную проблему [10, с. 6].

Достойное место в библиотеке башкирской фольклористики заняли солидные монографические исследования A.M. Сулейманова по бытовым сказкам. Благодаря нему данный жанр сказки является наиболее изученным в башкирской фольклористике. Его труды по башкирской бытовой сказке «Жанровое своеобразие башкирских бытовых сказок» (1990), где акцент сделан на изучение жанровой специфики и поэтики башкирской бытовой сказки; «Башкирские народные бытовые сказки: сюжетный репертуар и поэтика» (1994), в которой исследуются в сравнительном

освещении особенности сюжетного репертуара, поэтики и стиля бытовых сказок; «В сказке действительность» (1997), посвященный изучению жанрового состава, сюжетного разнообразия и жизненной основы бытовых сказок, являются фундаментальными в изучении башкирской бытовой сказки и незаменимыми настольными книгами башкирских фольклористов.

М.Х. Мингажетдинов и A.M. Сулейманов -известные в Республике ученые-фольклористы, активные общественные деятели, выступавшие с различными интересными проектами, предложениями, участвовавшие в мероприятиях, посвященных обсуждению актуальных проблем образования, культуры и других вопросов, связанных с жизнью народа. Вся их жизнь - это неустанное служение науке и своему народу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадретдинов С. Истоки духовности // Ватан-даш. 2001. № 5. С. 188-190.

2. Бараг Л.Г. О взаимодействии русской и нерусской сказочных традиций в современных условиях // Современный русский фольклор. М., 1966. С. 169-186.

3. Дмитриев Н.К. Введение // Башкирские народные сказки. Запись и перевод А.Г. Бессонова. Уфа: Башгосиздат, 1941. С. 3-29.

4. Галин С.А. Народной мудрости источник. Толковый словарь башкирского фольклора. Уфа: «Китап», 2007. 304 с.

5. ЗеленинД.К. Великорусские сказки Пермской губернии. Пг., 1914. 656 с.

6. Мингажетдинов М.Х. Мотив чудесного рождения героя в башкирских богатырских сказках // Эпические жанры устного народного творчества. Ученые записки. Вып. 33. Серия филологическая. № 13 (17). Под ред. проф. А.Н. Киреева. Уфа, 1962. С. 57-73.

7. Мингажетдинов М.Х. Сказки Мавзифы Ма-гафуровны Мингажетдиновой // Фольклор народов РСФСР. Вып. 1. Уфа, 1974. С. 161-172.

8. Мингажетдинов М.Х. О путях проникновения русских сказочных тем, мотивов и героев в башкирские народные сказки // Расцвет, сближение и взаимообогащение культур народов СССР. Уфа,

1970. С. 176-181.

9. Мингажетдинов М.Х. Этногенетические мотивы в башкирских сказках // Археология и этнография Башкирии: Материалы научной сессии по этногенезу башкир (май 1969 г.). Отв. ред. Р.Г. Кузеев. Уфа,

1971. С. 301-308.

10. Мингажетдинов М.Х. Избранные научные труды / сост. Ф.Б. Юнысова, Р.В. Шагиев. Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2022. 218 с. (на баш. яз.).

11. Сулейманов A.M. Обрамляющие формулы башкирской народной сказки // Литературоведение и история: Тезисы докладов и сообщений, включенных в программу III Всесоюзной тюркологической конференции. Ташкент, 10-12 сентября. Ташкент, 1980. С. 81-82.

12. Сулейманов A.M. Современная несказочная проза северо-восточных башкир // Всесоюзная сессия по итогам полевых исследований 1978-1979 гг. Тезисы. Уфа: Изд-во БФАН СССР, 1980. С. 201.

13. Творческие ступени профессора Ахмета Су-лейманова: Биобиблиографический указатель / Сост. Л.А. Иткулова и Н.А. Хуббитдинова. Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. 288 с.

14. Хусаинова Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок. М.: Наука, 2000. 247 с.

REFERENCES

1. Badretdinov, S. The origins of spirituality. In: Compatriot. 2001. No. 5. P. 188-190. (in Russian).

2. Barag, L.G. On the interaction of Russian and neo-Russian fairy tale traditions in modern conditions. In: Modern Russian folklore. Moscow, 1966. P. 169186. (in Russian).

3. Dmitriev, N.K. Introduction. In: Bashkir folk tales. Recording and translation by A.G. Bessonov. Ufa: Bashkosizdat, 1941. P. 3-29. (in Russian).

4. Galin, S.A. The source of folk wisdom. Explanatory dictionary of Bashkir folklore. Ufa: Kitap, 2007. 304 p. (in Russian).

5. Zelenin, D.K. Great Russian fairy tales of Perm province. Petrograd, 1914. 656 p. (in Russian).

6. Mingazhetdinov, M.H. The motive of the miraculous birth of the hero in Bashkir heroic tales. In: Epic genres of oral folk art. Scientific notes. Issue 33. Philological series. No. 13 (17). Ed. by prof. A.N. Ki-reev. Ufa, 1962. P. 57-73. (in Russian).

7. Mingazhetdinov, M.H. Tales of the Mausoleum of Magafurov. In: Folklore of the peoples of the RSFSR. Issue 1. Ufa, 1974. P. 161-172. (in Russian).

8. Mingazhetdinov, M.H. On the ways of penetration of Russian fairy-tale themes, motifs and heroes into Bashkir folk tales. In: Flourishing, rapprochement and mutual enrichment of cultures of the peoples of the USSR. Ufa, 1970. P. 176-181. (in Russian).

9. Mingazhetdinov, M.H. Ethnogenetic motifs in Bashkir fairy tales. In: Archeology and ethnography of Bashkiria: Materials of the scientific session on ethno-genesis of Bashkirs (May 1969). Ed. by R.G. Kuzeev. Ufa, 1971. P. 301-308. (in Russian).

10. Mingazhetdinov, M.H. Selected scientific works. Comp. F.B. Yunisova, R.V. Shagiev. Ufa, 2022. 218 p. (in Bashkir).

11. Suleymanov, A.M. Framing formulas of the Bashkir folk tale. In: Literary criticism and history: Abstracts of reports and messages included in the program of the III All-Union Turkological Conference (Tashkent, September 10-12). Tashkent, 1980. P. 8182. (in Russian).

12. Suleymanov, A.M. Modern untold prose of

the North-eastern Bashkirs. In: All-Union session on the results of field research 1978-1979. Theses. Ufa: Publishing House of the BFAN of the USSR, 1980. P. 201. (in Russian).

13. The creative stages of Professor Akhmet Suleymanov: A bio-bibliographic index. Comp. L.A. Itkulova and N.A. Hubbitdinova. Ufa, Gilem, 2011. 288 p. (in Russian).

14. Khusainova, G.R. Poetics of Bashkir folk fairy tales. Moscow: Nauka, 2000. 247 p. (in Russian).

DOI 10.24412/2223-0564-2024-4-68-72 Ф.В. Ахмадиев УДК 821.512.141

РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА

Аннотация

Анализ творчества писателей в жанровом аспекте дает целостное представление об объекте изображения. Изучение жанров приводит к рассмотрению ключевых проблем творчества художника слова. К таким проблемам относятся особенности художественного мышления, творческий метод, его художественная картина мира, своеобразие творческого пути. Изучение этих явлений позволяет сделать вывод о том, что жанр является востребованной категорией в современном литературоведении. Исследователи литературы заметили, что жанры в процессе творчества развиваются, видоизменяются. В творчестве ведущих современных башкирских авторов нами обнаружены и определены новые жанры прозы. Так, например, творчество писателя Флюра Галимова характеризует новый для башкирской литературы жанр «бизнес-романа». Кроме того, характерной особенностью творчества Ф. Галимова является сатирический и магический реализм. Жанр исторического романа также претерпевает изменения в зависимости от творческих особенностей автора. Новинкой в жанровом многообразии является политический роман Галима Хисамова «Президент Рахимов», который возник из историко-биографического произведения. Таким образом, в башкирской прозе XXI века возникли новые жанры прозы, которые стали показателем развития художественного мастерства и мировоззрения авторов. В процессе становления, расцвета и разложения жанра главную роль играют объективные закономерности существования (жанровая система отражает состояние литературного процесса), а также творческая личность. Жанр - воспроизведение мировоззрения автора. Здесь проявляется особенность той или иной творческой личности, которая находится в постоянном поиске той жанровой формы, где она могла бы глубже реализовать свои идеи.

Ключевые слова: роман, бизнес-роман, политический роман, башкирская литература, жанры Farit V. Akhmadiev

DEVELOPMENT OF GENRES IN THE WORKS OF BASHKIR PROSE IN THE FIRST QUARTER OF THE 21ST CENTURY

Ахмадиев Фарит Вафиевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, отдел литературоведения, Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы, Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (Уфа, Россия), e-mail: [email protected]

Farit V. Akhmadiev, Cand. Sci. (Philosophy), Senior Researcher, Department of Literary studies, Order of the Badge of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]

© Ахмадиев Ф.В., 2024

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2024/4 (106)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.