Научная статья на тему 'Публикации текстов и исследования по башкирским народным сказкам (из истории башкирской фольклористики)'

Публикации текстов и исследования по башкирским народным сказкам (из истории башкирской фольклористики) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1157
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА О ЖИВОТНЫХ / ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА / БЫТОВАЯ СКАЗКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хусаинова Г. Р.

В статье дается краткий обзор публикаций и исследований башкирских народных сказок. Анализ исследований показал, что источниковая база сказок богаче, чем исследовательская. Относительно полно изучена башкирская бытовая сказка, другие жанры башкирской народной сказки требуют дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публикации текстов и исследования по башкирским народным сказкам (из истории башкирской фольклористики)»

УДК 82

ПУБЛИКАЦИИ ТЕКСТОВ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО БАШКИРСКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ (ИЗ ИСТОРИИ БАШКИРСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ)

© Г. Р. Хусаинова

Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Россия, Республика Башкортостан, 450054 г. Уфа, пр. Октября, 71.

Тел.: +7 (347) 235 60 50.

E-mail: [email protected]

В статье дается краткий обзор публикаций и исследований башкирских народных сказок. Анализ исследований показал, что источниковая база сказок богаче, чем исследовательская. Относительно полно изучена башкирская бытовая сказка, другие жанры башкирской народной сказки требуют дальнейшего изучения.

Ключевые слова: сказка о животных, волшебная сказка, богатырская сказка, бытовая

сказка.

Сказки - один из древних и богатых жанров башкирского фольклора, но история фольклористики по части сказковедения началась сравнительно поздно, и первые тексты их были записаны только во второй половине XIX века благодаря усилиям таких исследователей, как М. Бикчурин, Н. И. Ильминский, М. В. Лоссиевский, Р. Г. Игнатьев, М. Лось, Д. Зеленин. Народные сказки, как и другие жанры устно-поэтического творчества башкир, впервые были опубликованы представителями передовой интеллигенции русского народа. По утверждению башкирских ученых, «башкирская сказка на местном диалекте впервые была напечатана в 1842 году в г. Казани в «Татарской хрестоматии» М. Иванова, и называлась она «Сказка о царе-батыре» [1, с. 5]. Следующая публикация

башкирской сказки «Три сына» о ловких ворах была осуществлена Н. Ильминским в 1861 году в «Ученых записках Казанского университета». Эта сказка с измененным названием («Как царевич стал вором») была включена А. М. Сулеймановым в пятую книгу сказок свода «Башкирское народное творчество» на башкирском языке [2]. Если перечисленные выше сказки были опубликованы на башкирском языке, то Р. Г. Игнатьев в 1875 году в третьем выпуске «Записок Оренбургского отдела ИРГО» публикует три сказки в переводе на русский язык [3]. Первая из них - «Сказка о беркуте» - переведена с рукописи, две другие - «Сказка о Сари-Сагибе» и «Сказка о батыре Чемидчудзине» - были записаны с уст в Троицком и Верхнее-Уральском уездах. Позднее в 1876 году увидели свет «Сказка о царе-батыре» и сказка «Кулай» на башкирском языке в «Турецкой хрестоматии» И. Березина [4].

Из истории башкирской фольклористики известно, что С. Г. Рыбаков во время экспедиций 1893—1894 гг., по заданию этнографической комиссии Русского географического общества в Верхнеуральском и Орском уездах, записал огромный материал по башкирскому музыкальному фольклору и в 1897 г. издал книгу «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» [5, с. 72, 73, 75].

Оказалось, что наряду с записями образцов музыкальных жанров им были зафиксированы две башкирские народные сказки «Царевич Сиржатжан» и «Богатырь Галий» (Научный архив Географического общества СССР. Разряд 58, оп. 1, №105 — «Тетрадь 1-ая» — №№6 и 7). Ученый-фольклорист Л. П. Атанова обнаружила их только в 70-е гг. ХХ века [6, с. 20].

Еще одна башкирская сказка-легенда «Тю-ляк — сын Сары-Маркаса» вышла в сборнике В. Ха-рузина «Сказки русских инородцев» в 1898 г. [6, с. 5].

Таким образом, первые, самые ранние публикации восьми башкирских народных сказок были осуществлены в XIX в. русскими исследователями М. Ивановым, Н. Ильминским, Р. Г. Игнатьевым, И. Березиным, В. Харузиным в вышеуказанных изданиях, и две сказки, записанные С. Г. Рыбаковым, сохранились, как было отмечено, в научном архиве.

«Собирать башкирские сказки как произведения, представляющие интерес в художественном и научном отношениях, начал А. Г. Бессонов — инспектор народных училищ в Пермской и Оренбургской губерниях» [7, с. 3]. Он собирал башкирские, татарские, казахские сказки с большим энтузиазмом. Царское правительство не оказывало ему ни материальной, ни моральной, ни юридической помощи в этом важном деле. А. Г. Бессонов, выучивший казахский, башкирский языки, записывал фольклорные тексты в оригинале, некоторые даже опубликовал, но весь материал, собранный в течение нескольких лет, он не смог издать при жизни. На его деятельность повлияли труды А. Н. Афанасьева, А. А. Радлова, Г. Н. Потанина. С одной стороны, он стремился к точности текстов, сохранению их народного звучания. Как и казахский ученый Ч. Ч. Валиханов и другие фольклористы, Бессонов пытается передавать особенности народного языка, интонацию, показать характер и психологию народа, поэтому при классификации сказок он основывался на территориальном и лингвисти-

ISSN І998-48І2

Вестник Башкирского университета. 2GH. Т. І6. №3(I)

Ш89

ческом принципах. По его мнению, настоящий фольклор можно было записывать только там, где хорошо сохранился язык. А на местах, где язык подвергся изменениям, фольклора в чистом виде нет. С другой стороны, Бессонов, учитывая расположение Башкортостана на стыке Азии и Европы, пытался определить типологическую близость записанных им башкирских сказок со сказками славянских, тюркских и монгольских народов.

Так, передовой представитель русского народа А. Г. Бессонов оставил башкирскому народу бесценное наследие. Увидевшая свет в 1941 году книга «Башкирские народные сказки», изданная под редакцией академика Н. К. Дмитриева, включает лишь часть записанных А. Г. Бессоновым башкирских народных сказок, судьба других собранных им материалов неизвестна. Названная книга с большой вступительной статьей и комментариями Н. К. Дмитриева положила начало научным изданиям, а также исследованиям сказочного творчества башкир. В ней исследователь дает довольно подробную характеристику волшебных и бытовых сказок, а так же сказок богатырского цикла. Одновременно он изучает персонажей волшебной сказки, вопросы стиля и поэтики сказок. Предложенная в ней Н. К. Дмитриевым классификация башкирских народных сказок в дальнейшем послужила основой для исследований башкирских сказковедов. Отметим, что еще в 1926 году, первую классификацию башкирских народных сказок осуществил Г. Вильданов [8, с. 6], который тоже выделял три большие группы: волшебные, животные, бытовые. Просто башкирские названия перечисленных групп, предложенные Г. Вильдановым, в научный оборот не вошли.

Следующее научное издание башкирских сказок было осуществлено А. И. Харисовым в составе трехтомного свода «Башкирское народное творчество» на башкирском языке [9]. Во вступительной статье к тому А. И. Харисов впервые в башкирской фольклористике описал историю собирания и издания башкирских сказок и подчеркнул, что «если работу по сбору и изучению башкирских народных песен начал С. Г. Рыбаков, то первый большой труд по записи башкирских народных сказок и переводу их на русский язык осуществил А. Г. Бессонов» [9, с. 6]. Ученый обратил внимание также на то, что в основе народных сказок башкир, как и у других народов, лежат два элемента: фантастика и реальность. Далее он рассуждает о соотношении названных элементов, приводит примеры и вкратце останавливается на жанровых особенностях волшебных, бытовых сказок и особенностях сказок о животных.

Переломным моментом в истории башкирской фольклористики стало издание в 1972—1986 гг. 18томного свода «Башкирское народное творчество» на башкирском языке, пять книг которого составляли сказки. В них был представлен почти полный репертуар народных сказок башкир, и они стали бесценным источником будущих сказковедческих исследований.

В настоящее время мы имеем также 3 книги сказок в 12-томном научном своде «Башкирское народное творчество» на русском языке [10-12]. Подготовлены 4 и завершается подготовка еще двух книг сказок в расширенном 30-томном своде «Башкирское народное творчество» на башкирском языке.

Если до 70-х годов ХХ в. исследования в области башкирской народной сказки состояли из двух упомянутых выше вступительных статей к научным изданиям сказок, то в 70-е годы XX в. друг за другом появились специальные статьи М. Мингажетдинова, посвященные в основном изучению мотивов в башкирских сказках, общности мотивов в сказках разных народов, репертуару отдельного сказочника Л. Г. Барага, показавшего в своих статьях отношение башкирских сказок к русским; Н. В. Бикбулатова, обнаружившего в башкирских сказках древние обычаи минората и майората; Г. Б. Хусаинова, написавшего о выразительных средствах народных сказок башкир [1, с. 6]. Одновременно издавались книги сказок упомянутого 18-томного свода [13—15, 2] с большими серьезными вступительными статьями и обширными научными комментариями ученых М. Х. Мингажетдинова, А. И. Харисова, Н. Т. Зарипова, Л. Г. Барага и А. М. Сулейманова. Так, во второй половине 70-х годов ХХ в. в башкирской фольклористике появилось самостоятельное направление — башкирское сказковедение, и оно успешно развивается.

В начале 80-х гг. XX в. в области башкирских сказок о животных успешно начал работать Р. Ф. Ильясов, он опубликовал ряд серьезных статей, не потерявших своей актуальности по сегодняшний день [16, с. 7, 8]. Серьезный очерк о башкирских сказках о животных написала Ф. А. Надршина [19, с. 26—46], две статьи опубликованы автором этих строк [20, с. 148—155; 17, с. 81—91], в 2006 г. Р. Ю. Аккубеков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Башкирские народные сказки о животных: типология и взаимосвязь с письменными источниками». Существует ряд статей, посвященных богатырской сказке [20— 21], а в 2008 г. в издательстве «Гилем» вышла монография Н. Т. Зарипова «Башкирская богатырская сказка: эстетика жанра», подготовленная к печати Г. Р. Хусаиновой и А. М. Сулеймановым, в которой рассматриваются жанровые границы богатырских сказок башкир, сюжетный состав, герои, а также композиция и средства художественного выражения героического [2]. В настоящее время изучение башкирской богатырской сказки продолжает молодой исследователь Р. Р. Зинурова [22], а изучение башкирских волшебных сказок после М. Х. Минга-жетдинова — автор этих строк. Ей опубликована монография [23] и более сорока статей, посвященных проблемам изучения поэтики волшебных сказок башкир [24, с. 104—108].

До сих пор сказки остаются относительно малоизученной областью башкирской фольклористики, не считая бытовые. Данный жанр достаточно

полно освещен в исследованиях А. М. Сулейманова. Им изданы учебные пособия [25—26], монографии [7—8]. Особенно необходимо отметить его монографию «Башкирские народные бытовые сказки: сюжетный репертуар и поэтика», изданную в г. Москве в издательстве «Наука». Это фундаментальное исследование по бытовым сказкам башкир, в котором названный жанр изучен со всех сторон.

Исследования в области башкирских народных сказок необходимо продолжить. В рамках изданных трудов проблемы сказковедения исследованы неполно. Многое по исследованию поэтики, устных стилевых основ, структуре сюжета сказок и т.д. еще предстоит сделать

ЛИТЕРАТУРА

1. Бараг Л. Г., Зарипов Н. Т. О сказках этого тома // Башкирское народное творчество. Т.ІУ. Волшебные сказки и сказки о животных (сост. Н. Т. Зарипов). Уфа, 1989. С. 5—21.

2. Башкорт халык ижады. Экиэттэр. Бишенсе китап. Те?. Ьэм инеш мэкэлэ авторы Э. М. Селэймэнов. Ацлатмалар авторзары Л. Г. Бараг менэн Э. М. Селэймэнов. вфе, 1982. 422 с.

3. Игнатьев Р. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев магометан Оренбургского края/Записки Оренбургского отдела ИРГО, вып. 111. Оренбург, 1875.

4. Березин И. Турецкая хрестоматия, т. 111. Казань, 1876.

5. Атанова Л. П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа: Издание республиканской молодежной газеты «Йэшлэк», 1992.

6. Зарипов Н. Башкирские богатырские сказки. Уфа: Гилем, 2008.

7. Сулейманов А. М. Башкирские народные бытовые сказки: сюжетный репертуар и поэтика. М.: Наука, 1994. 224 с.

8. Сулейманов А. М. Жанровое своеобразие башкирских бытовых сказок. Уфа, 1990. 272 с.

9. Башкирское народное творчество. Т.2. (сост. А. И. Харисов). Уфа, 1959. 281 с.

10. Сулейманов А. М. Стилевые особенности башкирских бытовых сказок. Учебное пособие. Уфа, 1984. 84 с.

11. Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. Составитель Н. Т. Зарипов. Вступительная статья, комментарии Л. Г. Барага и Н. Т. Зарипова. 1988. 448 с.

12. Башкирское народное творчество. Волшебные сказки. Сказки о животных. Составитель Н. Т. Зарипов. Вступительная статья, комментарии Л. Г. Барага и Н. Т. Зарипова. 1989. 512 с.

13. Башкорт хальгк ижады. Экиэттар. Беренсе китап. Те?., М. Х. МинЬажетдинов Ьэм Э. И. Харисов. Инеш мэкэлэ авторы М. Х. МинЬажетдинов. Ацлатмалар авторзары Л. Г. Бараг менэн М. Х. МинЬажетдинов. вфе, 1976. 376 б.

14. Башкорт халык ижады. Экиэттэр. всенсе китап. Те?. Н. Т. Зарипов менэн М. Х. МинЬажетдинов. Инеш мэкэлэ авторы Н. Т. Зарипов. Ацлатмалар авторзары Л. Г. Бараг менэн Н. Т. Зарипов. вфе, 1978. 352 б.

15. Башкорт халык ижады. Экиэттэр. ДYртенсе китап. Те?. Ьэм инеш мэкэлэ авторы Э. М. Селэймэнов. Ацлатмалар авторзары Л. Г. Бараг менэн Э. М. Селэймэнов. вфе, 1981. 400 б.

16. Хесэйенова Г. Р. Хайуандар тураЬында экиэттэр // Башкорт халык ижады. XIII том. вфе, 2009.

17. Нэзершина Ф. А. Хайуандар тураЬындагы башкорт экиэттэре // Башкирский фольклор. Исследования и материалы. Сб. ст. Вып. 1. Уфа, 1993.

18. Хесэйенова Г. Р. Хайуандар тураЬында экиэттэр // Литература. Фольклор.Текстология. Сб. ст. Вып. 1. Уфа: БашГУ, 2001.

19. Хесэйенова Г. Р. Хайуандар тураЬындагы экиэттэрзэ тэрбиэуи мотивтар//Литературное наследие. Фольклор. Текстология. Сб. ст. Вып. 2. Уфа: БашГУ, 2004.

20. Мингажетдинов М. Х. Мотив чудесного рождения героя в башкирских богатырских сказках // Эпические жанры устного народного творчества. Уфа: Башгосуниверситет, 1969. С. 57—74.

21. Зарипов Н. Т. Герой башкирских богатырских сказок, его враги и помощники // Вопросы башкирской фольклористики. Уфа: БФАН СССР, 1978. С. 3—19.

22. Галеева Р. Р. (Зинурова Р. Р.) АТ 650А сюжет тибындагы башкорт экиэттэре // Эпос «Урал-батыр» и мифология. Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: Гилем, 2003. С. 124—126; Она же. Батырзар тураЬындагы башкорт экиэттэрендэ теп герой образы // Идея свободы в жизни и творчестве Салавата Юлаева. Уфа: Гилем, 2004. С. 272—274. Она же. Батырзар тураЬындагы экиэттэрзэ гипербола // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: Гилем, 2005. С. 351—352.

23. Хусаинова Г. Р. «Поэтика башкирских народных волшебных сказок» М.: Наука, 2000.

24. Гуманитарные науки Башкортостана. Библиографический указатель. Уфа, 2007.

25. Сулейманов А. М. Поэтика башкирских бытовых сказок. Учебное пособие. Уфа, 1980. 56 с.

26. Башкирское народное творчество. Бытовые сказки. Составитель А. М. Сулейманов. Вступительная статья, комментарии, указатели Л. Г. Барага и А. М. Сулейманова. 1990. 496 с.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.