Б.Г. Лхметшин
ВКЛАД Л.Г. БАРАГА В РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ БАШКИРСКОЙ НАУКИ О ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ (к 100-летию со дня рождения)
С личностью выдающегося ученого с мировым именем Льва Григорьевича Барага1 и его деятельностью связано одно из плодотворных направлений современной фольклористики и этнографии — сказкове-дение. Исследования и научные труды ученого в этой области принесли ему широкую известность.
Наиболее полно и глубоко та-
лант ученого раскрылся, когда он обратился к изучению разножанровой народной поэзии.
Еще в студенческие годы Л.Г. Бараг увлекся идеями своих учителей Н.К. Гудзия, П.Г. Богатырева, Б.М. и Ю.М. Соколовых, позднее занялся обследовани-
ем судеб традиционного фольклора в новых условиях. А возглавив кафедру русской литературы Белорусского университета, организовывает ежегодные экспедиции по разным областям и районам республики, непосредственно руководит их работой, которая была прервана войной, а потом возобновлена и продолжена с новой энергией и отдачей. Благодаря его неустанным поискам были открыты новые очаги бытующей в живом обиходе народной сказочной стихии, накоплены значительные материалы, существенно обогатившие научную базу современного сказковедения.
1 Бараг Лев Григорьевич (I3.01.1911, Киев — 4.09.1994, Уфа). Фольклорист, литературовед. Д-р ист. наук (1969), проф. (1970). Окончил литературно-лингвистическое отделение 2-го Московского университета (1931), преподавал литературу в педагогическом техникуме (г. Загорск). По завершении аспирантуры МГПИ — канд. филол. наук (1938), докторантуры Института этнографии АН СССР — д-р ист. наук (1968), затем работал доцентом, профессором, заведующим кафедрой литературы Белорусского, Уральского, Московского и Башкирского пединститутов и университетов. Несколько лет напряженного труда отдано журналу «Советская этнография», в котором он совмещал обязанности научного сотрудника с должностью ответственного секретаря. С 1951 г. работал в Башкирском пединституте им. М.А. Тимирязева (с 1957 г. Башгос-университет).
Научная деятельность ученого связана с изучением восточнославянского и тюркского сказочных эпо-сов, истории русской литературы ХУ1Н—ХХ вв. Принимал участие в создании 2-томной «Истории башкирской советской литературы» (1963—1966).
Основные научные работы Л.Г. Барага по русской литературе посвящены творчеству Д. Фонвизина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Шолохова. В журналах «Учитель Башкирии» и «Русский язык в башкирской школе» им опубликован большой цикл статей и научно-методических разработок о русских писателях, ставший учебным пособием для школьных и вузовских преподавателей словесности. Под его редакцией подготовлена и выпущена двухтомная «История башкирской литературы» на русском языке (Уфа, 1963, 1966), в которой ряд разделов написан им самим.
Исследователем осуществлены многочисленные научные издания русских, белорусских и башкирских сказок и преданий; разработана сюжетная классификация башкирских сказок по международному указателю сказок Аарне — Томпсона. Он же стал одним из главных авторов вступительных статей и комментариев к сводам «Башкорт хальгк ижады» [1] и «Башкирское народное творчество» [2]. Автор ок. 300 научных трудов.
Л.Г. Бараг составил фундаментальный свод избранных белорусских сказок с обширными комментариями и разысканиями (650 с.) и издал его в Берлине 100-тысячным тиражом на немецком языке (1966—1980), выпустил систематические указатели «Сюжеты и мотивы белорусских народных сказок» (Минск, 1978) на белорусском языке, «Восточнославянские сказки: Сравнительный указатель сюжетов» (Л., 1979) в соавтор-
Ахметшин Борис Гайсеевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской филологии Башкирского государственного университета
ВКЛАД Л.Г. БАРАГА В РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ БАШКИРСКОЙ НАУКИ О ФОЛЬКЛОРЕ...
Л.Г. Барагом осуществлено издание сборников русских сказок и преданий Башкирии (Уфа, 1969, 1975), 6-томной серии башкирских сказок 20-томного свода «Башкирское народное творчество» на башкирском и русском языках и совместно с ленинградским ученым Н.В. Новиковым наиболее полного 3-томного академического собрания (ок. 670 текстов) «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева с научными комментариями (М., 1984, 1985, отв. ред. Э.В. Померанцева, К.В. Чистов). Под редакцией и при авторском участии Л.Г. Барага в БашГУ вышло 20 выпусков межвузовского научного сборника «Фольклор народов РСФСР» (выходит с 1974 г., всего 30 вып), получившего единодушные одобрительные отклики в отечественной и зарубежной печати.
Особая заслуга Л.Г. Барага в отечественной фольклористике — создание им научной базы исследования устного творчества народов Южного Урала в его межнациональных связях и взаимоотношениях. В первую очередь это сопряже-
51
но с собиранием и анализом разных жанров русской поэзии нашего региона, впервые исследование ведущих форм устной словесности русских Башкортостана проводилось Н.П. Колпаковой; под ее руководством в 1938 г. в Белорецком и Баймакском районах республики работала объединенная экспедиция Ленинградского университета и Башкирского филиала АН СССР, которая обследовала прозаический и песенный фольклор.
К сожалению, с той поры работа по собиранию русского фольклора вообще и устной прозы в частности в нашей республике была свернута, если не считать нескольких записей отдельных башкирских фольклористов. В начале 60-х гг. кафедру русской литературы Башкирского госуниверситета возглавил исследователь народной поэзии Л.Г. Бараг. За последующий период самим ученым и его учениками открыты сотни талантливых народных сказочников, превосходных рассказчиков и искусных певцов, записаны тысячи текстов русского фольклора.
стве с И.П. Березовским, К.П. Кабашниковым, Н.В. Новиковым, написал и опубликовал монографии «Белорусская сказка: Вопросы изучения национальной самобытности сравнительно с другими восточнославянскими сказками» (Минск, 1969), «Восточнославянские сказки, их взаимосвязи и национальное своеобразие» (Уфа, 1969).
Lev G. Barag (born on January 13th, 1911 in Kiev, died on September 4th, 1994 in Ufa) was a specialist in folklore, literary critic, doctor of science (History) (1969), professor (1970). He graduated in literature and linguistics from the 2nd Moscow University in 1931, taught literature at Zagorsk pedagogical college. He got a degree of candidate of science (Philology), having finished the postgraduate course in Moscow State Pedagogical Institute in 1938; took his doctor's degree in History in 1968 after having completed doctoral courses at the Institute of Ethnography, the Academy of Sciences of the USSR. Then Lev Barag worked as an assistant professor, professor, and head of the chair of literature at Byelorussian, Urals, Moscow and Bashkir pedagogical institutes and universities. He was simultaneously a research worker and secretary-in-chief of The Soviet Ethnography magazine, since 1951 taught at M.A. Timiryazev Bashkir Pedagogical Institute (since 1957 under the present title, i.e. the Bashkir State University).
Lev G. Barag was conducting research into Eastern Slavic and Turkic fairy stories, the history of literature in the 18th to the 20th centuries, took part in compiling "The History of Bashkir Soviet Literature" in 2 volumes (1963— 1966).
His scientific papers on Russian literature were devoted to the creative work of D. Fonvizin, D. Mamin-Sibiryak, and M. Sholokhov. A cycle of articles and scientific and methodical programmes on Russian writers by Barag was published in The Bashkortostan Teacher and The Russian Language in Bashkir School magazines that became a guide for school and university teachers. In Ufa in 1963 and 1966 "The History of Bashkir literature" was published (in 2 volumes) in Russian under the editorship of the scholar, a few chapters of which having been written by him.
Barag published a lot of scientific editions of Russian, Byelorussian, and Bashkir fairy stories and legends, worked out the plot classification of Bashkir fairy stories according to Aarne—Thompson international fairy-tale index. He wrote an introduction and annotation on the work "Bashkir Folklore" published in Bashkir and Russian [1; 2]. Barag is the author of over 300 scientific papers.
He compiled a 650-page annotated collection of selected Byelorussian fairy-tales and published it in German in Berlin in 1966 and 1980 that had a circulation of 100,000, published systematic indexes of plots and motives in Byelorussian folk-tales in the Byelorussian language in Minsk in 1978, the work "Eastern Slavic fairy-tales: Comparative Plot Index" in co-authorship with I.P. Berezovsky, K.P. Kabashnikov, N.V. Novikov, and the following monographs "The Byelorussian Fairy-tale: Issues in Studying National Originality Compared with Other Eastern Slavic Fairytales" (Minsk, 1969), "Eastern Slavic Fairy-tales, Their Interrelations and National Originality".
52
Б.Г. Лхметшин
Во второй половине XX в. фольклористами БашГУ во главе с Л.Г. Барагом наряду с разными жанрами устной прозы, не говоря уже о песенных, записана не одна сотня подлинно народных сказок, выявлены их носители и исполнители.
Стремясь рассматривать изучаемые произведения фольклора в их диалектическом развитии — от ранних видов до современных форм бытования, Л.Г. Бараг постоянно нацеливал свои усилия и поиски на то, чтобы обнаружить, какой путь становления проходят они в своем развитии. А это с неизбежностью приводит к необходимости выявления в них общностей или различий конкретного истолкования и обоснования установленных соотношений, что возможно только при изучении таких связей с позиций правильно выбранной конструктивной методологии. Среди выдвинутых в конце 50-х гг. В.М. Жирмунским доминирующих принципов сравнительного исследования исторических явлений (историко-ге-нетический, историко-контактный и историко-типологический) фольклорист отдавал предпочтение историко-типологическому. Поскольку Лев Григорьевич имел дело по преимуществу с фольклором особого региона, где в силу ряда объективных причин сложилось длительное и устойчивое соседство и содружество разных народов, в частности русских и башкир, пребывающих в постоянном экономическом и культурном общении и взаимодействии, то сходство и общность многих мотивов и образов в разных этнических традициях он склонен был объяснять творческим взаимообменом, что обуславливает закономерность применения при их изучении историко-контакт-ного метода. А рядом с типологией контактных связей и, возможно, будучи обусловлена ею, несомненно, существует типология возможностей и вероятностей миграции и заимствования фольклорных сюжетов, мотивов и образов.
Ему удалось внести существенный вклад в собирание, систематизацию и исследование разноязычной народной прозы. В его многочисленных публикациях и научных разработках впервые получили целостное освещение принципы отбора и способы воплощения жизненного материала в фольклоре, а также некоторые методи-ко-методологические приемы анализа произведений сказочной и несказочной прозы в сопоставительном плане и единстве их художественной формы и содержания. Именно Л.Г. Бараг не только выдвинул, но и убедительно доказал пра-
вомочность и научную состоятельность гипотезы, согласно которой основные сюжетные типы башкирских сказок имеют значительно больше соответствий в русском, нежели, скажем, турецком (не говоря уже о долганском, шорском, якутском др.) сказочном эпосе, несмотря на языковое родство башкирского со всеми перечисленными языками. Если подобная близость имеет место в области сказок, то она еще сильнее и рельефнее должна проявляться и действительно проявляется в несказочной прозе двух народов, тем более в легендах, сказаниях и устных рассказах русских и башкирских горнорабочих Южного Урала, утверждаю и я, следуя за Учителем, но, основываясь уже на новых, собранных мною, можно сказать, уникальных материалах. А это позволяет говорить не только о некоторой общности внутренних законов развития видов и жанровых разновидностей устной прозы, но и о преемственности научных традиций и методов исследования фольклорных явлений. Действительно, былая оторванность от культурных центров, своеобразные природно-климатические и социально-экономические условия края, куда власти ссылали не угодных им людей на вечную каторгу, где издавна переплелись корни и ветви представителей азиатских и европейских племен и народностей, наконец, особая сфера быта и производства, где многонациональные рабочие коллективы жили и трудились в теснейшем контакте, общаясь между собой преимущественно на русском языке, — все это привело к усилению межэтнических связей в их фольклоре и нашло наиболее полное выражение в единых в своей сюжетной основе хроникатах, меморатах и фа-булатах.
Признанием бесспорного международного авторитета ученого явилось его длительное сотрудничество с редколлегией 60-томной «Энциклопедии сказок», издаваемой в Берлине и Нью-Йорке на немецком и английском языках, в которой он напечатал циклы статей о сказках разных народов мира. Под его руководством только в Башкирском госуниверситете написано и защищено более десяти кандидатских и докторских диссертаций. Среди учеников Льва Григорьевича — Л.И. Брянцева, Г.З. Имаева, О.И. Широкова, В.В. Сидоров, В.В. Шмаков, также автор этой статьи, а среди «неофициальных», но настоящих учеников его — В.П. Круг-ляшева, В.В. Блажес, И.Е. Карпухин, М.Х. Мин-
ВКЛАД Л.Г. БАРАГЛ В РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ БАШКИРСКОЙ НАУКИ О ФОЛЬКЛОРЕ...
гажитдинов, А.М. Сулейманов, Ф.А. Надырши-на, М.Г. Рахимкулов, Н.Т. Зарипов, в большинстве своем доктора наук.
Л.Г. Бараг получил признание как один из самых серьезных аналитиков, который в самой что ни на есть слабой работе умудрялся находить некое рациональное зерно. Его постоянно приглашали в разные города выступать официальным оппонентом на заседаниях специализированных диссертационных советов по присуждению ученых степеней. Он был одним из самых деятельных участников многочисленных научных конференций, теоретических семинаров и симпозиумов как у нас в стране, так и за ее пределами. Труды Л.Г. Барага в области фольклористики и литературоведения, его вклад в подготовку квалифицированных специалистов-филологов достойно оценены общественностью и правительством республики: ему присвоены звания Заслуженного деятеля науки БАССР (1977) и лауреата премии БАССР им. Салавата Юлаева (1987).
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкорт хальгк ижады: Экиэттэр. 1—5 кит. — Эфе, 1976—1983.
2. Башкирское народное творчество. Т. 3—6. — Уфа, 1988—1992.
3. Л.Г. Бараг. О взаимодействии русской и нерусской сказочной традиции в современных условиях // Современный русский фольклор. — М., 1966.
4. Л.Г. Бараг. Сказочная фантастика и народные верования // Советская этнография. — 1966. — № 5.
5. Л.Г. Бараг. Южно-уральские предания о Пугачевском восстании: по записям последних лет // Русский фольклор.— Л., 1975. — Т. 15.
6. Лев Григорьевич Бараг: Библиографический указатель. — Уфа, 1981.
7. Список основных работ доктора исторических наук Л.Г. Барага // Советская этнография. — 1987. — № 2.
Ключевые слова: сказковедение, указатель сказок, история русской литературы, фольклористика. Key words: the study of fairy-tales, fairy-tale index, the history of Russian literature, the study of folklore.
ВКЛАД Л.Г. БАРАГА В РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ БАШКИРСКОЙ НАУКИ О ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ (к ЮО-летию со дня рождения)
Статья посвящена научной деятельности ученого с мировым именем — доктора филологических наук Л.Г. Барага. В ней представлены краткая биография, сведения об основных направлениях деятельности ученого: изучение восточнославян. и тюрк. сказочных эпосов, истории русской литературы XVIII—XX вв., составление и издание свода избранных белорусских сказок с комментариями, разработка сюжетной классификации башкирских сказок и др.
Boris G. ekhmetshin
L.G. BARAG'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF BASHKIR FOLKLORE AND LITERATURE (to His Birth Centenary)
The article is devoted to the scientific activity of Dr.Sc. (Philology) Lev G. Barag, the world-famous scholar. It provides us with information about his life as well as his scientific interests such as Eastern Slavic and Turkic fairy-tales, the history of Russian literature in the 18th to 20th centuries, the compilation and publication of an annotated collection of selected Byelorussian fairy-tales, the development of the plot classification of Bashkir fairy-tales, etc.