Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА'

ПЕДАГОГИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / ЯДРО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / СПО / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ольга Ивановна, Заглодина Татьяна Алексеевна

В статье анализируется актуальное состояние социально-профессиональной группы педагогических работников системы СПО, риски и вызовы, которые сопровождаются внедрением федерального проекта «Профессионалитет». Очерчиваются рамки функционирования и тенденции воспроизводства профессиональной группы педагогов СПО, которые задает «Профессионалитет». Оцениваются возможности группы адаптироваться под складывающиеся требования, факторы мотивации педагогических работников к профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Ольга Ивановна, Заглодина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE MIRROR OF PROFESSIONALITET (VOCATIONALITY)

The article analyzes the current state of the socio-professional group of teachers in the SVE system, the risks and challenges that are accompanied by the implementation of the federal project «Professionalitet (vocationality)». The article outlines the framework of functioning and reproduction trends of the professional group of the SVE teachers, which are set by «Professionalitet (vocationality)». The paper assesses the ability of the group to adapt to the emerging requirements, the factors of pedagogical staff motivation to professional activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА»

УДК 377.8

DOI 10.23672/SAE.2022.33.96.001

Власова Ольга Ивановна

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет vlasovaolga@list.ru

Заглодина Татьяна Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет tz1708@yandex.ru

Olga I. Vlasova

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor

of the Department of Philosophy,

Sociology and Social Work,

Institute of Humanitarian

and Socio-Economic Education,

Russian State

Vocational Pedagogical University vlasovaolga@list.ru

Tatyana A. Zaglodina

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor

of the Department of Philosophy,

Sociology and Social Work,

Institute of Humanitarian

and Socio-Economic Education,

Russian State

Vocational Pedagogical University tz1708@yandex.ru

Педагоги среднего

профессионального образования в зеркале профессионалитета

Teachers of secondary

vocational education

in the mirror of professionalitet

(vocationality)

Аннотация. В статье анализируется актуальное состояние социально-профессиональной группы педагогических работников системы СПО, риски и вызовы, которые сопровождаются внедрением федерального проекта «Профессионалитет». Очерчиваются рамки функционирования и тенденции воспроизводства профессиональной группы педагогов СПО, которые задает «Профессионалитет». Оцениваются возможности группы адаптироваться под складывающиеся требования, факторы мотивации педагогических работников к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагоги среднего профессионального образования, профессионалитет, ядро педагогического образования, профессиональная группа, СПО, мотивация.

Annotation. The article analyzes the current state of the socio-professional group of teachers in the SVE system, the risks and challenges that are accompanied by the implementation of the federal project «Professionalitet (vocationally)». The article outlines the framework of functioning and reproduction trends of the professional group of the SVE teachers, which are set by «Professionalitet (vocationally)». The paper assesses the ability of the group to adapt to the emerging requirements, the factors of pedagogical staff motivation to professional activity.

Keywords: teachers of secondary vocational education, Professionalitet (vocationality), core of teacher education, professional group, SVE, motivation.

Педагоги среднего профессионального образования представляют собой сформированную профессиональную группу, которая функционирует достаточно продолжительное врем, имеет сложившиеся образцы поведения и технологии воспроизводства. На протяжении последних лет данной профессиональной группе, все чаще,

приходится адаптироваться под вызовы мира, среди которых выделяется развитие процессов цифровизации, предъявляющих новые требования реализовывать современные модели образовательного процесса с учетом реалий информационного общества1.

1 Статья выполнена в рамках государственного зада- адаптация и социальная репрезентация» (прикладное

ния Министерства просвещения РФ «Педагогические исследование, № 073-00104-22-01). работники СПО: рекрутирование, профессиональная

Требования рынка труда и качественной подготовки выпускников задают векторы непрерывного педагогического образования, в том числе, преодоления разрывов среднего профессионального и высшего образования, обеспечения преемственности и безболезненного перехода с одного уровня образования на другой [1, с. 8].

Долгое время назревали вопросы модернизации профессионального образования под стратегии экономического развития страны. Ответом на проблемы стало внедрение федерального проекта «Профессионалитет», который призван стать эффективным механизмом функционирования среднего профессионального образования под потребности рынка труда.

Федеральный проект «Профессионалитет» стал одной из инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [4]. Необходимость реализации данной инициативы продиктована кадровым дефицитом по наиболее востребованным профессиям рабочих в системных отраслях отечественной экономики и неспособностью существующей системы СПО решить эти проблемы [2, с. 179].

Внедрение проекта «Профессионалитет» стало началом модернизации системы среднего профессионального образования и закрепило новые тенденции подготовки кадров:

Во-первых, существенно меняется содержание подготовки обучающихся. Формируется педагогическое ядро, которое опирается на праксиологический и компетентностный подходы [5] и включает тематические разделы сквозного вариативного ядра программ среднего профессионального образования: социальная коммуникация, организация работы с информацией, стратегии развития бизнеса. Отдельное внимание уделено такой составляющей ядра, как «инструменты достижения результатов профессиональной деятельности» [5].

Во-вторых, происходит интенсификация подготовки, сокращаются и оптимизируются сроки подготовки обучающихся [2, с. 181]. Для развития учебно-материальной базы образовательных учреждений привлекаются базовые предприятия, которые оказывают помощь и содействуют в подготовке квалифицированных кадров.

В-третьих, в систему подготовки студентов вовлекаются работодатели - представители промышленных предприятий, которые могут менять содержание и наполнение компетенций, в том числе, через федеральную цифровую платформу и сетевое взаимодействие.

Так формируется гибкая модель подготовки рабочего, происходит переход на отраслевой принцип подготовки кадров за счет активного участия в образовательном процессе предприятий [3, с. 3].

Таким образом, происходит синхронизация подготовки кадров и запросов рынка труда через региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, который обеспечит

подготовку работников для технологичных отраслей промышленности [2, с. 181] (на данный момент, в проект включено более 25 субъектов РФ [4]).

В результате обучения студента в рамках проекта «Профессионалитет», на выходе получается профессионал с широким набором навыков, имеющий диплом об СПО и цифровой скилл-паспорт. Предполагаемые эффекты от реализации Проекта:

- рост трудоустройства выпускников до 85 %;

- синхронизация системы подготовки кадров и прогноза развития рынка труда;

- экономия расходов предприятий на дообучение на рабочем месте выпускников «профессио-налитета» [4].

Тенденции обновления системы подготовки обучающихся неразрывно связаны с изменениями требований к подготовке кадров для системы СПО. К окончанию реализации федерального проекта кадровый состав образовательно-производственного центра СПО будет состоять из - педагогических работников, мастеров производственного обучения, работников, ответственных за воспитание и представителей управленческих команд [3, с. 3].

Существующий кадровый состав пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет», так, на данный момент переподготовку по педагогическим профильным дисциплинам прошли с 2020 года более 10 тысяч преподавателей.

Представленные данные по проекту приводят к заключению о том, что реализация «профессио-налитета» расширяет рамки функционирования профессиональной группы и требует:

- дополнения профессиональных стандартов и обновление трудовых функций;

- готовности к созданию новых учебно-методических комплексов, учебных планов, поурочного планирования, подготовку заданий для практических и самостоятельных работ с учетом получаемой профессии, фонда оценочных средств, методических рекомендаций;

- повышения квалификации для конструирования образовательных программ и программ дисциплин под потребности работодателя и готовности преподавания.

Таким образом, изменяются нормы и стандарты профессиональной группы педагогов СПО и требования к содержанию их профессионального знания. Исходя из актуальных тенденций, согласно данным Министерства Просвещения, на начало 2022 года только 7 % преподавателей СПО были знакомы с реальным производством, соответственно, не отвечали новым требованиям норм профессиональной деятельности, которые так стремительно трансформировались.

Совпадают ли новые рамки с актуальной характеристикой профессиональной группы?

Обратимся к результатам эмпирического исследования, которое было реализовано в сентябре 2022 года методом формализованного опроса (анкетирования). В качестве объекта исследования выступили педагоги и мастера производственного обучения, а также, административные сотрудники, работающие в системе среднего профессионального образования.

Исследование имело общероссийский характер, опрошено 3416 человек. Выборка двухступенчатая, смешанная.

На первой ступени были отобраны образовательные организации среднего профессионального образования по состоянию на сентябрь 2022 года, путем простого случайного отбора из перечня элементов генеральной совокупности. Ошибка выборки составляет ±5 %.

На второй ступени - педагогических работников внутри образовательных организаций по квотам: педагоги и мастера, все квотные смещения были ликвидированы путем «ремонта» выборки.

Сбор данных велся путем онлайн-анкетирования. Смешанная выборка характеризует, что использованы разные виды отбора на разных ступенях по отношению к применению вероятностных методов.

Согласно результатам исследования, педагоги среднего профессионального образования как профессиональная группа характеризуются:

- определенным социальным статусом в структуре общества, по данным исследования ВЦИОМ (2022 года) работники сферы образования входят в топ-6 престижных профессий и занимают 3 место. Также, в обществе сформированы представления о роли и месте педагогических работников, а значит, их социальный статус достаточно высок. У абитуриентов возрастает потребность в СПО, наряду со снижением интереса к высшему образованию, особенно растет скептицизм в отношении получения высшего образования у выпускников СПО;

- нормы и стандарты профессиональной деятельности закреплены в профессиональном стандарте педагога, который носит статус проекта на

декабрь 2022 года, но в нем выделены и закреплены трудовые функции и требования к профессиональным знаниям. Дополнительные нормы устанавливает федеральный проект «Професси-оналитет», существенно изменивший стандартное представление о векторах подготовки кадров и, соответственно требования к педагогам, способных реализовывать образовательные программы на том уровне и в том объеме, который предусматривает «профессионалитет»;

- наличие профессионального знания предполагает сформированность компетенций, позволяющих отвечать на новые вызовы образовательной политики и требования к подготовке квалифицированных рабочих - выпускников СПО. По данным эмпирического исследования, подавляющее число педагогических работников СПО имеют высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет) - 87,6 %, 7,2 % получили среднее профессиональное, а 5 % - послевузовское образование. Профессиональное знание стало также и результатом профессионального опыта, ведь, примерно, половина участников опроса работает в системе СПО 11 лет и более. Большинство (76,6 %) работников СПО указывают на полное соответствие должности полученному образованию, однако данные Министерства (см. выше) говорят об отсутствии практикоориентиро-ванности, измеряя степень соответствия наличием у преподавателя опыта работы на производстве и снижают уровень соответствия требованиям до 7 %.

Таким образом, актуальное состояние профессиональной группы педагогов СПО не в полной мере отвечает новым, расширенным рамкам функционирования, а, следовательно, требует изменений, чтобы эффективно отвечать на новые вызовы.

Поскольку меняются требования к содержанию профессиональной группы, она должна стать более адаптированной и более мобильной, но для этого, у ее представителей должна быть определенная мотивация к переменам. Эмпирическое исследование позволило выявить, что мотивирует педагогов СПО в большей степени, а что - в меньшей (табл. 1).

Таблица 1

Факторы мотивации к работе в СПО (в % от числа ответивших)*

Факторы %

Уровень оплаты труда 73,9

Условия труда 71,5

Возможность профессиональной самореализации, реализации своих талантов и способностей в профессии 46,9

Отношения с коллегами 46,1

Признание важности труда со стороны коллег, студентов 43,1

Гарантии занятости на рабочем месте 38,9

Отношения с непосредственным руководителем 37,7

Престиж профессии 35,2

Возможность влиять на будущее страны (через подготовку кадров, передачу профессионального опыта и т.д.) 33,8

Перспективы карьерного роста 23,9

Возможность заниматься наукой 8,2

Наличие связей, «нужных знакомств» 7,4

Другое 1,1

* Здесь и далее сумма более 100 %, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно.

Анализ мотивации к профессиональной деятельности показывает высокую значимость уровня оплаты (73,9 %) и условий труда (71,5 %) как основных факторов мотивации к работе, а также, таких факторов, как возможность профессиональной самореализации (46,9 %), отношения с коллегами (46,1 %) и признание важности труда педагога СПО со стороны коллег и студентов (43,1 %).

Можно подтвердить тот факт, что осознание собственного вклада в развитие профессионалов профессиональная самореализация и признание значимости профессии входят в мотивационное

ядро работников СПО, а значит, мотивы группы отвечают изменяющимся требованиям.

В целом, состояние профессиональной группы сотрудников СПО можно охарактеризовать как зрелое, сформированное, осознанное. Среди сотрудников СПО есть определенность в понимании значимости данной профессиональной группы для общества, а также, представление о ней как о сфере применения своих талантов, способностей и самореализации, а значит, в достойных условиях и с достойной оплатой труда педагогические работники хотят развиваться и повышать уровень соответствия заявленным требованиям.

Литература:

1. Казакова И.С. Ядро среднего профессионального педагогического образования в структуре подготовки педагогических кадров / И.С. Казакова, Е.Ю. Миньяр-Белоручева, М.С. Емелья-ненко // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2022. № 2(2). С. 6-17.

2. Листвин А.А. Профессионалитет как механизм синхронизации системы среднего профессионального образования и рынка труда / А.А. Листвин // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 1(106). С. 177187.

3. Святышева Л.В. ФП «Профессионалитет» -новые подходы в подготовке кадров со средним профессиональным образованием / Л.В. Святы-шева // Источник. 2022. № 2. С. 2-4.

4. Федеральный проект «Профессионалитет». Министерство Просвещения. URL : https://edu. gov.ru/press/5042/federalnyy-proekt-professionalitet

5. Шерайзина Р.М. Концептуальное обоснование проектирования сквозного ядра программ среднего профессионального образования вне зависимости от направления подготовки / Р.М. Шерайзина // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL : https://www.elibrary.ru/item. asp?id=48939842

Literature:

1. Kazakova I.S. The core of secondary vocational pedagogical education in the structure of teacher training / I.S. Kazakova, E.Yu. Minyar-Belorucheva, M.S. Emelianenko // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Modern College. 2022. № 2(2). P. 6-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Listvin A.A. Professionalism as a mechanism of synchronization of secondary vocational education system and labor market / A.A. Listvin // Bulletin of Cherepovets State University. 2022. № 1(106). P. 177-187.

3. Svyatysheva L.V. FP «Professionality» - New approaches in the training of personnel with secondary vocational education / L.V. Svyatysheva // Istochnik. 2022. № 2. P. 2-4.

4. Federal Project «Professionalism». Ministry of Education. URL : https://edu.gov.ru/press/5042/fed-eralnyy-proekt-professionalitet

5. Sheraizina R.M. Conceptual substantiation of designing a cross-cutting core of secondary vocational education programs regardless of the direction of training / R.M. Sheraizina // Modern problems of science and education. 2022. № 3. URL : https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=48939842

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.