Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / WORLDSKILLS RUSSIA / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ВЫЗОВЫ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПО / WORLDSKILLS INTERNATIONAL / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна, Капустина Любовь Викторовна

Современный мир акцентирует внимание на повышении благосостояния российских граждан, что невозможно без вклада в развитие человеческого ресурса. Следует отметить, что система среднего профессионального образования (СПО) играет значительную роль в экономическом росте страны. Поэтому представляется важным создать правильные условия для функционирования данной системы и обучения высококвалифицированных специалистов, владеющих достаточным количеством компетенций, навыков, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Целью нашего исследования являлся теоретический анализ истории развития среднего профессионального образования, предпосылок его возникновения, формирования в зависимости от запросов времени, начиная с Киевской Руси и заканчивая современностью. Именно полная историческая картина, дающая возможность сравнивать задачи и их способы решения, положительный опыт на разных временных отрезках позволяют специалистам в системе образования делать отбор лучших практик сегодня. Реалии современного мира требуют принимать во внимание высокую турбулентность во всех сферах деятельности, наличие жестких и мягких навыков для формирования преадаптивного поведения у обучающихся, чтобы быть успешным в личной и профессиональной сферах. Соответственно, внедрение разных конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства, что было распространено в Советском Союзе, и активное в них участие позволяет обучающимся развиваться, оценивать свои достижения, стремиться к лучшему. Также применяемая система дуального обучения в советские времена становится все более актуальной и сегодня. Профессионалитет в современных условиях дает возможность сократить срок обучения за счет большего количества практической работы, как это было в военное и поствоенное время на примере ПТУ И ФЗУ. Анализ статьи базируется на таких методах, как теоретический обзор и рассмотрение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования и обобщение опыта функционирования системы СПО. Рассмотрение исторической, социально-экономической и педагогической литературы позволило оценить, как запросы времени оказывали влияние на развитие системы СПО. Сделан вывод, что широкое видение исторической ситуации дает возможность применять успешный опыт с учетом современных парадигм. В качестве результатов исследования приводятся перспективные направления развития СПО сегодня: участие в национальной программе «Образование», «Профессионалитет», внедрение дуальной системы образования, демонстрационного экзамена и разного рода конкурсов и чемпионатов по профессиональному мастерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна, Капустина Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DEVELOPMENT OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM TAKING INTO ACCOUNT THE HISTORICAL EXPERIENCE OF RUSSIA

The modern world focuses on improving the welfare of Russian citizens, which is impossible without a contribution to the development of human resources. It should be noted that the system of secondary vocational education (SVE) plays a significant role in the economic growth of the country. Therefore, it is important to create the right conditions for the functioning of this system and the training of highly qualified specialists who have a sufficient number of competences and skills to be competitive in the labor market. The purpose of our research was a historical analysis of secondary vocational education, the prerequisites for its emergence, development depending on the demands of the time, starting from the time of Kievan Rus and up to nowadays. It is the complete historical picture that makes it possible to compare tasks and their solutions, positive experience at different time intervals that allow us to select the best practices today. The realities of the modern world require taking into account high turbulence in all spheres of activity, the presence of hard and soft skills for the formation of preadaptive behavior among students in order to be successful in personal and professional spheres. Accordingly, the introduction of various professional skill competitions and championships, which was common in the Soviet Union, and active participation in them allows students to develop, evaluate their achievements, strive for the best. In addition, the system of dual training used in Soviet times is becoming more and more relevant today. Professionality in modern conditions makes it possible to shorten the period of training due to focus on practical work, as it was in the war and post-war time on the example of vocational schools and industrial factory schools. The analysis of the article is based on such methods as a theoretical review and examination of domestic and foreign literature on the problem of research and generalization of the experience of the SVE system functioning. Review of historical, socio-economic and pedagogical literature allowed us to assess how the demands of time had influenced on the development of the SVE system. It is concluded that a broad view on the historical situation makes it possible to use successful experience taking into account modern paradigms. As the results of the study, promising directions of the development of vocational education today are given: participation in the national program "Education", "Professionalism", the introduction of a dual training system, a demonstration exam and various professional skills competitions and championships.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА РОССИИ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 01 (январь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 231001 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11001 УДК 37.014

Современное развитие системы среднего профессионального образования с учетом исторического опыта России

Modern development of the secondary vocational education system taking into account the historical experience of Russia

Авторы статьи

I

Authors of the article

Баканова Ирина Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»; доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара, Российская Федерация backanovairina@yandex.ru ORCID: 000-0002-5062-8184

Капустина Любовь Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация lkap@inbox.ru

ORCID: 0000-0002-0619-0939

Irina G. Bakanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Linguistics Department, Samara State Transport University, Foreign Languages Department, Samara State Technical University, Samara, Russian Federation backanovairina@yandex.ru ORCID: 000-0002-5062-8184

Liubov V. Kapustina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Linguistics and Foreign Language Business Communication Department; Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation lkap@inbox.ru

ORCID: 0000-0002-0619-0939

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Баканова И. Г., Капустина Л. В. Современное развитие системы среднего профессионального образования с учетом исторического опыта России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 01. - С. 1-16. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231001.htm. -DOI 10.24412/2304-120X-2023-11001

I. G. Bakanova, L. V. Kapustina, Modern development of the secondary vocational education system taking into account the historical experience of Russia // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2023. - No. 01. - P. 116. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231001.htm. - DOI 10.24412/2304-120X-2023-11001

Поступила в редакцию Received 07.11.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.12.22

Принята к публикации Accepted for publication 05.12.22 Опубликована Published 31.01.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Баканова И. Г., Капустина Л. В., 2023

Аннотация

Abstract

L

Современный мир акцентирует внимание на повышении благосостояния российских граждан, что невозможно без вклада в развитие человеческого ресурса. Следует отметить, что система среднего профессионального образования (СПО) играет значительную роль в экономическом росте страны. Поэтому представляется важным создать правильные условия для функционирования данной системы и обучения высококвалифицированных специалистов, владеющих достаточным количеством компетенций, навыков, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Целью нашего исследования являлся теоретический анализ истории развития среднего профессионального образования, предпосылок его возникновения, формирования в зависимости от запросов времени, начиная с Киевской Руси и заканчивая современностью. Именно полная историческая картина, дающая возможность сравнивать задачи и их способы решения, положительный опыт на разных временных отрезках позволяют специалистам в системе образования делать отбор лучших практик сегодня. Реалии современного мира требуют принимать во внимание высокую турбулентность во всех сферах деятельности, наличие жестких и мягких навыков для формирования преадаптивного поведения у обучающихся, чтобы быть успешным в личной и профессиональной сферах. Соответственно, внедрение разных конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства, что было распространено в Советском Союзе, и активное в них участие позволяет обучающимся развиваться, оценивать свои достижения, стремиться к лучшему. Также применяемая система дуального обучения в советские времена становится все более актуальной и сегодня. Профессионалитет в современных условиях дает возможность сократить срок обучения за счет большего количества практической работы, как это было в военное и поствоенное время на примере ПТУ И ФЗУ. Анализ статьи базируется на таких методах, как теоретический обзор и рассмотрение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования и обобщение опыта функционирования системы СПО. Рассмотрение исторической, социально-экономической и педагогической литературы позволило оценить, как запросы времени оказывали влияние на развитие системы СПО. Сделан вывод, что широкое видение исторической ситуации дает возможность применять успешный опыт с учетом современных парадигм. В качестве результатов исследования приводятся перспективные направления развития сПо сегодня: участие в национальной программе «Образование», «Профессионалитет», внедрение дуальной системы образования, демонстрационного экзамена и разного рода конкурсов и чемпионатов по профессиональному мастерству.

The modern world focuses on improving the welfare of Russian citizens, which is impossible without a contribution to the development of human resources. It should be noted that the system of secondary vocational education (SVE) plays a significant role in the economic growth of the country. Therefore, it is important to create the right conditions for the functioning of this system and the training of highly qualified specialists who have a sufficient number of competences and skills to be competitive in the labor market. The purpose of our research was a historical analysis of secondary vocational education, the prerequisites for its emergence, development depending on the demands of the time, starting from the time of Kievan Rus and up to nowadays. It is the complete historical picture that makes it possible to compare tasks and their solutions, positive experience at different time intervals that allow us to select the best practices today. The realities of the modern world require taking into account high turbulence in all spheres of activity, the presence of hard and soft skills for the formation of prea-daptive behavior among students in order to be successful in personal and professional spheres. Accordingly, the introduction of various professional skill competitions and championships, which was common in the Soviet Union, and active participation in them allows students to develop, evaluate their achievements, strive for the best. In addition, the system of dual training used in Soviet times is becoming more and more relevant today. Profes-sionality in modern conditions makes it possible to shorten the period of training due to focus on practical work, as it was in the war and post-war time on the example of vocational schools and industrial factory schools. The analysis of the article is based on such methods as a theoretical review and examination of domestic and foreign literature on the problem of research and generalization of the experience of the SVE system functioning. Review of historical, socio-economic and pedagogical literature allowed us to assess how the demands of time had influenced on the development of the SVE system. It is concluded that a broad view on the historical situation makes it possible to use successful experience taking into account modern paradigms. As the results of the study, promising directions of the development of vocational education today are given: participation in the national program "Education", "Professionalism", the introduction of a dual training system, a demonstration exam and various professional skills competitions and championships.

Ключевые слова

Key words

среднее профессиональное образование, история развития среднего профессионального образования, вызовы системе образования, преобразование системы СПО, WorldSkills International, WorldSkills Russia, демонстрационный экзамен, дуальная система обучения

Благодарности

I

secondary vocational education, history of development of secondary vocational education, challenges to the education system, transformation of the vocational education system, WorldSkills International, WorldSkills Russia, demonstration exam, dual training system

Acknowledgements

L

Авторы выражают благодарность д. п. н., профессору кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Самарского университета В. В. Левченко за консультирование по вопросам развития системы среднего профессионального образования.

The authors express their gratitude to V. V. Levchenko, PhD, Professor of the Department of Foreign Languages and Professional Communication of Samara University, for advising on the development of the secondary vocational education system.

Введение / Introduction

Современная образовательная ситуация в России характеризуется очень высокой популярностью среднего профессионального образования и приравнивается по численности поступающих к высшим учебным заведениям. При этом еще не так давно данная ступень образования рассматривалась абитуриентами как неперспективная из-за низкой конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Соответственно, является значимым изучение и анализ исторического развития системы среднего профессионального образования. Представляется важным рассмотрение исторических периодов и вызовов, с которыми сталкивалась система СПО, и того, как она на них отвечала.

Знание истории развития СПО позволяет акцентировать внимание на лучших практиках и применять их с фокусом на реалиях современного мира. Актуальность применения успешного опыта особенно важна сегодня, когда перед Российской Федерацией в рамках национального проекта «Образование» поставлена цель войти в десятку ведущих стран мира по качеству образования и сделать его конкурентоспособным как у нас в стране, так и за рубежом.

Рассмотрим, как формировалась система среднего профессионального образования с Киевской Руси и до наших дней, какие ставились перед ней задачи и какие были варианты решения, для того чтобы успешно применять накопленный опыт в современной ситуации, но с учетом актуальных требований времени.

Обзор литературы / Literature review

Основные идеи становления системы среднего профессионального образования в советской и досоветской России показаны в научно-методических и научных трудах российских ученых.

С. Г. Новиков изучает процесс советской модернизации, то есть смену традиционного уклада общества с готовыми образцами на инновационный, постоянно изменяющийся, и его влияние на становление молодежи рабочего класса. Результатом промышленного роста в 20-30-е годы XX века и значительных новшеств в обществе становится формирование «нового человека» [1].

Привлекает внимание работа В. П. Попова, показывающая корреляцию между историческим развитием профессионального обучения и его современной моделью. Автор уделяет особое внимание влиянию идеологии и политики государства на образовательный процесс в среднем профессиональном звене в XX столетии, а также говорит об условиях успешной работы СПО сегодня: учет актуальных в наши дни форм и методов обучения, а также традиционных подходов; содержание образования, отвечающее современным вызовам; совместная работа государства, промышленников и педагогов [2].

Научные труды В. А. Ситарова анализируют причины, последствия и эффективность реформ в образовательной сфере России в досоветский, советский и постсоветский периоды. Согласно исследованию автора, в исторический период до 1917 года большое значение для развития системы образования имели личности. Автор показывает закономерности между особенностями исторического периода и способами обновления и изменения образования выдающимися государственными деятелями и министрами. В последующие годы целью реформ было не только повышение качества образования, но и мощное идеологическое воспитание подрастающего поколения, коллективно принимаемые решения на партийных съездах [3]. Период с 1991 года по настоящее время насыщен значимыми преобразованиями в политической, идеологической и экономической сферах, показаны преобразования в обществе, что не могло не отразиться в виде новых законов и трендов в образовании разного уровня [4].

Исследования, представленные в сборнике «Индикаторы образования: 2022», показывают привлекательность системы СПО сегодня: так, в 2022 году наблюдается рекордно высокий показатель - практически 50% [5]. В качестве объяснений популярности СПО авторы А. Р. Бессуднов, В. М. Малик [6], Л. Н. Денисова [7] рассматривают когнитивные и некогнитивные особенности обучающихся, а именно невысокую академическую успеваемость и мотивацию к учению, низкий социальный, образовательный и имущественный статус семей. Кроме того, для многих выпускников 9-х классов приоритетна возможность получить бесплатное обучение недалеко от дома, поступить в СПО, не сдавая экзамены, так как многих пугает перспектива продолжить обучение в школе и не сдать ЕГЭ.

Авторы Н. В. Бородина, И. И. Украинцева, А. Л. Ховякова обращают внимание на корреляцию между контингентом обучающихся, содержанием программ и методами, способствующими овладению компетенциями, изучают такие понятия, как «социальный портрет», «социологический портрет» учащихся СПО, их предпочтения и профессиональные ожидания по востребованным и перспективным специальностям, показывают особенности данных студентов, некоторые подводные камни, мешающие реализовать ожидания [8].

Относительно иностранных авторов: Теодор Гербер характеризует политическую и экономическую ситуацию постсоветского периода, которая повлияла на образовательную сферу, ее расслоенность и неравные возможности получения среднего образования, что еще более усугубилось в позднесоветский период с развитием экономического кризиса и политического хаоса [9].

Интерес представляют работы, посвященные смене парадигм трудовой деятельности сегодня, анализу современных технологий, способных значительным образом изменить рутинный и физический труд. Так, Фил Джонс в книге "Work Without the Worker: Labour in the Age of Platform Capitalism" («Работа без работника: труд в эпоху капитализма платформ») обращает внимание читателя на новые формы труда, отличающиеся от традиционных, представляющие собой сочетание человека и машины и все больше набирающие вес в условиях цифровизации. Однако труд в условиях платформенного капитализма приводит к отрицательным последствиям для социума и человека, в частности к отсутствию гарантий на труд и его оплату и непониманию рабочего степени своей эксплуатации и невозможности соотношения себя и выполняемого труда, что не происходит при работе с материальными объектами [10].

Бернард Марр акцентирует внимание на особенностях современного BANI-мира, его турбулентности во всех сферах и на пяти основных навыках для успешного функционирования в будущем, а именно: эмоциональном интеллекте, креативности, мобильности мышления, адаптивности, информационной грамотности, технической подкованности, коммуникабельности, что требует пересмотра образовательной деятельности сегодня, перехода от адаптивной парадигмы подготовки будущих специалистов на преадаптивную, позволяющую человеку не приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям, а быть успешным, и способствующую развитию навыков BANI-мира. Это особенно актуально для специалистов среднего профессионального звена, так как многие из них задействованы в сфере малого и среднего бизнеса, ориентированного на предоставление услуг и тесное сотрудничество с клиентами [11].

В докладе «Сломанный социальный лифт? Как улучшить социальную мобильность» авторы рассказывают о недостатке мобильности в связи с «липкими полами» и

«липкими потолками», где первые рассматриваются как слои населения с низким социальным статусом, низким доходом и плохим материальным положением, а вторые - обеспеченные слои населения. При этом более 60% бедных не поднялись выше своего социального уровня, а 70% богатых не опустились, что связано с накоплением возможностей. Отсутствие перспектив изменить свой социальный статус может иметь социальные, политические и экономические последствия. Согласно докладу, существует пространство для государственной политики и организации образовательного пространства, способствующей развитию, получению качественного образования и реализации [12].

Х. Девид делится опытом организации конкурсов, чемпионатов, соревнований, например World Skills, где обучающиеся и специалисты совершенствуют свои профессиональные навыки, обмениваются опытом и достижениями, что способствует подготовке высококвалифицированных и конкурентных специалистов, востребованных на рынке труда [13].

Е. Н. Байдало [14] обращает внимание на практико-ориентированную (дуальную) модель профессионального образования, интегрирующую теоретические и практические знания.

Анализ многочисленных исследований повествует об увеличении интереса со стороны общественности к системе среднего профессионального образования, качеству подготовки специалистов, развитию профессиональных и личностных компетенций выпускников, соответствующих современным требованиям. Согласно изученным материалам, система среднего профессионального образования сегодня значительным образом изменяется, при этом учет богатого исторического опыта функционирования системы СПО в нашей стране позволяет наилучшим образом соответствовать экономическим и промышленным запросам.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Теоретические и методологические основы исследования представлены работами, показывающими исторические, социально-экономические изменения в обществе, которые способствовали развитию образовательной сферы системы среднего профессионального обучения. Исторический экскурс начинается со времен образования Киевской Руси, когда, по мнению Р. И. Нуретдинова, экономический рост страны создал предпосылки для появления термина «профессиональное обучение» [15]. Работы С. С. Уварова характеризуют эпоху Просвещения, отличающуюся продвижением образования и созданием большого числа учебных заведений, что позволило трансформировать Россию в зрелую державу [16]. Авторами А. В. Скоробогатовым, Е. А. Иуковым [17] и Е. В. Сло-минской [18] рассматривается вторая половина XIX века — 1917 год, когда уделяется большое внимание образованию рабочих. Среди личностей некоторыми авторами [19] выделяется А. Г. Неболсин как инициатор продвижения профессионального образования. Так, В. Д. Пурин [20] отмечает популяризацию школ фабрично-заводского ученичества с 1917 по 1958 год, играющих значимую экономическую и воспитательную роль в государстве, предоставляющих возможности социального лифта для населения. При этом реализовать себя молодое поколение могло не только в учебе и работе, но и в большом количестве конкурсов и патриотичных мероприятий («Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931 год), «Ворошиловский стрелок» (ВС) (1932 год), «Готов к ПВХО» (1935 год), «Трудовые резервы» (1959 год) и др.).

1960-1980-е годы учеными (В. В. Кистановым, Н. В. Копыловым [21], А. А. Дозмо-ровым [22]) характеризуются введением «микстовых» образовательных программ, так

как происходило усложнение существующих профессий и появление новых. Однако политический дисбаланс в обществе привел к тому, что к 1990 году система среднего профессионального образования перестала отвечать интересам и жизненным идеалам подрастающего поколения [23]. Согласно исследуемой литературе [24-27], введение стандартов по объему времени, программам, результатам обучения, финансам, кадрам, техническим и другим вопросам позволило нормализовать ситуацию.

Принимая во внимание значимость системы СПО как залога успешного промышленного функционирования страны, ученые обращают внимание на перспективные национальные проекты, такие как «Образование» [28], «Профессионалитет» [29, 30], дуальная система [31], а также многочисленные профессиональные конкурсы и соревнования.

Изучение научных работ в области истории, социологии, педагогики позволило проследить развитие сферы СПО, выявить предпосылки организации данного образования, трудности и способы их преодоления. Такие подходы, как поисково-эмпирический, социально-экономический и социокультурный, выявили основы для развития СПО сегодня, возможные способы перспективного развития, а также решения современных вызовов. При этом исторический экскурс играет большое значение, так как помогает видеть данную систему образования в историческом разрезе.

Результаты исследования / Research results

Согласно анализу исследуемой литературы, профессиональное обучение рассматривается как получение обучающимися знаний, умений и компетенций для выполнения профессиональной деятельности [32, 33].

Почва для применения термина «профессиональное обучение» начала формироваться в Киевской Руси. Экономический рост в России сделал необходимым акцентировать внимание на получении образования большим количеством населения, в связи с чем начинает развиваться ремесленное ученичество, означающее передачу практических навыков от мастера ученику или группе учеников в определенном виде ремесла и их усовершенствование.

Эпоха Просвещения, при которой Россия начала экономически и социально преобразовываться, делала запрос на большое количество людей с хорошим образованием и профессионально обученных в различных сферах деятельности, что, в свою очередь, мотивировало Петра I (1672-1725) и Екатерину II (1729-1796) на строительство профильных учебных заведений в России и создание светской образовательной системы для служения государственным интересам. Зарождающаяся государственная образовательная система ориентировалась на западноевропейский образец и отличалась вестернизацией. Безусловно, реформаторская деятельность Петра I и Екатерины II позитивно влияла на необходимость обязательного образования в специально организованных учебных заведениях (государственных и частных), хотя и встречалась религиозной общественностью с предубеждением и достаточно сложно внедрялась в педагогическую практику. Главная идея образования заключалась в «создании» светски образованного, обладающего широким взглядом на мир и в то же время сохраняющего национальные и религиозные традиции человека. Кроме того, при Екатерине II была проведена реформа образования и положено начало третьему чину (сословию), так как выпускники Воспитательного дома и Коммерческого училища получали освобождение от крепостной зависимости.

Дальнейший ход истории показывает продолжение образовательных тенденций, еще большее внимание уделялось всесословному образованию, обучению крепостных крестьян, например, в Школе практического земледелия (1797) и Рисовальном училище (1798), открытых при Павле I (1754—1801) и его супруге императрице Марии Федоровне (1752-1828). При Александре I (1777-1825) народное образование рассматривалось значимой составляющей «государственной попечительности», появились первые министерства, в том числе и Министерство народного просвещения, которые основывались на единоличной власти и личной ответственности министра за работу министерства в отличие от прежнего коллегиального начала. При Николае I (1796-1885) Россия позиционировалась «молодой» страной с огромными возможностями и системе образования отводилась значительная роль для ее трансформации в «зрелую» державу.

Период второй половины XIX века — 1917 год ознаменован отменой крепостного права Александром II (1818 - 1881) в 1861году, развитием крупного машинного производства в стране. Существующая система профобразования не удовлетворяла вызовы того времени на актуальные знания и профессиональные умения рабочего класса. Огромную историческую роль в развитии профессионального образования сыграло Русское техническое общество (1866-1929) (РТО) и Постоянная комиссия во главе с А. Г. Неболсиным, который инициировал съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1903 год), съезд директоров училищ и предпринимателей фабрично-заводской промышленности, акцентировал внимание на образовании рабочих и их детей, уменьшении рабочего дня и улучшении бытовых условий. В 1910 году в России насчитывалось более 80 тыс. обучающихся в 1423 ремесленных школах и училищах. В целом образование было ориентировано на потребности общества и трансформировано из сословного элитарного во всесословное эгалитарное.

Революция 1917 года кардинально изменила жизнь России и образовательный процесс в том числе, основу которого составляли коммунистические идеи воспитания, трудового обучения, политехнического образования.

Необходимо отметить, что для данного времени была характерна достаточно плачевная социально-экономическая ситуация в стране из-за Первой мировой (1914-1918) и Гражданской (1917-1922) войн. Первостепенная задача по восстановлению хозяйственно-промышленного сегмента лежала на индустриализации промышленности и сельского хозяйства, на развитии энергетического комплекса. Системе профессионального образования уделялось особо значимое внимание. Так, с 1917 по 1922 год было представлено более 20 законодательных актов по вопросам профобразования. С 1919 года вся система образования в стране была унифицирована и контролировалась Главным комитетом профессионально-технического образования при Народном комиссариате просвещения РСФСР. Государственные мужи страны предпринимали попытки вовлечь юное поколение в новую систему профобразования. В 1920 году была основана школа фабрично-заводского ученичества для работающей молодежи (четыре года обучения), которая, с одной стороны, играла важную экономическую функцию, обучая квалифицированную рабочую силу для конкретного предприятия, а с другой - воспитывала сознательных коммунистов. Обучение носило ярко выраженный практический характер на предприятии с освоением теоретической основы и коммунистическим воспитанием. Что касается педагогических моментов, была характерна децентрализация управления школами ФЗУ, не приветствовалась самодеятельность, инициатива со стороны учеников и учителей, дисциплина становилась все более строгой, наблюдалась сильная нехватка педагогических кадров, учебников, учебных программ, отвечающих требованиям того времени.

Система фабрично-заводского ученичества к 1930 году все меньше отвечала потребностям быстро развивающейся промышленности, механизированному сельскому хозяйству и техническому прогрессу. В связи с большой нехваткой квалифицированных рабочих в стране в марте 1929 года было принято решение сократить программы и сроки обучения, курирование школ ФЗУ осуществлялось хозяйственными органами и Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ), а с октября 1940 года Главным управлением трудовых резервов (ГУТР), предполагалось создание двух типов учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения и железнодорожные и ремесленные училища. Первые занимались обучением рабочих массовых профессий в течение шести месяцев, вторые готовили квалифицированных рабочих в течение двух лет. К 1940 году в СССР насчитывалось 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось около миллиона человек, что подтверждает их популярность, так как образование было бесплатным, проходило в сжатые сроки, обучающиеся награждались знаками отличия, им предоставлялись общежития [34].

В годы Великой Отечественной войны система трудовых резервов была единственной организованной опорой промышленности, подготовившей 2,5 млн молодых квалифицированных рабочих благодаря централизованной системе обучения и распределения рабочих кадров. Однако качество профессионального образования во время войны значительным образом снизилось, так как было ориентировано на выполнение простых операций, обучение большого количества рабочих, производство военной техники [35].

Послевоенный период 1945-1958 годов характеризуется увеличением втрое выпуска промышленной продукции, оснащением производства новой техникой, механизацией трудоемких работ. Время восстановления народного хозяйства требовало большего числа рабочих, поэтому наблюдается дальнейший интерес к системе трудовых резервов, происходит внедрение профессионального обучения в систему общего семилетнего образования, устанавливается список наиболее востребованных профессий, сроки обучения и возраст обучающихся. Всего за 1941-1958 годы более 10 млн молодых квалифицированных рабочих было подготовлено для народного хозяйства СССР.

Необходимо отметить, что система профессионального образования рабочих кадров была крайне важна, так как давала возможность социального лифта для сельской молодежи, обеспечивала промышленные предприятия молодыми кадрами. Кроме того, молодые советские маргиналы могли претендовать на достойное место в обществе при прилежном отношении к учебе и труду. Проявить себя молодые люди могли не только в учебном заведении, но и принимая участие в разных спортивных, трудовых и патриотичных мероприятиях и конкурсах, такие как «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931 год), «Ворошиловский стрелок» (ВС) (1932 год), «Готов к ПВХО» (1935 год), «Трудовые резервы» (1959 год) и др.

1960-1980-е годы XX века характеризуются качественно новым этапом научно-технического развития, началом промышленной автоматизации, усложнением существующих и появлением новых профессий. Работа на станках с числовым программным управлением требовала подготовки высокоинтеллектуальных и квалификационных рабочих широкого профиля, которых начали обучать в профессионально-технических училищах (ПТУ) на базе восьмилетней школы, срок обучения варьировался от одного до трех лет в зависимости от сложности обучения. ПТУ ориентировались как на предоставление общего среднего образования, так и на приобретение обучающимися профессиональной квалификации.

Данные «микстовые» образовательные программы были достаточно востребованы среди абитуриентов, так как, с одной стороны, представляли из себя структурные подразделения советских предприятий, использовали их производственные площади, заводское и лабораторное оборудование, социальную инфраструктуру, привлекали мастеров наставников, с другой - были ориентированы на квалифицированный педагогический штат с обновленными учебными планами, что делало возможным выстраивать обучающимися дальнейшую образовательную траекторию в высшем учебном заведении.

Для воссоздания более полной картины в профессионально-техническом образовании стоит обратить внимание на тот факт, что государственные деятели в 19601980 годы активно вносили сомнения относительно исторического прошлого, критиковали деятельность определенных личностей, тем самым создавая определенный политический дисбаланс в обществе, что значительно отражалось на молодежи, которая становилась все более неоднородной, с разными интересами и мечтаниями.

В 1960-1980-е годы нарастало противоречие между уровнем жизни рабочих, их социальным положением в обществе и социалистической идеологией об их важности; рыночным поведением рабочих, способных самостоятельно выбирать место труда и пытающихся найти более приемлемое и высокооплачиваемое предложение, и советской, достаточно немобильной, системой производств. Некоторые исследователи [36, 37] считают процесс данного противоречия источником краха Советского Союза. Поэтому к 80-м годам все больше и больше абитуриентов при выборе будущего образовательного пути ориентировались на престижность профессии и ее материальную перспективность, выбирая вуз, что не удовлетворяло показатели по набору обучающихся в ПТУ и, как следствие, экономические запросы государства.

Грандиозные планы по улучшению ситуации с системой профтехобразования не увенчались успехом из-за ряда причин. Согласно исследованиям, у обучающихся ПТУ наблюдалась психология троечника, низкий уровень успеваемости, отсутствие мотивации и желания учиться, творческая ориентация была только у каждого седьмого. Надо отдать должное государственной политике, которая инициировала создание кружков технического творчества в ПТУ с целью развития творческой составляющей, выявления талантливой молодежи и молодых новаторов, а также для улучшения народного хозяйства; так, к 1980 году их насчитывалось более 60 тыс. Усугубляла ситуацию проблема с преподавательским штатом, профессиональными умениями и навыками педагогов, которая так и не была решена. Более того, преподавателям приходилось работать по часто меняющимся учебным планам и программам, не имея возможности для их качественной отработки, при этом уровень материала постоянно усложнялся, чтобы отвечать возрастающим потребностям автоматизированных производств с использованием компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий. Однако уровень материально-технического оснащения ПТУ был крайне низким, а базовые предприятия, не рассчитывающие теперь на трудоустройство выпускников в связи с ослаблением порядка их распределения, вели себя крайне пассивно. Также система профессионального обучения курировалась субъектами федерации, что не давало возможности отслеживать тенденции в целом и правильно выстраивать политику планирования и распределения рабочих резервов. Таким образом, к началу 90-х годов система среднего профессионального обучения не отвечала требованиям народного хозяйства, интересам и жизненным идеалам подрастающего поколения.

Ситуация усложнялась идеологическими, политическими и экономическими изменениями в стране, сопровождающимися разрывом отношений между промышленными организациями, спадом производства, ростом инфляции, высоким уровнем преступности, безработицы, снижением дохода населения. Реформирование общества происходило на основе демократических ценностей, рыночная экономика изменила рынок труда и стала ориентироваться на новые профессии и квалификации. При этом четко регулируемая подготовка специалистов среднего звена стала неактуальной в связи с их автономностью и необходимостью самостоятельно искать решения на сигналы рыночной экономики. СПО получили возможность разрабатывать собственные учебные программы с учетом контингента обучающихся в определенном учебном заведении и запросов образования. Данный факт привел только к хаосу, поэтому для упорядочения действий учебных заведений были введены стандарты. Стандарты были актуальны для всех уровней образования и устанавливали объем времени и содержание программы, соотношение обязательной и вариативной частей, результаты обучения, финансовые, кадровые, технические и другие важные условия.

В 2008 году были утверждены два типа средних специальных учебных заведений: техникум, где обучение велось три года и учитывало программу средней школы, и колледж с более углубленной программой, рассчитанной на четыре года. Еще одна особенность данного времени - распределение зон ответственности между государством, например разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), целевых программ, перечней специальностей и профессий и региональных. Регионализация СПО имела ряд положительных моментов, например влияние работодателей на содержание учебной программы, компетенций, качество подготовки и итоговой аттестации обучающихся, внедрение современных методов и форм обучения, оперативное изменение квалификационного профиля и объема обучения. Что касается отрицательных аспектов, необходимо отметить ухудшение финансирования и недостаточную материально-техническую оснащенность учебных заведений, слабую заинтересованность предприятий в инвестициях в учебные заведения. Таким образом, в 20112015 годы была запущена федеральная программа, стимулирующая взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений по разным направлениям.

На сегодняшний день представлено три вида учебных заведений СПО, которые отличаются по взаимодействию с промышленными предприятиями и работодателями и обеспечению региона кадрами. Первый тип (250-300) - колледжи, активно взаимодействующие с высокотехнологическими предприятиями (нефтяные, газовые, металлургические и др.), способными выстраивать долгосрочные стратегии развития, которые значительно влияют на процесс обучения и предоставляют достаточно хорошие инвестиции в материально-техническое оснащение колледжей. Второй тип СПО (1000-1200) стабильно сотрудничает с региональными предприятиями разных сфер деятельности, такими как строительные, химические, транспортные, авиационные, сельскохозяйственные, оборонно-промышленные, которые ориентируются на среднесрочные перспективы развития, имеют возможность организовывать дуальное и целевое обучение, итоговую аттестацию, но не располагают значительными возможностями в плане обустройства учебных заведений. Третий тип СПО (1700-2000) обучает студентов для социальной сферы, предприятий малого и среднего бизнеса, которые не всегда экономически процветающие и стабильные. Влияние данных организаций на учебный процесс, качество обучения и финансовую поддержку крайне мало. Соответственно, данные учебные заведения наибольшим образом нуждаются в дополнительных мерах федеральной и региональной поддержки.

Понимая важность развития системы СПО как залога успешного промышленного функционирования страны, государственные деятели внедряют национальные проекты, например «Образование», где направление «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» акцентирует внимание на качестве подготовки обучающихся с учетом региональных приоритетов [38], разрабатывают топ-50 профессий для СПО, включая как традиционные, например сварщик, парикмахер, повар, так и отвечающие современным требованиям: специалист по защите информации, обслуживанию роботов, медицинского и биотехнического оборудования. Это особенно актуально сегодня, когда многие ученые (И. М. Кублин, М. А. Еремеев, С. В. Плеханов [39]) говорят о трансформации ландшафта профессий в ближайшем будущем в связи с переформатированием экономических систем и общественного уклада, преобладанием ситуации неопределенности, цифровизацией, автоматизацией, экологизацией, регионализацией, преобладанием кризисов, способствующих турбулентности современного мира. Анализ литературы (И. Г. Баканова [40], А. А. Федченко, И. В. Филимонова, В. Н. Ярышина [41]) показывает, что успешная деятельность в VUCA-мире (нестабильность/volatility, неопределенность/ uncertainty, сложность/ complexity и неоднозначность/ ambiguity) или уже во все более доминирующем BANI-мире - мире хаоса, как его характеризует Джамайс Кашио [42] (хрупкий/brittle, тревожный/ anxious, нелинейный/nonlinear, непостижимый/ incomprehensible), в котором происходящие события не просто двусмысленны -они непонятны, требует наличия жестких и мягких компетенций, таких как технические и цифровые, навыки удаленной работы, экологическая грамотность, умения работать в команде, управления людьми и ведения дискурсов, а также лидерство, коммуникабельность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, гибкое мышление, научное мышление, творчество и инновационная деятельность.

Безусловно, современные реалии диктуют необходимость применения новых методов и подходов к обучению и ставят значительные вызовы перед системой среднего профессионального образования. Согласно Приоритетному направлению реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года [43], первостепенными задачами являются учет современных требований к квалификации работников и регулярное обновление содержания образования; быстрое реагирование на изменения в обществе и экономике; улучшение финансового положения учебных заведений и расширение государственной поддержки; повышение квалификации преподавательского состава и руководителей; оптимизация качества образования за счет проектной деятельности и участия в соревнованиях профессионального мастерства.

Успешное выполнение данной Стратегии развития СПО предусматривает активное вовлечение обучающихся в проект «Профессионалитет», акцентирующий внимание на практике на предприятиях, а не на зубрежке учебников и, таким образом, позволяющий сократить сроки обучения до 2,5 лет. Данный проект позволяет синхронизировать потребности рынка труда и возможности СПО. Проект дуального обучения также предполагает тесное сотрудничество между предприятием и учебным заведением для ранней адаптации выпускников и обеспечения их рабочим местом, при этом выполнение функциональных обязанностей позволяет уже студентам получать зарплату. Большое значение в обоих проектах имеют мастера-наставники, помогающие приобретать профессиональные навыки. Необходимо отметить, что ос-

новные идеи проекта «Профессионалитет» и дуального обучения активно внедрялись в среднее профессиональное обучение еще в 1920 году, позднее, в 90-х годах, турбулентная экономическая и политическая ситуация не позволила предприятиям быть ответственными за подготовку подрастающего поколения.

В данный момент времени активно внедряется демонстрационный экзамен, представляющий из себя независимую оценку компетенций ведущими специалистами, успешная сдача которого позволяет получить Паспорт компетенций (Skills Passport), что делает молодого специалиста более востребованным.

Сегодня, во время поисков путей инновационного развития экономики страны, все более значимым является опыт развития творчества обучающихся, представленный в СССР, хотя в свое время он был далеко не в полной мере востребован плановой экономикой, отторгавшей многие инновации.

Вовлечение обучающихся СПО в соревнования профессионального мастерства, например, позволяет развивать как жесткие, так и мягкие навыки, делает данную сферу обучения более популярной, заставляет повышать профессиональный уровень преподавателей, чтобы соответствовать международным стандартам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, популярность среднего профессионального образования сегодня, вызванная некоторыми экономическими, социальными тенденциями, а также возможностью обучения по треку школа - СПО - ВУЗ, требует анализа исторического развития системы среднего профессионального обучения и внедрения лучших практик.

Заключение / Conclusion

Современное общество ориентировано на высококвалифицированного специалиста среднего звена, обладающего не только «хардами», но и «софтами». Следовательно, необходимо создать условия для получения качественного образования, тем более что оно пользуется сейчас значительным спросом среди подрастающего поколения. Сегодня активно внедряется дуальная система обучения, конкурсы разного масштаба, проект «Профессионалитет», национальная программа «Образование», ориентированные на повышение уровня подготовки будущих специалистов.

Необходимо отметить, что многое из приоритетного направления сегодня активно применялось в Советском Союзе. Соответственно, знание исторического опыта позволяет внедрять успешно реализованные ранее проекты с учетом современных реалий.

Представляется важным понимать исторический срез системы СПО, причины ее возникновения и цели реализации на протяжении многих лет, чтобы и сегодня эта сфера образования играла существенную роль в экономическом, политическом развитии страны, давала возможности реализации и социального лифта для молодого поколения.

Ссылки на источники / References

1. Новиков С. Г. Воспитание рабочей молодежи в условиях форсированной модернизации России (1917-й -1930-е годы): дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2008. - 484 с.

2. Попов В. П. Государственная политика развития среднего специального образования в России: исторический опыт и реализация. 1920-2005 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2007. - 525 с.

3. Ситаров В. А. История образования в России: досоветский и советский периоды // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 1. - С. 201-211. - DOI 10.17805/zpu.2019.1.16. - EDN NQCZCZ

4. Ситаров В. А. История образования в России: постсоветское время // Знание. Понимание. Умение. - 2019. -№ 2. - С. 201-216. - DOI 10.17805/zpu.2019.2.19. - EDN YKWSZB

5. Индикаторы образования: 2022: стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 532 с. - 250 экз. - DOI 10.17323/978-5-7598-2598-2

6. Bessudnov A., Malik V. Socio-Economic and Gender Inequalities in Educational Trajectories upon Completion of Lower Secondary Education in Russia // Educational Studies. Moscow. - 2016. - No 1. - P. 135-167. -DOI 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167. - EDN TNQFPW

7. Денисова Л. Н. Всеобщее среднее образование и социальный прогресс села. - М.: Наука, 1988. - С. 128.

8. Бородина Н. В., Украинцева И. И., Ховякова А. Л. Построение социологического портрета студента учебного заведения среднего профессионального образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. - № 12-1. - С. 93-110. - EDN YNZYRT

9. Gerber T. P. Educational Stratification in Contemporary Russia: Stability and Change in the Face of Economic and Institutional Crisis // Sociology of Education. - 2000. - Vol. 73. - No 4. - P. 219-246. DOI 10.2307/2673232

10. Jones Ph. Work Without the Worker: Labour in the Age of Platform Capitalism. - L.; N. Y.: Verso, 2021. - 144 p.

11. Marr B. The 5 Most Important Job Skills For the Future. - URL: https://www.forbes.com/sites/bernard-marr/2019/11/04/the-5-most-important-job-skills-for-the-future/?sh=192f7afa1e5d

12. OECD. 2018. A broken social elevator? How to promote social mobility. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/con-tent/publication/9789264301085-en

13. David H. How Do We Measure Up? Benchmarking the World Skills Competition // Maclean R., Wilson D. International Handbook of Education for the Changing World of Work: Bridging Academic and Vocational Learning. -Springer, 2009. - Vol. 2. - Р. 2827-2839.

14. Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области: методические рекомендации / авт.-сост.: Е. Н. Байдало, М. А. Герасимова, Е. В. Шлыкова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016. - 70 с.

15. Нуретдинов Р. И. Становление и развитие среднего профессионального образования России // Человек и образование. - 2021. - № 1(66). - С. 151-156.

16. Уваров С. С. Письмо Николаю I // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 26. - С. 96-100.

17. Скоробогатов А. В., Иуков Е. А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2(26). - С. 181-185.

18. Сломинская Е. В. Развитие профессионального образования в России: к истории вопроса // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1641. - EDN VIFCHL

19. История профессионального образования в России / под ред. С. Я. Батышева. - М.: Профессиональное образование, 2003. - 663 с.

20. Пурин В. Д. Педагогика среднего профессионального образования. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.

21. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 584.

22. Дозморов В. А. История профессионально-технического образования в советский период (по данным современных диссертационных исследований) // Технологос. - 2021. - № 3. - С. 78-88. DOI 10.15593/perm.kipf/2021.3.07

23. Анисимов П. Ф., Коломенская А. Л. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 4. - С. 5.

24. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266/1 «Об образовании» (последняя редакция) // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1888/

25. Кузнецов А. А. Школьные образовательные стандарты нового поколения // Профильное обучение: состояние и перспективы: тез. Всерос. конф. - М.: Образование и информатика, 2007. - С. 7.

26. Распоряжение Правительства РФ «О передаче государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в ведение субъектов РФ» от 22 декабря 2009 г. № 2030-р.

27. Перевертайло А. С. Итоги регионализации: сетевой и кластерный векторы развития региональных систем профессионального образования // Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России. Т. 1. - М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2015. - С. 220.

28. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Ду-дырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. - 272 с. - (Серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы»). - ISBN 978-5-7598-1937-0. - DOI 10.17323/978-5-7598-1937-0. - EDN CBQJGP

29. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Профессионалитет - новая сущность и старые смыслы / В. И. Блинов // Техник транспорта: образование и практика. - 2021. - Т. 2. - № 3. - С. 248-255. - DOI 10.46684/2687-1033.2021.3.248255. - EDN DJGLXL

30. Листвин А. А., Гарт М. А. Профессионалитет как механизм синхронизации системы среднего профессионального образования и рынка труда // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2022. -№ 1(106). - С. 177-187. - DOI 10.23859/1994-0637-2022-1-106-15. - EDN AKCLIJ

31. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 4 (апрель). - С. 41-45. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14087.htm. - EDN SCEXKH

32. Бабакова Т. А. Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. - 2013. - URL: https://didacts.ru/slovari/pedagogika-i-psihologija-vysshei-shkoly-metodika-raboty-s-ponjatiinym-apparatom-2013.html

33. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / М. А. Лямзин, М. Т. Громкова. -URL: https://didacts.ru/slovari/slovar-terminov-i-ponjatii-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovanija.html

34. О государственных трудовых резервах СССР: указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг.: сб. докл. за 50 лет. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 2. 1929-1940 гг. - C. 774-775.

35. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: стат. сб. - М.: Информационно-издательский центр, 1990. - 235 с.

36. Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием, Самара, 20 февраля 2020 года / отв. ред. Т. И. Руднева. - Самара: Ваш Взгляд, 2020. - 432 с. - ISBN 978-5-6043344-9-2. - EDN BBKXQM

37. Захаровский Л. В. Советская модель профессионально-технического образования: актуализация опыта в современных условиях. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. - 104 с. - ISBN 978-5-8050-0576-4. - EDN WEKCKL

38. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»)» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9). - URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-prior-itetnogo-proekta-o

39. Кублин И. М., Еремеев М. А., Плеханов С. В. Качественное изменение труда в условиях цифровизации производства // Вестник СГСЭУ. - 2019. - № 1. - С. 65-69.

40. Баканова И. Г., Капустина Л. В. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 4 (апрель). - С. 5064. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221023.htm. - DOI 10.24412/2304-120X-2022-11023. - EDN KLCGKT

41. Федченко А. А., Ярышина В. Н. Инструментарий оценки и подбора работников в условиях BANI-мира // Социально-трудовые исследования. - 2022. - № 2(47). - С. 98-105. - DOI 10.34022/2658-3712-2022-47-2-98-105. - EDN PXCECM

42. Cascio J. Facing the Age of Chaos. - URL: https://medium.com/0cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d

43. Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО. - URL: https://akvobr.ru/new/publications/158

1. Novikov, S. G. (2008). Vospitanie rabochej molodezhi v usloviyah forsirovannoj modernizacii Rossii (1917-j- 1930-e gody) [Education of working youth in the conditions of accelerated modernization of Russia (1917 - 1930s)]: dis.... d-ra ped. nauk, Volgograd, 484 p. (in Russian).

2. Popov, V. P. (2007). Gosudarstvennaya politika razvitiya srednego special'nogo obrazovaniya v Rossii: istoricheskij opyt i realizaciya. 1920-2005 gg [Government policy for the development of secondary vocational education in Russia: historical experience and implementation. 1920-2005.]: dis. ... d-ra ist. nauk, Moscow, 525 p. (in Russian).

3. Sitarov, V. A. (2019). "Istoriya obrazovaniya v Rossii: dosovetskij i sovetskij periody" [History of education in Russia: pre-Soviet and Soviet periods], Znanie. Ponimanie. Umenie, № 1, pp. 201-211. DOI 10.17805/zpu.2019.1.16, EDN NQCZCZ (in Russian).

4. Sitarov, V. A. (2019). "Istoriya obrazovaniya v Rossii: postsovetskoe vremya" [History of education in Russia: post - Soviet times], Znanie. Ponimanie. Umenie, № 2, pp. 201-216. DOI 10.17805/zpu.2019.2.19, EDN YKWSZB (in Russian).

5. Bondarenko, N. V., Gohberg, L. M., Zorina, O. A. et al. (2022). Indikatory obrazovaniya: 2022: stat. sb. [Education indicators: 2022: statistical data], Nac. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki", NIU VSHE, Moscow, 532 p. 250 ekz. DOI 10.17323/978-5-7598-2598-2 (in Russian).

6. Bessudnov, A., & Malik, V. (2016). "Socio-Economic and Gender Inequalities in Educational Trajectories upon Completion of Lower Secondary Education in Russia", Educational Studies. Moscow, No 1, pp. 135-167, DOI 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167, EDN TNQFPW (in English).

7. Denisova, L. N. (1988). Vseobshchee srednee obrazovanie i social'nyj progress sela [Common secondary education and social progress of the village], Nauka, Moscow, p. 128 (in Russian).

8. Borodina, N. V., Ukrainceva, I. I., & Hovyakova, A. L. (2017). "Postroenie sociologicheskogo portreta studenta uchebnogo zavedeniya srednego professional'nogo obrazovaniya" [Building a sociological portrait of a student of a secondary vocational education institution], Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauch-nyjzhurnal), t. 8, № 12-1, pp. 93-110. EDN YNZYRT (in Russian).

9. Gerber, T. P. (2000). "Educational Stratification in Contemporary Russia: Stability and Change in the Face of Economic and Institutional Crisis", Sociology of Education, vol. 73, No 4, pp. 219-246. DOI 10.2307/2673232 (in English).

10. Jones, Ph. (2021). Work Without the Worker: Labour in the Age of Platform Capitalism, Verso, New York, London, 144 p. (in English).

11. Marr, B. The 5 Most Important Job Skills For the Future. Available at: https://www.forbes.com/sites/bernard-marr/2019/11/04/the-5-most-important-job-skills-for-the-future/?sh=192f7afa1e5d (in English).

12. OECD. 2018. A broken social elevator? How to promote social mobility. Available at: https://www.oecd-ili-brary.org/content/publication/9789264301085-en (in English).

13. David, H. (2009). "How Do We Measure Up? Benchmarking the World Skills Competition", in Maclean, R., & Wilson, D. International Handbook of Education for the Changing World of Work: Bridging Academic and Vocational Learning, Springer, vol. 2, pp. 2827-2839 (in English).

14. Bajdalo, E. N. Gerasimova, M. A., & Shlykova, E. V. (2016). Opyt vnedreniya elementov sistemy dual'nogo obucheniya v profession-al'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah Sverdlovskoj oblasti: metodicheskie rekomendacii [Experience in implementing elements of the dual training system in professional education organizations of the Sverdlovsk region: methodological recommendations], Gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Sverdlovskoj oblasti "Institut razvitiya obrazovaniya", GAOU DPO SO "Institut razvitiya obrazovaniya", Ekaterinburg, 70 p. (in Russian).

15. Nuretdinov, R. I. (2021). "Stanovlenie i razvitie srednego professional'nogo obrazovaniya Rossii" [Establishment and development of secondary vocational education in Russia], Chelovek i obrazovanie, № 1(66), pp. 151-156 (in Russian).

16. Uvarov, S. S. (1997). "Pis'mo Nikolayu I" [A Letter to Nicholas I], Novoe literaturnoe obozrenie, № 26, pp. 96-100 (in Russian).

17. Skorobogatov, A. V., & lukov, E. A. (2017). "Istoriya stanovleniya i razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii (XVIII-XX vv.)" [The history of the establishment and development of vocational education in Russia (XVIII-XX centuries)], Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, № 2(26), pp. 181-185 (in Russian).

18. Slominskaya, E. V. (2015). "Razvitie professional'nogo obrazovaniya v Rossii: k istorii voprosa" [The development of vocational education in Russia: on the history of the issue], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 11, p. 1641. EDN VIFChL (in Russian).

19. Batyshev, S. Ya. (ed.) (2003). Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Rossii [History of vocational education in Russia], Professional'noe obrazovanie, Moscow, 663 p. (in Russian).

20. Purin, V. D. (2006). Pedagogika srednego professional'nogo obrazovaniya [Pedagogy of secondary vocational education], Feniks, Rostov n/D., 256 p. (in Russian).

21. Kistanov, V. V., & Kopylov, N. V. (2003). Regional'naya ekonomika Rossii [Regional economy of Russia], Finansy i statistika, Moscow, p. 584 (in Russian).

22. Dozmorov, V. A. (2021). "Istoriya professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v sovetskij period (po dannym so-vremennyh dissertacionnyh issledovanij)" [The history of vocational education in the Soviet period (according to modern dissertation research)], Tekhnologos, № 3, pp. 78-88. DOI 10.15593/perm.kipf/2021.3.07 (in Russian).

23. Anisimov, P. F., & Kolomenskaya, A. L. (2004). "O sostoyanii i perspektivah razvitiya srednego tekhnicheskogo obrazovaniya" [About the condition and prospects of the secondary engineering education development], Srednee pro-fessional'noe obrazovanie, № 4, p. 5 (in Russian).

24. "Zakon RF ot 10 iyulya 1992 g. № 3266/1 "Ob obrazovanii" (poslednyaya redakciya)" [Law of the Russian Federation No. 3266/1 of July 10, 1992 "On Education" (latest edition)], Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1888/ (in Russian).

25. Kuznecov, A. A. (2007). "Shkol'nye obrazovatel'nye standarty novogo pokoleniya" [School educational standards of the new generation], Profil'noe obuchenie: sostoyanie iperspektivy: tez. Vseros. konf., Obrazovanie i informatika, Moscow, p. 7 (in Russian).

26. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF "O peredache gosudarstvennyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya v vedenie sub"ektov RF" ot 22 dekabrya 2009 g. № 2030-r [Decree of the Government of the Russian Federation "On the transfer of State educational institutions of primary vocational education to the jurisdiction of the Subjects of the Russian Federation" dated December 22, 2009 No. 2030-R.] (in Russian).

27. Perevertajlo, A. S. (2015). "Itogi regionalizacii: setevoj i klasternyj vektory razvitiya regional'nyh sistem professional'nogo obrazovaniya" [Results of regionalization: network and cluster vectors of development of regional vocational education systems], Federal'nyj spravochnik. Srednee professional'noe obrazovanie v Rossii. T. 1, NP "Centr strategicheskogo partnerstva", Moscow, p. 220 (in Russian).

28. Dudyrev, F. F. et al. (2019). Molodye professionaly dlya novoj ekonomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii [Young professionals for the new Economy: secondary vocational education in Russia], Nacional'nyj issledovatel'skij uni-versitet "Vysshaya shkola ekonomiki", Institut obrazovaniya, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaya shkola ekonomiki", Moscow, 272 p. (Seriya kollektivnyh monografij "Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy"). ISBN 978-5-7598-1937-0. DOI 10.17323/978-5-7598-1937-0, EDN CBQJGP (in Russian).

29. Blinov, V. I., & Kurteeva, L. N. (2021). "Professionalitet - novaya sushchnost' i starye smysly" [Professionalitet -new essence and old meanings], Tekhnik transporta: obrazovanie i praktika, t. 2, № 3, pp. 248-255. DOI 10.46684/2687-1033.2021.3.248-255, EDN DJGLXL (in Russian).

30. Listvin, A. A., & Gart, M. A. (2022). "Professionalitet kak mekhanizm sinhronizacii sistemy srednego profession-al'nogo obrazovaniya i rynka truda" [Professionalitet as a mechanism for synchronizing the system of secondary vocational education and the labor market], Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, № 1(106), pp. 177-187. DOI 10.23859/1994-0637-2022-1-106-15. EDN AKCLIJ (in Russian).

31. Tereshchenkova, E. V. (2014). "Dual'naya sistema obrazovaniya kak osnova podgotovki specialistov" [Dual education system as a basis for training specialists], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'), pp. 41-45. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm, EDN SCEXKH (in Russian).

32. Babakova, T. A. (2013). Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly metodika raboty s ponyatijnym apparatom [Pedagogy and psychology of higher education; methods of working with the conceptual apparatus]. Available at: https://didacts.ru/slovari/pedagogika-i-psihologija-vysshei-shkoly-metodika-raboty-s-ponjatiinym-apparatom-2013.html (in Russian).

33. Lyamzin, M. A., & Gromkova, M. T. Slovar' terminov i ponyatij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Dictionary of terms and concepts of additional professional education]. Available at: https://di-dacts.ru/slovari/slovar-terminov-i-ponjatii-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovanija.html (in Russian).

34. (1967). "O gosudarstvennyh trudovyh rezervah SSSR: ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR № 37" [On the state labor reserves of the USSR: Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR No. 37], Resheniya partii ipravitel'stva po hozyajstvennym voprosam. 1917-1967 gg.: sb. dok. za 50 let, Politizdat, Moscow, t. 2. 19291940 gg, pp. 774-775 (in Russian).

35. (1990). Narodnoe hozyajstvo SSSR v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941—1945 gg.: stat. sb. [The national economy of the USSR in the Great Patriotic War of 1941-1945: statistical data], Informacionno-izdatel'skij centr, Moscow, 235 p. (in Russian).

36. Rudneva, T. I. (ed.) (2020). Obrazovanie v sovremennom mire: dostizheniya, vyzovy, perspektivy [Education in the modern world: achievements, challenges, prospects]: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-metod. konf. s mezhdunar. uchastiem, Samara, 20 fevralya 2020 goda, Vash Vzglyad, Samara, 432 p. ISBN 978-5-6043344-9-2, EDN BBKXQM (in Russian).

37. Zaharovskij, L. V. (2015). Sovetskaya model' professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya: aktualizaciya opyta v sovremennyh usloviyah [The Soviet model of vocational education: actualization of experience in modern conditions], Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, Ekaterinburg, 104 p. ISBN 978-58050-0576-4, EDN WEKCKL (in Russian).

38. Pasport prioritetnogo proekta "Obrazovanie" po napravleniyu "Podgotovka vysokokvalificirovannyh specialistov i rabochih kadrov s uchetom sovremennyh standartov i peredovyh tekhnologij" ("Rabochie kadry dlya peredovyh tekhnologij")" [Passport of the priority project "Education " in the direction of "Training of highly qualified specialists and workers taking into account modern standards and advanced technologies" ("Workers for advanced technologies")] (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, proto-kol ot 25.10.2016 № 9). Available at: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-o (in Russian).

39. Kublin, I. M., Eremeev, M. A., & Plekhanov, S. V. (2019). "Kachestvennoe izmenenie truda v usloviyah cifrovizacii proizvod-stva" [Qualitative change of labor in the context of production digitalization], VestnikSGSEU, № 1, pp. 65-69 (in Russian).

40. Bakanova, I. G., & Kapustina, L. V. (2022). "Vyzovy sovremennoj sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya i puti ih resheniya" [Challenges to the modern system of secondary vocational education and ways to respond to them], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'), pp. 50-64. Available at: http://e-kon-cept.ru/2022/221023.htm, DOI 10.24412/2304-120X-2022-11023, EDN KLCGKT (in Russian).

41. Fedchenko, A. A., & Yaryshina, V. N. (2022). "Instrumentarij ocenki i podbora rabotnikov v usloviyah BANI-mira" [Tools for assessing and selecting employees in the BANI-world], Social'no-trudovye issledovaniya, № 2(47), pp. 98-105. DOI 10.34022/2658-3712-2022-47-2-98-105, EDN PXCECM (in Russian).

42. Cascio, J. Facing the Age of Chaos. Available at: https://medium.com/0cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (in English).

43. Iz 2020 v 2030: novaya strategiya razvitiya SPO [From 2020 to 2030: a new development strategy for SVE]. Available at: https://akvobr.ru/new/publications/158 (in Russian).

Вклад авторов

И. Г. Баканова - обзор публикаций по теме статьи; анализ полученных данных; написание текста рукописи.

Л. В. Капустина - разработка дизайна исследования; корректировка рукописи.

Contribution of the authors

I. G. Bakanova - review of publications on the topic of the article; analysis of the data obtained; writing the text of the manual.

L. V. Kapustina - development of the research design; correction of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.