Научная статья на тему 'SPP-ПРОФИЛЬ ПЕДАГОГА СПО: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ'

SPP-ПРОФИЛЬ ПЕДАГОГА СПО: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPP-ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / СПО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чебыкина Ирина Витальевна, Заглодина Татьяна Алексеевна

В статье анализируются характеристики социального портрета педагогических работников среднего профессионального образования (далее - СПО), направленные на обновление и исследования кадрового состава и его характеристик. Для описания педагогов СПО как социальной группы использовался такой практический инструмент как SPP-профиль, это методика анализа актуальной самооценки респондентами своего социально-психологического и профессионального состояния. В основе SPP-профиля лежат социально-демографические характеристики, удовлетворенность профессиональной сферой, мотивация к деятельности в профессиональной сфере, самооценка психологического состояния, социально-бытовая удовлетворенность, оценка состояния профессиональной группы. Результаты исследования будут полезны для качественного обновления педагогического состава СПО, изучения его мотивации и удовлетворенности качеством профессиональной и социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чебыкина Ирина Витальевна, Заглодина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPP-PROFILE OF AN SPE EDUCATOR: SOCIOLOGICAL MEASURING POSSIBILITIES

The article analyzes the characteristics of the social portrait of teachers of secondary vocational education (hereinafter - SVE), aimed at updating and researching the staff composition and its characteristics. To describe SVE teachers as a social group we used such practical tool as SPP-profile, which is a technique to analyze the respondents' actual self-assessment of their socio-psychological and professional state. SPP-profile is based on: socio-demographic characteristics, satisfaction with professional sphere, motivation for activity in professional sphere, self-assessment of psychological state, social and domestic satisfaction, assessment of professional group state. The results of the study will be useful for qualitative updating of SVE teaching staff, studying their motivation and satisfaction with the quality of professional and social life.

Текст научной работы на тему «SPP-ПРОФИЛЬ ПЕДАГОГА СПО: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ»

УДК 377.8

Чебыкина Ирина Витальевна

кандидат социологических наук, доцент,

доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет irinach@mail.ru

Заглодина Татьяна Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет tz1708@yandex.ru

Irina I. Chebykina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Social Work, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State

Vocational Pedagogical University irinach@mail.ru

Tatyana A. Zaglodina

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Social Work, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State

Vocational Pedagogical University tz1708@yandex.ru

Spp-профиль педагога спо: социологические возможности измерения

Spp-profile of an spe educator: sociological measuring possibilities

Аннотация. В статье анализируются характеристики социального портрета педагогических работников среднего профессионального образования (далее -СПО), направленные на обновление и исследования кадрового состава и его характеристик. Для описания педагогов СПО как социальной группы использовался такой практический инструмент как SPP-профиль, это методика анализа актуальной самооценки респондентами своего социально-психологического и профессионального состояния. В основе SPP-профиля лежат социально-демографические характеристики, удовлетворенность профессиональной сферой, мотивация к деятельности в профессиональной сфере, самооценка психологического состояния, социально-бытовая удовлетворенность, оценка состояния профессиональной группы. Результаты исследования будут полезны для качественного обновления педагогического состава СПО, изучения его мотивации и удовлетворенности качеством профессиональной и социальной жизни.

Ключевые слова: педагоги среднего профессионального образования, SPP-профиль, профессиональная группа, СПО, человеческий капитал.

Annotation. The article analyzes the characteristics of the social portrait of teachers of secondary vocational education (hereinafter - SVE), aimed at updating and researching the staff composition and its characteristics. To describe SVE teachers as a social group we used such practical tool as SPP-profile, which is a technique to analyze the respondents' actual self-assessment of their socio-psychological and professional state. SPP-profile is based on: socio-demographic characteristics, satisfaction with professional sphere, motivation for activity in professional sphere, self-assessment of psychological state, social and domestic satisfaction, assessment of professional group state. The results of the study will be useful for qualitative updating of SVE teaching staff, studying their motivation and satisfaction with the quality of professional and social life.

Keywords: teachers of secondary vocational education, SPP-profile, professional group, SVE, human capital.

Актуальность разработки, апробации и последующего применения разнообразных прикладных инструментов, позволяющих исследо-

вать социально-демографические и профессиональные характеристики педагогов СПО, обусловлена необходимостью реализации программ

формирования и развития человеческого капитала современных организаций СПО, столкнувшихся в последнее время с достаточно серьезными кадровыми вызовами1.

Численность сотрудников СПО на 2020 год по данным Мониторинга ВШЭ [5, с. 8] составила 376 тыс. человек, при этом с каждым годом актуализируется тенденция старения педагогических кадров [4] и возрастает прогнозируемая потребность в обновлении персонала системы СПО. По мнению исследователей (С.А. Днепров, Р.А. Ва-лиев, И.Ф. Тулькибаева), старение контингента преподавателей в целом препятствует их постоянному пребыванию в состоянии синхронного самообразования определяет низкую мотивацию к каким-либо изменениям и к профессиональному росту [2; 3]. Другие авторы (Л.М. Андрюхина, О.И. Власова, С.А. Днепров, Т.В. Пермякова) отмечают проблему низкой привлекательности профессии исходя из финансовых соображений и престижности деятельности [1].

Другим значимым показателем является уровень образования преподавателей СПО и мастеров производственного обучения, который составляет порядка 89 % от общей численности педагогического состава образовательных организации СПО [4]. Согласно сводному отчету Министерства просвещения по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования», высшее образование имеют более 95 % преподавателей СПО и половина мастеров производственного обучения. Остальные имеют среднее профессиональное образование (преподаватели - 4,3 % специалисты и 0,14 % квалифицированные рабочие; мастера - 42,6 % специалисты, 5,8 - квалифицированные рабочие). Чуть более 4 % преподавателей имеют степень кандидата наук, менее 0,2 - доктора наук. Среди мастеров производственного обучения доля остепененных сотрудников незначительна (менее 0,2 %). Этот факт следует рассматривать в совокупности с тем, что значительная часть преподавателей СПО не имеет профессионально-педагогического образования (по одним данным 84,1 % от общего числа педагогических кадров [1], по другим -треть преподавателей и 75,2 % мастеров, что вызывает обоснованную озабоченность у исследователей [3].

В связи со сложившимися тенденциями, актуализируются задачи тщательного исследования социального портрета сотрудников СПО, проведения сравнительного анализа в разрезах географическом, половозрастном, профессиональном с целью принятия управленческих решений, направленных на коррекцию кадрового состава и его характеристик, а также по привлечению и удержанию сотрудников СПО.

В данной статье мы представим один их практических инструментов, позволяющих исследовать социальный портрет педагогов СПО, названный авторами БРР-профиль.

БРР-профиль - методика описания актуальной самооценки респондентами своего социально-психологического и профессионального состояния (из начальных букв изучаемых в рамках БРР-профиляблоков и состоит данная аббревиатура - 80сю-р8усИо-рго1е88юпа!).

В отличие от описания социально-демографического портрета, фиксирующего в большей степени объективные характеристики опрашиваемых, БРР-профиль позволяет:

- с о б рать данные о субъективной оценке респ о н дентами ряда характеристик в каждой из шкал;

- оценить эти характеристики качественно и количественно;

- представить данные в сопоставимых единицах измерения;

- визуализировать полученную информацию.

Собранная информация может быть использована для расчета индексов, средних, имеет четкие критерии для сравнения (что необходимо, в частности, при проведении мониторинговых исследований, либо для сравнения текущей и «идеальной» ситуации).

Прежде, чем мы рассмотрим инструмент (методику) исследования, кратко охарактеризуем совокупность участников опроса (анкетирования), проведенного осенью 2022 года коллективом Российского государственного профессионально-педагогического университета. В качестве объекта исследования выступили педагоги и мастера производственного обучения, а также административные сотрудники, работающие в системе среднего профессионального образования. Выборка - двухступенчатая, смешанная. На первой ступени были отобраны образовательные организации среднего профессионального образования по состоянию на сентябрь 2022 года, путем простого случайного отбора из перечня элементов генеральной совокупности. Ошибка выборки составляет ±5 %. На второй ступени - педагогических работников внутри образовательных организаций по квотам: педагоги и мастера, все квотные смещения были ликвидированы путем «ремонта» выборки. Сбор данных велся путем он-лайн-анкетирования. На этой совокупности была апробирована методика БРР-профиля.

Всего было опрошено 3416 человек из колледжей России. Из них абсолютное большинство (83,1 %) это женщины, чуть более половины (55,3 %) находятся в возрасте от 36 до 55 лет (19,4 % - 25-34 года, 19,8 % - 56 лет и старше). Большинство из

1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Педагогические работники СПО: рекрутирование, профессиональная

адаптация и социальная репрезентация» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).

них (62,1 %) замужем/женаты, у 42,9 % есть несовершеннолетние дети.

Большинство опрошенных сотрудников колледжей занимают должности преподавателей/педагогов (80,7 %), мастеров - 7,9 %, остальные (11,4 %) - представители административно-управленческого персонала и специалисты колледжей. Высшее образование есть у 87,6 % опрошенных, у 76,6 % оно соответствует занимаемой должности.

В системе образования педагоги СПО работают чаще дольше, чем в системе СПО, что позволяет

Распределение педагогов СПО по

предположить наличие у них опыта работы в других образовательных организациях (табл. 1). В целом по стажу работы педсостав СПО достаточно стабильный, опыт преподавания и административной деятельности значительный.

С одной стороны, это позволяет предположить достаточно хорошую осведомленность участников опроса о процессах, происходящих в СПО в течение длительного времени. С другой стороны, может свидетельствовать о несколько «суженном» взгляде на ситуацию в связи с отсутствием базы для сравнения процессов, происходящих в других образовательных организациях.

Таблица 1

стажу работы (в % от ответивших)

Продолжительность, лет Стаж работы

в системе образования в системе СПО в должности

До 3-х лет 11,7 19,2 19,8

3-10 лет 24,4 31,4 32,4

11-20 лет 26,8 24,9 23,4

21-30 лет 22,6 16,6 15,7

31-40 лет 11,2 6,2 6,7

41 год и более 3,4 1,6 2,0

Преподаватели (среднее, лет) 16,6 12,2 12,9

Мастера ПО (среднее, лет) 14,0 12,7 12,2

АУП (среднее, лет) 20,7 16,2 7,4

Специалисты (среднее, лет) 14,5 9,5 8,5

Далее, рассмотрим содержание инструмента для описания социально-психологического и профессионального состояния педагогов СПО.

Описание инструмента

SPP - профиль включает следующие показатели:

SPP - 0. Социально-демографические характеристики респондентов;

SPP - 1. Удовлетворенность респондентов профессиональной сферой;

SPP - 2. Мотивация респондентов к деятельности в профессиональной сфере;

SPP - 3. Самооценка респондентами психологического состояния;

SPP - 4. Социально-бытовая удовлетворенность респондентов;

SPP - 5. Оценка респондентами состояния профессиональной группы.

Каждый блок включает 10 показателей(кроме 0 шкалы, которая содержит традиционные вопросы социально-демографического плана, а также 5 шкалы, которая включает 11 показателей). Соответственно, профиль будет включать в себя 51 показатель, который предлагается оценить по шкалам от 1 до 5, где 1 - уровень изучаемого признака максимально низкий, 3 - средний, а 5 - максимально высокий.

Далее, охарактеризуем состав блоков.

SPP - 1 Удовлетворенность профессиональной сферой.

Мы исходим из того, что для хорошего самочувствия и поддержания высокой работоспособности педагогам необходимо чувствовать себя «на своем месте», принятыми в отношениях с коллегами и руководством, принимать должностные обязанности и возможности профессионального развития, а также гордиться своей профессией, чувствовать ее социальную значимость (что выражается в ее престиже и уровне оплаты труда в том числе). Данный блок включает в себя следующие переменные:

1.1 Удовлетворенность занимаемой должностью.

1.2 Удовлетворенность выполняемыми обязанностями.

1.3 Удовлетворенность возможностями карьерного роста.

1 . 4 Удовлетворенность возможностями профессиональной мобильности в данной сфере деятельности.

1.5 Удовлетворенность отношениями с коллегами.

1.6 Удовлетворенность отношениями с руководством.

1.7 Удовлетворенность возможностями самореализации.

1.8 Удовлетворенность возможностями развития и улучшения профессиональных компетенций.

1.9 Удовлетворенность уровнем престижа нынешней профессии.

1.10 Удовлетворенность уровнем оплаты труда.

Каждый показатель участники опроса оценивали по шкале от 1 до 5, где: 1 - полностью не

удовлетворен(а), 2 - скорее не удовлетворен(а), 3 - 50/50, 4 - скорее удовлетворен (а), 5 - полностью удовлетворен (а). Позиция «затрудняюсь ответить» - 0.

На рисунке 1 представлены данные об удовлетворенности педагогов СПО профессиональной сферой. Можем отметить, что из всех переменных ниже всего оценен показатель «удовлетворенность оплатой труда». Наиболее высокая удовлетворенность отмечена по показателям: удовлетворенность занимаемой должностью, удовлетворенность отношениями с коллегами и с руководством.

Рисунок 1 - Удовлетворенность педагогов СПО профессиональной сферой (SPP - 1)

SPP - 2 Мотивация к деятельности в профессиональной сфере

Следующий блок - это самооценка уровня мотивации в профессиональной сфере, на который влияют самооценка возможностей и нацеленности на саморазвитие, готовность продолжить работу в данной профессиональной сфере, участвовать в научной и грантовой деятельности, взаимодействовать с обучающимися и коллегами. Уровень мотивации - один из важнейших аспектов социально-психологического самочувствия педагогов, поскольку именно он способствует активности педагогов в образовательной и научной деятельности, помогает поддерживать профессиональный интерес и форму. Данный блок включает в себя следующие переменные:

2.1 Уровень мотивации на саморазвитие и реализацию как личности.

2.2 Уровень мотивации на развитие в нынешней профессии.

2.3 Уровень мотивации на взаимодействие с обучающимися.

2.4 Уровень мотивации на взаимодействие с коллегами.

2.5 Уровень мотивации на продолжение деятельности (работы) в нынешней профессии.

2.6 Уровень мотивации на участие в научной деятельности.

2.7 Уровень мотивации на участие в грантах и фундаментальных исследованиях.

2.8 Уровень мотивации на сохранение занятости в данной сфере на ближайшие годы.

2.9 Уровень мотивации на привлечение и развитие новых кадров в профессионально-педагогической сфере.

2.10 Уровень мотивации на карьеру в сфере профессионально-педагогического образования.

Каждый показатель участники опроса оценивали по шкале от 1 до 5, где: 1 - уровень мотивации низкий, 2 - уровень мотивации ниже среднего, 3 -уровень мотивации средний, 4 - уровень мотивации выше среднего, 5 - уровень мотивации высокий. Позиция «затрудняюсь ответить» - 0.

Рисунок 2 - Мотивация педагогов СПО к деятельности в профессиональной сфере (SPP - 2)

Как видно из рисунка 2, наиболее высокая мотивация у педагогов на взаимодействие с обучающимися и коллегами, а ниже остальных (мотивация на среднем уровне) - мотивация на участие в грантах и фундаментальных исследованиях. Остальные параметры мотивации находятся на уровне несколько выше среднего. И это такие параметры, как саморазвитие, продолжение деятельности в данной сфере и профессии. На наш взгляд, отсутствие «большой науки» в системе СПО - один из факторов, тормозящих развитие данных образовательных учреждений, хотя объективно (исходя из требований грантов РФФИ, например), основная проблема в СПО не в отсутствии грантов и исследований для СПО, а отсутствие профессионалов высокой квалификации (прежде всего, кандидатов наук, доцентов) в колледжах.

SPP - 3 Самооценка психологического состояния.

Исследование социального самочувствия педагогов СПО было бы неполным без исследования их психологического состояния. К данной группе показателей отнесены энергичность, уверенность в себе и самооценка, уровень психоэмоциональных нагрузок и качество социально-психологического климата в коллективе. Данный блок включает в себя следующие переменные:

3.1 Ваше обычное психологическое состояние в период реализации вами профессиональной деятельности (во время учебного года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2 Ваше обычное психологическое состояние в период отпуска.

3.3 Субъективная оценка вашей энергичности, полноты сил в настоящий момент.

3.4 Самооценка вашей уверенности в себе как в профессионале в данной профессии в настоящий момент.

3.5 Самооценка вашей востребованности профессионала в данной сфере.

как

3.6 Самооценка уровня психологической комфортности работы в сфере профессионально-педагогического образования для вас.

Каждый показатель участники опроса оценивали по шкале от 1 до 5, где: 1 - состояние плохое, 2 -удовлетворительное, 3 - среднее, 4 - хорошее, 5 -отличное. Позиция «затрудняюсь ответить» - 0.

Следующие три шкалы оценивались по другим критериям:

3.7 Субъективная оценка уровня вашего профессионального выгорания, усталости от профессии.

3.8 Субъективная оценка уровня вашего эмоционального выгорания, усталость от уровня психоэмоциональных нагрузок.

3.9 Самооценка вашего уровня психоэмоциональной нагрузки в настоящий момент.

Каждый показатель участники опроса оценивали по шкале от 1 до 5, где: 1 - полное выгорание, усталость, 2 - высокий уровень выгорания, усталости, 3 - средний уровень выгорания, усталости, 4 - уровень усталости и выгорания достаточно низкий, 5 - усталости и выгорания нет. Позиция «затрудняюсь ответить» - 0.

Заключительная десятая шкала оценивалась по шкале от 1 до 5, где: 1 - уровень профессиональной нагрузки чрезвычайно высокий, 2 - уровень профессиональной нагрузки выше среднего, 3 -уровень профессиональной нагрузки оптимальный,

4 - уровень профессиональной нагрузки ниже среднего, 5 - уровень профессиональной нагрузки низкий, недостаточный. Позиция «затрудняюсь ответить» - 0.

3.10 Оцените, пожалуйста, уровень вашей профессиональной нагрузки в настоящий момент.

Как видно из рисунка 3, педагоги чувствуют себя вполне энергичными и бодрыми (хотя эмоциональное состояние в период отпуска бывает и получше, чем в течение года), что подтверждает важность длительного летнего отпуска у педагогов СПО как времени, когда можно восстановить свои силы и хорошенько отдохнуть.

Что касается уверенности в себе как в профессионале и востребованности в данной области, то показатели также достаточно высокие. Вместе с тем, основным фактором, ухудшающим психологическое состояние, является высокий (выше среднего) уровень профессиональной нагрузки. Данные опроса подтверждают известный факт о том, что для переживания психологического комфорта человеку обязательно нужен стресс. Однако стресс (он, кстати, может произойти и из-за положительных эмоций) не должен быть запредельным и длиться долго, становясь хроническим.

Рисунок 3 - Самооценка педагогами СПО своего психологического состояния (SPP - 3)

Иначе вместо стимулирующего и мобилизационного, стресс может смениться дистрессом (т.е. истощением) и привести к последовательному снижению жизненного тонуса, удовлетворенности работой, отношениями с коллегами/студентами/руководством, стать одной из причин выгорания (эмоционального и профессионального).

Не менее важен для педагогов СПО и быт - следующий блок методики - удовлетворенность в социально-бытовой сфере.

SPP - 4 Социально-бытовая удовлетворенность

К данной группе переменных, описывающих удовлетворенность педагогами своих бытовых условий / повседневной жизни, нами отнесены такие параметры, как качество рабочего места, удовлетворенность жильем, возможностями проведения отпуска, досуга, отношениями с близкими,

доходом и уверенностью в будущем. В блок вошли следующие переменные:

4.1 Удовлетворенность оборудованием и качеством рабочего места (оснащенность техникой, ремонт помещений, комфорт и т.д.).

4.2 Удовлетворенность качеством жилья.

4.3 Удовлетворенность уровнем покупательской способности.

4.4 Удовлетворенность качеством (возможностями) отпуска.

4.5 Удовлетворенность качеством здоровья.

4.6 Удовлетворенность качеством взаимоотношений с родными и близкими.

4.7 Удовлетворенность качеством досуга.

4.8 Удовлетворенность уровнем заработной платы .

4.9 Удовлетворенность возможностью получения дополнительного дохода по профессии.

4.10 Удовлетворенность уровнем уверенности в будущем.

Каждый показатель участники опроса оценивали по шкале от 1 до 5, где: 1 - полностью не удовле-творен(а), 2 - скорее не удовлетворен(а), 3 -50/50, 4 - скорее удовлетворен (а), 5 - полностью удовлетворен (а). Позиция «затрудняюсь ответить» - 0.

В данном блоке участники максимально удовлетворены своими отношениями с родными и близкими (степень значимости социального окружения как поддерживающего сложно переоценить).

Однако половина показателей оценена участниками исследования на среднем и ниже среднего уровне. В число этих показателей попали самооценка удовлетворенности своей покупательской способностью, качеством рабочего места, а также уверенности будущим. Еще ниже оценена удовлетворенность уровнем заработной платы и возможностью дополнительного дохода по профессии.

Таким образом, мы видим, что при наличии достаточно высокой удовлетворенности профессиональной сферой, мотивацией на продолжение профессиональной деятельности и в целом положительную оценку психологического состояния, именно социально-бытовые вопросы и возможность реализовать свои потребности в должной степени являются самой проблемной областью для педагогов СПО.

Рисунок 4 - Самооценка педагогами СПО своей социально-бытовой удовлетворенности (SPP - 4)

SPP - 5 Оценка состояния профессиональной группы

Заключительный блок SPP-профиля - оценка состояния профессиональной группы в целом. В данном блоке нами рассмотрены такие показатели, как наличие или отсутствие профессионального ядра педагогов СПО, уровня профессионализма и профессиональной идентичности, перспективы развития профессиональной группы педагогов СПО, преемственность в ее развитии. В число показателей включены:

5.1 Есть крепкое ядро профессионалов в системе СПО.

5.2 Есть высокий уровень профессионализма у большинства преподавателей/мастеров системы СПО.

5.3 Есть выраженная профессиональная идентичность преподавателей/мастеров системы СПО.

5.4 Есть ясное понимание перспектив развития профессиональной группы преподавателей / мастеров системы СПО.

5.5 Есть стратегия развития системы СПО и ее работников.

5.6 Есть чувство гордости у преподавателей/ мастеров системы СПО за принадлежность к данной группе.

5.7 Есть желание и мотивация преподавателей/ мастеров системы СПО развиваться в данной сфере.

5.8 Есть достаточное количество молодых преподавателей/мастеров системы СПО, заинтересованных в работе в данной сфере.

5.9 Есть социальные гарантии и льготы для сотрудников системы СПО.

5.10 Есть слаженная система повышения квалификации и обучения для сотрудников системы СПО в соответствии с актуальными изменениями.

5.11. Есть методики обучения специалистов-практиков методикам преподавания и работы в системе СПО в качестве педагогов / мастеров.

Каждый показатель участники опроса оценивали по шкале от 1 до 5, где: 1 - совершенно не согласен, 2 - скорее не согласен, чем согласен, 3 -50/50, 4 - скорее согласен, чем не согласен, 5 -совершенно согласен. Позиция «затрудняюсь ответить» - 0.

Рисунок 5 - Оценка педагогами СПО состояния профессиональной группы (SPP - 5)

Как видим из рисунка 5, в целом, среди опрошенных есть достаточно позитивное представление о профессиональной группе педагогов СПО. Достаточно высоко оценены состояние профессионализма ее членов, стратегия развития и система повышения квалификации сотрудников, лояльность данной сфере деятельности. Вместе с тем, на среднем и ниже уровне оценены такие параметры, как наличие методик обучения специалистов-практиков методикам работы в системе СПО (а ведь это один из вариантов пополнения кадров колледжей специалистами «с земли», способными передать не теоретические, а практические навыки работы студентам). Кроме того, очень осторожно оценены такие параметры, как достаточность наличия молодых преподавателей в системе СПО (вопрос сменяемости кадров), ниже всего - наличие социальных гарантий и льгот для сотрудников системы СПО.

Подводя итоги исследования шкал профиля, отметим, что наиболее острыми, на наш взгляд, являются качество жизни и нерешенность социально-бытовых проблем преподавателей СПО, не позволяющие им вести достойный уровень

жизни, которого требует высокий уровень интенсивности труда в системе СПО, а также, в целом, специфика педагогической деятельности, связанная с необходимостью постоянного обновления знаний, как теории, так и практики, потенциально рискогенный характер труда в педагогике с точки зрения эмоционального и профессионального выгорания.

Крайне необходимо поддержать в целом пока достаточно высокую мотивацию на профессиональную деятельность в СПО, готовность развиваться в ней, продолжать работу даже при недостаточной удовлетворенности рабочим местом, требованиями, недостаточным вознаграждением за труд (специфический, не всегда позволяющий получить доходы вне стен СПО). И одной из таких мер поддержки и привлечения профессиональных кадров в СПО может быть система льгот и поддержки для педагогов СПО, которая бы отчасти могла компенсировать их недостаточную удовлетворенность социально-бытовой сферой, а также помогла им чувствовать себя более оптимистично и уверенно за счет подобной формы социального признания.

Литература:

Literature:

1. Латентные риски профессиональной деятельности преподавателей СПО: результаты социологического исследования / Л.М. Андрюхина [и др.] // Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования: Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2017. С. 103-132.

2. Днепров С.А. Психолого-педагогическое обоснование сущности синхронного образования / С.А. Днепров, Р.А. Валиев // Педагогическое образование в России. 2008. № 3. С. 17-24.

3. Днепров С.А. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной / С.А. Днепров, Н.Н. Тулькибаева, И.Ф. Медведев // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 2-6.

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. ШЬ : ИНрэУ/топйоппд. тюсеСи.ги/?т^ро

5. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы: информационный бюллетень / С.Б. Крайчинская, Е.Е. Петров, О.А. Романова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022. 36 с.

1. Latent risks of professional activity of SPE teachers: results of sociological research / L.M. Andryu-khina [et al.] // Scientific, methodological, organizational and informational support of the concept of staffing of secondary vocational education system: Collection of scientific papers. Yekaterinburg, 2017. P. 103-132.

2. Dnieprov S.A. Psychological and pedagogical substantiation of the essence of synchronous education / S.A. Dnieprov, R.A. Valiev // Pedagogical Education in Russia. 2008. № 3. P. 17-24.

3. Dnieprov S.A. From monoprofessional training to multiprofessional training / S.A. Dnieprov, N.N. Tulki-baeva, I.F. Medvedev // Professional Education. Capital. 2015. № 5. P. 2-6.

4. Informational and analytical materials on the results of monitoring the quality of personnel training. URL : https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo

5. Training for the SPE system: federal and regional initiatives: newsletter / S.B. Kraichinskaya, E.E. Pe-trov, O.A. Romanova; National Research University «Higher School of Economics». M. : National Research University Higher School of Economics, 2022. 36 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.