Научная статья на тему 'Педагог Валентина Ивановна соколова'

Педагог Валентина Ивановна соколова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог Валентина Ивановна соколова»

H.A. Цай

ПЕДАГОГ ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА СОКОЛОВА

При упоминании балетных звезд в статьях, в интервью или просто в разговоре достаточно часто речь заходит о педагоге, по классу которого артист выпускался. Говорят о тех, кто последние годы обучал сложным техническим приемам, актерским навыкам, вносил последние штрихи, позволяющие молодому артисту заявить о себе как об индивидуальности, о тех, кто подготавливал к "выживанию" в театре. Да, безусловно, педагог выпускных классов академии имени А.Я. Вагановой всегда был и есть профессионал высшего полета, человек, от которого во многом зависит творческая судьба артиста. Но, как известно, без хорошей базовой подготовки никаких вершин не достичь. "Научить" работать мышцы, дать толчок к развитию физических данных, правильно поставить корпус, придать грамотность движениям рук, ног, головы — тоже искусство. Итак, попробуем исправить несправедливость по отношению к педагогам младших классов — слишком уж редко упоминаются их имена.

В балетную школу поступают разные дети: иногда подготовленные хорошо, иногда плохо, а есть и такие, которые впервые увидели балетный станок. Первый педагог классического танца, именно Педагог (учащиеся обыкновенных школ не употребляют это слово), открывает детям новый мир, мир привилегированного учебного заведения. Много было сказано об атмосфере, некой ауре, царящей в стенах петербургской академии, и я не буду повторяться. Скажу лишь о том, что первый педагог помогает стать маленькой частицей этого школьно-театрального мира, настраивает на творческий лад и учит любить профессию балетного артиста. Многие замечали, что с учениками балетной школы происходит удивительная метаморфоза. Придя в школу, не представляя ясно, что такое балет на самом деле, через год-два дети не представляют без него жизни... И это — заслуга тех людей, работа которых почти всегда остается в тени.

Назовем некоторых из них: Е.П. Снеткова-Вечеслова, Л.С. Петров, А.П. Бажаева, Е.Н. Громова, Н.В. Федорова, И.Д. Певзнер, М.А. Померанцева, В.И. Цырулева, В.В. Румянцева, Г.П. Новицкая и педагог, о котором пойдет дальше речь, В.И. Соколова (Карюкина).

Валентина Ивановна Карюкина поступила в Ленинградское хореографическое училище в 1935 году. Как и многие, она не имела понятия о балетном театре, но любила двигаться под музыку, импровизировать, смотреть на свою танцующую тень. Родители заметили это её увлечение и привели в балетную школу. Конкурсный отбор легко был пройден, так как девочка оказалась очень способной. Благодаря своим данным, В. Карю-кина быстро делала успехи, училась легко и с радостью. "Почти на всех общеобразовательных уроках мне было скучно, я сидела и ждала с нетерпением урока классики. Мне не было трудно, как другим ученицам, поэтому всегда очень нравилось заниматься. Кроме того, меня часто хвалили, в том числе, мой первый педагог Е.П. Снеткова-Вечеслова", — рассказывает Валентина Ивановна.

Педагогом классики средних классов стала М.С. Добролюбова, которая, по словам В.И. Соколовой, была чрезвычайно требовательной, энергичной и собранной. Её уроки были интересны и всегда сопровождались показом, очень профессиональным и выразительным.

Выпускалась В.И. Карюкина по классу М.Ф. Романовой, бывшей танцовщицы Мариинского театра, матери Г.С. Улановой. Она была прекрасным педагогом, строгим и требовательным. На уроке весь класс окидывала взглядом, всем делала замечания. На выпускном концерте хотела показать каждую воспитанницу. Для концерта ею был поставлен вальс на музыку А. Глазунова. В.И. Карюкиной была поручена сольная партия. Валентина Ивановна вспоминает о том, что М.Ф. Романова была очень доброй, заботливой и мягкой в жизни. Девочкам, у которых погибли родители во время войны, она заменила мать. "Мне очень повезло с учителями. Дуэтный танец преподавал

A.И. Пушкин, характерный — А.В. Лопухов. Я застала то время, когда в школе работали такие личности, как А.Я. Ваганова,

Л.М. Тюнтина, Е.В. Ширипина, Н.П. Базарова, В.П. Мэй,

B.С. Костровицкая. Последние создали, по существу, методику обучения классического танца младших классов и выпустили учебные пособия, которыми мы пользуемся до сегодняшнего дня. Как видите, мне было у кого поучиться!" — комментирует педагог.

Самое тяжелое время обучения выпало на годы войны. Большая часть учеников и преподавателей в начале войны была эвакуирована в Пермь, некоторые предпочли остаться в Ленинграде, не предполагая, что им придётся пережить. Среди этих героев была и Валентина Ивановна Карюкина. Сначала учащиеся, как обычно, приходили в школу, а вечером шли домой. Позже, когда начались бомбёжки, училище перевели на казарменное положение. Все жили в школе и с октября 1941 года по июнь 1942 года одновременно с обучением принимали участие в работе бригады МПВО. Приказом от 25 апреля 1942 года вводилось двухсменное круглосуточное дежурство всего состава учащихся, преподавателей и сотрудников. За эту работу обитатели школы получали рабочие карточки.

Уроки классического танца не прекращалась даже в страшные блокадные дни. "Нас было пять-семь человек. Занятия вела В.С. Костровицкая. В залах был страшный холод, поэтому мы занимались в варежках и одном валенке, который надевался на опорную ногу. Делали упражнение с правой ноги, потом переодевали валенок на другую ногу и все с левой. Наш педагог давала короткий урок-разогрев, без сложных программных движений. Было очень тяжело, но это была едва ли не единственная возможность хоть на некоторое время согреться", — вспоминает Валентина Ивановна.

Кроме занятий, ученики и преподаватели находили силы и мужество готовить концертные номера. В основном исполнялись характерные танцы. Концерты давались в траншеях и госпиталях. 31 мая 1942 года в филармонии состоялся концерт

студентов Ленинградской Консерватории и учащихся Ленинградского Хореографического училища. Во втором отделении В. Карюкина исполняла Украинский танец, другими учениками были показаны Индусский танец из балета "Баядерка", Испанский танец из балета "Раймонда", "Лебедь" на музыку Сен-Сан-са, Уральский танец из балета "Конёк-горбунок" и другие. Зал был полон. В конце лета 1942 года дети и педагоги, пережившие первую блокадную зиму, во главе с Н.П.Ивановским, были вывезены в Пермь, Курью и другие города.

Впоследствии В.И. Карюкиной была присвоена медаль за оборону Ленинграда.

В блокадные дни погибла вся семья Валентины Ивановны. Поэтому в 1944-1945 годах, когда школа возвратилась в Ленинград и возобновились занятия, она жила в интернате, который находился в здании училища.

Выпускники 1945 года, наверное, одни из самых счастливых: закончилась война и начинается новая жизнь в театре. Валентине Карюкиной выпускная комиссия во главе с А.Я. Вагановой предложила выбрать театр: Кировский или МАЛЕГОТ. Она выбрала последний, ставший её вторым домом с 1945 по 1967 годы. Атмосфера в театре была очень теплая, дружеская. Отношения между опытными танцовщиками и молодыми артистами сложились товарищеские. Старшие коллеги с удовольствием помогали освоить большой репертуар. В.И. Карюкина была крепкой, выносливой, работоспособной танцовщицей. Танцевала четверки, тройки, двойки во всех балетах и сольные вариации в оперных спектаклях. Исполняла сольные партии в балетах: "Мнимый жених" (Беатриче), "Сольвейг" (Ледяная дева), "Семь красавиц" (Иранская красавица), "Балда" (Чертовка), "Лебединое озеро" (Па-де-труа, маленькие лебеди), "Корсар" (Трио), "Тщетная предосторожность" (подруги), "Фадетта" (Мадлон, Пиччикато), "Голубой Дунай" (Романс). Большинство партий было подготовлено с Н.М. Улановой, Л.О. Большаковой и Г.О. Большаковой. В 60-х годах МАЛЕГОТ стал выезжать на гастроли. В.И. Карюкина принимала участие в поездках в Латинскую Америку, Перу, Чехословакию, Турцию, Египет.

В театре Валентина Ивановна встретила своего будущего мужа Н.С. Соколова. Это был красивый танцовщик-солист, ставший в дальнейшем ведущим режиссером, а затем заведующим балетной труппы театра. Он как превосходный профессионал, знаток своего дела, оказал немалое влияние на выбор педагогической стези своей супруги.

После окончания сценической карьеры В.И. Соколова прошла двухгодичный курс преподавательского отделения в ЛАХУ под руководством Е.В. Ширипиной и в 1971 году была приглашена Ф.И. Балабиной для преподавания классического танца в младших классах. Вот имена некоторых из её воспитанников: И. Петров, Д. Корнеев, И. Желонкина, А. Дунец, А. Дмитриева, А. Василец, В. Самодуров, Д. Фирсов, Д. Толмачев, Ю. Касенко-ва, Т. Амосова, Я. Серебрякова, Я. Селина, Т. Ткаченко, П. Рассадина.

Сначала ее подопечными были только мальчики, первым классом стал национальный класс, составленный из якутов, башкир и киргизов. "Да, было нелегко: во-первых — мальчики жили без родителей в общежитии, во-вторых — переходный возраст, в-третьих — некоторые плохо говорили по-русски". Контакт с мальчиками был найден. (Позже выяснится, что найти контакт с девочками удается намного сложнее.) Иногда строго, иногда с шуткой она методично раскрывала детям секреты силы мышц, устойчивости, учила выразительности, вырабатывала память тела. Один их тех учеников, Р. Зарипов, сейчас является ассистентом хореографа в труппе Дж. Ноймайера. Ввиду удачной работы с национальным классом, Соколова получила класс девочек из Чувашии. За эту работу ей было присвоено звание Заслуженного работника культуры Чувашской АССР.

Теперь молодому начинающему специалисту необходимо было заявить о себе уже не на сцене, а среди выдающихся педагогов. Недостаток опыта восполнялся детальным продумыванием, анализом прошедшего урока, составлением плана и постановкой задач на предстоящее занятие, штудированием учебника "Азбука классического танца" Н. Базаровой и В. Мэй.

"Поначалу записывала некоторые удачные комбинации, время, которое уходило на обучение какому-либо упражнению. Потом сравнивала временные успехи разных классов, ведь каждая группа проходит программу в разном темпе", комментирует В. Соколова. Были у молодого педагога и знаменитые советчики, среди них Л.М.Тюнтина, А.М. Чернова и Н.В. Федорова. Л.М. Тюнтина сумела увидеть в новом преподавателе черты носителя русской балетной школы, заприметив В.И. Соколову еще на сцене. Она часто заходила на уроки и репетиции и давала советы. Иногда Л.М. Тюн-тина ставила концертные номера для учеников Валентины Ивановны. Автору довелось участвовать в репетициях Тирольского танца. Лидия Михайловна была уже очень пожилая, ей было за восемьдесят. Всем казалось, что она спала, сидя на стуле. На самом же деле Л.М. Тюнтина прекрасно все видела. Неожиданно, рассердившись на нерасторопность какой-то пары, она вскакивала, подбегала и поднимала в воздух сразу двоих учеников, показывая, как нужно сделать определенную поддержку. Все буквально дрожали от страха и, в том числе, Валентина Ивановна. Она наблюдала за происходящим со слезами, жалея своих учеников.

"Учить детей — процесс сложный, но интересный. Сложный, потому что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Кто-то более сообразительный, схватывает на лету, а кому-то надо много раз показать и объяснить. У всех разные характеры, отношение к делу, разные возможности. А интересный процесс, потому что дети быстро учатся и порой делают колоссальные успехи, такие, что сама удивлялась. Я замечала, что дети прогрессируют ступенчато. Какое-то время никакого результата, начинаешь волноваться: а все ли правильно объяснено и показано? И вдруг — резкий скачок: делают все аккуратно и грамотно. Это очень большая радость!" — рассказывает педагог. На вопрос, чему надо уделять внимание прежде всего, следует ответ: "Всему!"

В.И. Соколова убеждена в том, что огромное значение для учеников младших классов имеет точный показ. Однако показ не только самого движения, но и ошибок, сделанных во время его

исполнения. Сама она всегда демонстрировала ошибки немного преувеличенно, немного карикатурно, часто вызывая смех учеников, а иной раз и обиду. Заметив, что ребенок этим расстроен, педагог старалась подбодрить или похвалить его в следующем упражнении. Нередко ученики со слезами выдворялись за дверь. Простояв там несколько минут, стучали и просили разрешения вернуться к станку. В этот момент нужно было немедленно утереть слезы и работать не только в полную силу, а в несколько раз сильнее. Тогда казалось, что нет большего горя в жизни, чем быть выгнанным из класса. Кому-то такие методы воспитания могут показаться слишком уж строгими, но таковы правила Академии. По прошествии многих лет все вспоминают школьные горести со смехом и благодарят Валентину Ивановну за её настойчивость и умение заставить работать даже ленивого.

Одним из важнейших качеств педагога В.И. Соколова считает способность видеть класс как одно целое. Она говорит, что старалась не выделять наиболее способных детей, не "делать из них балерин или ведущих танцовщиков в таком раннем возрасте". Все в классе для педагога были равны. Всем уделялось одинаковое внимание. Выделялись лишь такие, которые "имели хорошую голову" и те, в чьих глазах было большое желание работать.

Будучи очень строгим педагогом, В.И. Соколова при этом любила своих подопечных, заботясь о них не только в академии, но и блюдя вне ее стен. Увидев на улице в руках учениц мороженое или пирожок, строго произносила: "Ешьте-ешьте, завтра я вам покажу на уроке...!" Но в голосе слышались смешливые нотки.

В.И. Соколова часто приглашала посмотреть свой урок учениц, которые уже перешли к другим педагогам. Многие с удовольствием приходили и, видя ошибки младших, после позволения педагога подходили и поправляли девочек. Таким образом, Валентина Ивановна учила видеть ошибки, показывала, как можно учиться на них, прививала интерес к балетному искусству, но с не совсем обычной стороны. Некоторым её воспитанницам это очень помогло, так как не все стали танцевать, — некоторые выбрали педагогическую деятельность.

Много лет проработав в училище, Валентина Ивановна вынуждена была уйти на пенсию из-за профессиональной болезни. Но она пристально продолжает следить за дальнейшим продвижением своих учеников в театре. И они в свою очередь не забывают своего первого педагога ни в беде, ни в радости. Бывает, что за праздничным столом собираются люди разных поколений. Это и артисты, окончившие школу десять-двадцать лет назад, и молодые танцовщики, только начавшие работать в театре, и их родители. Бывших учеников объединяют воспоминания о времени, когда они только начинали постигать искусство танца под чутким руководством своего первого Учителя. Несмотря на возраст (в следующем году ей исполнится 80 лет) и травмы, В.И.Соколова всегда в хорошем настроении, бодрая и жизнелюбивая, ко многим вещам относится с юмором, что очень помогает ей в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.